Рабочая программа по «Профилактике стоматологических заболеваний»



Скачать 209,21 Kb.
Дата25.06.2015
Размер209,21 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Якутский государственный университет

им. М. К. Аммосова

Медицинский институт

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Профилактике стоматологических заболеваний»

Специальность – 040400

Стоматология. О.П.Ф. – 03


г. Якутск 2003г.
Реквизиты автора: Михайлова Роза Ивановна, доцент кафедры

терапевтической стоматологии МИ ЯГУ.


1.1. ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА.



Семестр


Учебных

Недель


Часов в

неделю


Всего

Часов


В том числе


Лекционный

Курс


Практические

занятия


4 семестр

19

3

57

6


51

5 семестр

19

3

57

6


51

6 семестр

20

2

40

8


32


1.2. ТРЕБОВАНИЯ ГОССТАНДАРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Курс профилактических стоматологических заболеваний предусмотрен учебной программой с целью рационального и оптимального проведения профилактических мероприятий, направлены на сохранения и укрепления стоматологического здоровья населения с применением научно – обоснованных методов и средств профилактики.

Выпускник по специальности «Стоматология» подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:



  • Профилактической;

  • Диагностической;

  • Лечебной;

  • Воспитательно – образовательной;

  • Организационно- управленческой;

  • Научно – исследовательской.

Врач – выпускник по специальности 040400 «Стоматология» подготовлен к решению следующих задач:

  • Проведение профилактике заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семьи и коллективов);

  • Диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных вариантов на основе владения пропедевтическими и лабораторно – инструментальными методами исследования;

  • Диагностика и оказание в первой помощи при неотложных состояниях;

  • Лечение с использованием терапевтических методов в стоматологии;

  • Прием родов;

  • Экспертиза трудоспособности больных;

  • Судебно – медицинская экспертиза;

  • Гигиеническое воспитание членов их семьи;

  • Организация труда в медицинских учреждениях и ведения медицинской документации;

  • Медицинская помощь в экстремальных условиях эпидемий, вочагах массового поражения;

  • Самостоятельная работа информацией (учебной, научной, нормативно- справочной литературой и другими источниками)



Врач – стоматолог должен уметь:

  • Осуществлять индивидуальную и популяционную профилактику болезней, диспансеризацию здоровых и больных;

  • Диагностировать и лечить больных при оказании плановой и неотложной помощи с заболеваниями и патологническими состояниями, изучение которых предусмотрено учебной программой и планами обучения в медицинском ВУЗе;

  • Вести медицинской документации;

  • Проводить судебно – медицинскую экспертизу;

  • Оказать медицинскую помощь в очагах массового поражения населения;

  • Организовать работу подчиненного ему персонала в отделениях учреждений здравоохранения с учетом требований техники безопасности и в соответствии с нормативными документами службы здравоохранения;

  • Эффективно вести работу по медицинскому просвещению здоровых людей.


СТУДЕНТ 2 И 3 КУРСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:


  • Этапы развития терапевтической стоматологии, роль ведущих ученых в развитии дисциплины, основы организации стоматологической помощи в РФ. Принципы оборудования стоматологического оборудования.

  • Определение, классификацию, этиологию и патогенез кариеса зубов.

  • Патологическую анатомию, клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения и профилактики кариеса.

  • Классификация, этиология, патогенез, патологическая анатомию пульпита.

  • Клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения воспаления пульпита.

  • Классификация, этиология, патогенез, патологическая анатомия периодонтита.

  • Клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения воспаления периодонтита.

  • Классификацию, этиологию, патогенез, патологическую анатомию Поражений зубов некариозного происхождения.

  • Клинику, диагностику, дифференциальную диагностику, методы профилактики.

  • Возможные ошибки и осложнения, возникающие при лечении кариеса, его осложнений, заболеваний зубов некариозного происхождения, их устранение и лечение.

  • Проведение капилляроскопии и капиллярографии.

  • Проведение реопародонтографии.

  • Проведение радикальной гингивэктомии.

  • Радикальная пластическая операция по Цешинскому – Видману – Нейману.

  • Ампутацию обнаженных корней моляров, гемисекцию корней зубов корней при болезней пародонта.

  • Исследование количественного и качественного состава десневой жидкости.


СТУДЕНТ 2 И 3 КУРСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:


  • Проводить обследование больных с целью диагностики кариеса, пульпита, периодонтита.

  • Определить индексы гигиены полости рта по Федорову – Володкиной.

  • Описывать рентгенограммы.

  • Определять степень подвижности зубов (1, 2, 3).

  • Определить вид налета на зубах, зубного камня, его цвет, консистенцию.

  • Определять индексы CPITN- индекс потребности в лечении болезней пародонта.

  • Выполнять пальпацию регионарных лимфоузлов ЧЛО.

  • Пальпацию СОПР.

  • Проводить высушивание и витальное окрашивание эмали с целью выявления кариозных пятен.

  • Назначать и проводить обучение рациональной гигиены полости рта.

  • Проводить лечебные мероприятия по реминерализацити эмали с целью профилактики и лечения кариеса и некариозных поражений.

  • Проводить комплексные мероприятия по профилактике кариеса.

Проводить аппликационное, инфильтрационное, проводниковое

обезболивание.



  • Выбрать и провести рациональный метод лечения кариеса, пульпита, периодонтита.

  • Препарировать кариозные полости 1 –5 класса, атипично расположенных полостей.

  • Проводить антисептическую обработку и высушивание полостей в твердых тканях зуба.

  • Замешивать материал для временных и постоянных пломб, пломбирования корневых каналов, лечебных и изолирующих прокладок.

  • Накладывать лечебные и изолирующие прокладки, временные пломбы и повязки, пломбы из цементов, амальгамы, полимерных материалов (акриловых, эпоксидных, композиционных ) .

  • Запечатывать интактные фиссуры зубов герметиками.

  • Шлифовать и полировать пломбы.

  • Накладывать пасту для девитализации пульпы.

  • Уделять временные и постоянные пломбы.

  • Раскрывать полости всех анатомических групп зубов,

препарировать коронки интактных зубов.

  • Удалять пульпу после девитализации из корневого канала.

  • Проводить инструментальную, медикаментозную обработку

корневого канала, его высушивание, определение степени его

проходимости.



  • Пломбировать корневые каналы пастами и фосфат, цементом без

использования и с использованием штифтов.

  • Проводить импрегнационную обработку плохо проходимых

каналов.

  • Извлекать обломки инструментов из корневого канала.

  • Проводить лечебные мероприятия при поражении СОПР солями

мышьяка.

  • Проводить лечебные манипуляции по ликвидации осложнений ,

связанных с терапией кариеса и его осложнений.

  • Удалять зубные отложения: налет, над – поддесневой зубной

камень..

  • Полировать зубы после снятие зубных отложений.

  • Удалять зубные отложения: налет, над – поддесневой зубной

камень.

  • Полировать зубы после снятия зубных отложений.

  • Определять состояние анатомических участков десны (свободной,

приклепленной и маргинальной).

  • Определять характер гингивита (острый, хронический;

катаральный, гипертрофический, атрофический, язвенно -

некротический).



  • Определять наличие поддесневого зубного камня, выделений из

карманов.

  • Определять степень тяжести воспаления десны (легкая, средняя,

тяжелая).

  • Проводить пробу Шиллера – Писарева для уточнения границ

воспаления.

  • Определять индекс ПМИ.

  • Определять пародонтальный индекс.

  • Взять мазок на цитологическое, бактериологическое,

бактереооскопическое исследование содержимого кармана.

  • Выполнять пальпацию регионарных лимфатических узлов ЧЛО.

  • Проводить лечебные мероприятия некариозных поражений зубов

в зависимости от клинических проявлений и состояния

организмом в целом.



  • Проводить аппликацию лекарственных средств на краевую

десну.

  • Промывать карманы с помощью шприца, пульверизатора.

  • Вводить турунду с лекарственными препаратами в

пародонтальные карманы.

  • Рассечь пародонтальный карман при наличии абсцесса.

  • Проводить кюретаж карманов.

  • Проводить и накладывать пародонтальные повязки.

  • Вводить в гипертрофированный десневой сосочек лекарственные

вещества с целью склерозирования.

  • Проводить гингивэктомию.

  • Шинировать зубы при болезнях пародонта (лигатурное

связывание, шины из быстро твердеющих пластмасс и

композитов).



  • Устранять местные травмирующие факторы.

  • Выписывать рецепты на лекарственные препараты.


    1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА .




      1. Обучение клинике наиболее распространенных стоматологических заболеваний.

      2. Освоение основных практических навыков, необходимых при обследовании стоматологических больных.

      3. Освоение принципов диагностики лечения и профилактики стоматологических заболеваний.

      4. Изучение неотложных состояний и обучение оказанию помощи при них.

Врач любой специальности обязан уметь

ориентироваться в случае развития острых гнойных

заболеваний зубочелюстной системы, когда правильная

тактика в срочной ситуации определяет исход. Кроме

того в процессе изучения стоматологии студент должен

знать онкологические заболевания зубочелюстной

системы.

Особенности раннего проявления и профилактики.



1.4. ЦЕЛИ КУРСА.
Цели изучения курса ПСЗ




Уровень усвоения

Цель курса

Первый уровень

Иметь представление:

достигается глубиной изложения лекционного материала, представлением достаточной информации и созданием ориентировочной основы соответствующих разделов стоматологии на практических занятиях. Основная цель – студенты должны быть ознакомлены и иметь представление:



  • о проблемах современной стоматологии;

  • о нормальной анатомии зубочелюстной системы;

  • о влиянии местных и общих факторов на развитие и

  • течении стоматологических заболеваний.

Второй уровень

Должен уметь:

Предполагает усвоение вопросов теоретической и клинической стоматологии, путем изучения материала в период прохождения практики в условиях клиники в результате которой, студенты должны знать:

1.Клинику основных стоматологических

заболеваний (перечисленных в

программе).

2.Основы мер профилактики.

3.Современные методы диагностики

стоматологических заболеваний.

4. Принципы лечения стоматологических

заболеваний.

5.Связь стоматологических заболеваний

с заболеваниями внутренних органов.



  1. Деонтологические аспекты в

Стоматологии.

Третий уровень

Должен владеть:

в результате усвоения курса стоматологии достигается цель, в которой студенты должны уметь:

Обследовать заболевания зубочелюстной системы.

Проводить и проанализировать дополнительные методы исследования стоматологического больного.

Составить план клинического и инструментального обследования стоматологического больного.

Оказать первую помощь при травме зубо-челюстной системы (кровотечения. переломы).

Осуществить вскрытие флегмоны, абсцесса органов зубочелюстной системы.

Сформировать и обосновать клинический диагноз, провести дифференциальную диагностику.

Провести анализ причин поздней диагностики органов зубочелюстной системы.

Определить направление больных для последующих лечений.

Участвовать в организации мер профилактики стоматологических больных.


Четвертый уровень

Должен иметь опыт:

Освоение курса терапевтической стоматологии. Преследует цель достичь наиболее высокий уровень теоретической подготовки и владения профессиональными навыками врача широкого профиля, в результате студенты должны уметь:



  1. Удалять зуб.

  2. Осуществить проводниковую и инфильтрационную анестезию.

  3. Провести дифференциальную диагностику при опухолевом заболевании.

  4. Определить направление больных для последующего лечения.

  5. Выявить на рентгенографических снимках характерные признаки для периодонтитов.


4.4. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ


  1. Санация полости рта детей и ее роль в профилактике

стоматологических заболеваний. Формы и методы плановой

санации.


  1. Возрастные особенности строения пульпы временных и постоянных зубов. Значения для клиники.

  2. Понятия о профилактике стоматологических заболеваний. Основные

направления первичной. Вторичные и третичной профилактики.

Организация профилактики стоматологических заболеваний в

системе стоматологической службы.

4. Методика индивидуального гигиенического обучения детей.

5. Цели и задачи эпидемиологического стоматологического

обследования, методы обследования, регистрация, оценка

результатов обследования.


  1. Основные свойства эмали и методика их определения

(проницаемость, кислотоустойчивость, твердость).

7. Распространенность и интенсивность кариеса зубов. Индексы

регистрации для различных возрастных групп. Уровни

интенсивности КАриеса зубов по критериям ВОЗ. Международная

цифровая система обозначения зубов.


  1. Зубные отложения: квалификация, состав, свойства, методы

выявления. Гигиенические индексы (ВОЗ, Федорова - Володкиной).

  1. Распространенность и интенсивность заболеваний пародонта.

Индексы регистрации CPITM, PMA.

  1. Профессиональная гигиена полости рта. Определение, объем,

методы.

  1. Факторы риска возникновения и основные направления

этиопатогенетической профилактики кариеса.

  1. Эндогенная профилактика кариеса зубов у детей. Антенатальная

профилактика.

  1. Факторы риска возникновения и основные направления первичной

профилактики заболеваний пародонта.

  1. Роль неправильно протекающей функции сосания в возникновении

зубочелюстных аномалий, способы нормализации.

  1. Фторирование питьевой воды, пищевой соли, молока. Показания,

дозировки, эффективность методов.

  1. Формы и методы повышение медицинской грамотности населения

по вопросам профилактики стоматологических заболеваний.

Основные этапы проведения урока гигиены в дошкольном

учреждении.


  1. Применение фторидов для местной профилактики кариеса

(аппликации, полоскания). Показания методики использования.

Эффективность метода.



  1. Экзогенная профилактика кариеса зубов у детей с применением

препаратов кальция и фтора.

  1. Применение фторидсодержащих зубных лаков, гелей. Показания,

методики использования. Эффективность метода.

  1. Зубные пасты и порошки: состав, свойства, показания к

применению.

  1. Метод герметизации фиссур зубов. Показания, методика

проведения, средства, используемые для герметизации.

Эффективность метода.



  1. Роль ротового дыхания в развитии зубочелюстных аномалий.

Причины. Методы устранения.

  1. Средства, используемые для реминерализующей терапии (

Ремодент, раствор Боровского – Волкова, глюканат кальция 10 %),

методики применения, механизм действия. Эффективность метода.

23. Методы герметизации (изоляции) фиссур жевательных зубов.


  1. Формы и методы стоматологического просвещения в профилактике

стоматологических заболеваний для различных контингентов

населения.



  1. Комплексная система профилактики стоматологических

заболеваний, ее цели и задачи, этапы внедрения.

  1. Методы чистки зубов. Значение гигиены полости рта в

профилактике стоматологических заболеваний. Индексы,

используемые для определения уровня гигиены полости рта.

Растворы для окрашивания зубного налета.

  1. Методы оценки эффективности профилактики стоматологических

заболеваний.


  1. Индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта. Основные и дополнительные средства гигиены.

  2. Профилактика кариеса. Роль и значение фтора в организме.

Системные и местные применения фторидов.
  1. Факторы риска возникновения зубо – челюстных аномалий. Роль

вредных привычек в возникновении зубо – челюстных аномалий.

Методы профилактики.


  1. Дифференциальная диагностика с флюорозом и гипоплазией

очаговой деминерализации.

  1. Комплексная программа профилактики кариеса зубов и болезней

пародонта. Разработка, внедрение, мониторинг и оценка

эффективности программ профилактики.

33. Профилактика некариозных поражений, флюороза.


  1. Персонал, участвующий в осуществлении программ профилактики

основных стоматологических заболеваний. Организация, методы и

средства проведения профилактики для различных контингентов

населения.


  1. Определение факторов риска в возникновении заболеваний

пародонта. Индивидуальная профилактика болезней пародонта.

  1. Особенности проведения профилактики стоматологических заболеваний у беременных женщин.




  1. Классификация зубных отложений, методы их выявления, средства

для предотвращения образования зубного налета.



  1. Особенности проведения профилактики стоматологических

заболеваний у детей различного возраста.

  1. Методы удаления зубных отложений. Профессиональная чистка

зубов.

  1. Особенности проведения профилактики стоматологических

заболеваний у подростков и взрослых.

  1. Морфологическая и функциональная характеристика периодов

развития прикуса ребенка.

  1. Применение таблеток фторида натрия. Показания,

противопоказания, схема применения, эффективность метода.

43. Вредные привычки у детей их последствия и способы устранения.

44.Методы и средства профилактики кариеса зубов (эндогенные и

экзогенные).

45. Миогимнастика для профилактики и лечения деформаций зубо –

челюстной системы ребенка.

46. Эндогенные средства профилактики кариеса зубов. Показания,

механизм действия, методы использования.

47. Основы профилактики гнойно – воспалительных заболеваний

челюстно – лицевой области.


48. Экзогенные средства профилактики кариеса зубов. Показания,
механизм действия, методики использования.

49. Профилактика травм лица и органов полости рта.


4.5. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАМ


  1. Санация полости рта детей и ее роль в профилактике

стоматологических заболеваний. Формы и методы плановой

санации.


  1. Возрастные особенности строения пульпы временных и постоянных

зубов. Значения для клиники.

3.Понятия о профилактике стоматологических заболеваний. Основные

направления первичной.

4.Вторичные и третичной профилактики. Организация профилактики

стоматологических заболеваний в системе стоматологической

службы. Методика индивидуального гигиенического обучения детей.

5.Цели и задачи эпидемиологического стоматологического

обследования, методы обследования, регистрация, оценка

результатов обследования.

6.Основные свойства эмали и методика их определения

(проницаемость, кислотоустойчивость, твердость).

7. Распространенность и интенсивность кариеса зубов. Индексы

регистрации для различных возрастных групп. Уровни

интенсивности кариеса зубов по критериям ВОЗ. Международная

цифровая система обозначения зубов.

8. Зубные отложения: квалификация, состав, свойства, методы

выявления. Гигиенические индексы (ВОЗ, Федорова - Володкиной).


  1. Распространенность и интенсивность заболеваний пародонта.

Индексы регистрации CPITM, PMA.

10. Профессиональная гигиена полости рта. Определение, объем,

методы.


  1. Факторы риска возникновения и основные направления

этиопатогенетической профилактики кариеса.

  1. Эндогенная профилактика кариеса зубов у детей. Антенатальная

профилактика.

  1. Факторы риска возникновения и основные направления первичной

профилактики заболеваний пародонта.

  1. Роль неправильно протекающей функции сосания в возникновении

зубочелюстных аномалий, способы нормализации.

  1. Фторирование питьевой воды, пищевой соли, молока. Показания,

дозировки, эффективность методов.

  1. Формы и методы повышение медицинской грамотности населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Основные этапы проведения урока гигиены в дошкольном учреждении.

  2. Применение фторидов для местной профилактики кариеса

(аппликации, полоскания). Показания методики использования.

Эффективность метода.



  1. Экзогенная профилактика кариеса зубов у детей с применением

препаратов кальция и фтора.

  1. Применение фторидсодержащих зубных лаков, гелей. Показания,

методики использования. Эффективность метода.

  1. Зубные пасты и порошки: состав, свойства, показания к

применению.

  1. Метод герметизации фиссур зубов. Показания, методика проведения,

средства, используемые для герметизации. Эффективность метода.

  1. Роль ротового дыхания в развитии зубочелюстных аномалий.

Причины. Методы устранения.

  1. Средства, используемые для реминерализующей терапии ( Ремодент, раствор Боровского – Волкова, глюканат кальция 10 %), методики применения, механизм действия. Эффективность метода.

24. Методы герметизации (изоляции) фиссур жевательных зубов.

25.Формы и методы стоматологического просвещения в профилактике

стоматологических заболеваний для различных контингентов

населения.



  1. Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний, ее цели и задачи, этапы внедрения.

  2. Методы чистки зубов. Значение гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний. Индексы, используемые для определения уровня гигиены полости рта. Растворы для окрашивания зубного налета.
  3. Методы оценки эффективности профилактики стоматологических

заболеваний.


  1. Индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта. Основные и дополнительные средства гигиены.

  2. Профилактика кариеса. Роль и значение фтора в организме.

Системные и местные применения фторидов.
  1. Факторы риска возникновения зубо – челюстных аномалий. Роль

вредных привычек в возникновении зубо – челюстных аномалий.

Методы профилактики.


  1. Дифференциальная диагностика с флюорозом и гипоплазией

очаговой деминерализации.

  1. Комплексная программа профилактики кариеса зубов и болезней

пародонта. Разработка, внедрение, мониторинг и оценка

эффективности программ профилактики.

34. Профилактика некариозных поражений, флюороза.


  1. Персонал, участвующий в осуществлении программ профилактики

основных стоматологических заболеваний. Организация, методы и

средства проведения профилактики для различных контингентов

населения.


  1. Определение факторов риска в возникновении заболеваний

пародонта. Индивидуальная профилактика болезней пародонта.

  1. Особенности проведения профилактики стоматологических

заболеваний у беременных женщин.

  1. Классификация зубных отложений, методы их выявления, средства

для предотвращения образования зубного налета.

  1. Особенности проведения профилактики стоматологических

заболеваний у детей различного возраста.

  1. Методы удаления зубных отложений. Профессиональная чистка

зубов.

  1. Особенности проведения профилактики стоматологических

заболеваний у подростков и взрослых.

  1. Морфологическая и функциональная характеристика периодов

развития прикуса ребенка.

  1. Применение таблеток фторида натрия. Показания,

противопоказания, схема применения, эффективность метода.

44. Вредные привычки у детей их последствия и способы устранения.



  1. Методы и средства профилактики кариеса зубов (эндогенные и

экзогенные).

  1. Миогимнастика для профилактики и лечения деформаций зубо –

челюстной системы ребенка.

  1. Эндогенные средства профилактики кариеса зубов. Показания,

механизм действия, методы использования.

  1. Основы профилактики гнойно – воспалительных заболеваний

челюстно – лицевой области.
  1. Экзогенные средства профилактики кариеса зубов. Показания,
механизм действия, методики использования.
50. Профилактика травм лица и органов полости рта.



5. ЛИТЕРАТУРА.


  1. Адмакин О.И. Стоматологическая заболеваемость населения в различных климато – географических зонах России.// Дисс. … канд. мед . наук. – М., ММСИ 1999.

  2. Боровский Е.В., леус П.А. Кариес зубов. // М., «Медицина», 1979, 256с.

  3. Боровский Е.В., Машкиллейсон А.Л. Заболеваниея слизистой оболочки полости рта и губ.// М., «Медицина», 1984.

  4. Васина С.А. Клинико – лабораторное обоснование применения некоторых средств и методов профилактики кариеса зубов и гингивитов у школьников.// Дисс. … канд. мед. наук.. – М., ММСИ, 1984.

  5. Волков Е.А. Обоснование методов лечение ранних форм кариеса зубов.// Дисс. … канд. мед. наук.. – М., ММСИ, 1983.

  6. Двиняникова Е.Е.Программа профилактики основных стоматологических заболеваний для детей Удмуртии.// Дисс. … канд. мед. наук.. – М., МГМСУ, 2000.

  7. Дорошина В.Ю. Профилактика стоматологических заболеванийу беременных как основа стоматологического здоровья детей раннего возраста.// Дисс. … канд. мед. наук.. – М., ММСИ, 1997.

  8. Зимина В.И. Эффективность профилактики кариеса зубов у детей при использрвании фторированного молока. Дисс. … канд. мед. наук.. – М., ММСИ, 1997.

  9. Козичева Т.А. Клиническое обоснование применение средств профилактики основных стоматологических заболеваний в различных возрастных группах населения. // Дисс. … канд. мед. наук.. – М., ММСИ, 1999.

  10. Косюга С.Ю. Эффективность программ профилактики основных стоматологических заболеванийу детей организованных коллективов Нижегородской области. // Дисс. … канд. мед. наук.. – М., МГМСУ, 2001.

  11. Крихели Н.И. Обоснование проведениея профилактических мероприятий при отбеливание зубов. . // Дисс. … канд. мед. наук.. – М., МГМСУ, 2001.

  12. Кузьмина И.Н. Профилактика ранних форм кариеса в период прорезывание постоянных зубов у детей . // Дисс. … канд. мед. наук.. – М., МГМСУ, 1996.

  13. Кузьмина Э.М. Ситуационный анализ стоматологической заболеваемости как основа планирование программ профилактики. // Дисс. … докт. Мед. наук. – М ., ММСИ, 1995г.

  14. Кузьмина Э.М. с соавт. Критирии оценки состояния полости рта и эффективности различных средств профилактики стоматологических заболеваний . // Метод. реком. – М., ММСИ, 1996. – 36с.

  15. Кузьмина Э.М. с соавт. Профилактика стоматологических заболеваний у беременных женщин и детей раннего возраста. – М., ММСИ. 1999. – 36с.

  16. Кузьмина Э.М., Смирнова Т.А. Фториды в клинической стоматологии. // М., МГМСУ, 2001. –32с.

  17. Лаптева Л.И. Комплексная медико – педагогическая программа профилактики основных стоматологических заболеваний с учетом возрастных психо – физиологических особенностей детей и подростков. // Дисс. …канд. меднаук. – М., МГМСУ, 2001.

  18. Леонтьев В.К. Кариес и процессы минерализации.// Дисс. … докт. Мед. наук. – М., 1978.

  19. Леус П.А. Коммунальная стоматология. Брест, 2000. – 284 с.

  20. Международная классификация стоматологических болезней на основе МКБ – 10. 3 – е изд – е. // ВОЗ, Женева, 1997. – 248 с.

  21. Набатова Т.А. Роль стоматологического просвещения родителей в подержании здоровья полости рта детей. // Дисс. Канд. мед. наук. – М., МГМСУ , 2000.

  22. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии.// М., Медицина, 1982. – 240с.

  23. Персин Л.С. Клинико – рентгенологическая и функциональная характеристика зубочелюстной системы у детей с дистальной окклюзией зубных рядов.// Автореферат дисс. … докт. мед. наук. – М, ММСИ, 1989.

  24. Простакова Т.Б. Эффективность профессиональной гигиены полости рта в профилактике заболеваний пародонта у детей с дизокклюзиями. // Дисс. канд. мед. наук. – М., ММСИ, 1994.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница