Олимпиада заочная по биологии. Томская область. 9-10-11 классы



Скачать 86,96 Kb.
Дата24.06.2015
Размер86,96 Kb.

Олимпиада заочная по биологии. Томская область. 9-10-11 классы.

Фамилия Имя Отчество

Район, город, поселок

Школа №

класс


Составители олимпиады, преподаватели Томского областного института повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования, желают успеха.

Олимпиада заочная по биологии 9-10-11 классы. 2008 г.


Внимание! Пишите разборчиво.


1. Решите кроссворд




По горизонтали.

5. Период расслабления сердца, в который оно наполняется кровью. 6. Гормон коры надпочечников, влияющий на углеводный, белковый и жировой обмены. 8. Способность организма сохранять относительное постоянство внутренней среды организма. 11. Твердое вещество, покрывающее коронку зуба. 14. Жидкость, циркулирующая в кровеносной системе; вид соединительной ткани. 15. Один из конечных продуктов распада белков. 16. Способность к сохранению и воспроизведению прошлого индивидуального опыта. 20. Русский врач, открывший витамины. 21. Бесцветная тканевая жидкость, циркулирующая в лимфатической системе. 24. Вид мышцы, образованной поперечнополосатой мышечной тканью. 25. Органоиды клетки, осуществляющие биосинтез белка. 26. Процесс образования и выделения молока молочными железами.

По вертикали.

1. Тканевый гормон, выделяющийся в поврежденной ткани, вызывающий расширение и увеличивающий проницаемость капилляров. 2. Физиологическое состояние, вызванное потребностью организма в питательных веществах. 3. Часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенную функцию. 4. Наружный слой почек и надпочечников. 7. Органы системы кровообращения. 9. Тип темперамента. 10. Структура глаза в виде прозрачной двояковыпуклой линзы. 12. Процесс механической обработки пищи в полости рта. 13. Один из процессов жизнедеятельности, необходимый для нормального роста и развития. 17. Выход зрелых яйцеклеток из яичника в полость тела. 18. Заболевание, вызванное уменьшением выработки инсулина. 19. Состояние удушья. 22. Длинный отросток нейрона, проводящий нервные импульсы от тела клетки к другим нейронам. 23. Мышечный орган для вынашивания и питания плода.
Всего за это задание Вы можете получить – 23 балла
2. Почему в 1962 г. Пастеровский институт издал специальный документ, который заканчивался словами: «Собирая раковины, помните: вы шагаете по минному полю»? О каких моллюсках шла речь?

Всего за это задание Вы можете получить – 2 балла



3. В ХV в. был изобретен способ шлифовки алмазов, а до этого первым среди четырех самых драгоценных украшений был жемчуг, а уж за ним следовали изумруд, рубин, сапфир. А что такое жемчужина? Какова основная составляющая перламутра?

Всего за это задание Вы можете получить – 2 балла


4. Задания с подбором терминов к соответствующим определениям


1. Сохранившиеся до настоящего времени виды животных и растений, представители некогда широко распространенных, но потом почти исчезнувших систематических групп – ...

2. Организмы, способные жить и развиваться в бескислородной среде –..

3. Органы, сходные по строению и происхождению, но выполняющие различные функции – ...

4. Замедление всех жизненных процессов до минимального уровня под воздействием низких температур, недостатка влаги и т.п. – ...

5. Совокупность всех экосистем Земли образует самую крупную экологическую систему нашей планеты – ...

6. Изменения экосистемы во времени – ...

7. Наука, изучающая паразитических червей – ...

8. Раздел науки, изучающий рыб, – ...

9. Зеленая ветвящаяся нить, развивающаяся из споры мха, – ...

10. Половое поколение в жизненном цикле растений – ...

11. Организм, синтезирующий органическое вещество из неорганических соединений с использованием внешних источников энергии, – ...

12. Взаимосвязанный природный или природно-антропогенный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, – ...

11. Одна из основных таксономических категорий, занимающая в царстве растений самое высокое положение,..

12. Тяж, соединяющий у всех плацентарных животных и у человека плод с плацентой и через нее – с организмом матери, – ...

13. Измерение жизненной емкости легкого – ...

14. Наука о старении организма – ...

15. Наука, изучающая вымерших, ископаемых животных, – ...

16. Небольшая кольцевая ДНК, реплицирующаяся независимо от хромосомы, – ...

17. Фермент, осуществляющий синтез ДНК на матрице РНК, – ...

18. Близкородственное скрещивание сельскохозяйственных животных или самоопыление растений – ...

19. Вторичная полость тела – ...

20. Тип межвидовых отношений, при котором один из партнеров безразличен к присутствию другого, а тот получает какие-либо преимущества, – …

21. Склеивание и выпадение в осадок из гомогенной взвеси бактерий, эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов и иных клеточных элементов – ...

22. Раздел науки, изучающий пресмыкающихся и земноводных, – ...

23. Способность к размножению в личиночной стадии развития – ...

24. Наука, изучающая строение, происхождение и функционирование мышц, – ...

25. Наука, изучающая кости и их соединения, – ...

26. Мышца, пучки которой имеют циркулярное (круговое) направление, – ...

27. Парасимпатический нерв, иннервирующий большинство органов грудной и брюшной полости, – ...

28. Колючки кактуса – видоизмененные ... , колючки боярышника – ... , а колючки белой акации – ...

29. Из зиготы покрытосеменных растений развивается ... семени, а из покровов семязачатка – ... .

30. Эволюционное изменение, приводящее к упрощению или исчезновению ряда систем или органов, но не снижающее при этом жизнеспособности организмов, – ...

Всего за это задание Вы можете получить – 30 баллов



5. Задания на определение правильности суждения


1. Спиртовое брожение протекает только в бескислородной среде.

2. Уменьшение числа хромосом происходит в результате второго деления мейоза.

3. Митохондрии отсутствуют в клетках некоторых анаэробных организмов.

4. Тромбоциты образуются в селезенке.

5. Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами.

6. Сыворотка – это безбелковая плазма крови.

7. Тела нейронов образуют серое вещество коры и ядра в белом веществе.

8. У некоторых рыб хорда сохраняется в течение всей жизни.

9. Слуховые косточки млекопитающих, лежащие в полости среднего уха, гомологичны хрящам подъязычной дуги у хрящевых рыб.

10. При гидролизе белков всегда получается 20 различных аминокислот.

11. В процессе сплайсинга из РНК вырезаются интроны, а экзоны соединяются друг с другом.

12. Глицин – единственная аминокислота, не имеющая оптических изомеров.

13. Химические канцерогены индуцируют рак, вызывая мутации в ДНК.

14. Миоглобин связывает кислород сильнее, чем гемоглобин.

15. Градиент ионов Н+ используется в хлоропластах для синтеза АТФ.

16. Коробочка на ножке у моховидных является спорофитом.

17. Соцветие одуванчика состоит из язычковых цветков.

18. ДНК содержится только в ядре клетки, входя в состав хромосом.

19. Когда в замыкающих клетках повышен тургор, устьичная щель закрыта.

20. У каждого взрослого насекомого 6 ног.

21. В предсердии у рыб находится венозная кровь, в желудочке – артериальная.

22. Прудовик может на короткое время покидать свою раковину.

23. Естественный отбор всегда ведет к повышению уровня организации тех или иных организмов.

24. Клон является генетической копией родительского организма.

25. В системе кровообращения наименьшее давление в капиллярах.

26. Синапс – это контакт только между окончанием аксона и дендритом.

27. Евстахиева труба предохраняет барабанную перепонку от повреждения при перепадах атмосферного давления.

28. Транспозоны и плазмиды часто несут гены устойчивости к антибиотикам.

29. Поскольку цикл Кребса протекает в митохондриях, его ферменты закодированы в митохондриальном геноме.

30. Все грибы – гетеротрофные организмы.

Всего за это задание Вы можете получить – 30 баллов


6. Тестовые задания с одним правильным ответом



1. Вирус СПИДа поражает:

а – Т-хелперы (лимфоциты); б – В-лимфоциты; в – антигены; г – все виды лимфоцитов.



2. При уменьшении содержания кислорода интенсивность гликолиза увеличивается, потому что:

а – в клетке увеличивается концентрация АДФ; б – в клетке увеличивается концентрация НАД+; в – в клетке увеличивается концентрация АТФ; г – в клетке уменьшается концентрация перекисей и свободных радикалов.



3. Мозг млекопитающих снабжается наиболее богатой кислородом кровью, так как:

а – сонные артерии идут непосредственно от легких; б – сонные артерии ответвляются от артериальной части большого круга кровообращения первыми (т.е. в начале большого круга); в – сонные артерии ответвляются от легочных вен, где наибольшее содержание кислорода в крови; г – сонные артерии начинают большой круг кровообращения и получают всю кровь, богатую кислородом.



4. Передача генетического материала от одной бактерии к другой с помощью вирусов называется:

а – транспозиция; б – трансформация; в – трансверсия; г – трансдукция.



5. Внутри митохондрии среда:

а – более кислая, чем в цитоплазме; б – более щелочная, чем в цитоплазме; в – имеет такое же значение рН, что и в цитоплазме; г – иногда более кислая, а иногда более щелочная.



6. На агар-агаре можно вырастить культуру возбудителей:

а – диабета; б – гриппа; в – малярии; г – дизентерии.



7. Для всех гельминтов характерно:

а – отсутствие пищеварительной системы; б – отсутствие органов чувств;

в – гермафродитизм; г – сильно развитая половая система.

8. Популяция мышей, обитавшая на определенной территории, после постройки канала была разделена на две популяции — А и В. Среда обитания для мышей популяции В осталась без изменений, а среда обитания для популяции А сильно изменилась. Микроэволюция в популяции А, скорее всего, будет проходить:

а – медленнее, чем в популяции В; б – значительно быстрее, чем в популяции В; в – вначале медленнее, чем в популяции В, затем — с постоянной скоростью; г – вначале медленнее, а потом быстрее.



9. Какое из следующих положений неверно?

а – фосфорилирование АДФ происходит на тилакоидной мембране; б – АТФ синтезируется, когда протоны диффундируют через АТФ-синтетазу; в – АТФ потребляется в процессе темновой фазы фотосинтеза; г – НАДФЧН и АТФ образуются в фотосистеме II.



10. Какой фермент не встречается у человека?

а – ДНК-полимераза; б – гексокиназа; в – хитиназа; г – АТФ-синтетаза.



11. Клетки семени, запасающие питательные вещества для зародыша:

а – гаплоидны у голосеменных, триплоидны у покрытосеменных; б – диплоидны у голосеменных, триплоидны у покрытосеменных; в – диплоидны у голосеменных, диплоидны у покрытосеменных; г – гаплоидны у голосеменных, диплоидны у покрытосеменных.



12. Клетки коры надпочечников производят гормоны, структура которых подобна:

а – гемоглобину; б – холестерину; в – тирозину; г – адреналину.



13. Одним из наиболее негативных результатов чрезмерного использования антибиотиков является:

а – адаптация лечимой особи к повышающейся концентрации лекарства; б – стимуляция выработки антител; в – появление бактериальных штаммов, устойчивых к антибиотикам; г – повышение частоты мутаций в организме.



14. Мальчик болен синдромом Дауна. Какой была комбинация гамет при оплодотворении?

Набор хромосом в гаметах:

1) (23+х); 2) (21+у); 3) (22+хх); 4) (22+у).

Выберите правильный ответ:

а – 1 и 2; б – 1 и 3; в – 3 и 4.

15. В расхождении хромосом к полюсам клетки во время митоза участвуют:

а – микрофиламенты; б – микротрубочки; в – микротрубочки и микрофиламенты; г – промежуточные филаменты.



16. ДНК-полимераза может присоединять новое основание:

а – к 3'-концу растущей цепочки; б – к 5'-концу растущей цепочки; в – к обоим концам растущей цепочки; г – встраивая его в середину растущей цепочки.



17. Какие органеллы клетки не содержат ДНК?

а – аппарат Гольджи; б – хлоропласты; в – митохондрии; г – ядро.



18. В процессе окислительного фосфорилирования, происходящего в митохондриях, поток электронов направлен:

а – от АТФ к кислороду; б – от НАДЧН к АТФ; в – от НАДЧН к кислороду; г – от кислорода к АТФ.



19. Первая пара родителей имеет группы крови II и III, вторая пара — IV и III. Ребенок имеет I группу крови. Какая пара – родители?

а – может быть и та, и другая пара; б – не может быть ни та, ни другая пара; в – только первая пара; г – только вторая пара.



20. Голландский ученый Гуго де Фриз связал между собой теории двух ученых. Каких?

а – Дарвина и Ламарка; б – Дарвина и Менделя; в – Геккеля и Ламарка; г – Геккеля и Менделя.

Всего за это задание Вы можете получить – 20 баллов
Задание 7. На рисунке изображены пять голов взрослых насекомых. Внимательно рассмотрите их. К какому способу питания наиболее приспособлен ротовой аппарат каждого насекомого? Подберите правильные сочетания латинских букв (тип ротового аппарата) и указанных номеров насекомых.

А. Прокалывание кожи животных и высасывание их крови.


В. Сосание жидкостей, например нектара.
С. Разгрызание и жевание различной пищи.
D. Секреция пищеварительных соков и последующее всасывание жидкостей.
Е. Всасывание соков живых растений.



а – А5, В2, С3, D1, Е4; б – А5, В1, С4, D2, Е3; в – А5, В2, С3, D4, Е1; г – А4, В1, С3, D2, Е5;

д – А1, В3, С4, D5, Е2.

Всего за это задание Вы можете получить – 1 балл






Пишите разборчиво!


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница