Программа представляет собой систему мероприятий оздоровительно-профилактической направленности с детьми дошкольного возраста



страница1/18
Дата25.06.2015
Размер3,91 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Аннотация

Предлагаемая программа представляет собой систему мероприятий оздоровительно-профилактической направленности с детьми дошкольного возраста.

В программе представлены рациональные подходы по проведению оздоровительных и закаливающих мероприятий в группах общеразвивающей направленности, коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими патологии в развитии, представлен медико – педагогический контроль оздоровительной работы, даны материалы, раскрывающие работу педагогов дошкольного учреждения по реализации образовательной области «Здоровье».

Программа адресована педагогам дошкольного учреждения, может быть использована родителями в домашнем воспитании и оздоровлении детей.



Сокращения, используемые в тексте:
ДОУ – дошкольное образовательное учреждение

НОД – непосредственно образовательная деятельность

ЧСС – частота сердечных сокращений

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья

ООПДО – основная общеразвивающая программа дошкольного образования

ЗРР – задержка речевого развития

ОНР – общее недоразвитие речи

АФК – адаптивная физическая культура

ЛФК – лечебная физическая культура

ФГТ – федеральные государственные требования.



Пояснительная записка

Необходимость создания программы «Здоровье» обусловлена обеспокоенностью состоянием здоровья подрастающего поколения. Ухудшение здоровья достигло масштабов национальной проблемы, поэтому актуальность вопроса по сохранению и укреплению здоровья детей и молодежи ни у кого не вызывает сомнений.

На сегодняшний день у 54% детей дошкольного возраста наблюдаются какие-либо нарушения физической, психической и соматической сфер, к моменту окончания школы их число увеличивается до 90% и более (по сведениям Российской академии медицинских наук).

Введение федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования положили начало стандартизации дошкольного образования, а образовательные области обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В связи с этим предъявляются всё новые требования к здоровью ребенка.

По формулировке Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50-55 % зависит от собственного образа жизни, на 20-25% - от окружающей среды, на 16-20% - от наследственности и на 10-15% - от уровня здравоохранения в стране. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне огромного роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. До 7 лет ребенок проходит огромный путь. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у дошкольников навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Однако, отдаленность результатов работы по проблеме укрепления здоровья, индивидуализация комплекса мероприятий, различия условий дошкольных учреждений затрудняют работу в реализации образовательной области «Здоровье».

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического, психического, социального и духовного здоровья. Роль дошкольного учреждения является важным этапом в процессе сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Однако, решение этой проблемы не возможно без родителей, воспитателей, слаженной работы с медицинскими учреждениями, спортивными комплексами, а самое главное – здоровый образ жизни должен стать нормой для взрослых и детей не на словах, а на деле. Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Основными компонентами здорового образа жизни являются: правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, развитие дыхательного аппарата, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

В дошкольных учреждениях города Оренбурга накопился богатый опыт работы по оздоровлению воспитанников, сложилась система мероприятий по работе с детьми, имеющими какие либо отклонения в развитии.

Сделать эту систему доступной, обеспечить распространение положительного опыта, скоординировать работу всех сотрудников дошкольного учреждения призвана программа «Здоровье».

Программа раскрывает нормативную базу для реализации комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей; рациональные подходы к организации и проведению оздоровительных и закаливающих мероприятий; прописывает условия, необходимые для организации работы, планирование и совместную деятельность педагога с детьми по реализации образовательной области «Здоровье»; раскрывает взаимодействие дошкольного учреждения со всеми участниками образовательного процесса.

Раздел I Концептуальные основы программы «Здоровье»
Программа “Здоровье ” представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области сохранения физического и психического здоровья воспитанников.
1.1 Нормативно-правовая база

Программа “Здоровье” регламентируется нормативно-правовой базой, включающей в себя:



1. Международные акты

• «Декларация прав ребенка» (принцип 2,4,5) от 20.11.1959г.;

• «Конвенция о правах ребенка» (статья 6.2; 24.2; 33) от 15.09.1990 г.;

• «Конвенция содружества независимых государств о правах и основных свободах человека» (статья 15);

• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» № 124 –Ф3 от

24.07.1998г (с изменениями от 20.07. 2000 г., 22 августа, 21.12. 2004 г.).



2. Государственные акты

• Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.;

• Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 51) от 10.07.1992 г.;

• Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.06.1993 г. (статья 1,3,3,7,24) (с изменениями и дополнениями от 24.12.93 г., 02.02.98 г., 20.12.99 г., 02.12.2000 г., 10.01, 27.02, 30.06.2003 г.);



  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015г., утверждена постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61;

• Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 22.07.2010 № 91, 22.12.2010 № 19342 (далее по тексту СанПин);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении";

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования";

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования";



  • Письмо Министерства образования и науки РФ «О реализации приказа Минобрнауки России» от 17.10.2011 г. № 03-877 «О примерном перечне игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений»;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

• Концепция долгосрочного социально-экономического развития ФР до 2020 г. (разделы 2, 3,4) утверждена Распоряжением Правительством РФ 17.10.2008 №1662-р;

• Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» от 28 декабря 2010 г. № 2106;

• Приказ Министерства здравоохранения №621 от 30.12.2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей».



3. Методические рекомендации

• О действующих нормативных методических документах по гигиене детей и подростков (письмо Министерства здравоохранения РФ от 21 января 2004г. №2510/492-04-32);

• методические указания «Организация наблюдения и оздоровления детей группы риска в дошкольных учреждениях и детских поликлиниках» (№ 11-14/27-6 от 30.12.1983);

• санитарно – эпидемиологические правила «Профилактика гриппа и ОРВИ» (СП 3.1.2.1319 – от 25.06.03г.);

• методические указания «Неспецифическая профилактика гриппа и ОРЗ» Утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 27.01.98 № 25;

• методические рекомендации «Профилактика острых респираторных вирусных инфекций в детских дошкольных учреждениях» от12.06.80 №08-14/4-14.

• методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях от 16.06.80 N911-49/6-29;

• методические рекомендации «Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5-7 лет в дошкольных учреждениях» Утв. Минздравом СССР 29.10. 1984 г № 17-14/26-6;

• «Профилактическая витаминизация детей в дошкольных, школьных, лечебно-профилактических и в домашних условиях». Информационное письмо и инструкция Министерства № 06-15\3 от 18.02.1994;

• методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за физическим состоянием детей дошкольного возраста» от 23.12.82 №08-14/12 по состоянию на 25.09.2006;

• методические рекомендации «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье» Утверждено Госкомсанэпиднадзором РФ 17.03.96 № 01 -19/31 -17 (Извлечения).
1.2 Структурно – содержательная характеристика программы

Программа «Здоровье» (далее программа) подтверждает особый статус детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных и других отличий. Программа определяет объединение всех участников образовательного процесса в их активной деятельности по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни и имеет следующую направленность:

• образовательная направленность;

• оздоровительная направленность,

• воспитательная направленность.

Содержание программы ориентировано на воспитанников, сотрудников дошкольного учреждения и родителей.

Программа состоит из следующих разделов:


  • концептуальные основы программы «Здоровье»;

  • оздоровительно – профилактическая работа;

  • полоролевое воспитание дошкольников;

  • содержание работы образовательной области «Здоровье» (планирование, совместная деятельность педагогов и воспитанников);

  • коррекционно-развивающая работа (профилактика и коррекция нарушений);

  • медико-педагогический контроль оздоровительной работы;

  • медико-социальная работа с родительской общественностью дошкольного учреждения (консультативно - информационное направление);

  • мониторинг образовательной области «Здоровье».

Цель программы «Здоровье»: обеспечение условий для реализации образовательной области «Здоровье».

Основные задачи:



  • создать в дошкольном учреждении безопасную образовательную среду;

  • осуществлять комплекс психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы;

  • использовать комплексную систему диагностики и мониторинга состояния здоровья воспитанников.

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

  • воспитывать культурно-гигиенические навыки;

  • формировать осознанное отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, приобщать воспитанников к здоровому образу жизни.

Основные принципы построения программы:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

• принцип полноты, необходимости и достаточности (программа позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

1.3 Предполагаемые результаты программы «Здоровье»
В дошкольном образовательном учреждении будет сформирована нормативно-правовая и методическая база для сопровождения оздоровительного и образовательного процесса; повысится профессиональная компетентность работников учреждения в области здоровьесбережения; у педагогического состава сформируется готовность к совершенствованию оздоровительного и образовательного процесса. Будет создана современная предметно-развивающая среда, обеспечивающая охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников: оборудованы центры двигательной активности детей в группах; физкультурное оборудование и инвентарь будет соответствовать программным требованиям, что гарантирует безопасность в образовательной деятельности.

Педагогический состав дошкольного учреждения достигнет стабильных качественных показателей в области оздоровления воспитанников; создаст психологическую комфортность и безопасность условий их пребывания; повысит профессиональную компетентность в области здоровьесбережения, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению, использование различного диагностического инструментария. Создаст условия для полноценного физического, психического и социально-личностного развития детей.

У воспитанников дошкольного учреждения снизится уровень заболеваемости, сформируются культурно-гигиенические навыки, начальные представления о здоровом образе жизни, повысится уровень физического, психического и социального здоровья.


1.4 Основные направления программы
При планировании и реализации оздоровительной работы необходимо учитывать:

- тип и вид учреждения, направленность группы и имеющиеся условия;

- контингент воспитанников: особенности состояния здоровья и развития детей;

- наполняемость группы;

- местные и региональные особенности, в том числе климатические и сезонные.

Основные направления психолого-педагогической работы:

Воспитание культуры здоровья.

- формирование культурно-гигиенических навыков;

- формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Основные направления профилактической работы:

1. Профилактика травматизма детей.

2. Профилактика умственного переутомления и обеспечение эмоционального комфорта (соблюдение гигиенических требований к организации образовательного процесса, организация оптимального режима дня, в т. ч. рационального двигательного режима).

3. Профилактика нарушений зрения:

- мониторинг достаточной освещенности помещений и создание благоприятной световой обстановки;

- организация рационального режима зрительной нагрузки.

4. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата:

- исключение длительных статических нагрузок;

- систематическое проведение физкультминуток и физкультурных пауз;

- мониторинг осанки;

- включение во все формы работы по физическому развитию детей упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия;

- правильная расстановка детской мебели и ее подбор с учетом роста воспитанников.

5. Мониторинг:

- самочувствия воспитанников (организация утреннего приема воспитанников и наблюдение за детьми в течение всего времени пребывания);

- санитарного состояния помещений;

- организации питания детей с соблюдением принципов адекватности, рациональности и сбалансированности.

Основные направления оздоровительной работы:

1. Организация и проведение закаливающих мероприятий.

2. Организация режима дня, воздушно-тепловой режим помещений.



Раздел II Система оздоровительно – профилактической работы
Система оздоровительно - профилактической работы с детьми, предусматривает комплексную работу в период адаптации детей в дошкольном учреждении по физическому развитию и оздоровлению детей. Данная работа имеет свои направления, где используются как традиционные, так и нетрадиционные занятия по физической культуре, коррекционно-профилактические мероприятия и т.д. Во время адаптации осуществляется индивидуальный подход к воспитанникам, во время проведения НОД при распределении нагрузок учитываются уровень физической подготовки и здоровья детей.

Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
2.1 Организация жизнедеятельности в период адаптации
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей любого возраста. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания и приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. На процесс адаптации ребенка влияют:

  • уровень психического и физического развития;

  • состояние здоровья;

  • степень закаленности;

  • сформированность навыков самообслуживания;

  • сформированность навыков коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками;

  • личностные особенности самого малыша;

  • уровень тревожности и личностные особенности родителей.

  •       Дети, имеющие отклонения в этих сферах, труднее адаптируются к новым условиям, у них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.

Условия, обеспечивающие успешное прохождение адаптации:



  • наличие постоянных воспитателей;

  • формирующиеся группы обеспечиваются помощниками воспитателей;

  • исключение перевода ребенка в другую группу;

  • сохранение в период адаптации привычных стереотипов поведения (способы кормления, укладывания спать, присутствие домашних вещей (игрушка, кружка и т.п.);

  • категорический запрет на кормление и укладывание спать ребенка без его желания, а также на проведение непривычных для малыша процедур (полоскание горла, чистка зубов, закаливающие процедуры);

  • организация игровой деятельности ближе к взрослому, в стороне от детей;

  • способ общения взрослого с ребенком «лицом к лицу»;

  • частые тактильные контакты (прикосновения, поглаживания, обнимания);

  • проведение режимных моментов под музыкальное сопровождение (зарядка, физическая культура, отход ко сну, подъем и.т.п.);

  • привлечение воспитанников к рисованию;

  • обеспечение состояния теплового комфорта. 

            Наиболее эффективный режим привыкания:

  • 1-я неделя – 2 часа;

  • 2-я неделя – 4 часа;

  • 3-я неделя – ребенок остается на дневной сон.

      Предложенную схему, можно изменять в зависимости от течения адаптации ребенка. 

 Критерии наблюдения за адаптацией детей:



1.   Оценка эмоционально-поведенческих реакций:

  • снижение настроения;

  • социальные контакты;

  • игровая и познавательная деятельность;

  • выполнение дисциплинарных требований;

  • наличие агрессии, страха;

  • двигательная активность;

  • сон, аппетит.

      После каждой оценки воспитателя старшая медицинская сестра анализирует результаты, выявляет воспитанников, имеющих отрицательные оценки или их значительное снижение, и информирует об этом педиатра и педагога-психолога. Контроль проводит воспитатель в 1-младшей группе ежедневно, а у старших дошкольников – 1 раз в 3 дня (то есть на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. дни пребывания в дошкольном учреждении).

2.   Выявление пограничных нервно-психических расстройств, невротические реакции (беспричинные боли в животе, энурез, нарушение сна, тики, сосание пальца, обгрызание ногтей, страхи) с помощью анкетирования родителей.

3.   Отслеживание динамики нервно-психического развития (используется у детей ясельного возраста; проводится психологом 1 раз в неделю).

4.    Динамика массы тела. Взвешивание проводит медицинская сестра у воспитанников ясельного возраста 1 раз в 3 дня, у дошкольников – 1 раз в неделю.

5.   Определение частоты острых респираторных заболеваний и обострений хронических болезней. Учитывается медицинской сестрой на основании данных справок о перенесенных заболеваниях.

     Старшая медицинская сестра дошкольного учреждения еженедельно анализирует листы адаптации и выделяет воспитанников, имеющих отклонения по вышеперечисленным критериям. Родителей этих детей консультируют педиатр и педагог-психолог, а по показаниям, и другие специалисты. Оценку течения адаптации воспитанников в дошкольном учреждении проводит педиатр.



Материал по адаптации воспитанников к дошкольному учреждению (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2).
2.2 Физическое развитие воспитанников дошкольного возраста
Физическое развитие оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, содействует овладению необходимыми движениями.

Критерии оценки уровня физического развития воспитанников дошкольного учреждения (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Для достижения цели физического воспитания и развития применяются следующие средства:



В задачах первой группы (оздоровительные):

    • физические упражнения;

    • оздоровительные силы природы – как средство закаливания;

    • гигиенические и социально-бытовые факторы (рациональный режим дня, полноценное питание).

В задачах второй группы (воспитательные):

    • деятельность воспитанников;

    • игры;

    • художественные средства.

Работа по физическому развитию проходит в разных формах:

- физкультурно-оздоровительной в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке);

- самостоятельной двигательной деятельности воспитанников;

- активного отдыха (физкультурные развлечения, праздники, дни здоровья). Двигательный режим в дошкольном учреждении (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Используются методы: упражнения, беседы, игры, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.

В задачах третьей группы (формирование осознанного отношения к своему здоровью):


    • образец взрослого;

    • собственная деятельность детей;

    • художественные средства.

Используются методы: экспериментирование, упражнения, беседы, рассматривание картин и иллюстраций.

Комплексное использование этих средств позволяет эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.



Оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода) оказывают существенное влияние на детей. Изменения метеорологических условий вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека. Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у дошкольника приспособительные реакции к изменяющимся внешним условиям, т. е. закалить его организм.



Примерная схема закаливания (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Средства и методы закаливания:

- закаливание воздухом;



  • закаливание водой;

  • упражнения после сна (в постели);

  • пробежка по «пуговичному» коврику;

  • витаминизированное питье;

  • пробежки по дорожкам препятствий;

  • ходьба по солевым дорожкам;

  • дозированный бег;

  • полоскание рта;

  • дыхательная гимнастика;

- хождение босиком (летом).

Критерии эффективности закаливания:

Оценка эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям.

1. Динамика заболеваемости:


  • уменьшение доли часто болеющих воспитанников;

  • увеличение индекса здоровья;

  • сокращение длительности одного заболевания (в днях);

  • уменьшение частоты заболеваемости ОРВИ;

  • уменьшение числа дней, пропущенных в среднем одним ребенком по болезни в течение года;

  • перераспределение по группам здоровья в сторону увеличения доли воспитанников, относящихся к 1-й группе здоровья и, соответственно, уменьшение доли воспитанников, относящихся ко 2-й или 3-й группам здоровья.

2. Поведение воспитанников в различные режимные моменты - снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон, хороший аппетит, повышение внимания и активности на НОД.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена, соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.



Режим

  1. Режим дня организуется в соответствии с особенностями климатических зон проживания, биоритма, с обязательным учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня.

  2. При составлении и организации режима необходимо учитывать повторяющиеся компоненты, которые обязательны. Это:

- время приёма пищи (5- разовое);

- укладывание на дневной и ночной сон;

- общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.


  1. При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полной реализации в жизни каждого ребёнка трёх моментов: полное удовлетворение потребности в движении, достаточной индивидуальной умственной нагрузки и обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений.

  2. Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон воспитанников.

Длительность сна определяется не только возрастными особенностями, но и индивидуальными проявлениями деятельности мозга ребёнка. При организации дневного сна целесообразно больше пользоваться притоками свежего воздуха.

  1. При организации оздоровительного режима желательно учитывать климатические и сезонные особенности. Поэтому в дошкольном учреждении желательно иметь 2 сезонных режима, с постепенным переходом от одного к другому. При этом основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования и двигательной активности воспитанников на открытом воздухе и в помещении. Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на его всестороннее развитие. Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

Детское питание является одним из ключевых факторов, определяющих темпы роста ребенка, его гармоничное развитие, способность к различным формам и видам обучения, адекватную иммунную реакцию, устойчивость к действию неблагоприятных влияний внешней среды. Потребление пищевых веществ должно соответствовать возрастным особенностям детей. Вследствие этого, рекомендуемые нормы потребности в основных пищевых веществах и энергии существенно меняются у детей разного возраста в соответствии с изменениями в физическом развитии, пищеварительном аппарате, процессах обмена веществ, двигательной активности, происходящими в период с 1 года (ранний возраст) до 7 лет (дошкольный возраст). Несмотря на существенные количественные различия, можно сформулировать общие принципы рационального сбалансированного питания (по И.Я. Конь,2004):

1. адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка;

2. сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные, условно незаменимые нутриенты, необходимые для обеспечения оптимального питания (биофлавоноиды и др.);

3. максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности;

4. оптимальный режим питания;

5. адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;

6. учет индивидуальных особенностей воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);

7. обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

В соответствии с этими принципами рационы питания детей в дошкольных образовательных учреждениях должны включать все основные группы продуктов, а именно - мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия. Только в этом случае можно обеспечить детей всеми пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект в физическом развитии детей.


2.3 Планирование оздоровительно – профилактической работы
Комплекс оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении, направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, снижение уровня заболеваемости, снятие эмоциональной напряжённости. Он состоит из следующих разделов: закаливание, лечебно-профилактическая работа, физкультурно-оздоровительная работа.

Оздоровительно-профилактическая работа предполагает комплекс мероприятий с целью укрепления здоровья ребёнка, повышения способности его организма противостоять различного рода воздействиям, а также реабилитации детей после перенесённых заболеваний.

В рамках физкультурно-оздоровительной работы проводятся следующие мероприятия: оздоровительный бег, ритмическая гимнастика, занятия в бассейне, занятия физической культурой, динамические часы, дни здоровья, хореография, спортивные секции по интересам.
Стратегический план улучшения здоровья воспитанников

Содержание

Периодичность выполнения

Ответственные

Время

Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима

Ежедневно

Воспитатели,

Старшая медицинская сестра



В течение года

Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

Постоянно

Старшая медицинская сестра

В течение года


Занятия физической культурой

3 раза в неделю

Воспитатель физической культуры

В течение года

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно

Воспитатели, старшая медицинская сестра

В течение года

Прогулки с включением подвижных игровых упражнений

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

Музыкально – ритмические занятия

2 раза в неделю

Музыкальный руководитель, воспитатели

В течение года

Спортивный досуг, праздники, развлечения


В течение года

Воспитатель физической культуры

В течение года

Дни Здоровья

Ежемесячно

Воспитатель физической культуры

В течение года

Оздоровительный бег

Ежедневно во время прогулок

Воспитатели

В течение года

Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы


Ежедневно, несколько раз в день

Воспитатели, специалисты

В течение года


Дыхательная гимнастика в игровой форме

3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна

Воспитатели, контроль старшей медицинской сестры

В течение года


Оздоровительно-профилактическая работа проводится на основе мониторинга медицинской службы, который включает: анализ заболеваемости детей за несколько предыдущих лет, оценку состояния здоровья и физического развития воспитанников дошкольного учреждения и работу:

- по профилактике гриппа и простудных заболеваний;

- по профилактике отклонений в физическом развитии (нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата);

- санитарно-просветительскую работу.



Профилактические меры по снижению заболеваемости у воспитанников:

  • дыхательная гимнастика;

  • закаливающие процедуры (умывание прохладной водой, йодо-солевые дорожки);

  • аэроионотерапия (лампа Чижевского).

Мероприятия по профилактике нарушений и реабилитации детей с проблемами здоровья:

- деятельность коррекционных групп по профилактике нарушений опорно - двигательного аппарата, задержки речевого развития, умственно отсталых детей, слуха, зрения.

Организация физкультурно-оздоровительной работы (ПРИЛОЖЕНИЕ 6), алгоритм проведения «Дня здоровья» (ПРИЛОЖЕНИЕ 7), формы и методы оздоровления детей в ДОУ (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
2.4 Предметно-развивающая среда

Организация предметно - развивающей среды

Предметно-развивающая среда является сферой передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры. В среде должны быть представлены дидактические и методические пособия, отражающие содержание национальной культуры, традиций и обычаев своего народа. Подбор игр ориентированный на получение знаний об истории родного города и края.

Условия реализации программы предусматривают организацию предметно-развивающей среды с соблюдением следующих требований:


  • информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

  • вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

  • полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

  • педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

  • трансформируемости, обеспечивающей возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Создание предметно-развивающей среды строится с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.



Участок дошкольного учреждения должен быть не только красивым, но и полезным для всестороннего развития воспитанников. Прогулки и наблюдения на озелененном участке дают возможность познакомить воспитанников с разнообразными видами растений, их особенностями.

Деревья и кустарники обогащают воздух кислородом, регулируют тепловой и радиационный режим территории. Вокруг дошкольного учреждения желательно создать «зеленую зону» из деревьев, подпитывающих энергетику человека (дуб, береза, сосна) и выделяющих фитонциды (ель, можжевельник, пихта, черемуха, клен). На территории «зеленой зоны» можно организовать экологические тропинки для детей с видовыми точками (с отдельными растениями, сообществами растений, пнем, «птичьим городком» с кормушками, скворечниками и купальнями для пернатых друзей).

На участках дошкольного учреждения желательно уделить большое внимание газонам, из смеси злаков и бобовых, и цветникам из цветущих растений (тюльпанов, бархатцев, георгинов, календулы и др.). Можно сделать цветочные часы - клумбу, на которой цветы распускаются каждый в определенное время. Для трудовой деятельности детей рекомендуется организовать огород из нескольких грядок для наблюдений за изменениями природы - метеоплощадку с солнечными часами, флюгером, дожде - и снегомером.

На участке обязательно должны быть веранда и скамейки, песочница и горка. Желательно выделить территорию для спортплощадки с турникетами, лестницами, полем для мини-футбола, наклонными и вертикальными канатными «паутинами» для лазания, туннелями, а также площадку для ГАИ с дорожными знаками для обучения правилам дорожного движения. Каждая группа должна иметь достаточное количество выносного материала: совочки, наборы для песочницы, игрушки, машины, мячи, скакалки, лыжи и санки (в зимний период) и т.д.

Комплексное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Общедидактические принципы построения развивающей среды для воспитанников с ограниченными возможностями остаются такими же, как и для детей с нормативным развитием, но меняются педагогические условия, которые обеспечивали бы поступательное развитие детей с ограниченными возможностями. Игровой материал должен подбираться индивидуально для каждого ребенка в зависимости от типа его проблем.

Развивающая среда в дошкольном учреждении для оздоровления детей (см. Письмо Министерства образования и науки РФ «О реализации приказа Минобрнауки России» от 17.10.2011 г. № 03-877 «О примерном перечне игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений»).

В каждой группе создается «Уголок здоровья», в котором находится оборудование для самостоятельных занятий спортом: самодельные тренажеры для коррекции зрения и развития дыхания, «дорожки здоровья», дидактические игры по закреплению знаний о строении человеческого тела и основ безопасности детей дошкольного возраста.


Содержание «Уголков Здоровья» по возрастным группам
Младшая группа

- Кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки в сравнении);

- набор лиц человека, изображенных с разной мимикой (для фланелеграфа);

- сюжетные картинки с изображением действий ребенка;

- блокнот с набором пословиц, поговорок, загадок, стихов о человеке, о здоровье и т.д.;

- шаблоны фигурок детей, взрослого человека;

- наборы иллюстраций: о девочке - девушке - женщине - бабушке; о мальчике - юноше - мужчине - дедушке;

- пластмассовые фигурки девочки и мальчика для изучения основных частей тела;

- альбом фотографий каждого ребенка от новорожденного до 3-4-летнего возраста;

- дидактические игры: «Угадай, кто это?» (по частям лица, головы угадать мальчика, девочку, тетю, дядю);

- ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);

-спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, обручи,

- самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке)

- пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках)


Средняя группа

- книги: «Мойдодыр», К. Чуковский; «Уроки Мойдодыра», Г.В. Зайцев; «Познай себя сам», К.А Пармз; «Все обо всем» (Детская энциклопедия);

- дидактические игры: «Составь портрет» (подобрать черты лица и описать их); «Узнай на ощупь» (развивать тактильную чувствительность); «Какую пользу приносят?» (о значении частей тела для человека); «Папа, мама, хочу все знать и уметь» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);

- ширма «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья» (о значении движений, гигиенических процедур, закаливание для здоровья);

- схемы, иллюстрации: «Как правильно чистить зубы»; «Я слежу за чистотой своего тела, каждая часть тела важна, но работает по-своему»;

- альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т.д.);

- ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);

- спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, обручи, кольцебросы;

- самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке)

- пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках)


Старшая группа

- дидактические игры: «Собери фигуру человека», «Угадай на ощупь», «Найди правильную осанку и опиши её», «Удивительное лицо» (мимика);

- игры издательства «Весна-дизайн»: «Как избежать неприятностей дома», «Как избежать неприятностей на улице», «Как избежать неприятностей, на природе», «Здоровый малыш», «Зубы, уши, глаза», «Кожа, питание, сон», «Если малыш поранился»;

- познавательные игры-лото («Полезные продукты», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и др.);

- книги: «От А до Я», Н.Б. Коростелев, «Тайна Анатомии» (пер.с англ. ИГ. Гуровой); «С добрым утром», Г.Андросов и др;

- индивидуальные мини-тетради: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»; «Упражнение для домашней зарядки»; «Полезные упражнения для мышц»; «Точечный массаж»;

- тетрадь «Хочу все уметь и знать» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);

- папка (альбом) с иллюстрациями: «Человек и его организм», «Первая помощь при травмах»;

- ширмы по темам: «Можно - нельзя»; «Полезно - вредное»;

- пособие - советы: «Береги зрение»; «Учись различать запахи»;

- папка с материалами для определения состояния своего здоровья: «Определи остроту своего зрения», «Различи цвета», «Острота твоего слуха», «Правильна ли моя осанка», «Тесты на определение силы, ловкости, выносливости, быстроты, гибкости»,

- предметы для индивидуальных занятий по профилактике плоскопостопия, нарушения осанки;

- аптечка с предметами для оказания первой помощи;

- микроскоп, микропрепараты, песочные часы, муляжи для проведения наблюдений, экспериментирования;

- дневник настроений;

- ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);

- спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, кольцебросы, игры на веревочках («Кто быстрее долетят до Луны», «Чья машина быстрее приедет» и,др.);

- самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке);

- пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках);

- плакаты о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни

«Дорожки здоровья».
Подготовительная к школе группа

- папка с иллюстрациями «Человек и его организм»;

- дидактические игры: «Полезные и вредные продукты для твоего здоровья», «Чем можно делиться с другом» (о личных вещах), «Найди правильную осанку и опиши её», «Фоторобот» (составление из частей тела, лица, движений человека);

- игры издательства «Весна-дизайн»: «Как избежать неприятностей дома», «Как избежать неприятностей на улице», «Как избежать неприятностей, на природе», «Здоровый малыш», «Зубы, уши, глаза», «Кожа, питание, сон», «Если малыш поранился»;

- познавательные игры-лото («Полезные продукты», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и др.);

- лото «Робота сердца»;- книги: «Тело человека: загляни внутрь себя», П.Абрахаме; «Главное чудо света», Г.Юдин; «Расти здоровым», Р.Ротенберг; «Скелет», С.Паркер; «Анатомический атлас», Т.Уэстон;

- плакат - сигналы «Запомни эти номера телефонов: 01, 02, 03, 04»;

- схема, иллюстрации по темам: «Полезные упражнения для сердца (легких)»; «Помоги себе сам, окажи помощь другим»;

- тетрадь «Хочу все уметь и знать» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);

- микроскопы, микропрепараты, песочные часы, муляжи - для проведения наблюдений, экспериментирования;

- аптечка с предметами для оказания первой помощи при травмах;

- анатомическая кукла;

- советы родителям: «Дыхательная гимнастика», «Витамины - это всегда полезно», «Правила ухода за больным человеком», «Тренируем память», «Как ты можешь закаляться», «Правильно оказывай первую помощь»;

- папка «Скоро в школу»: «Мой режим дня в школе», «Упражнения для снята утомления», «Безопасная дорога в школу», «Какие блюда я умею готовить», «Первая помощь при ожоге, уколе иголкой, ссадине и др.»;

- дневник настроений.

- ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см;

- спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, кольцебросы, игры на веревочках («Кто быстрее долетят до Луны», «Чья машина быстрее приедет» и,др.);

-плакаты о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни

«Дорожки здоровья»

Дидактические игры по формированию здорового образа жизни (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).
2.5 Особенности работы администрации и педагогов дошкольного учреждения

Заведующий

Кадровое обеспечение:



  • укомплектованность образовательного учреждения,

  • наличие необходимого (в расчете на количество воспитанников) квалифицированного состава педагогических работников и специалистов, обеспечивающих оздоровительную и коррекционную работу с детьми (учителя-логопеды, логопеды, воспитатели и инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи, медицинские работники, педагоги дополнительного образования, учителя-дефектологи).

Требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения, включающие:



  • наличие в помещениях, в которых осуществляется образовательная деятельность, в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, приборы, улучшающие качество окружающей среды, аэроклиматические установки, оборудование, позволяющие удовлетворить потребность воспитанников в движении) используемого в профилактических целях;

  • оснащение и оборудование кабинетов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, медицинского, методического) и залов (музыкального, физкультурного) обеспечивают соответствие принципу необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса;

  • соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников;

Старшая медицинская сестра

Медицинское обслуживание воспитанников в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения. Требования к медицинскому обслуживанию воспитанников в образовательном учреждении:



  • медицинский персонал наряду с администрацией образовательного учреждения несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.

  • формирование и наполняемость дошкольных групп (количество и соотношение возрастных групп детей в образовательном учреждении определяется учредителем, исходя из их предельной наполняемости и гигиенического норматива площади на одного ребенка в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов);

  • прохождение профилактических осмотров персонала (периодические бесплатные медицинские обследования), работающего в образовательном учреждении;

  • организация питания воспитанников в образовательном учреждении (группе) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

  • организация оздоровления воспитанников в образовательном учреждении (группе) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.


Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе

Профессиональная деятельность заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе - это материально-техническое обеспечение образовательного учреждения, включающее решение следующих требований:



  • требования к зданию (помещению) и участку образовательного учреждения (группы) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

  • требования к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции здания (помещения) образовательного учреждения (группы) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

  • требования к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

  • требования к искусственному и естественному освещению помещений для образования детей в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

  • требования к санитарному состоянию и содержанию помещений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

  • требования пожарной безопасности в соответствии с правилами пожарной безопасности;

  • требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения, включающие:

- соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников;

- наличие и необходимое оснащение помещений для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи; для организации качественного горячего питания воспитанников в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.


Заместитель заведующего по воспитательно-образовательной и методической работе

  • сформированность культуры здоровья педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения (подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к своему здоровью).

  • организация как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников, не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра);

  • организация разнообразной игровой деятельности;

  • выявление и развитие способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;

  • выявление освоения детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

  • подбор оборудования для всех видов деятельности ребенка, которое в наибольшей степени способствует решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также, с целью активизации двигательной активности ребенка (материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений);

  • использование образовательных технологий деятельностного и здоровьесберегающего типа и физического развития воспитанников.

Педагоги

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности:



  • осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за воспитанниками;

  • организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми

  • физического развития воспитанников;

  • использования образовательных технологий деятельностного и здоровьесберегающего типа;

  • проведения мониторинга и фиксирования хода воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  • консультирование родителей (законных представителей) по всем вопросам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  • организация помощи родителям (законным представителям) по вопросам развития ребенка (в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья) и совместной деятельности детей и родителей (законных представителей), с целью успешного освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Комплексное решение воспитательно-образовательного процесса включает комплекс мероприятий, необходимых для реализации требований охраны жизни и здоровья воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения:

  • организационно-методическое обеспечение реабилитации, воспитания детей-инвалидов в семье и их социальная адаптация;

  • развитие и актуализация банка данных о детях с ограниченными возможностями;

  • внедрение современных технологий и форм реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями;

  • социальная интеграция и реабилитация детей-инвалидов;

  • обеспечение обучения родителей детей-инвалидов методикам реабилитации, оказание им психолого-педагогической и юридической помощи;

  • научно-методическое решение проблем детской инвалидности.

Формы работы по реализации требований охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения:

Диагностическая работа:

- своевременное выявление детей с  ОВЗ;

- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей  воспитанников;

- изучение социальной ситуации  развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.



Коррекционно- развивающая работа:

выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) коррекционных программ, методик и приёмов обучения, в соответствии с его особыми потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР, единых  для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;

- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.

Информационно - просветительская работа:

различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные  практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации), направленных на разъяснение участникам образовательного процесса детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.  

Для обеспечения доступности организованных форм отдыха и оздоровления (в первую очередь для детей, нуждающихся в особой заботе государства), необходимо:



  • развитие и качественное улучшение инфраструктуры летнего отдыха и оздоровления воспитанников;

  • развитие малозатратных форм отдыха и оздоровления детей;

  • использование возможностей учреждений социального обслуживания населения для сочетания оздоровительной работы с социальной реабилитацией воспитанников, нуждающихся в особой социальной поддержке;

  • совершенствование механизма межведомственного взаимодействия и сотрудничества с негосударственными организациями по вопросам организации отдыха, оздоровления детей.

Организация работы администрации и педагогов дошкольного учреждения (ПРИЛОЖЕНИЕ 10).
2.6 Оздоровительно-развивающая работа с ослабленными детьми
Оздоровительно-развивающая работа с ослабленными, часто болеющими детьми, направлена на нивелирование процесса отставания в развитии определенных показателей движений и физических качеств, а также на повышение их физической работоспособности. При этом педагогом должны быть использованы формы, методы и приемы работы, адекватные функциональным и двигательным возможностям каждого ребенка. Такой подход требует систематического медицинского контроля, в том числе, квалифицированной помощи врача и специалиста по лечебной физкультуре.

Основой работы с такими детьми является щадящий оздоровительный режим:



  • создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата (доброжелательная форма общения, создание условий для уединения ребенка с любимой игрушкой, книгой и т. п.);

  • увеличение, с учетом индивидуальных особенностей, продолжительности дневного сна (укладывание таких детей первыми и подъем последними) в спокойной обстановке;

  • строгое соблюдение общего режима со своевременной сменой различных видов деятельности и чередованием их с отдыхом, с использованием спокойных и подвижных игр в течение дня;

  • в летний период обеспечение максимального пребывания детей на воздухе, достаточной двигательной активности, обогащение новыми умениями и навыками.

Закаливание и физические упражнения в этом случае рассматриваются как средства реабилитации, назначаются врачом с учетом индивидуальных особенностей ребенка, совместно с комплексом реабилитационных и профилактических мероприятий:

«Витаминный напиток» - витаминизация третьего блюда;

«Чесночные и луковые амулеты» – ношение на груди;

«Волшебные точки» – проведение точечного массажа по методике Уманской;

«Сокотерапия» - второй завтрак;

«Оздоровительный сон» - сон при открытых окнах.

Одним из распространенных способов повышения сопротивляемости организма в дошкольных учреждениях является применение точечных массажей.

Массаж рук, ушных раковин, головы, лица (ПРИЛОЖЕНИЕ 11).

Оценка эффективности оздоровления часто болеющих детей.

Основным критерием оценки проведенных оздоровительных мероприятий является динамика уровня заболеваемости каждого ребенка за год и оценивается по следующим показателям:



  • положительная и соответствующая возрасту динамика физического развития (показателей роста и веса);

  • положительная и соответствующая возрасту динамика нервно-психического развития (параметры поведения: нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб);

  • стойкая нормализация показателей функционального состояния организма;

  • отсутствие осложненного течения острых заболеваний;

  • уменьшение числа дней, пропущенных по болезни одним ребенком в год.

Оздоровительно-профилактическая работа в дошкольном учреждении (ПРИЛОЖЕНИЕ 12).

2.7 Нестандартное оборудование по физическому развитию
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого используется нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. Использование таких пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми, имеющими различную патологию. Одним из указанных пособий являются различные массажеры. Массажеры можно использовать в процессе выполнения общеразвивающих упражнений.

Нестандартное оборудование по физическому развитию (ПРИЛОЖЕНИЕ 13)
Нестандартное оборудование на участке дошкольного учреждения
Основная идея в использовании подсобных материалов – старых автомобильных покрышек, деревянных ящиков, бревнышек и т. п.

  1. «Пирамиды» Автомобильные шины разной величины «нанизываем» на деревянную стойку (столб) и скрепляем между собой болтами. Сверху к деревянной стойке крепим «страховку» – брезентовый ремень или крепкую веревку. Держась за страховку, дети понимаются «на вершину».

  2. «Соты» Из брезентового ремня или крепкой веревки сплетаем сеть с ячейками 30 х 30 см и натягиваем ее между двумя деревянными стойками (столбами). Используем сетку для лазания, для метания в цель небольших мячей.

  3. «Стена» Автомобильные шины скрепляем между собой болтами и закрепляем между деревянными столбами. Этот тренажер используется для лазания, пролезания, метания.

  4. «Качели» С двух сторон к автомобильной шине крепим брезентовые ремни или крепкие веревки и закрепляем между столбами. Для разных возрастных групп можно подбирать шины разного диаметра. Особенностью таких качелей является защита от ударов и прочность посадки ребенка, что важно при раскачивании, а также то, что качели нельзя раскачать до степени переворачивания.

  5. «Барабан» В деревянном цилиндре (часть бревна) длиной 40-50 см делаем отверстие и вставляем в него металлический стержень, укрепленный между двумя деревянными стойками (столбами). Стержень должен оставить место для свободного вращения цилиндра. Используем как тренажер для «бега на месте».

«Тропа здоровья» на участке дошкольного учреждения, инструкция по охране жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья» (ПРИЛОЖЕНИЕ 14).


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница