Модуль профилактика стоматологических заболеваний



Скачать 142,62 Kb.
Дата25.06.2015
Размер142,62 Kb.
МОДУЛЬ 1. Профилактика стоматологических заболеваний
СТРУКТУРА ОЦЕНИВАНИЯ

Текущий контроль усвоения модуля (макс.)

Практические занятия


Количество баллов (макс)

Одно занятие

В сумме

Смысловой модуль 1

Темы №№ 1 – 8

3

24

№9 Контроль смыслового модуля 1

7

7

Смысловой модуль 2

Темы 10-21

3

36

№22 Контроль смыслового модуля 2

7

7

Смысловой модуль 3

Темы 23-32

3

30

№33 Контроль смыслового модуля 3

7

7

Всего за практические занятия (максимальный балл)

111

Индивидуальная исследовательская самостоятельная работа студента


9

Всего за текущий контроль


120

Итоговый контроль усвоения модуля (макс.)

Письменный контроль


30 тестовых заданий

30

Пактические навыки

3 навыка

15

Устный ответ

3 ситуационные задачи

15

4 контрольных вопроса

20

Всего за итоговый контроль (максимальный балл)

80

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ за усвоение Модуля 1


200


Текущий контроль знаний Модуля 1

Оценивание практических занятий осуществляется 3-х бальной шкалой.

Оцениваются: тестовый контроль – 1 балл;

устный ответ – 1 балл;

практические навыки – 1 балл.

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МОДУЛЯ

(ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СМЫСЛОВЫХ МОДУЛЕЙ)

Баллы


Устный ответ

Тесту задания

Практический навык

1

Полный ответ

17-20

Выполнен правильно

0,5

Несущественные ошибки

12-16

Допущены ошибки

0

Неверный ответ

Менее 12

Не выполнен

Оценивание контрольных занятий смысловых модулей осуществляется по 7-ми бальной шкалой. Оцениваются: тестовый контроль – 2 балла;



устный ответ – 3 балла;

практические навыки – 2 балла

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

СМЫСЛОВЫХ МОДУЛЕЙ

Тестовый контроль

(20 тестовых заданий)



Устный ответ


Практический навык

Кол-во баллов

Правильные ответы

Кол-во баллов

Критерии

Количество баллов

Критерии

-

-

«

Полный ответ

-

-

«

17-20

«

Допущены неточности

«

Выполнен

правильно

«

11-16

«

Допущены ошибки

«

Допущены неточности

«

Менее 11

«

Неверный ответ

«

Навыком

не владеет


Текущая учебная деятельность:

Максимальное количество баллов: 111 балла + 9 (за ИСРС) составляет 120 баллов

Минимальное количество баллов для допуска к итоговому модульному контролю: составляет 42 балла
рЕКОМЕНДОВАНные темы для ИНДИВИДУАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ самостОЯТЕЛЬНОЙ работы студентов (ОЦЕНИВАЕТСЯ В 9 бАЛЛОВ) :

    1. Распространенность и интенсивность кариозного поражения в возрастной группе детей учебного заведения.

    2. Изучение типа микрокристаллизации ротовой жидкости у группы студентов.

    3. Распространенность и интенсивность заболеваний пародонта у детей в дошкольных учебных заведениях и школах.

    4. Провести обследование группы детей учебного заведения за методикой ВООЗ с заполнением карты ВООЗ.

    5. Провести обследование состояния гигиены рта в группе детей учебного заведения.

    6. Эффективность герметизации фиссур зубов с помощью различных герметиков.

    7. Определение эффективности профилактических мероприятий после проведенного курса экзогенной и эндогенной профилактики препаратами кальция и фтора.

    8. Разработка схем профилактики стоматологических заболеваний в зависимости от содержания фтора в питьевой воде.

Итоговый контроль знаний Модуля 1 (ПМК)
РАСпРЕдЕлЕНИЕ балЛОв при ИТОГОВОМ модульном контролЕ

Вид контролю


Количество баллов

1
Письменный контроль

30 тестовых заданий

30

2



Практические навыки

3 навыка

15

3 ситуационные задачи

15

3

Устный ответ

4 контрольных вопроса

20

Общее количество баллов

80



Критерии оценивания устного ответа:

5 баллов - за полный и правильный ответ;

4 балла - незначительные ошибки в ответе;

3 балла - частичное раскрытие вопроса

2 балла - существенные ошибки в ответе;

1 балл - раскрыта незначительная часть материала;

0 баллов - отсутствует ответ на вопрос.
Критерии оценивания практического навыка:

5 баллов - студент уверенно, последовательно, методически правильно без ошибок и неточностей выполняет практический навык.

4 балла - студент последовательно без ошибок с некоторыми техническими неточностями выполняет практический навык.

3 балла - студент последовательно но с ошибками и техническими неточностями выполняет практический навык.

2 балла - студент нарушает алгоритм выполнения навыка.

1 балл - студент воспроизводит незначительную часть навыка, имеет нечеткие представления о поставленном задании.

0 баллов - студент не выполняет практический навык.
Критерии оценивания ситуационной задачи:

5 баллов - студент методически правильно и без ошибок развязал ситуационную задачу;

4 балла - студент допустил отдельные неточности при развязывании ситуационной задачи;

3 балла - ход выполнения ситуационной задачи верен, но допущены ошибки в конечном результате и неточности в выводах;

2 балла - в задаче допущении существенные ошибки, ответ, неправильная;

1 балл - больше часть ситуационной задачи не выполнена, выводы и ответ отсутствуют;

0 баллов - ситуационная задача не развязана.


Итоговый модульный контроль:

Максимальное количество баллов: составляет 80 баллов

Минимальное количество баллов для зачисления Модуля 1: не менее 50 баллов.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОМУ МОДУЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ

I РАЗДЕЛ


  1. Организация стоматологической помощи детям.

  2. Организационные формы и принципы диспансеризации детского населения у стоматолога в зависимости от степени риска развития стоматологических заболеваний.

3. Диспансерные группы, их характеристика.

4. Этапы диспансеризации, оценка эффективности диспансеризации.

5. Анатомо-физиологические особенности детского организма. Периоды
детского возраста.

6. Внутриутробное развитие челюстно-лицевой области и зубов. Значение


возрастных особенностей формирования челюстно-лицевой области для проведения
профилактических мероприятий.

  1. Сроки и признаки физиологического прорезывания временных зубов. Механизм прорезывания зубов.

  2. Рост, развитие, формирование зубов и тканей пародонта. Факторы, влияющие на закладку и минерализацию зубов в антенатальном и постнатальном периодах.

  3. Периоды развития временных зубов. Сроки закладки, минерализации и прорезывания зубов.

  1. Этапы формирования корней временных зубов. Период стабилизации. Период рассасывания корней временных зубов, основные типы резорбции.

  2. Сроки и признаки физиологического прорезывания постоянных зубов у детей. Периоды развития постоянных зубов.

12. Сроки закладки, формирования и минерализации постоянных зубов у детей.

  1. Этапы формирования корней постоянных зубов.

  2. Анатомо-топографические особенности временных зубов.

  3. Анатомо-топографические особенности постоянных зубов. Отличия временных зубов от постоянных.

  4. Периоды развития постоянных зубов у детей. Зависимость развития зубов от общего состояния организма.

  5. Эмаль зуба. Гистологическое строение, физические свойства.

  6. Химический состав интактной эмали. Проницаемость эмали. Изменения её при кариесе.

  7. Механизм деминерализации эмали.

  1. Незрелая эмаль как возможный кариесогенный фактор. Методы и средства профилактического влияния.

  2. Гомеостаз твердых тканей зуба после прорезывания. Механизмы регуляции.

  3. Слюна. Ее состав, свойства, роль в поддержании гомеостаза твердых тканей зубов.

  4. Методы исследования физико-химических свойств слюны. Их прогностическое значение.

  5. Микрофлора ротовой полости. Ее физиологическое значение, участие в механизмах развития кариеса и заболеваний пародонта.

  6. Микрофлора ротовой полости в норме и при патологических процессах (кариес, болезни пародонта).

  7. Механизмы защиты ротовой полости и их роль в профилактике кариеса
    зубов, заболеваний пародонта.

27. Факторы неспецифического иммунитета ротовой полости.

  1. Пародонт у детей, особенности строения в разные возрастные периоды.

  2. Возрастные особенности зубо-десневой борозды в норме и при воспалительных явлениях. Состав и свойства десневой жидкости, её функции.

II РАЗДЕЛ

  1. Методика обследования ребенка у стоматолога.

  2. Эпидемиология основных стоматологических заболеваний.

3. Эпидемиологическое обследование в стоматологии. Методы, учетные формы.

4. Карта ВОЗ, ее характеристика. Методика заполнения карты эпидемиологического обследования по ВОЗ. Оценка результатов.

5. Методы изучения в эпидемиологических исследованиях факторов риска
развития основных стоматологических заболеваний. Формирование возрастных
групп. Объем выборки по ВОЗ.


  1. Оценочные критерии результатов внедрения профилактических мероприятий на основе эпидемиологических исследований.

  2. Влияние климато-географических, социально-экономических, экологических факторов на распространенность и интенсивность кариеса и болезней пародонта у детей.

  1. Кариесрезистентность и кариесвосприимчивость зубов.

  2. Кариесогенная ситуация в полости рта. Факторы, приводящие к её формированию, методика их выявления и устранения.

  1. Распространённость и интенсивность кариеса зубов у детей. Индексная оценка кариеса.

  2. Современные взгляды на этиологию и патогенез кариеса и заболеваний пародонта.

  3. Клиническая диагностика кариеса. Методика её проведения.

  4. Очаговая деминерализация эмали. Клинико-морфологическая характеристика.

  5. Витальные методы донозологической диагностики кариеса зубов (индексы Леус-Боровского и Аксамит).

  6. Тест эмалевой резистентности (ТЭР-тест) Окушко.

16 Клиническая оценка скорости реминерализации эмали (КОСРЭ-тест).

17. Оценка гигиенического состояния ротовой полости по индексам


Федорова-Володкиной, Грин-Вермиллиона, Силнес-Лоу.

  1. Зубные отложения, их виды и роль в патогенезе кариеса зубов и заболеваний пародонта.

  2. Кутикула, пеликула, зубная бляшка, зубной налёт. Определение понятий.

  3. Роль зубного налёта в развитии кариеса зубов. Зубная бляшка, ее состав, свойства и влияние на твердые ткани зубов.

  4. Минерализованные зубные отложения. Их состав и влияние на органы ротовой полости.

  5. Методика выявления и удаления зубных отложений. Механические и физические методы снятия зубных отложений. Профилактика их образования.

  6. Современные взгляды на этиологию и патогенез болезней пародонта. Местные факторы, обуславливающие заболевания пародонта. Мероприятия по их устранению.

24. Углеводы в генезисе кариеса. Механизм действия. Методы предупреждения их действия.

25. Виды Сахаров и их местное действие. Нормы употребления сахара и последствия их нарушения.



  1. Индексная оценка состояния тканей пародонта. Индекс СРІТN и КПИ.

  2. Индексная оценка состояния тканей пародонта. Индексы РМА и РМА в модификации Парма. Проба Шиллера-Писарева.

  3. Индексная оценка состояния тканей пародонта. Индекс Pl Рассела (Russel).

III РАЗДЕЛ

1. Понятие о профилактике. Первичная, вторичная, третичная профилактика.

2. Составные части стоматологической профилактики как системы медицинского обслуживания населения.

3. Научное обоснование первичной профилактики кариеса зубов, её роль в


предупреждении стоматологических заболеваний.

4. Понятие о вторичной и третичной профилактике, их задания.

5. Комплексная система профилактики кариеса зубов. Основные и
дополнительные методы программы.


  1. Планирование комплексной программы профилактики.

  2. Принципы оценки эффективности внедрения программы профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта.

  3. Организация комплексной профилактики кариеса зубов. Государственный, групповой, индивидуальный уровни внедрения.

  1. Понятие о качестве жизни и стоматологическом здоровье, его значение для качества жизни.

  2. Санитарное образование в системе комплексной профилактики. Его виды. Основные формы санитарно-образовательной работы с разными контингентами населения.

11. Воспитательные мероприятия в санитарном образовании в разных возрастных периодах.

  1. Понятие о мотивации. Этапы повышения мотивации.

  1. Особенности реализации программы профилактики в медицинских заведениях, детских садах, школах.

  2. Понятие об эндогенной профилактике. Методы и средства эндогенной профилактики кариеса в разные возрастные периоды.

  3. Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний. Организация, методы внедрения. Рациональное питание беременной женщины.

  4. Постнатальная профилактика стоматологических заболеваний. Организация, методы внедрения.

  5. Грудное вскармливание. Его роль в профилактике стоматологических заболеваний. Пищевой рацион женщины в период лактации.

  1. Фторирование воды, молока, поваренной соли. Показания, эффективность.

  1. Эндогенная фторпрофилактика кариеса. Показания, дозирование, эффективность профилактики. Механизм действия фтора.

  2. Фтористые препараты для профилактики кариеса. Представители. Дозирование. Показания к применению, эффективность.

  3. Макро- и микроэлементные препараты в профилактике кариеса в пищевых продуктах и медикаментах.

  4. Препараты, влияющие на общую резистентность организма, и препараты, нормализующие функцию слюнных желез, как средства эндогенной профилактики.

  5. Понятие об экзогенной профилактике. Виды, методы, средства.

  6. Методы и принципы осуществления экзогенной профилактики. Роль профессиональной гигиены ротовой полости в экзогенной профилактике кариеса и болезней пародонта.

  7. Экзогенная профилактика кариеса препаратами фтора. Методика проведения, оценка эффективности. Механизм действия.

  8. Значение кальция, фосфата, микроэлементов для экзогенной профилактики кариеса. Механизм действия. Средства.

  9. Индивидуальная профилактика заболеваний пародонта в разные возрастные периоды.

28. Правила планирования индивидуальной программы профилактики
заболеваний пародонта в разные возрастные периоды.

29. Средства по уходу за полостью рта. Виды. Предметы гигиены (основные и дополнительные), средства гигиены (основные и дополнительные).



  1. Методики чистки зубов. Стандартный метод. Контролируемая чистка зубов в организованных детских коллективах.

  2. Зубные щётки, их виды, назначение. Основные требования к зубным щеткам при их индивидуальном подборе. Правила хранения и сроки использования.

32. Зубные пасты как средство очистки зубов. Их состав, свойства и показания к применению (гигиенические, лечебно-профилактические, противокариозные с содержанием фтора и кальция, пасты, содержащие лекарственные травы и солевые компоненты).

33. Зубные эликсиры. Виды, свойства. Особенности применения у детей полосканий, ротовых ванночек.



  1. Жевательные резинки. Виды, состав, свойства. Влияние на органы полости рта и организм ребенка.

  2. Классификация фиссур. Дифференциальная диагностика неминерализованных фиссур с фиссурным кариесом.

36. Герметизация фиссур как метод профилактики кариеса жевательных
зубов. Классификация герметиков, показания к применению. Эффективность
метода.

37. Методика проведения герметизации с помощью композитов и


стеклоиономерных цеменов. Положительные и отрицательные моменты.

Зав. кафедры детской стоматологии,



д.мед.н., профессор Г.М.Мельничук


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница