Управление здоровьем человека



Скачать 426,6 Kb.
страница1/4
Дата25.06.2015
Размер426,6 Kb.
  1   2   3   4





Управление здоровьем человека


(научно-популярное учебное пособие)

Aвтор: A. Степанов - доктор педагогики, доцент Даугавпилсского Филиала Рижского технического Университета.
Рецензенты:
Г. Taрнопольская - доктор педагогики, доцент кафедры спорта Рижского Технического Университета.
И. Куницка - магистр биологии, врач, лектор Даугавпилсского Университета, координатор Центра обеспечения здоровья..

В пособии показаны негативные и позитивные условия , влияющие на на здоровье человека. Кратко раскрыто здоровое функциональное состояние систем организма человека. Дано определение функционального состояния организма (ФСО), как альтернативного понятию “здоровье человека”. Указаны основные средства и методы сохранения и поддержания здоровья человека.

Пособие предназначено для студентов, а так же для населения среднего и старшего возраста.

Оглавление

1.Введение.----------------------------------------------------------- 4

2.Оценка и самооценка здоровья студентов.-------------------4

3.Организм человека - ( АИССа) и его функциональная деятельность. Нормальное ( здоровое) и болезненное состояние.------------------------------------------------------------- 8

3.1 Функциональные состояния организма (ФСО) и их классификация------------------------------------------------------11

4.Негативные и позитивные дейторы здоровья в онтогенезе:-----------------------------------------------------------19

4.1“Человеческий фактор” здоровья:-- ------- -------------19


  • электромагнитное загрязнение среды.---------------24

  • патогенные микроорганизмы --------------------------25

  • гиподинамия,-----------------------------------------------26

  • экология (химия)------------------------------------------26

5. Гелио-, гео- и метео условия -------------------------------27

6. Стихийные бедствия-----------------------------------------27

7. Некоторые методы, способы и средства, способствующие здоровому ФСО человека-------------------29

8. Валеология и валеологический образ жизни------------30

9.Валеологическая сензитивность среднего

возраста.- -------------------------------------------------------- 31

10. Старение и здоровье.----------------------------------------31

11. Главные выводы.----------------------------------------- ---33

12. Заключение----------------------------------------------------33

13. Список литературы-----------------------------------------34


Основные сокращения:
ФСО – функциональное состояние организма

АИССа – адаптационная (автоматическая)

интеллектуальная суперсистема



ПМКО – патогенные микроорганизмы

ГОВ – гедонистические отравляющие вещества

ОЧ – организм человека

ПФ–психофизиологический.

1.Введение

Студенческая жизнь – это пора дерзаний и мечтаний, пора интеллектуального и творческого расцвета человека.

Студенчество – это определяющий и формирующий период жизни взрослеющих мужчин и женщин. Нередко именно в студенческие годы создаются семьи, задумываются творческие и жизненные планы.

Учеба в вузе – это своеобразный сензитивный период гармоничного формирования личности, поэтому проблема воспитания культуры здоровья человека является важнейшей, наряду с накоплением и совершенствованием необходимых специальных знаний и умений.

Только человек, знающий и умеющий самостоятельно поддерживать и укреплять свое здоровье, может полностью реализовать свой жизненный потенциал ,свои возможности и способности – ведь только здоровое состояние может дать СВОБОДУ , потому что болезнь - это всегда, различные по степени ,ОГРАНИЧЕНИЯ в личной и социальной жизни.


  1. Оценка и самооценка здоровья студентов

В настоящее время здоровье всех людей студенческого возраста во всех странах, и особенно в постсоветских, включая Латвию, имеет тенденц ию к его ухудшению. 12 лет после раскола СССР сопровождались резким падением материального благополучия людей, потерей моральных и идейных принципов. Социологи установили абсолютно достоверную связь между степенью бедности населения и состоянием здоровья людей и , на наш взгляд, здесь большую негативную значимость имеет долговременный психический стресс, вызывающий иммуно-депрессивное состояние- долговременное снижение иммунитета.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) регулярно контролирует уровень здравоохрания в странах мира: в 1998 году Россия занимала 102 место, Латвия – 96, Америка – 37, Франция – 1. Кроме уровня материальной обеспеченности населения на этот показатель влияют степень внимания руководства страны к сфере обеспечения здоровья людей, размеры стран и их финансовые возможности. Эти и другие факторы определяют % ВВП , затраченный на здравоохранение и этот показатель достаточно тесно связан с местом страны в мире: Россия – 3,3%, Америка – 12%, Латвия – 3,1%, Франция – 14,6%.

По данным ВОЗ функциональное состояние организма (ФСО - т.е.- здоровье) человека на 10-30% обусловлено генетически, на 40-50% оно зависит от образа жизни данного человека, на 10-20% от экологии и других факторов окружающей среды и на 10-15% от состояния здравоохранения в данной стране. Таким образом наполовину ФСО зависит от самого человека, а если он знает ( предупрежден) о негативных дейторах (дейтор – это непосредственно действующий фактор) окружающей среды и экологии, и умеет ( насколько это возможно) избежать и нейтрализовать их , если он разумно относится к употреблению лекарственных средств и активно старается сотрудничать с врачом - тогда ФСО уже на 75-80% зависит от него самого. Следовательно, в основном, уровень здоровья (ФСО) каждого человека находится «в его руках».

Но как же в действительности люди заботятся о сохранении и поддержании своего здоровья в течение жизни ( в онтогенезе)?

Не будем рассматривать этот вопрос в отношении несовершеннолетних людей – предполагается, что о их здоровье должны заботиться родители. Вернемся к самым истокам самостоятельной жизни – к студенческому возрасту. Очень многим молодым людям социальная свобода от родительской опеки «кружит голову». Молодой организм довольно легко справляется с многочисленными и долговременными психофизиологическими эксцессами в виде беспорядочного питания, чаще «всухомятку», с модными акссесуарами и «стадным» инстинктом молодежной среды – курением, распитием спиртных напитков , наркотиками; часто связанной со всем этим – беспорядочной половой жизнью, с нарушениями режима нормального сна. Но так продолжается у каждого до своей поры… А потом ..надо расплачиваться по счетам – как говорят мудрые : « Распущенная и несдержанная молодость передает старости уже истощенное и больное тело.»

Так в Курском медуниверситете (Россия) свыше 5 лет курят 70% студентов. Основная причина – подражание друзьям – 46,7%. Безуспешно пытались бросить курить – 66.7%. У 60% выявлена бронхиальная обструкция.

В Чили опрошено 2967 учащихся старших классов и студентов высшей школы. Распространенность курения достоверно повышается с возрастом ( 1,3% до 13 лет и 36.9% после 16 лет) и была больше среди девушек. Наиболее выражена связь курения с уровнем мятежности, стремлением к получению удовольствия (89.2%), отношениями в семье, отягощенностью ближайшего окружения.

В Саратове (Россия) было опрошено 29 студенток политехнического университета. 16% курили «не в затяжку», поэтому зависимость от табака отсутствовала ( это не значит ,что не осталось никаких последствий – никотин и канцерогены легко всасываются через слизистую во рту и со слюной попадают в желудочно- кишечный тракт (ЖКТ). 85% хотели бы избавиться, а 100% пробовали прекратить курение, из них 24,5% - в ближайшие годы.

В Италии , по данным анкет ВОЗ из 500 студентов, курильщики составили 31,2% ( регулярно-22%, в прошлом-52,6%). Некурящих-68.4%. 23,% безуспешно пытались прекратить курение. Мотивы-проблемы со здоровьем-68.6%, предупреждение заболеваний-83%.

В Тверской медицинской академии (Россия) на 1 курсе употребляют алкоголь-77,8% юношей и 88.6% девушек, на 2 –89,5 и 95,8, на 6 курсе-97,1 и 98 соответственно. Частота употребления возрастает с возрастом.

Отношение к алкоголю в семьях студентов юношей: трезвость-1,7%, безразличное-29%, положительное-6,6%, весьма одобрительное-2,7%; в семьях девушек: 38,4 ,44,6 , 15,4 и 1,6% соответственно. 42,5% девушек и 64,5% юношей могут быть потенциальными алкоголиками. Курят –53,4 % юношей и 26,1% девушек. Наркотики – 29% и 7,4% соответственно. Сделан вывод о необходимости запрета на рекламу курения и алкоголя через СМИ и замене их призывами к здоровому образу жизни.

Конференция Королевской корпорации врачей ( Англия –1998) определила, что наиболее серьезные проблемы с потреблением алкоголя приходятся на студенческий возраст 16-24 года. Юноши 17-19 лет причинами алкоголизации определяли затруднения в адаптации к взрослой жизни и способность алкоголя облегчать общение с окружающими. Зависимость от алкоголя среди молодежи наблюдалась у 7,5 % мужчин и 2% женщин.

В Польше ,среди студентов-медиков 1-го и выпускного курсов Белостока отмечалось увеличение числа курящих, несмотря на интенсификацию пропаганды о вреде курения. Главной причиной воздержания являлось осознание вредности курения для здоровья. На студентов действует информация о связи курения с болезнями. Оказывают эффект также запретительные меры.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница