«от модернизации школы – к развитию села»



страница1/6
Дата25.06.2015
Размер1,05 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тамалаканская средняя общеобразовательная школа»

муниципального района «Верхневилюйский улус (район)»

Республики Саха (Якутия)

678247, Республика Саха (Якутия) Верхневилюйский улус с. Тамалакан ул. Красный Молот, 39 тел: 2-86-29, 8-411-33-2-86-00

e-mail: moy_tamalschool_@mail.ru

ПРОЕКТ
«ОТ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ –



К РАЗВИТИЮ СЕЛА»

Авторы:


творческая группа учителей

МБОУ «Тамалаканская средняя

общеобразовательная школа»

Тамалакан– 2014



Содержание


  1. Анализ социокультурной ситуации……………………………………4-10

  2. Проблематика проекта…………………………………………………….10

  3. Философские основания………………………………………………10- 13

  4. Психологическая концепция……………………………………………...13

  5. Этапы реализации проекта……………………………………………..13-14

  6. Содержание образования………………………………………….........14-57

  7. Предполагаемые результаты……………………………………………….57

  8. Критерии оценки предполагаемых результатов………………………57-58

  9. Кадровое обеспечение…………………………………………………..58-59

  10. Финансовое обеспечение…………………………………………………..59



Общая информация об общеобразовательном учреждении


Название (по уставу)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тамалаканская средняя общеобразовательная школа»

Тип (городское, сельское, поселковое)

Сельская общеобразовательная

Организационно-правовая форма

Муниципальная бюджетная

Учредитель (учредители)

Администрация МР «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

ФИО руководителя ОУ

Федоров Спиридон Иванович

Сколько времени существует ОУ (в скобках укажите год основания)

С 1992 года средняя школа

(год образования - 1943)



Всего учителей в школе

22

Средний возраст учителей

36,7

Сколько учителей вовлечено в эксперимент

22

Всего учащихся, в т.ч. по ступеням обучения

Всего – 112

1 ступень – 39

2 ступень – 54

3 ступень – 19



Индекс

678247

Телефонный код населенного пункта

8-411-33

Юридический адрес

Республика Саха (Якутия), Верхневилюйский улус, с. Тамалакан, ул. Красный Молот, 39

Телефон

(8-411-33) 2-86-29

Факс

8-411-33-2-86-00

Электронная почта

Moy_tamalschool_@mail.ru

Адрес сайта в Интернете.

Http://school-tamalakaan.ru/


Тема проекта:

«ОТ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ – К РАЗВИТИЮ СЕЛА»
1. Анализ социокультурной ситуации

Общая характеристика населенного пункта.


  1. Территориально-административная

Тамалаканский наслег находится в 30 км.от административного центра улуса, через наслег проходит автотрасса Якутск-Мирный.

  1. Хозяйственно-экономическая

В Тамалакане функционируют бюджетные учреждения: средняя общеобразовательная школа, дошкольное образовательное учреждение «Кыымчаан», участковая больница, ветеринарный участок, сельская библиотека, отдел связи, ГУП ЖКХ Тамалаканского участка, дом культуры, а также другие предприятия: магазин потребобщества, крестьянские хозяйства (8) , семьи с подсобным хозяйством (68). Большинство населения занято в бюджетной сфере (131 человек, в подсобных хозяйствах заняты 76, в крестьянских хозяйствах – 11 человек). Основное занятие населения – скотоводство и коневодство. Село не процветает в хозяйственно-экономической деятельности.

  1. Демографическая

Среднегодовая численность населения – 712, семей – 175, из них малоимущих – 168. Взрослое население: мужчин – 260,, женщин – 251; детей – 201, школьников – 105, детей в дошкольном учреждении – 51. Возрастной состав: Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте – 397, Численность детей - 201, из них от 0-6 лет – 100, от 7-17лет – 101. Количество пенсионеров – 95, количество инвалидов – 28.

  1. Социальная и культурно-национальная:

В селе 168 малоимущих семей, в них человек – 958. Всего заняты 219 человек, из них в бюджетной сфере – 131, в крестьянских хозяйствах – 11, в личном подсобном хозяйстве – 76., Численность официально зарегистрированных безработных - 3, инвалидов – 28, из них работающих – 4.

Социально неблагополучные семьи – 13, неполные семьи – 46, матери-одиночки – 45, отцы-одиночки – 1, многодетные – 40, дети под опекой- 3

Средний заработок работающего населения не отвечает прожиточному минимуму, количество малообеспеченных семей увеличивается.

Национальный состав населения: в основном, якуты, есть по 1-2 представителю других национальностей (русские, татарин, белорус, эвенк и др.).



  1. Местные достопримечательности: в селе есть литературно-краеведческий музей, дом Арчы, Сквер памяти, сквер Афанасия Федорова.

  2. Ближайшие экономические зоны: организация кооперативного хозяйствования, создание малого предпринимательства, укрепление сельского хозяйства., создание молодежной агродеревни.

  3. Имидж наслега (вчера): в советское время- крепкое отделение «Тамалакан» совхоза имени Исидора Барахова, в 2000-х гг - опорный пункт пропаганды ЗОЖ, обладатель Гранта президента РС/Я по пропаганде и внедрению ЗОЖ, сегодня – обычное село с тенденцией отрыва населения от хозяйственно-экономической сферы сельского хозяйства.

  4. Неформальные объединения, организации: в селе существуют объединения бабушек, молодежи, отцов. Более постоянные объединения у бабушек: две группы по возрасту. Нерегулярны объединения у мужчин, у молодежи.

  5. Культурно-исторические традиции наслега: в наслеге ежегодно проводится национальный праздник Ысыах, День бега, встречи пожилых людей, празднование дня Победы, празднование Нового года.


Анализ жизненных проблем наслега.

Существуют следующие проблемы наслега:



Экологические – загрязнение близ лежащей окружающей природы, застой воды на территории наслега, вследствие чего подтопление жилого фонда наслега.

Социальные – рост количества малоимущего населения, рост незанятости населения, рост заболеваемости населения.

Управленческие – увеличение количества незанятого населения, что создает трудности для управления и активизации населения в общественной деятельности.

Семейные – в селе мало молодых семей, молодые семьи не стремятся обосноваться в селе.

Духовные – в селе сейчас нет единой идеологии, старшее поколение воспитано на советских идеалах, молодое поколение растет на индивидуалистических идеалах, поэтому происходит разрыв в взаимопонимании поколений, нет единения в сельском обществе. Молодое поколение не осознает духовной связи с народными истоками, с народными традициями. Молодое поколение может быть подвержено влиянию зарубежной идеологии.

Образовательные - в селе существует очень большая проблема в сфере образования: здания школы и детского сада очень устарели. Школа 1943 г. постройки, здание детсада закрыто из-за аварийного состояния.

Кроме этого существует проблема текучести кадров в образовательных учреждениях села, основная причина которой низкая заработная плата молодых работников из-за малого количества учащихся.



Кадровые проблемы – не хватает предприимчивых образованных кадров в хозяйственно-экономической сфере, нет хороших бухгалтеров, экономистов, предпринимателей, способных создать рабочие места для населения.
Анализ жизненных ценностей наслега.

Жизненные ценности наслега: борьба за выживание, круглогодичный труд для обеспечения уровня жизни. В селе мало отдыхают, формы отдыха в селе – сезонная охота на водоплавающих, сезонная рыбалка, сезонный сбор даров природы.

Борьба за рабочие места, за зарплату.



Духовно-нравственные ценности: Это семейные ценности, честь и достоинство человека. Крепки родственные связи в семьях, но нет родовой иерархии; есть традиции взаимоподдержки между семьями.

В селе существуют несколько объединений по возрасту и социальному положению: объединения бабушек, отцов, молодежи. Каждый год проводятся соревнования между поколениями. Они раскрывают такие ценности, как активная жизненная позиция, творческое самовыражение, уважение к народным традициям и обычаям.

В селе общественная работа проводится по 6 зонам (туелбэ). Годичный конкурс между зонами раскрывает такие духовно-нравственные ценности, как уважение и любовь к родным местам, к труду, патриотизм и коллективизм.

В селе придерживаются традиции и нравственно-этические нормы якутского народа, основанные на национальной культуре якутов. Жители села отмечают якутские праздники: Николин день, ысыах.



Хозяйственно-экономические ценности: это частная собственность – личные подсобные хозяйства, это кооперативная собственность по разведению лошадей, это оплачиваемый труд, заработная плата в учреждениях села. В основном, жители села, семьи живут сами по себе, каждая семья отдельно. Есть трудовые бригады как артели, в которых люди объединяются для выполнения каких-либо трудоемких работ.
Анализ образовательных запросов разных социальных, профессиональных и возрастных групп населения.
Старшее поколение и общественность: школа должна быть центром духовного возрождения села и вести нравственное и патриотическое воспитание; школа должна дать знания, необходимые для получения профессий, нужных селу; школа должна дать качественную подготовку для поступления в вузы.

Руководство наслега: идет заказ на подготовку специалистов, способных вернуться в село, желающих развить родное село; школа должна выпускать таких учащихся, которые способны сами создавать рабочие места или прокормить свою семью.

Образовательные запросы социальных групп: группы безработных, малообеспеченных желали бы овладеть информационными технологиями, чтобы улучшить свой уровень жизни. Кроме этого, они хотели бы научиться проектной деятельности, чтобы научиться самим проектировать свою хозяйственную и экономическую деятельность.

Образовательные запросы профессиональных групп: представители бюджетной сферы желали бы овладеть современными информационными технологиями, научиться практическим умениям составления проектов, узнать побольше о психологии молодежи в наше время.

Образовательные запросы возрастных групп: старшие возрастные группы хотят овладеть современными информационными технологиями, молодежь хочет научиться основам предпринимательской деятельности, азам юриспруденции.

Наслег нуждается в таких специалистах: квалифицированный психолог, менеджеры в экономической сфере, частные предприниматели, квалифицированные юристы. Эти специалисты нужны сегодня, завтра нужны профессионально подготовленные учителя, врачи, воспитатели, работники сельского хозяйства. Через 5 лет нужны люди, овладевшие компьютерными профессиями, а также люди из сферы сбыта, продажи сельскохозяйственной продукции населения. Через 10 лет нужны люди с профессиями, организующими культурно-массовые мероприятия, отдых населения, а также организующие все виды туризма.


Изменения в социокультурной ситуации в последнее время.

В социокультурной ситуации в селе в последнее время произошли существенные изменения:



  • Потеря социальных ориентиров вследствие социально-экономической нестабильности и безработицы;

  • Отход от традиционного уклада жизни, отрыв молодежи от сельского образа жизни, изменение менталитета сельского жителя.


Описание образовательной ситуации.

Образовательная ситуация начинается с семьи, затем продолжается в дошкольном образовательном учреждении, затем – в средней общеобразовательной школе. На развитие личности в этом процессе оказывают влияние родители, учителя, воспитатели, ровесники, социум.

Положительный пример этого влияния – уважение к родителям со стороны детей, уважение родителей к личности ребенка, это хорошая адаптация ребенка в образовательных учреждениях, это положительная социализация ребенка в обществе. Социум может влиять активно или пассивно. Активное влияние – это участие общественных организаций в образовательной деятельности, например: ведение кружковых занятий бабушками для детей, совместные выходы на природу, охота и рыбалка родителей с детьми, это помощь субъектов социума и их участие в образовательной и воспитательной деятельности учреждений села. Пассивное влияние – это примеры взрослых , за которыми наблюдают дети. Отрицательное влияние семьи, окружающей среды, социума – это пьянство родителей, безработица, это прогулы уроков некоторых детей.

Компетентности сегодняшнего выпускника школы:



  1. Обобщенные умения и компетентности по учебным предметам (умение решать практические задачи, проблемы самого разного класса по каждому учебному предмету, умения оценки произведений, искусства и литературы, освоение общечеловеческой материально-духовной культуры и культуры своего народа наравне с общечеловеческой, формирование системы убеждений, научных взглядов на природу, общества, человеческие отношения, которые становятся внутренним достоянием детей).

  2. Практическое овладение жизненными навыками: навыками труда, умениями шить, готовить, создавать простые вещи, овладение коммуникативными навыками устного и письменного общения, умения выражать свои мысли.

  3. Овладение навыками социализации , умениями общения, управления ситуацией, навыками самооценки и самовоспитания.

  4. Овладение основами духовно-нравственного воспитания народа саха, умениями беречь и сохранять здоровье, умениями организации безопасности жизнедеятельности.

Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов.

Самооценка (самоидентификация) наслега.

Сильные стороны: активная общественная позиция граждан, крепкие родственные связи, самоуважение и высокая самооценка жителей села.

Слабые стороны: слабая хозяйственно-экономическая сфера наслега, плохие дороги, экологические проблемы в связи с застоем талых вод.

Запросы и возможности удовлетворения их системой образования нашего наслега, в целом, не во всем соответствуют друг другу. Пункты соответствия такие: повышение качества образования, нравственное, патриотическое и трудовое воспитание, сохранение культурного наследия и сохранение здоровья. Пункты несоответствия: не все педагоги хорошо владеют технологией проектного обучения, в школе не обучаются основы предпринимательской деятельности.

Запросы наслега в подготовке будущих кадров для села недостаточно удовлетворены. Выпускники школы мало возвращаются в село. Для удовлетворения образовательных запросов на качество образования недостаточно организовано профильное обучение, для развития школы недостаточно использованы возможности материально-технической базы школы.

Возможности для устранения выявленных противоречий есть. Школа находится в режиме поиска, находки и решения новой модели образования. Школа внедряет модель аграрной школы, стратегию расширения дополнительного образования.


Самооценка (самоидентификация) МБОУ «Тамалаканская средняя общеобразовательная школа».

Общая характеристика школы.

Здание школы – нетиповое. Первое здание школы построено ещё в 1943-м году, затем добавлены две части здания. В школе имеется компьютерный класс, библиотека, столовая, спортивный зал.



В 2013-2014 учебном году обучаются 112 учащихся, скомплектовано 11 классов.

Состав педагогического коллектива

Всего педкадров

24




Всего учителей

22




Из них с высшим образованием

16

66,7%

Из них с высшим образованием

15

68,2%

С неоконченным высшим

2

8,3%

С неоконченным высшим

2

9,1%

Со средним специальным

6

25%

Со средним специальным

5

22,7%

Отличников НП РСФСР

-

-

Отличников НП РСФСР

-

-

Отличников НО РС (Я)

3

12,5%

Отличников НО РС (Я)

6

27,2%

Категория УПД:







Категория УПД:







Высший уровень

9

37,3%

Высший уровень

2

9,1%

Высокий уровень

5

20,4%

Высокий уровень

9

40,9%

Повышенный уровень

2

8,3%

Повышенный уровень

2

9,1%

Базовый

9

34,5%

Базовый

9

40,9%

Возрастной уровень:







Возрастной уровень:







20-25 лет

8

33,3%

20-25 лет

8

36,4%

26-30 лет

1

4,2%

26-30 лет

1

4,5%

31-40 лет

2

8,3%

31-40 лет

2

9,1%

41-45 лет

2

8,3%

41-45 лет

2

9,1%

Свыше 45 лет

11

45,8%

Свыше 45 лет

9

40,9%

Средний возраст

39




Средний возраст

39




Пенсионеров всего:

6

25%

Пенсионеров всего:

4

18,2%

Из них по выслуге лет

-

-

Из них по выслуге лет

-

-

По возрасту

6

25%

По возрасту

4

18,2%

Педстаж работников







Педстаж работников







До 5 лет

10

41,7%

До 5 лет

10

45,4%

6-10 лет

-

-

6-10 лет

-

-

11-20 лет

2

8,3%

11-20 лет

2

9,1%

21-30 лет

8

33,3%

21-30 лет

7

31,8%

Свыше 30 лет

4

16,7%

Свыше 30 лет

3

13,6%

Заочников

2

8,3%

Заочников

2

9,1%

В школе работают 5 методических объединений учителей-предметников:

  • МО учителей русского языка и литературы, учителей английского языка;

  • МО учителей якутского языка и литературы, истории и национальной культуры;

  • МО естественно-математического цикла;

  • МО учителей начальных классов;

  • МО учителей спортивно-эстетического цикла;

Сильные стороны:

Коллектив школы, в основном, молодой, имеется большой творческий потенциал. В школе активно внедряются информационные технологии, кабинеты школы полностью обеспечены компьютерной техникой.

Школа в 1999-2004 гг. работала по программе «Школа здоровья». В 2001-2005 гг. успешно реализовала РЭП по теме «Педагогические условия допрофессиональной подготовки будущих учителей малокомплектных школ с применением информационных технологий». С 2005 гг. осуществляет РЭП по теме «Природосообразная организация образовательного процесса в начальных классах сельской школы». В 2006-2009 школа работала с дифференциацией по 2 профилям: биолого-химический и технический.

Школа - обладатель Гранта Президента Российской Федерации 2008г., Гранта Президента РС (Я) в 2007 г.

Школа является опорной школой по изучению якутского языка и литературы (Свидетельство МО РС/Я от 2008 г.)

В настоящее время школа работает по программе развития агропрофилированной школы.

Образовательные проблемы школы:

Низкая зарплата учителей, поражение древесным грибком зданий школы, текучесть педагогических кадров из-за низкой заработной платы вследствие малочисленности ученического контингента.


Слабые стороны:

Слабая материально-техническая база школы (деревянное здание 1943 года постройки сильно устарело, трудности в организации образовательного процесса из-за обучения школьников в разных отдаленных друг от друга объектах учреждения).

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница