Методическая рекомендация по предмету введение в клинику



страница1/14
Дата24.06.2015
Размер2,92 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Южно Казахстанская Государственная Фармацевтическая Академия
Факультет подготовки специалистов с техническим профессиональным образованием
Кафедра сестринского дела с курсом анестезиологии и реаниматологии


МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

ПО ПРЕДМЕТУ ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИКУ

Специальность: 0301000 - «Лечебное дело»

Курс: 2

Семестр: 3

Составила: Асылбекова Г.Б.


ШЫМКЕНТ 2013 г.

Обсуждено на заседании кафедры.


Протокол № _____ от «______» ______ 2013 г.

Зав.кафедрой, доцент Алдешев А.А.



1 – занятие

1.Тема занятия: Философия сестринского дела. Профессиональная этика и деонтология.

3. Вид занятия: теоретический

4. Цель занятия:

  • образовательная: основные типы этики, их задачи и структура, принципы их работы.

  • воспитательная: основные направления деятельности сестринскогодела, права и обязанности медсестры, соблюдать этику и деонтологию.

  • развивающаяся: развивать и организовать сестринский уход и наблюдение за пациентами, владеть техникой выполнения процедур и манипуляций.

5. Методы обучения: презентация, дискуссия.

6. Материально-техническое оснащение:

а) техническое: компьютеры, интерактивная доска, мультимединый проектор.

б) наглядное и дидактическое: карточки для самостоятельной работы, тестовые задания, ситуационные задачи и кроссворды.

в) место проведения: аудитория № 2, 3, 4, 5.

7. Литература:

  • основная:

1. Алгоритмы манипуляций по сестринскому делу: учебное пособие/под ред. И.В.Островской. –М., 2010, -160с.

2. Вебер В.Р., Чуваков Т.И. Лапотников В.А., Копина М.Н. Основы сестринского дела. Ростов/Д., «Феникс», 2007.

3. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – М., 2007.

4. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: учебное пособие.-М., 2008. -320 с

5. Муратбекова С.К. «Мейірбике ісі негіздері », Астана, 2005


  • дополнительная:

1. Андреева Т.А. Общий за больными. Учебное пособие. М., РИОР, 2005.

2. Зуева Л.П. Гигиена рук и использование перчаток в ЛПУ. – М., 2007.

3. Джамбекова А.К. В.Н. Шилов. Справочник по уходу за больными. – М., «ЭКСМО», 2008

4. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В., Рубашкина Л.А. Инфекционный контроль в лечебно-рофилактических учреждениях. Ростов/Д «Феникс», 2003.

5. Лемента Е.В., Прилепская В.Н. Сестринское дело (практические манипуляции). – Ростов/Д, изд. «Март», 2005

6. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум. –Ростов –на-Дону «Феникс», 2010

7. Рамасефу Д., Мак-Дональд М Дж. Атлас манипуляций в неонатологии/пер. С англ.под.ред. И.Ю. Рюминой. – М., -496 с.

8. Седикина Р.Г. Сестринское дело в терапии. Кардиология + СД: учебное пособие. – М., 2009. -272с.

9. Смолева Э.В.Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Ростов/Д, «Феникс», 2007

10. Щербакова Т.С. Сестринское дело. Справочник.-Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010.

11. Яромич И.В. Сетринское дело и манипуляционная техника. – Минск, 2006

8. Организационный момент: 5 мин (6%)


  • проверка присутствуюших учащихся.

  • проверка готовности к занятию учащихся.

  • Цели и задачи занятия.

9. Контроль знаний по предыдушим темам. 15 мин (16%)

  • Основы сестринского дела

  • Философия сестринского дела

  • Что такое этика

  • Что такое деонтология

- основные задачи и принципы общего ухода за больными
10. Изложение нового материала: 40 мин (44%)

План:


Основы сестринкого дела

Что означает термин этика

Что означает термин деонтология
Философия – наука о взаимодействии субъекта и объекта, об изменении взаимоотношений между ними, возникающем в результате этого взаимодействия.

Философия сестринского дела является частью общей философии и представляет собой систему взглядов на взаимоотношения сестры, пациента, общества и окружающей среды.

Философия сестринского дела основана на общечеловеческих принципах этики и морали. В центре этой философии находится человек. Основным принципом философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам человека. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимоотношений сестры и общества. Цель сестринского дела – осуществление сестринского процесса.



Согласно международному договору философия сестринского дела базируется на 4 основных понятиях:

пациент - человек или индивидуум, нуждающийся в сестринском уходе, и получивший его;

сестринское дело - часть индивидуального ухода за здоровьем, направленного на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем, в условиях изменения окружающей среды;

окружающая среда - совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, которые затрагивают активность человека;

здоровье - динамически личностная гармония с окружающей средой, достигаемая посредством адаптации.

Этическими элементами философии сестринского дела являются:

этические обязанности:


говорить правду,
делать добро,
уважать обязанности других членов бригады,
держать слово,
быть преданным,
уважать право пациента на самостоятельность;

этические ценности:


профессионализм,
здоровье,
здоровая окружающая среда,
человеческое достоинство,
забота,
уход;

добродетели – определенные личностные качества, которыми должна обладать хорошая медсестра; это черты характера, которые располагают к хорошим поступкам:


знание,
умение,
сострадание,
милосердие,
терпение,
целеустремленность.

Сестринская деонтология

Деонтология – наука о долге.

Сестринская деонтология – часть сестринской этики, которая рассматривает как, с точки зрения сестринской этики, должна поступить сестра в конкретной ситуации, возникшей в процессе ее профессиональной деятельности.

Наиболее точно принципы сестринской этики изложены в клятве Флоренс Найтингейл.


На сестру возложены 4 основные задачи:
1. сохранять здоровье;
2. предотвращать заболевание;
3. восстанавливать здоровье;
4. облегчать страдание.

11. Закрепление нового материала: 20 мин (22%)

Оценить знания по тестом и ситуационных задач.



Тесты:

1. К стационарным лечебным учреждениям относятся:

а) поликлиника

б) санаторий

в) амбулатория

г) больница

д) клиника

е) женская консультация

ж) диспансер

з) госпиталь

и) медико-санитарная часть

к) станция скорой помощи

Выберите правильную комбинацию ответов:

1) б, в ,д, и, 2) а, г, д, е, з 3) г, д, ж, к, 4) б, г, д, з 5) б, в, г, и, к

2. Внебольничное врачебное учреждение с 1-3 врачами, которое служит для оказания помощи населению небольшого поселка городского типа, небольшого промышленного предприятия или сельского участка называется________________

3. Какое лечебное учреждение работает по территориально-участковому принципу?

а) медико – санитарная часть

б) госпиталь

в) диспансер

г) поликлиника

д) санаторий

4. К амбулаторным лечебным учреждениям относятся:

а) поликлиника

б) санаторий

в) амбулатория

г) больница

д) клиника

е) женская консультация

ж) диспансер

з) госпиталь

и) медико-санитарная часть

к) станция скорой помощи

Выберите правильную комбинацию ответов:


  1. а, б, д, и, к 2) а, в, е, ж, и, к, 3) б, в, г, з, и 4) а, д, ж, и, к 5) б, в, е, ж, и

5. Какое специализированное лечебно-профилактическое учреждение предназначено для оказания лечебно-профилактической помощи определенным группам пациентов?

1) поликлиника

2) больница

3) станция скорой помощи

4) диспансер

5) клиника

6. К учреждениям санаторного типа относятся:

1) противотуберкулезный санаторий

2) физкультурный диспансер

3) здравпункт для жителей курортного поселка

4) женская консультация

5) поликлиника, обслуживающая курортный пансионат

7. В поликлинику привезли из дома больного с обширным ожогом. Вы медсестра, ваша тактика? Будете ли вы лечить такого больного в поликлинике?

1) не оказав первую помощь, отправить домой

2) да

3) оказав первую необходимую помощь, отправить в стационар



4) нет

5) дать больному болеутоляющее

8. Что такое патронаж?

1) постоянное посещение больных на дому и проведение сан-просвет работы

2) работа медсестры с подростками

3) работа медсестры с престарелыми

4) работа медсестры в отделении

5) работа медсестры и проведение сан-просвет работы в профилакториях

9. Каким больным оказывают стационарное лечение?

1) больные, которые получили направление из поликлиники

2) больные, которые прошли санаторно-курортное лечение

3) больные, которые находятся на диспансерном учете

4) больные, которые находятся на учете в туб. диспансере

5) больным, нуждающимся в систематическом наблюдении и применении сложных методов диагностики



Ситуационные задачи:

  1. Больной болеет туберкулезом легких. В каком лечебном учреждении он должен лечиться?

  2. У больного в поликлинике впервые выявили рак желудка. В каком лечебном учреждении он должен лечиться?

  3. Больной обратился в поликлинику по месту жительства с острым хирургическим заболеванием брюшной полости, требующим немедленного оперативного вмешательства. В каком лечебном учреждении должно проходить лечение этого больного?

  4. Больного пролечили в стационаре по поводу обострения заболевания суставов. Обострение заболевания снято. Больному порекомендовали долечивание с применением минеральных ванн и грязей. В каком лечебном учреждении можно это осуществить?

12. Обобщение занятия: 5 мин (6%)

Разбор занятий по методу тура, используя вопросы по теме.



13. Домашнее задание: 5 мин (6%)
2 – занятие

1.Тема занятия: Основные типы ЛПО. Проблемы внутрибольничной инфекции. Санитарно–эпидемиологический режим в ЛПО.

2. Количество часов: 90 мин (100%)

3. Вид занятия: теоретический

4. Цель занятия:

  • образовательная: основные типы медицинских организаций, их задачи и структура, принципы их работы.

  • воспитательная: основные направления деятельности сестринского персонала в различных типах ЛПО, права и обязанности медсестры, соблюдать этику и деонтологию.

  • развивающаяся: развивать и организовать сестринский уход и наблюдение за пациентами, владеть техникой выполнения процедур и манипуляций.

5. Методы обучения: презентация, дискуссия.

6. Материально-техническое оснащение:

а) техническое: компьютеры, интерактивная доска, мультимединый проектор.

б) наглядное и дидактическое: карточки для самостоятельной работы, тестовые задания, ситуационные задачи и кроссворды.

в) место проведения: аудитория № 2, 3, 4, 5.

7. Литература:

  • основная:

1. Алгоритмы манипуляций по сестринскому делу: учебное пособие/под ред. И.В.Островской. –М., 2010, -160с.

2. Вебер В.Р., Чуваков Т.И. Лапотников В.А., Копина М.Н. Основы сестринского дела. Ростов/Д., «Феникс», 2007.

3. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – М., 2007.

4. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: учебное пособие.-М., 2008. -320 с

5. Муратбекова С.К. «Мейірбике ісі негіздері », Астана, 2005


  • дополнительная:

1. Андреева Т.А. Общий за больными. Учебное пособие. М., РИОР, 2005.

2. Зуева Л.П. Гигиена рук и использование перчаток в ЛПУ. – М., 2007.

3. Джамбекова А.К. В.Н. Шилов. Справочник по уходу за больными. – М., «ЭКСМО», 2008

4. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В., Рубашкина Л.А. Инфекционный контроль в лечебно-рофилактических учреждениях. Ростов/Д «Феникс», 2003.

5. Лемента Е.В., Прилепская В.Н. Сестринское дело (практические манипуляции). – Ростов/Д, изд. «Март», 2005

6. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум. –Ростов –на-Дону «Феникс», 2010

7. Рамасефу Д., Мак-Дональд М Дж. Атлас манипуляций в неонатологии/пер. С англ.под.ред. И.Ю. Рюминой. – М., -496 с.

8. Седикина Р.Г. Сестринское дело в терапии. Кардиология + СД: учебное пособие. – М., 2009. -272с.

9. Смолева Э.В.Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Ростов/Д, «Феникс», 2007

10. Щербакова Т.С. Сестринское дело. Справочник.-Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010.

11. Яромич И.В. Сетринское дело и манипуляционная техника. – Минск, 2006

8. Организационный момент: 5 мин (6%)


  • проверка присутствуюших учащихся.

  • проверка готовности к занятию учащихся.

  • Цели и задачи занятия.

9. Контроль знаний по предыдушим темам. 15 мин (16%)

  • типы устройства лечебно-профилактических организаций, их структура

  • направленность деятельности отдельных ЛПО

  • устройство, структура и оборудование стационара

- основные задачи и принципы общего ухода за больными

- устройство и оборудование больничного отделения больницы и палаты



10. Изложение нового материала: 40 мин (44%)

План:


  • Назовите типы лечебно-профилактических учреждений

  • Какова структура и задачи поликлиники, принцип работы поликлиники?

  • Понятие о диспансеризации, ее значение

  • Какова структура и задачи амбулатории, диспансера?

  • Какова структура и задачи медико-санитарной части, принцип ее работы?

  • Какова структура и задачи женской консультации, принцип ее работы?

  • Какова структура и задачи станции скорой медицинской помощи?

  • Какова структура и задачи госпиталя, клиники, санатория?

  • Какова структура и задачи больницы, типы больниц, структурные единицы больницы?

  • Каково устройство и оборудование больничного отделения больницы и палаты?

  • Назовите основные направления деятельности сестринского персонала в различных типах ЛПО.

Лечебные учреждения по своим функциям разделяются в основном на 2 группы: амбулаторные (поликлиника, амбулатория, медико-санитарная часть, диспансеры, станция скорой помощи, женская консультация) и стационарные (госпитали, клиники, санатории, больницы).

Поликлиника – амбулаторное лечебно-профилактическое учреждение, в составе которого имеются врачебные кабинеты по основным клиническим профилям: терапия, хирургия, гинекология, неврология, глазные болезни, а в некоторых поликлиниках и по узким профилям: эндокринология, ортопедия, урология. В поликлинике имеются основные диагностические кабинеты: рентгеновский, функциональной диагностики и др. Имеются кабинеты для выполнения лечебных процедур и назначений врача: физиотерапевтическое отделение, кабинет лечебной физкультуры, процедурные для проведения инъекций и т.д. В составе поликлиники имеются также регистратура, служебные кабинеты и ряд подсобных помещений.

Основной принцип работы поликлиники – территориально-участковый. Обслуживаемая поликлиникой территория разделяется на участки, за которыми закрепляются участковый врач и участковая медсестра, с определенным количеством населения.

Участковый врач и медсестра несут ответственность за проведение всех лечебных и профилактических мероприятий на территории данного участка. Помимо этого, большое значение придается проведению диспансеризации населения.

Диспансеризация – это организация систематического наблюдения за здоровьем населения, изучение условий труда и быта, выявление пациентов с хроническими заболеваниями.

Амбулатория – внебольничное врачебное учреждение с 1-3 (не более 5) врачами, которое служит для оказания помощи населению небольшого поселка городского типа, небольшого промышленного предприятия или сельского участка. В состав амбулатории, кроме врача, входят фельдшер, акушерка, медицинские сестра и санитарки. Работа медсестры амбулатории напоминает работу участковой медсестры, но требует от нее еще большей самостоятельности и ответственности.

Медико-санитарная часть – комплекс лечебно-профилактических учреждений, организуемых при промышленных предприятиях для медицинского обслуживания рабочих и служащих. Деятельность их строится по принципу цеховой участковости. Структура медико-санитарных частей бывает различной: в их состав могут входить поликлиника или амбулатория, стационар, здравпункты, стоматологическая поликлиника, профилакторий, санатории, детские оздоровительные лагеря и др.

Функции медико-санитарных частей разнообразны. Помимо оказания амбулаторной медицинской помощи, лечения пациентов в стационаре, сотрудники МСЧ осуществляют большую работу по диспансерному наблюдению за состоянием здоровья рабочих и служащих путем проведения систематических профилактических осмотров, выявляют лиц, страдающих хроническими заболеваниями, лечат всех заболевших в амбулаторных условиях или стационаре.

Участковые (цеховые) врачи и медсестры, фельдшера здравпунктов изучают условия труда рабочих и служащих непосредственно на рабочем месте, выявляют профессиональные вредности и принимают участие в разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда и быта работников предприятия.

Диспансеры – особые специализированные учреждения амбулаторного типа, осуществляющие всю работу по диспансерному методу (обслуживание больных с определенными видами болезней – туберкулезом, кожными и венерическими заболеваниями и др.). Наряду с лечением и профилактикой в диспансере проводят патронаж больных. По специфике работы диспансеры разделяются на противотуберкулезные, онкологические, кожно-венерологические, психоневрологические и др.

Станции скорой медицинской помощи – это лечебные учреждения, предназначенные для круглосуточного оказания экстренной медицинской помощи пациентам на догоспитальном этапе при всех угрожающих жизни состояниях (травмы, ранения, отравления, кровотечения), а также при родах. На станциях скорой медицинской помощи персонал работает бригадами, состоящими из 2-3 человек (врач и один или два фельдшера). Медсестры могут работать только диспетчерами, принимающими вызовы от населения и передающими их выездным бригадам.

Женская консультация – лечебно-профилактическое учреждение, в котором осуществляется лечение и профилактика гинекологических заболеваний, а также наблюдение за беременными. Женские консультации, как и поликлиники, работают по территориально-участковому принципу.

Госпиталь представляет собой больницу для лечения военнослужащих или инвалидов войны.

Клиника - лечебно-профилактическое учреждение, в котором кроме стационарного лечения больных, проводится преподавательская и научно-исследовательская работа.

Санаторий – стационарное учреждение, где проводится долечивание больных. Обычно санатории расположены в местности с благоприятным климатом, где есть лечебные минеральные воды или грязи.

Больница – лечебное учреждение для больных, нуждающихся в постоянном лечении и уходе. По характеру и мощности больницы разделяются на ряд групп.


  1. По профилю: а) однопрофильные (психиатрические, инфекционные и др.); б) многопрофильные: в составе больницы имеются отделения – терапевтическое, хирургическое, гинекологическое и др.

  2. По задачам: а) районные; б) городские; в) областные; г) республиканские.

  3. По коечной мощности. В зависимости от числа коек больницы разделяются на категории.

Основными структурными единицами больницы являются: приемное отделение; стационар со специализированными отделениями или палатами; вспомогательные отделения (рентгеновское, патологоанатомическое, лаборатории, физиотерапевтическое и др.); аптека; кухня; административные и другие помещения.

Лечебные отделения (терапевтическое, кардиологическое, гастроэнтерологическое и др.) состоят из следующих помещений:



  • палаты для пациентов

  • санитарный узел (ванна, душ, туалет, гигиеническая комната для женщин)

  • процедурный кабинет

  • манипуляционные кабинеты

  • буфетная

  • ординаторская (кабинет для врачей)

  • кабинет заведующего отделением

  • кабинет старшей медицинской сестры

  • сестринская

Содержание деятельности медсестер составляется администрацией ЛПО на основании тарифно-квалификационной характеристики среднего медработника с учетом конкретных особенностей работы той или иной ЛПО.

К функциональным обязанностям медсестры стационара относятся следующие обязанности: соблюдение лечебно-охранительного режима отделения, своевременное выполнение врачебных назначений, уход за пациентами, помощь пациенту во время осмотра врачом, наблюдение за общим состоянием пациентов, оказание первой доврачебной помощи, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, своевременная передача экстренного извещения в СЭС об инфекционном больном, получение лекарственных средств и обеспечение их хранения и учета, а также руководство младшим медицинским персоналом отделения. Медсестры обязаны систематически повышать квалификацию, посещать занятия и конференции, организуемые в отделении и лечебном учреждении.

Участковая (семейная) медсестра поликлиники, работающая на приеме с врачом, помогает ему, оформляет различную документацию, обучает пациентов подготовке к различным процедурам, лабораторным и инструментальным исследованиям. Медсестра поликлиники осуществляет работу на дому: выполняет врачебные назначения, обучает родственников необходимым элементам ухода, дает рекомендации по созданию комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его жизненно-важных, физиологических потребностей, оказывает психологическую поддержку пациенту и его семье, осуществляет мероприятия по профилактике осложнений и укреплению здоровья своих пациентов.

Круг обязанностей фельдшера достаточно широк, в особенности в отсутствии врача. На фельдшерско-акушерском пункте (ФАПе) фельдшер самостоятельно выполняет стационарную, консультативную, амбулаторную помощь, помощь на дому, санитарно-профилактическую работу, выписывает лекарственные средства из аптеки и т.д. В ЛПО – работает под руководством врача.

Содержание деятельности акушерки роддома и женской консультации зависит от конкретных особенностей работы. Она самостоятельно или вместе с врачом принимает роды, проводит лечебно-профилактическое обслуживание беременных, матерей и новорожденных. Она активно выявляет гинекологических больных, проводит психопрофилактическую подготовку женщин к родам, наблюдение за беременной, обеспечивает беременным прохождение всех необходимых исследований. Акушерка, как и медсестра поликлиники, проводит большую патронажную работу, выполняет непосредственно обязанности медсестры.

Для выполнения своих обязанностей фельдшер, медсестра и акушерка должны обладать определенным объемом знаний и практических навыков, нести ответственность за процесс ухода и проявлять милосердие. Они совершенствуют свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход, удовлетворить физиологические потребности и защитить здоровье населения.

Они участвуют в работе по ликвидации инфекционных очагов, проводят профилактические прививки, осуществляют вместе с врачом санитарный надзор детских учреждений. Средние медработники, имеющие специальную подготовку, могут работать в рентгенологических, физиотерапевтических и других специализированных отделениях и кабинетах.

За присвоение себе функций, на которые они не имеют права, средние медработники несут дисциплинарную или уголовную ответственность.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница