Лирика Жуковского



страница1/5
Дата24.06.2015
Размер0,98 Mb.
  1   2   3   4   5
Условные обозначения:

тхт – текст

ШГТ – Школа Гармонической Точности

НШ – натуральная школа

ГГ – главный герой

ЛГ – лирический герой

(.)зр. – точка зрения

МЧ – маленький человек




  1. Лирика Жуковского

Жуковский в "Певец во стане рус. воинов" соединяет анакреонтику и героику: певец общается с воинами на кануне битвы, и все они постоянно пьют) Жанр определить сложно: драматизацая лирики и соединение всего со всем. Там где нужно петь славу государству, Императору, Жуковский поёт "малую родину": на 4м месте тост за царя, а первый тост (в героическом тексте!) - "За вино".

Ж. пишет первую элегию 19в - "Сельское кладбище" - перевод культового сентименталиста Грея. Проза ещё не воспринималась как высокая литература: Карамзин - только экспериментатор. Жуковский вводит жанр элегии, взятый из античности и абсолютно изменённый: тхт о том, что любой человек живёт в текущем, убивающем времени. И это время - ГГ элегии и её формирующий принцип.

Элегия впервые заметила, что человек смертен. Раньше о смерти горворила только духовная ода, и только сквозь призму взаимоотношения человека и бога. Все умирают, и я умру - обыденность трагедии, существующей в жизни. Элегия как тип тхт - проводник Романтизма: жизнь - история потерь => мир устроен Богом несправедливо. Элегии Ж. имеют исключение: Ж. религиозен, и его ЛГ - глубоко и наивно верующий человек. Всё что утрачено - вернётся. "Кончины сладкий час мою любимую мечтою становится" - на том свете всё будет хорошо. А это уже сентиментализм. Трудно говорить, что Ж - романтист. Хотя Белинский объявил Ж "Колумбом рус. романтизма", но надо помнить, что романтизм для Бел = мистицизму, так что это фигня.

Элегия "Славянка" - точнейшее описание Павловского парка. Вот вам и правдоподобие, только какой это к чёрту реализм? Листок, падая, "смущает тишину паденьем" - ЛГ слышит падение листа, видит сияние лебедя в кустах - текст готовит читателя к невиданному. В конце ЛГ видит ангела, приближается к иному миру.

Такая поэзия не может быть идеологией: это переживания героя, он не стремится опошлять непознаваемое: это не императив, сплошные оговорки: мнится, будто бы... Вот он - на миг воплощённый идеал. Идеал у Ж - состояние души ("человек чувствительный") - правда лирического переживания.

"Невыразимое" - ряд риторических ? о выражении невыразимого. Слово беспомощно перед реальностью мира. Однако есть слова "о выражении блестящей красоты", но то, что чувствуете только вы - невыразимо. Для Ж невыразимое то, что мир - не сумма мёртвых предметов по Базарову, а то, что за всеми вещами в мире что-то стоит. Присутствие создателя, бога. ЛГ Ж - медиум, он чувствует это присутствие создателя в создании, и выразить это словом невозможно. Жуковский выразил стихотворение как "Невыразимое": попытка выразить в слове не поддающееся в выражении, цель поэзии для него.



Метафора - осн. троп Жуковского. Пейзаж - нечто, пропущенное через человеческую душу и без неё не существующее. Курсивы Жуковского - признак переносного, метафорического значения. Ж учит этому языку всю русскую поэзию - распредмечивание слова, оно получает смысл данного контекста, или всей лирики (Маяк: "предлоги в языке не значат то, что они значат в словаре"). Поэтическое слово никогда не равно слову словарному. "Школа гармонической точности" (Пушкин). "О лирике" Гинсбург - Жуковский+Батюшков.

В норме 18 в. была тема закреплённости жанра за стилем, а в 19 в. норма остаётся, но разрабатывается поэт. лексикон: главное - абсолютная уместность слов, сочетаемость их. Это ещё была "литература для немногих", элитарная. Слово одинаково чувствуют и писатель, и читатель. Автор пишет для таких же, как он сам. Жуковский жил как писал и писал, как жил. Его любимая стала женой другого, но они были уверены, что брак с другим - не помеха соитию двух душ. Они моделировали жизнь, отталкиваясь от литературы. Со смертью Маши он перестал писать лирику. Жуковский прожил очень длинную жизнь, но остался там, во времени до Пушкина.





  1. Баллады Жуковского

Баллады Ж. можно разгруппировать:

1) русские (по колориту).

2) средневековые и античные (по сюжетам).

Конфликт - в борьбе в душе человека и за душу человека. И зло всегда будет наказано, а чистая душа вознаграждена. Ни в этом, так в другом мире.

Баллада была притягательна, как смешение ужасного и обаятельного. Позже над этим работал Пушкин в РиЛ. Жуковский приверженец принципа уместности всего всему, но смешивает ранее несмешиваемого, объединяет множество жанров в одном стиле. Школа Гармонического Жанра работала не только в жанре элегии, этим стилем были объяты и другие произведения. Так создавался литературный язык.

Формирование языка и введение жанра баллады в русскую литературу. "Светлана", "Людмила" и "Ленора" - перевод одной немецкой баллады "Ленора" Грюнберга. Хотя на самом деле это абсолютно оригинальный текст.

"Людмила": «с милым вместе - всюду рай, с милым розно райский край - безотрадная обитель». Людмила ставит любимого выше рая, выше Бога. Это абсолютное новаторство в русской литературе. Ужасы замогильного мира - тоже впервые. В русской культуре фантастика - удел сказки. Фантастика была невозможна в высокой поэзии. Жуковский изменил эстетическую норму.

"Светлана". Светлана гадает. Это тоже способ пойти против бога. Она гадает в бане - самом страшном месте в доме, т. к. там нет образов, и ничто не препятствует проникновению в наш мир нечистой силы. К ней тоже является милый, и снова безумная скачка в метели с мертвецом неизвестно куда. Это первая метель в русской литературе, от которой потом пойдут все русские метели. Потусторонняя сила проведения, возводящая судьбу в абсолют. В "Светлане" первый раз показан сон героя. В итоге Светланы - хэппи энд. Безоговорочная вера в то, что если ты покаешься, станешь "человеком чувствительным", ты будешь вознаграждён. В конце баллады, эпического жанра, есть лирическое окончание: сюжет закончился, и началась лирика: в ней содержится мольба, именно мольба, чтобы мир был не таким страшным для Светланы, какой он есть на самом деле.



Жуковский открывает ворота фантастике в русской литературе. Это возможность для читателя выпасть за рамки собственной реальности. Она потрясает его эмоциональную основу: время 18в, господства рационализма, кончилось. Прорыв за рамки рационального сознания - и был романтический прорыв к воплощению мечты. Читатель чувствовал себя романтиком, которому удалось.

«Эолова арфа». Арфа, звучащая под ветром. Ж воплощает кельтский миф о том, что души умерших становятся ветром. Он умер и арфа заиграла. Она ходила на место и встречи, а потом умерла сама. Кончается всё идеалистической сценой полета двух теней под звуки эоловой арфы. Они погибли в этом ужасном мире, а звуки арфы говорят оставшимся здесь, что любовь вечна. Герои Ж никогда не делают революций, это идеал "кроткой праведности" - отсутствие борьбы против зла и невозможности ему уступить.

"Лесной царь" - исключение из баллад Ж. Однако ближе всего к переводу. Он вводит туда сентименталистский конфликт и победу добра не в этом, так в ином мире.



  1. Дружеское послание и элегия в лирике Батюшкова и Жуковского

Эллегия - жанр, который отражает внутренний мир человека. Есть время историч. и есть интимное, независимое от историч. "О память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной"(с)Батюшков. Это собственное время, время твоей чувственной памяти, которое может не иметь никакого отношения к времени историческому. Элегия как жанр ориентирована на интимное время - время души. Элегия открывает трагизм жизни, т. к. время конечно. И любой человек становится романтическим героем: умирать-то никто не хочет, а придётся. Элегия не терпит исторического времени. Именно Батюшков необыкновенно расширяет её возможности. 1813 - "К Дашкову", программное пр-е для Батюшкова. Тогда была необходим атрибуция жанра, и Батюшков называет свой текст не посланием, а Элегией. Описывая разрушенную Москву он впустил в неё историч. время заодно определил программу собственного творч-ва. Освещая эпические полотна, Б двигает элегию к эпической поэме, НО элегия остаётся абсолютно личным переживанием истории. Соединив несоединимое: частную элегию, и историческую эпопею, Б создал новую степень свободы, развитие за рамки ограничений. Вся дальнейшая история русской литературы - есть раздвижение рамок к проникновению в иную ощущаемую реальность.

Но Б был истинным гением в другом жанре. Он рождает жанр Дружеского Послания. ДП родились из переписок Арзамаса. Из бытовой переписки родился жанр, 1 тхт и образец жанра - "Мои пенаты" Батюшкова (послание к Вяземскому).



Дружеское послание: жанр - категория мировоззренческая, точка воззрения, с которой текст смотрит на мир. И если элегии свойственна грусть, печаль, уныние, то Дружеское послание обречено на веселье. Ничего другого в весёлой тусовке Арзамаса, издевающейся над беседчиками, и выйти не могло. В элегии есть точка во времени, из которой ЛГ что-то вспоминает: "святое Прежде"(с)Ж. Там счастье. надежда, упование... Это прошлое отнято временем. Элегическая дистанция между прекрасным и настоящим. Прошло уже достаточно времени, чтобы человек не бился в истерике и мог об этом говорить. Элегическая эмоция грустной улыбки воспоминания. И всё, что было утрачено, ждёт нас там, и "прежде" и "там" сольётся. Элегия целиком и полностью построена на временной дистанции.

Жанр Дружеского послания противоположен элегии по эмоции. Это первый лирический жанр, который включает в себя бытовой, пространственный мир. Всё, что для оды было хорошо - ложе, меч предков и пр. - у Батюшкова никому не нужно, а ценности личные, домашние собственные, что раньше было возможно только в басне, низком жанре. И главный человек – не император, который олицетворяет гос-во, а сам поэт. В этом мире вино никогда не кончается, день только для пития и творчества, а ночь для любви, здесь не изменит любимая, и не предадут друзья, достаточно только сбежать, отгородиться от большого испорченного мира, а в этом нашем малом мире мы совершенно счастливы и ничто нам не угрожает. Если в элегии время текущее, то в дружеском послании - циклическое. И единица времени - сутки: творить, пировать, потом любить, а утром снова пировать... Но это одни и те же сутки. "Не знаю завтра и вчера", это полные счастья бесконечные сутки. Это была революция сознания: впервые лирика опоэтизировала и подняла на щит частную жизнь и противопоставила ей официоз. В своём личном, утопическом мире мы неуязвимы для времени. Но в этом мире есть и смерть: "упьёмся сладострастьем и смерть опередим". Возникает ощущение вседозволенности ЛГ, он даже может описать свою собственную могилу: "Прах счастливцев молодых" - так счастливы, что пофиг, что померли! Смерть не осмыслена эмоционально. Эпикурейская философия: "Смерти нет, пока я есть, а когда придёт смерть - меня не будет". Так чего бояться?

До декабристах оду больше не вспоминают. Батюшков и Жуковский создают устойчивый стиль Школы Гармонической точности. Штиль не жанра, а направления.

Жуковский ориентирован на песенность, Батюшков - на танцевальность (вакханка) - и это ещё один повод сделать мир эстетическим. Жуковский - поэт настроения, Батюшков - поэт страсти. Батюшковская страсть безумия настолько эсетизирована, что и зыбкость настроения Жуковскго и страсть Батюшкоа идут к одному: разные сферы мира становятся одинаково эстетизированы. И неуловимое, переменчивое Жуковского, и человеческое, ощутимое, эротическое Батюшкова.


Подробнее об элегии Жуковского и Батюшкова см. в билетах №1 и 4.

  1. Поэзия Батюшкова

Был на вторых ролях, вошёл в творчество исповедуя сентементализм, как "свою маленькую философию". В 12 г. примкнул добровольцем к русским войскам и участвовал в заграничном походе против Наполеона. Вид сожжённой Москвы поразил его, бы поражён, что народ Руссо пролил такую кровь. Он усомнился в том, что человек по природе бобр. Его сознание и отношение к миру серьёзно изменилось, однако его творчество чёткой периодизации не имеет. Творчество Батюшкова в большой степени автономно: основы мировоззрения рухнули, но творчество осталось. В 20е годы Б. заболел психическим расстройством и сошёл с ума. В 23г он заперся в имении и 30 лет провёл там, пока не умер в 50 лет от тифа. Ужасная, оксюморонная с творчеством судьба. Один из 1х трагических судеб русских поэтов. По легенде, Пушкин посетил Батюшкова в имении, но тот его не узнал. После этого Пушкин написал "Не дай мне Бог сойти с ума".

Поэт безнадежности. Он не может бежать от мира в мир человеческой души, т.к. и душа является ему ужасной и испорченной. Ему только и остаётся, что мечтать о человеке, который "должен был бы быть". Батюшков творит свой мир и человека в нём. Его мир целиком обращён к античности, и если Ж ориентирован на английский и немецкий сентиментализм, то Б стремится к итальянцам и позже - к античности. Отношение к античности в классицизме - вовсе не историческая. Это его декорации. Классицизм интересует только атрибутика, в эти декорации помещён современный человек: "Грек, который не знает, что он древний"(с)Бахтин. Классицизм "всунул" в античность какие-то совершенно несвойственные ей проблемы.

А Батюшков - первый в рус. лит. воспроизводит античность такой, какой она была, пытался "добраться" до настоящего античного человека. Перед нами - лирический герой, а не автор - древний грек, а вовсе не петербуржец, ученик Муравьёва. Это во многом эстетизированная реальность, однако, она работает, в неё веришь.

"Вакханка". Ряд субъективных переживаний. Стан героини увенчан хмелем. Батюшков венчает тело, источник страсти, не голову, которая на вакханалии не нужна. Буйство красоты, страсти - и никаких расколов между чувством и долгом, и пр.!

Батюшков сумел воплотить и действительность, и иллюзорность античного мира. Элегия "Таврида" Мир Тавриды, античный мир противопоставляется Северной Пальмиры, современный мир. только по этому образу можно понять время. "Друг милый, ангел мой, сокроемся туда..." - глагол в императиве, будущем времени. Это прелесть ещё невоплощённой мечты, которая никогда в рамках элегии не будет реализована, но ЛГ безоговорочно верит, и мы вместе с ним. Элегия побега - всё строится на теме побеге в "мир иной", в мир невоплощенного идеала.

Переводы Б. Тибуловы элегии - мир полностью своевременен античности, и в то же время конфликт современен автору без нарушения гармонии. Всё представление о божественной природе человеческой заколебалась, и верховные силы стали хаотическими, неупорядоченными. Это античность в собирательном представлении, не Греция или Рим. Из этого материала конструирует свой мир Батюшков и переносит в него свои проблемы недостижения идеала. Но идеал этот настолько близок, что его разве что нельзя потрогать.



  1. Романтическое начало в творчестве Жуковского и Батюшкова

См. билеты №1 – 4.


  1. Народность басен Крылова

Загадка судьбы текста: Крылов создал тип текста, неподвластный времени. Автор басен Крылов-скептик берет на себя миссию моралиста. Басни народны и реалистичны, как бы не парадоксально это звучало.

К существенно изменил язык басни. До К Басня - низкий штиль. Басня двучастна, состоит из морали и рассказа, ведущая - мораль (ради неё и пишется), мораль - высоким штилем, за ней стоит автор. Басня построена на принятой однозначной Алегории - лисица=хитрость, заяц=трусость.

К. уничтожил стилистическое деление на мораль и рассказ. Его басня стала обладать единым, нечленимым стилем, т.е. (.)зр автора не возвышается стилистически над рассказом. Автор сам - часть его, он стоит с ним надо одной ступени. Непонятно, кто сочинил басенный язык: вбирая в себя пословицы и поговорки, и слова Крылова становятся пословицами и поговорками.

Народ для крылова - явл. не соц., а нац. Басни его пересекаются с народным животным эпосом. Возникает огромное кол-во просторечий. Крылов смешивает стили в рамках одного жанра. "Осёл и соловей": пока Соловей поёт, мир описывается как идиллия, в соответствии со всей техникой ШГТ, но лишь только вновь говорит Осёл, повествование сбивается снова на низкий стиль, просторечия. Крылов вводит в басню всё что угодно: язык трагедии, элегии, эпиграммы, поговорки... любой стиль, любой жанр. Это абсолютная языковая свобода. Через это можно проследить мировоззрение Крылова. Есть обличение, критика сущ-вующего строя, да. Но Крылов никакой не революционер: "Конь и Всадник", "Безбожник". Невозможно сделать К. оппозиционером, т.к. нельзя найти позицию, с которой бы он был солидарен. Он обличал нелепость этого мира. Невозможно найти то, что Крылов уважает. Ничего, как будто бы. "Откупщик и сапожник" - народ не хуже правящего сословия и не лучше. Но этот народ не имеет ничего общего с «народом» натуральной школы. Однако этот народ куда ближе к реальности чем тот, который народники пошли спасать.

Лентяю-Крылову прощают всё. Он сатирик, он против, но он не за что-то. Единственный учитель Грибоедова - Крылов.

Крылов довёл басню до конца: доведя басню до предела он её уничтожил: после него басни стало писать невозможно.




  1. Реализм басен Крылова

Мировоззрение К. не могло не породить новый тхт. Вся Европа завоёвана французами, где они построили прекрасные дороги. И только в России никаких дорог и никаких французов: между свободой и независимостью русский народ выбирает независимость. Крылов абсолютно независим, что позволяет ему угадать национальный дух, в соответствии с которым складывается жизнь страны. Он готов принять эту жизнь. Это прорыв к реальности, в отличие от поэзии, которая никогда не отражает действительность.

Басня К. уходит от дидактики. "Ворона и лисица": соотношение басни и морали – «в огороде - бузина, а в киеве – Дядька». Разве из басни можно понять, что она - о вреде лести?! Напротив, лисица симпатична, а не ворона. "Муравей и стрекоза" - по идее сочувствовать мы должны муравью, а сочувствуем Стрекозе. Мы отождествляем себя с ней благодаря авторсому приёму, и слышим от муравья "так поди же, попляши". Проводился соц-опрос среди детей: все сочувствуют Стрекозе. Басня перестаёт нас учить, быть нормативной. Это не уроки морали, а уроки истины. Истина не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. В рамках маленького аллегорического дидактического жанра впервые появляется Реализм, как воспр. неисправляемых противоречий действительности. Прелестная лиса обводит вокруг пальца дуру-ворону. Автор не сказал, какая сторона правильная, морали нет. Эти сценки существуют сами для себя, они не подчинены морали: тексты либо с ней не соотносятся, либо её там вовсе нет. Если бы Крылов распространил свои приёмы на все литературные жанры - он был бы на месте Пушкина. Но он выбрал периферийный, камерный жанр, принесший ему огромнейшею славу.




  1. Основные особенности поэзии Декабристов

Следствие силы знака в литературе: каждый жест декабристов значим. Они создали собственную эстетику. Школа декабристов в точном смысле школа: то, что их объединяет, гораздо важнее разницы между ними. Пушкин, Грибоедов, Вяземский и пр., так или иначе, находились под влиянием этой школы.

Катенин, Глинка, Раевский, Кюхельбекер, Рылеев, Бестужев (Марлинский), Одоевский - выработали опр. установки на поэзию. "Зелёная лампа" - общество под крылом "Союза благоденствия", организации, убеждённой в возможности мирного воздействия на умы. ЗЛ была полит. рупором СБ. Были разработаны правила поэзии:

1) Сила и прелесть стихотвопения в изображении чувств высоких к добру увлекающих

2) Описание предметов или низких чувств ослабляет высокие порывы ни в коем случае не могут войти в поэтич. тхт.

Какое-то время Пушкин пишет по прямому заказу Декабристов (ода "Вольность"): на квартире братьев Тургеневых на просьбу сочинить что-н. на тему вольности он вскочил на стол и экспромтом выдал 1ю часть поэмы. Потом доработал и дописал. Его формулы используются как агитка декабристов.

Декабристов не устраивает гармоническая школа, они возвращаются к Оде. Только теперь «хорошо» - не гос-во, а Свобода. Революция всегда отрицает предыдущ. уклад, => наследство идёт не о отцов а от дедеов. Державин и ко как раз и годились декабристам в деды.

Так что опред. жанр декабристов - ода. Они используют слова-сигналы - переходящие из тхт в тхт метафоры, значащие 1 и то же. Это коллективные тропы. "Ярмо"="крепостное право", "Урна"="урна героя, который погиб в борьбе с тираном за свободу народа", "кинжал"="кинжал, который направлен героем в грудь тирана". Аыыыы!

"На смерть Чернова" (не то Кюхля, не то Рылеев написал). Ты кто такой, Вильгельм Карлович Кюхельбекер, ты о кого, русского князя в нерусскости обвиняешь?! Национальность - категория этическая, и немец-Кюхля - русский, а кн. Новосильцев - нет, потому что сволочь. У Дек. ничуть не возникает вопроса, почему они - русские, а крестьяне, которые не борются, а всё терпят - нет. Категория национального самосознания очень важна для декабристов. Неважно, русский ли ты по крови, но немец Кюхельбекер может упрекнуть неправедного русского.



Принцип коллекивного тропа распростр. на все жанры поэзии Декабристов. Даже дружеское послание приобрело черты гражданской оды.

Новый извод классицизма, снова дидактическая нормативная схема. Ещё один виток классицизма в будущем - соц-реализм: но там нормативным положительным героем оказывается уже рабочий.

В следующем билете – продолжение.




  1. Творчество Рылеева

Рылеев пишет "Думы", создавая оригинальный жанр: везде в центре - монолог ГГ.

К 25 г всё более усиливается интерес к русской истории: декабристы пытаются определить место своих полит. усилий. Причина интереса - Карамзин в 18г начинает издавать "Историю...", и народ ей зачитывается. Карамзин излагает малоизвестные ранее факты, но беллетризует их, делает художественными. Идеологич. Концепция Карамзина катастрофична: пусть он и республиканец в душе, но в жизни - монархист. Он начинает историю с призвания варягов. Он утверждает, что самодержавие - неотъемлимый эл-т руской ментальности. Это не раболепство: он был убеждён в этом, хоть, может быть, и хотел бы, чтобы было не так. И читатель верит, что Россия и Монархизм - близницы-братья. Декабристы понимают всю меру обаяния "Истории…", но стремясь изменить форму правления, они понимают, что идут поперёк всей русской истории. Им необходимо нравственно оправдать себя. Для Декабристов русская гос-венность начинается с Новгорода: процветающая, после подавленная республика. Это был иной взгляд на исторический сюжет, эту историческую линию и пытается выстроить Рылеев в своих "Думах". Во главе угла для Дек - проблема нравственности собственной позиции.

Все исторические герои делятся на 3 разряда:

1) Вожди народных восстаний

2) Герои битв с иноземными врагами (выбор врагов семиотичен: византийцы, татаро-монголы, поляки, немцы).

3) Герои, проявившие мужество в мирной ситуации (Державин, сподвижники Петра).

Начинается история с «делов давно минувших дней» - "Олег Вещий" - Вещий Олег прибил герб России на врата Царьграда. Какой тогда к чёрту герб?! Пушкин его застебал, но Рылеев не убрал. Рылеев соединяет антиисторизм и реальные факты. И такого там целая куча. Принципиальная истерическая неточность. Рылеев не претендует на историзм, у него другая цель. Вне зависимости от героя там содержится языковая статика, которая, по задумке Рылеева, отражает ментальность русского характера. Все герои Рылеева готовы погибнуть за равенство прав и свободу гражданина. Этим Рылеев создаёт однородный единый образ национального характера: все русские люди одинаковы - образ сурового мужественного народа-тираноборца, преданного идеям долга. Все кошмары русской гос-венности по Рылееву - иноземного происхождения. Польская иерархическая сословность, немецкий бюрократизм, византийское самовластие, и т.д. В общем, всё - от захватчиков, испортивших естественную русскую республиканскую власть => Дек. возвращают Россию к естественным истокам.

Рылеев был лучшим поэтом-декабристом.

"Ты посетить, мой друг, желала..." - синтез любовной элегии и гражданской оды. Попытка неудачная, но ценная, как доказательство необходимости соединения несоединимого. После это удалось Пушкину в "К Чаадаеву".

В те годы так же была популярна Байоническая поэма. Переносом её на русскую почву занимается Пушкин. Рылеев использует структуры БП: "Вайноровский" (историч. деятель времён Полтавы). У Пушкина Мазепа - урод, а Войноровский мелькнёт незаметно. Рылеев делает Войнаровского романтическим героем декабристского толка, борцом за свободу Украины. Сам Мазепа для Рылеева неприемлем: он всё-таки предатель А вот Войнар. можно представить, как героя-романтика.




  1. Основной конфликт комедии Грибоедова «Горе от ума»

Чацкий не одинок: есть люди, которые ведут себя так же: князь Фёдор в деревне книжки стал читать, другой службу оставил... - но они на сцене не показаны вместе, они разобщены. Декабризм Чацкого оказываются только одной из форм противостояния вечной бытовой норме. Другие (внесценические персонажи) протестуют по-своему. Одиночка обречён на противостояние Москвы. Москва у Гриб. - мир, где господствуют женщины, бабье царство - самое страшное, что может быть по Гриб. Москва - старая бытовая столица России. Петербург - новее, там другая скорость жизни, там невозможно противостояние болота и человека, который живёт по своему уму. Это не кофликт декабриста и тогдашних оппозиционеров, а универсальный конфликт человека, не совпадающим с миром по бытовой норме, с косной вечной действительностью.

Грибоедов использует в комедии 1 некомедийный приём: Чацкий от Москвы отвык, смотрит на неё со стороны. Вальтеровский приём "остранения": "Человек не отсюда", инопланетянин, дикарь, изумлённо смотрит на мир, так, что нам бросается в глаза вся его абсурдность и несовершенство. Чацкий смотрит на мир Москвы так, что он в нём не живёт. Техника прожектора - освещать выборочно то, что нужно для создания впечатления - техника любой пропогандистской деятельности: в Америке занимались не только тем, что там негров линчевали с утра до вечера, но и Россия не ограничивается пьяными у пивларя! Человек может усомниться в том, правда ли это, но скорость чередования этих картинок создаёт панораму, производящую ошеломляющий эффект. Однако монологи Чацкого не ограничиваются одним прожектором": вспоминая о человеке, щёлкавшем соловьём – он не только высмеивает барскую затею, он с нежностью вспоминает время, когда они с Софьей были вместе. В воспоминаниях Чацкого всё тот же мир - прелестный, в Чацком тоже есть часть его, его детство. Техника прожектора Чацкого не только обличает, в его воспоминаниях содержится элегия.

Может острить и Молчалин («Злые языки страшнее пистолета!»), и дурак-Репетилов может дать убийственную характеристику, и Скалозуб пошутить (пусть и казарменно). Получается, мир ГоУ гораздо более условен, чем классицизм! Стихотворная форма позволяет соединить несоединимое: сатиру и лирику, глупость и остроту. Жанровые формы в этой стихотворной комедии сочетаются потому, что они "недовоплощены": то недоэллегия, недосатира...

Финальный монолог Чацкого дорастает до ноты трагедии. А последние слова Фамусова возвращают нас к сатире: трагическая и сатирическая нота комедии равноправно её обрывают. Это один из 1х открытых концов в Русской литературе. 4 части, а по класс должно быть 5 - её нет, неизвестно, чем всё закончится. Комедия должна свадьбой заканчиваться, а в этой комедии расстраиваются все возможные свадьбы: Софья уже не выйдет за Скалозуба, скорее всего, не выйдет за Молчалина, и уж подавно - не за Чацкого.

Чацкие обгоняют время - в этой жизни он обличён на мильон терзаний сейчас а прав будет потом. "Свойство умного человека сразу понимать, с кем ты имеешь дело, а он мечет бисер перед свиньями"(с)Пушк. Фамусову он говорит, что он Фамусов не надеясь, что он Фамусовым быть перестанет. Он обличает с целью оскорбления. Он рассчитывает уязымить, доставить неприятность, а не пытается их образумить. Он убеждён, что то, что он говорит, воспринимается как неприятная правда. А это так не воспринимается: он убеждён что может доставить неприятность, а, следовательно, они с объектом обладают одной системой ценностей. А это его главное заблуждение: у всей этой компании совершенно своя система ценностей, он в глазах этих людей - зудящая муха, ничтожество. По их мнению он ругается просто потому, что у него на службе неприятности были. Молчалин ему в этом сочувствует и не может понять, что Чацкому его сочувствие нафиг не нужно, а Чацкий не может этого Молчалину объяснить. Единственный, кто не раздражается на Чацкого - Скалозуб. Тот его ВООБЩЕ не понимает. Через все монологи Чацкого проходит сквозной повтор: разделение на стариков и молодых. Старики - такие как Фамусов, молодые - такие, как он сам. Но он не видит, что и Молчалин, и Скалозуб - его ровесники, но не такие как он. Таких на сцене вообще нет, а есть другие, за сцной, которые тоже не совпадают с этим миром. И такие как Чацкий 25 дек будут на Сенатской, а потом - в Сибири, а такие как Молчалин доведут страну до Крымской войны. Где же победа Чацкого сейчас ли, в будущем ли? Он не победил, но он и не побеждён (ведь он свободен от этого мира). Но он несчастлив, как нонконформист.

Мы находимся в неопределённом, неразрешённом конфликте: неопределённые типы персонажей, куча традиций, форма, позволяющая соединить все жанры и абсолютно неразрешённый конфликт - ведь жизнь конфликтов не разрешает. Абсолютно новый текст. Другим таким текстом будет "Онегин", возникший одновременно, и значение и одновелико.


  1. Художественное своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума»

ГоУ 1824г. Она не была ни поставлена, ни полностью опубликована при жизни Гриб. Без имени автора отрывки опубликуют журналы. Но все знают это пр-е - первый в России Самиздат!

Читатель отреагировал с одной стороны - восторженно, а с другой стороны был полностью ошеломлён - ошеломление. Г. считает своим учителем Крылова. Он прежде всего обязан своему учителю разностопным ямбом - потрясающая имитация живой речи. Реплики персонажей ничуть не ограничивают размеры! Современный читатель легко чувствует новаторство, позднейший - традицию. В ГоУ читатели чутко осознали новаторство, хотя Г. создаёт комедию в чётких рамках классицизма: единство времени, места и действия (полит. конфликт, конечно, присутствует, но Чацкий приехал в Москву не чтобы отменить крепостное право, а чтобы жениться на Софье. Когда закончились их отношения, закончилась пьеса) + говорящие фамилии (кроме Чацкого, пожалуй: есть версия, что коллизия Чацкого произошла из безумии Чаадаева, но это случилось через 10 лет после выхода ГоУ - постмодернизм чистейший! Но Чацкий раньше писался как Чадский, от гл "чадить") + амплуа (Фамусов - дурак, Лиза - субретка, двигает действие), есть и Резонёр (Обычно голос резонёра = голос автора, не могущий быть запутанным в интригу, который говорит дуракам, что они дураки и пр., но Чацкий обличает, и сам запутан в эту интригу, он "снижен", а классический резонёр не может быть на одном уровне с другими героями. В классицизме положительный герой - не живая, абстрактная добродетель. А Чацкий - вполне живой человек. Гриб. усложняет классицистическую систему.

Традиционные эл-ты в комедии налицо, и при этом тхт абсолютно новаторский. Классицистич. эл-ты получают в этом конкретном тхт совсем другую ф(х). Обычно класс. работает по принципу "примитивного правдоподобия": зритель 18в. сможет поверить что за 3 ч. прошло 24, но что на одном конце сцены - тот свет, а на том-этот - уже слабо. Поэтому классицистич. пьесы куда более реалистичны реалистических! =) Гриб. населяет сцену аж 70 людьми - толпой народу (пусть и большинство – внесценические персонажи). Вместе с этими людьми на сцену входят целые бытовые пространства и миры: жизнь казармы входит вместе со Скалозубом, мир департамента - с Молчалным и т.д. Масштаб изображаемого увеличен невероятно, оставаясь пр-вом одного дома. Есть много повторов "Ваш шпиц - прелестный шпиц/ Ваш муж - прелестный муж"... - Гриб. будто бы отражает не просто эту жизнь дома Фамусова, но и закономерности этой жизни. В рамках 1 дома, 1 дня и 1 житейского эпизода изображена вся жизнь. 3 единства - как обострение эффекта "типичности" представляемой жизни. А в конце эта типичность вырастает в символичность.

Чацкий - по амплуа - резонёр. По должности ему положено всех обличать. Он и обличает, и это было бы традиционно, если бы его монологи не вводились Гриб. опр. образом: все его реплики - не постулаты, они мотивированы сюжетом. Он не просто приходит и ни с того, ни с сего говорит "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Все его монологи спровоцированы ситуативно.

Чацкий долго не бывал в Москве. Он отвык од неё. Девушки говорят, что он был и на Кавказе, и за границей, служил по статской службе («Мы слышали с министрами про вашу связь, потом разрыв…»), потом он встречается с Гуличем и заводит чисто профессиональный разговор о военной службе. Даже для мобильности дворянина успеть столько за 3 года - нереально. Исследователи говорят, что он порвал со службой, в 12г ушёл с армией за границу, и, вернувшись, поехал на Кавказ. Но тогда получается, что пьеса показывает 10е годы 19в? Это бред: Москва-то сгорела, а изображаемый быт лишён памяти о каких-либо потрясениях.

К тому же Чацкого современники опознали, как человека декабристкого круга не сомневаясь. В 10х гг. ещё не было такого знакового поведения декабристов. Придя на бал, Чацкого не танцует, что характерно. Пусть у него нет шпаги, чтобы продемонстрировать свою «нетанцевальность», но он произносит на балу нравоучительный монолог, что не менее неуместно. Декабристы ввели норму уравнивание в браке мужчины и женщины в правах! При том, что светская культура считала измену себе разумеющейся. Рылеев и Дельвиг на балу встретились. Дельвиг пригласил Рылеева к девкам. Рылеев говорит: не пойду, у меня дома есть жена! Дельвиг: а у меня дома есть повар, ну и что? Чацкий приехал жениться: ему бы с отцом разговаривать, руки просить... А он выясняет отношения с самой Софьей, считая, что брак должен быть основан на любви и на равенстве. Так и узнавали декабриста в Чацком. Как Чацкий успел побывать везде за 3 года - просто он - энциклопедия декабристской жизни: он служил, потому что нужно служить - нужно попытаться изменить строй изнутри, на какой бы службе в какой бы должности ты не был. Он был за границей потому что именно увидев её декабристы поняли, что надо жить. Он был на Кавказе, как мире романтизма: обречённые несдающиеся горцы, гордые, несгибаемые, жестокие и прекрасные люди... Анахронизм комедии чрезвычайно значим. Чацкий опознаётся как декабрист не своей идеологии (ведь он не на баррикадах представлен, а мыслит как и любой порядочный человек), он опознаётся как декабрист типом поведения и типом речи. Он крайне агрессивен, всем хамит, показывая, что они дураки - это очень свойственно декабристам, они всерьёз обсуждали эту проблему (братья Тургеневы): их же учили вести себя в свете, быть любезными со всеми... Нужно ли быть любезными с этими чудовищами-крепостниками? Но один из братьев сказал: «Не нужно быть любезными: они нас всё равно не полюбят». У Чакцкого ораторская установка речи - "говорит, как пишет" - тоже декабристская фишка.

Чацкий - вольнодумец (то есть в принципе - западник), и одновременно - патриот (см. «французик из Бордо»). Сочетание несочетаемого, дающее индивидуальный характер. Не роль, не амплуа, а характер. И этот приём распространяется не только на Чацкого.

В чём выгода для Молчалина романа с Софьей? Если Фамусов узнает об этом романе, ему конец! Он безродный, Фамусов дал ему личное дворянство. Если он хочет хоть чего-нибудь добиться, у него есть лишь один Фамусов и ниого больше. И роман с Софьей для него губителен. Софья ему нафиг не нужна, ему нравится Лиза, но он идёт на эти отношения, потому что боится мести Софьи, как отвергнутой женщины. К тому же отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья». Хозяйской дочке надо угодить. Куда Молчалину деваться?! (писал бы про него Достоевский - мы бы слезами облились!) "Молчалин недовольно резко подл"(с)Пушкн. Его возмущает это: если бы он её соблазнил, был бы довольно резко подл. Лиературоведы одно время долго спорили: были ли у Софьи с Молчалиным интимные отношения или нет. Прекратил этот спор один странный человек, сказавший: "Довольно. Нам не ней не жениться!". Подлый карьерист, комедийный мерзавец есть в Молчалине, но ведь Молчалин при этом не делает ничего дурного. В повседн. жизни он "на ципочках и не богат словами", но заигрывая с Лизой он ведёт себя совсем иначе. "На ципочках" его видит Чацкий, но не автор. Он умён и деловит, беспринципен, циничен, и многого достигнет, если роман с Софьей не выгонит его из дома Фамусова. Быт на стороне Молчална, и у него всё впереди, и такие победят. Умный и подлый, темпераментный и вежливый - снова сочетаемое несочетаемого.

"Софья начертана неясно: не то блядь, не то московская кузина"(с)Пушкин - необыкновенно сложно сделанный персонаж. Говорят, Софья - плоть от плоти окружающего её мира. Но Софья выбирает Молчалина, безродного. Она смеет любить того, кто ей нравится. Софья обижена на Чацкого - он не умеет любить, он всё время ищет ума, неизвестно где. Всё его обаяние, остроумие - всё это не важно, ведь он не умеет любить. Он уехал и не писал. Она обвиняет Чацкого в эгоцентризме, она выбирает Молчалина в противовес Чацкому. Софья весьма образована для своего времени: в придуманном ей сне - круг прочтённой ей литературы: пасторальный романтизм, готический роман... Она начитана не менее, чем пушкинская Татьяна. Она выбрала Молчалина потому что он - не Чацкий, он умеет любить, она для него - всё. Ей не чуждо чувство собственности: Молчалин целиком от неё зависит, и ей это нравится. Как она объявила Чацкого сумасшедшим? Весь день он оскорблял её любимого, довёл её до бешенства. Она сказала про себя "С ума сошёл", кто-то из толпы спросил: "О ком?", тогда она назло пустила сплетню о сумасшествии Чацкого, это было эмоциональное, никак не идеологическое объявление. Вообще-то Грибоедов ненавидел баб, и в Софье, видимо, вывел всё то хорошее, на что был способен. Образы ГоУ - живые индивидуальные характеры, которые нельзя определИть и тем самым опредЕлить! Возникает не заданная ни по каким законам характер - впервые индивидуальный характер в русской литературе.

Этот характер приходит в комедию прямо из реальной жизни. У Фонвизина положительные герои такие, какие они должны быть, "Абсолютная схема истины"(с)Маяк., они не рядом живущие люди. А у Грибоедова узнаваемы все: его могут узнать самые разные люди, Чацкий - "из нас, один из младых людей".

Рифма Чацкий-дурацкий. Чацкий, как герой её осмеян. Это аморализм рифмы, идущий ещё от Мольера (кстати, ГоУ по постановке вопросов во многом перекликается с мольеровским «Мизантропом»).


  1. Поэты пушкинской поры (Давыдов, Вяземский, Языков, Баратынский, Дельвиг)

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница