Формирование навыков здорового образа жизни у школьников



Скачать 145,41 Kb.
Дата25.06.2015
Размер145,41 Kb.

Формирование навыков здорового образа жизни у школьников

Общие принципы




Сообщение для заседания методического объединения классных руководителей ГУО «Клепачская СШ»




Косцов А. И.

18.11.2013




Введение

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия


Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач всего народа. Но, несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости учащихся удовлетворять нас не могут. Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевших школьников к врачам позволяют определить наиболее распространенные среди детей болезни: ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхит, воспаление легких, инфекционные заболевания, кариес зубов, травмы, аллергические заболевания, нарушение осанки, невротические реакции, снижение остроты зрения и другие нарушения состояния здоровья.
Важно подчеркнуть, что в жизни ребенка достаточно часто возникают ситуации, в которых еще более четко выражена необходимость в знании в области медицины. Основное направление, в котором необходимо осуществлять исследование этой проблемы, состоит в том, чтобы найти и разработать такие средства, которые были бы доступны детям школьного возраста.

На основании вышесказанного можно сформулировать цель нашей работы - рассмотреть роль педагогического коллектива в организации и проведении работы по формированию здорового образа жизни и профессиональных заболеваний среди детей и подростков.

1. Общие принципы формирования навыков здорового образа жизни у

школьников

Привитие школьникам навыков здорового образа жизни - залог сохранения и укрепления здоровья, предохранения от болезней. Правила здорового образа жизни, должны быть усвоены в детстве и закреплены до автоматизма. В этих случаях они будут выполняться в течение всей жизни.

Школьник приобретает навыки здорового образа жизни, подражая старшим членам семьи. Поэтому необходимо, чтобы взрослые сами знали правила здорового образа жизни и выполняли их. Этого, однако, мало. Дополнительными источниками знаний и навыков о правилах здорового образа жизни является гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей со стороны семейного врача, учителей.

Большинство навыков здорового образа жизни входит в режим дня.

Современная школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Сегодня оно ухудшается при переходе из класса в класс, в результате чего к моменту окончания школы более чем у 40% учащихся выявляются те или иные хронические заболевания и еще у 36% -- морфофункциональные отклонения. В связи с этим до 35% учащихся имеют различные ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья. Помимо объективных причин, такая ситуация объясняется недооценкой в практической работе по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.

Как показывают результаты исследований, более чем у половины школьников не закреплены целесообразные для их возраста элементарные навыки здорового образа жизни: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены, хотя уже в 11-летнем возрасте школьник должен понимать отдаленные последствия своего поведения для здоровья, а в 13 лет -- уметь принять правильное решение в ситуациях, связанных с угрозой для своего физического и психического благополучия.

Современные требования к формированию здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию детей и подростков и укреплению их здоровья включают в себя: поддержание безопасной среды в школьном здании; организацию медицинского обслуживания школьников, обеспечивающего постоянный контроль за состоянием их здоровья; наличие программы гигиенического воспитания, интегрированной в школьную образовательную программу; четко определенную позицию школы по отношению к основным аспектам образа жизни -- питанию, курению, употреблению алкоголя и наркотических веществ, двигательной активности и т.д.; медицинское обслуживание педагогов и создание в школе условий для сохранения и укрепления их здоровья; профессиональную подготовку учителей к работе по гигиеническому обучению и воспитанию детей; гигиеническое просвещение детей семейными врачами и врачами педиатрами; связь школы и поликлиники с семьей и общественностью в работе по укреплению здоровья детей.

2. Способы формирования навыков здорового образа жизни у

школьников

2.1 Закаливание

Особое внимание следует обратить на часто болеющих детей. Практика показывает, что закаленными могут стать все школьники. Закаливание имеет не только оздоровительное, но и большое воспитательное значение. Ребенку нужно прилагать регулярно определенные усилия, пока закаливающие процедуры не станут обычными, ребенок видит конкретные результаты: раньше вода 30 градусов казалась прохладной, а теперь 19 градусов - теплой. Дети очень любят сами наблюдать за показаниями водного термометра. Достижение результата (закаленности) может служить стимулом в стремлении к другим конкретным результатам: в учебе, личных интересах и т.д. У ребенка формируется чувство уверенности в своих силах. В классе на уроке природоведения учителю вполне уместно и полезно обсудить с детьми, как они практически закаливают свой организм и что им это дает. В убеждении детей проводить целенаправленное закаливание могут помочь интересные примеры из жизни выдающихся людей.


2.2 Вредные привычки

Гораздо более серьезного внимания требуют дурные и вредные для здоровья привычки, формирование которых подчас происходит в школьном возрасте. Это употребление алкоголя и чаще курение. Почему же начинают курить школьники?

Ученые, исследовавшие этот вопрос, пришли к выводу, что на первом месте (около 30% всех школьников, начавших курение) нужно поставить влияние товарищей, одногодок или старших ребят. Курение взрослых в присутствии детей создает у них представление о курении, как о норме поведения. Школьники скорее приобщаются к вредной привычке. Вторая причина курения - любопытство, интерес. На третьем месте стоит желание подражать взрослым: уважаемому учителю, мастеру, родителям, известным киноактерам и др.

Наиболее важным представляется направление наших усилий на то, чтобы дети не начинали курить. Разъяснение вреда курения должно идти со строгим учетом возрастных особенностей. На детей действуют увещевания, что продолжительность жизни курящего сокращается, что возможен рак. Позиция должна бать совершенно четкой: на детский растущий организм табак действует сильнее, он гораздо опаснее для ребенка, чем для взрослого. Говоря об особом вреде табака для растущего организма, нужно подчеркнуть, что курение мешает хорошей учебе - слабеет память, нередко вместе нарушается зрение. Детям обязательно нужно разъяснить, что от курения очень трудно отучиться. Важно создать «противотабачный климат» в школе, интернате и т.д. Этому, как уже было сказано, значительно помогает спорт, занятость детей разными интересными делами.


Другая чрезвычайно вредная для здоровья человека привычка - употребление алкоголя. Это привычка также имеет сложные социально-экономические, биолого-социальные и педагогические аспекты. Своеобразная «положительная» установка на алкоголь может возникать у детей даже из тех семей, где бытовое пьянство сопровождается скандалами. Наблюдая подобные явления, у детей формируется представление на такие явления, как на «норму» поведения. Отрицательное отношение к алкоголю формируется у детей из семей, в которых он не употребляется, и в семьях, где алкоголь приносит несчастья, является бедой. В противоалкогольном воспитании ведущая роль принадлежит семье, поэтому школа должна дать родителям четкие установки:

- ни в какие дни, ни в каком виде, ни в самых малых дозах не давать детям алкогольные напитки;

- в семьях должна быть четкая установка: алкоголь - враг здоровья, алкоголь - враг учебы, алкоголь - враг спорта;

- алкоголь (во всех видах) крайне вреден для детского растущего организма.

Считаем важным в беседах с детьми, даже при объяснении им, скажем, результатов опытов, ни в коем случае не ограничиваться только медицинской стороной дела, а обращать внимание на социально-бытовые аспекты.
2.3 Режим труда и отдыха

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы «износ» организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. Влияние учебной нагрузки на работоспособность и функциональное состояние организма младших школьников. - В кн.: Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.

Для ребенка важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в «долгий ящик».

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

2.4 Режим сна

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности. Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее чем за 2-2,5ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение. Нельзя спать в верхней одежде, не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.

Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.

2.5 Физическая нагрузка

Для умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет сидячий образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У детей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе. Физкультура и спорт весьма полезны, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную системуДембо А.Г. Врачебный контроль в спорте.
Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Для людей, ведущих сидячий образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

Ходьба является сложнокоординированным двигательным актом, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата нашего тела. Ее как нагрузку можно точно дозировать и постепенно, планомерно наращивать по темпу и объему При отсутствии других физических нагрузок ежедневная минимальная норма нагрузки только ходьбой для молодого мужчины составляет 15 км., меньшая нагрузка связана с развитием гиподинамии.

Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы : 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д.


2.6 Рациональное питание

Рациональное питание чрезвычайно важно для растущего, постоянно изменяющегося организма. Пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу формирования новых клеток тканей, возмещают энергетические затраты организма, способствуют нормальному физическому и нервно-психическому развитию, улучшению работоспособности.

У ребенка к окончанию начальной школы должны быть определенные знания и стойкие навыки по гигиене питания.

Первый и самый важный навык: ребенок должен есть разнообразную пищу, содержащую все необходимые для его развития компоненты. Таких компонентов шесть: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Рост детского организма обеспечивается образованием клеток и тканей, что происходит главным образом за счет белка. Белки - структурные элементы, служащие основой многих тканей, поэтому раньше их называли «кирпичиками» тела. Однако на этом их роль далеко не заканчивается.

Ребенок должен получать в сутки от общего количества белка 60% белка животного происхождения. Малокровие, задержка роста, чрезвычайно слабая сопротивляемость болезням, особенно инфекционным, - результат резкой белковой недостаточности.

Жиры и углеводы - основные источники энергии, а суточная потребность организма в них, выраженная в килокалориях в день, для детей 7-10 летнего возраста - 2300 ккалл/в день. Углеводы - не только источники энергии для мышечной деятельности организма, они выполняют и другие функции, например, входят в состав нуклеиновых кислот, мембран клеток, служат резервом питательных веществ в организме. Углеводы поступают в организм ребенка с продуктами растительного происхождения (картофель, мука, крупа, овощи, фрукты, ягоды). В рационе школьника основным углеводом является крахмал.

Минеральные соли являются четвертым необходимым ингредиентом. Как правило, человек получает с пищей все необходимые минеральные вещества, за исключением хлористого натрия, или поваренной соли, без которой многие блюда кажутся невкусными, а подчас несъедобны.

Витамины - обязательная составная часть пищевого рациона. Учащиеся начальных классов, как правило, знают о важности витаминов для жизнедеятельности организмов. Вода не менее важна для организмов, чем белки и витамины. Человек в течение нескольких недель может прожить без пищи, а без воды гибель наступает через 3-4 суток. Для ребенка одинаково вредно как недостаточное, так и избыточное потребление воды. Специалисты обычно рекомендуют такое распределение общего объема пищи в течение суток при четырехразовом питании: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник - 15% и ужин - 25%.

3. Роль педагогов в формировании навыков здорового образа жизни и

профилактики заболеваний у школьников.


В воспитании здорового школьника важен тесный контакт и содружество всех учителей в проведении профилактических мероприятий, в работе с ослабленными детьми, санитарном просвещении родителей. При составлении плана работы школы, секции (объединения) классов учителем учитывается работа врача и медицинской сестры, их выступление перед родительской или детской аудиторией

Тесный контакт учителей, детей и их родителей позволяет решать две взаимосвязанные проблемы: проблему воспитания здорового школьника. Однако еще не во всех школах налажен такой тесный контакт. Дети во всем должны чувствовать содружество педагогов. Учитель должен быть лично знаком с доктором, медицинской сестрой, обслуживающими учащихся его класса. Если в классе есть дети с серьезными нарушениями здоровья, хроническими заболеваниями, желательно выяснить некоторые особенности воспитания этих детей, вместе продумать индивидуальный режим для них.

Задача педагога состоит в том, чтобы убедить родителей в необходимости затратить энергию и время на то, чтобы у ребенка рабочее место соответствовало рекомендуемым нормам, ежедневно потратить 5-6 минут на целенаправленное закаливание и личную гигиену ребенка, 10-15 минут на его физическое совершенствование, 2-3 минуты на формирование правильной посадки. Ведь даже если провести небольшой подсчет времени, то небрежное отношение к здоровью ребенка обернется куда большей затратой времени - хождение к врачам, лечение, а потом «догнать» пропущенные занятия. Во время обучения в школе основным средством гигиенической подготовки родителей служат родительские собрания, лекции по гигиене, специальная литература. Во многих школах родителей школьников сначала собирают вместе для общей беседы, а затем родители расходятся по кабинетам. В некоторых школах можно наблюдать хорошо организованные родительские лектории, для чтения лекций приглашаются высокой квалификации специалисты: ревматологи, нефрологи и др. Специалист, например, подробно рассказывает о ревматизме, дает очень дельные советы. Но это важно лишь для небольшой группы родителей, вот для них и нужно проводить такую углубленную беседу.

Индивидуальная беседа при посещении родителями школы или при знакомстве учителя с домашними условиями ребенка имеет неоценимое значение. Педагогический работник может дать конкретные советы по устройству рабочего места школьника, организации закаливания, физического воспитания. При такой беседе педагог и родители могут легче найти решение того или иного трудного вопроса по режиму дня, созданию гигиенических условий в семье и т.п. Весьма эффективной формой достижения единства требований в воспитании здорового ребенка является информация родителей о прошедшей беседе, посвященной вопросам гигиенического воспитания.

Заключение

Что же конкретно может сделать учитель для воспитания здорового школьника? Во-первых, гигиенически правильно организовать сам процесс взаимодействия со школьником: это беседы на актуальные темы, смена различных видов учебной деятельности школьников, ее активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены - все это способствует положительным эмоциям учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с деятельностью школ и учителей.


Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, физиологии и школьной гигиены осуществляет индивидуальный подход в общении с ребенком детей, бережно относится к его ранимой психике. Зная психологические особенности детей, условия их быта, владея необходимыми медицинскими знаниями и педагогическим мастерством, взрослый может и должен быть основным «воспитателем здоровья» ребенка.

Во-вторых, учитель принимает посильное участие в обеспечении отвечающего гигиеническим требованиям естественного и искусственного освещения, температурного режима в классе и других факторов внешней среды.

В-третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с ними, учитель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица, частый кашель, ухудшение слуха или зрения и т.п.) и информировать об этом медицинского работника и родителей, что содействует раннему или более успешному лечению ребенка.

В-четвертых, учитель оказывает неоценимую помощь медицинским работникам в проведении медицинских осмотров, профилактических мероприятий (прививок, например), в контроле за лечением детей, страдающих хроническими заболеваниями и др.



В-пятых, педагогический коллектив школы способен организовать наглядные агитационные средства по пропаганде здорового образа жизни, проводить тематические беседы, встречи со специалистами и т.д.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница