Симонова Елена Васильевна, профессор кафедры микробиологии гбоу впо игму 2011г рабочая программа



страница1/2
Дата25.06.2015
Размер0,55 Mb.
  1   2

МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России)

Медико-профилактический факультет

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР ГБОУ ВПО ИГМУ

Минздравсоцразвития России

________________ А.В.Щербатых

____ ___________ 2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ. ИММУНОЛОГИЯ.

МИКРОБИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА

для специальности: «стоматология»


Код по ОКСО: 060105
Разработчик:

Симонова Елена Васильевна,

профессор кафедры микробиологии ГБОУ ВПО ИГМУ
2011г.

Рабочая программа составлена в соответствии с

1. Государственным общеобразовательным стандартом, типовой программой по курсу «МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ С КУРСОМ МИКРОБИОЛОГИИ ПОЛОСТИ РТА», утвержденной ГОУ, Всероссийским учебно-научно-методическим Центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения Российской федерации от 2001 года и являющейся базовой для всех стоматологических факультетов высших медицинских учебных заведений страны: «Программа по микробиологии, вирусологии, иммунологии с курсом микробиологии полости рта» - М.: ГОУ ВУНМЦ.- 2001.- 23с.

2. Модели специалиста - квалификационной характеристики врачей по специальности «стоматология».


Рецензенты1:

Заведующий кафедрой хирургической стоматологии факультета постдипломной подготовки ИГМУ, к.м.н, доцент Виноградова А. В.

Доцент кафедры общей биологии и экологии ЕГФ ФГБОУ «ВСГАО», к.б.н. Денисова Т.П.

УТВЕРЖДЕНА

на заседании кафедры полное наименование кафедры

____ ___________ 20_____ г. протокол №

Зав. кафедрой микробиологии ГБОУ ВПО ИГМУ академик РАМН, д.м.н., профессор ________________-___-В.И Злобин

СОГЛАСОВАНА


Председатель ФМС

декан медико-профилактического факультета, к.м.н., доцент _____________А.И. Белых

____ ___________ 20_____ г.
Начальник учебного отдела ____________________ Е.Л. Воронова

____ ___________ 20_____ г.


ОГЛАВЛЕНИЕ




Обозначения и сокращения …………………………………………………….................
Пояснительная записка ………………………………………………………….................
Структура и содержание дисциплины ……………………………………………………
Список литературы……………………………………………................
Лист согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности (со смежными кафедрами)……………………………………………………………………..
Лист дополнений и изменений в рабочей программе учебной дисциплины…………..

4
5
9
28

29
30


.

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ


УИРС – учебно-исследовательская работа студента

ЗППП- заболевания передающиеся половым путем

ОРВИ- острые респираторные инфекции

ВИЧ- вирус иммунодефицита человека

СПИД- ВИЧ в терминальной стадии развития

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПРЕДМЕТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: микробиология – наука, изучающая особенности жизнедеятельности мельчайших форм жизни и их характер взаимодействия в биосфере. Являясь фундаментальной теоретической дисциплиной, она способна реализовать результаты своих научных исследований в клинической практике и тем самым, приобретая общемедицинское значение. Изучая механизмы развития инфекционного процесса, с позиции микробного возбудителя, она определяет микробиологические принципы лабораторной диагностики инфекционных заболеваний человека, определяет стратегию борьбы с патогенными микроорганизмами и формирует представления о рациональной антимикробной терапии. Наряду с бактериальными инфекциями, в последние годы актуальной становится проблема вирусных заболеваний человека. Это связано с увеличением их удельного веса в патологии человека по сравнению с другими микробными инфекциями. В частности, с вирусами связывают возникновение опухолей, развития специфических болезней полости рта, а поэтому необходимо расширять и углублять знания студентов данной специальности в этой области.

Поскольку в развитии инфекционного процесса ведущее значение принадлежит иммунной системе, то ее значение как защитной реакции в ответ на присутствие инфекционного агента в организме человека студенты должны вынести с кафедры микробиологии. Возросшая роль иммунологических исследований в стоматологии, которые проводятся с диагностической целью, а также необходимые для понимания сущности механизмы возникновения заболеваний, связанные с нарушением иммунной системы организма при решении проблем тканевой несовместимости при протезировании и имплантации зубов определяют необходимость введения в предмет этого раздела для углубленного изучения.



ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: согласно квалификационным требованиям, предъявляемым к подготовке врача по специальности «стоматология», в рабочей программе по изучению предмета «МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ с курсом МИКРОБИОЛОГИИ ПОЛОСТИ РТА» получила развитие тематика, имеющая непосредственное отношение к этиопатогенезу, иммунологии, иммунопатологии, химио- и иммунотерапии и профилактики различных стоматологических заболеваний микробной природы, а также микробиологическим методам их диагностики. Это и позволило определить основную цель данной дисциплины - сформировать фундаментальные представления о биологических свойствах инфекционных агентов и закономерностях функционирования иммунной системы при развитии инфекционного процесса, а также о влиянии факторов внешней среды на характер взаимоотношений в экологической системе «макроорганизм-микрофлора».

В связи с этим в задачи изучения предмета «МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ с курсом МИКРОБИОЛОГИИ ПОЛОСТИ РТА» входит:



  1. Формирование представления о биологических особенностях непатогенных и патогенных микробов связанных с жизнедеятельностью человека.

  2. Знание вопросов микроэкологии и распространенности микробов в природе (макроэкология).

  3. Знание вопросов патогенеза заболеваний полости рта, микробной природы.

  4. Умение использовать методы микробиологической и иммунологической диагностики инфекционных заболеваний, а также интерпретации полученных результатов.

  5. Знание вопросов специфического лечения и профилактики инфекционных заболеваний.

  6. Умение владением методов обезвреживания микробов в объектах внешней среды.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: в процессе освоения учебного материала по дисциплине студент должен получить представления:

- об окружающем мире микробов,

- о структурной организации микроорганизмов;

- о структуре и функционировании микробных систем,

- о характере взаимоотношений микроорганизмов с человеком и способах защиты от патогенных микроорганизмов;

- механизмах изменчивости в микробных популяциях и их практическое значение в клинических условиях;



студент должен знать:

- микробиологические методы лабораторной диагностики инфекционных заболеваний человека, используемые в практическом здравоохранении: микроскопический, культуральный, иммунологические и экспресс-диагностические;

- особенности взятия, транспортировки исследуемого материала от стоматологических больных;

- значение микрофлоры и ее значение в жизнедеятельности человека, микробиоценоз полости рта и его значение в норме и развитии патологических процессов;

- механизмы действия на микробную клетку антимикробных препаратов, осложнения при их применении, принципы рациональной терапии;

- знать роль микро- и макроорганизма в развития инфекционного процесса;

- формы иммунного ответа в ответ на действие инфекционного агента;

- препараты для специфической профилактики и лечения инфекционных заболеваний человека:

- о санитарно-микробиологических исследованиях в стоматологических кабинетах (клиниках) с целью определения эпидемического благополучия (объектов внешней среды стоматологических клиник: воздух, смывы с инструментария, рук персонала, определить стерильность шовного материала и лекарственных препаратов и др. по комплексу микробиологических показателей).

студент должен уметь:

- практически применять теоретические знания по влиянию факторов внешней среды на микроорганизмы для их обезвреживания;

- работать с патогенным биоматериалом и соблюдать правила безопасности работы с микроорганизмами III -IY грппы патогенности;

- проводить взятие исследуемого материала от больного;

Успешное выполнение программы по «микробиологии, иммунологии и микробиологии полости рта» дадут возможность студенту приобрести опыт самостоятельно:

- расшифровывать антибиотикограмму;

- определять минимально-подавляющую концентрацию антибиотиков к культурам микроорганизмов;

- интерпретировать результаты микробиологических и иммунологических исследований в обследовании больных с патологией челюстно-лицевой области;

- приготавливать микропрепараты из исследуемого материала больно;

- окрашивать микропрепараты простыми и сложными (метод Грама) методами;

- микроскопировать микропрепараты с использованием иммерсионной системы;

- проводить посев исследуемого материала на питательные среды с целью транспортировки в клиническую микробиологическую лабораторию.



МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПОСКНИКА: для эффективной организации учебного процесса разработана настоящая рабочая программа, которая ориентирована на модель специалиста соответствующая квалификационной характеристики врача – стоматолога. В нее включены наиболее важные вопросы, знания которых необходимы для формирования общебиологического и клинического мышления обучающихся. Одновременно они служат базой для изучения последующих смежных дисциплин по вертикали образования.

В процесс обучения включены классические возбудители инфекционных заболеваний, расширен круг для изучения микробов-оппортунистов, участвующих в развитии эндогенной инфекции в полости рта, а также возбудителей госпитальной инфекции. Вместе с тем сокращены учебные часы на изучение возбудителей ликвидированных инфекций. Сделан акцент на изучение вопросов формирования механизмов защиты макроорганизма в процессе развития инфекции. Рассматривается роль иммунологических исследований в стоматологии, необходимых для понимания сущности механизмов возникновения заболеваний, связанных с нарушениями иммунной системы организма и при решении проблем тканевой несовместимости при протезировании и имплантации зубов. Рассматриваются принципы диагностики возбудителей инфекционных заболеваний у человека. Большое внимание уделяется на изучение микробиологических основ асептики, антисептики, дезинфекции, молекулярно-биологических основ химиотерапии.

Преподавание микробиологии и иммунологии на стоматологическом факультете проводится в виде лекционного курса и практических занятий с зачетами по основным разделам пройденного материала и заключительным экзаменом.

Теоретическая подготовка, а также практические навыки по данной дисциплине ориентированы на конечную цель подготовки врача-стоматолога, а также на интересы смежных дисциплин.

Теоретическая подготовка ориентирована на рассмотрение методологических вопросов причинно-следственных связей складывающихся между изменениями патогенных агентов и иммунного состояния организма человека. Это позволяет объяснять наблюдаемые изменения в этиологической структуре, патогенезе, клинике и эпидемиологии современных инфекционных заболеваний человека и их проявлениям в полости рта, что способствует формированию профессионального мировоззрения будущего специалиста.

Практические занятия по специальному курсу предлагается проводить по принципу клинической микробиологии. Для этого в программе предусмотрены занятия, по микробиологической диагностике важнейших инфекционных заболеваний проявляющихся в полости рта сгруппированных по патогенетическому и эпидемиологическому принципу. Рекомендовано отражать общие принципы лабораторных исследований, выбор материала от больного для микробиологического исследования, исходя из предварительного диагноза и сроков болезни, обосновывать метод исследования, а также правила его взятия и работы с инфекционным материалом. Уделяется внимание оформлению документации при направлении материала в микробиологическую лабораторию, а также интерпретация полученных данных исследований и их значение в постановке окончательного клинического диагноза. Такая методика преподавания позволяет расширять возможность для проведения УИРС на лабораторных занятиях и способствует развитию врачебного мышления, чему также служит метод решения ситуационных задач.

Занятия планируется проводить в условиях, максимально приближенных по организации и оборудованию к практическим лабораториям. Рабочее место студента должно оснащено микроскопом, спиртовкой и набором необходимого оборудования. Под контролем преподавателя, пользуясь методическими указаниями, студенты самостоятельно проводят лабораторные исследования.

Преподавание микробиологии предусматривает изложение большинства тем по общему плану, но вместе с тем носит профильный характер.



ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ: в соответствии с Госстандартом преподавание «МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ И КУРСА МИКРОБИОЛОГИИ ПОЛОСТИ РТА» проводится на IY-Y семестрах (2-3 курс). На ее выполнение отводится 200 часов, из которых учебные часы составляют 133 часа и 67 часов самостоятельной работы студента. Форма обучения очная.

Вид учебной работы






Распределение учебной нагрузки

по специальности





Всего в часах (кредитах)




Номера семестров изучения дисциплины

4-5

4

5

Общая трудоемкость дисциплины

200 (5,56)

57 (1,58)

143 (3,97)

Аудиторные занятия:

133 (3,69)

38 (1,06)

95 (2,64)

Лекции

38 (1,06)

19 (0,53)

19 (0,53)

Практические (клинические)

занятия

95 (2,64)

19 (0,53)


76 (2,11)

семинарские занятия










лабораторные работы










Самостоятельная работа

67 (1,86)

19 (0,53)

48 (1,33)

Виды контроля:

промежуточного /

итогового контроля


экзамен




27 (0,75)



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение студентом-стоматологом «МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ И КУРСА МИКРОБИОЛОГИИ ПОЛОСТИ РТА» складывается из ряда последовательных этапов, обеспечивающих лучшее понимание и усвоение учебного материала.

Тематический план учебной дисциплины




Наименование разделов и тем

дисциплины



Количество часов

Специальность

Всего

Аудиторные занятия

Сам-ная

работа


Л

ПЗ




1

2

3

4

5

Введение

1

1

-

-

Тема: Вводная лекция

1

1

-

-

Раздел I. Общая микробиология

38

8

18

12

Тема 1.1. Многообразие микроорганизмов

8

2

6




Тема 1.1а. Морфология микроорганизмов: Значение микроорганизмов в жизнедеятельности человека. Биология L-форм бактерий и их роль в патологии человека.

3


-

-

3

Тема 1.2. Физиология и биохимия микроорганизмов

8

2

6




Тема 1.2а. Физиология микроорганизмов:

Формирование факторов патогенности в зависимости от условий жизнедеятельности микробной клетки. Практическое использование биохимической активности микроорганизмов в медицине.



3

-

-

3

Тема 1.3. Генетика микроорганизмов.

2

2

-




Тема 1.3а. Генетика микроорганизмов:

Роль плазмид в экспрессии факторов патогенности. Принципы функционирования микробных генов. Применение генетических методов в диагностике инфекционных заболеваний и индикации микроорганизмов в объектах внешней среды.



3

-

-

3

Тема 1.4. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы

6

2

4




Тема 1.4а. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы: Биологические мутагены как агенты нарушающие генетическую структуру микроорганизмов. Использование биологических свойств микробов для их уничтожения под влиянием факторов внешней среды.

3

-

-

3

Тема 2.5. Экология микроорганизмов. Экологические связи в микробиоценозах. Экологические среды микробов (Самостоятельная работа). Итоговое занятие по разделу: «Морфология микроорганизмов. Физиология микроорганизмов. Генетика микроорганизмов. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы»

2

-

2




Раздел II. Инфекция

9

2

2

5

Тема 2.1. Учение об инфекционном процессе.

4

2

2




Тема 2.1а. Экология микроорганизмов: а) Биологическое значение формирования мутуалистических и коменсалистических взаимоотношений между макро- и микроорганизом. Инфекция как разновидность паразитизма.

5

-

-

5

Раздел III. Иммунитет

23,5

3,5

14

6

Тема 3.1. Неспецифические факторы резистентности в полости рта

3,5

1,5

2




Тема 3.2. Формы иммунного ответа: антителообразование и иммунологическая память

3

1

2




Тема 3.3.Формы иммунного ответа: аллергия и иммунологическая толерантность (ГЗТ и ГНТ)

3

1

2




Тема 3.4. Основы иммунопрофилактики и иммунотерапии инфекционных заболеваний

2

-

2




Тема 3.5. Иммунологические реакции в диагностике инфекционных болезней.

4

-

4




Тема 3.1 Иммунная система: Защита организма от внеклеточной и внутриклеточной инфекции. Клетки, осуществляющие иммунный ответ. Источники разнообразия антигенраспознающих структур..Взаимодействие клеток при гуморальном иммунном ответе. Реакции клеточного иммунитета. Регуляция иммунного ответа. ГЗТ и ее роль в инфекционной патологии.

6

-

-

6

Тема 3.6. Итоговое занятие по разделу «ИНФЕКЦИЯ И ИММУНИТЕТ»

2

-

2




Зачетное занятие

2

-

-

-

Раздел IY. Частная микробиология

30

6

22

2

Тема4.1 Инфекционные болезни и их проявление в полости рта: дифтерия, эпидемический церебральный менингит, туберкулез и актиномикоз.

5

1

4

-

Тема4.2. Возбудители клостридиальной инфекции челюстно-лицевой области

5

1

2

-

Тема4.3. Возбудители заболеваний,  передающихся половым путем: гонококки, спирохеты, хламидии, микоплазмы. Проявление в полости рта.

6

2

4

-

Тема 4.4. Возбудители кишечных инфекций бактериальной природы.

10

2

8

-

Тема 4.1а. Бактерии - возбудители инфекционных заболеваний человека: Взаимоотношения аллергии и иммунитета при туберкулезе. Диагностическая ценность отдельных методов лабораторной диагностики инфекционных заболеваний человека в соответствии с фазами патогенеза

2

-

-

2

Тема 4.5 Итоговое занятие по разделу «Частная бактериология»

4




4

-

Раздел Y. Грибы - возбудители инфекционных заболеваний человека

2

-

-

2

Тема 5.1а. Патогенные грибы - возбудители заболеваний человека: Морфо-биологические особенности патогенных грибов и их значение для патогенеза заболеваний и эффективности профилактики. Роль грибов в патологии человека. Диагностическая ценность отдельных методов лабораторной диагностики инфекционных заболеваний, вызванных грибами в зависимости от стадии патогенеза.

2

-

-

2

Раздел YI. Вирусология

22

6

12

4

Тема 6.1. Введение в вирусологию.

6

2

4

-

Тема 6.2. Возбудители ОРВИ. Вирус гриппа. Вирус паротита.

5

1

4

-

Тема 6.3. Герпесвирусы. Значение в патологии челюстно-лицевой области

1

1

-

-

Тема 6.4. Вирусы гепатитов

1

1

-

-

Тема 6.5. Возбудители медленных вирусных инфекций – ВИЧ. Онковирусы.

1

1

-

-

Тема 6.1а. Вирусы - возбудители заболеваний человека: Механизмы противовирусного иммунитета. Интерферон и механизмы его действия. Особенности патофизиологических механизмов иммунитета при вирусных инфекциях. Внутриклеточный паразитизм. Механизм и его роль в патогенезе. Проблемы химиотерапии вирусных инфекций.

4

-

-

-

Тема 6.5 Итоговое занятие по разделу «Частная вирусология»

4




4

-

Раздел YII. Микрофлора полости рта

45,5

10,5

30

5

Тема 7.1. Нормальный микробиоценоз полости рта.

6

2

4

-

Тема 7.2. Роль нормальной микрофлоры в развитии оппортунистических инфекции.

6

2

4

-

Тема 7.3. Роль микрофлоры в возникновении и развитии кариеса зубов.

3,5

1,5

2

-

Тема 7.4 Микробиологические аспекты болезней пародонта.

3

1

2

-

Тема 7.5.Стоматологические кабинеты как резервуар оппортунистической инфекции

5

2

4

-

Тема 7.6. Микрофлора при одонтогенных воспалительных процессах.

1

1

-

-

Тема 7.7. Микрофлора при неспецифических стоматитах

4

-

4

-

Тема 7.8. Неспецифические и специфические факторы антимикробной резистентности, действующие в полости рта.

3

1

2

-

Тема 7.1а. Микробиология полости рта: Гетерогенность микробных популяций, персистирующих в условиях стационара. Роль макроорганизма в развитии внутрибольничной инфекции. Значение иммунного статуса человека в развитии вторичных форм инфекций.

5

-

-

5

Тема 7.9. Итоговое занятие по разделу «Микрофлора полости рта»

4

-

4

-

Коллоквиум» Практические навыки» - решение ситуационных задач

4

-

4

-

Зачетное занятие

4

-

4

-

ИТОГО

180

36

108

36

Содержание теоретических разделов дисциплины



«МИКРОБИОЛОГИЯ, ИММНОЛОГИЯ И ВИРУСОЛОГИЯ»

Лекции


5 семестр
ВВЕДЕНИЕ

Тема: «Вводная лекция»

Медицинская микробиология и иммунология. Предмет и современные задачи микробиологии и иммунологии в совершенствовании диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, а также в сохранении здоровья человека. Значение микробиологии и иммунологии в подготовке врача по специальности « стоматология». Этапы развития медицинской микробиологии и иммунологии. История  развития кафедры микробиологии ИГМУ. Значение в практической деятельности врача-стоматолога. Микробиологические службы в системе здравоохранения.


РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ

  1   2


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница