Рабочая программа дисциплины Концепция здорового образа жизни Направление подготовки 020100 Химия Профиль подготовки



Скачать 146,59 Kb.
Дата25.06.2015
Размер146,59 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Институт химии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

__________профессор, д.ф.н. Елина Е.Г.

"_____" ______________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины

Концепция здорового образа жизни

Направление подготовки



020100 – Химия

Профиль подготовки



Органическая и биоорганичесая химия

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



очная
Саратов,

2011 год


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Концепция здорового образа жизни» является: формирование у студентов понимания сущности и социальной значимости профессии химика для пропаганды здорового образа жизни как отдельного индивидуума, так и общества в целом, грамотной оценки факторов риска, опирающейся на использование основных законов естественнонаучных дисциплин, фундаментальные разделы органической, неорганической химии, химии биологических объектов.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Концепция здорового образа жизни» входит в вариативную часть гуманитарного и социального цикла (Б.1) ООП бакалавриата по профилю подготовки «Органическая и биоорганическая химия» по направлению подготовки 020100-Химия.

Дисциплина взаимосвязана с дисциплинами ООП и обеспечивает взаимосвязь гуманитарного блока с естественнонаучным и общепрофессиональным. Опирается на знания базовых дисциплин: «Органическая химия», являющейся фундаментом для изучения данного курса, «Химические основы биологических процессов», «Физическая культура», «Химия пищи», «Безопасность жизнедеятельности». Является основой для успешного освоения дисциплин «Химия синтетических лекарственных веществ», «Химия токсикантов», «Элементы химии алкалоидов» и выполнения квалификационной работы бакалавра.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Концепция здорового образа жизни».


Формулировка компетенции

Выпускник должен:



Код

знать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач и способен анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ОК-3


способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК-10

быть настойчивым в достижении цели с учетом моральных и правовых норм и обязанностей;

ОК-13


владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;

ОК-16


готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения

ОК-17

иметь представления о наиболее актуальных направлениях исследований в современной теоретической и экспериментальной химии (синтез и применение веществ в наноструктурных технологиях, исследования в экстремальных условиях, химия жизненных процессов, химия и экология и другие).

ПК-1

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

• Знать:



  1. моральные правовые нормы и обязанности гражданина РФ;

  2. положение и методы социальных наук;

  3. основные законы естественнонаучных дисциплин, таких как химические основы биологических процессов, органической химии, некоторые аспекты биохимии человека;

  4. факторы риска для отдельного человека и человечества в целом.

• Уметь:

  1. анализировать социально значимые проблемы и процессы;

  2. пользоваться знаниями, освоенными в курсе для идентификации ген модифицированных продуктов, составления сбалансированного рационального питания, пропаганды здорового образа жизни;

  3. профессионально оценивать психофизическое состояние организма.

• Владеть:

  1. средствами получения и переработки информации (компьютерной техникой)

  2. средствами методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья.


4. Структура и содержание дисциплины «Концепция здорового образа жизни».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа.)



Табл.1. Структура и содержание дисциплины



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекц

лаб

СРС

Всего

1

Биохимия человека: печень, мышцы в метаболизме.

6

1

4

-

2

6




2

Биохимия человека: мозг, почки, поджелудочная железа, кровь в регуляции метаболизма.

6

2-3

4

-

4

8

Интерактивная лекция с разбором ситуационных задач.

3

Функции стероидных гормонов надпочечников, кожи.

6

4-5

2

-

4

6




4

Рациональное питание человека.

6

6

4

-

2

6




5

Фактор риска – генетиче ски модифицированные продукты.

6

7-8

2

-

4

6

Дискуссия

6

Вода и ее качество.

6

9

2

-

2

4




7

Фактор риска – наркомания.

6

10-11

4

-

4

8




8

Токсикомания.

6

12-13

2

-

4

6

Разбор рефератов.

9

Алкоголизм.

6

14

4

-

2

6




10

Фактор риска – курение.

6

15-16

4

-

4

8




11

Гиподинамия

6

17

2

-

2

4




12

Факторы риска для здоровья человека и общества в целом.

6

18

2

-

2

4







Промежуточная аттестация.



















Зачет




Итого: часов (зачетных единиц трудоемкости)







36




36

72

(2)






4.1 Содержание рабочей программы
Некоторые аспекты биохимии человека. Печень и её функции в метаболизме. Скелетные и сердечные мышцы, их специализированные функции в метаболизме. Оздоровительная физкультура. Многофункциональность действия мозга. Осмотическая работа почек. Связь обмена веществ органов через кровь. Некоторые общие свойства гормонов. Поджелудочная железа в регуляции процессов метаболизма. Стероиды коры надпочечников. Химия кожного покрова тела. Защита кожи.

Питание человека. Качество воды. Молекулярная структура воды. Вода и ее загрязнители. Очистка воды. Истощение – проблема всемирного здравоохранения. Авитаминоз. Недостаточность микроэлементов, кальция, фосфора, магния. Дефицит йода, кариес зубов, гипертония и другие заболевания с позиций сбалансированного рациона. Генетически модифицированные продукты – фактор риска.

Понятие о психическом здоровье и его критериях. Фактор риска – наркомания. Наркотические и психоактивные вещества. Классификация наркотиков и типы зависимости. Факторы риска наркотизации подростков. Влияние наркотиков на организм человека. Правовые меры борьбы с наркоманией в России и зарубежом. Методы лечения наркотической зависимости.

Токсикомания (транквилизаторы, антигистаминные препараты, анальгетики, летучие ароматические вещества и др.).

Алкоголизм. Химизм окисления алкоголя в печени человека (НАД-дегидрогеназа). Основные симптомы синдрома алкоголизма. Нарушение соматических функций. Шизофрения, эпилепсия, психопатия. Сексуальные нарушения. Наследственность.

Фактор риска – курение. Химия курения: свойства табачного дыма, действие синильной кислоты, аммиака, никотина, формальдегида, полиароматических углеводородов. Макро- и микросреды табачных фабрик. Последствия курения, наиболее типичные заболевания. Способы отказа от курения. Никотинсодержащие средства, лекарственные препараты, альтернативные методы отказа от курения.

Гиподинамия. Понятие о двигательной активности и её роль для здоровья человека. Влияние на организм гиподинамии. Симптомы гиподинамии. Заболевания, вызванные гиподинамией. Профилактика и лечение гиподинамии.

Вирусные заболевания, СПИД. Лекарственная терапия, комбинации лекарств.

Причинно-следственная связь событий. Факторы риска для здоровья отдельного человека и общества в целом.
5. Образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины «Концепция здорового образа жизни» используются различные виды учебной работы: лекции, внеаудиторная интенсивная самостоятельная работа студентов.

Реализация компетентностного подхода к освоению данной дисциплины предусматривает использование активных форм проведения занятий: разбор конкретных ситуаций; подготовка письменных рефератов, заслушивание их и обсуждение (возможна дискуссия), что вырабатывает умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Самостоятельная работа студента включает внеаудиторную работу над теоретическим материалом, подготовку к текущему контролю (разбор конкретных ситуаций, работа над рефератами), который осуществляется в соответствии и имеющимся в лаборатории календарным планом.

Имеются следующие оценочные средства текущего контроля:



  • разбор конкретных ситуаций с оценкой работы каждого студента;

  • содержание и выполнение реферата, доклад и обсуждение (возможна дискуссия).

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в виде зачета в конце семестра.

6.1. Темы рефератов:

  1. Курение в различном возрасте и его последствия.

  2. Способы отказа от курения.

  3. Профилактика и лечение гиподинамии.

  4. Факторы риска и здоровье общества.

  5. Генно-модифицированные продукты – добро или зло.

  6. Правовые меры борьбы с наркоманией в России.

  7. Загрязнители природных и сточных вод.

  8. Современные методы очистки питьевой воды.


Примеры ситуационных задач:

  1. Рассчитать количество свободной энергии, необходимой для создания требуемой концентрации протонов в 1 л желудочного сока и молей АТР, возникающих в клетках при этом и способных к гидролизу.

  2. Рассмотреть ситуацию и объяснить, почему, выделяемые поджелудочной железой карбоксипептидазы более эффективно гидролизуют белки на завершающих стадиях пищеварения.

  3. Выявить факторы, объясняющие причину превращения глутамата в мозгу человека вследствие метаболизма в глутамин, обнаруживаемый в оттекающей крови.

  4. Разобрать ситуацию возрастающей потребности в кислороде у бегуна при беге на короткую дистанцию и сохранение её по окончании бега.

  5. Объяснить причину введения внутривенно бикарбоната натрия (рН артериальной крови показал снижение до 7.18) больному при диагнозе отравления наркотиком.

  6. Разобрать факторы, объясняющие повреждение клеток мозга и смерть при потреблении морской воды на протяжении длительного времени.

  7. Разработать модель здоровье сберегающей деятельности семьи.

  8. Разработать проект профилактики (реабилитации) подростков, склонных к зависимости от психоактивных веществ.

  9. Разработать проект профилактики и реабилитации от алклгольной зависимости.


Контрольные вопросы

    1. Здоровье человека, характеристика, факторы, влияющие на него.

    2. Образ жизни и здоровье, понятие о здоровом образе жизни.

    3. Обеспечение экологической безопасности при использовании генетически модифицированных продуктов питания в России.

    4. Генно-модифицированные организмы и здоровье человека.

    5. Задачи и основные направления государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности.

    6. Несбалансированное питание и его последствия.

    7. Пищевые добавки. Необходимость или излишество?

    8. Пища как источник энергии.

    9. Жировые отложения – форма запасания энергии в организме человека.

10. Здоровье человека, характеристика, факторы, влияющие на него.
11. Образ жизни и здоровье, понятие о здоровом образе жизни.
12. Двигательная активность и продолжительность жизни.
13. Понятие о гипокинезии и гиподинамии, их влияние на здоровье.
14. Понятие о физической культуре и спорте, их значение.
15. Принципы физических тренировок, их влияние на организм человека.
16. Физическая культура в режиме рабочего дня.
17. Человек и окружающая его среда обитания.
18. Природные факторы, нарушающие гомеостаз организма человека.

19. Принципы и средства закаливания.

20. Психика и образ жизни современного человека.
21. Эмоции, их виды, понятие о стрессе, значение в жизнедеятельности.
22. Понятие о психическом здоровье и его критериях.
23. Методы и средства укрепления психического здоровья
24. Роль пищи в обеспечении жизнедеятельности человека.
25. Питательные вещества и их значение.
26. Особенности питания современного человека.
27. Рациональное питание, понятие, значение, принципы организации.
28. Значение голода, аппетита, удовольствия в питании.
29. Роль и место сна в режиме здоровой жизнедеятельности.
30. Рациональная организация свободного времени, значение активного отдыха.
31. Репродуктивное здоровье, понятие, значение в семейно-брачных отношениях.

32. Бытовая токсикомания и меры борьбы с ней.

33. Алкоголизм, химизм возникновения, наследственность.

34. Роль витаминов в жизнедеятельности человека (витамины группы А, В, С).

35. Химия курения, способы отказа от курения.

36. СПИД; современные методы борьбы со СПИДом, лекарственная терапия.

37. Печень ее функции в метаболизме.

38. Кровь и ее функции в организме человека.

39. Гормоны, классификация и роль в организме человека.

40. Наркотические вещества, их влияние на организм человека.

41. Психологическое здоровье семьи и особенности его сохранения.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Концепции здорового образа жизни»

а) основная литература:

1. А. М. Митяева. Здоровый образ жизни М.: Изд. центр "Академия". 2008. 139 с.

2. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. М.: Изд. центр "Академия". 2008. 256 с.


б) дополнительная литература:

1. О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. Психология здоровья человека. Эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2001. 343 с.

2. В. А. Медик, А. М. Осипов. Университетское студенчество: Образ жизни и здоровье - М.: Логос, 2003. 198 с.

3. А. Н. Сизанов. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации. Минск: Полымя. 2001. 590 с.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Для самостоятельной работы по химии студентам рекомендуются следующие Интернет-ресурсы:



  1. http://www.fptl.ru/Chem block.html – различные учебно-методические материалы по химии;

  2. http://chemistry-chemists.com/Uchebniki.html - учебники, практикумы и справочники по химии.

3. Сайты http://www.xumuk.ru/, http://www.nehudlit.ru/books/subcat281.html
Программное обеспечение: Microsoft Office 2007, СhemDrawUltra
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Концепция здорового образа жизни»
- Лекционные аудитории;

- Учебные лаборатории;

- Компьютерный класс, оснащенный программным обеспечением: интернет- браузер, Microsoft Office, ISIS Draw; и с выходом в Интернет;

- Мультимедийный проектор;

- Оверхед-Проектор;

- Наличие кафедральной библиотеки.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению 020100- Химия и профилю подготовки «Органическая и биоорганическая химия»
Автор: проф. д.х.н. Федотова О.В.

Программа одобрена на заседании кафедры органической и биоорганической химии

от 18.03.2011 года, протокол № 7.
Подписи:
Зав. кафедрой органической

и биоорганической химии ____________________проф. д.х.н. Федотова О.В.


Директор Института химии ___________________проф. Д.х.н. Федотова О.В.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница