я хочу поделиться некоторым опытом организации и проведения интегрированных уроков в образовательном процессе. Противоречия



Скачать 201,9 Kb.
Дата24.06.2015
Размер201,9 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования Тверской области Тверской областной институт усовершенствования учителей

Использование интеграции содержания предметов естественнонаучного цикла как фактор развивающего обучения

Выполнила Рожкова Е.А,

МОУ СОШ№3 г.Кашина

Тверской области

Кашин 2007

Содержание

Введение стр. 2

Интеграция содержания предметов естественнонаучного цикла как

фактор развивающего обучения стр. 2

Заключение стр. 6

Список использованной литературы стр. 7

Приложения стр. 8

Введение.

Я хочу поделиться некоторым опытом организации и проведения интегрированных уроков в образовательном процессе.

Противоречия

Современное образование переживает бум дифференциации. Учеников делят по способностям, содержание образования представлено всё увеличивающимся набором дисциплин, методы классифицируют на групповые и индивидуальные, учебно-воспитательные учреждения - на элитарные и обычные и т.д.

Но, как всякая крайность, узкая дифференциация может привести к падению творческого потенциала ребенка, а также культивированию эгоизма и себялюбия.

Проблема. Разделение одного и того же изучаемого материала по разным школьным дисциплинам и между разными учителями нередко приводит к образованию у школьников мыслительного штампа, обусловленного в том числе и ориентацией на личность педагога. Хорошо зная требования своего учителя, ребята уверенно отвечают ему. Но тот же вопрос, несколько иначе заданный другим преподавателем нередко ставит их в тупик. Как же снять ограничения, навязанные ученику этим штампом? Как актуализировать, систематизировать, сделать более ценными для детей получаемые ими знания?
Интеграция содержания предметов естественнонаучного цикла как

фактор развивающего обучения.

Гипотеза. Одна из задач современного общего образования в стране -сформировать мировоззрение ученика на основе целостной научной картины мира. Думаю, что реализация межпредметных связей в процессе преподавания дисциплин одного цикла поможет решению этой сложнейшей проблемы. Но как синхронизировать обучение по двум предметам, если по пересекающимся темам оно разведено по времени на месяцы и годы?

Считаю, что добиться этого можно, когда на одном уроке объединяются не только две дисциплины, но и два учителя. Я хочу поделиться своей методикой проведения подобных занятий и показать, как при этом осуществляется принцип демократизации обучения - право на поиск, на догадку, на самостоятельное восприятие и собственное понимание материала, на альтернативное мнение.

Крупнейшие научные открытия делаются ныне на стыке различных наук. Отсутствие интегрированных знаний порождает узких специалистов, способных лишь к узковедомственным решениям, которые принесли уже огромный экономический и экологический вред нашему народному хозяйству.

По этой причине становятся особенно актуальными межпредметные связи, которые особенно ярко проявляются в интегрированных уроках.

Интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения учащихся.

Пути решения. Интегрированные уроки - это уроки с максимальной реализацией межпредметных связей, с более широким привлечением теоретических и практических основ других наук, которые побуждают школьника к совершенно новому, более глубокому восприятию материала.

Интегрированные уроки по любой теме могли бы способствовать: -экономии учебного времени за счет проведения интегрированных уроков;

-уменьшению перегрузки учащихся;

-преодолению «клипового», фрагментарного освоения нового знания. Химия для детей была и остаётся сложным, но интересным предметом, который нуждается в постоянных связях с другими науками. А спектр этих связей обширен: с историей и биологией, географией и экологией, литературой и математикой. И все межпредметные связи как нельзя лучше осуществляются на уроках интегрированного обучения. В каких же случаях их следует проводить, не сделав материал искусственно привязанным к другим предметам?

1. - Когда в этом есть целесообразность, необходимость. Например, говоря об удобрениях нельзя не сказать о почве и о растениях, об экологических последствиях внесения удобрений.

2.- Когда тема актуальна, значима и понятна. Тогда интегрированные уроки способствуют активизации познавательной деятельности школьников. Причем надо стремиться к тому, чтобы учащимся была интересна не только химическая или географическая информация, но и сам процесс ее получения.

Поэтому при организации таких уроков приходится применять в обучении поисково-исследовательский метод, где главным является самостоятельное добывание знаний.

3. Когда есть возможность осуществлять преподавание по

интегрированным программам, с параллельной аттестацией учащихся по традиционным курсам и отдельным интегративным модулям. Сравнительный анализ предметного содержания образования выявил совокупность сквозных тем, в которых изучаются различные аспекты одних и тех же явлений и понятий. Например, тема «Вода» изучается в разных учебных дисциплинах (см.Таблица 1).

Таблица 1







География

Физика

Химия

Экономика

Биология

История

МХК, музыка, ИЗО

5 кл.










Вода в семейном хозяйстве




Вода в древнем Египте

Вода как источник вдохновения

6

кл.











Вода как

экономический

ресурс


Вода как среда обитания

Вода в греческой мифологии

Творчество И.Айвазовского

7 кл




Паровые двигатели уровень воды, плавание тел




Вода и получение электроэнергии

Вода в жизни

растительных

сообществ


Культ воды в

славянской

мифологии


Маринисты

8 кл.

Внутренние воды России

Удельная

теплоемкость

воды


Вода и

водные


растворы

Вода как фактор производства




Технические открытия, сила воды

Вечные темы в музыке

9

кл.





Паровые двигатели, волны на поверхности воды

Гидролиз

Водные ресурсы в экономических

системах


Вода в жизни человека

Электрификация




10 кл.

Мировые

водные


ресурсы

Поверхностное

натяжение

жидкости





Народнохозяйстве иное значение воды










11

кл.


Капилляры, волновое движение
















Философия Древней Греции: Фалес, Гераклит

У интегрированных уроков есть и недостатки:

1. - Нестыковка программ;

2. - Очень много времени требует их подготовка: подбор дополнительного материала, изготовление наглядных пособий и дидактического материала.

3. - Эти уроки удачно проходят только в достаточно сильных классах, где ребята могут говорить, делать выводы и предположения, выражать свою точку зрения и отстаивать её. Но и в слабых классах можно применять интегрированные уроки, только «планку» надо опустить.

4. - Сложно организовывать и проводить такие уроки без опоры на наглядные пособия, кино- и диафильмы. Их отсутствие снижает качество урока, затрудняет процесс формирования у учащихся целостного представления об окружающем мире.

5. - Личности учителей, работающих над созданием урока, должны быть совместимы профессионально, психологически, по стилю и опыту работы, по методике, дидактике и т.д.

6. - Сложно удержаться в рамках границ урока, не загрузив его лишней информацией

Планируемые результаты:

Если в процессе преподавания химии систематически использовать интегрированные уроки, отобранные с учетом познавательной сферы обучающихся, то можно добиться значимости изучаемых предметов и прочного усвоения ими учебного материала интегрируемых тем. Я убедилась, что процессу обучения можно придать результативный характер при использовании интегрированных уроков, которые служат стимулом к овладению знаниями по каждому предмету. Особенности интегрированных уроков обусловливают внесение изменений в процесс обучения. Порядок изложения учебного материала отличаются от традиционного, выбираются целесообразные способы и средства предъявления учебного материала, а также методические приемы, активизирующие учебную деятельность учащихся.



Заключение.

Интеграция в образовательном пространстве может выступать как

- принцип, что проявляется в разработке интегрированных уроков;

- средство, обеспечивающее целостное познание мира и способность человека системно мыслить при решении практических задач;

- ведущая тенденция обновления содержания образования, главной задачей которой является выбор научных объектов интеграции и ее механизмов. Объектами интеграции в учебном познании могут выступать: виды знаний, система научных понятий, законы, теории, идеи. Возможные способы интеграции: создание межпредметных курсов и отдельных уроков.

Педагогическая направленность интеграции многообразна:

- изменение информационной ёмкости содержания,

- выход на более высокий уровень осмысления;

- совершенствование индивидуально-личностного аппарата познания;

- развитие свободы мышления;

- формирование креативности;

- введение в новую предметную область и др. Некоторые проблемы, связанные с применением интеграции:

- наращивание суммы знаний без качественного скачка, что приведет к перегрузке учащихся;

- механическое соединение предметов - конгломерат, а не углубление знаний;

- существует опасность размывания границ предметов в погоне за модой на интеграцию.

Список литературы.
1. П.А. Оржековский, В.Н. Давыдов, Н.А.Титов, Н.В.Богомолова. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. М., 1999.
2. «Школьная пресса», «Химия: методика преподавания в школе», 2001.№3.
3. Аннотация автореферата канд. дис. Т.А.Логуновой «методические подходы к обучению химии в средних учебных заведениях художественного и музыкального направлений».
4. Н.В. Новожилова. Межпредметные заданные комплексы ТОГИС. Школьные технологии. 2003. №3.

Приложение 1.

Вещества-экорегуляторы.
Цель урока: - выяснить, как вещества-посредники помогают живым

организмам адаптироваться к условиям окружающей среды;



Задачи урока:

образовательные: повторить генетическую связь между классами

органических веществ, качественные реакции на глицерин и глюкозу,

решить задачи на нахождение формулы вещества, знать правила техники

безопасности.



Развивающие: развить экспериментально-исследовательские и творческие

навыки


Воспитательные: учить выражать свои мысли четко и кратко,

выслушивать и критически оценивать мнение других.


Оборудование и реактивы: словарь, раствор глицерина и глюкозы, сульфат меди (II), гидроксид натрия, карточки с картинками и формулами для оформления таблицы.

Какие-то невидимые нити Связали воедино все вокруг. Они влекут необъяснимой силой Шмелей, жуков и бабочек на луг. Разводят врозь и сталкивают вместе Зверей и птиц, деревья и людей. Незримые, но сильные донельзя Влекут меня к тебе, тебя ко мне.

О чем здесь речь? Оказывается, о веществах, которые помогают живым организмам приспосабливаться к условиям окружающей среды. Такие вещества называются посредниками, или экорегуляторами. Предлагается ряд вопросов, на которые надо ответить «да» или «нет».

1. Верно ли, что такое чувство, как любовь, обусловлено тремя химическими соединениями? (Да, действительно, в организме вырабатываются этиламин, эндорфин и окситоцин - «вещества любви».)

2. Есть ли в природе запах страха? (Да. А.Вознесенский по этому поводу написал: Когда человек боится, выделяется адреналин,

Это знают собаки и с лаем бегут за ним.)

3. Верно ли, что некоторые люди привлекают комаров больше, чем другие? (Да. Какое вещество вырабатывают более аппетитные для комаров люди, мы определим сами в ходе урока.)

4. Могут ли бананы повлиять на урожай ананасов? ( Да. Оказывается для цветения ананасов необходим этилен. На плантациях жгут мазут, и небольших количеств образующегося этилена достаточно для получения урожая. А дома можно воспользоваться спелым бананом, который тоже выделяет этилен. Его следует поместить в полиэтиленовый пакет и герметично закрыть там.)

Итак, вещества-экорегуляторы существуют в природе. Все многообразие связей можно объединить в три вида: взаимодействие между особями одного вида, взаимодействие между особями разных видов, взаимодействие с абиотическими факторами окружающей среды. Задание №1.Внесите в предложенную схему названия веществ, осуществляющих обмен информацией:

Особи своего вида .....................

Особь Особи другого вида

Абиотические факторы окружающей среды Выберите из словаря нужные термины и впишите их вместо знаков вопроса. Словарь:

1. Феромоны - вырабатываемые организмами животных вещества, с помощью которых осуществляется обмен информацией между особями одного вида.

2. Алломоны - вещества, с помощью которых осуществляется обмен информацией между особями разных видов.

Феромоны - вещества, которые нам уже знакомы, но сегодня мы

посмотрим на них под другим углом зрения.



Задание №2. Ознакомьтесь с содержанием таблицы. В ней указаны

функции веществ, но нет их формул и названий. Наша задача —

определить их и вписать в таблицу, выполнив задания.

Вещества - экорегуляторы.

Функция

Примеры

Формула

Защитная

При опасности обыкновенные муравьи выделяют вещество №1.




Предупреждающая

Некоторые виды клопов и муравьев для предупреждения соплеменников об опасности выделяют вещество №2




Привлекающая: А) жертв

Б) особей другого пола



Для комаров привлекающим

веществом у теплокровных

бывает вещество №3

Самки обезьян для привлечения

самцов выделяют вещества №4 и

№5





Адаптационная (приспособление к экологическим

факторам)



Гусеницы некоторых бабочек способны переохлаждаться до -38°С за счет содержания в жидкостях тела до 40 %

вещества №6






Информационная

Информация от одного дерева акации к другому передается при помощи вещества X.




I. Учащиеся выполняют самостоятельную работу:
Вариант №1.

1. Определите формулу вещества 1, если при сгорании 4,6г этого вещества выделяется 4,4г углекислого газа и 1,8г воды. Плотность вещества по водороду равна 23.

2. вещество 2 - гомолог этаналя, содержащий 6 атомов углерода. Определите его формулу и название.

Вариант №2.

1. Анализ вещества №3 показал, что в нем содержится 40% углерода, 7% водорода и 53% кислорода. Плотность вещества по водороду равна 45. определите формулу этого вещества.

2. Вещества №4 и №5 - гомологи муравьиной кислоты, содержащие два и три атома углерода. Определите их формулы и укажите названия.

По окончании самостоятельной работы один учащийся выполняет задание на магнитной доске, к которой приложены карточки с изображением комара, клопа, муравья, бабочки, обезьяны, антилопы и карточки с формулами соответствующих веществ. Задание: Подберите формулы соответствующих веществ к изображениям животных: муравей - муравьиная кислота, клоп - гексаналь, комар - молочная кислота, обезьяна - уксусная и пропионовая кислота, бабочка - глицерин. П. После проверки учащиеся решают экспериментальную задачу, с помощью которой определяют вещество №6:

В двух пробирках находятся растворы глицерина и глюкозы. Определите, в какой из них вещество №6, используя растворы сульфата меди (II) и гидроксид натрия.

III. Напишите уравнения, соответствующие цепочке превращений, и определите вещество X: СН4—»С2Н2-»Х—»С2Н5ОН. Ответ: Х-этилен. Все полученные формулы вносятся в таблицу, затем учащиеся слушают сообщение о том, как этилен может передавать информацию. У антилоп куду основной пищей служат листья акации, которые вырабатывают таннин (дубильное вещество). Это вещество придает листьям горький вкус, а в больших концентрациях - ядовито. Антилопы умеют выбрать листья с низким содержанием танина, но в экстремальных условиях съедают любые и гибнут. Оказывается, поедаемые антилопами листья выделяют этилен, который служит сигналом для соседних акаций, и через полчаса их листья усиленно продуцируют танин, что приводит к гибели антилоп. Вот такая почти детективная история.

Таблица заполнена. Учащиеся делают выводы о значении веществ -экорегуляторов в природе, пользуясь заполненной таблицей. В стихотворении Л.Куклина о связях в природе говорится так: Все в мире цепью связано нетленной, Все включено в один круговорот,

Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной В тот миг звезда сорвется и умрет...

Чтобы не нарушить это равновесие, необходимо соблюдать законы экологии, сформулированные американским ученым Б.Коммонером:

l.Bce связано со всем.

2. Все должно куда-то деваться.

3. Природа знает лучше.

4. Ничто не дается даром.

Какой из этих законов может быть выводом к этому уроку? «Все связано со всем».



Приложение 2.

Качественные задачи в повседневной жизни.

Цель работы: 1) применить на практике знания о качественных реакциях;

2) ответить на вопрос - следует ли доверять рекламе? Задачи: 1) воспитательная - о гигиене зубов,

2) образовательная - знать химизм реакций, происходящих в рекламируемой продукции,

3) развивающие - подвергнуть сомнению, выдвинуть гипотезу, проверить её.



Ход занятия.

(На доске) Качественные задачи - это задачи, позволяющие



экспериментально определить химический состав различных веществ и

материалов.

Выделите ключевое слово в этом определении (экспериментально), т.е.

метод познания в данном случае - эксперимент, опыт.

Качественные задачи решают представители разных профессий: и

фармацевты, и эксперты пищевой и кожевенной промышленности, и

химики-аналитики, а сегодня и мы с вами.

Девиз нашей работы я предлагаю выбрать вам самим, учитывая, что мы

будем работать с хорошо известной вам продукцией, рекламируемой в

СМИ-это зубная паста и молоко.

(На доске) Ученье - свет, а неученье - тьма. Доверяй да проверяй.

А теперь вспомним суть рекламы о зубной пасте и молоке - и к делу:

читаем содержание задачи №1, поясните выделенные слова.

Задача №1.

Возникновение и развитие кариеса зубов во многом обусловлено

деятельностью микроорганизмов. В результате расщепления бактериями

остатков пищи образуются органические кислоты, которые повышают

кислотность слюны до рН 4,5-5,0, что разрушающе действует на зубы.

По телевидению часто рекламируется паста «Блендамед». Из рекламы

следует, что в состав пасты входит фторсодержащий компонент

флуористат, препятствующий кариесу: обработанная пастой яичная скорлупа утрачивает способность реагировать с кислотой. Сделайте предположение о составе рекламируемой зубной пасты. Опробуйте действие приготовленной вами пасты на яичной скорлупе. Можно ли демонстрировать защитные свойства зубной пасты на опыте с яичной скорлупой?

Кариес - разрушение тканей зуба под влиянием кислот, вырабатываемых

микроорганизмами ротовой полости. Как реклама предлагает бороться с

кариесом? - использовать зубную пасту. Борьбу с кариесом ведут пор

двум направлениям: 1) Укрепление минеральной ткани зуба (для этого

используется флуористат). 2) Предупреждение образования зубного

налета (для этого в состав пасты вводят химически чистый СаС03).

Для превращения смеси этих веществ в пасту применяют связующие

компоненты, как правило выделяемые из морских водорослей. А чтобы

паста сохранила вид пасты, имела запах и вкус, добавляют различные

загустители, ароматизаторы и т.д.

(На доске) Состав зубной пасты: флуористат ( фторид натрия,

монофторфосфат натрия) = абразивные вещества (CaC03, SiO2) +

связующие компоненты + ароматизаторы + красители + антибактериальные

вещества.

Давайте попробуем найти эти вещества на упаковке зубной пасты.

(Работаем с упаковкой).

А нельзя ли самим создать зубную пасту и также как в рекламе

испытать её с помощью яйца? Создать пасту можно, а вот имеет ли

смысл использовать яйцо?

Для изготовления зубной пасты нам понадобится мел, NaF и вода,

которые мы смешиваем до густоты пасты. Ставим опыт: 1) яйцо

намазываем зубной пастой из магазина, 2) яйцо намазываем нашей

самодельной зубной пастой, 3) берем необработанное яйцо. В течение

недели будем наблюдать за ходом эксперимента и ответим на вопросы:

1) Можно ли для демонстрации рекламы использовать яйцо? 2) Правда

ли, что паста действует так эффективно? Для того, чтобы ответить на эти

вопросы, нам понадобятся знания о химическом составе яичной

скорлупы и эмали зуба. Информацию об этом можно найти в учебнике

химии 9кл, в учебнике биологии 8кл. Это ваше домашнее задание.

Задача №2.

В педагогических классах старых гимназий, готовящих гувернанток,

преподавался обязательный курс гигиены. Курс был основательный и

подробный, затрагивающий различные области естествознания.

Попытайтесь предложить эксперимент, который позволили бы ответить

на следующие вопросы, содержащиеся в учебнике Д.И.Атропова и

В.И.Завьялова «Начальный курс гигиены для средних учебных

заведений» (1915 года издания):

1. Чтобы не было заметно, что молоко прокисло, в него добавляли соду.

Как это можно выявить?

2. Молоко разбавляли водой, а чтобы прозрачность его не увеличивалась, добавляли крахмал. Как распознать фальсификацию?

3. В топленое молоко для увеличения веса подмешивали известь. Как её обнаружить?

У вас на столах по два образца: один - нормальный, съедобный, другой -фальсифицированный. Найдите подделку. Почему вы так решили? Вывод: знания качественных реакций помогли обнаружить фальсифицированные продукты и не допустить пищевого отравления.

Приложение 3. Список уроков и внеклассных мероприятий межпредметного

содержания.

Уроки: 1. Минеральные удобрения (химия + география). 2. Спирты (химия + биология). 3. Великой Отечественной войне посвящается (химия+ история). 4. Экологические проблемы Байкал(химия + география + биология). 5. Экологические проблемы Тверской области (химия + география + биология). 6. Вещества - экорегуляторы (химия + экология).

Внеклассная работа:

- краеведческие чтения: «Флора усадьбы Кункина» (биология + география), «Сравнительная характеристика флоры усадьбы Кункина и курорта «Кашин» (биология + география), социологические исследования «Мусор в городе», «Комнатные растения в школе», «Санитарно-гигиенические особенности старого знания школы», «Санитарно-гигиенические особенности кабинета биологии», «Экскурсия в лес», «Экскурсия в поле», «Экскурсия на пруд», «Биогеографическая характеристика усадьбы Шепели».



- Летняя экологическая практика.

- Факультатив «Природа и мы».


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница