Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 10 Спортивная медицина сд. Ф. 10 Опд



страница1/7
Дата24.06.2015
Размер1,12 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф.10 Спортивная медицина

СД.Ф.10

ОПД.Р.3
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

(специальностям)



050720 Физическая культура со специализацией

спортивно-оздоровительный туризм
050703 Дошкольная педагогика и психология

с дополнительной специальностью «Физическая культура»
ОЧНАЯ / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры БЖД и ОМЗ

факультета ФК и БЖД

(протокол №12 от 28.03.08 г.)
Зав. кафедрой БЖД и ОМЗ

_______________________ (Мещерова И.А.)



Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: Ф.А. Щербина, к.м.н., доцент кафедры БЖД и ОМЗ.


1.2 Рецензенты: Паюсов Ю.А., главный врач Мурманской городской клинической больницы скорой медицинской помощи, Заслуженный врач РФ, к.м.н.;

Кобелев В.А., к.м.н., доцент кафедры БЖД и ОМЗ (МГПУ).


1.3 Пояснительная записка:

Базируясь на теоретических медико-биологических дисциплинах учебного плана, спортивная медицина является прикладной дисциплиной, непосредственно направленной на профессиональную подготовку специалиста в области физической культуры и спорта. За последние годы существенно возросла роль спортивной медицины в подготовке высококвалифицированных спортсменов в связи со значительным увеличением объема и интенсивности тренировочных нагрузок и, как следствие этого, заметным возрастанием спортивных результатов. В этих условиях современная спортивная медицина используется в управлении тренировочным процессом. Чрезвычайно важные задачи спортивной медицины заключаются в динамических наблюдениях за состоянием здоровья, правильным развитием фундаментальных возможностей организма спортсмена, уровнем общей физической и специальной работоспособности спортсмена, а также за эффективностью тренировочного процесса. Особое значение имеют динамические врачебные наблюдения в профилактике предпатологических и патологических состояний спортсменов. В связи со сказанным современный тренер, педагог должен обладать большим объемом знаний по спортивной медицине и уметь применять эти знания в своей практической работе, максимально используя помощь спортивного врача.

Главная цель спортивной медицины – содействие рациональному использованию средств и методов физической культуры и спорта для гармоничного развития человека, сохранения и укрепления здоровья, продления активного творческого долголетия; а также обучение студента комплексу знаний и навыков, необходимых для его будущей профессиональной деятельности.

Широкое развитие спортивно-оздоровительных клубов в современных условиях в значительной мере повышает значение медицинского обеспечения массовой физической культуры. Поэтому перед преподавателем физической культуры или тренером по массовым видам спорта встают вопросы эффективности, оптимального дозирования физических нагрузок, оценки их эффективности, профилактики нагрузок и многие другие вопросы.

Спортивная медицина призвана способствовать оптимальному планированию и коррекции учебно-тренировочного процесса в достижении высокого спортивного результата при условии сохранения здоровья спортсмена. Она является частью спортивной науки, непосредственно входящей в профессиональную подготовку тренера (педагога). Учебная работа проводится в виде аудиторных и внеаудиторных занятий, аудиторные занятия – в форме лекций, практических и лабораторных занятий. На практических занятиях должна быть обеспечена возможность для студентов проводить как учебно-исследовательскую работу, так и овладеть практическими навыками определения уровня функциональной готовности и работоспособности спортсменов; оказания первой доврачебной помощи при различных травмах и патологических состояниях. Для ознакомления студентов с вопросами спортивной патологии и современными методами лечения спортивных травм и заболеваний рекомендуется проводить занятия в клиниках или во врачебно-физкультурных диспансерах. Для повышения эффективности таких занятий учебную группу студентов следует делить на несколько подгрупп (по 4-5 человек).

Практические занятия на тему «врачебный контроль на тренировках и соревнованиях» необходимо организовать на тренировочных занятиях (в спортивных залах, на стадионе и др., где одни студенты могли бы выполнять роль тренера, другие – проводить врачебно-педагогические наблюдения).



Студенты должны знать:

  • теоретические основы оптимизации учебно-тренировочного процесса;

  • физиологию функциональной готовности и работоспособности спортсменов;

  • физиологию тренированности;

  • функциональные и морфологические основы повышения жизнеспособности организма.

Студенты должны уметь:

  • самостоятельно применять методы тестирования;

  • проводить анализ результатов врачебно-педагогических наблюдений за спортсменами;

  • контролировать учебно-педагогический процесс подготовки спортсменов;

  • диагностировать состояния утомления и перенапряжения при занятиях физическими упражнениями;

  • оценивать реакцию сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку.

Программой предусмотрены лекции, практические и лабораторные занятия, а также самостоятельная работа студентов. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории, на практических занятиях отрабатываются знания теоретических вопросов, отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы.


    1. Извлечение из ГОС ВПО

Основы общей патологии. Физическое развитие. Характеристика функционального состояния спортсмена. Диагностика физической работоспособности и функциональной готовности спортсмена. Медико-педагогический контроль в процессе тренировочных занятий и соревнований. Медицинский контроль в массовой физической культуре. Средства восстановления спортивной работоспособности: педагогические, психологические, медицинские, физические. Спортивная патология.
1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоемкость

Всего

ауд.


ЛК

ПР

ЛБ

СМ

1

050720

Физическая культура со специализацией спортивно-оздоровительный туризм



5

10

130

64

28

36

-

66

экзамен

2

05703

Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Физическая культура»



5

9

40

20

14

6

-

20

экзамен


Заочная форма обучения

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо

емкость


Всего

ауд.


ЛК

ПР

ЛБ

СМ

1

050720

Физическая культура со специализацией спортивно-оздоровительный туризм



4

7, 8

130

16

8

8

-

114

зачет

2

050720

Физическая культура со специализацией спортивно-оздоровительный туризм



5

9, 10

130

18

8

10

-

112

зачет


1.6 Содержание дисциплины
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

Очная форма обучения

№ п.п.

Наименование раздела дисциплины

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

СМ



Введение в курс «Спортивная медицина».

6

4

2




6

    1. Цели, задачи спортивной медицины: содержание, история и организация.
















    1. Основы общей патологии. Учение о здоровье и болезни.
















    1. Иммунная реактивность у спортсменов и её изменения в тренировочном макроцикле.


















Физическое развитие и телосложение спортсмена.

6

2

4




6



Морфофункциональные особенности организма спортсмена.

6

4

2




4

    1. Функциональное состояние нервной системы и нервно-мышечного аппарата спортсмена.
















Морфофункциональное состояние висцеральных систем организма спортсмена.


















Функциональные пробы для оценки уровня функциональной готовности к физической работоспособности спортсмена.

8

4

4




10



Медицинское обеспечение массовой физической культуры.

6

2

4




6

    1. Врачебный контроль за детьми, подростками, юношами и девушками.
















    1. Медицинский контроль за женщинами-спортсменками.
















    1. Медицинское обеспечение занятий физической культурой взрослого населения.
















    1. Самоконтроль при занятиях массовой физической культурой.


















Врачебный контроль за спортсменами в процессе тренировок и занятий.

10

2

8




6



Травматизм в спорте.

4

2

2




2



Заболевания и патологические состояния у спортсменов при нерациональных занятиях спортом.

10

2

8




8



Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности и реабилитации спортсмена.

8

6

2




10


Очная форма обучения

№ п.п.

Наименование раздела дисциплины

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

СМ



Введение в курс «Спортивная медицина».

2

2







2

    1. Цели, задачи спортивной медицины: содержание, история и организация.
















    1. Основы общей патологии. Учение о здоровье и болезни.
















    1. Иммунная реактивность у спортсменов и её изменения в тренировочном макроцикле.


















Физическое развитие и телосложение спортсмена.

2

2







2



Морфофункциональные особенности организма спортсмена.

2

2







2

    1. Функциональное состояние нервной системы и нервно-мышечного аппарата спортсмена.
















Морфофункциональное состояние висцеральных систем организма спортсмена.


















Функциональные пробы для оценки уровня функциональной готовности к физической работоспособности спортсмена.

4

2

2




4



Медицинское обеспечение массовой физической культуры.
















    1. Врачебный контроль за детьми, подростками, юношами и девушками.
















    1. Медицинский контроль за женщинами-спортсменками.
















    1. Медицинское обеспечение занятий физической культурой взрослого населения.
















    1. Самоконтроль при занятиях массовой физической культурой.


















Врачебный контроль за спортсменами в процессе тренировок и занятий.

4

2

2




4



Травматизм в спорте.


















Заболевания и патологические состояния у спортсменов при нерациональных занятиях спортом.

2

2







2



Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности и реабилитации спортсмена.

4

2

2




4



Заочная форма обучения

№ п.п.

Наименование раздела дисциплины

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

Л.Б/ПР

СМ



Введение в курс «Спортивная медицина».













    1. Цели, задачи спортивной медицины: содержание, история и организация.










2

    1. Основы общей патологии. Учение о здоровье и болезни.

2

2




8

    1. Иммунная реактивность у спортсменов и её изменения в тренировочном макроцикле.










4



Физическое развитие и телосложение спортсмена.

4

2

2

6

3.

Морфофункциональные особенности организма спортсмена.










6

    1. Функциональное состояние нервной системы и нервно-мышечного аппарата спортсмена.










4

Морфофункциональное состояние висцеральных систем организма спортсмена.










8

4.

Функциональные пробы для оценки уровня функциональной готовности к физической работоспособности спортсмена.

6

2

4

15

5.

Медицинское обеспечение массовой физической культуры.










4

    1. Врачебный контроль за детьми, подростками, юношами и девушками.










8

    1. Медицинский контроль за женщинами-спортсменками.










5

    1. Медицинское обеспечение занятий физической культурой взрослого населения.










8

    1. Самоконтроль при занятиях массовой физической культурой.










4

6.

Врачебный контроль за спортсменами в процессе тренировок и занятий.

4

2

2

8

7.

Травматизм в спорте.










5

8.

Заболевания и патологические состояния у спортсменов при нерациональных занятиях спортом.










10

9.

Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности и реабилитации спортсмена.










9

1.6.2 Содержание разделов дисциплины


  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница