Методическое пособие орехово-Зуево 2010



страница1/10
Дата25.06.2015
Размер1,88 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


С.В. СОЛДАТОВА

ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Орехово-Зуево – 2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


Издательский центр МГОГИ

2010
УДК 37.037:613.8

ББК 74.200.55

С 60
Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Московского государственного областного гуманитарного института

Рецензенты:


Кабардов М.К., доктор психологических наук,

профессор Психологического института РАО


Селезнева Е.В., кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социальной педагогики МГОГИ

Издание осуществлено при финансовой поддержке

ГОУ ВПО Московский государственный областной гуманитарный институт

В рамках внутривузовского научно-методического проекта

«Научно-методическое и организационное обеспечение программы профилактики

Злоупотребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодежной среде»

Автор-составитель: Солдатова С.В.


С60 Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях: Методическое пособие. – МГОГИ, 2010. - 126 с.
В методическом пособии изложены основные принципы построения профилактических программ и рекомендаций по организации антиалкогольной и антинаркотической работы в образовательных учреждениях. Пособие содержит методические рекомендации по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения в образовательных учреждениях, список нормативно-правовых документов и глоссарий основных терминов по рассматриваемой проблеме.

Пособие предназначено для руководителей воспитательной работы, педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей, кураторов студенческих групп, учителей-предметников и педагогов дополнительного образования.



УДК 37.037:613.8

ББК 74.200.55
© Солдатова С.В.

© Московский государственный

областной гуманитарный

институт, 2010

© Оформление. Издательский центр

Московского государственного

областного гуманитарного института, 2010

СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………………………….5




Глава I. Принципы построения программ профилактики употребления ПАВ в образовательных учреждениях


1.1. Средства контрпропаганды………………………………………………... 9

1.2. Выбор объектов профилактики…………………………………………...11

1.3. Компетентность разработчиков программ и занятий…………………....11

Глава II. Методические рекомендации по профилактике наркомании

в образовательных учреждениях




2.1. Профилактика: определение и базовые понятия………………………...17

2.2. Критерии эффективности профилактической работы

образовательных учреждений……………………………………………..26

2.3. Рекомендации по проведению в образовательном учреждении

мониторинга употребления ПАВ…………………………………………28

2.4. Общие рекомендации для проведения занятий по профилактике

наркомании………………………………………………………………...32

2.5. Методические рекомендации по профилактике наркомании

при организации групповой работы……………………………………...43

2.6. Занятие для учащихся образовательных учреждений на тему:

«Наркомания: причины и последствия»…………………………………51

2.7. Организация волонтерского антинаркотического движения

в образовательных учреждениях…………………………………………67




Глава III. Методические рекомендации по профилактике табакокурения

в образовательных учреждениях

3.1. Предупреждение табакокурения в образовательных учреждениях…...111

3.2. Помощь школьникам и студентам в отказе от курения как проблема

современной средней и высшей школы…………………………………137

3.3. Рекомендации педагогам по профилактике табакокурения в семье ….143



Глоссарий……………………………………………………………………...152


Приложение…………………………………………………………………...159

ВВЕДЕНИЕ

Наркомания и алкоголизм являются одной из важнейших проблем современ­ной России, требующей кардинально новых способов решения. Рост объема наркотических веществ на рынке и их доступность способ­ствуют распространению наркотиков, принявшему за последнее десятилетие катастрофический размах и приобретшему черты соци­ального бедствия. По данным исследований, в России сейчас не ме­нее 6 миллионов больных наркоманиями, в мире — более 200 мил­лионов. За последние 10 лет число смертей от наркотиков в нашей стране увеличилось в 12 раз, среди детей — в 42 раза, причем в 65% случаев причиной смерти является передозировка наркотиков.

Первый опыт знакомства с наркотиками для 51% школьников приходится на возраст 15-17 лет, а для 41% на 11-14. Очевидная тен­денция к омоложению требует проведения профилактической рабо­ты уже с детьми дошкольного возраста, как в семье, так и в рамках образовательного учреждения.

Еще одна угрожающая тенденция изменения наркологической ситуации в нашей стране — феминизация. Если в начале 90-х годов злоупотребление наркотическими веществами было, по большей ча­сти, проблемой мужской части населения, то в настоящее время не­уклонно растет количество девушек, страдающих зависимостью от психоактивных веществ. По употреблению некоторых видов нар­котиков (например, кокаина) количество девушек значительно пре­восходит количество юношей.

Семья, как первый и наиболее значимый институт социализации, является одновременно и адресатом профилактической работы, и ис­точником ценностей, способствующих развитию, ориентации на здо­ровый образ жизни и т.д. Важная и ответственная роль в работе с семь­ей выпадает на социального педагога, педагога-психолога, учителя.

Информирование родителей по проблемам наркоманий и алкоголизма, адресация к специалистам в случае необ­ходимости, работа с дисфункциональными семьями с целью оптими­зации внутрисемейных отношений — вот задачи, стоящие перед педагогом, занимающимся профилактикой девиантного и аддиктивного поведения несовершеннолетних.

В настоящее время молодежная наркогенная субкультура являет­ся важным фактором, способствующим распространению наркотиза­ции среди несовершеннолетних. Развитие наркогенной субкультуры является результатом того, что дети и подростки, будучи предостав­лены сами себе, не знают, как структурировать свое время, а ушедшие в историю пионерская и комсомольская организации не оставили после себя ничего взамен. В связи с этим перед социальным работни­ком, педагогом-психологом стоит очередная задача — выявление детей и подростков, юношей и девушек, кото­рые в силу своей незанятости попадают в группу риска приобщения к психоактивным веществам, а также организация их досуга.

Злоупотребление психоактивными веществами часто сопряжено с совершением несовершеннолетними противоправных действий. Около 40% госпитализаций в детские психиатрические клиники в настоящее время составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркоманией и токсикоманией. Правонару­шителям, злоупотребляющим психоактивными веществами, необхо­дима помощь не только врача, но и социального работника, который должен иметь представление, как о социально-правовых, так и о соци­ально-психологических и медико-социальных аспектах наркоманий.

Лечение наркоманов является малоэффективным способом борь­бы с болезнью: ремиссия продолжительностью больше года наблю­дается лишь у 9-12% больных. Реабилитация позволяет добиться бо­лее значимых результатов, однако требует больших финансовых и временных затрат.

Исключительно медицинская профилактика не приносит желае­мых результатов. Действия правоохранительных органов не способ­ны остановить рост числа больных наркоманиями. Наиболее перс­пективное направление работы на данный момент — психолого-пе­дагогическая профилактика, направленная на гармоничное развитие личности детей и подростков, формирование способности самостоя­тельно противостоять приобщению к наркотическим средствам за счет ценностного отношения к своему здоровью, адекватной само­оценки и способности прогнозировать жизненные события.

С учетом вышесказанного становится очевидной необходи­мость разработки методических рекомендаций руководителям по воспитательной работе, психологам, социальным педагогам, классным руководителям и кураторам студенческих групп по профилактике злоупотребления ПАВ в образовательных учреждениях.

В методическом пособии изложены принципы построения профилактических программ и организация антиалкогольной и антинаркотической работы в образовательных учреждениях. Представлены методические рекомендации для психологов, классных руководителей, кураторов студенческих групп и педагогов по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения в образовательных учреждениях. Представлен глоссарий по рассматриваемой проблеме. Приложение содержит список нормативно-правовых документов по вопросам профилактики злоупотребления психоактивных веществ, безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница