С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ
ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ
|
|
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
|
МОДУЛЬ ПРОПЕДЕВТИКИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
|
Модуль: пропедевтика терапевтической стоматологии
Дисциплина, код дисциплины – пропедевтика терапевтической стоматологии, ПДО 01
Специальность: 051302 « Стоматология»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема: «Методы обработки корневых каналов. Систематика. Инструментальные методы обработки корневых каналов (методы Step Back, Crown Down, сбалансированной силы).
Объем академических часов – 3 академических часа
Курс: 4
Семестр – 7-8
Алматы, 2012 г.
Составитель: к.м.н. доц. Баскакова И.В.
Обсуждены на заседании модуля
Протокол №_1____ от «_31___»_августа___2011 г.
Утверждены:
Руководитель модуля пропедевтики терапевтической стоматологии
д.м.н., профессор ________________ А.А.Баяхметова
-
Тема№31: «Методы обработки корневых каналов. Систематика. Инструментальные методы обработки корневых каналов (методы Step Back, Crown Down, сбалансированной силы).
-
Цель:
А) формировать знания по:
Б) формировать операциональные навыки по:
-
технике расширения корневых каналов методом Step Back;
-
технике расширения корневых каналов методом Crown Down;
-
технике расширения корневых каналов методом сбалансированной силы;
В) развивать коммуникативные навыки путем:
-
введения новых терминов: «эндодонт», «полость зуба», «первичный эндодонтический доступ», «Step Back», «Crown Down», «метод сбалансированной силы»,
-
совершенствования навыков вербальной и невербальной коммуникации при общении друг с другом;
-
совершенствования навыков письменной, устной, групповой коммуникации;
-
совершенствования навыков аргументации и интервьюрирования.
Г) формировать правовую компетенцию путем изучения:
-
правил техники безопасности при работе с различными эндодонтическими инструментами;
-
правил техники безопасности при работе с эндодонтическими наконечниками;
Д) развивать мотивацию студентов к изучению раздела «Эндодонтия», в частности, темы «Инструментальные методы обработки корневых каналов».
-
Задачи обучения:
-
раскрыть сущность и необходимость методов инструментальной обработки корневых каналов;
-
рассмотреть показания и противопоказания к проведению разных инструментальных методов обработки корневых каналов;
-
продемонстрировать методы инструментальной обработки корневых каналов (методику проведения, необходимый инструментарий, последовательность действий);
-
дать сравнительную характеристику методам инструментальной обработки корневых каналов (достоинства и недостатки);
-
определить критерии качества инструментальной обработки корневых каналов.
-
отработать технику инструментальной обработки корневых каналов.
-
изучить назначение эндодонтических систем для обработки корневых каналов
-
разъяснить особенности эндодонтических наконечников, применяемых для механической обработки корневого канала
-
изучить принципы работы эндодонтическим наконечником
-
изучить препараты для химической обработки корневого канала
-
дать представление о сочетанном применении физических факторов и химических препаратах для обработки корневых каналов
-
определить показания для проведения физико-химических методов обработки корневого канала.
-
Основные вопросы темы:
-
Цель инструментальной обработки корневого канала.
-
Методы инструментальной обработки корневого канала.
-
Техника «Step Back» - показания к проведению, методика проведения, необходимый инструментарий, последовательность действий.
-
Техника «Crown Down» - показания к проведению, методика проведения, необходимый инструментарий, последовательность действий.
-
Техника обработки корневого канала методом сбалансированной силы -показания к проведению, методика проведения, необходимый инструментарий, последовательность действий.
-
Сравнительная характеристика методов инструментальной обработки корневых каналов (достоинства и недостатки).
-
Критерии качества инструментальной обработки корневых каналов.
-
Принципы работы эндодонтическим наконечником
5. Методы обучения и преподавания: устный (письменный, уплотненный) опрос, блиц-опрос, работа в малых группах, обратная связь со студентами, дискуссии, работа на фантомных блоках, демонстрация, наблюдение.
Средства обучения: фантомные блоки, макропрепараты зубов, микротаблицы, комплект эндодонтических и стоматологических инструментов, апекслокатор, атлас по эндодонтии, тематический альбом, презентация в мельтимедийном формате.
Примерный хронометраж занятия
№ п/п
|
Этап занятия
|
Содержание этапа
|
Методы обучения
|
Методы контроля
|
Время, отведен-ное на этап
|
1.
|
Вводный этап
|
Приветствие, перекличка, оглашение темы, мотивационной характеристики, цели и задач занятия
|
-
|
-
|
15 минут
|
2.
|
Контроль исходного уровня подготовки
|
Определение исходного уровня знаний
|
-
|
Устный опрос
Письменный опрос
Уплотненный опрос
Тестирование
|
45 минут
|
3.
|
Основной этап
|
1.Преподаватель демонстрирует технику расширения корневых каналов с применением различных методик на фантомном блоке.
2.Студенты отрабатывают технику расширения корневых каналов с применением различных методик на фантомном блоке.
3. Студенты отрабатывают технику медикаментозной и химической обработки корневого канала на фантомном блоке.
|
Демонстра-ция, наблюдение за работой преподава-теля
Работа на фантомных блоках.
|
Прямое наблюдение за операциональными навыками
|
90 минут,
|
|
Перерыв
|
|
|
|
30 минут
|
3.
|
Основной
|
4.Выполнение заданий в альбомах – схематично зарисовывать алгоритм расширения корневых каналов по разным методикам
|
Работа в малых группах
|
Прямое наблюдение за операциональными навыками
|
60 минут
|
4.
|
Проверка качества
|
1.Заключительный контроль.
2. Обратная связь.
3. Заполнение оценочных рубрик (чек-листов), выставление и оглашение оценок .
|
|
1.Письменный опрос
2.Уплотненный опрос
3.Блиц-опрос
4.Тестирование
|
40 минут
20 минут.
30 минут.
|
|
|
|
|
Итого:
|
330 минут
|
6.Литература
Основная:
-
Боровский Е.В. Клиническая эндодонтия. – М., 2003.
-
Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. - М., 2007.
-
Максимовский Ю.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии (атлас) – М., 2005.
-
Скорикова Л.А. Пропедевтика стоматологических заболеваний. - Ростов-на-Дону, 2002.
Дополнительная:
-
Базикян Э.А. Практическое руководство по эндодонтии. – М., 2007.
-
Бир Р., Бауман М.А., Киельбаса А.М. Иллюстрированный справочник по эндодонтии. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.
-
Бойд Л. Стоматологические инструменты. Иллюстрированный справочник (пер. с англ.). – М., 2007.
-
Горячев Н.А. Консервативная эндодонтия. – М., 2002.
-
Ламли Ф. Практическая клиническая эндодонтия (пер. с англ.). – М., 2007.
-
Макеева И.М. Современные методы механической и инструментальной обработки корневых каналов. – М., 2006.
-
Петрикас А.Ж. Пульпэктомия. – 2-е изд.,М.: Альфа Пресс, 2006.
-
Троуп М., Дебелян Д. Руководство по эндодонтии для стоматологов общей практики. – Азбука, 2005.
7. Контроль
7.1 Оценка когнитивной компетенции:
7.1.1 Вопросы:
-
Цель инструментальной обработки корневого канала.
-
Систематика методов инструментальной обработки корневого канала.
-
Сущность техники «Step Back».
-
Показания к проведению техники «Шаг назад».
-
Методика проведения, необходимый инструментарий, последовательность действий при выполнении техники «Шаг назад».
-
Техника «Crown Down» - показания к проведению, методика проведения, необходимый инструментарий, последовательность действий.
-
Техника обработки корневого канала методом сбалансированной силы -показания к проведению, методика проведения, необходимый инструментарий, последовательность действий.
-
Сравнительная характеристика методов инструментальной обработки корневых каналов (достоинства и недостатки).
-
Критерии качества инструментальной обработки корневых каналов.
-
Принципы работы эндодонтического наконечника.
7.1.2 Задания в тестовой форме:
Задание № 1
Удаление инфицированного предентина со стенок канала зуба рекомендуется проводить:
-
корневой иглой
-
пульпоэкстрактором
-
К-файлом
-
каналонаполнителем
-
экскаватором
Задание №2
Для прохождения корневого канала по длине применяют:
-
К-ример
-
К-файл
-
Н-файл
-
пульпоэкстрактор
-
каналонаполнитель
Задание №3
Для расширения корневого канала применяют:
-
корневую иглу
-
пульпоэкстрактор
-
К-ример
-
К-файл
-
Каналонаполнитель
Задание №4
Определение рабочей длины зуба осуществляется методом:
-
рентгенографии
-
субъективных ощущений
-
термодиагностики
-
электроодонтодиагностики
-
ультразвуковым.
Задание №5
Первым этапом при инструментальном расширении корневого канала методом «От коронки вниз» является:
-
антисептическая обработка канала
-
расширение апикальной части канала
-
определение длины корневого канала
-
расширение устья корневого канала
-
выравнивание стенки канала
Задание №6.
Аппаратурный метод определения уровня верхушечного отверстия, основанный на разном сопротивлении мягких и твердых тканей полости рта электрическому току называется:
-
рентгенография
-
апекслокация
-
электроодонтометрия
-
реография
-
эхоостеометрия
Задание №7.
При наличии перфорации корня зуба, сигнал апекслокатора:
-
подается на значительно большей длине, чем средний размер зуба
-
подается на значительно меньшей длине, чем средний размер зуба
-
подается в устье канала
-
отсутствует на длине, соответствующей средней
Задание №8.
К инструментам для расширения устья корневого канала относится:
-
Gates Glidden
-
K-Reamer
-
K-File
-
Н-файл
-
игла Миллера
Задание №9.
При работе с файлом хедстрема необходимо:
-
вводить инструмент в канал путем вращения до упора
-
осуществлять скребущие движения от верхушечной части канала к устью канала
-
вводить инструмент в канал и производить его вращение по часовой стрелке
-
вводить инструмент в канал и производить его вращение против часовой стрелки
Задание №10.
Расширение корневого канала от меньшего размера к большему – это:
-
Step Back методика
-
Crown Down методика
-
методика сбалансированных сил
-
стандартная методика
Задание №11.
Расширение корневого канала от большего размера к меньшему (от устья канала до верхушки) – это:
-
Step Back методика
-
Crown Down методика
-
стандартная методика
-
методика сбалансированных сил
Задание №12.
К вращающимся никель-титановым эндодонтическим инструментам относятся:
-
ProFile
-
Reamer
-
Игла Миллера
-
пульпоэкстрактор
-
Файл
Задание №13.
Меняющийся угол наклона режущего края профайла позволяет:
-
увеличить прочность режущей грани
-
эффективно выводиться стружкам
-
центрировать движение
-
совершать возвратно-поступательные движения
Задание №14.
Скорость вращения профайла:
-
150-300 об/мин.
-
50-100 об/мин.
-
500 об/мин.
-
1000 об/мин
-
300 000 оборотов в минуту
Задание №15.
Для медикаментозной обработки корневого канала НАИБОЛЕЕ целесообразно использовать:
-
этиловый спирт
-
гипохлорит натрия
-
хлорамин
-
хлоргексидин
-
ортофосфорную кислоту
Задание №16.
Для химического расширения корневого канала НАИБОЛЕЕ целесообразно использовать препараты на основе:
-
ЭДТА
-
гидроокиси кальция
-
ортофосфорной кислоты
-
формалина
-
йода
Задание №17.
Для медикаментозной обработки корневого канала противопоказано применение:
-
раствора ЭДТА
-
гипохлорита натрия
-
перекиси водорода
-
соляной кислоты
-
хлоргексидина
Задание №18.
Для высушивания корневого канала НАИБОЛЕЕ целесообразно использовать:
-
абсорбер
-
шприц
-
пустер
-
воздушный пистолет
-
вакуумный насос
Задание №19.
Показанием к проведению депофореза является:
-
хорошо проходимый корневой канал
-
канал корня в стадии физиологической резорбции
-
плохо проходимый корневой канал
-
кровоточивость из корневого канала
Задание №20.
Препараты на основе ЭДТА преимущественно действуют в среде:
-
кислой
-
щелочной
-
нейтральной
-
соленой
Задание №21.
Использование ЭДТА необходимо:
-
при прохождении трудно проходимых каналов
-
для растворения путридных масс в канале
-
для антисептической обработки канала
-
для девитализации пульпы
-
для оценки качества обработки канала
Задание №22.
Наиболее оптимальная концентрация гипохлорита натрия для обработки корневых каналов:
-
0,06% раствор
-
0,5% раствор
-
3% раствор
-
10% раствор
-
15% раствор
Задание №23.
Оптимальная концентрация перекиси водорода для обработки корневых каналов:
-
0,06% раствор
-
3% раствор
-
6% раствор
-
10% раствор
-
40 % раствор
Задание №24.
Особенность иглы эндодонтического шприца:
-
игла имеет плоский срез на боковой поверхности
-
игла имеет несколько выходных отверстий на конце
-
игла имеет острый конец
-
игла имеет тупой конец
Задание №25.
Наиболее целесообразное сочетание медикаментов для обработки корневого канала:
-
3% перекись водорода и раствор фурациллина 1 : 5000
-
ЭДТА и 3% раствор гипохлорита натрия
-
2% раствор хлорамина и 0,06 % раствор хлоргексидина
-
1% гипохлорид натрия и 2% раствор хлорамина
-
3% перекись водорода и 3% раствор гипохлорита натрия
Задание №26.
К препаратам для ирригации корневых каналов относятся все перечисленные ниже, кроме:
-
3% р-ра гипохлорита натрия
-
3% р-ра перекиси водорода
-
0,06% раствора хлоргексидина
-
паркана
-
этилового спирта
Задание №27.
Наиболее качественной является медикаментозная обработка корневых каналов, проведенная:
-
смоченными ватными турундами
-
эндодонтическим шприцем
-
эндодонтической пипеткой
-
методом полоскания
-
методом динамической ирригации
Задание №28.
К свойствам гипохлорита натрия относятся все перечисленные ниже, кроме:
-
антисептического действия
-
способности растворять предентин
-
способности снижать трение инструмента в канале
-
способности к химическому расширению корневого канала
-
способности к удалению излишков влаги из корневого канала
Задание №29.
Препарат для депофореза:
-
гидроокись меди-кальция
-
гидроокись кальция
-
спиртовая настойка иода
-
раствор калия иодида
-
раствор глюконата кальция
Задание №30.
Препарат для внутриканального электрофореза:
-
гидроокись меди-кальция
-
перекись водорода
-
спирт этиловый
-
калия иодид
-
глюконат кальция
7.2 Оценка операциональной компетенции проводится по результатам выполнения заданий:
- подобрать инструменты для обработки корневого канала методами «Шаг назад», «От коронки вниз», методом сбалансированных сил;
- подобрать инструменты для обработки корневого канала методами «Шаг назад», «От коронки вниз», методом сбалансированных сил;
- провести обработку корневого канала на фантомном блоке;
- оценить качество инструментальной обработки корневого канала;
7.3 Оценка аксиологической компетенции (коммуникативных навыков) – прямое наблюдение за коммуникативными навыками.
7.4 Оценка правовой компетенции
Вопросы:
-
правила техники безопасности при работе с эндодонтическими инструментами;
-
правила техники безопасности при работе со стоматологическими наконечниками;
-
алгоритм последовательности действий при инструментальной обработки корневых каналов разными методами.
7.5. Оценка навыков самосовершенствования – презентация и защита СРС в соотвествии со сроками сдачи.
Страница из
|