Методические рекомендации для практических занятий модуль: пропедевтика терапевтической стоматологии



Скачать 169,98 Kb.
Дата24.06.2015
Размер169,98 Kb.

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ




КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

МОДУЛЬ ПРОПЕДЕВТИКИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ




Модуль: пропедевтика терапевтической стоматологии

Дисциплина, код дисциплины – пропедевтика терапевтической стоматологии, ПДО 01

Специальность: 051302 « Стоматология»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема: «Методы обработки корневых каналов. Систематика. Инструментальные методы обработки корневых каналов (методы Step Back, Crown Down, сбалансированной силы).
Объем академических часов 3 академических часа

Курс: 4

Семестр 7-8

Алматы, 2012 г.

Составитель: к.м.н. доц. Баскакова И.В.
Обсуждены на заседании модуля

Протокол №_1____ от «_31___»_августа___2011 г.

Утверждены:

Руководитель модуля пропедевтики терапевтической стоматологии



д.м.н., профессор ________________ А.А.Баяхметова


  1. Тема№31: «Методы обработки корневых каналов. Систематика. Инструментальные методы обработки корневых каналов (методы Step Back, Crown Down, сбалансированной силы).

  2. Цель:

А) формировать знания по:

Б) формировать операциональные навыки по:

  • технике расширения корневых каналов методом Step Back;

  • технике расширения корневых каналов методом Crown Down;

  • технике расширения корневых каналов методом сбалансированной силы;

В) развивать коммуникативные навыки путем:

  • введения новых терминов: «эндодонт», «полость зуба», «первичный эндодонтический доступ», «Step Back», «Crown Down», «метод сбалансированной силы»,

  • совершенствования навыков вербальной и невербальной коммуникации при общении друг с другом;

  • совершенствования навыков письменной, устной, групповой коммуникации;

  • совершенствования навыков аргументации и интервьюрирования.

Г) формировать правовую компетенцию путем изучения:

  • правил техники безопасности при работе с различными эндодонтическими инструментами;

  • правил техники безопасности при работе с эндодонтическими наконечниками;

Д) развивать мотивацию студентов к изучению раздела «Эндодонтия», в частности, темы «Инструментальные методы обработки корневых каналов».

  1. Задачи обучения:

  1. раскрыть сущность и необходимость методов инструментальной обработки корневых каналов;

  2. рассмотреть показания и противопоказания к проведению разных инструментальных методов обработки корневых каналов;

  3. продемонстрировать методы инструментальной обработки корневых каналов (методику проведения, необходимый инструментарий, последовательность действий);

  4. дать сравнительную характеристику методам инструментальной обработки корневых каналов (достоинства и недостатки);

  5. определить критерии качества инструментальной обработки корневых каналов.

  6. отработать технику инструментальной обработки корневых каналов.

  7. изучить назначение эндодонтических систем для обработки корневых каналов

  8. разъяснить особенности эндодонтических наконечников, применяемых для механической обработки корневого канала

  9. изучить принципы работы эндодонтическим наконечником

  10. изучить препараты для химической обработки корневого канала

  11. дать представление о сочетанном применении физических факторов и химических препаратах для обработки корневых каналов

  12. определить показания для проведения физико-химических методов обработки корневого канала.




  1. Основные вопросы темы:

  1. Цель инструментальной обработки корневого канала.

  2. Методы инструментальной обработки корневого канала.

  3. Техника «Step Back» - показания к проведению, методика проведения, необходимый инструментарий, последовательность действий.

  4. Техника «Crown Down» - показания к проведению, методика проведения, необходимый инструментарий, последовательность действий.

  5. Техника обработки корневого канала методом сбалансированной силы -показания к проведению, методика проведения, необходимый инструментарий, последовательность действий.

  6. Сравнительная характеристика методов инструментальной обработки корневых каналов (достоинства и недостатки).

  7. Критерии качества инструментальной обработки корневых каналов.

  8. Принципы работы эндодонтическим наконечником


5. Методы обучения и преподавания: устный (письменный, уплотненный) опрос, блиц-опрос, работа в малых группах, обратная связь со студентами, дискуссии, работа на фантомных блоках, демонстрация, наблюдение.

Средства обучения: фантомные блоки, макропрепараты зубов, микротаблицы, комплект эндодонтических и стоматологических инструментов, апекслокатор, атлас по эндодонтии, тематический альбом, презентация в мельтимедийном формате.
Примерный хронометраж занятия


п/п

Этап занятия

Содержание этапа

Методы обучения

Методы контроля

Время, отведен-ное на этап

1.

Вводный этап

Приветствие, перекличка, оглашение темы, мотивационной характеристики, цели и задач занятия

-

-

15 минут

2.

Контроль исходного уровня подготовки

Определение исходного уровня знаний

-

Устный опрос

Письменный опрос

Уплотненный опрос

Тестирование



45 минут

3.

Основной этап

1.Преподаватель демонстрирует технику расширения корневых каналов с применением различных методик на фантомном блоке.

2.Студенты отрабатывают технику расширения корневых каналов с применением различных методик на фантомном блоке.

3. Студенты отрабатывают технику медикаментозной и химической обработки корневого канала на фантомном блоке.



Демонстра-ция, наблюдение за работой преподава-теля

Работа на фантомных блоках.


Прямое наблюдение за операциональными навыками



90 минут,




Перерыв










30 минут

3.

Основной

4.Выполнение заданий в альбомах – схематично зарисовывать алгоритм расширения корневых каналов по разным методикам

Работа в малых группах

Прямое наблюдение за операциональными навыками

60 минут

4.

Проверка качества

1.Заключительный контроль.

2. Обратная связь.

3. Заполнение оценочных рубрик (чек-листов), выставление и оглашение оценок .





1.Письменный опрос

2.Уплотненный опрос

3.Блиц-опрос

4.Тестирование



40 минут
20 минут.
30 минут.














Итого:

330 минут


6.Литература

Основная:

  1. Боровский Е.В. Клиническая эндодонтия. – М., 2003.

  2. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. - М., 2007.

  3. Максимовский Ю.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии (атлас) – М., 2005.

  4. Скорикова Л.А. Пропедевтика стоматологических заболеваний. - Ростов-на-Дону, 2002.

Дополнительная:

    1. Базикян Э.А. Практическое руководство по эндодонтии. – М., 2007.

    2. Бир Р., Бауман М.А., Киельбаса А.М. Иллюстрированный справочник по эндодонтии. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.

    3. Бойд Л. Стоматологические инструменты. Иллюстрированный справочник (пер. с англ.). – М., 2007.

  1. Горячев Н.А. Консервативная эндодонтия. – М., 2002.

  2. Ламли Ф. Практическая клиническая эндодонтия (пер. с англ.). – М., 2007.

  3. Макеева И.М. Современные методы механической и инструментальной обработки корневых каналов. – М., 2006.

  4. Петрикас А.Ж. Пульпэктомия. – 2-е изд.,М.: Альфа Пресс, 2006.

  5. Троуп М., Дебелян Д. Руководство по эндодонтии для стоматологов общей практики. – Азбука, 2005.

7. Контроль

7.1 Оценка когнитивной компетенции:

7.1.1 Вопросы:

  1. Цель инструментальной обработки корневого канала.

  2. Систематика методов инструментальной обработки корневого канала.

  3. Сущность техники «Step Back».

  4. Показания к проведению техники «Шаг назад».

  5. Методика проведения, необходимый инструментарий, последовательность действий при выполнении техники «Шаг назад».

  6. Техника «Crown Down» - показания к проведению, методика проведения, необходимый инструментарий, последовательность действий.

  7. Техника обработки корневого канала методом сбалансированной силы -показания к проведению, методика проведения, необходимый инструментарий, последовательность действий.

  8. Сравнительная характеристика методов инструментальной обработки корневых каналов (достоинства и недостатки).

  9. Критерии качества инструментальной обработки корневых каналов.

  10. Принципы работы эндодонтического наконечника.

7.1.2 Задания в тестовой форме:

Задание № 1

Удаление инфицированного предентина со стенок канала зуба рекомендуется проводить:



  1. корневой иглой

  2. пульпоэкстрактором

  3. К-файлом

  4. каналонаполнителем

  5. экскаватором

Задание №2

Для прохождения корневого канала по длине применяют:



  1. К-ример

  2. К-файл

  3. Н-файл

  4. пульпоэкстрактор

  5. каналонаполнитель


Задание №3

Для расширения корневого канала применяют:



  1. корневую иглу

  2. пульпоэкстрактор

  3. К-ример

  4. К-файл

  5. Каналонаполнитель

Задание №4

Определение рабочей длины зуба осуществляется методом:



  1. рентгенографии

  2. субъективных ощущений

  3. термодиагностики

  4. электроодонтодиагностики

  5. ультразвуковым.

Задание №5

Первым этапом при инструментальном расширении корневого канала методом «От коронки вниз» является:



  1. антисептическая обработка канала

  2. расширение апикальной части канала

  3. определение длины корневого канала

  4. расширение устья корневого канала

  5. выравнивание стенки канала

Задание №6.

Аппаратурный метод определения уровня верхушечного отверстия, основанный на разном сопротивлении мягких и твердых тканей полости рта электрическому току называется:



  1. рентгенография

  2. апекслокация

  3. электроодонтометрия

  4. реография

  5. эхоостеометрия

Задание №7.

При наличии перфорации корня зуба, сигнал апекслокатора:



  1. подается на значительно большей длине, чем средний размер зуба

  2. подается на значительно меньшей длине, чем средний размер зуба

  3. подается в устье канала

  4. отсутствует на длине, соответствующей средней

Задание №8.

К инструментам для расширения устья корневого канала относится:



  1. Gates Glidden

  2. K-Reamer

  3. K-File

  4. Н-файл

  5. игла Миллера

Задание №9.

При работе с файлом хедстрема необходимо:



  1. вводить инструмент в канал путем вращения до упора

  2. осуществлять скребущие движения от верхушечной части канала к устью канала

  3. вводить инструмент в канал и производить его вращение по часовой стрелке

  4. вводить инструмент в канал и производить его вращение против часовой стрелки

Задание №10.

Расширение корневого канала от меньшего размера к большему – это:



  1. Step Back методика

  2. Crown Down методика

  3. методика сбалансированных сил

  4. стандартная методика

Задание №11.

Расширение корневого канала от большего размера к меньшему (от устья канала до верхушки) – это:



  1. Step Back методика

  2. Crown Down методика

  3. стандартная методика

  4. методика сбалансированных сил

Задание №12.

К вращающимся никель-титановым эндодонтическим инструментам относятся:



  1. ProFile

  2. Reamer

  3. Игла Миллера

  4. пульпоэкстрактор

  5. Файл

Задание №13.

Меняющийся угол наклона режущего края профайла позволяет:



  1. увеличить прочность режущей грани

  2. эффективно выводиться стружкам

  3. центрировать движение

  4. совершать возвратно-поступательные движения

Задание №14.

Скорость вращения профайла:



  1. 150-300 об/мин.

  2. 50-100 об/мин.

  3. 500 об/мин.

  4. 1000 об/мин

  5. 300 000 оборотов в минуту

Задание №15.

Для медикаментозной обработки корневого канала НАИБОЛЕЕ целесообразно использовать:



  1. этиловый спирт

  2. гипохлорит натрия

  3. хлорамин

  4. хлоргексидин

  5. ортофосфорную кислоту

Задание №16.

Для химического расширения корневого канала НАИБОЛЕЕ целесообразно использовать препараты на основе:



  1. ЭДТА

  2. гидроокиси кальция

  3. ортофосфорной кислоты

  4. формалина

  5. йода

Задание №17.

Для медикаментозной обработки корневого канала противопоказано применение:



  1. раствора ЭДТА

  2. гипохлорита натрия

  3. перекиси водорода

  4. соляной кислоты

  5. хлоргексидина

Задание №18.

Для высушивания корневого канала НАИБОЛЕЕ целесообразно использовать:



  1. абсорбер

  2. шприц

  3. пустер

  4. воздушный пистолет

  5. вакуумный насос

Задание №19.

Показанием к проведению депофореза является:



  1. хорошо проходимый корневой канал

  2. канал корня в стадии физиологической резорбции

  3. плохо проходимый корневой канал

  4. кровоточивость из корневого канала

Задание №20.

Препараты на основе ЭДТА преимущественно действуют в среде:



  1. кислой

  2. щелочной

  3. нейтральной

  4. соленой

Задание №21.

Использование ЭДТА необходимо:



  1. при прохождении трудно проходимых каналов

  2. для растворения путридных масс в канале

  3. для антисептической обработки канала

  4. для девитализации пульпы

  5. для оценки качества обработки канала

Задание №22.

Наиболее оптимальная концентрация гипохлорита натрия для обработки корневых каналов:



  1. 0,06% раствор

  2. 0,5% раствор

  3. 3% раствор

  4. 10% раствор

  5. 15% раствор

Задание №23.

Оптимальная концентрация перекиси водорода для обработки корневых каналов:



  1. 0,06% раствор

  2. 3% раствор

  3. 6% раствор

  4. 10% раствор

  5. 40 % раствор

Задание №24.

Особенность иглы эндодонтического шприца:



  1. игла имеет плоский срез на боковой поверхности

  2. игла имеет несколько выходных отверстий на конце

  3. игла имеет острый конец

  4. игла имеет тупой конец

Задание №25.

Наиболее целесообразное сочетание медикаментов для обработки корневого канала:



  1. 3% перекись водорода и раствор фурациллина 1 : 5000

  2. ЭДТА и 3% раствор гипохлорита натрия

  3. 2% раствор хлорамина и 0,06 % раствор хлоргексидина

  4. 1% гипохлорид натрия и 2% раствор хлорамина

  5. 3% перекись водорода и 3% раствор гипохлорита натрия

Задание №26.

К препаратам для ирригации корневых каналов относятся все перечисленные ниже, кроме:



  1. 3% р-ра гипохлорита натрия

  2. 3% р-ра перекиси водорода

  3. 0,06% раствора хлоргексидина

  4. паркана

  5. этилового спирта

Задание №27.

Наиболее качественной является медикаментозная обработка корневых каналов, проведенная:



  1. смоченными ватными турундами

  2. эндодонтическим шприцем

  3. эндодонтической пипеткой

  4. методом полоскания

  5. методом динамической ирригации

Задание №28.

К свойствам гипохлорита натрия относятся все перечисленные ниже, кроме:



  1. антисептического действия

  2. способности растворять предентин

  3. способности снижать трение инструмента в канале

  4. способности к химическому расширению корневого канала

  5. способности к удалению излишков влаги из корневого канала

Задание №29.

Препарат для депофореза:



  1. гидроокись меди-кальция

  2. гидроокись кальция

  3. спиртовая настойка иода

  4. раствор калия иодида

  5. раствор глюконата кальция

Задание №30.

Препарат для внутриканального электрофореза:



  1. гидроокись меди-кальция

  2. перекись водорода

  3. спирт этиловый

  4. калия иодид

  5. глюконат кальция

7.2 Оценка операциональной компетенции проводится по результатам выполнения заданий:

- подобрать инструменты для обработки корневого канала методами «Шаг назад», «От коронки вниз», методом сбалансированных сил;

- подобрать инструменты для обработки корневого канала методами «Шаг назад», «От коронки вниз», методом сбалансированных сил;

- провести обработку корневого канала на фантомном блоке;

- оценить качество инструментальной обработки корневого канала;



7.3 Оценка аксиологической компетенции (коммуникативных навыков) – прямое наблюдение за коммуникативными навыками.

7.4 Оценка правовой компетенции

Вопросы:

  1. правила техники безопасности при работе с эндодонтическими инструментами;

  2. правила техники безопасности при работе со стоматологическими наконечниками;

  3. алгоритм последовательности действий при инструментальной обработки корневых каналов разными методами.

7.5. Оценка навыков самосовершенствования – презентация и защита СРС в соотвествии со сроками сдачи.



Страница из



База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница