Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования



страница1/7
Дата25.06.2015
Размер1,01 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Содержание

  1. Пояснительная записка



  1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования



  1. Учебный план начального общего образования



  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования



  1. Программы отдельных учебных предметов, курсов



  1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования



  1. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни



  1. Программа коррекционной работы



  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования



    1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование нового типа взаимоотношений между личностью, обществом и государством, которое в полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что подразумевает принятие обеими сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Стандарт в этом контексте – это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования, его постоянного воспроизводства и развития.

На основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования разработана основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 5 город Апшеронск, имеющего государственную аккредитацию.

Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществлена самостоятельно с привлечением органа самоуправления гимназии, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Начальное общее образование способствует воспитанию нравственности у младших школьников; обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержку индивидуальности ребенка; физическое и психическое развитие детей.



Основными результатами образования в начальной школе являются:

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

В результате начального общего образования у учащихся должны быть сформированы:

- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни;

- желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

- математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является достижение указанных результатов, которые обеспечивают возможность продолжения образования на следующих ступенях системы непрерывного образования.

Основная образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; базисный учебный план образовательного учреждения; программы отдельных учебных предметов, курсов, а также программу духовно-нравственного развития «Казачата»; программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Доктор Айболит»; общеинтеллектуальную программу «Эрудит»; патриотическую программу «Родничок»; общекультурную программу «Азбука хорошего поведения»; спортивно-оздоровительную программу «Светофорик».

Учебный план соответствует требованиям к соотношению (объемам) составляющих программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.) и требованиям к соотношению обязательной части программы и части, которая сформирована участниками образовательного процесса.

Учебная нагрузка и режим занятий в соответствии с действующими санитарными нормами.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

• обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

Структура планируемых результатов учитывает необходимость:

определения динамики развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

• определения возможностей овладения обучающимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

• выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

Цели, характеризующие систему учебных действий

в отношении опорного учебного материала.

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается такая система знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы посредством накопительной системы оценки (например, портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

4. Программа формирования универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к оценке своей учебной деятельности;

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.



Выпускник получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.




  1. Программы отдельных учебных предметов, курсов

Содержание программы

1 класс



Тема

Цель

Практический навык

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Дата

1

В гостях у Доктора Айболита

-Прививать бережное отношение к воде

-Формировать навыки личной гигиены

-Пополнять знания о средствах по уходу за телом


Навыки правильного ухода за руками и телом




+

Кабинет


медсестры




2

Да здравствует мыло душистое!

- Прививать бережное отношение к воде

-Формировать навыки личной гигиены

-Пополнять знания о средствах по уходу за телом


Навыки правильного ухода за руками и телом

+







3

Режим дня

-Прививать бережное отношение к своему здоровью

-Воспитывать стремление к здоровому образу жизни

-развивать навыки контроля за режимом дня


Здоровый сон

+







4

Активный и пассивный отдых

-Прививать бережное отношение к своему здоровью

-Воспитывать стремление к здоровому образу жизни

-развивать навыки контроля за режимом дня


Здоровый сон




+

Спортивная площадка






5

Сон

-Прививать бережное отношение к своему здоровью

-Воспитывать стремление к здоровому образу жизни

-развивать навыки контроля за режимом дня


Здоровый сон

+







6

Гигиена органов зрения

-Прививать бережное отношение к органам зрения

-Развивать навыки ухода за глазами

-Расширять знания учащихся о строении глаз у людей и животных


Уход за глазами. Предупреждение нарушения зрения




+

Кабинет биологии






7

Гигиена органов зрения

-Прививать бережное отношение к органам зрения

-Развивать навыки ухода за глазами

-Расширять знания учащихся о строении глаз у людей и животных


Уход за глазами. Предупреждение нарушения зрения

+







8

«Зубастики»

-Прививать бережное отношение к зубам

-Развивать навыки ухода за зубами

- Расширять знания учащихся о строении зубов


Уход за зубами. Предупреждение кариеса

+







9

«Зубастики»

-Прививать бережное отношение к зубам

-Развивать навыки ухода за зубами

- Расширять знания учащихся о строении зубов


Уход за зубами. Предупреждение кариеса




+

Стоматологическая поликлиника






10

Части тела и их предназначение

-Прививать навык ухода за кожей, волосами, ногтями

-Воспитывать бережное отношение к своему организму

Расширять представление о средствах по уходу за волосами и кожей детей


Уход за волосами, кожей, ногтями

+







11

Гигиена и уход за волосами

-Прививать навык ухода за кожей, волосами, ногтями

-Воспитывать бережное отношение к своему организму

Расширять представление о средствах по уходу за волосами и кожей детей


Уход за волосами, кожей, ногтями

+







12

Гигиена и уход за кожей, ногтями

-Прививать навык ухода за кожей, волосами, ногтями

-Воспитывать бережное отношение к своему организму

Расширять представление о средствах по уходу за волосами и кожей детей


Уход за волосами, кожей, ногтями




+

Кабинет


медсестры




13

Правила еды

-Прививать навык правильного питания и хранения продуктов

-воспитывать правила поведения за столом

-Прививать навык правильного ухода за посудой


Употребление полезных продуктов, независимо то вкуса человека. Правила ухода за посудой




+

столовая





14

О пользе правильного питания

-Прививать навык правильного питания и хранения продуктов

-воспитывать правила поведения за столом

-Прививать навык правильного ухода за посудой


Употребление полезных продуктов, независимо то вкуса человека. Правила ухода за посудой

+







15

Правила хранения продуктов

-Прививать навык правильного питания и хранения продуктов

-воспитывать правила поведения за столом

-Прививать навык правильного ухода за посудой


Употребление полезных продуктов, независимо то вкуса человека. Правила ухода за посудой




+

столовая





16

Уход за посудой

-Прививать навык правильного питания и хранения продуктов

-воспитывать правила поведения за столом

-Прививать навык правильного ухода за посудой


Употребление полезных продуктов, независимо то вкуса человека. Правила ухода за посудой




+

столовая





17

Правила поведения за столом

-Прививать навык правильного питания и хранения продуктов

-воспитывать правила поведения за столом

-Прививать навык правильного ухода за посудой


Употребление полезных продуктов, независимо то вкуса человека. Правила ухода за посудой




+

столовая





18

Выбор медицинских услуг

-Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих

-Развивать навыки предупреждения болезней



Поведение во время болезни. Пользование медицинскими услугами. Общение с врачом

+







19

Общение с врачом

-Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих

-Развивать навыки предупреждения болезней



Поведение во время болезни. Пользование медицинскими услугами. Общение с врачом




+

Врач и медсестра






20

Профилактика заболеваний

-Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих

-Развивать навыки предупреждения болезней



Поведение во время болезни. Пользование медицинскими услугами. Общение с врачом




+

Кабинет


медсестры




21

Если хочешь быть здоров!

-Прививать навыки закаливания организма

-Расширять представления детей о способах закаливания организма



Закаливание организма

+







22

Закаливание организма

-Прививатьнавыкизакаливанияорганизма

-Расширять представления детей о способах закаливания организма



Закаливание организма

+







23

Роль зарядки для здоровья

-Прививатьнавыкизакаливанияорганизма

-Расширять представления детей о способах закаливания организма



Закаливание организма




+

Спортивный зал






24

Зелёная аптека

-Пополнять запас знаний о лекарственных растениях

-Прививать навык правильного сбора грибов и растений

-Расширить представления детей о видах грибов


Сбор грибов и ягод

+







25

О грибах и растениях

-Пополнять запас знаний о лекарственных растениях

-Прививать навык правильного сбора грибов и растений

-Расширить представления детей о видах грибов


Сбор грибов и ягод




+

Прилегающая территория школы






26

Лекарственные растения

-Пополнять запас знаний о лекарственных растениях

-Прививать навык правильного сбора грибов и растений

-Расширить представления детей о видах грибов


Сбор грибов и ягод

+







27

Растения Красной книги

-Пополнять запас знаний о лекарственных растениях

-Прививать навык правильного сбора грибов и растений

-Расширить представления детей о видах грибов


Сбор грибов и ягод




+

Школьная


библиотека




28

Лекарственные растения краснодарского края

-Пополнять запас знаний о лекарственных растениях

-Прививать навык правильного сбора грибов и растений

-Расширить представления детей о видах грибов


Сбор грибов и ягод




+

Городская библиотека






29

Как правильно собирать грибы

-Пополнять запас знаний о лекарственных растениях

-Прививать навык правильного сбора грибов и растений

-Расширить представления детей о видах грибов


Сбор грибов и ягод

+







30

Как правильно собирать лекарственные растения

-Пополнять запас знаний о лекарственных растениях

-Прививать навык правильного сбора грибов и растений

-Расширить представления детей о видах грибов


Сбор грибов и ягод

+







31

Экскурсия в лес

Отработка полученных навыков







+




32

Экскурсия в поле

Отработка полученных навыков







+




33

Научно-практическая конференция

«Если хочешь быть здоров!»



Подведение итогов




+






  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница