Срок реализации: 2008-2009 гг. Организатор заявитель



Скачать 220,33 Kb.
Дата24.06.2015
Размер220,33 Kb.


Наименование проекта: Образовательно-культурный центр (ОКЦ) «Сайдыс»

Срок реализации: 2008-2009 гг.

Организатор заявитель:

    • Наименование: МОУ Лекеченская общеобразовательная школа

    • Юридический адрес: Вилюйский улус с. Лекечен

    • Организационно-правовая форма: Государственное учреждение

    • Ф.И.О. директора: Леонтьева Аида Афанасьевна

Место реализации проекта:

    • Республика Саха (Якутия) Вилюйский улус с. Лекечен

Руководитель проекта: Торотоева Лариса Федотовна

Основные участники проекта: Лекеченская СОШ, ДОУ «Чаран», ДК «Сайдам»

Введение


Проблема развития сельской школы в современных условиях сложна и объемна. Как известно, более 2/3 от общего числа школ республики – сельские школы.

В последнее время в нашей республике произошли события, которые предопределили стратегию развития образования на многие годы. Осуществился переход на местное самоуправление, образовательные учреждения оформили государственную регистрацию как муниципальные, введен базисный учебный план, реализуется Концепция профильного обучения, которая предусматривает индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

Жизнь предъявляет новые требования, заставляя искать иные пути совершенствования учебно-воспитательного процесса. Наша школа является сельской, малочисленной и мы постоянно ищем путь сохранения и развития, чтобы не быть закрытыми из-за малочисленного контингента.

Для сельской школы наиболее перспективной моделью считаем образовательно-культурный центр, учитывая следующие преимущества малочисленной школы:

1) близость природного окружения, позволяющая в комплексе решать идеи экологического образования и воспитания, гуманизма, развитие индивидуальных творческих способностей детей;

2) прочие и тесные социальные взаимосвязи между жителями села, сохранения традиций, что позволяет успешно организовать воспитательную, краеведческую работу;

3) небольшая наполняемость классов: осуществление постоянного наблюдения за каждые ребенком, изучение его склонностей и индивидуальных особенностей в тесном контакте с семьей;

4) возможность более тесного общения детей и педагогов;

5) возможность постоянного разновозрастного обучения детей;

6) введение личностно-ориентированной траектории образовательного процесса.

Образовательно-культурный центр создается в целях развития образовательно-культурного уровня сельского населения и его гражданского становления, объединения усилий социального окружения школы, его кадровых и материальных ресурсов для эффективного использования социокультурных и производственных возможностей села, создания социально-педагогических условий полноценного развития личности каждого ребенка и его успешной социализации.

В проекте отражены тенденции развития школы с учетом ее социума, демографического положения села, состояния здоровья учащихся, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса и управления им.



АНАЛИЗ социо-культурной среды Лекеченского наслега Вилюйского улуса
Село Лекечен расположен на юго-востоке Вилюйского улуса, центрально-западной части республики, на автотрассе республиканского значения Якутск - Мирный. Граничит с востока Кобяйским улусом, с запада Верхне-Вилюйским улусом, с юга Горным улусом. Расстояние от города Вилюйска 180 км., от города Якутска 400 км.

В селе проживает 437 человек. Всего детей – 162, в том числе от 0 до 6 лет – 40, от 7 до 16 – 92. Рождаемость в среднем за год – 8 человек.

Численность трудоспособного населения –255. Заняты в бюджетной сфере – 119, безработных – 52, пенсионеры – 53, из них работающие – 16. Количество семей – 148, из них 98% малообеспеченные, неблагополучных семей –7.

Здоровье населения – один из основных показателей уровня жизни. Состояние здоровья оценивалось по результатам изучения медицинской документации по различным направлениям.



Соотношение количества практически здоровых и людей с различными отклонениями.

Большинство людей больны гастритом, дискензией желчно-выводящих путей, пиолонефрит, кариес и.т.д.

Изучение определяющих факторов, влияющих на здоровье населения, с целью установления причин ухудшения их физического состояния позволяет сделать следующие выводы:



  1. увеличение количества населения, имеющих различные отклонения в физическом здоровье, связано, прежде всего, с объективными причинами: воздействием окружающей среды, составом питьевой воды; плохим питанием;

  2. на невысоком уровне находится состояние лечебного учреждения: недостаток лекарственных средств, отсутствие врача;

  3. Высокий процент смертности связанный, в основном, с чрезмерным употреблением алкогольных напитков.

Национальный состав: 95 % - саха, 4 % - русские, 1%- узбеки.

На территории села предприятий нет, кроме 10 крестьянских хозяйств. Экономика большинства семей во многом зависит от подсобных хозяйств (разведение крупного рогатого скота, коневодство, рыболовство, сезонная охота, выращивание овощей открытого грунта). В селе имеется фельшерский пункт (3 раб.), 2 магазина (7 раб.), ЖКХ (10 раб.), отделение связи (1 раб.), филиал ОАО «Сахателеком» (2 раб.), ветеринарный пункт (3 раб.), электростанция (7 раб.), ТУСМ (5 раб.), ДОУ «Чаран» на 40 мест (15 раб.), В школе 48 работников. Учреждения культуры: СДК «Сайдам» (6 раб.), филиал ЦБС библиотека (1 раб.), учебно-этнографический центр «Балыксыт бала5ана», арочный спортивный зал.

В селе есть 3 женских вокальных ансамбля, клуб пенсионерок, молодежное объединение «Эликос». У нас сложились традиции: так как в Лекечене много озер, каждый год проводится «Праздник Мунха», туризм по возрастным категориям (школьный, молодежный, от 30 до 45 лет), конкурс снежных скульптур, «Эбэни аьатыы»

Анализ социокультурной ситуации

в Лекеченском наслеге Вилюйского улуса
Комплексное исследование показало, что вариативность организации образовательной деятельности малочисленных сельских школ обусловливается сложной совокупностью факторов и условий.

Одним из определяющих факторов выработки стратегии организации и развития жизнеспособных кочевых школ выступает тип социокультурной ситуации как комбинация двух основных параметров: культурно-исторической традиции (КИТ) и уровня развития современного социокультурного фона (СКФ). Социокультурная ситуация анализируется, исходя из четырех основных типов социокультурных ситуаций конкретной местности (по А.М.Цирульникову):

а) КИТ (+), СКФ (+). Сохранились культурно-исторические традиции, относительно высок уровень современного социокультурного фона (ситуация «культурный центр»).

б) КИТ (+), СКФ (-). Сохранились культурно-исторические традиции, но уровень современного социокультурного фона низок (ситуация «бывший очаг культуры»).

в) КИТ (-), СКФ (+). Культурно-исторические традиции отсутствуют, но уровень современного социокультурного фона относительно высок (ситуация «потенциальный очаг культуры»).

г) КИТ (-), СКФ (-). Культурно-исторические традиции и современный социокультурный фон отсутствуют (ситуация «культурная пустыня»).

Анализ социокультурной ситуации (см. Приложение №1) показал, что данная типология помогает не только диагностировать типичные ситуации, в которых находятся образовательные учреждения, но и разрабатывать и реализовывать наиболее целесообразные вариативные стратегии деятельности и модели их развития.

Ситуация «школа в бывшем очаге культуры», которая наблюдается в Лекеченском наслеге Вилюйского улуса, характерна для маленьких, некогда процветавших населенных пунктов, находящихся в сельской глубинке. В рассматриваемой ситуации культурно-исторические традиции еще живы, история местности, культуры, образования, порой уникальны, но современный социокультурный фон крайне беден, реальная среда жестка и деструктивна. В подобного типа ситуации просматривается ряд культурно-образовательных стратегий.

Одна стратегия состоит в том, что делается попытка поддержать, сохранить угасающие традиции, противостоять деструктивной действительности. Практика показывает, что при этом проблемы смягчаются, но, в конечном счете, не разрешаются. Происходит отсрочка культурной, духовной деградации.

Другая культурно-образовательная стратегия – сохраняя и поддерживая традиции, менять сам характер социокультурного фона. Решить эту проблему одно образовательное учреждение не в состоянии. Это задача уровня территориально-региональных программ (через создание образовательных сетей).

Кроме того, эту ситуацию можно охарактеризовать как общую для сельскохозяйственных улусов республики в целом. Т.е., создание региональной ресурсной сети, организующей свою деятельность по принципу «от культурно-образовательных инициатив – через кооперацию – к индивидуальным культурно-образовательным траекториям», для малочисленных сельских школ, - шаг неизбежный.

Вышеизложенное позволяет говорить о необходимости применения программно-целевого метода. И снова напрашивается вывод о необходимости сетевой организации системы управления образованием.

А для этого необходимо:


  1. Проанализировать социокультурную ситуацию и оформить социальный портрет наслега.

  2. Оформить гражданский образовательный заказ на адекватные образовательные услуги в условиях традиционного уклада жизни.

  3. Разработать образовательные программы и соответствующие им вариативные модели управления и программы развития.

  4. Заключить общественный образовательный договор.

Социальный портрет наслега, на территории которого функционирует та или иная малочисленная сельская школа, определяется по методике А.М.Цирульникова (см. Приложение №1).

Сетевое взаимодействие предпочтительней строить на принципах кооперации (А.И.Адамский):



  1. Совместная образовательная деятельность.

  • Проявление собственной инициативы (как основание образования).

  • Коллективная поддержка и оценка инициативы.

  • Формирование общей системы ценностей (как предпосылка общественного образовательного договора).

  • Формирование общих критериев эффективности деятельности.

  • Участие в управлении совместной деятельностью.

  • Влияние на распределение ресурсов для осуществления деятельности.

  1. Общее информационное пространство.

  • Предоставление информации о своей деятельности другим участникам образовательного партнерства.

  • Получение информации о деятельности других участников партнерства.

  • Создание собственных каналов информации.

  • Возможность участия в других информационных каналах.

Закономерным итогом детской образовательной деятельности в малочисленной сельской школе являются индивидуальные образовательные маршруты в сетевом образовательном пространстве.

Следовательно, механизмом организации детско-взрослой образовательной деятельности в пространстве взаимодействия может стать сетевое образование (как фактор организации совместной детско-взрослой образовательной деятельности в условиях общественно-государственного управления образованием).

Это может быть инициировано созданием образовательного культурного центра

Основная идея проекта

Анализ социокультурной ситуации в Лекеченском наслеге Вилюйского улуса свидетельствует о том, что культурно-исторические традиции в основном сохранены. Современный социокультурный фон относительно низок. В целом социокультурная ситуация может быть охарактеризована как «Школа в бывшем очаге культуры».

Следовательно, ведущая управленческая стратегия может заключаться в следующем:


  1. Поддержка и сохранение традиций, противостояние деструктивной действительности.

  • Проект «Сетевое образование как фактор организации совместной детско–взрослой образовательной деятельности в условиях общественно-государственного управления образованием». (Сетевое образование «ИЛ»)

  • Проект «Олонхо» (название проекта про совместное театральное представление)

  1. Изменение характера социокультурного фона.

1. Ярмарка образовательных программ (выявление запросов и предложений…).

2. Сетевое взаимодействие образовательных программ.

3. Создание новых образовательных программ, производных из существующих.

4. Участие в образовательных программах, внешних по отношению к местному социуму.



Цели и задачи

Развитие села начинается с развития образования.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года программа развития нашей школы направлена на достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным запросам личности государства и общества, обеспечение реальной доступности всего спектра образовательных услуг для населения, эффективность использования материальных, интеллектуальных и иных ресурсов.

Мы ставим задачу возродить, поднять на новый уровень работу по месту жительства со всеми слоями населения. Особенно это важно для нас, живущих на селе, где в силу складывающихся обстоятельств произошло резкое свертывание социокультурной сферы и люди остались один на один со своими проблемами.

В этой ситуации и родилась идея выйти за стены школы и стать образовательно – культурным центром, функциями которого являются оздоровление социально – психологического климата, вовлечение граждан в решение проблем образования, здорового образа жизни, организация отдыха и досуга населения, благоустройство и поддержание правопорядка.

Основная цель деятельности образовательно – культурного центра – создание единого образовательного пространства, формируемого на основе гармоничной взаимосвязи образовательных стандартов с возможностями дополнительного образования и предназначенного для разностороннего развития личности каждого ребенка в доступных ему видах деятельности для постепенного появления у него потребности и способностей к творческому саморазвитию, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Практическая реализация указанной цели предполагает решение следующих задач:

1. Моделирование развивающей образовательной среды, необходимой для эффективного поступательного развития ребенка на каждом возрастном этапе во всех доступных ему видах учебной и внеучебной деятельности, в сотрудничестве работников образовательных учреждений, культуры, семьи, общественности.

2. Формирование у учащихся навыков саморазвития через освоение ими методов самопознания, самооценки, самоуправления, самопроектирования в процессе учебной, учебно – исследовательской и внеучебной деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Психолого–педагогические основаниями предлагаемой системы являются:



    • личностно – ориентированная технология,

    • технология проектного обучения,

    • технология профильного обучения,

    • технология индивидуального обучения,

    • методика развивающего обучения

    • КТД

Школьный уклад

Взаимодействие Лекеченской СОШ, ДОУ, СДК через образовательно-культурный центр

Взаимоотношение ученика и мастера происходит в совместной образовательной деятельности над проектом. Как в традиционном обучении мастер не диктует свои условия ученику, они в партнерстве вносят свою лепту в проект.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Способ (механизм) реализации проекта

Реализация проекта происходит в отношении культуры-мастера-ученика. Через совместную практическую дельность, рефлексию самообразования ученик постигает профессию. Проект дает учащимся возможность учиться у настоящих мастеров реальному делу, проанализировать свое продвижение и проблемы и понять, что же необходимо для успешной работы. Совместная мастера и ученика проходит в режиме «Уьуйуу».

Сегодня школа становится средством духовного возрождения села. Школа – образовательно–культурный центр дает возможность обеспечить качественное основное и дополнительное образование, способствует формированию гражданского общества, изменяет качество образовательной среды за счет обновления содержания образования, создает воспитательное пространство школы, направленное на развитие ребенка.

Новизна данного опыта определяется следующим:


  • Привлечение управленческих структур разных уровней, что повышает их заинтересованность и утверждает партнерские взаимоотношения;

  • Обеспечение условий для повышения роли органов местного самоуправления и хозяйственных, культурных организаций в решении проблем образования на селе;

  • Данная модель обеспечивает высокий уровень самоопределения, социальной и профессиональной ориентации и адаптации школьников;

  • Определяет новые более эффективные формы взаимодействия с социальными партнерами, использования педагогических ресурсов социального окружения.

Результативными воспитательными системами являются те, которые опираются на совместную деятельность учащихся, педагогов, общественности, родителей, где толерантное отношение между взрослыми и ребенком приводят к формированию особого школьного уклада, который, сливаясь с образовательным процессом, дает возможность ребенку реализовать его интеллектуальный потенциал.

Каждый ребенок, исходя из собственных интересов, может найти себе занятия и реализовать свои творческие задатки.

Дополнительное образование обладает немалым образовательным и воспитательным потенциалом, который, к сожалению, до сих пор еще недостаточно востребован школой. Целью образования является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. Другими словами, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности (для старших школьников - работы), в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

Развитие образовательно-культурного центра


  1. Анализ социокультурной среды по методике А.М. Цирульникова.

  2. Оформление социального заказа с. Лекечен (дискуссии, анкетирование).

  3. На основе социального заказа разработали образовательные программы.

  4. Создание образовательно-культурного центра. Сетевое взаимодействие предпочтительней строить на принципах кооперации.

  5. Заключаем общественный договор с авторами программ.

  6. Организация АНО, как юридическое лицо.

  7. За развитием и выполнением образовательного заказа и проекта следят: ШУС, общественность, специалисты, «экспертная группа»


Проект «Олонхо» посвящен к 130 летию местного сказителя Ксенофонтова А.Д.-Аманааскы.

  1. Проведение научно-практической конференции о жизни и творчестве сказителя. – ноябрь 2008 г.

  2. Концерт детей, внуков и правнуков Ксенофонтова А.Д.

  3. Туризм на местность «Холболоох»

Результатом этого проекта будет постановка театрализованного представления-олонхо местного сказителя Ксенофонтова А.Д.-Аманааскы "То±ус хара тыаны ортотунан к³ст³р То´о±о Тура±ас аттаах Дохсо±олдьун Бухатыыр".

Место и время проведения: с.Лекечен июнь 2009 года



Цель:

  • показ культурно-исторических традиций наслега.

  • Отчет совместной детско-взрослой образовательной деятельности образовательно-культурного центра

  • организация отдыха и досуга населения

Тема представления: «То±ус хара тыаны ортотунан к³ст³р То´о±о Тура±ас аттаах Дохсо±олдьун Бухатыыр»

Идея – увековечивание памяти сказителя эпоса Ксенофонтова А.Д.-Аманааскы.

Реквизиты и костюмы представления будут готовить народные умельцы со своими учениками.

Место проведения:

Ход работы:



  1. Разработка сценария

  2. Знакомство со сценарием

  3. Распределение работы по студиям

  4. Работа по группам

  5. Подготовка к представлении

  6. Постановка представления


Календарный план выполнения работ на 2008-09 уч.год

Направление организации деятельности

Мероприятия

Исполнители

Сроки

I.Организационные мероприятия


Заседание координационного Совета образовательно-культурного центра
Презентация проекта Образовательно-культурный центр «Сайдыс».
Создание центра социальной педагогики

Формирование школьно-сельского информационного пространства


Формирование школьного компонента учебного плана, исходя из потребностей учащихся и родителей


Школьно-сельское сообщество

Школьно-сельское сообщество, социальные структуры


Социальный педагог, психолог, классные руководители, родители.

Школьный пресс-центр, редакция газеты «Эркээйи»,

ТВ «Лекей»

Администрация школы, психолог, социальный педагог





Август

сентябрь

сентябрь
октябрь

сентябрь


II.Повышение образовательного и культурного уровня населения



Повышение квалификации педагогов и работников культуры
Организация работы педагогического всеобуча родителей
Ознакомление с инновационным опытом работы учреждений образования и культуры различных областей России
Работа образовательного учреждения в режиме инноваций и эксперимента
Разработка и реализация программы развития школьной библиотеки как медиацентра для самообразования педагогов, учащихся
Научно-практическая конференция посв. сказителю эпоса Ксенофонтову А.Д.
Праздник «Мунха»
Концерт детей, внуков и правнуков Ксенофонтова А.Д.
Постановка театрализованного представления-олонхо местного сказителя Ксенофонтова А.Д.-Аманааскы "То±ус хара тыаны ортотунан к³ст³р То´о±о Тура±ас аттаах Дохсо±олдьун Бухатыыр"
Встреча участников республиканских сельских игр Манчаары на границе Вилюйского улуса.

Отчетное представление сетевого образования «ИЛ»



Администрация школы, педагоги, работники ДК
Заместитель директора по ВР, классные руководители
Администрация школы
Заместитель директора по научно-методической работе
Школьный библиотекарь, педагоги, родители

Школьно-сельское сообщество

Школьно-сельское сообщество
Школьно-сельское сообщество

Школьно-сельское сообщество


Школьно-сельское сообщество




октябрь-май

сентябрь


в течение года

сентябрь-май

август

Ноябрь



ноябрь

февраль


июнь

июнь


III. Развитие воспитательного потенциала семей, возрождение семейной педагогики

IV.Организация культурно-досуговой и культурно-творческой деятельности школьно-сельского сообщества

V. Пропаганда здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта

VI. Общественно-полезная трудовая и природоохранная деятельность




Работа клуба «Ытык сүбэ»
Создание школьного детского объединения
Работа образовательного учреждения по направлениям исторического краеведения, туризма, экологического воспитания

Выпуск ежемесячного информационного листа


Поддержка и развитие добрых семейных традиций, участие в празднике «День Матери»
Конференция «Семья – хранительница уклада семьи»
Изучение условий семейного воспитания, индивидуальная работа с семьями. Организация психолого-педагогического просвещения и консультирования родителей.
Проведение конкурса «Лучший класс года. Лучший ученик года»

Работа кружков, секций

Привлечение граждан к руководству детскими объединениями по интересам
Усовершенствование системы деятельности детских творческих коллективов и клубов по интересам

Создание проекта «Культура здоровья - среда жизни здорового человека»


Ежегодные общешкольные, районные и областные спортивные соревнования

Медико-психологический мониторинг здоровья учащихся
Туризм учащихся и педагогов, населения

Создание медицинского кабинета в школе

Проведение благотворительных акций в помощь детям из малообеспеченных семей
Проведение операции «Забота»: создание добровольных детских отрядов в помощь престарелым людям и инвалидам
Создание условий для общеполезного труда детей и подростков
Организация и проведение субботника по благоустройству территории школы
Работа лагеря труда и отдыха и волонтеров


Школьно-сельское сообщество
Педагоги, учащиеся

Педагоги школы, учащиеся, родители

Пресс-центр

Школьно-сельское сообщество


Педагоги, родители

Психолог, социальный педагог

Заместитель директора по ВР

Педагоги, учащиеся, родители
Педагоги дополнительного образования, учащиеся
Администрация школы, местное сообщество
Классные руководители, преподаватель физической культуры, учащиеся, родители
Учащиеся школы, преподаватели физической культуры, педагоги ДО

Психолог, фельшер, классные руководители, педагоги


Педагоги, учащиеся
Администрация школы, местное сообщество
Администрация школы, работники ФАПа, родители
Учащиеся, педагоги, родители

Ученический Совет школы, педагоги, родители

Администрация школы, педагоги, родители.
Педагоги, родители, учащиеся школы, местные социальные структуры
Администрация школы, педагоги, родители.


сентябрь-май
октябрь

в течение года

сентябрь-май
октябрь

ноябрь


в течение года

декабрь
сентябрь-май


сентябрь-май

ноябрь

январь-май

сентябрь-май


сентябрь-май

май

октябрь

март


Май-июнь

май


июнь




Ожидаемые результаты

В результате инновационной деятельности, разработки новой модели образовательно–культурный центр становится универсальным системообразующим фактором образовательной и воспитательной системы учебного учреждения, обуславливающим разработку и внедрение сетевых образовательных программ, а также решающим фактором в личностном развитии школьников, способствующим освоению ими этих программ.

Эта универсальность вытекает из следующего:

1. Наличие центра позволяет осуществить на практике личностно-индивидуальное обучение и воспитание, прежде всего, через реализацию деятельностного подхода, когда каждый ребенок может, исходя из собственных интересов, найти себе занятие и возможность для реализации своих творческих задатков.

2. Тематика деятельности центра зависит от конкретных задач, от его потенциала и возможностей социума, в котором существует учебное заведение. В зависимости от меняющихся условий материального, интеллектуального, психологического свойства, от изменений целей и задач количество и тематика деятельности легко может изменяться.

3. В центре может быть эффективно организована разнообразная проектная деятельность, в которой наиболее заинтересованы участники образовательного процесса.

4. Формы деятельности в центре могут быть самые разнообразные, они не повторяются, часто сохраняется элемент новизны, так значимый при организации деятельности ребенка.

5. В управлении центра участвуют не только взрослые, но и дети, получая навыки, необходимые в гражданском обществе.


Показатели оценки предполагаемых результатов

  1. Повышение качества образования через развитие дополнительного образования, индивидуализации образования.

  2. Развитие творческого потенциала личности ребенка.

  3. создание условий для непрерывного роста педагогических кадров

Использованная литература

    1. Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К. Вариативные модели модернизации сельской школы.-М.:АРКТИ, 2005.- 68с.

    2. Восхождение:шаг за шагом…(метод.рекомендации)/Хара-Алдан. Сред.шк.;[cост.:Н.И.Бугаев, О.Н.Самсонова].- Якутск, 2006.-156 с.





База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница