Проект сохранения и укрепления здоровья учащихся моау «Гимназия №4»



страница1/4
Дата24.06.2015
Размер0,56 Mb.
  1   2   3   4
УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии

_____ Т.В. Шамардина

(приказ от 31.09.2009 №151)

Проект

сохранения и укрепления здоровья учащихся



МОАУ «Гимназия №4»

на 2009-2014 годы

г. Оренбург

Проект сохранения и укрепления здоровья учащихся

1. Информационная карта

В гимназии созданы необходимые условия для обучения школьников. Здание соответствует нормативным требованиям (СанПиН 2.4.2. 1178-2 от 1.09.03), укомплектовано всем необходимым: имеются учебные кабинеты по всем учебным дисциплинам в количестве 26, радиоузел, фотолаборатория, актовый зал с мультимедийным проектором на 180 мест, два спортивных зала (игровой – общей площадью 270 кв. м., гимнастический - 152 кв.м.), бассейн, душевые в количестве 15, санузлы в количестве 22, тир, тренажерный зал, учебные мастерские, кабинеты технологии и кулинарии, два компьютерных класса, кабинеты физики, химии, биологии имеют лаборатории для проведения практических работ), два зала хореографии, музей, учительская, столовая на 218 посадочных мест, медицинский и процедурный кабинеты, имеется библиотека, общий фонд которой составляет 13399 экземпляров (на абонементе и в читальном зале – свыше 8 тысяч справочников, энциклопедий, электронных учебников), около гимназии расположены учебно-опытный участок, футбольное поле, баскетбольная площадка, беговая дорожка, лыжная база, теннисный корт, полоса препятствий. В 24 классах гимназии обучается 550 учащихся, из них в прогимназии – 220 человек.

Большое внимание уделяется проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся. В гимназии организован оптимальный режим дня с учетом нагрузок, адекватных уровню индивидуального здоровья; снижен статический компонент за счет рационального двигательного режима (увеличение двигательной активности во время урока, игровые формы урока, уроки на свежем воздухе, проведение на уроках физкультминуток для снятия умственного и физического утомления, профилактики нарушений зрения, заболеваний опорно-двигательного аппарата и других школьно-значимых заболеваний, включение в режим дня элементов кинезотерапии).

В гимназии создан филиал кафедры гигиены детей и подростков Оренбургской государственной медицинской академии. Исследование уровня здоровья школьников стало систематическим. Разработаны и внедрены программы сохранения и укрепления здоровья и технологии обучения, функционирует полупансион (авторский проект старшего преподавателя филиала кафедры Е.В. Кирнасюк).







1 2 2


Примечание: 1-учебные занятия, 2-активный отдых на переменах, динамический час на свежем воздухе, 3 – прием пищи, 4 – занятия в спортивных секциях и кружках, 5-приготовление домашнего задания, 6 – индивидуальные и коррекционные занятия.
Рис.1. Хронометраж рабочего дня первоклассников (1) и третьеклассников (2) гимназии-полупансиона
Введен обязательный дополнительный урок плавания с 1 по 11 классы. Для создания полноценного воздушного режима в гимназии, соблюдения гигиенических нормативов температуры, влажности и подвижности воздуха, для предупреждения снижения работоспособности учащихся, ухудшения самочувствия, утомления, для профилактики острых респираторных и инфекционных заболеваний в гимназии осуществляется режим проветривания гимназии через открытые окна, фрамуги в соответствии с гигиеническими нормативами, утвержденными ЦСЭН РФ по следующему графику (таблица 1):
Таблица 1





нормативы

График проветривания

Темп. Воздуха внешней среды

Продолжительность (мин.)




t помещения

Относит влажность воздуха

Подвижность воздуха

Малая перемена

Большая перемена

Классы, кабинеты, лаборатории

21

30-50 (допуст. 25-60)

До 0,3м/с

На каждой перемене

+10.+6

+6,+5


0,-5

-5,-10


-10 и ниже

4-10 мин.

5 мин.


2-5 мин.

1-3 мин.


1-1,5мин.

До 15мин.

До 15 мин.

До 15 мин.

10-15 мин.



5-10 мин.

Мастерская по обработке металлов и древесины

18

-//-

-//-

На каждой перемене

-//-

-//-

-//-

Спортивный зал

17

-//-

-//-

На каждой перемене

-//-

-//-

-//-

Актовый зал

20

-//-

-//-

В зависимости от использования

-//-

-//-

-//-

Рекреации, холлы, коридоры

18

-//-

-//-

Во время уроков

-//-

-//-

-//-

Учительская

21

-//-

-//-

Во время уроков

-//-

-//-

-//-

Библиотека, кабинеты администрации

21

-//-

-//-

Во время уроков

-//-

-//-

-//-

Кабинет врача

23

-//-

-//-

Во время уроков

-//-

-//-

-//-

Раздевалки при спортзале

22

-//-

-//-

Во время уроков

-//-

-//-

-//-

Раздевалки при душевых

23

-//-

-//-

На каждой перемене

-//-

-//-

-//-

Туалеты

21

-//-

-//-

Во время уроков

-//-

-//-

-//-

Гардеробные

20

-//-

-//-

Во время уроков

-//-

-//-

-//-

Вестибюль

19

-//-

-//-

Во время уроков

-//-

-//-

-//-

столовая

19

-//-

-//-

Во время уроков

-//-

-//-

-//-

На основании письма МО РФ №13-51-86/13 от 28.04.2003 г. «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений», письма Главного управления образования администрации г. Оренбурга 301/18-642 от 06.06.2003г.



  • организовываются профилактические, санитарно-противоэпидемические и лечебно-оздоровительные мероприятия, направленные на улучшение здоровья учащихся;

  • осуществляется контроль за проведением своевременной диспансеризации учащихся, определяется медицинская группа для занятий физической культурой, назначаются лечебно-оздоровительные мероприятия;

  • осуществляется контроль за:

  • соблюдением и выполнением в гимназии санитарных правил, норм и гигиенических требований к условиям обучения школьников, включая посещение уроков;

  • физическим воспитанием в школе, посещением уроков физической культуры и занятий спортивных секций; режимом учебной работы, отдыха и организацией питания учащихся, уделяется особое внимание учащимся групп продленного дня;

  • проводятся противоэпидемические мероприятия;

  • соблюдаются и выполняются установленные санитарно-гигиенические требования к функционированию школьного пищеблока и качеством питания учащихся в школьной столовой;

  • проводятся профилактические осмотры подростков и детей перед профилактическими прививками, их проведение согласовывается с родителями;

  • совместно с педагогическим персоналом гимназии проводится работа по профессиональной ориентации учащихся с учетом состояния их здоровья;

  • проводится амбулаторный прием в гимназии, и оказывается помощь нуждающимся;

  • организовано проведение динамических пауз учителями на уроках по следующему графику:

  • 1 урок- физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения;

  • 2 урок – комплекс упражнений для глаз;

  • 3 урок – комплекс для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

  • не допускается учебная перегрузка учащихся;

  • контролируется выполнение режимов проветривания и освещения в гимназии;

  • составляются списки групп СМГ по показаниям;

  • расписание уроков и развивающих занятий составлено с учетом требований санитарных правил и нормативов;

  • работают группы реабилитационной поддержки (СМГ).

  • классные руководители обеспечивают 100% охват учащихся всеми видами питания; своевременное прохождение диспансеризации учащихся, обследование детей с виражом тубпробы в двухнедельный срок и своевременное флюорографическое обследование подростков и тубинфицированных детей (приказ №50 от 5.06.96); обеспечивают участие команд класса в различных спортивных мероприятиях согласно плану; привлекают учащихся к активному посещению уроков плавания; пропагандируют здоровый образ жизни.

  • учителя физической культуры привлекают учащихся к занятиям в спортивных секциях, учитывая рекомендации врача; в благоприятную погоду проводят уроки физкультуры на свежем воздухе, организуют работу групп СМГ по рекомендациям врача.

  • педагоги-организаторы и учителя начальных классов организуют подвижные игры на переменах для детей начального звена.

В гимназии создана комиссия по предупреждению травматизма, в состав которой входят заместитель директора по АХЧ, социальные педагоги, врач, учителя физической культуры.

Кадровый состав педагогического коллектива, материально-техническая база гимназии позволяют грамотно решать сложные задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся. В гимназии работают 2 учителя физической культуры высшей категории, 2 учителя – первой категории, 2 учителя хореографии первой категории, преподаватель ОБЖ первой категории, 2 психолога высшей и первой категории.

Сохранение и укрепление индивидуального здоровья гимназистов требует разработки дополнительных мероприятий поддержки детства, направленных на создание адекватных и оптимальных условий обучения: проведение профилактических мероприятий, способствующих сохранению здоровья школьников; актов, стимулирующих здоровье и здоровый образ жизни.

Гимназия осуществляет процесс укрепления и сохранения здоровья, воспитания здорового образа жизни в соответствии с уровнями общеобразовательных ступеней:

I ступень - начальное общее образование обеспечивает физическое развитие обучающихся, овладение ими знаниями о влиянии занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособность; гигиеническими правилами при выполнении физических упражнений; закаливании водой и воздухом; режиме дня и двигательном режиме; правилами и формами занятий физическими упражнениями, доступными видами спорта в свободное время, основами личной гигиены и здорового образа жизни, применение этих знаний на практике.

II ступень - основное общее образование обеспечивает освоение обучающимися основ знаний о личной гигиене сна, питания, труда и отдыха; влиянии занятий физическими упражнениями (спортивными играми, гимнастикой, легкой атлетикой, зимними видами спорта и плаванием) на системы дыхания, кровообращения, центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат и др.; основных компонентах физической культуры личности; развитие волевых и нравственных качеств; основных приемов самоконтроля; дневник самоконтроля, здоровый образ жизни – одна из основных ценностных ориентаций,; врачебном контроле во время занятий; правилах самостоятельной тренировки двигательных способностей; правилах и назначениях спортивных соревнований; применение этих знаний на практике.

III ступень - среднее (полное) общее образование, на которой учащиеся получают знания по следующим вопросам: физическая культура и спорт – одно из средств разностороннего развития личности, подготовки к трудовой и общественной деятельности; физическая культура – важнейшая составляющая образа жизни, физическая культура в семье; двигательная активность и спортивная тренировка как средства поддержания высокой работоспособности; способы психофизической регуляции и саморегуляции. Учащиеся учатся применять полученные знания в жизни.

Учебный план гимназии составлен на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ и имеет три части: федеральный и региональный компонент, гимназический компонент и вариативную свободно избираемую нагрузку (таблица 1). В каждом разделе учебного плана предусмотрены часы, специально направленные на укрепление и сохранение здоровья учащихся. В гимназический компонент включены основы безопасности жизнедеятельности (2-11кл.), хореография (2-7кл.), что соответствует п.1-д Типового положения об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196) и Уставу гимназии. Раздел «Вариативная свободно избираемая нагрузка» введен в соответствии с Постановлением городского Совета №33 от 22.02.2001г. и включает часы уроков плавания. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 1 классах включается в интегрированный курс физической подготовки, включающий знания о поведении в экстремальных ситуациях.

В соответствии с Уставом гимназии при проведении занятий по физической культуре, плаванию, хореографии осуществляется деление классов на подгруппы (1-11кл.) (таблица 2).
Таблица 2

Выписка из учебного плана


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница