Урок- сюжетно-ролевая игра по теме: «Болезни органов дыхания и их предупреждение»



Скачать 200,81 Kb.
Дата25.06.2015
Размер200,81 Kb.
«Берегите здоровье смолоду!»

Урок- сюжетно-ролевая игра по теме: «Болезни органов дыхания и их предупреждение»

(в форме бытовой сценки)

Цель игры: познакомить учащихся с некоторыми заболеваниями органов дыхания (грипп, бронхит, туберкулез) причинами ,их вызывающими(вирусы, микробактерии- палочка Коха, курение, загрязняющие факторы окружающей среды), и профилактическими мерами.

Действующие лица. Мама( врач –офтальмолог).Первая ее дочь( заболевшая гриппом).Вторая ее дочь. Соседка.

Игра продолжается 15-20 минут, требует подготовки и репетиции.

Действие происходит в классной комнате. Ближе к классной доске стоит стол, за которым сидят две девушки :одна читает, другая ввяжет и постоянно подносит к носу носовой платок. В комнату входит мама с авоськами .Девушка со спицами громко чихает.

Мама. Ты что ,заболела?( подходит к девушке и внимательно смотрит ей в лицо). Наверное, у тебя грипп. Срочно надень марлевую повязку ,а то всех нас заразишь.

Заболевшая дочь. Зачем? Я просто долго стояла на остановке и очень замерзла. вот сейчас согреюсь, и все пройдет .Ох , как болит голова, и из носа постоянно течет…

Мама(трогает дочери лоб).О, да у тебя повышенная температура! Это точно грипп. Дело серьезное. Данное заболевание является вирусным. Источником инфекции при гриппе является больной человек, особенно в остром периоде заболевания (1-5-й дни болезни).Заражение происходит чаще воздушно –капельным путем .Восприимчивость к гриппу очень высокая .Во время кашля и чихания больного вирусы гриппа с капельками слюны и мокроты попадают в окружающий его воздух и могут попасть с током воздуха в дыхательные пути здорового человека. В верхних дыхательных путях вирус внедряется в клетки покровного эпителия, разрушает их и попадает в ток крови. В ток крови попадает не только вирус, но и токсические вещества, образовавшиеся при распаде клеток .Все эти факторы вызывают общее отравление организма, вот почему больные жалуются на головную боль, ломоту во всем теле, разбитость, усталость, слабость, озноб, головокружение, вялость, сонливость .Температура тела быстро поднимается, достигая 38-40градусов. Кстати, сразу принимать жаропонижающие средства не следует, так как известно, что при температуре 38,5, многие вирусы в организме погибают.

Грипп опасен тем, что может обусловить вторичные воспалительные процессы в различных органах, особенно в легких, может вызвать поражение сосудистой системы и центральной нервной системы. Поэтому все больные гриппом, независим от тяжести заболевания ,должны соблюдать постельный режим, желательно изолировать больного от остальных членов семьи ,а, общаясь с заболевшим, окружающие (и сам больной) должны прикрывать нос и рот маской , состоящей из 4-х слоев марли. Больному необходимо выделить индивидуальную посуду, которую после еды тщательно промыть. Помещение, где находится больной, следует тщательно проветривать и дважды в день делать влажную уборку.

Заболевшая дочь. Я ,мамочка, тогда пойду к себе и лягу в постель. Вот из этого бокала я пила – вымой его, пожалуйста (девушка выходит из комнаты).

Вторая дочь. Мама, а Сережа Игнатов мне сегодня записку написал: свидание назначил и еще написал, что ему нравлюсь. Знаешь, часть денег, что ты мне дала на покупку продуктов, я потратила на губную помаду .Не сердись ,пожалуйста !Посмотри, какая помада!

Дочь вытряхивает на стол содержимое сумочки, среди которого коробок спичек и пачка сигарет. Девушка замирает и смотрит на мать.

Мама .Ира… Ты куришь?

Вторая дочь. Да нет… Что ты… Просто балуюсь… Очень редко.

Мама. Чудачка, помаду купила, хочешь быть красивой, собираешься на свидание .А знаешь ли ты , сколько неприятностей может принести курение? Как оно влияет и на здоровье человека, и на его внешний вид?

Вторая дочь. Я думала, что особого вреда курение не приносит.

Мама. Глубоко ошибаешься. Вот ты хочешь выглядеть красивой и чувствовать себя комфортно. Какими же средствами это достигается? Как врач, могу утверждать : занятием спортом, четким распорядком дня , сбалансированным питанием. Необходимо также систематически ухаживать за кожей и волосами , применять лечебную и декоративную косметику. Не следует забывать о со вкусом подобранной одежде. Сейчас очень распространено среди молодежи- и юношей, и девушек – курение многие из них полагают , что курение способствуют их успеху в кругу сверстников и знакомых , делает их более независимыми, более взрослыми , привлекательными. А если подумать : может ли курение делать человека красивым? Начнем с того ,что в табаке содержится такое ядовитое вещество, как никотин .В табачных изделиях никотина содержится от 0, 7 до 5 процентов При курении могут появляться различные хронические заболевания полости рта, языка, гортани, бронхов. Особенно отрицательно влияет курение на нервную и сердечнососудистую систему. Установлено отрицательное влияние курения на слизистые оболочки пищевода, желудка , кишечника. Из перечисленного становится понятно , что курение – злейший враг здоровья , а следовательно , и красоты т.к.. названные мною заболевания приводят к целому ряду изменений внешнего вида человека. Так , известно , что от дыма у курящих людей слезятся глаза , краснеют и опухают веки, понижается острота зрения («табачная слепота»), появляется привычка щурить глаза , от которой у курильщиков быстро образуются морщины вокруг глаз.

У курильщиков на зубах вследствие сухой перегонки табака осаждается сажа, табачный деготь , и зубы теряют свой блеск , становятся темными. Горячий дым , достигающий температуры 40-50* и содержащий никотин, угарный газ, сероводород, синильную и другие кислоты , вызывает образование трещин в зубной эмали.

В эти трещины проникают микробы, развивается кариес. Потемневшие зубы вряд ли выглядят красиво, их практически невозможно спрятать и еще труднее заменить.

В табачном содержится еще и аммиак. Когда он распространяется в слюне , то образуется щелочь, которая разъедает слизистую оболочку ротовой полости. Это сопровождается усилением выделения слюны , и человек постоянно приобретает весьма неприятную привычку сплевывать излишки слюны. О какой красоте можно здесь говорить? А у окружающих это вызывает отрицательные эмоции.

Вдыхание дыма раздражает голосовые связки, изменяет их эластичность, голос становится грубым и хриплым. у курильщиков со стажем наблюдаются частые приступы кашля («бронхит курильщиков»). при кашле напрягается и морщится лицо, образуются и постепенно углубляются морщины. Поэтому курящие выглядят старше своих сверстников, особенно женщины.

Но курение вредно не только для самих курящих но и для окружающих. Установлено, что в табачном дыме содержится 6000 различных химических веществ, значительная часть которых попадает не в организм курильщика, а в окружающую среду. Поэтому находящие в этой среде люди тоже невольно превращаются в курильщиков, так называемых «пассивных».А «пассивное» курение не менее опасно, чем непосредственное.

Вторая дочь. Да ситуация серьезная , и ,что самое ужасное .я могу стать старухой в 30 лет. Все! Больше ни одной сигареты.

Мама. И вот еще что. Табак –слабый ,но наркотик. Пристрастие к курению развивается быстро и становится прочным, и курильщику впоследствии очень трудно отвыкать от этой пагубной для здоровья привычки. И еще : именно у курильщиков чаще встречается заболеваемость туберкулезом.

(раздается стук в дверь).

Мама . Войдите.

(входит соседка с выражением беспокойства на лице.)

Мама. Здравствуйте, что случилось?

Соседка. Здравствуйте. Я пришла к вам за советом, как к врачу. У моего сынишки положительная реакция Манту.

В поликлинике врач подозревает туберкулез. А я говорю: «Ну откуда сейчас может быть туберкулез ?» Скажите на сколько это реально ?

Мама . К сожалению, заболеваемость туберкулезом в настоящее время увеличилось и и среди взрослых , и среди детей. дело в том , что это заболевание вызывает туберкулезная палочка Коха –микробактерия, открытая Р.Кохом в 1882 г. и получившая название по фамилии ученого. Туберкулез – это общее инфекционное заболевание, поражающее в первую очередь легкие. Возбудитель туберкулеза может передаваться воздушно-капельным ,воздушно-пылевым, элементарным (при употреблении продуктов от больных туберкулезом животных) и контактных (использование предметов домашнего обихода больного) путями.

А Вам (обращаясь к соседке ) завтра нужно пройти флюорографию.

Соседка. Как хорошо. что ,я зашла к вам. Саша ведь был в деревне у моих родственников и туда же приезжал дядя, а он болен туберкулезом.

Мама. Не надо паниковать. Известно, что проникновение палочки Коха в организм еще не означает обязательное развитие туберкулеза. Я надеюсь Ваш Сашенька не курит?

Соседка .Нет, нет!

Мама. Вот и хорошо. Саша у вас мальчик крепкий, занимается физкультурой ,Вы живете в светлой ,достаточно новой квартире, питаетесь полноценно .Думаю, что положительная Манту как раз говорит о мобилизации защитных сил мальчика.

Соседка. Спасибо вам за разъяснение и поддержку. До свидания.(соседка уходит).

Мама.(обращаясь к дочери). Должна заметить, Ира ,что сейчас в больницу поступают больные ,страдающие хроническим бронхитом , астмой ,эмфиземой легких. А возникают эти заболевания чаще всего у курильщиков .Поняла ?

Ира .Да, мамуля ,я все поняла ,больше этого не повторится.

Анкета.

1.Пол.

2.Как ты относишься к курящему человеку?

3.Приходилось ли тебе покупать сигареты :а) себе, б)другу ,в ) родственникам, г)ни кому

4.Почему люди курят? а) нравится ,б) модно, в)от нечего делать

5.Что вы предлагаете ,чтобы курильщиков было меньше?

6.Нравится ли тебе курящая девушка?

7.Есть ли в вашем классе курящие уч-ся?

8.Кто в вашей семье курит?

Опыты над животными (кролики) Действие никотином. Тот кролик, который получал несколько дней действие табачного дыма стал плохо есть ,расти ,шерсть стала тусклой, облезлой.

Опыт над растениями (пеларгония) Действие табачным дымом.

Листья начали падать ,растение стало засыхать

Просмотр эпизодов о строении легких ,а затем, как выглядят легкие курильщика.№28 на диске.



Просмотр в микроскоп готового микропрепарата пораженного лёгкого.





Открытый урок на районном методическом объединении учителей биологии.

Учитель высшей категории: Гугина Л.С.

Тема урока: «Спинной мозг».

Цели :определить место спинного мозга в организме человека; форму, длину и массу его; внешнее и внутреннее строение; функции. Формировать умения: работать с текстом учебника; логически мыслить.

Оборудование: таблицы: «Схема строения нервной системы», «Спинной мозг и схема коленного рефлекса»,портреты ученых: И.М.Сеченов, И.П.Павлов ,фрагмент фильма о строении спинного мозга ,бельевой шнур, медицинский молоточек.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Изучение нового материала «Строение спинного мозга».(Работа с таблицами, выполнение лабораторной работы ,изучение коленного рефлекса)

4.Закрепление.(решение задачи. Работа с рубрикой «Выбери правильный ответ»)

5.Домашнее задание. Изучить тему «Строение спинного мозга.»



Запись на доске .Работа со словариком.

Нейрон- нервная клетка, которая является структурной и функциональной единицей нервной системы.

Нервный импульс-волна возбуждения, распространяющаяся по нервному волокну со скоростью от 0,5 до 120 м\с.

Синапс -особые контакты в местах соединения нервных клеток друг с другом.

Рефлекс- ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемая с участием нервной системы.

Рефлекторная дуга- путь, по которому проходит возбуждение от места возникновения нервного импульса до рабочего организма.

Итак ,сегодня на уроке мы продолжим изучение одной из очень главных систем организма человека -нервной системы.

Ответьте мне, пожалуйста на вопросы:

1.Какое значение имеет нервная система?

2.Что составляет основу нервной системы?

3.Какую функцию выполняет нейрон?

4.Какое строение имеют нервные клетки?

5.Как называются короткие отростки, а длинные?

6.Что такое серое вещество?

7.Что такое белое вещество?

8.Что вы знаете о рецепторах, что это такое?

9.Какие вы знаете нейроны?

10.По месту расположению н.с. делится на …

11.Что относят к центральной н.с.

12.Что относят к периферической н.с.?

13.По другой классификации какие еще бывают н.с.?

14.Что такое рефлекс?

С вопросами вы справились успешно, молодцы!

А теперь послушаем сообщение о развитии учения о рефлексах.

(о И.М.Сеченове и И.П.Павлове)

Ребята, вы прослушали сообщение о ученых ,которые внесли огромный вклад в изучение нервной системы человека.

Я попрошу вас ответить на ряд вопросов.

1.Когда в России началось успешное развитие физиологии(в 60 годы 19 столетия).

2.Кого И.П.Павлов называл «отцом русской физиологии»(И.М.Сеченова)

3.В какой книге И.М. Сеченов утверждал ,что в основе всех функций мозга человека и животных лежат рефлексы.(«Рефлексы головного мозга»)

Б)И.П.Павлов – великий физиолог.

1.Какие процессы являются главным открытием И.П.Павлова?(условные рефлексы)

2.Какие два противоположных процесса лежат в основе работы коры большого мозга?

3.Сколько наград за свою работу получил И.П.Павлов?(132 награды, никто столько не имел)

Ребята ,все, что мы знаем –это результат многолетней работы великих ученых 19 века, как вы убедились это патриоты, целеустремленные люди, которые продвинули науку о нервной системе далеко вперед.



Итак ,непосредственно переходим к изучению новой темы

«Строение спинного мозга».

Перед вами стоят такие задачи :определить место спинного мозга в организме человека ;форму, длину и массу его ; внешнее и внутреннее строение ;функции .Формировать умения: работать с текстом учебника; логически мыслить.

Самостоятельно читаете текст учебника на стр.56-57

Перед вами лежит отрезок бельевой веревки. Посмотрите на него ,возьмите в руки, что вы можете сказать ?(Слушаем ответы уч-ся: форма, толщина, оболочка)

Смотрим на таблицу .Утолщения в шейном отделе и крестцовом .Утолщение называется «конский хвостик».

1.Где располагается спинной мозг в организме человека?

(Располагается спинной мозг в позвоночном канале .Начинается на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается на уровне второго поясничного позвонка.)

Да, совершенно верно. Спинной мозг очень хорошо защищен костями позвоночника, что образует прочный ,надежный футляр,3 оболочки мозга и спинномозговая жидкость играет роль амортизатора.1-наружная, 2-средняя-паутинная, 3-внутренняя-легкая.

2.Какую длину и массу имеет спинной мозг?

(Длина -45 см, масса- 34-38г.) Толщина 13 мм, в разных местах 8-9мм.

3.Каково внутреннее строение спинного мозга?

(Если рассмотреть поперечный срез спинного мозга , то можно увидеть: в центре серое вещество в форме бабочки с узким центральным каналом, заполненным спинномозговой жидкостью; снаружи от серого вещества располагается белое вещество; серое вещество состоит из тел нейронов ;белое вещество –это отростки нейронов, связывающие нейроны спинного мозга между собой и с нейронами головного мозга.)

4.Что отходит от спинного мозга?

(31 пара спинномозговых нервов, каждый из которых начинается от спинного мозга в виде двух тяжей (корешков)

5.К каким частям организма направлены эти нервы?(Спинномозговые нервы направляются :к костям , мышцам, суставам, коже, внутренним органам.)

6.Какие функции выполняет спинной мозг в нашем организме?(Рефлекторную функцию ,то есть через спинной мозг проходят рефлекторные дуги многих безусловных рефлексов ;проводящую функцию, то есть спинной мозг проводит нервные импульсы к головному мозгу и обратно ;к органам и от них к спинному мозгу.)

А теперь посмотрим схему контролирования спинного мозга.

Изучение рефлексов проходило на спинномозговой лягушке.

Коленный рефлекс .Проводится на ученике. Для этого нужен медицинский молоточек. Ударяем по подколенной чашечке, нога –подскакивает, это говорит о нормальной реакции .Подчеркиваем, что основное значение спинного мозга в том, что через него проходят пути рефлексов, осуществляемых при участии головного мозга.

Коленный рефлекс будет сохранен, а чувствительность кожи –нарушена.Данный факт объясняется тем, что рефлекторная функция в данном случае сохраняется, так как центр коленного рефлекса находится в спинном мозге, а проводниковая функция спинного мозга, обеспечивающая проведение нервных импульсов от рецепторов кожи (в данном случае)в головной мозг и передачу импульсов из головного мозга к исполнительным нейронам спинного мозга, нарушается :это сопровождается потерей кожной чувствительности.

Просмотр фрагмента о строении спинного мозга.

Приступаем к выполнению лабораторной работы в тетрадях на стр.18

Закрепление .

Решите задачу :Скорость проведения возбуждения в двигательных центробежных нервах у медузы 0,15 м\сек, у рака летом -6м\сек,у рака зимой -3м\сек, у лягушки-30м\сек, у человека 120м\сек.

Какие выводы можно сделать ?С чем это связано? Зависит от того на сколько развит организм ,т.е. чем сложнее, тем быстрее реакция .Нервная система более развита .И еще от времени года, например: у рака, летом- он более активен.

Откроем учебник на стр.58

Какие утверждения верны?

1.Синной мозг-это часть:

а)центральной нервной системы;

б)периферической нервной системы.

2.Спинной мозг выполняет в нашем организме:

а)только рефлекторную функцию,

б)только проводящую функцию,

в)рефлекторную и проводящую функции.

3.От спинного мозга отходят корешки спинномозговых нервов, образующие:

а)31 нерв;

б)31 пару нервов.

Домашнее задание.

1.Учить параграф «Строение и функции спинного мозга» Стр.56-59.

2.Запишите в словарик новые слова(центральный канал, спинномозговая жидкость, спинномозговые нервы)

3.Рубрика «Подумайте»стр.59.



Урок биологии в 6 классе .

Учитель высшей категории Гугина Л.С.



Тема урока «Природные сообщества».Урок-экскурсия.

Цель урока: Раскрыть понятие «природное сообщество»,выяснить его основные компоненты, сложность их взаимоотношений на примере пищевых связей, или цепей питания ,их роль наряду с другими связями в обеспечении круговорота веществ и энергии; сформировать умения составлять простые пищевые связи, продолжить развитие умений работать с учебником, научить определять природные сообщества.

Оборудование :блокнот, ручка, лупа, метр, таблицы «Природные сообщества».

Ход урока.

1.Объяснение , инструктаж.

Ассоциограмма «Природное сообщество».

2.Поэма весны.



Н.Заболоцкий. Э.Драгункина

Ты и скрипку с собой принесла Уж заждались! Не чаяли!Вот

И заставила петь на свирели, Наконец-то апрель

И, схватив за плечо, повела К нам подкрался

Сквозь поля, голубые в апреле. И весну – королеву ведет

3.Памятка о поведении во время экскурсии.

4.Примеры об ученых: К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин, Ч.Дарвин.

5.Место экскурсии.

6.Работа по группам .Задания на карточках.

7.Три группы организмов.( продуценты,-производители, потребители, разрушители)

8.Цепи питания .

Простые: а)растения- корова-человек, б)растения-мыш-змея-ястреб,в)растения-кузнечик-птица-лиса,г)растения-тля-муравьи-птицы.

9.Презентация.

10.Можетли человек влиять на природные сообщества?

11.Подведение итогов.

Задание на дом. В рабочих тетрадях стр45.Заполните тему «Природные сообщества».

Ребята !Сегодня мы проведем необычный урок по теме «Природные сообщества».Вы спросите : «Почему необычный ?Да потому что мы проведем его в форме экскурсии. Природа зовет нас в гости , она соскучилась по нам за длинную холодную зиму.



Уж заждались !Не чаяли Вот

Наконец-то апрель

К нам подкрался

И весну –королеву ведет.

Или

Ты и скрипку с собой принесла

И заставила петь на свирели,

И, схватив за плечо, повела

Сквозь поля, голубые в апреле

Так красиво пишут о весне Э.Драгункина и Н.Заболоцкий.

Ребята, вы посмотрели какие изменения произошли за каникулы с растениями, животными .А сегодня мы посмотрим ,как на самом деле они себя чувствуют, что на самом деле представляет из себя природное сообщество.

Итак, давайте построим ассоциограмму.



Природное сообщество.

Участок выживание , содружество польза влияние

территории , растений друг для друг на друга .

и животных, друга,

Итак, давайте дадим определение природному сообществу.

Это участок территории ,на котором находятся в содружестве растения и животные ,влияя друг на друга с пользой и выживанием .И теперь исходя из этого определения мы можем привести пример природных сообществ :сад, луг, лес, болото, озеро, старый пень ,моховая кочка ,степь, березовая роща.

Для того , чтобы поближе познакомиться с природными сообществами мы пойдем на экскурсию.

Давайте вспомним: «Как мы должны вести себя во время экскурсии?»

1.Не шуметь, не кричать, не бегать, не лазить по деревьям, не причинять вреда растениям.

2.Не забегать вперед.

3.Слушать внимательно учителя.

4.Удобная обувь ,одежда неяркая ,чтобы не отпугивать птиц.

5.Помнить о безопасности своей жизни, не навредить, помнить о бережном отношении к природе .

6.Помнить о вреде насекомых –вредителях, т.е. клещах.

Итак, вы сегодня не просто ученики 6 класса, а ученые-естествоиспытатели.

Мы идем не просто смотреть по сторонам, а провести научный эксперимент, познакомиться на практике с природными сообществами, на месте увидеть своими глазами ,быть может совершить научное открытие, как ,например: К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин, Ч.Дарвин, будучи детьми вашего возраста они интересовались явлениями окружающей природы ,были очень наблюдательными и вот результат -они стали учеными .Каждый из них любил природу, вмешиваясь в ее жизнь, старался не навредить.

Итак, потихоньку идем на экскурсию. Для этого вы берете с собой блокноты и ручки, лупу, метр.

Мы пришли на место проводимой экскурсии. Посмотрите вокруг .Каждое конкретное сообщество населяют свои обитатели, в каждом сообществе живые организмы связаны не- только между собой но и с неживой природой. Живые существа , составляющие сообщество, и окружающая их среда постоянно обменивается веществами энергией. Благодаря этим процессам сообщество и окружающая среда образуют единую сложную систему, ее называют экосистемой.

Ребята, Видите на месте мы познакомились с новым понятием-экосистемой.

В любой экосистеме можно выделить 3 группы организмов (производители, потребители, разрушители)Что это за организмы Кто из вас попытается объяснить ?

Производители -это прежде всего зеленые растения ,они производят органические вещества .В результате фотосинтеза они запасают огромное количество преобразованной солнечной энергии, накапливают ее в виде органических веществ, они делают ее доступной для всех остальных живых организмов.

Потребители -это различные растительноядные ,всеядные и хищные животные.

Разрушители –многочисленные бактерии, грибы ,а также почвенные черви, жуки- могильщики некоторые другие животные. Они питаются остатками мертвых растений, животных, а также их выделениями .Пример :старый пень. В результате их деятельности органические вещества превращаются в минеральные и могут вновь усваиваться растениями .В экосистеме между этими организмами устанавливаются пищевые связи-цепи питания .Обычно они состоят из 3-5 звеньев, например растения -корова-человек, растение –мышь –змея –ястреб .Это очень простые примеры .На самом деле цепи питания намного сложнее и могут переплетаться между собой, образуя сети питания, в которых участвуют множество живых организмов.

Перед вами стоит задача :в течение 15 минут вы исследуете участок на 1м/2 .Проследите какие растения растут, почему именно так ,какие животные, вспомните на основании чего образуется экосистема :какие организмы выделяются, составьте цепи питания на этом участке

Две группы исследователей.

Природное сообщество «Старый пень»

1.Какие растительные организмы вы видите?

2.Как уживаются организмы на пне?

3.Изучите взаимосвязь растений, животных ,микроорганизмов ,неживой природы в сообществе.

4. Составьте цепи питания.(Пень-трутовик муравьи-птицы, растения—тля –муравьи -птицы, древесина –короеды дятел-ястреб)

Природное сообщество « Березовая роща».

1.Какие растительные организмы вы видите?

2.Что вы можете сказать о ярусности?

3.Изучите взаимосвязь растений, животных, микроорганизмов, неживой природы в сообществе.

4.Составьте цепи питания . (береза- жуки—короеды- птицы, трава кузнечик -мыши-птицы- хорек, береза -улитка- лягушка-уж-лиса)

Презентация .Каждая из групп представляет свое природное сообщество.

Итак, на примере двух сообществ мы постарались с вами представить целостную картину происходящего в природе. Мы убедились, что это непростая сумма деревьев, кустарников и трав ,а растительное сообщество, представляющие единое целое ,где жизнь всех растений взаимосвязана между собой.

Давайте представим себе другую картину .Может ли человек повлиять на природные сообщества?

Да .А каким образом?

Варианты ответов :высадка саженцев, уничтожение короедов, вытаптывание трав ,отстреливание птиц и многое другое, т.е.Разумная и неразумная деятельность человека нарушает целостность в природном сообществе.

Работа полностью не закончена. В конце года пойдем на экскурсию в лес, для более полного изучения природного сообщества.

Оценки за работу учащимся.

Домашнее задание .В рабочих тетрадях на стр.45 заполните тему «Природные сообщества»

Заключение урока.



И.В.Бунин

Прошли дожди, апрель теплеет.

Всю ночь- туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкой синеет

В далеких просеках в бору.

Урок биологии в 7 классе.

Учитель высшей категории Гугина Л.С.



Тема урока «Отряд двукрылые».

Цель урока :раскрыть характерные признаки двукрылых на примере мух, показать значение этих насекомых в природе и жизни человека ;продолжить развитие у учащихся навыков обобщения знаний и использования их в качестве опорных в ходе изучения нового материала; продолжить формирование экологической, санитарно-гигиенической культуры учащихся.

Оборудование :таблица «Представители важнейших отрядов насекомых»,рисунок комнатной мухи, рельефная таблица, фрагменты фильма «Двукрылые».

План урока.

1 Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания

А)Биологический диктант.

Насекомые вредители сада(яблонная плодожорка ,яблонный цветоед ,тля)

Насекомые вредители леса (майский жук, непарный шелкопряд, сосновый шелкопряд)

Способы борьбы с насекомым (механическая, агротехническая, химическая, биологическая).

Развитие с полным превращением (яйцо- личинка –куколка -взрослое насекомое. Бабочки ,жуки, мухи, комары, пчелы)

Развитие с неполным превращением(яйцо –личинка -взрослое насекомое .Саранча ,тля)

3.Изучение нового материала «Отряд двукрылые»

А)Приглашение в « художественную мастерскую».

Ах, лето красное,

Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль,

Да комары, да мухи,»-сожалел А.С. Пушкин.

4.Характеристика органов чувств и строение ротового аппарата мухи.

5.Строение глаз мухи.

6.Тип ротового аппарата.

7.Строение груди(передне-, средне-, заднегрудь)

8.Строение ног(тазик, вертлуг ,бедро, голень, лапки)

9.Особенности строения брюшка.

10.Процессы жизнедеятельности характерные для мух (размножение, особенность пищеварения ,большая плодовитость, преобразование личиночной стадии, внекишечное пищеварение, предпочитание запаха гнили, на лапках чувствительные волоски, огромные глаза).

11.Роль двукрылых в природе и хозяйственной деятельности человека.

1.Лабораторные животные (дрозофила)

2.Опылители.

3.Уничтожают вредных насекомых (ляфрии, ктыри, журчалки, тахины).

4.Используются в медицине (падальные мухи)

5.Являются звеном в цепи питания:

Свекла -свекловичная муха -крот- хищные млекопитающиеся.

6.Утилизируют трупы (санитары)

12.Систематическое положение.

Царство____Животные

Тип________Членистоногие

Класс_______Насекомые

Отряд_______Двукрылые

Семейство___Настоящие мухи

Род_________Муха

Вид_________Муха комнатная

13.Загадки.

Самого не видно, Не зверь,не птица,нос

А песню слышно (комар) Как спица (комар)

Целый день летает, всем надоедает;

Ночь настанет, тогда перестанет (муха)

Кто над нами вверх ногами,

Ходит -не страшится,

Упасть не боится (муха)

Не зверь, не птица ,летит кричит

Нос ,как спица, сядет- молчит

Кто его убьет -свою кровь прольет (комар)

Летит ,пищит ,ножки длинные тащит,

Случай не упустит; сядет и укусит(комар)

Позолоченное брюхо ,по полю пошла

И денежку нашла (муха)

14.Сообщение учащихся о мухах, комарах.

Глаз мухи состоит из 2000 фасеток,4000 глазков, и поэтому с какой бы стороны не подходил человек –муха всё видит .Очень быстро летает,скорость-5м/сек.Любимый цвет- желтый , различает голубой, зеленый .Красный вызывает раздражение, фиолетовый не различает.

Строение ног: тазик , вертлуг , бедра ,голень ,лапки заканчиваются коготками ,подушечки , присоски .Передняя пара ног выполняет роль языка, в 100-200 раз лучше анализирует пищу .На всех трех парах ног и на всем теле находятся щетинки, к которым прикрепляется до 6 млн. микроорганизмов .Вызывает заболевание :тиф, паратиф, дизентерия, холера, туберкулез, сибирская язва , дифтерия.



Итог урока .Оценки .Домашнее задание.стр.162-167.Выполнить задание «Подумайте».


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница