«Современный урок: кейс-метод»



Скачать 62,32 Kb.
Дата24.06.2015
Размер62,32 Kb.
Внеклассное мероприятие

«Бесценное сокровище – питьевая вода»

в рамках практической части сетевого проекта

«Современный урок: кейс-метод»
Автор: Козлитина Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгорода

Класс - 4

Время занятия – 45 минут

Вид кейса – обучающий

Тип кейса – аналитический

Цели:

  1. Развитие умения работать с информацией.

  2. Формирование коммуникативных умений и навыков.

  3. Воспитание бережного отношения к питьевой воде.

Проблемное задание: Вода покрывает более половины поверхности земли, и все же питьевой воды в последнее время стало не хватать. Почему же раньше хватало, а сейчас нет?

Содержание кейса:

http://otvet.mail.ru/question/82351862

http://ru.wikipedia.org/wiki/Питьевая_вода

http://ru.wikipedia.org/wiki/Загрязнение_пресных_вод

http://www.belmama.ru/text1/?text1=387

Детям предложено также самостоятельно поискать информацию по данной проблеме.



Организация работы

Внеклассное мероприятие проведено в рамках авторской технологии «Перспектива» Прищепа Т.А. Технология создана на основе методов активного обучения. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры.

За неделю до начала занятия класс разбивается на 4 творческие группы. Каждая группа получает кейс и проблемные вопросы:


  1. Почему люди издавна селились около реки или родника?

  2. Как происходит загрязнение водоемов?

  3. Вредна ли для здоровья питьевая вода в Белгородской области?

  4. Как сохранить для будущих поколений драгоценную воду?

В течение недели организуется работа в группах по поиску решения поставленной проблемы. Преподаватель консультирует учеников, объясняет непонятные моменты.

На внеклассном мероприятии каждая из групп поочередно работает в определенной роли: новаторы, пессимисты, оптимисты и эксперты.



  • Новаторы - презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы;

  • Оптимисты - выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемого проекта;

  • Пессимисты - выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта;

  • Эксперты - обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение.

Занятие проходит в четыре раунда (по количеству созданных групп). Участники меняются ролевыми позициями и высказывают свои точки зрения на предложенную проблему. Каждый этап-раунд занятия длится 10 минут:

  • 4 минуты – выступление «новаторов»;

  • 1,5 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;

  • 2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);

  • 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой подгруппы с точки зрения поставленных перед данной подгруппой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 10–бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.

  • 0,5 минуты - смена ролевых позиций для групп.

Вместе с обучающимися обсуждаются правила оценивания групп и правила работы.

Критерии оценивания группы новаторов: использование материалов кейса для подтверждения точки зрения, использование дополнительных источников, четкость речи.

Критерии оценивания пессимистов и оптимистов: если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов.

Важным правилом в рамках технологии является возможность выразить свои эмоции и чувства только в перерывах между раундами. Если кто-либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение, то данная группа получает штрафное очко.

Оценка экспертов, а также штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:

Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты

Штрафы

Итого

1 группа
















2 группа
















3 группа
















4 группа
















Суммарно четыре раунда займут 40 минут времени.

5 минут – вступительная и завершающая части занятия, выводы, награждения.

Длительность занятия – 45 минут.

Ход занятия

Вода покрывает более половины поверхности земли, и все же питьевой воды в последнее время стало не хватать. Почему же раньше хватало, а сейчас нет?

Для обсуждения этой проблемы были созданы 4 творческие группы. Каждая группа на определенном этапе будет работать в определенной ролевой позиции:


  • Одна группа будет «оптимистами». Что будет делать эта группа?

-Отмечать в выступлении все положительное.

  • Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?

-Отмечать в выступлении все отрицательное.

  • Третья группа – «эксперты». Что будет делать эта группа?

- Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.

  • Четвертая группа - «новаторы». Что будет делать эта группа?

- Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения заранее.

В конце занятия поведем итоги, узнаем победителя. Ребята, напоминаю вам о 10-ти бальной оценочной шкале и штрафах. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников группы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.

Выступление новаторов:

- Вода составляет более половины массы тела всех животных. Если вы весите, например, 40 кг, то воды в вас около 28 кг. Каждый день организм выделяет примерно 2 кг воды, включая и ту, которая испаряется с поверхности кожи и уходит из легких с выдыхаемым воздухом. Для поддержания жизни необходимо каждый день восполнять эти потери. Поэтому люди издавна селились около реки или родника

- Вода покрывает более половины поверхности земли, и все же питьевой воды не хватает. Дело в том, что для питья, бытовых и хозяйственных целей требуется пресная вода, а на планете ее не так уж много. Почти вся вода на Земле соленая – из каждых 100 литров воды только около трех литров пресной.

- В последнее время воды на Земле стало не хватать. Здесь 2 причины. Первая: рост промышленности. Вторая: отходы, сбрасываемые предприятиями, содержат массу загрязнений, которые не всегда можно удалить или обезвредить. Основная угроза – не нехватка пресной воды, а ее загрязнение.

- Вся Белгородская область использует для питья подземные воды. Она хорошего качества. В нашей воде изначально нет солей тяжелых металлов, радиоактивных и токсических веществ. Единственное, что нужно убирать из воды – железо. В одном из водозаборов Белгорода повышенное содержание железа, там находится станция по очистке. В нашей воде очень низкое содержание фтора. Это сказывается на зубах – отсюда кариес и другие проблемы.

- Сохранить для будущих поколений драгоценную воду можно. Первое: экономить и беречь воду. Второе: не загрязнять, очищать питьевую воду.


Оптимисты:

- Выступление группы организованное, последовательное, убедительно почему раньше хватало питьевой воды, а сейчас ее мало.


Пессимисты:

- Использовали только готовый материал, не было примеров из дополнительных источников.


Эксперты:

- Ребята рассказывали четко, понятно. Привели много примеров для доказательства. Согласимся с пессимистами в том, что не было приведено примеров из дополнительных источников.

Меняются ролевые позиции групп.

Вывод: необходимо беречь воду – бесценное сокровище и источник жизни.



Заполняется таблица.

Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты

Штрафы

Итого

1 группа

10

10

9




29

2 группа

9

8

8




25

3 группа

8

8

9




25

4 группа

7

7

7

-1

20



Победившая группа награждается.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница