Основной общеобразовательной программы



Скачать 361,54 Kb.
Дата25.06.2015
Размер361,54 Kb.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ



II ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ МКДОУ Д/С № 311

Стр.

  1. Содержание работы ДОУ физкультурно-оздоровительному направлению развития детей с нарушением слуха

2

    1. Актуальность

2

    1. Теоретическое обоснование

3

    1. Структура здоровьесберегающей службы в МКДОУ д/с №311

4

    1. Материально-технические условия В МКДОУ д/с № 311

6

    1. Направления обще-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха в МКДОУ д/с № 311

6

    1. Направления работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха, в МКДОУ д/с № 311

10

  1. Содержание работы ДОУ по развитию театрализованной деятельности детей с нарушением слуха

13

    1. Актуальность

13

    1. Цели и задачи педагогической деятельности

14

    1. Условия достижения результатов

15

    1. Принципы организации театрализованных игр

18

    1. Виды театрализованных игр

19

    1. Этапы работы со сказкой

22

1. Содержание работы ДОУ по физкультурно-оздоровительному направлению развития детей с нарушением слуха

    1. Актуальность

В настоящее время остро ставится вопрос о состоянии здоровья детей, которое, к сожалению, не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. В частности, обнаружено резкое снижение показателей динамометрии, массы тела, скоростных и скоростно-силовых способностей. Заболеваемость детей раннего и дошкольного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению.

Когда же речь идет о ребенке, имеющем то или иное отклонение в развитии, вызванное наличием дефекта, то кроме общих, развивающих задач формирования здоровья ребенка возникают дополнительные, коррекционные задачи по преодолению последствий аномального развития.

Нарушение слуха у детей, частичное или полное, наступившее в раннем возрасте или врождённое, вызывает значительные особенности как психического, так и физического развития этих детей. Глухие дети отличаются от своих слышащих сверстников отставанием в физическом и моторном развитии, соматической ослабленностью и нарушениями в осанке и развитии двигательных умений. Исследования физического и моторного развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха (Р.Д. Бабенкова, А.А. Катаева, А.А. Рожова, Н.А. Рау, Л.В. Рябова, Г.В. Трофимова и др.) выявили некоторые особенности, обусловленные снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата, возникшим в результате тяжелых заболеваний, перенесенных детьми. У слабослышащих и глухих детей с рано приобретенными или врожденными недостатками слуха статические и локомоторные функции отстают в своем развитии.

Наиболее заметны недостатки моторного развития детей с нарушениями слуха в младшем дошкольном возрасте. Дети часто не владеют тем двигательным опытом, который есть в этому времени у слышащих детей: не умеют бегать, прыгать, лазать, производить простейшие движения по подражанию взрослым. Сформированные движения характеризуются некоторыми особенностями, которые проявляются в нарушении координации, ориентировки в пространстве, боязни высоты, замедленности и скованности движений. Наибольшее своеобразие в развитии двигательных качеств у детей с нарушениями слуха отмечается в уровнях скоростных качеств и равновесия. Так, по данным А.А.Коржовой (1990), слабослышащие дети трехлетнего возраста не выполняют задания на сохранение статического равновесия, с которыми справляются их слышащие сверстники.

Гиподинамия, по мнению Г.В.Трофимовой, является одной из причин недостаточного развития некоторых двигательных качеств, вызывает и усугубляет нарушения осанки, плоскостопие у детей с нарушениями слуха.

Поэтому, физическое воспитание является важным аспектом работы с детьми с нарушением слуха. Укрепление здоровья, преодоление отставания в физическом развитии – являются главной целью физкультурно-оздоровительной работы с детьми с нарушением слуха в МКДОУ д/с №311.

Правильная организация режима жизни, питания, занятий и физическое развитие детей (гимнастика, физкультура, подвижные игры и многое другое), осуществляемые в ДОУ с учетом не только общих, но и специфических закономерностей развития глухого ребенка в значительной мере способствует формированию здоровья детей и преодолению последствий глухоты.





    1. Теоретическое обоснование

Для определения системы физического воспитания детей с нарушением слуха принципиальное значение имеет понимание причин недостаточного развития двигательных качеств. Основной причиной отставания в развитии двигательной сферы является нарушение слуха, вызванное различными неблагоприятными факторами пренатального, натального и постнатального развития.

Теоретическим основанием существующей в специальных дошкольных учреждениях системы физического воспитания детей с недостатками слуха являются исследования русских физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, раскрывающие взаимодействие анализаторов в организме. Деятельность человека осуществляется на основе комплексного воздействия всех органов и систем под контролем головного мозга. Во все периоды жизни человека двигательному анализатору принадлежит важная роль. В процессе любого вида деятельности он взаимодействует со зрительным, слуховым, тактильно-вибрационным анализаторами. Человеческий организм – целостная систем, и нарушение в деятельности одного из анализаторов оказывает воздействие на деятельность других. Нарушение слуха приводит не только к речевому недоразвитию и другим особенностям психического развития, но и к отклонениям в двигательной сфере человека. Рецепторная функция моторного анализатора регулирует всю нервную трофику организма, поэтому у детей с недостатками слуха наблюдается неустойчивость вегетативной системы, проявляющаяся в их поведении (возбудимость, утомляемость, неустойчивость эмоциональной сферы). Снижение функционального состояния двигательного анализатора у глухих и слабослышащих приводит к ослаблению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. У детей наблюдается учащение сердечных сокращений и дыхания в покое, повышение реакции физиологических систем организма при физических нагрузках.

Исследованиями ученых-сурдопедагогов установлено, что антропометрические показатели физического развития детей с недостатками слуха (рост, масса) почти не отличаются от антропометрических данных слышащих сверстников. Небольшое отличие может быть в таком показателе, как окружность грудной клетки. Данное нарушение является следствием недостаточности речевого дыхания у детей с нарушением слуха. В целом, для глухих и слабослышащих характерно непрерывное, поступательное, хотя и неравномерное физическое развитие.

Дисгармония в развитии глухих проявляется также в более низком, по сравнению с нормой уровня развития физических качеств. Особенно страдают из-за нарушения слуха такие качества, как точность и координация движений (отставание на 15-20%), скоростно –силовые качества (отставание на 5-10%).

Функция равновесия – одна из сложнейших. В ней принимают участие несколько анализаторов (зрительный, вестибулярный, двигательный и тактильный). У многих детей с нарушением слуха нарушается деятельность вестибулярного аппарата, обеспечивающего сохранение равновесия и необходимого положения в пространстве. У глухих детей уровень развития равновесия отстает от нормы в 3-5 раз. По некоторым данным, глухие по показателям равновесия уступают не только слышащим, но также слепым и умственно отсталым детям.

Установлено, что одной из причин, снижающих качество основных видов движений, является ограниченность словесной информации о движении. Учеными доказано, что в обучении физическим упражнениям существенную роль играет слово. На определенных этапах обучения движениям слово оказывается более доходчиво, чем прямое восприятие.

Задерживает развитие двигательных качеств и ограниченная двигательная активность детей. Ученые называют гиподинамию причиной недостаточного развития отдельных двигательных качеств и ослабление всех физических функций организма, его нервно-мышечного аппарата.

На качество выполнения основных движений влияет также недоразвитие кинестетического контроля за выполняемым действием и отсутствие слухового контроля. При выполнении ребенком любого движения реализуются функции исполнения и функции слежения (т.е. контроля за выполнением этого движения. Функция контроля осуществляется с опорой на зрительный и слуховой анализаторы. Только после длительных тренировочных упражнений роль контроля переходит к исполняющему органу и регулируется с помощью кинестетических ощущений. У детей с недостатками слуха компенсация отсутствующего контроля должна совершатся за счет увеличения роли зрительных, тактильно-вибрационных и кинестетических восприятий.

Отставание детей с нарушением слуха в физическом и моторном развитии диктует необходимость систематического проведения коррекционной работы по преодолению отрицательных последствий глухоты.


    1. Структура здоровьесберегающей службы в МКДОУ д/с № 311

Здоровьесберегающая служба в ДОУ состоит из 3 блоков: медицинского, психологического и педагогического:

В основу работы службы положены общеметодические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы и методы работы в соответствии с общими целями здоровьесберегающих технологий.

1. Это принцип активности и сознательности — успех в работе мы определяем через участие всего коллектива педагогов и родителей в целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

2. Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии;

3. «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка.

4. Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также специфических особенностей развития детей с нарушением слуха. Создаются индивидуальные оздоровительные программы, учитывающие особенности здоровья и развития ребенка с нарушением слуха. Процесс же сопровождения мы рассматриваем как совокупность последовательных действий, обеспечивающий развитие личности ребенка.

5. Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).

6. Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Стремимся к тому, чтобы оздоровительную направленность имели не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

7. Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и других организаций и педагогическим коллективом ДОУ.

Управление деятельностью службы здоровьесбережения в детском саду выстраивается на принципах:



  • личностно-ориентированной направленности педагогического подхода к оздоровлению определяется нами в том, что ребенок одновременно субъект и объект деятельности по здоровьесбережению, то же самое мы можем сказать и о других субъектах образовательного процесса.

  • профессионального сотрудничества и сотворчества, обеспечивается обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего педагогического и коррекционного процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка;

  • синкретичности — объединение разнообразных методов в условиях педагогической коррекции.

Все вышеуказанные принципы обучения и воспитания являются основой

комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья дошкольников и педагогов ДОУ.




    1. Материально-технические условия в МКДОУ д/с № 311

Организация предметной среды, направленной на сохранение и укрепление здоровья и на физическое развитие детей, дошкольного возраста создавалась в двух направлениях:

1. Создание макросреды ДОУ.

2 .Создание микросреды в группах.

Работа по реализации этих двух направлений строится прежде всего, исходя из возрастных особенностей развития детей, с учетом принципов построения развивающей среды: здоровьесбережения, активности, стабильности и динамичности, комплексирования и гибкого зонирования, эмоциональности, индивидуальной комфортности, и эмоционального благополучия всех участников воспитательно-образовательного и коррекционного процесса, открытости и закрытости. Макросреда ДОУ и микросреда групп создается педагогами и администрацией для качественной организации коррекционно-воспитательного процесса, физического развития и укрепления здоровья детей.




    1. Направления обще-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха, в МКДОУ д/с №311.



Вид деятельности

Цель

Ответственные

1


Лечебно-профилактическая работа:

- физиолечение;

- фитотерапия;

- витаминизация;

- лекарственная терапия;

- гомеопатическая терапия;

- массаж;

- витаминные салаты;

- оздоровительные напитки;

- общее кварцевание групп.



Оздоровление организма, профилактика и лечение заболеваний верхних дыхательных путей, ЦНС и т.д.

Профилактика анемии, авитаминоза.

Повышение иммунитета.


Воспитатели

мед. сестра



2

Закаливающие процедуры:

- закаливание носоглотки;

- промывание носа;

- полоскание горла настоем трав;

- самомассаж;

- обливание ног контрастной водой;

- ходьба босиком;

- ходьба по солевой дорожке;

- воздушные ванны;
- солнечные ванны


Формирование механизмов приспособления к условиям окружающей среды, вырабатывание устойчивости и сопротивляемости организма к различным неблагоприятным воздействиям. Оздоровление организма, предупреждение ангины, кариеса.

Воспитатели

мед. сестра



3

Организация спортивных мероприятий:

- физкультурные занятия;

- «Дни Здоровья»;

- спортивные праздники;

- детский туризм.


Обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам, воспитание физических качеств, укрепление здоровья, воспитание положительного отношения к физкультуре и спорту.

Воспитатели

4

Диагностика физического развития:

- ведение « Возрастно-половой диагностической карты особенностей нервно-психического развития»;

- ведение «Паспорта здоровья ребенка»;

- медико-педагогическое наблюдение за методикой физвоспитания, физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки возрастным и индивидуальным возможностям



Отслеживание прироста антропометрических данных, нервно-психического развития, и темпов прироста таких физических качеств как сила, ловкость, быстрота и выносливость. Анализ результативности работы по физическому воспитания в каждой группе и по учреждению в целом, а также успешность развития каждого ребенка индивидуально.


Воспитатели

мед. сестра

старший воспитатель

психолог


5

Организация развивающей предметно-пространственной среды, режима двигательной активности для реализации задач физического воспитания:

- оснащенность спортивным оборудованием;

- уголки двигательной активности в группах;

- спортивная площадка на участке;

- спортивный зимний городок.


Создание оптимального режима двигательной активности.

Воспитатели, старший воспитатель,

заведующая д\с№311



6

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка:

- гибкий режим дня;

- психологическая комфортная организация режимных моментов;

- личностно-ориентированная модель воспитания с учетом специфических средств общения:

* дактильно;

* слухо-зрительно;

* жесты.

- гибкое распределение физических и интеллектуальных нагрузок;

- введение в штат должности педагога-психолога.


Создание эмоционально – комфортных условий в процессе обучения глухих дошкольников основам двигательной культуры.


Воспитатели

методист


7

Оздоровительная направленность образовательного процесса:

- система мер, обеспечивающих гигиену нервной системы ребенка во время образовательных занятий;

- положительные эмоции;

- позитивный микроклимат;

- реализация потребности детей в движении;

- использование наглядного материала, облегчающего зрительное восприятие его ребенком



Воспитание потребности в здоровом образе жизни.


Воспитатели



    1. Направления работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха, в МКДОУ д/с № 311



Вид деятельности

Цель

Ответственные



Использование комплексов и упражнений, направленных на профилактику и коррекцию разного вида нарушений (плоскостопие, нарушения осанки и др.)

Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия.

Воспитатели, методист



Подбор дыхательных упражнений и включение их в комплексы общеразвивающих упражнений на физкультурных занятиях, утренней гимнастики, во время проведения закаливающих мероприятий, физкультурных пауз


Укрепление дыхательной мускулатуры (мышц, обеспечивающих производство полноценного выдоха); улучшение общего физического развития.

Методист, воспитатели



Подбор упражнений на расслабление из разных исходных положений. Обучение воспитателей методике проведения упражнений с детьми с нарушениями слуха

Снятие статического напряжения во время учебных занятий и в любой отрезок времени, когда дети устали и слишком возбуждены.

Специалист . . .

воспитатели





Включение упражнений фонетической ритмики и упражнений с элементами фонетической ритмики в комплексы общеразвивающих упражнений на физкультурных занятиях, утренней гимнастики, в организационной части специальных и общеразвивающих занятий

Формирование произношения, объединять работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием моторики.

Сурдопедагоги, воспитатели



Разработка и проведение разнообразных форм и вариантов физкультурных занятий (игровые, сюжетные, традиционные, занятия-тренировки, занятия с элементами ритмической и/или фонетической ритмики, соревнования и др.) учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей с нарушениями слух

Повышение двигательной активности на физкультурных занятиях и интереса к спорту.

Воспитатели



Разработка перспективных планов физкультурных занятий для детей, имеющих нарушения слуха, среднего и старшего дошкольного возраста с включением в них разных форм и вариантов проведения физкультурных занятий

Повышение эффективности и целесообразности использования разных форм и вариантов проведения физкультурных занятий.

Воспитатели



Использование метода наглядного моделирования на физкультурных занятиях и при проведении подвижных игр


Облегчить понимание детьми команд и указаний педагога, повысить моторную плотность физкультурных занятий, развивать наглядно-образное мышление детей.

Воспитатели



Использование сурдопедагогом и воспитателями в качестве разминки подобранные упражнения офтальмотренажа

Профилактика близорукости при длительной нагрузке на зрение.

Воспитатели, сурдопедагоги

2. Содержание работы ДОУ по развитию театрализованной деятельности детей с нарушением слуха

    1. Актуальность

Речь – это язык в действии. Формирование психической деятельности человека совершается всегда в условиях живого общения с окружающим, в процессе которого ребенок усваивает от взрослого опыт многих поколений.

Язык включается в процесс развития ребенка уже с первых месяцев его жизни. Называя предметы, обозначая их связи и соотношения, взрослый тем самым формирует у ребенка новые формы отражения действительности, несравненно более глубокие и сложные, чем те, которые ребенок мог бы формировать в своем индивидуальном опыте.

«Наиболее важное значение общения ребенка со взрослыми с помощью языка заключается в том, что овладение словесной системой перестраивает весь ход психических процессов у ребенка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления, действия» (А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович)

Резкое нарушение слуха приносит огромный ущерб общему психическому развитию в первую очередь потому, что создает препятствие для самостоятельного овладения речью. Нормально слышащий ребенок овладевает устной речью, подражая речи окружающих на основе слухового восприятия. При врожденной глухоте, а также глухоте приобретенной в ранний период жизни, речь формируется только в результате специального обучения, без которого ребенок оказывается немым. Его возможности познания окружающего мира, социальные контакты резко нарушаются, что изменяет весь ход его развития, сокращая объем и относительную ценность различных видов информации, получаемой им из внешнего мира.

Развитие речи является одним из важнейших аспектов коррекционно-воспитательной работы с глухими детьми. Для того, чтобы преодолеть вторичные отклонения, вызванные дефектом, приблизить глухих детей к нормальному общению со сверстниками и близкими людьми необходимо уделять особое внимание развитию речи детей.

Однако, социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве своем замкнуты, предпочитают общение с себе подобными.

Л.С. Выготский подчеркивал, что «… компенсация и вызревание совершаются на путях культурного развития глухого ребенка. Трагедия глухонемого ребенка … в его культурном недоразвитии». Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Именно поэтому, методом располагающим наибольшими развивающими возможностями в работе с детьми с нарушением слуха являются театрализованные игры, располагающие целым комплексом средств воздействия. Художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое в силу конкретно-образного мышления дошкольника помогает ему легче, лучше и правильнее понять содержание сказок, театрализованных игр.

Сказки пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

В театрализованных играх решаются общеразвивающие задачи всех образовательных областей развития ребенка, формируются физические, интеллектуальные и личностные качества детей. Так, например, участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, поступки героев. Театрализованные игры развивают творческие способности, расширяют кругозор детей и надолго остаются у них в памяти. Они делятся впечатлениями с товарищами, родителями. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в своих работах в изобразительной деятельности различные эпизоды, сюжеты сказок, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сценки.



    1. Цели и задачи педагогической деятельности

Специфика коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха направлена на абилитацию воспитанников, организацию индивидуального и дифференцированного подхода к детям с учетом их возрастных особенностей, степени выраженности дефекта и вторичных отклонений, вызванных нарушением слуха, а также с учетом характера, особенностей темперамента и направленности интересов каждого ребенка.

Главная цель работы по развитию театрализованной деятельности детей, прежде всего, состоит в обеспечении условий для обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:


  • Способствовать укреплению физического и психического здоровья воспитанников;

  • Обеспечивать всестороннее развитие личности;

  • Формировать коммуникативные функции речи;

  • Преодолевать социальную недостаточность через различные виды деятельности.

2.3. .Условия достижения результатов

1. Системный, интегративный подход. Решение поставленных задач осуществляется системно, не только и не столько при помощи проведения отдельных мероприятий. Образовательные, воспитательные и коррекционные функции реализуются через все формы сотрудничества в игровой, практической и других видах деятельности, в режимных моментах.

Освоение ребенком мира ближайшего окружения обеспечивается через интеграцию образовательных областей в интегрированных формах совместной, самостоятельной и образовательной деятельностях. Так, при работе над изучением и обыгрыванием каждой из сказок используются самые разнообразные виды деятельности:

через практическую деятельность дети знакомятся со смысловой стороной слова (посадил, испекла, нюхает и т.д.);

в подвижных играх и играх с творческими заданиями формируется умение детей передавать характерные особенности животных, сказочных персонажей;

в дидактических играх, режимных моментах и в непосредственно образовательной деятельности дети закрепляют понятия о величине, вкусе, качествах предметов из сказки;

через художественное творчество (совместное или самостоятельное) закрепляется содержание, последовательность сказки, отражается отношение к героям сказки, осуществляется поиск средств выразительности их характера и т.д.

2. Организация предметно-развивающей среды. Необходимым условием успешной работы является также насыщение и грамотная организация развивающего образовательного пространства, среды.

Условно оборудование для организации театрализованных игр можно поделить на следующие:

1) Театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи и т.д.);

2) Дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавеси и т.д.;

3) Декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);

4) Элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты);

5) Информационный материал: афиши, объявления, билеты, пригласительные открытки;

6) Дополнительное оборудование для работы с детьми, имеющими нарушения слуха:

a. Демонстрационный материал (литература по сказкам в разном художественном исполнении, диафильмы, мультфильмы и видеофильмы, видеозаписи спектаклей и т.д.);

b. Таблицы по содержанию сказок с адаптированным текстом и условные обозначения (модели) к ним для облечения понимания диалоговой речи в тексте.

7) Специальная мебель для оборудования театральных зон (не обязательно)

Требования к оборудованию:

1. Соответствие возрастным возможностям детей;

2. Прочность, безопасность, гигиеничность

3. Доступность, простота конструкции, условность при исполнении

4. Привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.

При размещении оборудования важно учитывать пространство помещения, характер и стиль его оформления. Важно, чтобы он естественно вписывался в интерьер и не вызывал чувства захламленности и случайности.

Построение предметно-развивающей среды взрослым должно позволять организовать не только совместную, но и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. Организация центров активности детей на принципах развития и интеграции, обогащение пространственной среды предметами, обладающими разносторонним потенциалом активизации способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации. Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содер¬жится достаточное количество материалов для исследования и игры.

3. Активная позиция педагога. Однако, приобретение и изготовление различного рода атрибутов, костюмов для театрализованных игр, различных видов театра (от пальчикового театра, бибабо до ростовых кукол) само по себе не способствует развитию творческих способностей. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушествляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка. Педагог, воспитатель создает условия для возникновения и развертывания игры, для развития общения между детьми в игре, способствует развитию у детей разных видов игры, создает условия для развития творческой игровой активности детей, развивает у детей в соответствии с их индивидуальными возможностями, способность к самовыражению, побуждает к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учит детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей, передавая их различными игровыми средствами, предоставляет детям право выбора игровых средств.

4. Единство педагогических воздействий и взаимодействия со стороны всех участников процесса. Воспитатели, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, педагог-психолог и другие специалисты, работающие в ДОУ должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми являются:

1) Единство образовательных, воспитательных и развивающих задач. Данная идея реализуется в совместном изучении (диагностика, наблюдение, мониторинг и т.д.) и планировании работы по всем видам деятельности и по всем разделам программы. Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог, также как и музыкальный руководитель должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит коррекционные занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь, воспитатели должны знать содержание тех видов работ, которые проводит учитель-дефектолог. Проблему помогает решить комплексно-тематическое планирование, тесно связанное с принципом интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности.

2) Разнообразие и вариативность наглядного, дидактического материалов и приемов общеобразовательной и коррекционной работе всех специалистов. Очень сложно удержать заинтересованность детей используя одну единственную куклу или старенькую книжку. Наличие большого выбора разнообразных пособий, наглядного материала, использование мультимедии и ИКТ технологий всеми специалистами обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях

3) Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов детской деятельности, особенно ведущего (игрового) в общеразвивающих и коррекционных целях, чаще использовать различные виды продуктивной деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.

Для осуществления полноценного развития детей необходимо привлекать к активному взаимодействию родителей, участию их в общественной жизни детского сада и группы. Родители могут принимать участие в составлении сценариев и проведении досугов, праздников, театрализованных представлениях и других развлечений в детском саду и группе. Это позволит повысить уровень педагогической компетентности родителей, качество семейного воспитания и ответственность родителей за воспитание своих детей, но и образовать единое воспитательное и коррекционно-развивающее пространство.

2.4. Принципы организации театрализованных игр

1. Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;

2. Сочетание научной обоснованности и практической применимости выбранных методов воспитания и обучения (цели, задачи, содержание работы и выбор литературных произведений должны соответствовать Основной общеобразовательной программе ДОУ и коррекционно-развивающим задачам работы с детьми с нарушением слуха, возрасту детей и их индивидуальным особенностям);

3. Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, т.е. театрализованные игры, позволяют решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближенном к разумному «минимуму»;

4. Обеспечение единства воспитательных, обучающих и коррекционных задач процесса образования детей дошкольного возраста с нарушением слуха, в процессе реализации которых формируются такие знания и умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

5. Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей с нарушением слуха, спецификой и возможностями театрализованных игр;

6. Использование комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;

7. Обеспечение решения программных образовательных и коррекционно-развивающих задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

2.5. Виды театрализованных игр

В работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха возможно использовать все виды театрализованных игр, используемых в работе с детьми, имеющими нормальный слух.

Театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают тему, сюжет. Они делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм в детском саду относятся настольный, теневой театры, театра на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает (за него) интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.

Настольно театрализованные игры

1. Настольный театр игрушек

Небольшие, но интересные сценки можно разыгрывать и показывать детям обыкновенными игрушками. Они могут быть фабричные и самоделки из природного и любого другого материала. Желательно, чтобы куклы «актеры» были бы одно-фактурные и устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. Театр игрушек должен обогащать текст, давать зрителям яркие образы, помогать детям полнее воспринимать содержание литературного произведения. Движения игрушек должны быть выразительны, совпадать с текстом и быть понятны детям.

Цель таких показов – развлечь и порадовать детей, сделать для них куклы более интересной, помочь им внести разнообразвие в их игровую деятельность.

2. Настольный театр картинок – иллюстрированный театр

Дети очень любят смотреть картинки в книгах. Но они получают значительно больше удовольствия, если им показать двигающиеся, действующие картинки-персонажи. Изображение декораций и фигурок персонажей, которые не поворачиваются к зрителям, делаются односторонними. Если фигурка поворачивается то одной, то другой стороной к зрителям, она делается двухсторонней. Картинки, изображающие дома, деревья, обстановку комнаты, расставляют на столе, как на сцене, и между ними под чтение текста передвигаются картинки – персонажи. Такое представление не лишено театрализованности. Оно помогает более яркому восприятию художественного воспроизведения. Хорошо подготовленный спектакль порадует детей и будет содействовать их общему развитию и эстетическому воспитанию.

Стендовые театрализованные игры

3. Стенд-книжка

Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстрации (из жизни детского сада, путешествие…). Под смену иллюстраций педагог рассказывает или читает художественное произведение.

4. Фланелеграф - оригинальная форма иллюстрированного рассказывания. У него большие возможности, он может быть интересно использован как развлечение, а также на занятиях в детских садах. Для фланелеграфа используется экран, который обтянут однотонной фланелью (голубая, серая). Разнообразные по форме экраны позволяют создавать «живые» картинки, которые удобно демонстрировать всей группе детей. Яркие, красочные картинки для того или иного литературного произведения также наклеиваются на фланель (ворсом наружу). Вместо фланели на картинки можно наклеить и кусочки наждачной или бархатистой бумаги.

5. Теневой театр хорошо использовать в часы досуга. Для теневого театра используется экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Нужно сопровождать показ соответствующими звучаниями. Чтобы показывать сценку с несколькими персонажами одновременно, устанавливается внизу экрана планка, на которую можно укреплять фигуры.

Игры-драматизации

С.Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его можно разыгрывать как пьесу, или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые предложения. Ребенок с удовольствием будет сначала слушать и смотреть, а потом и сам показывать сказку, старясь подражать речи персонажей (голосом, интонациями).

Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства, ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам с помощью интонации, мимики, жестов, движений. Умение передавать образ персонажа придет к детям после неоднократного проигрывания сказки и наблюдений за взрослыми.

1. Игры – драматизации с пальчиками

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные театрализованные действия, упражнения, дети достигают хорошего развитиям мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. В помощь ребенку можно выстроить текст на полотне. Можно обойтись и без ширмы, изображать действия, свободно передвигаясь по комнате. Если этот спектакль ребенок играет для себя, то персонажи должны смотреть друг на друга и слегка наклоняться в сторону собеседника при словах, а если ребенок показывает этот диалог маме, бабушке, гостям, то персонажи должны смотреть строго вперед на зрителей, а «актер», произнося текст, должен шевелить пальчиком, на который надет атрибут.

Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показать один ребенок с помощью своих пальцев.

2. Игра – драматизация с куклами бибабо

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движение ее головы, рук, туловища осуществляется с помощью движений пальцев, кисти руки. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т.е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое «разоблачение» поднимает интерес и активность ребят.

3. Импровизация – самая сложная, но и самая интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей. А отличие от сюжетно-ролевых игр, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. Старших дошкольников привлекают к показам спектаклей, тут их творчество состоит в собственном эмоциональном выражении разыгрываемой роли. Пантомима становится тут ведущим изобразительным средством. Образ рождается из действия персонажа, мимики, интонаций и содержания реплик. Все это дает простор для творческого преобразования знакомого сюжета.

2.6. Этапы работы со сказкой

Работа по организации театрализованных игр с детьми дошкольного возраста осуществляется поэтапно, от простого к сложному, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

На первом этапе осуществляется знакомство детей с сюжетом сказки через рассматривание иллюстраций в разном художественном исполнении, выделяя персонажей. Знакомство с персонажами продолжается и в режимных моментах, для этого в группе можно разместить игрушки в виде сказочных героев, художественную литературу, раскраски по сюжету сказки и т.д.

В непосредственно образовательной деятельности, в игре и/или практической деятельности детям даются понятия, о которых у большинства из них еще не сформировано представление. Например, познакомить детей с овощем репа: дать первоначальное представление о нем (форме, цвете, применении), стараясь по возможности использовать все виды ощущений у детей. Каждый ребенок должен увидеть, ощупать, понюхать и попробовать овощ на вкус. Смысловая сторона некоторых слов (посадил, заблудилась, тянет, катится и т.д.) раскрывается только в практической деятельности. Можно привлечь детей к посадке лука, цветочной рассады в землю. Совместно с детьми замесить тесто для колобков, перечисляя продукты питания, которые необходимы для этого, затем разделить готовое тесто на всех детей и предложить каждому ребенку скатать свой колобок, вставляя вместо глаз, носа и рта изюминки. Выпечь колобки можно на кухне, а затем понюхать и попробовать на вкус.

В совместной деятельности, дидактических играх и в режимных моментах формируются понятия о форме, величине, вкусе, качестве предметов из сказки (Колобок – круглый, вкусный, медведь – большой, медвежонок – маленький и т.д.). В режимные моменты обратить внимание на помятую кровать, формировать понятия: сломала, все съела, вкусно, не вкусно.

Одно из особенностей работы с глухими детьми является то, что тексты и названия некоторых персонажей адаптируются для понимания их детьми: баба, дед, Маша (вместо внучка), собака, кошка (вместо Жучка и Мурка).

Второй этап работы – более глубокое, детальное ознакомление с содержанием сказок. Совместно с учителем-дефектологом содержание сказки анализируется и адаптируется с точки зрения их педагогической и познавательной ценности, соответственно уровню развития и возрасту детей. Рассказывание сказки с постепенным усложнением:



  • Рассказывание сказки с опорой на таблицы с адаптированным текстом и параллельным показом настольно-плоскостного театра, театра игрушек;

  • Рассказывание сказки с опорой на таблицы и устно-дактильную речь с параллельным показом театра на фланелеграфе;

  • Закрепление содержания и последовательности сюжета сказки через рассматривание книжек с адаптированным текстом, просмотр диафильмов, мультимедийных презентаций по сюжету сказки, мультфильмов и видеоспектаклей.

Данная работа позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации. Таким образом, дети воспринимают сказку несколько раз, постепенно усваивая и запоминая ее.

После ознакомления с содержанием сказок проводятся игровые упражнения на понимание и развития диалоговой речи, обращая внимание на произношение звуков в речи. На музыкальных занятиях с помощью музыкальных средств выразительности детям предлагается глубже понять героев сказки, развивается музыкальное творчество детей. Организуются физкультурные занятия сюжетного характера по сказке, подвижные игры и игры с творческими заданиями, направленные на передачу сказочных образов средствами мимики и пантомимики.

Параллельно с театрализованными играми необходимо продолжать активизировать и усложнять словарь по теме сказки. Закреплять содержание, последовательность сказки, названия персонажей через продуктивные виды деятельности. Совместная деятельность такого характера вызывает у детей неизменный интерес и активное участие. Дети передают в своих работах различные предметы, эпизоды из сказок, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сценки. Используя уже готовые заготовки даже маленькие дети могут создать свой пальчиковый театр, а дети постарше сделают его самостоятельно. Дети с удовольствием готовят атрибуты, декорации, персонажей к сказкам, с не меньшим удовольствием они в дальнейшем самостоятельно играют с ними.

В часы досуга, вечернее время, для закрепления содержания и последовательности содержания сюжета сказок можно использовать показ кукольного, пальчикового театра и театра рукавичек. Содержание излагается в устно-дактильной и устной форме, привлекать внимание детей к предметам, персонажам, действиям, добиваться правильного из названия и устного проговаривания реплик и фраз. На этом этапе важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя или дублируя с педагогом отдельные фразы или звукоподражания, диалоги героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце спектакля куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие куклы могут использоваться и в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

В дальнейшем необходимо обеспечить возможность детям самостоятельного обыгрывания сказки. Прежде всего, необходимо создать условия для театрально-игровой деятельности: пальчиковый театр, театр рукавичек, шапочки-атрибуты, ширму и/или занавес. Различные виды кукольных театров или театров игрушек с декорациями и всеми атрибутами, необходимыми для спектакля помещают в зоны детской активности. Для поддержания интереса к обыгрыванию сказок важно постепенное расширение игрового опыта, освоение разных видов театра.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и тд. Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, самостоятельно организуют и проводят мини-спектакли.

Третий этап работы заключается в участии в играх-драматизациях самих детей. Это наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Для того чтобы подойти к самостоятельной импровизации сказок дети должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринужденно, нужна специальная актерская тренировка. Для этого проводятся игры с творческими заданиями, которые заключают в себя все виды театра. Такие игры проводятся на протяжении всех обучающих этапов. Их цель – помочь детям овладеть следующими средствами образной выразительности:

1. Интонации. Проводится индивидуальная работа над интонацией, добиваясь выразительности речи. Задание: «Как кричит кошка?» «Мяу-мяу» (протяжно). «Как кричит собака?» «Ав-ав!» (громко). «Как кричит мышка?» «Пи-пи» (тихо).

2. Позы Детям предлагается позой изобразить различных героев сказки (старый дед сгорбился, заяц сложил лапки у груди и готов к прыжку…)

3. Жесты. Начинают с простых сценических заданий: как жестом показать состояние или ощущение человека (колобок горячий, заяц боится, вкусный колобок и т.д.); следующие упражнения могут включать несколько действий (посадил репу, испеки колобок и т.д.)

4. Мимика. Учить детей по выражению лица (глаза, брови, губы) определять настроение героев сказки. С помощью мимики предложить детям выразить свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (лиса съела вкусный колобок, дед устал, хитрая лиса, сердитый волк, боязливый заяц).

5. Пантомимика. В ней сочетаются пластические позы, жесты, мимика. Детям предлагается выбрать роль любого персонажа, не называя его, показать. Остальные дети угадывают. На музыкальных занятиях совместно с музыкальным руководителем детям можно давать задания под музыкальное сопровождение: пробежать как кошка или мышка. Использовать музыкальные загадки: «Кто идет?» - «Медведь». «Покажи!»

После того, как дети достаточное время поупражнялись над актерской техникой, предлагается самая сложная, но самая интересная игра – драматизация.

Начать можно с того, что сказочный персонаж приносит в волшебной коробке готовые атрибуты к спектаклю. Появление атрибутов всегда вызывает радостную реакцию детей, потребность самим называть персонажи. Пока дети рассматривают и примеряют атрибуты можно еще раз повторить название персонажей. При распределении ролей необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их желания и возможности. Назначение на одну и ту же роль разных детей (дублеры) дает возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, по-своему создать сказочный образ.

После того, как все будет готово можно показать спектакль детям других групп или родителям.

2.7. Программное содержание

Программой воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста предусмотрены:

III год обучения (4-5 лет)

1-ый квартал – драматизация сказки «Репка»

2-ой квартал – драматизация сказки «Колобок»

3-ий квартал – драматизация сказки «Теремок»

IV год обучения (5-6 лет)

1-ый квартал – драматизация сказки «Теремок»

2-ой квартал – игра-драматизация сказки «Три медведя»

3-ий квартал – игра-драматизация сказки «Кошкин дом»

V год обучения (6-7лет)

1-ый квартал – игра-драматизация сказки «Три поросенка»

2-ой квартал – игра-драматизация сказки «Кто, петух и лиса»

3-ий квартал – игра-драматизация сказки «Красная шапочка»





База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница