Конкурс исследовательских проектов «Астрахань- 500»



Скачать 173,72 Kb.
Дата25.06.2015
Размер173,72 Kb.
МБОУ «СОШ имени А.Джанибекова с.Растопуловка»

Приволжского района

Астраханской области

Проект

«Жить здорово! »

Конкурс исследовательских проектов « Астрахань- 500»

Номинация : Юное поколение на страже здоровья Астраханцев

Разработчики проекта:

учащиеся 9 «а» класса

Агамбетов Роман,

Руководитель проекта:

Разгалиева К.учитель биологии

-2014-

1. Введение.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью. В современном обществе оно становиться еще и условием выживания. Особенно катастрофично состояние здоровья детей, подростков, молодежи. По данным Минздрава РФ только 5 %выпускников школ сегодня являются практическими здоровыми, 80%- хронически больны. Только индивидуальные сознательные усилия человека могут обеспечить повышение уровня его здоровья, основная составляющая которых – определенный образ жизни.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности. Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии. Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни. Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный, с первого «пригубления», вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Поэтому мы считаем что, наш проект самый актуальный. Совместно с нашим классным руководителем мы выбрали коллективное творческое дело по теме «Молодежь за здоровый образ жизни» и решили создать наш проект.

2. Цель:

Популяризация здорового образа жизни среди молодёжи.



3. Задачи:

Формирование у учащихся и родителей, а также жителей нашего села представлений о вреде алкоголя, употребление наркотиков, курения и прочих других вредных привычек. Проведение агитационной работы за здоровый образ жизни. Формирование ценностного отношения к состоянию своего здоровья.



4. Этапы проекта:

Проект рассчитан на 4 недели.

Проект включает в себя три этапа:

1) Подготовительный этап. ( Распределение учащихся по секциям)

1 сектор – журналисты .

2 сектор – медики .

3 сектор – спортивный.

4 сектор – статисты.

5 сектор – ответственный за обработку материала.

6 сектор – экономисты.

2) Основной этап. Пути решения данной проблемы.

а) Сбор информации: работа с СМИ.

б) Встреча с компетентными людьми.

в) Обработка анкетных данных.



3) Рефлексирующий этап. ( Проведение классного часа, выступление перед учащимися и родителями школы, участие в научных конференциях).

5. План реализации проекта



Мероприятия

Место проведения

Дата

1

Блиц-опрос учащихся 5-11 класс. Анкета ЗОЖ

Школа

сентябрь

2

День Здоровья

Растопуловка

сентябрь

3

Опрос Жителей Растопуловки

Растопуловка

сентябрь

4

Значение спорта для здоровья (пресконференция)

Школа

октябрь

5

Курение, алкоголь, наркотики (круглый стол)

Растопуловка

октябрь

6.

Поездка в АГМА

АГМА

сентябрь

6. Бюджет проекта:



Материалы

Примерная стоимость

1.

Бумага для принтера

500 рублей

2.

Краска для принтера

1000 рублей

3.

Грамоты (Благодарственные письма)

250рублей

4.

Материалы для декораций и костюмов (ватманы, гуашь, картон и т. п.)

1250 рублей

5.

Игры для награждения (бадминтон, настольный теннис, волейбольный мяч)

2000 рублей

ИТОГО 5000 рублей

7. Предполагаемые результаты проекта:

Осознанное восприятие причин ухудшения собственного здоровья на почве употребления табака, алкоголя и других наркотических средств. Увеличение числа людей, стремящихся вести здоровый образ жизни. Проект предлагает решить проблему низкого уровня побуждений школьников к ведению здорового образа жизни, посредством повышения компетенций в области здоровьесбережения, повышения уровня побуждений к ведению здорового образа жизни.

Продукт проекта : портфолио, презентация ,видео-фильм.

1. Здоровый образ жизни молодёжи.

1.1. Общее понятие о здоровом образе жизни.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр когда-то сказал: «Девять десятых нашего счастья зависит от того, насколько здоровый образ жизни мы ведем». А ведь счастливым хочет быть каждый из нас. В последнее время понятие здоровый образ жизни становится все более актуальным, ведь изменение типа нагрузок («сидячий образ жизни»), увеличение рисков экологического, техногенного, политического, военного и психологического характера только провоцируют негативные сдвиги в состоянии нашего здоровья.

Исследования ученых показали, что если бы каждый человек придерживался 10 основных правил здорового образа жизни, то жили бы мы не менее 100 лет. Эти 10 советов, разработанные международной группой психологов, врачей и диетологов, следующие:

- занимайся только приятной тебе работой;

- всегда имей собственную точку зрения;

- придерживайся правил рационального питания;

- откажись от вредных привычек;

- спи при температуре 17-18ºС;

- относись ко всему с любовью и нежностью;

- занимайся активным умственным трудом;

- периодически употребляй сладости;

- почаще давай своему организму эмоциональную разгрузку;

- занимайся физическим трудом.

1.2. Здоровье и вредные привычки.

Алкоголь.

Алкоголизм - тяжёлое хроническое заболевание, вызываемое постоянным употреблением спиртных напитков и характеризующееся зависимостью человека от алкоголя.

Влияние алкоголя на подростковый организм.

1. Раннее ослабление половых функций.

2. Неспособность родить, выносить полноценное потомство.

3.Повреждение печени.

4.Непоправимый вред эндокринной системе.

5.Заражение венерическими болезнями или инфекциями.



Наркотики.

Наркотики - согласно определению ВОЗ — химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли.

Очень часто подростки пробуют наркотик впервые из любопытства или из «солидарности» с компанией друзей.

Влияние наркотиков на подростков ставит под угрозу не только его жизнь, жизнь его семьи, но и друзей подростка-наркомана, их семей, и благополучие общества в целом.

1. Уничтожают полезные витамины.

2.Останавливают развитие организма.

3. Способствуют развитию всевозможных заболеваний

Курение.

Почему курят?

Чаще школьники создают миф о престижности курения. Но есть и другие причины:

1. Скука


2. Мода

3. Подражание

4.Привычка

5.Стремление к самоутверждению.

Вред курения для подростков

При курении у подростка очень сильно страдает память. Эксперименты показали, что курение снижает скорость заучивания и объём памяти.


Также замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила, под влиянием никотина ухудшается острота зрения.

Влияние курения на женский организм:

Женщинам курение грозит преждевременным старением.

Кожа приобретает желтоватый оттенок с характерным запахом

Возникают осложнения при беременности.

Учащаются случаи мёртворождения, умственная и физическая недостаточность



Вред курения общеизвестен, однако далеко не все представляют, каков конкретный вклад этой распространенной привычки в заболеваемость и смертность населения вообще и от ССЗ в частности. По данным американской статистики, причиной 25% смертей от ИБС является курение. Никотин, поступающий в кровь при курении, увеличивает способность кровяных пластинок (тромбоцитов) к слипанию, что может привести к образованию сгустков крови (тромбов) в сосудах. Стимулируя выброс адреналина, никотин резко увеличивает потребность сердечной мышцы в кислороде, что весьма опасно при функционально неполноценных коронарных артериях. Одна выкуренная сигарета нередко увеличивает частоту сокращений сердца на 8-10 ударов в минуту. Учеными установлено, что у человека с большим стажем курения сосуды изнашиваются на 10-15лет раньше.

Привычка курения широко распространена в экономически развитых странах, так и в развивающихся. Вызывает озабоченность и то, что к курению начинают активно приобщаться дети школьного возраста. Проблема курения не ограничивается только лицами, активно и систематически курящими. Органы здравоохранения многих стран сейчас волнует проблема так называемого пассивного курения. Установлено, что 70% дыма горящей сигареты и выдыхаемого курильщиками воздуха попадает в окружающую среду, загрязняя ее смолами, никотином, окисью углерода и другими вредными для человека веществами. Особенно большой вред окружающим наносит курение в закрытых помещениях. Так, пребывание некурящих в течение часа в закрытых салонах, где курят другие лица, соответствует “выкуриванию” четырех сигарет. Специалистами разных стран подсчитано, что одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 5-15мин. Не удивительно поэтому, что курение стали называть “самоубийством замедленного действия”. По мнению Всемирной Организации Здравоохранения: ”Существуют бесспорные научные доказательства того, что курение табака является одной из важнейших причин хронического бронхита, эмфиземы и рака легких, а также важнейшим фактором риска заболевания инфарктом миокарда”.

Доказано, что преодоление этой привычки дает положительный эффект независимо от давности курения и количества выкуриваемых сигарет.

В настоящее время борьба с курением в той или иной форме проводится во многих странах и в основном направлена на предотвращение начала курения некурящими, ликвидацию пассивного курения, снижение ядовитых свойств табачных изделий, отказ от курения и лечение лиц, желающих избавиться от этой вредной привычки. Для успешной пропаганды борьбы с курением нужна постоянная и терпеливая пропаганда, причем в последнее время все большее внимание уделяется не разъяснению вредных последствий курения, а положительным аспектам отказа от курения (улучшение самочувствия, исчезновение запаха изо рта, улучшение цвета лица и зубов и др.)

В борьбе с курением важную роль играют все медицинские работники, но особенно практикующие врачи, чаще всего контактирующие с населением. Люди чаще всего прекращают курить под влиянием совета врача. Несомненно, важен личный пример врача.

Еще до того, как болезни ССС стали национальной проблемой в экономически развитых странах, избыточная масса тела в любом возрасте ассоциировалась с повышенной смертностью. Уменьшить массу тела важно не только для того, чтобы снизить нагрузку на сердце. Установлено, что организм человека, имеющего избыточную массу тела, потребляет кислорода во время ходьбы, бега, подъема на лестницу, выполнения любой физической работы, больше, чем при адекватной нагрузке организм человека с нормальной массой тела.

Для поддержания нормальной массы тела я рекомендую:

1. Не делать больших перерывов между приемами пищи, принимать пищу 4-6 раз в день, есть медленно и небольшими порциями;

2.Больше употреблять низкокалорийных продуктов с высокой питательной ценностью (фрукты, овощи, зерновые продукты);

3.Меньше употреблять жиров и жирных продуктов, сахара и других сладостей;

4.Не употреблять алкоголь;

5.Увеличить ежедневную физическую активность.

Людям, страдающим ССС и избыточным весом, можно дать следующие рекомендации:

В первую очередь их усилия должны быть направлены на снижение уровня холестерина в крови. Для этого нужно резко ограничить в рационе жирные сорта



III. Методика исследования:

Здоровье-это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями которыми мы живем.

Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают наиболее разрушающие воздействия на здоровье детей?

В системе обучения преобладают инструктивно, программирующие методики, формально – логическое построение оторванного от реальной живой жизни учебного процесса на детский организм в режиме постоянного сидения, «близкого» и узко – форматного зрения.



Один из главных факторов, разрушающих здоровье детей – их поза во время учебного процесса. В течение всего урока дети практически обездвижены, за столами при письме они находятся напряженно неестественном положении, старчески согнувшись, с низко склоненной к тетради головой, «вцепившись» в шариковую ручку, которой они пытаются выводить каракули.

Второй фактор – это продолжительное воздействие на детей сенсорно объединенной природными стимулами учебной среды- закрытых помещениях, ограниченных пространств, заполненных однообразными, искусственно созданными элементами и лишающих детей живых чувственных впечатлений. В этих условиях происходят угасание животворного мироощущения, образно-чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей.

Третий фактор - вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса, «книжное» изучение жизни, предполагающее не критическое восприятие готовой информации – приводит к тому, что ученик превращается как бы в принимающее программирующее устройство, а учитель передающее программирующее. Дети не могут быть внутренне свободными, т. е. обладать самостоятельностью мышления и свободой суждения.

Четвертый фактор- это лежащее в основе учебного процесса методики, предполагающее подробное, по элементное овладение учебными знаниями, умениями и навыками, а значит – разрушающее целостность мировосприятия, миропонимания и миро отношения дете



Методы исследования:

Мониторинг №1.

Изучить статистических данных о заболеваниях детей за три года в нашей школе.

По результатам медицинских осмотров МБОУ «СОШ им. А. Джанибекова села Растопуловка» выявлено, что с каждым годом растет процент заболеваемости детей, которых ярко отражен в диаграмме №1.

Наиболее часто встречаемые заболевания среди учащихся школы

1.Желудочно-кишечная патология.

2.Вирусные заболевания.

3.Глазная патология.

4.Сердечно-сосудистая патология.

5.Стомотологическая патология.

6. Нарушение осанки.

7.Неврологическая патология.

8. Патология дыхательной системы.

9. Почечная патология.

10.Эндокринная патология.

Таким образом, в школе явно преобладают следующие заболевания:

На 1 месте - стоматологические заболевания (кариес);

На 2 месте - болезни органов дыхания;

На 3 месте - болезни желудочного тракта;

На 4 месте – болезни сердечно – сосудистой системы;

Причины наиболее часто встречаемых болезней учащихся МБОУ «СОШ им. А. Джанибекова села Растопуловка».

Болезни

Причины.

  1. Болезни органов дыхания.

1)Загрязнение атмосферы воздуха атмосферного воздуха химическими веществами и пылью, особенно и

2)Погодные условия: быстрота смены погоды, влажность, ветер

3)Социальные условия: жилищный, материальный уровень.

4)Загрязнение воздушной среды выхлопными газами автомобилей.



  1. Болезни системы кровообращения.

  1. Загрязнение воздуха химическими веществами.

  2. Шум

  3. Электромагнитные поля.

  4. Состав питьевой воды (хлориды, нитраты, жесткость).

  5. Загрязнение продуктов питания пестицидами.

  6. Климат: быстрота смены погоды, число дней с осадками, перепады атмосферного давления и др.

  1. Болезни эндокринной системы.

1)Шум

2)Загрязнение атмосферного воздуха, особенно

3) Уровень инсоляции.

4)Электромагнитные поля.

5)Жесткость питьевой воды.


  1. Болезни пищеварительной системы.

1)Загрязнение продуктов питания и воды ядохимикатами.

2)Социальные условия: материальный уровень, жилищные условия.

3)Загрязнения атмосферного воздуха, особенно

4) Состав пищевой воды, жесткость и вредные примеси.



  1. Болезни нервной системы.

1)Дидактогенный невроз.

2)Психические неврозы.

3)Дискомфорт в семье.

4)Низкий уровень жилищно-бытовых условий.

5)Лого невроз.


(Данные) основаны по справочным материалам профессора М. И. Звенецкого.

1.3. Здоровье и спорт.

«Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения».

Анджело Моссо

Движение – жизнь, а активное движение – здоровая жизнь. Ежедневные занятия спортом – залог красоты и здоровья. Важно, чтобы спорт кроме пользы доставлял удовольствие, а для этого необходимо выбрать подходящий вам вид спорта. Для тех, кто ведет сидячий образ жизни, идеально подойдут пешие прогулки или туристические походы, бегом в равномерном ритме можно заниматься всей семьей, также как и ездой на велосипеде, зимой не стоит забывать про лыжи и коньки. Занятия спортом, физкультурой помогают поддерживать здоровье в норме, восстанавливать утраченные силы, избавляться от лишнего веса, укреплять мышцы и т.д. Спорт предупреждает старение организма, закаливание благосклонно помогает предупредить и выстоять перед многими болезнями.



Изменения в опорно-двигательной системе.

Опорно-двигательная система - это система костей, мышц, суставов, связок и сухожилий.

Регулярные занятия спортом:

1) Увеличивают прочность костей;

2) Увеличивают объем и силу мышц;

3) Увеличивают плотность и прочность связок и сухожилий;

4) Улучшают состояние суставов;

Изменения в сердечно-сосудистой системе.

Сердечно-сосудистая система обеспечивает циркуляцию крови по организму.



Регулярные занятия спортом:

1) Улучшают состояние сердечной мышцы, сердце становится более сильным и выносливым.

2) Увеличивают эластичность и прочность сосудов.

Изменения в дыхательной системе.

1) Легкие спортсменов имеют больший объем и лучше снабжаются кровью, а значит лучше снабжают кровь кислородом.

2) Спортсмены реже болеют такими заболеваниями, как бронхит и воспаление легких.

Изменение обмена веществ.

1) Занятия спортом улучшают обмен веществ. Спортсмены не страдают ожирением и дистрофиями

2) Снижается риск возникновения сахарного диабета.

1.4. Здоровье и правильное питание.

Пища, которую мы едим, обеспечивает развитие тканей и клеток организма, постоянное их обновление, а также является источником энергии. Обмен веществ в нашем организме полностью зависит от характера питания. От того, что мы едим, зависит наша трудоспособность, заболеваемость, физическое развитие и рост, нервно-психологическое состояние, продолжительность жизни. Поэтому правильное питание и здоровый образ жизни неразделимы. Все теории питания пытаются решить одну проблему: поступление в организм в правильных пропорциях достаточного количества углеводов, жиров, белков, витаминов, микроэлементов, минеральных веществ. Правильное питание основывается на соблюдении режима (оптимально четырехразовое питание с интервалом 4-5 часов между приемами пищи); соблюдении калорийности рациона (взрослому человеку в среднем необходимо 3 тыс. ккал); соотношении белков, жиров, углеводов (умственный труд – 1:0,8:3, физические нагрузки – 1:1:5, в среднем – 1:1:4); покрытии потребности организма в основных веществах (вода, микроэлементы, минеральные вещества, витамины, полиненасыщенные жирные кислоты, аминокислоты). Питание должно быть рациональным и сбалансированным. Во взрослеющий организм должно поступать достаточное количество витаминов, которых содержится много во фруктах и овощах, организм должен получать продукты, содержащие белок. Это и молочная и кисломолочная продукция, телятина, рыба. Питание должно быть разнообразным. Желательно хлеб есть твёрдого помола, содержащий пищевые отруби, которые помогают очистить организм от шлаков. Конечно, не увлекаться сладким, всё вкусное есть в меру. Известно такое выражение, которое пришло из глубокой древности: «Я ем для того, чтобы жить, а не живу для того, чтобы есть». Данного высказывания мы все должны придерживаться, оно должно стать основой правильного питания и нашего здоровья.



2. Опрос старшеклассников

1) Часто ли вы едите свежие овощи и фрукты? (да - 1 балл, нет – 0 баллов)

2) Стараетесь ли вы регулярно употреблять волокнистую пищу, хлеб из отрубей или густого помола? (да - 1 балл, нет – 0 баллов)

3) Любите ли вы свою учёбу? (да - 1 балл, нет – 0 баллов)

4) Ограничиваете ли вы употребление сахара? (да - 1 балл, нет – 0 баллов)

5) Занимаетесь ли вы чем-нибудь помимо учёбы (хобби)? (да - 1 балл, нет – 0 баллов)

6) Есть ли у вас человек, которого вы любите? (да - 1 балл, нет – 0 баллов)

7) Часто ли вам бывает скучно? (да – 0 баллов, нет – 1 балл)

8) Занимаетесь ли вы видами спорта, опасными для здоровья? (да – 0 баллов, нет – 1 балл)

9) Вы курите? (да – 0 баллов, нет – 1 балл)

10) Ваше отношение к вредным привычкам? (положительно – 0 баллов, отр. – 1 балл)

11)Ваш вес в норме? (да - 1 балл, нет – 0 баллов)

12) Часто ли вы волнуетесь или беспокоитесь по пустякам? (да – 0 баллов, нет – 1 балл)

Если вы набрали 11-12 баллов – вы ведете действительно здоровый образ жизни.

Если набрали меньше, вам есть над, чем работать:

3. Заключение

Говоря о здоровье человека, неотъемлемая часть его сохранения зависит от самих людей, начиная ещё с детского возраста. Поэтому важно научить ребят, молодёжь бережно относиться к своему здоровью, формировать здоровый образ жизни. Ведь человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. А здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни. С раннего возраста необходимо вести активный, здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, правильно питаться, отрицательно относиться к вредным привычкам - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровье есть сама жизнь с ее радостями, тревогами, творческим взлетом. Ни один нормальный человек в мире не хочет быть больным, все хотят быть здоровыми. Поэтому, данная проектная работа, на наш взгляд, поможет многим сделать для себя выводы, работать над собой, любить жизнь, а для этого необходимо крепкое здоровье! Хочется, чтобы нынешняя молодёжь и в будущем подрастающие поколения заботились о своём здоровье. В настоящее время становится модным не только быть хорошо образованным, умным, но и здоровым быть модно! Поэтому мы - за здоровый образ жизни!



Литература.

1. Александров А.А. Курение и его профилактика в школе./ АА.Александров, В.Ю.Александрова, – МЕДИА СФЕРА, 1996.,- 96с.

2. Осипов Ю.С. Большая Российская энциклопедия./ Ю.С. Осипов, – М.научное издательство, 2008г. – 300 с.

3. Профилактика алкоголизма, табакококурения, наркомании и токсикомании у детей и подростков / Под ред. Л.И. Кудря, С.А. Горячковой. - Архангельск, 2004. – 70 с.

4.Петров К.М. Экология человека и культура. - С-Пб, 1999, - 384 с.

5.Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. - М., 2003. - 432 с.

6. Регулян В.Ф. Путь к силе, красоте и грации / В.Ф. Регулян, - Душанбе: Ирфон, 1990.- 40с.

7.Хата З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке. -М., 2001. - 208 с



cca0ee66d5304025aace7b5145b98a32.jpg

c:\users\user1\desktop\фото нашего класса.jpg


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница