Программа развития «Школа территория здоровья»



страница1/2
Дата24.06.2015
Размер0,5 Mb.
  1   2


Управление образования администрации Курагинского района

МОУ Кочергинская СОШ №19

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ Кочергинская СОШ №19

________Н.П.Жирнова

«______»_____________2007г.


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
«Школа – территория здоровья»
на 2007-2011 год.

2007 год.

Оглавление


  1. Пояснительная записка……………………………………3-5

  2. Понятие здоровье, здоровый образ жизни……………6-10

  3. Законодательная база…………………………………….11-12

  4. Цель, задачи программы…………………………………..13

  5. Организация здоровьесберегающего пространства.14-17

  6. Структура здоровьесберегающего пространства……18-19

  7. Этапы реализации программы……………………………20-22

  8. Ожидаемые результаты…………………………………...23-25

  9. Организация педагогического процесса……………….26-27

  10. Физическая культура…………………………………….28

  11. Рациональное питание………………………………….29

  12. Экологизация жизненного пространства…………..30-31

  13. Литература…………………………………………………35-36





Пояснительная записка
Проблема сохранения и укрепления здоровья – одно из приоритетных направлений развития России. Пути ее решения нашли отражения в Национальных проектах, в частности – в проектах «Здравоохранение» и «Образование».

В настоящее время состояние здоровья современных детей и подростков вызывает все большую тревогу. По данным Министерства здравоохранения России (2005 г.) более 5 миллионов детей России относятся по состоянию здоровья к группе риска. Дети раннего и дошкольного возраста с функциональными и пограничными отклонениями в состоянии здоровья составляют около 60-80% в популяции. Только 7,1% выпускников образовательных учреждений относительно здоровы. За последние 10 лет число детей с хронической патологией увеличилось на 38%.

Современному обществу необходимы технологии, обеспечивающие сохранение и развитие здоровья детей в ходе учебного процесса в школе, где дети и подростки в возрасте от 6 до 17 лет проводят большую часть своей жизни. Это означает, что деятельность школы не должна подменять деятельность медицинских учреждений, создавая поликлинику в школе. Школа, являясь образовательным, культурным, общественным центром территории, вправе разрабатывать и реализовать модели развития здоровья каждого ребенка адекватно его возможностям и будущему выбору жизненного пути.

Наблюдая опыт школ России по созданию и реализации моделей школ здоровья, необходимо отметить основные проблемы:

  • Политические требования о важности школьного здоровья, необходимости междисциплинарного воздействия и организационной инфраструктуры для успешного внедрения необходимых программ реализуются лишь отчасти. Административная и финансовая поддержка недостаточна;

  • Нет единого программного обеспечения школ, занимающихся проблемами здоровья. Регионы, школы разрабатывают свои программы, исходя из собственного понимания проблемы. Общего курса, который бы интегрировал основные аспекты здоровья, в нашей стране не существует;

  • Многие программы, связанные с проблемами здоровья, успешно внедрены, тем не менее, остается их разобщенность с основной школьной программой, либо они связаны только с одним учебным предметом;

  • В то время, когда стала очевидна эффективность некоторых компонентов школьных программ здоровья (например, школьная медицинская служба, программы по педагогике здоровья), существует недостаток практических пособий, дидактического материала по их внедрению.

Исходя из этого, важно разрабатывать и реализовывать комплексную программу сохранения и укрепления здоровья школьников на территории, принимая позицию: Школа – территория здоровья.

МОУ Кочергинская средняя общеобразовательная школа №19 Курагинского района определила приоритетным направлением развития учреждения на 2007 – 2011 гг.

создание в процессе обучения и воспитания условий, благоприятных для субъектов образовательного процесса и осуществление системного формирования культуры здоровья участников образовательного процесса.

Это определило актуальность построения целостной педагогической системы школы здоровья

Цель: воспитание физически, психологически и социально здоровой личности посредством создания системы формирования культуры здоровья всех участников образовательного процесса.

.
Педагогическая система школы здоровья - это взаимодействующее с внешней средой целостное явление, представляющее собой упорядоченную взаимосвязь систем:

1.   управления

2.   педагогического процесса

3.   школьных служб

4.   социальной среды,

объединенных единой целью воспитания, обучения и развития здорового человека.
Школа здоровья базируется на таких методологических принципах, как здоровье центризм, сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся (В.Н. Ирхин).

Принцип здоровье центризма включает в себя: целевую ориентацию участников педагогического процесса на здоровье, как приоритетную ценность и основной результат деятельности, направленность содержания и организации учебно-воспитательной работы на формирование потребности ученика в здоровье и ЗОЖ, его валеологической грамотности, методы и формы организации всех видов деятельности школьников, обеспечивающих снижение стоимости их здоровья; развитие культуры здоровья педагога; создание школьной службы здоровья, осуществляющей валеологическое сопровождение развития ребенка; оздоровление предметно-пространственной среды образовательного заведения; приобщение семьи и оздоровление микросоциальной среды; валеологизация управления, требующая соответствующих структурных изменений   и обновления самого механизма управления.

Основу принципа сохранения здоровья составляет способность организма обеспечивать постоянство внутренней среды под влиянием внешних воздействий.

Принцип увеличения резервов здоровья (или укрепления здоровья) предполагает наличие  способов повышения  адаптивности учащихся к стрессогенным факторам образовательного процесса.

Принцип формирования здоровья осуществляется через содержание учебного и воспитательного материала, раскрывающего сущность основных компонентов здоровья и ЗОЖ, через организацию взаимодействия участников педагогического процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и определенные способы его достижения.

Идеи станут реальностью, если все члены школьного коллектива будут одинаково относиться к проблеме «человек–образ жизни–образование–здоровье», произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении.

Понятия здоровье, здоровый образ жизни

и факторы их формирующие
Определений понятия «Здоровье» несколько сотен.

Словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова определяет: «Здоровье, как правильная, нормальная деятельность организма»

Большая медицинская энциклопедия: «Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений».

Н.А. Амосов утверждал, что: «Здоровье- это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций».

Замечательный врач прошлого Гален писал, что «Здоровье - это то состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в нашей жизнедеятельности».

«Здоровье - говорил И.П. Павлов - это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек...»

Наиболее полное определение дано в Уставе ВОЗ:

«Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье - соответствующее норме телесное состояние, состояние при котором имеет место совершенство саморегуляции функций, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к факторам внешней среды».

Духовное здоровье - относящееся к умственной деятельности часто подменяется понятием психическое здоровье, душевное равновесие и пр.

Социальное здоровье - общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе. Это мера социальной (общественной) активности.
Оценка состояния здоровья

С точки зрения социальной медицины, выделяют три уровня оценки здоровья:

  • здоровье отдельного человека (индивидуальное).

  • здоровье малых социальных (напр. семейное), этнических групп.

  • здоровье всего населения, проживающее на определенной территории.

При оценке здоровья населения используются типовые медико-статистические показатели:

1. Медико-демографические показатели:

  • смертность общая и возрастная средняя продолжительность жизни.

  • рождаемость естественный прирост населения

2. Показатели заболеваемости и распространенность заболеваемости.

3. Показатели инвалидности.

4. Показатели физического развития населения.

От чего зависит и чем определяется здоровье человека?

Согласно многочисленным отечественным и зарубежным авторам здоровье человека обусловлено:

- на 18-25% - генетическими факторами;

- до 20% внешнесредовыми условиями;

- на 10% медицинскими факторами;

- и на 50-52% определяется образом жизни.

Образ жизни - категория собирательная, активная, ее следует рассматривать с точки зрения системного подхода, т.е. изучать взаимовлияние, взаимодействие, взаимосвязи между различными элементами. Без чего невозможно понять и правильно оценить любой аспект жизни.

Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья.

В понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкоголя и наркотиков);

  • оптимальный двигательный режим; рациональное питание;

  • закаливание;

  • личная гигиена;

  • положительные эмоции.



Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой, самим собой. Известно, что здоровье взрослого человека формируется с детства. До недавнего времени забота о здоровье детей и взрослых ограничивалась узкими рамками врачебных кабинетов. До сих пор в большинстве случаев вопросы здоровья решаются в плане стабилизации коррекции. Для этого создаются коррекционные классы, медицинские центры и т.д. Это тупиковый подход к проблеме, результат которого сегодня очевиден: низкая грамотность населения по вопросам здоровья, отсутствие культуры здорового образа жизни, понижение возрастных порогов “старческих болезней”. Во всем мире считается, что именно здоровье должно быть главной “визитной карточкой” культуры и процветания государства, а индивидуальное здоровье - критерием личной ответственности и самопознания.


Систематизация проводимых мероприятий позволила сформировать парциальную программу «Здоровый ребёнок» по оптимизации образовательной здоровьесораняющей среды (предметного, педагогического и технологического компонента) для всех участников учебно-воспитательного процесса.

Определены цель и задачи программы, ее основные направления реализации.

К основным направлениям деятельности в рамках программы как формирующим потребность в здоровом образе жизни, знания и навыки, непосредственно влияющие на здоровье у всех участников учебно-воспитательного процесса – детей, педагогов и родителей отнесены:

  • организация педагогического процесса, направленного на воспитание и обучение потребности в здоровом образе жизни у детей;

  • организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

  • организация питания;

  • оздоровительные мероприятия;

  • физическая культура и элементы спорта;

  • лечебно-профилактические мероприятия;

  • экологизация жизненного пространства;

  • валеологизация учебно-воспитательного процесса;

  • сотворчество и сотрудничество с семьей по проблеме;

  • внедрение новых здоровьесохраняющих технологий;

  • повышение уровня компетентности педагогов по проблеме.

Что же нужно растущему организму для сохранения и укреп­ления его здоровья? Назовем эти потребности.

  1. Двигательная активность.

  2. Питание. Главная его функция, как всем известно, обеспе­чение организма энергией. Энергия нужна детскому организму для поддержания температуры тела, выполнения физической работы, обмена веществ, работы мозга, роста. Еще одна функ­ция — строительная: поставлять «материалы» для создания тела.
    Поэтому так важно, чтобы в пище присутствовало нужное коли­чество определенных белков, жиров и углеводов, минеральных солей. Третья функция питания — снабжение организма биологи­чески активными веществами, регулирующими процесс жизне­деятельности. Основную их часть составляют витамины.


С одной стороны, питание должно быть достаточным по ко­личеству и полноценным, т.е. в его рацион должны входить необ­ходимые для строительства детского организма белки (мясо, ры­ба, молоко, яйца), жиры (животные и растительные), углеводы (крупы, хлеб, сахар), минеральные вещества и витамины, содер­жащиеся в овощах и фруктах. С другой стороны, питание не должно быть избыточным, т.е. превышающим энергетические траты организма, включающим слишком калорийную и рафини­рованную (очищенную от естественных грубых волокон клетчат­ки и других балластных веществ) пищу. Питаться надо рацио­нально, правильно распределяя общее количество пищи в тече­ние дня. Кстати, блюда должны быть не только вкусными, но и красивыми, тогда человек получит от пищи эстетическое удо­вольствие, способствующее более полному усвоению содержа­щихся в ней питательных веществ.

  1. Благоприятная внешняя среда. Это на самом деле не толь­ко экологическая обстановка в том районе или городе, где вы жи­вете, которая может очень сильно влиять на здоровье, вернее, на
    частоту возникновения определенных заболеваний у детей и взрослых. Добавьте сюда еще и все факторы, которые перечис­ляются ниже.


  2. Соблюдение правил здорового быта, гигиена вашего дома, личная гигиена. И привычки, обычаи, образ жизни вашей се­мьи, воспринятые ребенком, — это тоже фактор его здоровья
    (или нездоровья).


Если по утрам ребенок делает не­сколько несложных упражнений для разных групп мышц — то, что называют зарядкой, гигиенической гимнастикой, то легко привьется полезная привычка делать физзарядку. Эти несколько уп­ражнений и душ после них нужны всем системам организма, что­бы легче перейти от состояния сна к активному бодрствованию. Почему нужны именно физические упражнения? Потому что при этом усиливается ток крови не только в работающих мыш­цах, но и в сердце, легочных капиллярах, печени, мозге и других органах, которые ночью тоже «дремали» и накапливали продук­ты своей деятельности.

5. И еще очень важное — «погода в доме» (психологический климат). Нервные стрессы, недостаток положительных эмоций — это тот тяжелый психоло­гический груз, который часто бывают бессильны облегчить де­тям врачи и педагоги. Мы, взрослые и самостоятельные, глубоко переживаем домашние ссоры и неприятности на работе, а как же нелегко маленьким, еще не все понимающим нашим детям, на ко­торых кричат домашние, кричат педагоги, кричат про­хожие на улице... И порой не только кричат. Очень часто нервные стрессы становятся «спусковым механизмом» не только на­рушений психики, но и простудных, а также хронических забо­леваний. Ведь нервная система тесно связана с иммунитетом, предохраняющим нас от вредных вирусов и бактерий.

  1. Вот и еще один важный фактор здоровья — сильный имму­нитет. Большую роль в его поддержании и укреплении играет за­каливание. Чем моложе организм, тем беззащитнее он перед внешними воздействиями: жарой, холодом, перепадами атмо­сферного давления, сыростью, солнечной радиацией и инфекци­ями. Как бы мы ни оберегали ребенка, мы не сможем быть рядом с ним всегда. Тепличные и стерильные условия жизни не могут длиться бесконечно, лучше как можно раньше научить ребенка и его организм защищаться от разных невзгод самостоятельно.
    Тот, кому в 3—5 лет не страшны открытая форточка и холодная во­да, став старше, сам справится и с другими проблемами.


  2. И последнее (по счету, но не по важности) — отсутствие вредных привычек. Так осторожно называли раньше разные формы одной беды — наркотизации: курение, употребление ал­коголя и собственно наркотических веществ. Ребенок с детства и на всю жизнь должен усвоить: никотин, алкоголь, наркотики — все вместе и каждое из этих веществ — страшный яд! Яд, отравля­ющий весь организм и в первую очередь нервную систему, яд, подрывающий здоровье и тормозящий рост и развитие. Эти вещества объединяет не только вредоносное воздействие на здо­ровье, но и затягивающее все глубже привыкание, которое фор­мируется тем быстрее, чем младше ребенок.



\

Общие требования к программе:


  1. Соответствие Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.

  2. Соблюдение светского характера образования.

  3. Построение программы на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

  4. Содержание программы ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и соответствие российским культурным традициям.

  5. Программа нацелена на:

    • развитие любознательности как основы познавательной активности у школьников;

    • развитие способностей ребенка;

    • формирование творческого воображения;

    • развитие коммуникативности.

  1. Программа нацелена на обеспечение:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

  • эмоциональное благополучие каждого ребенка;

  • интеллектуальное развитие ребенка;

  • создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

  1. Программа предусматривает организацию школьной жизни в трех формах;

  • Занятия как специально организованная форма обучения;

  • Нерегламентированные виды деятельности;

  • Свободное время, предусмотренное для ребенка в школе в течение дня.

  1. Программа построена с учетом специфических для детей школьного возраста видов деятельности.

  2. Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку; учитывать их возрастные особенности.

  3. Программа включает описание организации развивающей среды с перечнем применяемых материалов и оборудования.

  4. Программа обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты от переутомления и дезадаптации.

Законодательная база

Разработчики программы в своей работе руководствуются

нормативно - правовыми и инструктивными документами по проблеме обеспечения здоровья детей в ДОУ, а именно:

  1. Конвенция о правах ребенка.

  2. Конституция РФ (ст.38,41,42,43).

  3. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. и с изменениями и дополнениями на 2002г.;

  4. Типовое положение о МОУ, утвержденное постановлением

правительства РФ от 1.06.1995 с изменениями и дополнениями от 14.02.2002 г.

  1. «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы МОУ 2.4.1.1259-03» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 26.03. 2003 г.).

  2. Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях от 30.06.1992г. №186/272; 21.12.1999г. №13-16/42.

  3. Приказ Мин. здравоохранения и медицинской промышленности РФ «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей школьного возраста на основе медико – экономических нормативов от 14.03.1995г. №60.

  4. Рекомендации Минздрава России «Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах» от 9.05.1999 №1100/964 99-15.

  5. Инструктивно - методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей школьного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. №65/23-16.

  6. Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений от 04.04.2003 г. №139.

  7. Приказ ГУО администрации края от 26.01.2004г. №56 «О

дополнительных мерах по совершенствованию процесса физического воспитания» предусматривающего увеличение объема двигательной активности детей школьного возраста в образовательных учреждений до 6-8часов в неделю.

  1. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для школьных образовательных учреждений Российской Федерации.

13. Методическое письмо Минобразования России от 24 апреля 1995 г. № 46/19-15.

Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ программы: Создание условий для обеспечения успешности и сохранения здоровья участников учебно-воспитательного процесса.
ЗАДАЧИ:

  1. Формирование потребности и культуры здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса;

  2. Овладение основами личной гигиены, здорового образа жизни, навыками самоконтроля учебной деятельности, культурой поведения и речи (задача начального образования);

  3. Создание здоровьесохраняющих условий для воспитания, становления и формирования личности ученика, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению (задача основного общего образования);

  4. Создание здоровьесохраняющих условий для социальной адаптации и успешности старшеклассников (задача среднего (полного) общего образования);

  5. Формирование партнерских отношений с социумом в вопросах сохранения и укрепления здоровья



Организация здоровьесберегающего пространства

МОУ Кочергинская СОШ №19
Педагогический коллектив школы выделил следующие направления развития школы:
Педагогическое направление
       Деятельность по развитию здоровья школьников в рамках учебного заведения не может быть вполне результативной без приложения усилий педагогических работников. При этом речь идет о достаточно серьезных изменениях во всей системе обучения и воспитания. Усилия по внедрению даже самых передовых валеологических и медицинских технологий останутся безрезультатными, если школьники, к примеру, будут перегружены. Таким образом, представляется необходимым
переструктурировать всю учебную деятельность, чтобы достичь соответствия медицинским нормам, с одной стороны, и общественной востребованности - с другой. Поэтому изменения учебного процесса в плане обеспечения здоровья вовсе не должны исчерпываться привнесением отдельных медицинских или валеологических задач в программы по существующим учебным предметам, а также внедрением в школу новых, специализированных учебных предметов. Речь идет о целостной перестройке всего блока педагогических подходов в построении содержания и методики школьного образования.



Медицинское направление
1. В этом направлении можно выделить три взаимодополняющих подхода:
-“Диагностический”, предполагающий детальное обследование и типологизацию состояния здоровья. Этот подход предполагает отслеживание динамики соматического здоровья на различных стадиях заболеваний.
-“Коррекционный”, направленный на повышение адаптивного потенциала ребенка немедикаментозными средствами и изменения условий среды, в которой он обучается.
-
"Профилактический", направленный на создание системы оздоровительных мероприятий.


Социальное направление
         Социально-психологическая служба в школе призвана обеспечить адекватность педагогического процесса особенностям личности субъекта этого процесса, как учащегося, педагога, так и родителя. Работа школьной социально-психологической службы должна быть востребована всем многообразным комплексом вне- и внутришкольного взаимодействия между участниками этой деятельности. Объектом деятельности являются школьники, педагогический коллектив, родители, общественность. Определяющим характером деятельности является развивающая работа, использующая актуальные или потенциальные возможности участников образовательного процесса.



Организация здоровьесберегающего пространства МОУ Кочергинская СОШ №19


Педагогическое направление
- Разработка модели психолого-педагогической системы формирования ценности здоровья как культурной нормы.

- Разработка механизмов по организации здоровьеразвивающего учебного пространства в школе, творческого развития и развития человеческих отношений.

-Системное использование здоровьесберегающих технологий: создание комфортной воздушной среды, режимов питания, питьевой воды, сенсорных систем, двигательной активности, дизайн помещения и приусадебного участка.

Переструктурирование учебного процесса: ведение специализированных учебных предметов, спецкурсов, модулей, проектов.

-Использование ИКТ: формирование электронных папок (администратора, кл.руководителя, учителя предметника, библиотекаря), конкурс методических разработок, проведение дистанционных мероприятий.

Медицинское

направление
- Развитие сотрудничества с медицинскими и другими социальными учреждениями в части диагностики, коррекции и профилактики здоровья участников образовательного процесса.

- Разработка системы совместных мероприятий по профилактике, укреплению и сохранению здоровья.

-Создание электронной базы мониторинга здоровья и личных папок учащихся


Социальное

направление
- Разработка системы методик и мероприятий по вовлечению общественности территории в проблематику профилактики, сохранения и укрепления здоровья.

- Формирование здоровьесберегающей воспитательной системы и системы дополнительного образования.



Для создания в школе психолого-педагогических условий с целью профилактики, сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья учащихся на основе реализации в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих образовавательных технологий необходимо:

 

1. Определить психолого-педагогические характеристики  участников образовательного процесса (на основе диагностического тестирования) и составить из них банк данных;



2. Определить психолого-педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса,  обеспечивающего любому школьнику независимо от его индивидуальных способностей и особенностей психологическую комфортность и индивидуальный уровень успеваемости по предметам.

3. Сформировать у участников образовательного процесса методологические знания и умения по профилактике, сохранению и укреплению здоровья. 

4. Разработать на основе здоровьесберегающих образовательных технологий учебно-методические материалы по различным учебным дисциплинам и воспитательным программам;

5. Разработать систему общественно-значимых совместных мероприятий школы, других социальных учреждений и сельского сообщества по профилактике, сохранению и укреплению здоровья населения. 

Структура здоровьесберегающего пространства МОУ Кочергинская СОШ №19



Профсоюзный комитет (утверждение норм и правил здоровьесберегающих программ в рамках коллективного договора, охрана труда, разработка нормативной базы по организации безопасного здоровьеразвивающего образовательного процесса)



Совет школы

(координация всех структур и программ развития школы)



Педагогический совет (разработка и координация программ «Здоровье учителя», «Здоровье ученика», мониторинг учебно-воспитательных программ и технологий)



Совет здоровья

(разработка и реализация специальных программ здоровьесбережения и развития)




Координационный совет

(координация проведения общественно – значимых мероприятий на территории)


Совет учеников

(координация программ в ученическом сообществе)


I ступень



II ступень


III ступень


Диагностика и мониторинг


Диагностика учащихся, начало корректировки

Мониторинг изменений, корректировка

Мониторинг изменений, формирование ценности здоровья как культурной нормы


Подходы и режимы


Внедрение режимов: двигательной активности, здорового питания, сенсорных систем и питьевой воды; фито коридоры и рекреации
Разработка программы действий по внедрению системы формирования ценности здоровья как культурной нормы.

Внедрение режимов творческого развития, развития человеческих отношений.


Разработка программы действий по внедрению системы формирования ценности здоровья как культурной нормы.


Внедрение режимов саморазвития и самовоспитания

Принятие и перенос сформированных понятий на личную жизненную стратегию


Спецпредметы, спецкурсы


Занятия со специальными медицинскими группами.

Правильное питание.

Информатика.

Общественная безопасность жизнедеятельности.


Основы психологии (тренинги).

Занятия со СМГ (группы здоровья)

ОБЖ (этикет, лекарственные растения, физическое здоровье, профориентация).

Правильное питание.


Психология личности.


Программы воспитания и развития


Мама, папа, я – здоровая семья! (в рамках программы: "Ученик, родитель, учитель")

Нравственное,

трудовое воспитание на основе школьных традиций.

Современная семья

Лидер



Учебные группы и общественные объединения


Группа здоровья
Группа поддержки и коррекции учебных умений
Физкультурно-оздоровительный клуб

Группа коррекции и поддержки асоциального поведения
Спортивный клуб
Волонтерское движение

Группа углубленного изучения предметов естественно-научного цикла (биологии и физиологии), психологии и социологии
Психологический клуб старшеклассников



Организация учебно-воспитательного процесса


  1. разработка модульной системы учебно-воспитательного процесса

    Модуль

    Содержание модуля

    Модуль здоровья

    Системное использование здоровьесберегающих технологий: создание комфортной воздушной среды, режимов питания, питьевой воды, сенсорных систем, двигательной активности.


    Модуль общеобразовательных предметов

    Валеологизация общеобразовательных предметов федерального и регионального компонента.

    Модуль спецкурсов

    Формирование ценности здоровья как культурной нормы через предметы школьного компонента.

    Воспитательный модуль

    Воспитательные и развивающие мероприятия, основанные на школьных традициях.

    Социальный модуль

    Социально значимые мероприятия для территории.

  2. переход на блочно-модульную систему организации учебно-воспитательного процесса

Учебный блок


Валеологизация общеобразовательных предметов федерального и регионального компонента. Формирование ценности здоровья как культурной нормы через предметы школьного компонента.

Социально-воспитательный блок


Воспитательные и развивающие мероприятия, основанные на школьных традициях. Социально значимые мероприятия для территории.


Этапы разработки программы, ее внедрения

и коррекции по результатам
I этап - информационно-аналитический 2007 -2008 г.
Содержание

Анализ условий (материально-технических, управленческих, методических, педагогических) МОУ для функционирования и дальнейшего развития с оздоровительным направлением.

Анализ структуры жизненных ценностей, потребностей и притязаний педагогического коллектива.

Анализ существующей системы воспитания, обучения и развития, выявления причин, мешающих оздоровлению личности;

Анализ системы управления:

Анализ механизма взаимодействия педагогического коллектива для формирования здоровой личности.
Прогнозируемый результат

Постановка цели, определение заказчика и возможных путей реализации качества, переподготовка кадров, реконструкция оценивания процесса оздоровления.

Создание необходимой схемы условий для реализации эксперимента, создание мотивационной сферы (системы поощрения).

Проектирование результатов, средств и содержания системы развития для формирования здорового образа жизни у ребенка.

Проектирование методов и форм взаимодействия педколлектива для достижения поставленных целей и задач программы.
I I этап - организационн-внедренческий 2008 -2009 г.
Содержание

Апробация смоделированной системы оздоровления (через предметное содержание, через систему оздоровительных мероприятий, через систему мероприятий оздоровительного оформления МОУ, организацию мониторинга качества оздоровления).

Прогнозируемый результат

Оформление положительного и отрицательного опыта в системе оздоровления и соответствующая коррекция, совершенствование системы оздоровления.

Оперативная коррекция и выработка путей достижения поставленных целей.

Выход на научно-методический уровень деятельности педколлектива.

Выработка системы стимулирования по результатам работы.

Повышение эффективности диагностико- коррекционного направления в осуществление проекта.

Создание теоретических и практических основ для процесса реализации оздоровления.

Создание информационно-аналитической вертикали, совершенствование планирования мероприятий по охране и укреплению здоровья раннее выявление групп риска.

Обеспечение статистического учета, контроля и анализа, состояния здоровья детей.

Совершенствование системы взаимодействия педколлектива для формирования здоровой личности.

Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода воспитания и оздоровления.

Стимулирование повышения внимания детей и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

Повышение заинтересованности в укреплении здоровья детей.

Выработка единых требований и подходов в воспитании, оздоровлении, в рамках программы.
I I I этап - рефлексивно-коррекционный 2009-2010 г.
Содержание

Рефлексия ситуации по уровню и динамике заболеваемости и имеющихся средств эффективного диагностического изучения.

Рефлексия условий (материально-технических, управленческих, методических, педагогических) МОУ;

Рефлексия системы стимулирования педколлектива.
Прогнозируемый результат

Оформление опыта мониторинга качества оздоровления.

Оформление опыта формирования субъекта в образовательной деятельности и коррекция путей формирования качества образования.

Оформление опыта по необходимым и достаточным условиям для функционирования и дальнейшего развития с оздоровительным направлением.

Коррекция мотивационной сферы.

Коррекция условий для самоопределения самосовершенствования достигнутых результатов и сохранение здорового интеллектуального, духовного физического резервов детей и педагогов.

Создание методических разработок и авторских программ по реализации механизма совершенствования учебно-воспитательного процесса, соответствующего оздоровительным, интеллектуальным и культурным задачам.

Ожидаемые результаты:




Результаты

Критерии оценки

Форма проверки, контроля

1.

Развитие образовательных, здоровьесохраняющих, социальных компетентностей школьников:

  • Использование знаний об обществе, культуре, здоровье в образовательной и социальной деятельностях;

  • Способность поддерживать свое психическое и физическое здоровье;

  • Умение вести цивилизованный диалог, работать в команде;

  • Умение организовать свою образовательную деятельность, соблюдая здоровьесохраняющие режимы




Участие в образовательных, культурных и социальных мероприятиях школы и территории;
Ведение собственного дневника здоровья;
Ответственный выбор цивилизованного досуга, будущей профессии и пр. личностные решения


Мониторинг (годовой), проводимый учебной, воспитательной, валеологической службами

2.

Развитие профессиональных компетентностей учителей:

  • Компетентность в технологиях формирования ЗУН, развитии способностей учащихся;

  • Умение создавать здоровьесохраняющие режимы в профессиональной деятельности;

  • Владение новыми информационными, социальными технологиями

Ведение своего предмета, используя современные образовательные технологии;
Проведение мероприятий, направленных на развитие здоровьесохраняющих режимов школы;
Активное участие в мероприятиях территории, Конференциях и конкурсах района, края, России


Наличие методических копилок (в том числе электронных) по предметам, воспитательной работе, социальным мероприятиям
Наличие мониторинга здоровья, развития способностей учащихся
Количество учителей, принимающих участие в мероприятиях территории, Конференциях и конкурсах

3.

Создание системы сохранения и укрепления здоровья, взаимоотношений школьного сообщества и социума в вопросах сохранения здоровья

Введение системы здоровьесохраняющих режимов школы;
Введение спецкурсов, спецпредметов, факультативов
Создание системы воспитательных мероприятий в школе и на территории

Мониторинг учебной и воспитательной деятельностей школы
Мониторинг социальных мероприятий на территории, количества учащихся и родителей, принявших в них активное участие


Организация педагогического процесса, направленного на воспитание и обучение

потребности в здоровом образе жизни у детей
Изменения, происходящие в социуме, выдвигают перед педагогическим коллективом МОУ Кочергинская СОШ №19 задачу, поиска новых универсальных средств воспитания детей в новых социально-экономических условиях. И в связи с этим предлагаются следующие подходы к организации воспитательной работы:

  • разработка и внедрение в практику школы вариативных программ воспитания детей школьного возраста, предусматривающих новое содержание и технологию;

  • создание индивидуальных вариативных маршрутов воспитания ребенка;

  • при нравственном воспитании детей идти от простейших форм нравственного поведения, правил этикета по формированию целостных свойств личности, таких как гуманизм, гражданственность, целеустремленность;

  • в обучающей деятельности развивать интегральные свойства личности ребенка. Например, отдельные моменты занятий должны развивать не только внимание как интегральные свойства и качества индивидуальности, но и умение быть внимательным к окружающим людям, окружающей среде и т.д.;

  • «погружение» ребенка в мир культуры родного края, что позволяет достаточно полно решить эту проблему через построение качественного образовательного процесса, направленного на воспитание у школьника эмоционального положительного отношения к родному краю через предметы спортивно-познавательный туризм, ………..;

  • формирование социально-нравственного восприятия детей. Важными содержательными сторонами социального развития ребенка выступают:

- управление своим поведением и способами общения, способность выбора адекватной альтернативы поведения;

- умение включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, не мешая своим поведением другим;

- умение ребенка попросить о помощи и оказать ее;

- признание желаний других;

- умение сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме;

- хорошая ориентация в новой обстановке, адекватная оценка, чувствование своего места в обществе других людей, понимание разнообразного характера отношения к себе окружающих;

  • решение вопроса о непрерывности воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста (преемственность детского сада и школы), с сохранением специфики каждого возраста;

  • оказание практической консультационно – диагностической, методической, коррекционно- педагогической помощи семьям по вопросам воспитания детей;

  • Использование нетрадиционных форм и методов взаимодействии я с родителями.



Физическая культура

Важной составной
  1   2


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница