Пояснительная записка Основания дляразработки программы



страница1/6
Дата25.06.2015
Размер0,87 Mb.
  1   2   3   4   5   6

Пояснительная записка


Основания дляразработки программы:

— Закон Российской Федерации «Об образовании» (10.07.1992г., № 3266 – 1.С изменениями и дополнениями — № 12- ФЗ от13.01.1996 г., № 144-ФЗ от 16. 10. 1997 г.; № 102 –ФЗ от07.08.2000 г.; №71-ФЗ от 18.07.2002 г.);

— Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях правребенка Российской Федерации», № 124-ФЗ от 24.07.1998г.;

— «Основы законодательства Российской Федерации об охранездоровья граждан» № 5487-1 от 22.06.1993 г. (в редакции УказаПрезидента Российской Федерации от 24.12.1993г. № 2288;

Федеральных законов от 02.03.1998 г.; № 30-ФЗ, от 20.12.1999г.№ 214-ФЗ, от 02.12.2000 г. № 139-ФЗ);

-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних (№ 120-ФЗ от 24 июня1999 г.)

— Концепция модернизации российского образования до 2010года.

— Закон Российской Федерации «Об иммунопрофилактикеинфекционных заболеваний»;

— Типовое положение о дошкольном образовательномучреждении. Утверждено Постановлением Правительства РФ №666 от 12.09.2008г.;

-Постановление Правительства Российской Федерации «Обобщероссийской системе мониторинга состояния физическогоздоровья населения, развития детей, подростков и молодежи» №916 29.12. 2001 г.;

— Приказ Министерства здравоохранения РоссийскойФедерации и Министерства образования Российской Федерации« О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РоссийскойФедерации» № 176/2017 от 31. 05. 2002 г. Приказ Министерстваобразования российской федерации, Министерстваздравоохранения Российской Федерации, Государственногокомитета Российской Федерации по физической культуре и

спорту, Российской Академии образования «Осовершенствовании процесса физического воспитания вобразовательных учреждениях Российской Федерации» №

2712/227/166/19 от 16.07.2002 г.;

— Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы в дошкольныхорганизациях. СанПиН 2.4.1. 2660-10 от 27.07.2010.


Цель программы:

• Формирование новой идеологии, утверждающейприоритетность охраны и укрепления здоровья всехучастников образовательного процесса в детском саду.

• Создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровьесберегающих условий развития и функционирования личности воспитанника вусловиях детского сада.

• Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников,гарантий их законных прав на безопасные условияобразовательно-воспитательного процесса.



Основные задачи, мероприятия программы:

-Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровьявоспитанников детского сада;

-Создание условий для полноценного сбалансированногопитания детей;

-Внедрение инновационных систем оздоровления, здоровьесберегающих технологий;

-Проведение профилактических мероприятий по снижениюзаболеваемости в детском саду;

-Популяризация преимуществ здорового образа жизни, способствующего успешной социальной адаптации ипротивостоянию вредным привычкам;

- Соблюдение валеологических требований на занятиях самоподготовкой, воспитательских часах, занятиях физическойкультурой;

- Совершенствование системы спортивно-оздоровительнойработы;

-Создание комплексных систем мер, направленных напрофилактику и просвещение физического, психологического исоциального здоровья;

-Отработка механизмов совместной работы всехзаинтересованных в сохранении и укреплении здоровьявоспитанников учреждений.



Ожидаемые, конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы

Стабилизация показателей здоровья:

• повышение качества освоения основной образовательнойпрограммы по образовательным областям «Здоровье»,«Физическое развитие», «Безопасность»;

• повышения уровня физического и личностного развитиядетей дошкольного возраста, повышение уровня их здоровья,приобщение к физкультуре и спорту.

• наличие оценочно-критериальной базы мониторинга применительно к уровням управления процессомфизического воспитания и уровням реализации программы «Здоровье».

• повышение компетентности родителей по физическому воспитанию и здоровьесбережению детей с 1.5 лет до 7 лет


Система организации контроля за выполнением программы

Постоянный контроль выполнения программы осуществляет Педагогический совет


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ и основные направления программы «Здоровье»: Если нельзя вырастить ребенка,чтобы он совсем не болел,то, во всяком случае, поддерживать у неговысокий уровень здоровья вполне возможно.

Н.М. Амосов, академик

Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политическихситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, таккак оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономическийпотенциал общества и является чутким барометром социально-экономического развитиястраны.О неблагополучии в состоянии здоровья детей знали и говорили давно, но в последниегоды проблема стоит особенно остро. О неблагополучии здоровья населения страны, иособенно подрастающего поколения, стали говорить открыто как на уровне государства,так и отдельно взятого учреждения.

Концепция модернизации Российского образования до 2010 года, Закон РФ «Об

образовании» и многие другие нормативно-правовые документы определяют задачи

сохранения здоровья детей, оптимизации учебного процесса, разработки

здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и

здорового образа жизни.

Особенно остро проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья как

целостной гармоничной системы стоит перед педагогами и медицинскими работниками,трудовая деятельность которых связана с дошкольными учреждениями.В на
стоящее времяв детский сад приходят дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья как физическоготак и психического.

Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогическойзапущенностью детей. Основными причинами «проблемного» поведения детей могут считаться следующие: несформированность основных культурно-гигиенических навыков, умения общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольногоучреждения должна рассматриваться как комплексная и основная в системе обучения ивоспитания. Потребность и необходимость построения такой системной, комплексноймедико-психолого-педагогической деятельности обусловлена наличием у воспитанниковимеющихся медицинских, психологических и педагогических проблем.

В связи с этим, одной из самых важных задач воспитательно-образовательного процесса в детском саду является создание эффективной системы здоровьесбережения, в которой каждый участник получит комплексную и профессиональную помощь в вопросахсохранения, укрепления и формирования здоровья. Эти организационные проблемы могут быть эффективно решены через реализацию вдетском саду комплексно-целевой программы «Здоровье», которая разработанана основе основной общеобразовательной программы ДОУ, а также основанием дляразработки программы послужили следующие нормативные документы:

— Закон Российской Федерации «Об образовании» (10.07.1992 г., № 3266 – 1. С

изменениями и дополнениями — № 12- ФЗ от 13.01.1996 г., № 144-ФЗ от 16. 10. 1997 г.%;№ 102 –ФЗ от 07.08.2000 г.; №71-ФЗ от 18.07.2002 г.);

— Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организациирежима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1. 2660-10 от 27.07.2010.

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. ПостановлениемПравительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666);

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009№ 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 года № 03-248 «О

разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

Программа «Здоровье» призвана объединить педагогический персонал,специалистов детского сада и медицинский персонал, закреплённый за ДОУ в деле здоровьесбережения воспитанников и педагогов детского сада.
Цель программы «Здоровье»:

- формировать у дошкольников старшего возраста основы здорового образа жизни черезиспользование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.


Задачи:

1. Создавать условия для здоровья детей, повышать сопротивляемость защитных свойстворганизма, улучшать физическую и умственную работоспособность.

2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение ксвоему здоровью, потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой

культуры.

3. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость идругие),совершенствовать двигательные умения, и рационально использовать их вразличных условиях.

4 .Формировать основы культуры питания через освоение навыков правильного питания,как составной части здорового образа жизни.

5.Повышать компетентность педагогов и родителей по проблеме внедрения ииспользования в процессе образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий, об умениях и навыках, содействующих поддержанию, укреплению исохранению.

6.Отработать механизмы совместной работы всех заинтересованных в сохранении и

укреплении здоровья воспитанников учреждений.

Основными направлениями в реализации программы являются:

• Физкультурно-оздоровительная работа;

• Организация работы с детьми;

• Медицинское сопровождение;

• Психологическое сопровождение;

• Оздоровительная работа с педагогами;

• Укрепление материально-технической базы;

Организация работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.


Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:

— Наличие в образовательном учреждении разработок, направленных наповышение уровня знаний детей, родителей, педагогов по здоровьесбережению.

— Уровень готовности выпускников к школьному обучению.

— Уровень освоения детьми основной образовательной программы пообразовательным областям «Здоровье», «Физическое развитие», «Безопасность».

— Уровень удовлетворённости родителей оказанием образовательных услуг.

— Заболеваемость воспитанников.

— Физическая подготовленность воспитанников.

— Комплексная оценка состояния здоровья (распределение детей на группыздоровья).

— Уровень сформированности здорового образа жизни в семьях воспитанников ДОУ.
Формы представления результатов программы:

— Ежегодные аналитические отчеты (мониторинг) о ходе реализации программы на

Педагогическом совете ДОУ.

— Разработка педагогами методических разработок по проблеме здоровьесбережения

и защита их на педагогическом совете ДОУ.

— Размещение материалов на сайте ДОУ.


АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МДОУ

В соответствии с годовым планом работы ДОУ планируются и проводятся мероприятия по оздоровительной деятельности, с использованием нетрадиционных физкультурных занятий, утренней гимнастики, оздоровительного бега, дыхательной гимнастики, комплексов самомассажа, физминуток, дней здоровья.

Обеспечение психологической безопасности воспитанников происходит путем создания и поддержания психологически комфортной организации режимных моментов в течение всего дня, оптимального двигательного режима, рационального распределения физических и умственных нагрузок. При комплексной оценке здоровья детей осуществляется осмотр педиатром и специалистами (1 раз в год) с учетом результатов лабораторных клинических анализов, антропометрия, определение группы здоровья, анализ периода адаптации, показателей заболеваемости, наблюдение за нервно-психическим развитием детей. Контроль за питанием детей включает в себя подсчет калорийности за 10 дней, проверку полноты закладки продуктов в котел, выхода порции на одного ребенка, соблюдение графика получения пищи с пищеблока. Для детей с аллергодерматитом организуется индивидуальное питание. Организация питания и рацион постоянно совершенствуется и корректируется с учетом возраста и физического развития детей.

На медико-педагогических совещаниях анализируются показатели заболеваемости и посещаемости, выполнение норм питания.

На ежегодном тематическом педсовете заслушивается отчет старшей медсестры о состоянии оздоровительной работы в детском саду. Проводится мониторинг оздоровительной работы и отслеживаются все моменты, непосредственно влияющие на укрепление здоровья детей.

Для оздоровления дошкольников проводятся следующие мероприятия:



  • организация сбалансированного питания;

  • закаливание детей согласно плана;

  • повышение неспецифической резистентности организма за счет дополнительной витаминизации блюд, использования фитонцидной способности чеснока, лука, фитотерапия, назначение витаминов;

  • физическое развитие детей согласно требованиям программы;

Для осуществления качественного медицинского обслуживания ДОУ функционирует медицинский кабинет с изолятором, с соответствующим материальным оснащением: весы медицинские, ростомер, тонометр детский, холодильник для хранения медикаментов, сейф, термоконтейнер для вакцин, таблица измерения зрения, термометры, жгуты, пузыри для льда, кушетка медицинская, шины Крамера-Дитерикса, шприцы, шпателя одноразовые, набор медикаментов для оказания первой помощи.

Физическое воспитание осуществляет инструктор по физической культуре. В ДОУ оборудован совмещенный музыкально-физкультурный зал для проведения фронтальных и индивидуальных занятий. На участке ДОУ оборудована физкультурная площадка для развития движений на прогулке. В каждой группе еженедельно проводятся три физкультурных занятия.

Результатами физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы являются следующие показатели:

Таблица 1.



Коэффициент занятости места

2008

2009

2010

67,3%

66,2%

70%

Данный показатель рассчитывается по формуле:

Среднее число дней пребывания

Количество рабочих дней х 100%

Коэффициент занятости на 2010г.вырос незначительно.

Таблица 2.

посещаемость

исследуемый показатель

2008

2009

2010

посещено одним ребенком

163

145,6

173,4

пропущено одним ребенком

79

74,3

74,6

пропущено одним ребенком

по болезни

16

19,6

13,9

прочие причины

63

54,7

60,7

примечание

среднесписочный состав воспитанников

77

115

122

количество рабочих дней в году

242

220

248

Число дней, посещенных одним ребенком, в 2008 и 2010гг выше, чем в 2009. Высокие показатели пропусков в 2009г.объясняется большим количеством детей ясельного возраста, среднесписочный состав детей увеличивался в течение трех лет.


Таблица 3.



Индекс здоровья

Исследуемый показатель

2008

2009

2010

Всего детей в детском саду

102

120

121

Индекс здоровья, %

7,8

20

29,7

Количество не болевших детей

8

24

36

Индекс заболеваемости выше, не смотря на увеличение списочного состава. Выросло количество не болевших детей. Это показывает результат качества оздоровительной работы.

Индекс здоровья рассчитывается по формуле:

Количество не болевших детей

Списочный состав воспитанников х 100%

Таблица 4.



Уровень заболеваемости

Исследуемый показатель

2008

2009

2010

Среднесписочный состав

77

115

122

Заболевания

Абсолютное число

На 1000

Абсолютное число

На 1000

Абсолютное число

На 1000

Острые кишечные заболевания

4


51,9

9

78

6

49

Острые респираторные заболевания, грипп

209

2714

270

2, 347

185

1516

Прочие заболевания

55

714

46

400

50

409




268




325




241



Для удобства сравнения данный показатель берется из расчета количества случаев заболевания на 1000.

Уровень заболеваемости в 2009 выше за счет увеличения списочного состава, однако, в 2010, несмотря на рост численности детей, заболеваемость снизилась в связи с сокращением детей раннего возраста. Незначительное количество острых кишечных инфекций требует проведения более активной санитарно-просветительской работы с родителями по их профилактике, т.к. все случаи кишечных инфекций возникли в домашних условиях.

Таблица 5.



Распределение детей по группам здоровья

Группы здоровья

2008

2009

2010

Всего детей

102

120

121

1

12

17

24

2

85

95

89

3

5

8

8

4

-

-

-

5

-

-

-

В 2008 г. ЧБ дети были взяты на учет, но не сняты в 2009. дети с 4 и 5 группой здоровья в ДОУ не поступали.

Таблица 6.

Часто болеющие дети

Исследуемый показатель

2008

2009

2010

Показатель эффективности оздоровления детей (ПЭО)

-

-

27,5

Так как ДОУ в 2008 г.только начал функционировать, а в 2009г.дети ставились на учет как ЧБ, то 2008-2009гг ПЭО – 0.

ПЭО рассчитывается по формуле:

Количество детей, снятых с учета

Количество детей, состоявших на учете на начало года х 100%.
Полученные данные показывают, что освоение программы проходит на должном уровне. Проведенный анализ позволяет определить ряд конкретных проблем в организации физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, указывающих на перспективы развития учреждения в данном направлении.

Задачи физического воспитания


  1. Оздоровительные задачи

Формирование правильной осанки.

Своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата.

Формирование естественных изгибов позвоночника.

Развитие свода стопы.

Совершенствование деятельности сердечно- сосудистой системы,

дыхательной системы.

Обеспечение тренированности нервных процессов.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница