Муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Иркутска Централизованная библиотечная система Организационно-методический отдел по работе с детьми и юношеством



страница1/5
Дата24.06.2015
Размер0,99 Mb.
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Иркутска

Централизованная библиотечная система

Организационно-методический отдел по работе с детьми и юношеством

Организационно-методический отдел по библиотечному обслуживанию


Великой победе посвящается
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

(Методическое пособие)

(часть 2)

emblema_70_letie_pobedi

Иркутск


2014г.
ББК 63.3(2)622я7

В 27
Составители: В.В. Биденко, Е.Ю. Дубешко

Компьютерный дизайн и верстка: А.И. Перфильева

Отв. за выпуск: Н.А. Кустова



Великой Победе посвящается: [к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне]: Методическое пособие: в 2 ч. Ч. 2 / сост.: В.В. Биденко, Е.Ю. Дубешко. - Иркутск, 2014. - 87 с.

Вторая часть пособия включает: сценарии, конкурсно-игровые программы, посвященные победе в Великой Отечественной войне и другой материал, необходимый библиотекам.




Содержание


  1. Сценарии, посвященные победе в Великой Отечественной войне___________________________5

  2. Конкурсно-игровые программы, посвященные победе в

Великой Отечественной войне__________________42

  1. Краткая история второй мировой войны в цифрах___55

4. Интересные факты о Великой Отечественной войне__58

5. Пословицы и поговорки о мире и войне____________61

6. Стихи о Великой Отечественной войне____________71

7. Обзор сайтов, посвященных победе в Великой

Отечественной войне____________________________79

8. Список использованных Интернет-ресурсов________87


http://img-fotki.yandex.ru/get/7/taty-eremeeva.e/0_4133f_b7cdd963_xl


Сценарии, посвященные Победе в Великой Отечественной войне

Детство, опаленное войной

Сценарий утренника ко Дню Победы
К началу праздника необходимо пригласить 2-х ветеранов, встретивших войну в детстве и ветерана, пережившего блокаду, в зале рекомендуется оформить выставку книг о войне, подготовить кадры из военной хроники на тему «Война и дети».
Ведущий: Дети войны - самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы поверить. Но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться!

Ведущий: Война… Жесточе нет слова.

Война… Печальней нет слова.

Война… Светлее нет слова.

В тоске и славе этих лет

И на устах у нас иного слова

Еще не может быть, и нет.



1-й ребенок: А мы не будем памяти перечить

И часто вспоминаем дни, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда.



2-й ребенок: Была земля и жесткой, и метельной

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.



Ведущий: Лето 1941-го начиналось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах, в садах поспевала клубника. И, вдруг, ВОЙНА! Что это такое, какое это страшное, непонятное слово?

(Кадры из военной хроники на тему «Война и дети»)

Ведущий: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в больших городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере. Им, детям 40-х пороховых предстояло не просто жить, им предстояло выживать в войну.
1-й ребенок: Его я узнал не из книжек -

Жестокое слово - война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она.

Смертельными тоннами стали

Сирены тревоги ночной

В те дни мы в войну не играли

Мы просто дышали войной.


Ведущий. Трудовой героизм… Это особая страница истории Великой Отечественной войны. Рабочие почти круглосуточно трудились на заводах по изготовлению оружия, техники, одежды и обуви для солдат. Главным лозунгом тех лет был призыв: «Все для фронта, все для победы». В эти трудные дни рядом со взрослыми у станков встали дети 12-14 лет.
2-й ребенок: Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка.

Пришли на заводы работать мальчишки,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.


1-й ребенок: Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,

И только бы жить начинать сорванцам,

Как их завертели такие метели,

Какие, пожалуй, не снились отцам.



Выступление приглашенного ветерана, встретившего войну в подростковом возрасте. (Кадры военной хроники о трудящихся тыла.)

Ведущий: В труднейших условиях работали колхозники. Не хватало людей, машин, лошадей, а самое главное - питания. Все приходилось «тащить на себе» (в прямом и переносном смысле) женщинам, старикам, детям.

Воспоминания ветерана

(Звучат удары колокола, сменяются стуком метронома).

(На экране - кадры о блокадном Ленинграде.)

1-й ребенок: Блокада. Далеко как это слово

От наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы

И как трамваи мерзли на пути,

И матери, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.


2-й ребенок: Опять война, опять блокада

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить!»

Нет, надо!

Чтобы снова на планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Ведущий: «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У них была общая болезнь - дистрофия. Судьбы ленинградцев-блокадников тесно переплетаются с судьбами детей других городов нашей страны. Для многих перенесших блокаду детей Сибирь стала вторым домом, второй родиной. Судьба свела нас с удивительной женщиной (мужчиной), прекрасной матерью и человеком ………(фамилия)

Выступление ветерана, пережившего блокаду Ленинграда
1-й ребенок: Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Почему сыновья не вернулись домой?

Сколько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда - их еда и землянка - их кров,

А мечта - до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.



Ведущий: Много лет прошло с тех пор, как кончилась война. Мы от души радуемся Великому празднику Победы. Поздравляем всех тех, кто прошел через эту страшную войну, кто помнит эти суровые годы. К сожалению, их с каждым годом становится все меньше. Так устроена жизнь, что человек стареет и покидает этот мир. И только память о минувшей войне никогда не покинет сердца людей.
2-й ребенок: Прошла война, прошла страда

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье - не в забвенье!



В заключении приглашенным ветеранам дарят цветы.

Эти песни спеты на войне

Сценарий тематического вечера
Данное мероприятие проводится как вечер двух поколений – ветеранов и их внуков за чашкой чая. К вечеру оформлена экспозиция, на которой представлены грампластинки, книги с песнями военных лет, иллюстрациями военного времени. Ветераны и дети располагаются за столами так, что все видят текст песен на экране.

Музыкальное оформление:

В ходе мероприятия понадобятся следующие аудиозаписи песен: «Вставай страна огромная» (стихи В. И. Лебедева-Кумача, музыка А.В.Александрова); «В землянке» (стихи и музыка К. Листова); «Бьется в тесной печурке огонь» (стихи Суркова А., музыка К. Листова); «Огонек» (стихи М.Исаковского, музыка М.Блантера); «Катюша» (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера); «Случайный вальс» (слова Е. Долматовского, музыка Марка Фрадкина).



Ведущий: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В строй с солдатами встала песня. С первого дня и до победного праздничного салюта песня всегда была рядом. Она помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов. Сплачивала их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика в минуты грусти. Скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатами в бой. Вливала в них новые силы, отвагу, смелость.

24 июня 1941 года газета «Известия» и «Красный север» опубликовали стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная. Вставай на смертный бой…». Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В.Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день на репетиции ансамбля он написал ноты на грифельной доске мелом, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Еще день – на репетиции с оркестром. А 27 июня уже состоялась премьера песни на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С первых тактов песня захватывала бойцов. А когда зазвучал второй куплет, все встали, как во время исполнения гимна. Пять раз подряд исполнил ансамбль эту песню. Так начался путь песни, славный и долгий. Её пели всюду – в тылу, в партизанских отрядах и т.д. Каждое утро она играла по радио после боя курантов.



(звучит песня «Вставай страна огромная»)

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Припев:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идет война народная,

Священная война.

Как два различных полюса,

Во всем враждебны мы.

За свет и мир мы боремся,

Они - за царство тьмы.

Припев.

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

Припев.

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

Припев.

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб!

Припев.

Пойдем ломить всей силою,

Всем сердцем, всей душой

За землю нашу милую,

За наш Союз большой!

Припев.

Встает страна огромная,

Встает на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Припев.

На войне было сложно, и пелось немало боевых песен. Простыми словами в них говорилось об оружии, о ненависти, о боевых дорогах, о подвигах героев. Но в памяти людской закрепились и такие песни, где говорилось о любви, о стойкости, об умении ждать. Одна из таких песен «В землянке». А. Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворение не писал – просто сложил письмо, рассказал жене, где находится, о чем думает, какая, наконец, погода в тех местах. Стихи распространились раньше, чем была написана музыка. Когда К. Листов услышал стихи, он написал мелодию к стихам, которые уже все знали. Песня была исполнена по радио. Вскоре песню запели все.



(Звучит песня «Бьется в тесной печурке огонь», стихи Суркова А., музыка К. Листова)

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти не легко,

А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

Ещё одна бесхитростная простая песня широко распространилась в годы войны. Это песня «Огонек». Стихи прозвучали по радио и стали распространяться быстрее, чем музыка. Их стали переписывать, посылать в письмах. И на фронте, и тылу гармонисты стали подбирать музыку. Появились десятки музыкальных решений «Огонька», самых разнообразных, но всегда задушевных и искренних. И тот «Огонек», который мы поем и слышим теперь правильнее назвать народным.



( Звучит песня «Огонек», стихи М.Исаковского, музыка М. Блантера)

На позицию девушка

Провожала бойца,

Тёмной ночью простилась

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренёк,

На окошке на девичьем

Всё горел огонёк.

И пока за туманами

Видеть мог паренёк,

На окошке на девичьем

Всё горел огонёк.

Парня встретила славная

Фронтовая семья.

Всюду были товарищи,

Всюду были друзья,

Но знакомую улицу

Позабыть он не мог:

Где ж ты, девушка милая,

Где ж ты, мой огонёк?

Но знакомую улицу

Позабыть он не мог:

Где ж ты, девушка милая,

Где ж ты, мой огонёк?

И подруга далёкая

Парню весточку шлёт,

Что любовь её девичья

Никогда не умрёт.

Всё, что было загадано,

В свой исполнится срок, -

Не погаснет без времени

Золотой огонёк.

Всё, что было загадано,

В свой исполнится срок, -

Не погаснет без времени

Золотой огонёк.

И спокойно и радостно

На душе у бойца,

От такого хорошего

От её письмеца.

И врага ненавистного

Крепче бьёт паренёк,

За советскую Родину

За родной огонёк.

И врага ненавистного

Крепче бьёт паренёк,

За советскую Родину

За родной огонёк.

А эта песня живет уже 70 лет. Сегодня ее сюжет может показаться простым: пусть спокойно несет службу пограничник, девушка обещает сберечь любовь. Ласковое имя, привычный родной пейзаж – кто думал, что, выйдя из песни, зазвучит это имя грозно, станет воином. Песня «Катюша» - песня о верности пограничника и любви к пограничнику. Написана поэтом Исаковским и композитором М. Блантером в те времена, когда пограничная служба была предметом всеобщего внимания, к границе были устремлены тревожные взоры старшего и молодого поколения.

«Катюшами» на фронте стали называть реактивные минометы. Откуда пошло это название, вероятно, не придется узнать никогда. Возможно, это имя дали бойцы батареи реактивной артиллерии, может быть, это делали конструкторы, не исключено, что крылатое слово родилось у пехотинцев или танкистов. Так или иначе, но невиданные ранее машины стали называть «Катюшами», а песня «Катюша» стала песней–воином.

(Звучит песня «Катюша», слова М. Исаковского, музыка М. Блантера)

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Ой, ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

Песня венного времени была не только страницей летописи, но и чутким барометром душевного состояния человека. В одной из прифронтовых деревень поэт Е. Долматовский увидел объявление: «Танцы до утра». Эти слова стали заголовком стихотворения, позднее его назвали «Случайный вальс». Композитор Марк Фрадкин проникся построением этого стихотворения. Родилась новая песня, которую впервые исполнили в эшелоне, двигавшемся на север после разгрома армии Паулюса под Сталинградом.



(Звучит песня «Случайный вальс». Слова Е. Долматовского, музыка Марка Фрадкина)

Ночь коротка, спят облака,

И лежит у меня на ладони

Незнакомая ваша рука.

После тревог спит городок,

Я услышал мелодию вальса

И сюда заглянул на часок.

Хоть я с вами совсем не знаком,

И далёко отсюда мой дом,

Я как будто бы снова

Возле дома родного…

В этом зале пустом

Мы танцуем вдвоём,

Так скажите хоть слово,

Сам не знаю о чём.

Будем дружить, петь и кружить.

Я совсем танцевать разучился

И прошу вас меня извинить.

Утро зовёт снова в поход,

Покидая ваш маленький город,

Я пройду мимо ваших ворот.

Хоть я с вами совсем не знаком,

И далёко отсюда мой дом,

Я как будто бы снова

Возле дома родного…

В этом зале пустом

Мы танцуем вдвоём,

Так скажите хоть слово,

Сам не знаю о чём.

Вот и подошел к концу наш вечер знакомства с песнями Великой Отечественной Войны. Мы желаем вам здоровья, счастья, мирного неба над головой.



Война в моей судьбе

Вечер - встреча детей войны
До начала мероприятия необходимо пригласить ветеранов, работавших в тылу и ветерана медицинской службы. В зале рекомендуется оформить выставку книг о войне.

Музыкальное оформление:

В ходе мероприятия понадобятся следующие аудиозаписи песен: «Дан приказ – ему на запад» (муз. Д. Покрасса, сл. М Исаковского); «Медсестры» (слова И. Уткина); «Темная ночь» (муз. Н.Богословского, стихи В. Агатова); «Огонек» (стихи М. Исаковского, муз. М. Блантера); «Катюша» (слова М. Исаковского, муз. М. Блантера).


Ведущий: Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года мирную тишину городов и сел разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе по своим размахам и ожесточенности война, вошедшая в историю как Великая Отечественная.

И встала страна огромная на смертный бой, повзрослели до поры мальчишки и девчонки. Многие из них со школьной скамьи ушли на фронт, сдавали экзамен на аттестат зрелости на передней линии боя. Остались в семьях только женщины и дети. И вся жизнь разделилась на две части – до и после.



(Звучит стихотворение М.Исаковского «Русской женщине»)

Ведущий: Война вошла в каждый дом, коснулась каждого своим крылом. Даже самые маленькие дети почувствовали это. Послушайте рассказ ветерана о своем детстве.

(Звучит песня «Дан приказ – ему на запад» муз. Д. Покрасса, сл. М Исаковского)

Ведущий: Женщины, оставшиеся в тылу, делали все возможное и невозможное: работали у станков по 12-16 часов в сутки, шили одежду для бойцов, вязали варежки… Рядом со взрослыми всегда были дети. И трудились наравне со взрослыми. Послушайте рассказ ветерана о работе во время войны.

(Звучит стихотворение «Бабы» Н. Медведевой)

Ведущий: Очень трудно приходилось на войне женщинам – медицинским работникам.

( Звучит песня И.Уткина «Медсестры»)

Ведущий: И еще один рассказ ветерана медицинской службы – о работе в эвакогоспитале.

(Звучит песня «Темная ночь» муз. Н.Богословского, стихи В. Агатова)

Ведущий: Женщины провожали на фронт своих мужей, ждали весточек от них, верили в их возвращение. И эта вера и верность порой совершали чудеса.

(Звучит стихотворение К.Симонова «Жди меня,и я вернусь…»)

Ведущий: Дорогой ценой досталась Победа! Поколение солдат Великой Отечественной понесло огромные потери. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших в живых осталось только трое. Сколько было радости и ликования, когда закончилась воина. Но победа – это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей.

(Звучит песня «Огонек» стихи М. Исаковского, музыка М. Блантера)

Ведущий: Четыре мучительных года. Если когда-нибудь в языки мира войдет русское слово «подвиг», то в том будет и доля, свершенного в годы войны женщиной, державшей на своих плечах тыл, сохранивший детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами.

(Звучит песня «Катюша» слова М. Исаковского, музыка М. Блантера)

Ведущий: Человеческая память! Время не властно над ней! И сколько бы лет и десятилетий ни прошло люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе.

Звучит стихотворение «Реквием» Р. Рождественского



Ветеранам вручаются цветы

Актрисой – воином с любовью называем…

Военные песни в исполнении К.И. Шульженко

(Литературно – музыкальный лекторий, посвященный

70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
(Звучит вступление к песне Б. Фомина и П. Германа «Настанет день» (фон)

Ведущий: Фронтовые песни… Они обладали неожиданной силой, помогали воевать и выживать на фронте и в тылу. Их было немало – сегодня они составляют песенную летопись Великой Отечественной войны. И тут уж мимо творчества Клавдии Ивановны Шульженко не пройти. У неё долгая и счастливая творческая судьба. Но счастливая – совсем не значит лёгкая. Её путь сложен, хотя биография, в общем – то типична для эстрадных актёров довоенных лет. С детства мечтала стать артисткой, в 17 лет дебютировала в Харьковском драматическом театре, пела почти в каждом спектакле. За 5 лет на сцене научили многому, а главное тому, что песня – это маленький спектакль, где все роли играет один исполнитель.(Звучит песня “Настанет день” Б. Фомина и П. Германа) Мечта стать эстрадной певицей позвала Клавдию Шульженко из родного Харькова в Ленинград. Первое выступление на сцене Мариинского театра – и оглушительный успех. Клавдия Шульженко – солистка Ленинградской эстрады, популярная исполнительница модных лирических песен. Но приобрести поистине всенародную любовь слушателей, стать первой певицей своей эпохи ей суждено было, разделив свою судьбу с тысячами тех, кто прошёл через горестные испытания, пережил страшные дни войны, блокаду Ленинграда, потерю близких. В Великую Отечественную войну её имя станет символом верности, женской стойкости и достоинства. Хрупкие патефонные диски с голосом Клавдии Шульженко и маленький чемоданчик патефона легко находили своё место в землянке, окопе, в палате для раненых, в тесной комнате коммунальной квартиры.

«Заиграны пластинки и затёрты,

Чем дальше, тем понять слова трудней.

И всё же после каждого аккорда

Становится нам чуточку теплей.»

(Звучит песня С. Ирадьер и С. Болотина «Голубка»)

С первых дней войны Клавдия Шульженко вместе с товарищами по оркестру добровольно вступает в ряды Вооружённых Сил. Только за первый год Ленинградской блокады Шульженко и её фронтовой ансамбль дали 500 концертов, все годы войны Клавдия Ивановна пела в клубах и

госпиталях, в казармах и блиндажах, под брезентом палаток, а чаще всего под открытым небом – на поле аэродрома, на лесной поляне, на развалинах зданий. Пела для тех, кто днём и ночью дежурил на знаменитой «Дороге жизни» - и тогда концертной площадкой служил ледяной пятачок Ладоги. Холод обжигал горло, останавливал дыхание, сковывал плечи…Но она пела, по 2-3 концерта в день, несмотря на усталость, болезни, голод. Ни одно выступление Клавдии Ивановны не обходилось без песни «Синий платочек». Она стала лирическим гимном отечественной войны…и главной песней Клавдии Шульженко. Написал её молодой лётчик лейтенант Михаил Максимов. Мелодию взял известную, была такая песня «Синий платочек» до войны, а слова написал новые и… показал Клавдии Шульженко. Певица исполнила её, да так, что сделала песню бессмертной. Это единственная песня, запись которой была сделана во время войны, а потом на одном прессе вручную печатались хрупкие пластинки и отправлялись на фронт.

(Звучит песня Ю. Петербургского на слова М. Максимова «Синий платочек»)

«Годам подвластны песни, как и люди – своя судьба, свой возраст и свой путь…» (из песни «Давай закурим») Жизнь этой песни измеряется десятилетиями, слушатели – миллионами, а Клавдия Шульженко – её полновластный, единственный хозяин. Невозможно подсчитать, сколько раз звучала эта песня в исполнении Клавдии Ивановны «Давай закурим» родилась в первую военную зиму, когда поэт Илья Френкель служил в действующей армии. На передовой к опасностям и лишениям добавлялась ещё одна напасть – перебои с махоркой. Для заядлых курильщиков это бывало хуже нехватки еды или трескучего мороза. Строки, написанные «в один присест» при свете коптилки, имели огромный успех и разошлись в рукописных копиях по всем фронтам. Фронтовыми дорогами они дошли до молодого композитора Модеста Табачникова, музыка возникла также быстро, как и слова. Клавдия Ивановна Шульженко стала лучшей исполнительницей этой песни. Хоть сама никогда не курила, она сумела передать тот скрытый смысл, что таится между строчек. Однажды ещё совсем юная Алла Пугачёва спросила Клавдию Шульженко, какие песни следует включать в репертуар. «Если хочешь зваться певицей, пой о любви». Алла робко возразила: «А как же «Давай закурим»? На что Клавдия Ивановна не колеблясь ответила: «Она о любви».



(Звучит песня М. Табачникова на стихи И. Френкеля «Давай закурим»)

И на фронте, и уже в мирное время Клавдия Ивановна всегда получала много писем. Особенно на 9 Мая. Это был главный праздник её жизни, и те, кто её поздравлял, хорошо об этом знали. Письма случались разные: многостраничные исповеди, лирические стихи, трогательные признания. В течение 17 лет Клавдия Ивановна получала открытки, подписанные неизменно инициалами «Г.Е.» Она не знала, что это был кинооператор Георгий Епифанов – страстный её поклонник, который ушёл добровольцем на фронт и через всю войну пронёс коробку с пластинками её песен. Вернулся с фронта Георгий Епифанов кавалером 3-х Орденов Красной Звезды, Ордена Отечественной войны и множества медалей и не пропускал он ни одного концерта любимой певицы, а подойти, познакомиться, преподнести цветы не решался. Помог случай. Они познакомились и 10 лет не расставались. 10 лет длилась их совместная жизнь, а разрыв затянулся на целых 12. Но финал этой прекрасной романтической истории большой любви оказался счастливым: они встретились после долгой разлуки, чтобы не расставаться уже никогда.



(Звучит песня «Старые письма» Е. Розенфельда и В. Крахта)

Творческим подвигом актрисы стал юбилейный концерт Шульженко в Колонном зале Дома союзов в апреле 1976 года. Открывая его, 70-летняя Клавдия Ивановна вышла на сцену, держа в поднятой руке синий платок. И ничего не нужно было объявлять. С песней она прошла всю войну. Песня стала её оружием, с которым она совершила свой гражданский и ратный подвиг. Он был отмечен медалью за оборону Ленинграда и орденом Красной Звезды, наградой, которую дают только воинам. Правительство присвоило Клавдии Шульженко высокое звание – Народной артистки СССР. Через всю жизнь, через всё своё творчество она пронесла память о грозных годах войны, и в 70-е годы, на том легендарном концерте, фронтовые песни звучали с той же символической силой. Незабываемый голос эпохи…Сохранённый в тысячах записей и пластинок, голос Клавдии Ивановны Шульженко и сегодня волнует людские сердца.



(Звучит песня И. Жака на стихи В. Лебедева - Кумача «Руки»)

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница