G-041. 07. 01. 12-2007 Лекционный комплекс госо 2006



страница1/4
Дата24.06.2015
Размер0,73 Mb.
  1   2   3   4

G-041.07.01.12-2007

Лекционный комплекс ГОСО 2006

Ред. 2.

Страница из





Наименования тем лекций по пропедевтике

стоматологии детского возраста
1. Предмет и задачи детской стоматологии. Проблемы боли в детской стоматологии. Принципы анестезиологии в детской стоматологии.

2. Некариозные поражения твердых тканей зуба в детской стоматологической практике.

3. Кариес зубов у детей. Факторы, способствующие развитию кариеса. Классификация кариеса зубов у детей по Т.В. Виноградовой.

4.Особенности клинического течения, диагностики и лечения пульпитов у детей с позиции доказательной медицины.

5.Особенности клинического течения, диагностики и лечения периодонтита у детей с позиции доказательной медицины.

Особенности эндодонтического вмешательства при пульпите и периодонтите у детей.

6.Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области у детей.
Наименования тем лекций по ортодонтии
1.Предмет и задачи ортодонтии. Особенности строения челюстно-лицевой области ребенка в разные возрастные периоды. Взаимосвязь стоматологических и соматических заболеваний.

2.Организация работы ортодонтического отделения. Оборудование и инструментарий ортодонтического отделения. Правила асептики. Организация работы врача-ортодонта.

3.Аномалии развития зубов, зубных рядов и челюстей у детей, обусловленные нарушениями эмбрионального периода и зубочелюстные аномалии в постэмбриональном периоде.

4.Классификация зубочелюстных аномалий у детей. Основные и специальные методы диагностики зубочелюстных аномалий у детей.

5.Основные принципы ортодонтического лечения с позиции доказательной медицины.

Аппаратурные методы лечения зубочелюстных аномалий у детей с позиции доказательной медицины.

6.Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения дистального и мезиального прикуса с позиции доказательной медицины.

7.Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения глубокого, открытого прикуса с позиции доказательной медицины.

8.Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения перекрестного прикуса с позиции доказательной медицины.

9.Аномалии положения зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения с позиции доказательной медицины.

.

Утверждены на заседании кафедры,



Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав. кафедрой детской и хирургической

стоматологии, доцент: Абралина Ш.Ш.

Утверждены на заседании кафедры,

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав. кафедрой детской и хирургической

стоматологии, доцент: Абралина Ш.Ш.

Утверждены на заседании кафедры,

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав. кафедрой детской и хирургической

стоматологии, доцент: Абралина Ш.Ш.

Утверждены на заседании кафедры,

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав. кафедрой детской и хирургической

стоматологии, доцент: Абралина Ш.Ш.

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС:
1. Тема № 1

«Предмет и задачи детской стоматологии. Проблемы боли в детской стоматологии. Принципы анестезиологии в детской стоматологии.
2. Цель: формирование у студентов теоретических знаний о предмете и задачах детской стоматологии и ортодонтии, особенностях строения челюстно-лицевой области ребенка в разные возрастные периоды, о взаимосвязи стоматологических и соматических заболеваний.
3. Тезисы лекции:

Стоматология детского возраста – интенсивно развивающийся раздел клинической медицины, который включает детскую терапевтическую стоматологию, все виды хирургии челюстно-лицевой области, онкологию, анестезиологию и реаниматологию, реконструктивную хирургию костей лица, сложную хирургию новорожденных и грудных детей, ортодонтию и детское протезирование.

Патологические процессы, развивающиеся в зубах, костях лица и челюстей, в мягких тканях полости рта и слюнных железах у детей протекают иначе, чем у взрослых. Наиболее распространенное заболевание - кариес зубов; несколько меньшее место занимают пороки развития и деформации зубо-челюстной системы. Довольно часто поражается и слизистая оболочка полости рта. Детским хирургам –стоматологам нередко приходится сталкиваться с воспалительными заболеваниями челюстно-лицевой области и шеи, переломами зубов, костей и челюстей, врожденными пороками развития, опухолями, заболеваниями височно-челюстного сустава.



Основные психофизиологические особенности детского организма:

1.недостаточно осознанная мотивация необходимости лечения;

2.несовешенство коры головного мозга, оказывающей тормозящее влияние на стволовые болевые и эмоционально-аффективные субкортикальные и соматосенсорные центры боли;

3.неадекватная двигательная активность при ощущении боли и склонность к быстрой и широкой иррадиации процессов возбуждения, что сопровождается активным, двигательным компонентом;

4.детям присуще чувство страха ,которое появляется из-за ранее перенесенной боли при лечении зуба, когда видит боль у других, от отношения врача к ребенку, при виде инструментов, из-за рассказов других детей и взрослых;

5.у детей слабость волевого компонента, они не сдерживают свои эмоции;

6.эмоциональная лабильность и естественная пугливость ребенка со свойственной переоценкой болевых ощущений;

7. эгоизм, присущий ребенку.


Меры по уменьшению страха и боли у ребенка при стоматологических вмешательствах:

- физиологическое отвлечение

- психотерапия или метод внушения

-методы фармакологического воздействия или применения седативных средств

-анальгетики общего действия

-местная анестезия

-потенцированная местная анестезия (местная анестезия+ седативная подготовка)

-нейролепанальгезия

-наркоз
Классификация способов местной анестезии (по А.А.Вишневскому,1974)
Местная анестезия

Аппликационная Инфильтрационная Регионарная

Терминальная

Поверхностная Проводниковая



Показания к аппликационной анестезии:

-удаление подвижных временных зубов с резорбированными корнями

-обезболивание слизистой оболочки перед инъекцией

- вскрытие подслизистого абсцесса

- удаление твердых зубных отложений

Заболевания СОПР, сопровождающиеся образованием эрозий, язв.


Лекарственные препараты для аппликационной анестезии:

2-5% р-ритримекаина,3% р-р мепидонта, 1-2% р-р пиромекаина,5% пиромекаиновая мазь, 5% пиромекаиновая мазь с метилурацилом, 3% пиромекаиновая мазь с метилурацилом и коллагеном, 5% лидокаиновая мазь или 10% эрозоль.


Разновидности инфильтрационной анестезии:

- интралигаментарная

- инрасептальная

- внутрикостная


Правила проведения периферической проводниковой анестезии:

  1. Точное определение целевого пункта

  2. Место вкола должно быть верно определено

  3. Направление иглы должно быть строго к целевому пункту

  4. Глубина продвижения иглы зависит от расстояния «между местом вкола и до целевого пункта». При этом нельзя терять контакт с костью и впереди иглы следует постоянно и медленно выпускать анестетик.

  5. Обезболивающий раствор должен быть достаточно выпущен близко к целевому пункту.

  6. Зона обезболивания обычно соответствует зоне иннервации.



Общее обезболивание.
Показания:

А. Абсолютные

1. непереносимость местных анестетиков

2. повышенный психоэмоциональный статус



В. Относительные

1. наличие сопутствующих пороков развития и заболеваний ц.н.с.

2.дети, нуждающиеся в одномоментном лечении и удалении большого количества зубов

3. при наличии сопутствующих заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной системы (врожденные и приобретенные пороки сердца, бронхиальная астма)

4. острые воспалительные процессы в полости рта и вне ее.

5. дети грудного и младшего возраста.
4. Иллюстративный материал: презентации, слайды
5. Литература

основная:

  1. Базикян Э.А. Пропедевтическая стоматология: учебник. – М., 2008. – 768 с.

  2. Супиев Т.К., Зыкеева С.К. Лекции по стоматологии детского возраста (учебное пособие).- Алматы, 2006.- 615 с.

  3. Хоменко Л.А. Терапевтическая стоматология детского возраста. Киев-Книга-плюс-2007г. 815 с.

  4. Образцов Ю.Л., С.Н. Ларионов. Пропедевтическая ортодонтия: учебное пособие. – СПб.: СпецЛит, 2007. – 254 с.

дополнительная:

  1. Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н Ортодонтия: учебное пособие. М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 424 стр.

  2. Виноградова Т.Ф. Атлас по стоматологическим заболеваниям у детей.-М.: МЕДпресс-информ, 2007.-164 с.

  3. Уразалин Ж.Б. и др. Лечебная физкультура в стоматологии (учебное пособие). – Алматы, 1999. – 88 с.

  4. Супиев Т.К. Гнойно-воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. – М.: Медпрес, 2001. – 160 с.

  5. Супиев Т.К., Зыкеева С.К. Травмы челюстно-лицевой области у детей (учебное пособие). – М.: Медпрес, 2003. – 107 с.

  6. Особенности обезболивания при лечении стоматологических заболеваний у детей/ Под рук. С.А. Рабиновича.-М.: МЕДпресс-информ.-2005.-120 с.

  7. Хорошилкина Ф.Я. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, миофункциональное нарушение челюстно-лицевой области и их комплексное лечение.- МИА: Москва, 2006 – 544 с.



6. Контрольные вопросы (обратная связь):

1.Что изучает детская стоматология.

2.Типы поведения детей по отношению к ситуации, связанной с лечением зубов.

3.Что относится к физиологическому отвлечению.

4. Виды местной анестезии.

5.Какая анестезия чаще применяется у детей.



ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС:


  1. Тема № 2 Некариозные поражения твердых тканей зуба в детской стоматологической практике.

2. Цель: формирование у студентов теоретических знаний по поражениям твердых тканей зуба у детей

3.Тезисы лекции:
1.Патология твердых тканей зубов, возникшая в период их развития.

- Гипоплазия эмали зубов

- Гиперплазия эмали зубов

- Флюороз зубов

- Наследственные нарушения развития тканей зубов

- Медикаментозные и токсические нарушения развития тканей зубов



2. Патология твердых тканей зубов, возникшая после их прорезывания

- Патологическая стираемость зубов

- клиновидные дефекты зубов

- эрозия зубов

- медикаментозные и токсические нарушения развития тканей зубов

- травма зубов

- некроз твердых тканей зубов.

В практике стоматологии детского возраста в структуре некариозных поражений наибольший удельный вес занимают: гипоплазия, флюороз, медикаментозные и токсические нарушения развития тканей зубов.

Гипоплазия эмали – порок развития, наступающий в результате нарушения обменных процессов в развивающемся зубе и проявляющийся в количественном и качественном нарушении строения зуба.

Этиологическим фактором считают недостаточную или замедленную функцию одонтобластов, что возникает в связи с нарушением обмена во всем организме под влиянием различных заболеваний или в результате нарушения обмена в отдельных фолликулах под влиянием механической травмы, инфекции, проникающей радиации.

1.Системная гипоплазия- нарушения, возникающие в группе зубов, формирующихся в один и тот же период.

2. очаговая – нарушения на нескольких зубах рядом стоящих одного или разного периода развития.

3. местная – на одном или нескольких зубах.

Клинические формы:



Пятнистая- пятна белого цвета с четкими границами, гладкой блестящей поверхностью, располагающихся на одном уровне, симметрично расположенных коронок зубов. Симметричность характеризуется не только расположением пятен, но и их формой и размером.

По локализации участка гипоплазии можно судить о возрасте, в котором происходит нарушение минерального обмена, а по ширине участка поражения определяют длительность нарушения. По количеству участков гипоплазии, располагающихся параллельно режущему краю, уточняют, сколько раз возникало нарушение обмена в организме ребенка.



Эрозивная форма гипоплазии характеризуется истонченностью слоя эмали в различных местах коронки зуба на ограниченном участке. Дефекты имеют разную, но чаще округлую,

форму, располагаются симметрично на одноименных зубах. Дефекты, как правило, одного размера и формы.



Бороздчатая форма гипоплазии проявляется в виде бороздчатых углублений эмали различной ширины и глубины, расположенных параллельно режущему краю. На дне бороздок слой эмали истончен, а иногда совсем отсутствует.

Смешанная форма гипоплазии характеризуется чередованием белых пятен и эрозий на отдельных зубах и даже в пределах одного зуба или сочетанием бороздок, эрозий и пятен. В последние годы она встречается чаще, что затрудняет диагностику поражений эмали.

Флюороз зубов связан с избыточным потреблением питания, и из окружающей среды.

Фтор- 0,8 -1,0 мг/л у детей отмечается легкая форма (10-12%);

Фтор- 1,0-1,5 мг/л у 20-30%;

1,5-2,5 мг/л у 30-45%

> 2,5 мг/л-, < чем у 50%.

Доказано, что среди дошкольников распространенность среди молочных временных зубов достигает 50% обычно поражаются моляры и клыки.

Флюороз возникает в результате взаимодействия поступающего из вне фтора с макро и микроэлементами, нарушается их биологическая активность.

Профилактика гипоплазии- этапы начинаются с заботы о здоровье беременной женщины, с рекомендации полноценного сбалансированного питания, предупреждения общих заболеваний и диспансерного наблюдения матерей новорожденных.

Общественные меры профилактики флюороза могут состоять из следующих мероприятий:

- замена водоисточников с большим содержанием фтора на –оптимальную концентрацию;

- смешивание вод богатых и бедных фтором с доведением их до необходимого уровня;

- постройка установок для дефторирования воды;

- организация подвоза в учреждения воды с оптимальным уровнем фтора;

- вывоз детей в местности с нормальным содержанием фтора.



Индивидуальные меры профилактики флюороза:

    1. нежелательные искусственное вскармливание новорожденных и ранний прикорм детей, особенно в очагах эпидемии;

    2. Следует избегать введения в пищу ребенка большого количества фторсодержащей воды

    3. Следует заменять воду молоком;

    4. Обеспечить сбалансированным питанием;

    5. Исключить из рациона или ограничить потребление продуктов, содержащих много фтора (морская рыба, масло, чай);

    6. Чистка зубов пастами без фтористых добавок;

    7. Следует шире применять способы очистки воды от фтора:

а) кипячение

б) отстаивание

в) замораживание

г) фильтрование – очищение воды серно-кислым гликоземом при содержании фтора 2 мг/л, его достаточно 300 мг – 1 л воды, при 4-6 мг/л следует добавлять до 500 мг препарата.



4. Иллюстративный материал: презентация, слайды
5. Литература

основная:

1.Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия. Мухорамов Ф.С., Зеленский В.А. Зеленский В.П. Учебник.-М., 2008

2. Топольницкий О.З. Васильев А.Ю. Атлас по детской хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, 2010

3. Супиев Т.К. Вроржденная расщелина верхней губы и неба (этиология, патогенез, вопросы медико-социальной реабилитации). Алматы, 2013 г.-489 с.

4. Детская хирургическая стоматология и челюстно- лицевая хирургия Сборник иллюстрированных клинических задач и тестов, учебное пособие/ под ред. О.З. Топольницого, С.В. Дьяковой, В.П. Вашкевича-М., 2012

5.Детская терапевтическая стоматология. Серия «Алгоритмы диагностики и лечения» под ред. Л.П. Кисельниковой-М., 2009

7. Детская терапевтическая стоматология. «Консультант врача». Электронная информационно- образовательная система на СД. Москва 2010 год.

8. Базикян Н.А. Пропедевтическая стоматолгия .: Учебник.

М.: 2009

9.Лучевая диагностика в стоматологии. Нац. руководство.- 2010

10.Детская терапевтическая стоматология. «Консультант врача». Электронная информационно- образовательная система на СД. Москва 2010 год.
Дополнительная литература:

1.Толеуова А.С. Диагностика суставного синдрома в практике стоматолога 2012 г.

2.Абралина Ш.Ш, Абылкаирова Г.С. «Оценка проведения ОСКЭ по стоматологии детского возраста». Учебно-методическое пособие для врачей –интернов, студентов стоматологического и педиатрического факультетов. Утверждено и рекомендовано к изданию решением ЦМС СГМА от 14. 04. г. (протокол № 6), 2008 г.

3.Абылкаирова Г.С. Абралина Ш.Ш. «ОСКЕ бойынша бала жасындағы стоматологиядан бағалау әдісі». Учебно-методическое пособие для врачей –интернов, студентов стоматологического и педиатрического факультетов. Утверждено и рекомендовано к изданию решением ЦМС СГМА от 14. 04. г. (протокол № 6), 2008 г.

3.Абралина Ш.Ш., Касенова Г.Л., Буржанов А.Ж. «Оценка проведения ОСКЭ по ортодонтии». Учебно-методическое пособие для врачей –интернов, студентов стоматологического и педиатрического факультетов. Утверждено и рекомендовано к изданию решением ЦМС СГМА от 14. 04. г. (протокол № 6), 2008 г.

4.Касенова Г.Л., Абралина Ш.Ш., Буржанов А.Ж. «ОСКЕ бойынша ортодонтиядан бағалау әдісі». Учебно-методическое пособие для врачей – интернов, студентов стоматологического и педиатрического факультетов. Утверждено и рекомендовано к изданию решением ЦМС СГМА от 14. 04. г. (протокол № 6), 2008 г.




6. Контрольные вопросы (обратная связь):

1.Перечислите поражения твердых тканей зуба, возникшие в период их развития

2.Перечислите поражения твердых тканей, возникшие после их прорезывания.

3. Норма фтора в воде

4.Перечислите клинические формы гипоплазии

5.Общественные меры профилактики флюороза.



ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС:


  1. Тема № 3 «Кариес зубов у детей. Факторы, способствующие развитию кариеса. Классификация кариеса зубов у детей по Т.В. Виноградовой»


2. Цель: формирование у студентов теоретических знаний по факторам, способствующим развитию кариеса зубов у детей, классификации по Т.В.Виноградовой
3.Тезисы лекции:

Кариес зубов – это многофакторный патологический процесс, проявляющийся после прорезывания зубов, характеризующийся очаговой деминерализацией твердых тканей зуба с последующим образованием дефекта в виде полости.

Кариес зубов обнаруживается у детей обычно в возрасте 2-3 лет. Как правило, на молочных резцах верхней челюсти в области вестибулярной и пришеечной поверхности, а также на жевательной поверхности моляров.



Факторами, способствующими развитию кариеса молочных зубов, являются различные нарушения структуры твердых тканей (пороки развития), возникающие во время эмбриогенеза, в антенатальном периоде, под влиянием экстрагенитальных заболеваний матери (ревматизм, гипертония, нефропатия, инфекционные и эндокринные заболевания), приводящие к гипоксии плода разной этиологии, некоторыми лекарственными веществами во время беременности. Большую роль играет токсикоз.

В более позднем возрасте факторами, способствующими формированию кариеса наряду с указанными, становятся чрезмерное потребление углеводов, недостаточное поступление минеральных компонентов и микроэлементов, в частности фтора, негигиеническое содержание полости рта, нерегулярный уход за полостью рта, плохое пережевывание пищи, медико-географические и бытовые условия жизни, состояние организма, генетическая предрасположенность.

Согласно номенклатуре ВОЗ, для оценки пораженности кариесом используют три основных показателя: распространенность заболевания, интенсивность поражения и прирост интенсивности.

Распространенность кариеса представляет собой удельный вес

( в %) лиц, имеющих кариозные, пломбированные и удаленные зубы, если прикус постоянный, во временном прикусе это кариозные и пломбированные зубы и при смешанном прикусе - сумма КПЦ + КП от общего количества осмотренных детей.



Интенсивность поражения - среднее количество зубов, пораженных кариесом и его осложнениями (К,к), запломбированных (П,п) и удаленных (У) на одного обследованного ребенка.

У детей показатель интенсивности кариеса определяют до полной замены молочных зубов постоянными, и обозначается он суммой двух индексов (КПУ+кп), удаленные зубы в молочном прикусе не учитываются, так как их удаление происходит в результате физиологической смены без наличия патологического процесса в зубе.

Прирост интенсивности - увеличение индекса КПУ, кп или КПУ+кп за год у одной и той же возрастной группы детей.

В соответствии с рекомендациями ВОЗ, в детском возрасте интенсивность кариеса определяется в каждой возрастной группе отдельно.

Наиболее информативными возрастными группами при эпидемиологическом обследовании являются следующие: 12 и 15 лет. Поражаемость зубов кариесом в возрасте 12 лет и состояние пародонта в 15 лет дает основание судить об эффективности профилактических мероприятий.

Индекс интенсивности кариеса (КПУ, кп, КПУ+кп) обладает более значительной информативностью, чем показатель распространенности кариеса зубов.

Чтобы облегчить сравнительную оценку заболеваемости кариесом в различных регионах мира, ВОЗ (1980) предложено выделять 5 степеней пораженности в зависимости от числа разрушенных, отсутствующих и пломбированных зубов (КПУ) зубов у детей до 12 лет:

Очень низкая 0,0 –1,1

Низкая 1,2-2,6

Умеренная 2,7-4,4

Высокая 4,5-6,5

Очень высокая 6,6 и более

Степень активности кариозного процесса определяется на основании количества кариозных зубов и количества кариозных полостей, их локализации, выявленные при обследовании, прирост кариозных зубов и полостей через год.

Исходя из этого, Т.Ф. Виноградова в 1972 г. предложила 3 степени активности кариеса:



  1. компенсированная

  2. субкомпенсированная

  3. декомпенсированная

По локализации:

  1. фиссурный

  2. апроксимальный

  3. пришеечный (кариес щечной, губной, язычной поверхности и сочетанной локализации).

По глубине поражения тканей зуба:

  1. начальный

  2. поверхностный

  3. средний

  4. глубокий.

По последовательности возникновения:

  1. первичный

  2. вторичный

По патоморфологическим изменениям:

  1. кариес в стадии пятна (белое пятно, серое, светло-коричневое, коричневое, черное пятно)

  2. кариес эмали (поверхностный кариес)

  3. средний кариес

  4. средний углубленный кариес (соответствует клинике глубокого кариеса)

  5. глубокий перфоративный кариес.


Особенности клинического течения и диагностики кариеса зубов у детей. Современные методы лечения кариеса зубов у детей

Кариес зубов обнаруживается у детей обычно в возрасте 2-3 лет. Как правило, на молочных резцах верхней челюсти в области вестибулярной и пришеечной поверхности, а также на жевательной поверхности моляров.



У ребенка с 1 степенью активности кариеса (компенсированная форма) кариозные полости пигментированные, края их сглаженные, патологический дентин сухой, плотный при зондировании. Пигментированные фиссуры часто не поддаются раскрытию. Меловые пятна отсутствуют. Гигиенический индекс низкий, даже у детей нерегулярно ухаживающих за полостью рта. Зубы чистые, блестящие. Эту группу детей санируют 1 раз в год. Ребенок относится к 1 группе здоровья.

2 степенью активности кариеса считается такое состояние, когда у ребенка клиническое развитие болезни носит оптимальный характер, субкомпенсированная форма патологии. Кариозные полости локализуются преимущественно на жевательной поверхности моляров. Возможно, поражение апроксимальных поверхностей тесно расположенных резцов верхней и нижней челюстей. Меловые кариозные пятна отсутствуют. Эту группу детей санируют 2 раза в год, каждые 6 месяцев.

Кариозная полость у детей с 3 степенью активности (декомпенсированная форма) будет иметь острые края, обилие мягкого и светлого дентина, стенки полости даже после обработки будут оставаться податливыми, плохо высушиваться, а пигментированными фиссуры будут очень коварными – после их раскрытия обнаруживается кариозная полость, меловые пятна будут шероховатыми, а при обработке бором - просто рассыпятся. При исследовании ранее поставленных пломб часто можно обнаружить их дефекты и рецидивы кариеса. Детей этой группы санируют каждые 3-4 месяца.

1.степень активности (компенсированная форма)

2-6 лет - до 2 зубов

7-10 лет – до 4 зубов

11-14 лет – до 2 зубов

15-18 лет – до 3 зубов
2 степень активности (субкомпенсированная форма)

2-6 лет – 3-6 зубов

7-10 лет – 4-7 зубов

11-14 лет – 2-5 зубов

15-18 лет – 3-6 зубов
3 степень активности кариеса (декомпенсированная форма)

2-6 лет – более 6 зубов

7-10 лет - более 7 зубов

11-14 лет - более 5 зубов

15-18 лет - более 6 зубов.

Течение кариеса в молочных зубах имеет свои особенности:

1.быстрое развитие патологического процесса. Процесс быстро достигает дентина, захватывает большие участки.

Обусловлено это:

1 тонким эмалевым покровом эмали молочных зубов,

2.меньшим объемом дентина,

3.также наличием в нем маломинерализованных зон дентина, которые в виде широких полос интерглобулярного дентина доходят до границ пульпы и способствуют прогрессированию процесса.

4.также эмаль и дентин содержат больший процент органического вещества, что также увеличивает возможность быстрого распространения.

5.Широкие дентинные канальцы способствуют распространению инфекции в пульпу.

6.Значение имеет меньшая активность пульпы молочных зубов.

7.Также другие.эндогеные и экзогенные факторы.

В возрасте до 2,5 лет кариозные очаги локализуются преимущественно в местах антенатального обызвестления – гладкие поверхности резцов в/ч и н/ч.. После 3 лет кариесом поражаются жеавтельные поверхности моляров, после 4 лет - контактные поверхности временных моляров.

Современные тенденции предусматривают индивидуализированный подход к лечению кариеса зубов у детей.

При этом содержание и объем лечения определяются:

-интенсивностью поражения

-клиническим течением кариеса зубов



  • состоянием организма

  • возрастом больного

  • гигиеническим содержанием полости рта.

Современное лечение кариеса заключается в:

  • комплексном использовании пломбирования,

  • методов, повышающих резистентность тканей зуба за счет

экзогенной стимуляции обмена веществ в них,

  • гигиены полости рта

  • рациональное питание

  • использование противокариозных средств эндогенного происхождения.

  • Общая патогенетическая терапия.

  • Включает лечение сопутствующих заболеваний общей патологии, является условием для прогрессирования кариозного процесса:

  • -рационализации питания

  • -регламентация режима дня

  • -назначение строго индивидуализированного лечения

  • -уделяется внимание выявлению факторов, ослабляющих организм ребенка и снижающих ее сопротивляемость

-целенаправленное лечение проводится у педиатра, невропатолога, отоларинголога, эндокринолога и др.

4. Иллюстративный материал: презентация, слайды
5. Литература

1.Базикян Э.А. Пропедевтическая стоматология: учебник. – М., 2008. – 768 с.

2.Супиев Т.К., Зыкеева С.К. Лекции по стоматологии детского возраста (учебное пособие).- Алматы, 2006.- 615 с.

3.Хоменко Л.А. Терапевтическая стоматология детского возраста. Киев-Книга-плюс-2007г. 815 с.

4.Образцов Ю.Л., С.Н. Ларионов. Пропедевтическая ортодонтия: учебное пособие. – СПб.: СпецЛит, 2007. – 254 с.

дополнительная:

1.Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н Ортодонтия: учебное пособие. М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 424 стр.

2.Виноградова Т.Ф. Атлас по стоматологическим заболеваниям у детей.-М.: МЕДпресс-информ, 2007.-164 с.

3.Уразалин Ж.Б. и др. Лечебная физкультура в стоматологии (учебное пособие). – Алматы, 1999. – 88 с.

4.Супиев Т.К. Гнойно-воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. – М.: Медпрес, 2001. – 160 с.

5.Супиев Т.К., Зыкеева С.К. Травмы челюстно-лицевой области у детей (учебное пособие). – М.: Медпрес, 2003. – 107 с.

6.Особенности обезболивания при лечении стоматологических заболеваний у детей/ Под рук. С.А. Рабиновича.-М.: МЕДпресс-информ.-2005.-120 с.

7.Хорошилкина Ф.Я. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, миофункциональное нарушение челюстно-лицевой области и их комплексное лечение.- МИА: Москва, 2006 – 544 с.


6. Контрольные вопросы (обратная связь):
1.Определение кариеса зубов.

2.Факторы, способствующие развитию кариеса у детей.

3.Какие степени активности кариеса различают у детей.

4.Формы кариеса по патоморфологическим изменениям

5.Формы кариеса по глубине поражения тканей зуба.

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС:
Тема № 4 «Особенности клинического течения, диагностики и лечения пульпитов у детей с позиции доказательной медицины»
2. Цель: формирование у студентов теоретических знаний по особенностям клинического течения, диагностики и лечения пульпитов у детей с позиции доказательной медицины.

3.Тезисы лекции:
Определение пульпита.

Это воспаление рыхлой волокнистой соединительной ткани пульпы, которое развивается в соответствии с общими закономерностями развития этого процесса как сложная ответная реакция организма на повреждающий микробный фактор.



Классификация пульпитов:

А. Острые пульпиты временных зубов:

- острый серозный пульпит


  • острый гнойный пульпит

  • острый пульпит с вовлечением в процесс периодонта или региональных лимфатических узлов.

Б. Острые пульпиты постоянных зубов:

  • острый серозный частичный пульпит (возможен в зубах со сформированными корнями)

  • острый серозный общий пульпит

  • острый гнойный частичный пульпит

  • острый гнойный общий пульпит

Хронические пульпиты временных и постоянных зубов:

  • простой хронический пульпит

  • хронический пролиферативный пульпит

  • хронический пролиферативный гипертрофический пульпит

  • хронический гангренозный пульпит.

-Хронические обострившиеся пульпиты временных и постоянных зубов.

Клиника острого пульпита временных зубов.

Ведущие симптомы заболевания - впервые появившиеся боли в вечерние часы , при засыпании или ночью, боли которые возникают от холодного и усиливаются от теплого. По мере развития процесса боли возникают не только от холодного, но и от теплого. При перерастании серозного воспаления в гнойное, боли усиливаются от теплого и успокаиваются от холодного.

Иррадиация болей по ходу ветвей тройничного нерва у детей встречается редко, тем не менее о ней надо помнить. Важным диагностическим симптомом является болевая реакция зуба на перкуссию, особенно при сравнении с реакцией на перкуссию рядом стоящих зубов.

Как правило, эта реакция обусловлена не только вовлечением в патологический процесс тканей периодонта, но и сотрясением отечной и воспаленной пульпы. В этом случае надавливание на зуб и движение зуба боли ребенку не причиняет.

Острые пульпиты временных зубов нередко сопровождаются реакцией тканей периодонтита и регионарных лимфатических узлов. При этом к болям, которые возникли ночью, усиливаются от температурных раздражителей и при перкуссии, присоединяются ощущения выдвинувшегося из лунки зуба, боли при прикосновении к зубу языком или инструментом, повышенная люксация зуба и боль при надавливании на зуб пальцем. Важным диагностическим симптомом является болевая реакция зуба на перкуссию, особенно при сравнении с реакцией на перкуссию рядом стоящих зубов.
Особенности течения острых форм пульпитов временных зубов у детей.

Течение острого пульпита и клинические его проявления у детей характеризуются следующими особенностями:



  1. короткой стадией очагового пульпита;

  2. быстрым распространением воспалительного процесса с коронковой на корневую пульпу;

  3. наличием элементов гнойного воспаления вскоре после начала заболевания;

  4. вариабельностью клинической картины;

  5. скорым переходом острого пульпита в некроз или хроническую стадию;

  6. распространением воспалительного процесса на периодонт с возникновением перифокального, а иногда и фокального периодонтита;

  7. явлениями интоксикации организма.

Причиной боли в зубе является непосредственное действие микробов и их токсинов на нервные окончания пульпы, действие на нервные рецепторы биогенных аминов, которые являются продуктами распада пульпы и дентина, повышение давления в полости зуба.

Диагностика острых форм пульпитов временных зубов у детей.

Диагностика острого общего пульпита сопряжена с трудностями в случаях нетипичной клинической картины, когда воспаление пульпы сопровождается острым периодонтитом и реакцией окружающих тканей.

Острые формы пульпита диагностировать следует чаще с обострением хронических форм пульпитов, острым краевым периодонтитом, острым и обострившимся периодонтитом.
Особенности клинического течения хронических форм пульпитов

Клиническая картина воспаленной пульпы зуба в детском возрасте имеет ряд особенностей:

- воспаление пульпы зуба нередко возникает в зубах, имеющих неглубокую кариозную полость;

- быстрое распространение воспалительного процесса;

- скорый переход острой стадии воспаления в хроническую.

- В связи с этим преобладают хронические формы пульпита над острыми;

- разнообразие клинических проявлений при одной форме пульпита, что особенно значительно выражено у детей ранневого возраста (зависит от периодов формирования зуба);

- наличие элементов гнойного воспаления при всех формах пульпита;

- более частая, чем у взрослых, реакция со стороны периодонта при остром и хроническом гангренозном пульпитах;

- частое несовпадение морфологических изменений в пульпе с клиникой;

реакция всего организма на интоксикацию из пульпы зуба (повышение температуры тела, сонливость, головная боль, увеличение СОЭ, увеличение количества лейкоцитов).
Особенности лечения пульпитов у детей:

При выборе способа лечения пульпита необходимо учитывать

-сроки формирования корней молочных и постоянных зубов, рассасывание корней молочных зубов;

- распространение воспаления и анатомические условия, характеризующие корневые каналы

- состояние зубов;

- общее состояние ребенка.


Лечение острого пульпита.

При частичном воспалении пульпы молочных зубов – ампутация коронковой пульпы.

Витальная ампутация показана в зубах, развитие которых еще не закончено.

Девитальная ампутации – у моляров с незаконченным развитием корня или с не слишком далеко зашедшим рассасыванием корней.

Для девитализации пульпы применяют слабые, медленно действующие девитализирующие средства (кобальт или параформальдегид) на 7 дней.

Для лечения общего пульпита применяют экстирпацию витальным или девитальным методом.



Лечение хронического пульпита.

При первично-хронических пульпитах до 4 лет применяется витальная ампутация.

При обострившихся первично-хронических пульпитах до 4 лет показана девитальная ампутация с последующей мумификацией пульпы в 3 посещения.

Показания:



    1. Хронический пульпит в молочных зубах, острые формы пульпита.

    2. В постоянных зубах с несформированными корнями со значительными изменениями в периодонте.

Противопоказания:



  1. Острые и обострение хронических пульпитов временных зубов с явлениями лимфаденита и реакцией периодонта.

  2. Хронический гангренозный пульпит.

Девитальная ампутация выполняется

В три посещения- до 7 лет;

В два посещения -7-9 лет (во временных зубах); в первое – наложение девитализирующих средств, во второе – ампутация и покрытие культи пульпы мумифицирующим средством, наложение пломбы.



4. Иллюстративный материал: презентация, слайды

5. Литература

1.Базикян Э.А. Пропедевтическая стоматология: учебник. – М., 2008. – 768 с.

2.Супиев Т.К., Зыкеева С.К. Лекции по стоматологии детского возраста (учебное пособие).- Алматы, 2006.- 615 с.

3.Хоменко Л.А. Терапевтическая стоматология детского возраста. Киев-Книга-плюс-2007г. 815 с.

4.Образцов Ю.Л., С.Н. Ларионов. Пропедевтическая ортодонтия: учебное пособие. – СПб.: СпецЛит, 2007. – 254 с.

дополнительная:

1.Виноградова Т.Ф. Атлас по стоматологическим заболеваниям у детей.-М.: МЕДпресс-информ, 2007.-164 с.

2.Уразалин Ж.Б. и др. Лечебная физкультура в стоматологии (учебное пособие). – Алматы, 1999. – 88 с.

3.Супиев Т.К. Гнойно-воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. – М.: Медпрес, 2001. – 160 с.

4.Супиев Т.К., Зыкеева С.К. Травмы челюстно-лицевой области у детей (учебное пособие). – М.: Медпрес, 2003. – 107 с.

5.Особенности обезболивания при лечении стоматологических заболеваний у детей/ Под рук. С.А. Рабиновича.-М.: МЕДпресс-информ.-2005.-120 с.


6. Контрольные вопросы (обратная связь):

  1. Причины развития пульпитов

  2. Классификация по патоморфологическим изменениям в тканях

  3. Особенности течения пульпитов молочных зубов

  4. Методы лечения пульпитов временных зубов

5.Методы лечения пульпитов постоянных зубов


ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС:
Тема № 5 «Особенности клинического течения, диагностики и лечения периодонтита у детей с позиции доказательной медицины. Особенности эндодонтического вмешательства при пульпите и периодонтите у детей»
2. Цель: формирование у студентов теоретических знаний по особенностям клинического течения, диагностики и лечения периодонтита у детей и по особенностям эндодонтического вмешательства при пульпите и периодонтите с позиции доказательной медицины»

3.Тезисы лекции:

Причины развития периодонтитов у детей.

  1. Острое или хроническое воспаление пульпы.

  2. Необоснованное применения биологического метода лечения пульпита и методов, не обеспечивающих мумификацию пульпы, нейтрализацию биогенных аминов, микробов и их токсинов.

  3. Лечение пульпитов, предусматривающее девитализацию пульпы при нарушении правил эндодонтического доступа к зубу, необоснованное сокращение числа посещений, сроков действия мумифицированных средств, попадание сильнодействующих веществ в периодонт при стерилизации корневых каналов (формалин, азотнокислое серебро).

  4. Аллергическая реакция периодонта на медикаменты и продукты бактериального происхождения.

  5. Травмы зубов: одномоментная, острая (удар, ушиб, после пломбирования каналов, травма периодонта после экстирпации пульпы, резкое накусывание, неудобное на зуб и т.д.); хроническая микротравма (высокая пломба, надавливание на зуб карандашом, ручкой и т.д.)

Классификация периодонтита по Т.Ф. Виноградовой (1976)

По этиологии: инфекционный, травматический, медикаментозный.

По локализации: маргинальный, апикальный.

По клиническому течению: острый, хронический, обострившийся.

По патоморфологическим изменениям в тканях: серозный, гнойный, фиброзный, гранулирующий, гранулематозный.

Основными методами диагностики периодонтита является опрос, осмотр, зондирование, температурные пробы, перкуссия, пальпация мягких тканей, определение подвижности зуба. Для уточнения диагноза могут быть использованы ЭОМ, рентгенологическое исследование.



Клиника острого периодонтита молочных и постоянных зубов у детей

Острый периодонтит молочных зубов. У детей от 3 до 6 лет пульпиты нередко протекают с явлениями острого периодонтита, чему способствует широкое верхушечное отверстие в период формирования и рассасывания корней зубов. Острый периодонтит может развиться и в процессе лечения пульпита при воздействии сильнодействующих лекарственных веществ. В молочных зубах острый периодонтит развивается быстро, сопровождается значительным отеком окружающих мягких тканей, гнойный экссудат распространяется по кости до периоста. Температура тела повышается до 38 и выше, наблюдается выраженная общая интоксикация, увеличение регионарных лимфатических узлов. Зуб становится подвижным, резко болезненным при дотрагивании. В течение 2-3 дней может развиться остеомиелит, абсцесс, флегмона. Острый периодонтит встречается у детей здоровых и практически здоровых, с 1 степенью активности кариозного процесса.

Острый периодонтит постоянных зубов. Наблюдается при обострении хронического гангренозного пульпита в результате токсического действия на периодонт мышьяковистой пасты, в однокоренных зубах- вследствие острой травмы зуба. Жалобы на ноющую боль в зубе, постепенно нарастающуюся, усиливающуюся при дотрагивании, накусывании на зуб. Возможна асимметрия лица за счет коллатерального отека мягких тканей. Слизистая гиперемированна, отечна. Перкуссия болезненна. Зуб слегка подвижен. Отмечается реакция регионарных лимфатических узлов. Возможно распространение гнойного эксудата по периодонтальной щели с выходом под десну, образуя поддесневой абсцесс.

При пальпации переходной складки определяется болезненность, иногда инфильтрат. Зуб не реагирует на термические раздражители. Отмечается недомогание, головная боль, повышение температуры тела, лейкоцитоз, ускоренное СОЭ.



Особенности течение хронического периодонтита молочных зубов:

  1. Наблюдается в зубах с неглубокой кариозной полостью, при закрытой полости зуба. Если зуб был когда –то лечен, но лечение не закончилось и пульповая полость остается открытой, то в полости может быть обнаружена грануляционная ткань, проросшая из периодонта через корневые каналы или через перфорацию в области бифуркации корней.

  2. Преобладает гранулирующая форма периодонтита с образованием свища на десне. Локализация свища может быть различной, но чаще всего он открывается в области проекции верхушки корня или в области бифуркации ближе к десневому краю.

  3. Хронический периодонтит сопровождается хроническим лимфаденитом.

  4. Патологический процесс у верхушки зуба может привести к нарушению развития постоянного зуба.

  5. Часто разрежение кости в области бифуркации корней более выражено, чем у верхушек корней.

Обострение хронического периодонтита молочных и постоянных зубов. Обострения возникают под влиянием переохлаждения, перенесенных заболеваний, травмы периодонта во время лечения и т.д. Клиническая картина обострения хронического периодонтита сходна с острым периодонтитом. Хронический периодонтит в стадии обострения встречается чаще, протекает тяжелее. Характерно быстрое развитие воспаления с образованием абсцесса, резорбции кости. На рентгенограмме выявляются изменения характерные для хронического гранулирующего периодонтита, реже гранулематозного.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница