И в США на основе подхода общественного здоровья Аналитический доклад



страница1/12
Дата25.06.2015
Размер2,27 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Рабочая группа «Здравоохранение»

.

Укрепление здоровья мигрантов

в России и в США

на основе подхода общественного здоровья

Аналитический доклад

под редакцией профессора Андрея Константиновича Дёмина

Москва, Российская Федерация – Вашингтон, округ Колумбия, США


2014
О Докладе

Данный проект осуществлен:

Российской Ассоциацией общественного здоровья, г. Москва, Российская Федерация (www.raoz.ru), и

Центром Глобального Здоровья Университета штата Иллинойс в Чикаго, г. Чикаго, штат Иллинойс, США (University of Illinois at Chicago Center for Global Health, Chicago, Illinois, USA) http://globalhealth.uic.edu/ (https://globalhealth.uic.edu/)


Авторы Доклада
Андрей Константинович Дёмин, Советник Российской Федерации 1 класса, профессор, доктор политических наук, кандидат медицинских наук, президент Российской ассоциации общественного здоровья, г. Москва, Российская Федерация;

Стеван М. Вейн (Stevan MWeine), доктор медицины, профессор кафедры психиатрии Университета штата Иллинойс в Чикаго, г. Чикаго, штат Иллинойс, США (University of Illinois at Chicago, Chicago, Illinois, USA);

Хлоэ Полутник (Chloe Polutnik), мастер общественного здоровья, кафедра психиатрии Университета штата Иллинойс в Чикаго, г. Чикаго, штат Иллинойс, США (University of Illinois at Chicago, Chicago, Illinois, USA);

Дональд У. Зиглер (Donald W. Zeigler), доктор философии, Школа общественного здоровья Университета штата Иллинойс в Чикаго, г. Чикаго, штат Иллинойс, США (School of Public Health, University of Illinois at Chicago, Chicago, Illinois, USA);

Вадим Ефимович Герштейн (Vadim Yefimovich Gershteyn), магистр общественного здоровья, помощник руководителя программы по научным исследованиям, департамент интеграции и оценки научных исследований, Институт исследований результатов, ориентированных на пациента, г. Вашингтон, округ Колумбия, США (Program Associate in Research Integration and Evaluation at the Patient-Centered Outcomes Research Institute (PCORI), Washington, DC, USA);


Ингрид Корсгард (Ingrid Korsgard), бакалавр,  Макалистер-колледж г. Сент-Пол, штат Миннесота, США (Macalester College, St. Paul, Minnesota, USA);

Сергей Анатольевич Фролов, Директор программ Фонда «Здоровье и развитие», г. Москва, Российская Федерация;

Ирина Викторовна Яковлева, кандидат социологических наук, сотрудник Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация;

Виолетта Максудовна Хабибулина, кандидат биологических наук, Master of Public Health, Master of Sciences in Social Work; АНО "Институт социальных исследований и гражданских инициатив" (Казань), Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова (Санкт-Петербург), Российская Федерация.

Руководство подготовкой Доклада выполнили:

Андрей Константинович Дёмин, Советник Российской Федерации 1 класса, доктор политических наук, профессор, кандидат медицинских наук, президент Российской ассоциации общественного здоровья,

Стеван М. Вейн (Stevan M. Weine), доктор медицины, профессор кафедры психиатрии Университета штата Иллинойс в Чикаго, г. Чикаго, штат Иллинойс, США (University of Illinois at Chicago, Chicago, Illinois, USA).



О программе «Обмен социальным опытом и знаниями»
Российско — американская программа «Обмен социальным опытом и знаниями» (ОСОЗ) (см. http://www.usrussiasocialexpertise.org/ru) – это многосторонний коллектив, состоящий из российских и американских экспертов гражданского общества и социальных предпринимателей, стремящихся к созданию позитивных изменений в жизни граждан обеих стран через конструктивный обмен идеями и передовым опытом.
Доклад подготовлен членами Рабочей группы по здравоохранению ОСОЗ. Сопредседатели Рабочей группы:

Елена Викторовна Дмитриева, доктор социологических наук, директор Фонда «Здоровье и развитие», город Москва, Российская Федерация,

Джудит Твигг (Judyth Twigg), профессор Л. Дуглас Вайлдер Школы Управления и Государственных Дел Университета Виргинского сообщества, г. Ричмонд, штат Вирджиния, США (L. Douglas Wilder School of Government and Public Affairs, Virginia Commonwealth University, Richmond, Virginia, USA).

Содержание

Страница


Резюме 5

Общая ситуация 9

Основные концепции и определения 12

Контекст миграции в России и в США 18

Методы 27

Результаты 29

Обсуждение 52

Некоторые модели, используемые для улучшения

здоровья мигрантов 54

Потребности в исследованиях и практические рекомендации 58

Приложения 62

Приглашенные эксперты — участники Круглого стола 62

Практические рекомендации 65

Для лиц, формирующих политику

в области миграции и охраны здоровья 65 Для практических работников

сферы охраны здоровья 67 Для преподавателей и научных работников 70 Для представителей частного бизнеса 73 Для представителей религиозных конфессий 76 Для представителей гражданского общества 79 Для мигрантов и лиц, планирующих миграцию 82

Национальные стандарты услуг, адекватных

в культурном и языковом отношении 86

Документы Всемирной организации здравоохранения 88

61-я Сессия А61/12 Всемирной Ассамблеи

Здравоохранения 7 апреля 2008 г.

Пункт 11.9 предварительной повестки дня.

Здоровье мигрантов. Доклад Секретариата 88

61-я Сессия Всемирной Ассамблеи

Здравоохранения WHA61.17 Пункт 11.9

повестки дня 24 мая 2008 г. Здоровье мигрантов 93

63-я Сессия Всемирной Ассамблеи

Здравоохранения А63/27 Пункт 11.24

предварительной повестки дня 8 апреля 2010 г.

Доклады о ходе работы. Доклад Секретариата…

H. Здоровье мигрантов (резолюция WHA61.17) 95

Литература 98




РЕЗЮМЕ
По числу принимаемых мигрантов, Россия и США являются двумя ведущими в мире странами. По данным экспертов, в них насчитывается 11 и 45,8 миллионов мигрантов соответственно. Процесс миграции имеет серьезные последствия для здоровья, как самих мигрантов, так и коренного населения страны, принимающей мигрантов.

Авторы доклада исходили из того постулата, что человеческая жизнь и здоровье являются высшим приоритетом государства и общества.

Целями настоящего аналитического Доклада, основанного на подходе общественного здоровья, является рассмотрение проблем здоровья, связанных с миграцией, а также подготовка рекомендаций. Эти рекомендации, среди прочего, касаются будущих исследований и разработки программ, направленных на решение проблем, характерных для здоровья мигрантов в России и в США.

В рамках совместной работы экспертов в области общественного здоровья России и США выполнен анализ 42 публикаций по проблемам трудовых (экономических) мигрантов в России, а также 50 публикаций по проблемам мигрантов – сельскохозяйственных работников в США. На этой основе подготовлена информация для разработки стратегий и практических рекомендаций в отношении как социальных детерминант здоровья среди мигрантов, так и присущих им проблем здоровья и поведения, связанного со здоровьем, а также систем здравоохранения для мигрантов.

Проведенный в Докладе анализ показал, что среди трудовых (экономических) мигрантов в России (если рассматривать мигрантов преимущественно из народов Центральной Азии) чаще всего отмечаются такие социальные детерминанты здоровья, как тяжелые условия жизни и труда, низкая социальная поддержка, низкая языковая компетенция, низкий уровень образования, а среди мигрантов – сельскохозяйственных работников в США — дискриминация/социальная изоляция, трудные условия жизни и труда, низкая языковая компетенция, низкий уровень доходов/бедность.

Наиболее часто выявляемые в рассмотренных исследованиях проблемы здоровья и поведения, связанного со здоровьем среди трудовых (экономических) мигрантов в России — инфекционные заболевания, а среди мигрантов – работников ферм в США — психическое здоровье, профессиональные заболевания, инфекционные заболевания и употребление психоактивных веществ.

Следует учесть, что исследования трудовых мигрантов в России охватывали преимущественно выходцев из числа коренных народов Средней Азии (узбеков, киргизов, таджиков), и не распространялись на славян — выходцев с Украины, из Молдавии, Белоруссии и иных стран, а также не проживающих в Средней Азии весьма многочисленных корейцев. Также весьма слабо изучены выходцы из числа народов Кавказа, молдаване, гагаузы, казахи и другие.

Факторы системы здравоохранения, чаще других выявляемые в рассмотренных исследованиях среди трудовых (экономических) мигрантов в России — доступность и барьеры при получении помощи, страховой статус, имеющиеся в наличии услуги здравоохранения и правовой статус, а среди мигрантов – сельскохозяйственных работников в США — доступность и барьеры при получении помощи,  страховой статус и правовой статус.

Несмотря на наличие исторических, политических и социально- культурных различий между Россией и США, настоящий Доклад показывает, что в обеих странах трудовые мигранты сталкиваются с сопоставимыми затруднениями для достижения хорошего здоровья. Эти затруднения проявляются при сравнении проблем состояния здоровья трудовых мигрантов в России и мигрантов в США — работников сельского хозяйства, с аналогичными показателями среди населения соответствующих стран в целом. Социальные детерминанты здоровья оказывают влияние на проблемы состояния здоровья и поведения, связанного со здоровьем. Эта неблагоприятная ситуация усугубляется в связи с затрудненной доступностью услуг систем здравоохранения в обеих странах.

Выявлена необходимость дальнейших исследований проблем здоровья мигрантов с тем, чтобы преодолеть имеющиеся методологические ограничения, а также предложить не только новые мероприятия, соответствующие культуре мигрантов, но и инклюзивные мероприятия в условиях России и США, выгодные для мигрантов и коренного населения.

В Докладе, с учетом отмеченных ограничений, предложены практические рекомендации в отношении необходимых действий по улучшению здоровья мигрантов в обеих странах. Эти рекомендации предназначаются для использования лицами, формирующими политику, практикующими специалистами, преподавателями и научными работниками, представителями других заинтересованных групп, а также для дальнейшего распространения в России и в США.

1. Использовать в максимально возможной степени для решения проблем здоровья мигрантов потенциал международных межправительственных организаций, в том числе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международной организации по миграции (МОМ), двустороннего и многостороннего сотрудничества по линии органов государственного управления, объединений частного бизнеса, гражданского общества.

2. Установить и развивать рабочие отношения между министерствами здравоохранения стран происхождения, группами диаспор, и учреждениями здравоохранения стран назначения для реализации коалиционных проектов и программ по улучшению социальных детерминант здоровья, оптимизации миграционных процессов с позиций общественного здоровья, обеспечению доступа трудовых мигрантов к медицинским услугам и к информации о здоровье. Следует обеспечить участие в этих отношениях организаций здравоохранения, некоммерческих организаций, работающих с мигрантами, землячеств, групп диаспор и религиозных конфессий, с учетом реального влияния и возможностей гражданского общества.

3. Формировать глобальный и региональные ресурсные центры по проблеме здоровья мигрантов в сети Интернет, для аккумулирования статистических данных, результатов научных исследований, сведений о наилучших практиках решения проблем, и т.п.

4. Содействовать развитию центров, предоставляющих относительно недорогие юридические услуги мигрантам, не имеющим документов и стремящимся обратиться за визами, чтобы легально иммигрировать или оставаться в стране, в соответствии с правовыми критериями въезда в страну; поддержать развитие специализированных некоммерческих организаций, которые предоставляют подобные услуги.

5. Обеспечить соблюдение законов об охране труда, а также норм и правил техники безопасности, защищающих трудовых мигрантов от экологических и производственных рисков для здоровья.

6. Проводить инструктажи трудовых мигрантов по вопросам безопасности на рабочем месте, на общеупотребительном языке (русском или английском), или на ином известном (родном) языке мигрантов.

7. Содействовать легальному трудоустройству и более широкому вовлечению трудовых мигрантов в деятельность профессиональных союзов, обеспечивающих более достойные и безопасные условия труда и жизни.

8. Содействовать расширению охвата проблемы здоровья мигрантов средствами массовой информации и просвещению населения по этой проблеме, для персонализации трудовой миграции и для улучшения отношения принимающей страны и её населения к трудовым мигрантам и членам их семей.

9. Предоставлять трудовым мигрантам и членам их семей ресурсы, касающиеся возможностей доступа мигрантов к правовым, медицинским и социальным услугам, включая «горячие линии» бесплатной помощи, организацию желательно бесплатной правовой помощи и учреждений первичной медицинской помощи, дружественных по отношению к мигрантам.

10. Улучшать доступ трудовых мигрантов к информации о здоровье, в том числе в сотрудничестве со специализированными некоммерческими организациями, в том числе по вопросам питания, репродуктивного здоровья, профилактике ВИЧ/СПИД, туберкулёза, сифилиса и иных ИППП, а также и других инфекционных заболеваний, потребления табака, алкоголя и других наркотиков, а также по основам оценки здоровья.

11. Предоставлять компетентные в аспекте культуры услуги медико-санитарной информации на родном или ином известном языке трудовых мигрантов.

12. Предоставлять комплексное медико-санитарное просвещение и обучение общинным работникам здравоохранения и непрофессиональным работникам в группах диаспор, землячеств и религиозных конфессий.

13. Улучшать доступ трудовых мигрантов к первичной медицинской помощи в странах назначения.

14. Развивать профилактику заболеваний, прежде всего инфекционных, и укрепление здоровья среди мигрантов.

15. Включить разделы о проблеме здоровья мигрантов и возможных путях ее решения в программы подготовки практикующих специалистов в области государственного управления, здравоохранения и социальных услуг и в соответствующие учебно-методические комплексы.

16. Содействовать созданию и функционированию «Выносных единых миграционных центров» (ВЕМЦ) в странах происхождения мигрантов, где они могли бы пройти предварительное медицинское тестирование перед поездкой в страну назначения.
Следует заметить, что эти действия, по мнению экспертов, будут гораздо эффективнее, если будут направлены, прежде всего, на профилактику заболеваний среди трудовых мигрантов и членов их семей, в первую очередь — инфекционных заболеваний.

Общая ситуация
По официальным данным Международной организации по миграции (МОМ), внешняя и внутренняя миграции значительно выросли на протяжении последних двух десятилетий, со 154 миллионов мигрантов в 1990 году до 175 миллионов в 2000 году. Около 230 миллионов человек живут за границами государств, в которых родились, что составляет 3,2% от общей численности населения планеты.1

США являются мировым лидером по числу принимаемых мигрантов; здесь их насчитывается 45,8 миллиона.2 Россия занимает второе место в мире по численности мигрантов, уступая только США. В России, по оценке ряда экспертов, находится более 11 миллионов мигрантов.3 Следует учесть, что такое большое число мигрантов обусловлено, в частности, прекращением существования СССР, когда значительные массы людей оказались на территории вновь образованных государств, до этого не разделённых реальными границами.

Миграция может негативно повлиять на здоровье отдельных лиц, как до начала процесса миграции, так и во время него, а также после него. В процессе переселения мигрантов, среди них распространено физическое и психологическое напряжение. Такое напряжение не затрагивает всех мигрантов, зависит от страны происхождения, правового статуса и особенностей переезда. Мигранты могут страдать от низкой заработной платы, низкого качества жилья, небезопасных условий труда, низкого уровня образования, потери социального статуса и чувства ущемлённой гордости, слабых языковых навыков. Все это делает мигрантов уязвимыми для различных инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также для других проблем, связанных со здоровьем и, в частности, для психо-социального стресса.

Хотя мигранты в России и в США работают в разных сферах экономики, настоящий Доклад сосредоточивается на анализе исследований трудовых мигрантов различных специальностей в России и сельскохозяйственных работников в США. В отношении данных сопоставимых групп мигрантов накоплен самый значительный массив результатов научных исследований. Эксперты считают, что исследований, данной проблемы, которые проводились в Российской Федерации, всё еще крайне недостаточно.



Руководство по терминологии в области миграции (Handbook on Migration Terminology 4), опубликованное Международной организацией по миграции, определяет работников — временных мигрантов как «полуквалифицированных или не имеющих подготовки работников, которые находятся в принимающей стране на протяжении определенных периодов, в соответствии с трудовым договором с отдельным работником, или на основе контракта на услуги, заключенного с предприятием». При этом в России и в США определения трудовых мигрантов несколько различаются.5

Трудовые мигранты исторически недостаточно представлены и маргинализированы. Публикации о таких мигрантах в России и в США указывают на общие для обеих стран аспекты, которые могут быть использованы при поиске решений проблем, с которыми мигранты встречаются в принимающих их странах.

Мигранты могут испытывать дискриминацию, а также значительные затруднения для достижения хорошего состояния здоровья, среди которых — преграды при получении медицинской помощи, низкий финансовый и социальный статус, языковые и культурные барьеры, низкий уровень образования, психологическая боязнь обращаться к врачам и адвокатам в стране с иной культурой и нелегальный правовой статус. Названные факторы могут стать причиной значительно менее удовлетворительного состояния здоровья мигрантов, по сравнению с коренным населением.

Национальные правительства и международные организации все шире признают здоровье мигрантов в качестве важного фактора состояния здоровья всего населения страны, принимающей мигрантов.

В последние годы в мире значительно возрастает число публикаций по проблемам здоровья мигрантов. При этом особое внимание уделяется районам конфликтов. Самый объемный массив научных данных посвящен изучению аспектов миграции в Западную Европу и в США. Рецензируемые публикации по здоровью мигрантов освещают проблемы ВИЧ / СПИДа, туберкулеза, репродуктивного здоровья, доступности первичной медицинской помощи, психического здоровья, семей и детей мигрантов, и употребления наркотиков, алкоголя и табака. В связи с более длительной историей миграции в США, а также более значительным, до недавнего времени, вниманием к проблеме, количество публикаций о мигрантах в США существенно выше, чем в России.

В России, в последнее время, исследования в области здоровья мигрантов сосредоточены на предпринимаемых мерах, вопросах мониторинга и оценки базовой статистики и демографии миграции. В доступной нам литературе не выявлены сведения о комплексных обследованиях здоровья и факторах риска в общинах мигрантов. Имеются отдельные исследования, посвященные политике в области здравоохранения и доступности услуг здравоохранения, а также несколько исследований поведения мигрантов, входящих в группы риска в России, а именно – в отношении употребления наркотиков и использования секс-работников в городах Москве, Санкт-Петербурге и Казани.

Межправительственная Международная организация по миграции основана в 1951 году. Проблема здоровья мигрантов является одним из ведущих направлений деятельности организации. По этой теме подготовлены многочисленные доклады МОМ. США являются членом МОМ, Россия в данной организации пока имеет статус наблюдателя. Настоящий Доклад в значительной степени основывается на терминологии и практических определениях в области миграции и здоровья мигрантов, разработанных МОМ.

Кроме того, подготовка настоящего Доклада опиралась на документы Всемирной организации здравоохранения.

В частности, в Докладе Секретариата Всемирной Ассамблеи Здравоохранения ВОЗ (А61/12, 7.04.2008) заявлено:

«…Базовые принципы подхода к здоровью мигрантов с позиций общественного здравоохранения

6. Для согласования стратегий, вариантов политики и мер, направленных на улучшение состояния здоровья различных подгрупп мигрантов необходим подход, предусматривающий охрану здоровья всего населения. Формирование подхода к мигрантам в разрезе общественного здравоохранения определяется несколькими базовыми принципами.

Основная цель общественного здравоохранения – избежать различий между мигрантами и коренным населением в состоянии здоровья и в доступе к медицинским службам.

Второй тесно связанный с первым принцип – обеспечить права мигрантов на здоровье. Это означает ограничить дискриминацию или остракизм и устранить преграды для доступа мигрантов к профилактическим и лечебным мероприятиям, составляющим базовое право коренного населения в области здравоохранения.

Третий принцип, связанный с миграциями, вызванными стихийными бедствиями и конфликтами, состоит в принятии мер к спасению человеческих жизней с целью сократить чрезмерную смертность и заболеваемость.

Четвертый принцип – сведение к минимуму отрицательных последствий процесса миграции для состояния здоровья мигрантов. Эти четыре принципа могут быть взяты в совокупности за основу политического курса на формулирование стратегий общественного здравоохранения в отношении мигрантов…».6

Резолюция Всемирной организации здравоохранения по здоровью мигрантов (WHA 61.17)

«…1. ПРИЗЫВАЕТ государства-члены:

(1) содействовать принятию мер политики здравоохранения, учитывающих интересы мигрантов;

(2) способствовать справедливому доступу к системе укрепления здоровья, профилактики болезней и медицинского обслуживания мигрантов с соблюдением национального законодательства и практики без дискриминации на основе пола, возраста, религии, гражданства или расы;

(3) создать системы медико-санитарной информации для оценки и анализа тенденций в состоянии здоровья мигрантов, дезагрегируя медико-санитарную информацию по соответствующим категориям;

(4) разработать механизмы укрепления здоровья всех групп населения, включая мигрантов, в частности путем выявления и устранения пробелов в оказании медико-санитарной помощи;

(5) собирать, документировать информацию и примеры передового опыта и обмениваться ими в целях удовлетворения медико-санитарных потребностей мигрантов в странах происхождения или возвращения, транзита и назначения;

(6) способствовать тому, чтобы провайдеры услуг и медико-санитарные работники относились с большим вниманием к культурным и гендерным аспектам проблем, связанных со здоровьем мигрантов;

(7) обучать медико-санитарных работников навыкам решения медико-санитарных вопросов, связанных с перемещением населения;

(8) расширять двустороннее и многостороннее сотрудничество по проблематике здоровья мигрантов среди стран, затронутых процессом миграции в целом;

(9) содействовать сокращению глобального дефицита медико-санитарного персонала и его последствий для обеспечения устойчивости медико-санитарных систем и достижения Целей тысячелетия в области развития;…».7

Основные концепции и определения



Подход на основе общественного здоровья
Документы Всемирной организации здравоохранения являются основой для общего понимания ключевых концепций исследований, касающихся здоровья мигрантов.8 Подход на основе общественного здоровья (Public Health Approach – иногда переводится на русский язык как «подход с позиций общественного здравоохранения», «подход в разрезе общественного здравоохранения») направлен на состояние здоровья мигрантов и принимающих их общин, и включает следующие принципы:

1) нивелирование различий между мигрантами и коренным населением в отношении состояния здоровья и доступности услуг здравоохранения;

2) обеспечение права мигрантов на здоровье. Это подразумевает ограничение дискриминации или общественного осуждения в отношении мигрантов и устранение преград для доступа мигрантов к профилактическим и лечебным мероприятиям, составляющим базовое право коренного населения в области охраны здоровья;

3) принятие мер по спасению человеческих жизней с целью сокращения чрезмерной смертности и заболеваемости среди мигрантов. Это имеет особое значение в ситуациях вынужденной миграции в результате стихийных бедствий или конфликтов; и

4) сведение к минимуму отрицательных последствий процесса миграции для состояния здоровья мигрантов. Миграция считается фактором риска с точки зрения здоровья, поскольку влечет за собой потенциальные опасности в результате перемещения и напряжения, а также адаптации.

Подход на основе прав человека
Здоровье рассматривается как одно из всеобщих прав человека. Подход к миграции на основе прав человека предполагает, что мигрант должен быть в центре политики и управления в области миграции. Также такой подход сосредоточен на обеспечении маргинальных и уязвимых групп мигрантов. В рамках данного подхода мигранты должны быть включены в соответствующие национальные планы действий и стратегии, например по предоставлению государственного жилья, по борьбе с расизмом и ксенофобией.

Подход на основе прав человека подразумевает обязанность государств уважать, защищать и обеспечивать права человека в отношении всех лиц, находящихся под их юрисдикцией, независимо от их гражданства, происхождения и иммиграционного статуса. При этом признается суверенное право государств определять условия въезда и пребывания на соответствующих территориях. Подход на основе прав человека указывает на риск развития маргинализации и социальной незащищенности при исключении человека из программ социальной защиты, таких как пенсионное обеспечение, пособия по безработице, программы медицинского страхования и сети социальной защиты. Названные факторы могут препятствовать продуктивной интеграции мигрантов в общество, умножая негативные воздействия на здоровье.



Социальные детерминанты здоровья
Согласно данному подходу, предложенному Всемирной организацией здравоохранения, социальные детерминанты здоровья — «условия, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют».9 Эти обстоятельства формируются под воздействием распределения финансов, власти и других ресурсов на глобальном, национальном и местном уровнях. Социальные детерминанты здоровья являются основной причиной несправедливости в отношении здоровья, несправедливых и предотвратимых различий в состоянии здоровья, наблюдаемых внутри стран и между ними. К социальным детерминантам здоровья можно отнести доступность образовательных, экономических и трудовых возможностей, доступность услуг здравоохранения, качество образования и профессиональной подготовки, возможности выбора транспортных услуг, общественную безопасность, социальную поддержку, риск стать жертвой преступности и насилия, сегрегацию по месту жительства и язык общения / грамотность. К физическим детерминантам здоровья относят природную среду, например, растительность, а также искусственно созданную окружающую среду, такую, как здания и тротуары, рабочие места, школы, жилье и структуру общины.

Доступность услуг здравоохранения
Доступность услуг здравоохранения — способность человека получать услуги здравоохранения. Доступность услуг здравоохранения зависит от:

1) наличия соответствующего персонала и необходимых материалов и оборудования, а также

2) способности оплатить эти услуги. 10

Продолжается обсуждение вопроса о том, должны ли страны рассматривать право на здоровье в качестве базового права, не зависящего от статуса человека. Также идет широкая дискуссия о том, должны ли мигранты иметь право на ограниченную или на равную доступность услуг здравоохранения, по сравнению с остальным населением.



«Эффект здорового мигранта»
Миграция, в силу своей массовости и особенностей, всегда представляет угрозу для здоровья, как самого мигранта, так и окружающих, даже при обычных обстоятельствах.

Вместе с тем, некоторые исследования показали, что состояние здоровья у иммигрантов в США и в Западную Европу зачастую лучше, чем у коренных жителей стран назначения. Вполне возможно, что таким образом среди иммигрантов проявляется процесс самоотбора по способности к миграции, как в физическом, психологическом, так и в финансовом аспектах. Кроме того, частота выявления новых случаев нарушений состояния здоровья среди мигрантов может быть занижена, в связи с более низким потреблением услуг здравоохранения в этой группе, по сравнению с населением в целом.

Тем не менее, существуют защитные факторы, переносимые из страны происхождения, которые могут предохранять мигрантов и иммигрантов от нездоровых привычек образа жизни страны назначения. Среди таких защитных факторов — традиционные кулинарные практики, использование альтернативной медицины, и, как принято считать, воздержание от употребления алкоголя, табака и наркотиков. Например, состояние здоровья среди иммигрантов латиноамериканского и азиатского происхождения в США, лучше, чем среди населения страны в целом, несмотря на более низкие показатели охвата страхованием здоровья и использования услуг здравоохранения среди мигрантов. Это явление получило название «эффект здорового мигранта».

С течением времени, в том числе в последующих поколениях, состояние здоровья среди иммигрантов и среди коренного населения сближается. Причины этого явления не вполне понятны и требуют дальнейшего изучения. Иммигранты в США, Западную Европу и в России могут перенимать нездоровые привычки образа жизни населения соответствующих стран назначения, в том числе, в отношении употребления алкоголя, табака и наркотиков. Кулинарные привычки мигрантов могут измениться также и в связи с отсутствием традиционных продуктов питания, или по причине изобилия дешевых вариантов продуктов питания, употребление которых в целом может быть менее благоприятным для здоровья.11 Утрата «эффекта здорового мигранта» может привести к повышению показателей хронических заболеваний или инвалидности среди групп иммигрантов.



Виды миграции
Миграция определяется как «процесс перемещения, через международную границу, или в пределах государства. Это движение населения, включающее любые перемещения людей, независимо от продолжительности, состава и причин».12 Миграция может быть краткосрочной или долгосрочной, и может привести к постоянному поселению. Кроме того, мигранты могут иметь различный правовой статус в странах назначения. Зарегистрированные мигранты въехали в страну на законных основаниях, и находятся в стране в соответствии с критериями приема.13 К незарегистрированным мигрантам относят лиц, перемещающихся через национальные границы с нарушением иммиграционных законов страны назначения, или остающихся в стране назначения после завершения периода законодательно разрешенной работы или периода посещения.

Различные факторы мотивируют людей к тому, чтобы стать мигрантами, в том числе — серьезные политические или экономические проблемы. При этом процесс миграции может быть как добровольным, так и вынужденным. Добровольная миграция представлена лицами, которые приняли решение мигрировать самостоятельно, без принуждения, в то время как к вынужденной миграции относят миграционное движение, в котором присутствует элемент принуждения. Последнее присуще, в том числе, мигрантам, вынужденным перемещаться в связи с преследованиями, конфликтами или стихийными бедствиями.14

К конкретным видам добровольных мигрантов могут быть отнесены взаимосвязанные категории трудовых мигрантов и членов их семей, в том числе экономические мигранты, сезонные мигранты, работающие по временному контракту, иностранные студенты и репатрианты.15 16 Иммигранты представляют собой один из видов мигрантов, не являются гражданами и перемещаются в страну с целью поселения.17 При этом разграничение иммигрантов и мигрантов затруднительно, так как многие мигранты пересекают границы стран без намерения поселиться постоянно, а затем остаются в стране в результате улучшения экономических и социальных возможностей, а также в силу иных обстоятельств, в частности, создания семьи и приобретения жилья. Настоящий Доклад сосредоточен на рассмотрении более мобильных групп населения, в том числе экономических мигрантов, трудовых мигрантов и сезонных работников.

Большинство мигрантов ныне являются экономическими мигрантами, лицами, покинувшими свои дома в поисках работы или более хороших экономических и социальных возможностей, по сравнению со странами их происхождения. Численность данной группы мигрантов в мире растет быстрее, чем остальных групп мигрантов.18 Один из подвидов экономических мигрантов — сезонные мигранты, которые перемещаются каждый сезон в соответствии с трудовыми или климатическими условиями. К сезонным мигрантам можно отнести и сельскохозяйственных работников, движение которых определяется циклом урожая сельскохозяйственных культур.19

К вынужденным мигрантам, которые не являются приоритетом настоящего Доклада, можно отнести беженцев — отдельных лиц «преследуемых по признаку расы, вероисповедания, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений» и не способных или «не желающих пользоваться защитой» страны своего происхождения.20

Среди других вынужденных мигрантов — лица, ищущие убежища в стране, не являющейся их собственной, чтобы обеспечить свою безопасность от преследований или серьезного ущерба. Они ожидают решения в отношении своего заявления о предоставлении статуса беженца, согласно соответствующим международным и национальным инструментам. К вынужденным мигрантам относят и внутренне перемещенных лиц (так называемых «вынужденных переселенцев»), вынужденных бежать или покинуть свои дома, в частности, в результате или во избежание последствий вооруженного конфликта, ситуаций повсеместного проявления насилия, психологического давления, нарушений прав человека, или природных или техногенных катастроф. Такие лица не пересекали государственных границ, признанных международным сообществом.21



Процесс миграции
Миграция как процесс, обычно включает в себя четыре этапа: этап перед отъездом, этап переезда, этап пребывания в пункте назначения, и этап возвращения. Этап перед отъездом — время, предшествующее отъезду мигранта из своего дома. На этапе переезда, мигрант находится между местом своего происхождения и местом своего назначения. Этап пребывания в пункте назначения включает прибытие мигранта в желаемое место, и поселение, на короткий или длительный период времени. Большая часть исследований мигрантов сосредоточена именно на этом этапе процесса миграции. В частности, изучается здоровье мигрантов в стране назначения, в том числе инфекционные и хронические заболевания, социальные детерминанты здоровья, и «эффект здорового мигранта».22 Последний этап миграции — возвращение, когда мигрант возвращается в место своего происхождения, на временной или постоянной основе. Хотя традиционно иммигранты переезжали в целях поселения, изменения характера миграции и глобализация привели к росту циркулярной миграции. Циркулярная, или повторяющаяся миграция создает специфический характер мобильности населения, посредством повторяющихся регулярных перемещений трудовых мигрантов между их домом и странами назначения. В этом случае, многие экономические мигранты перемещаются отдельно от своих семей, остающихся дома.
Контекст миграции в России и в США

Мигранты в России
После прекращения существования СССР, Россия стала ведущей страной, принимающей иммигрантов и мигрантов в связи со значительно более успешным экономическим развитием страны и большей её безопасностью и комфортностью для жизни, по сравнению с большинством стран бывшего Советского Союза.23 По общей численности иммигрантов в стране Россия занимает второе место в мире после США среди стран, принимающих иммигрантов,.24 В 2010 году Всемирный банк сообщил о прибытии в Россию 12,3 миллиона иммигрантов.25 Большинство мигрантов и иммигрантов в России (88%) – выходцы из стран Содружества Независимых Государств (СНГ).26 Среди стран, из которых в Россию прибывает самое большое число мигрантов — Украина, Казахстан, Беларусь и Узбекистан.27 Также значительно число приезжающих из Таджикистана, Киргизии, Армении, Азербайджана, Грузии, Молдавии. Преимущественно это этнические русские или люди «русской культуры».

Согласно Справочника по терминологии в области миграции (Handbook on Migration Terminology),28 долгосрочный мигрант — «лицо, которое перемещается в страну, не являющуюся страной его/её обычного проживания, на период продолжительностью не менее одного года, так что страна назначения фактически становится его/ее новой страной обычного проживания. С точки зрения страны отправления, такое лицо будет долгосрочным эмигрантом, а с точки зрения страны прибытия — долгосрочным иммигрантом».29 Данное определение наиболее точно соответствует нашему пониманию иммигранта в Россию. Трудовой мигрант определяется как «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось в прошлом оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он/она не является».30

В российском контексте, при употреблении термина иммигрант, имеются в виду лица, которые более всего соответствуют определению долгосрочного мигранта; в то же время термин мигрант используется в настоящем Докладе для обозначения трудового мигранта, пребывающего в течение короткого периода времени. Основное внимание в Докладе уделяется трудовым мигрантам в России, которые работают в строительстве, сферах торговли, услуг, жилищно-коммунальном хозяйстве и в других секторах экономики, характеризующихся относительно низкой квалификацией. В доступной нам литературе отмечается тенденция к использованию терминов «миграционная политика» и «иммиграционная политика» как взаимозаменяемых, и таким образом, при рассмотрении законодательства, в Докладе в отношении иммигрантов и мигрантов используются оба термина, если не указано иное.

В дополнение к этим общим понятиям, определение мигранта или иммигранта в Россию представляет собой уникальную проблему в мировом контексте: Россия классифицирует всех мигрантов, прибывающих с постсоветского пространства, как международных иммигрантов, хотя среди них значительна доля русских, а также представителей иных народов, испокон веков проживающих на территории, относящейся ныне к современной Российской Федерации.

В период с 2002 по 2010 годы, возросла доля мигрантов в Россию из стран Центральной Азии — Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана. Доля мигрантов из иных стран сократилась. Например, из Украины в 2002 году прибыли 22,5% мигрантов, а в 2010 году — 13,6%. Напротив, доля мигрантов из Узбекистана увеличилась за тот же период времени с 6,9% до 19,1%.31

В настоящее время, в связи с кризисными событиями на Украине, вновь отмечается значительный поток мигрантов из этой страны в Российскую Федерацию, в том числе — беженцев и вынужденных переселенцев.

Большинство группы трудовых мигрантов, которой в основном посвящен настоящий Доклад, составляют выходцы из Центральной Азии. По сравнению с этническими русскими и иными славянами, а также молдаванами и гагаузами, прибывающими в Россию, многие мигранты из Центральной Азии встречаются с серьезными культурными и языковыми барьерами, препятствующими доступу к услугам здравоохранения и другим социальным услугам.

Реалии регулирования въезда в Россию на границах с 14-ю соседними странами, представляют серьезные проблемы для лиц, формирующих политику. Особенно ярко это проявилось в первые десять лет после прекращения существования СССР, когда Россия находилась в состоянии перехода к рыночной экономике.32 Появление в стране нового капиталистического хозяйства значительно увеличило неравенство в доходах.33 Больше всего страдают от различий в доходах трудовые мигранты, часто занятые неквалифицированной деятельностью, имеющие мало возможностей для восходящей социальной мобильности, в том числе по причине недостаточной доступности высшего образования. Трудовые мигранты обычно устраиваются на работу в строительном секторе, ресторанах, гостиницах, и в клининговой отрасли, а также в качестве санитарок, сиделок и домашней прислуги. Данные рабочие места часто могут быть менее популярны среди местных жителей. К тому же мигранты привлекательны для работодателей, так как готовы работать за более низкую заработную плату.34 Кроме того, многие мигранты являются временными работниками и готовы работать без наличия трудовых договоров и разрешения на работу, что позволяет работодателям экономить на налогах.35 В отличие от сельскохозяйственных трудовых мигрантов в США, трудовые мигранты в России сосредоточиваются, как правило, в городах, прежде всего в крупных мегаполисах. Наибольшее число мигрантов в России сосредоточено в двух крупнейших городских агломерациях страны – Московской и Санкт-Петербургской. В частности, в столичном Московском регионе по экспертным оценкам скопилось более 1/3 всех иностранцев, единовременно находящихся в Российской Федерации, что приводит к значительным социальным, культурологическим и политическим проблемам.

Несмотря на низкую заработную плату и зачастую тяжелые условия работы, характерные для трудовых мигрантов в России, экономические факторы являются существенным привлекающим стимулом для прибывающих мигрантов, хотя и признается, что решение о миграции принимается на основании многочисленных сложных факторов. Кроме того, на иммиграционную политику России влияет необходимость пополнения рабочей силы. Денежные переводы мигрантов способствуют развитию стран СНГ и поддержанию в них политической стабильности, а экономика России использует иностранных работников. Недавние данные официальной демографической статистики показывают, что численность населения России имеет тенденцию к стабилизации после периода сокращения; однако отмечается старение населения. По некоторым оценкам, для пополнения рабочей силы в России необходим «миллион мигрантов трудоспособного возраста».36

Неквалифицированные работники из Центральной Азии прибывают в Россию, часто в крупные города, в поисках более высоких заработков. В частности, заслуживают внимания мигранты из Таджикистана, в связи с зависимостью своей страны от денежных переводов. По данным Всемирного банка, примерно половина мужского населения трудоспособного возраста Таджикистана работает за границами своей страны, главным образом в России.37 Похожая ситуация с мигрантами из Кыргызстана.

Прибывающие в Россию мигранты из Центральной Азии могут сталкиваться с двойной маргинализацией, как в качестве этнического меньшинства, так и в качестве не-граждан страны. Часто они не имеют базовых гигиенических знаний и навыков, адекватных проживанию в городской среде. Среди них ограничен доступ к медицинским услугам, а качество жилищных условий оценивается как низкое. В связи с тем, что мигранты заняты преимущественно физическим трудом, их здоровье подвержено более высоким рискам.38 В городах, особенно в Москве, мигранты подвергаются более высокому риску заражения ВИЧ через использование инъекционных наркотиков, а также из-за отказа от использования презервативов (это касается и других ИППП). Кроме того, весьма велик риск заражения мигрантов туберкулезом, гепатитом и иными инфекциями от их соотечественников. Маргинализация мигрантов — ВИЧ-позитивных потребителей инъекционных наркотиков может препятствовать эффективному лечению.39

Иммиграционная политика России может развиваться неравномерно, при этом риторика, направленная против мигрантов, сочетается с экономическими стимулами, благоприятствующими миграции. В 2000-х годах, когда вопросы миграционной политики перешли в ведение Министерства внутренних дел Российской Федерации, соответствующие законы стали менее прозрачными.40 Именно на это период пришёлся усиленный приток мигрантов в Российскую Федерацию из Средней Азии, что было негативно встречено российским обществом. В это же время в средствах массовой информации, зависимых от общественного мнения, а не только формирующих эти мнения, усилилась пропаганда, направленная против мигрантов.41 Большая часть такой пропаганды была направлена против нелегальных мигрантов, что имело под собой реальные основания. По оценкам Федеральной миграционной службы Российской Федерации, 3 миллиона человек работают в стране нелегально.42 Мигранты считаются нелегальными, если они въехали в страну нелегально или пребывают в стране нелегально. Однако, часто мигранты прибывают в Россию на законных основаниях, а затем работают, не получив надлежащей регистрации или разрешения. Точное число таких мигрантов неизвестно. При этом оценочные данные весьма расходятся. Так например, по оценке Министерства внутренних дел Российской Федерации, в стране насчитывается примерно 10 миллионов нелегальных трудовых мигрантов, причем 70% их прибыли из стран СНГ.43



Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года принята в июне 2012 года.44 Среди целей Концепции

– «…ж)  дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;…».



Концепция отвечает потребностям как российской экономики в плане пополнения рабочей силы, так и потенциальных мигрантов, ищущих работу.45 Отдельные положения Концепции предусматривают преимущества для высококвалифицированных мигрантов (предпринимателей, ученых, врачей, журналистов и т.д., в основном получающих официальную зарплату в размере более 2 миллионов рублей в год, или попавших в список наиболее востребованных специальностей), по сравнению с трудовыми мигрантами, имеющими низкую квалификацию.46 По оценкам Всемирного экономического форума, из одного миллиона людей, покинувших Россию в последнее десятилетие, 80% являются высококвалифицированными специалистами,47 правда, специалисты указывают на то, что названные цифры могут быть весьма завышенными. Таким образом, как указывают отдельные эксперты, лица, формирующие политику в России, могут иметь стимулы для поощрения въезда в страну высококвалифицированных иммигрантов.48

В 2010 году в России принят законопроект, который «предоставляет специальные трехлетние визы для «высококвалифицированных специалистов» (зарабатывающих более 66 тысяч долларов США в год)».49.

Это положение исключает работников, имеющих низкую квалификацию и тех, кто не имеет образования высокого уровня. Высококвалифицированные специалисты получают дополнительные выгоды согласно Федеральному Закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в котором записано, что виза работника распространяется на членов семьи заявителя, только в том случае, когда мигрант квалифицируется как высококвалифицированный специалист. Такой порядок не предусмотрен для трудовых мигрантов с низкой квалификацией.50

Также следует указать, что Министерство экономического развития Российской Федерации при участии Министерства труда и социального развития формирует специальные списки профессий, на которые не распространяется система квотирования миграции.

Исследования миграции в различные страны мира показывают, что разрыв социальных сетей, в особенности семейных связей, снижает способность мигранта приспосабливаться к новой культуре, что может иметь негативное воздействие на психическое и физическое здоровье.

Не имея поддержки со стороны Правительства России, предоставляемой высококвалифицированным иммигрантам, низкоквалифицированные трудовые мигранты вынуждены обращаться за юридическими и медицинскими услугами в некоммерческие, неправительственные организации. Некоторые из этих организаций получают государственное финансирование и поддержку, однако, многие из них испытывают значительное недофинансирование и затруднения в своей работе. В настоящее время принимаются меры к тому, чтобы полис обязательного медицинского страхования приобретался в обязательном порядке всеми работающими в Российской Федерации.

В свете последних тенденций в миграционной политике, и с учетом проблем, которые решают в России неправительственные организации, может обостриться необходимость защиты прав трудовых мигрантов. Россия, вероятно, продолжит устранять препятствия для мигрантов в целях поддержания численности своей рабочей силы, однако, маловероятно, что новые меры будут распространяться на всех трудовых мигрантов.51


Мигранты в США


Хотя мигранты — сельскохозяйственные работники составляют лишь небольшую часть от общего числа иммигрантов в США (легальных, а также и не имеющих документов), в рассмотренных публикациях основное внимание уделяется проблемам здоровья среди сезонных сельскохозяйственных работников. Сельскохозяйственный мигрант определяется как «лицо, занятое в основном в сельском хозяйстве на сезонной основе», которое «устанавливает временное пребывание» для целей сезонной работы по найму.52 Подавляющее большинство сезонных сельскохозяйственных работников (95%) — латиноамериканцы мексиканского происхождения, и среди них около половины (52%) не имеют документов.53 Численность группы сезонных сельскохозяйственных работников составляет, по оценкам, от 1,4 миллиона человек до 5 — 12 миллионов с учетом иждивенцев (мужей, жен, детей, членов семей).54 Большинство (79%) мигрантов — сельскохозяйственных работников составляют мужчины. Мигранты — сельскохозяйственные работники ежегодно зарабатывают в среднем от 10 тысяч до 12 тысяч 499 долларов США, поэтому находятся в США ниже «черты бедности».55 56 Кроме того, работодатели могут делать взыскания с заработной платы своих работников или задерживать оплату их труда, так как данный вид эксплуатации редко влечет за собой правовые последствия, особенно среди мигрантов – сельскохозяйственных работников без документов.57 Несмотря на это, сезонные сельскохозяйственные работники могут пересылать своим семьям до 40% от своего заработка в форме денежных переводов.58 Например, денежные переводы в Мексику составляют до 15 миллиардов долларов США ежегодно, или около 2,4% от валового внутреннего продукта (ВВП) Мексики.59 Экономические возможности часто называют ведущим побудительным мотивом для миграции из Мексики в США.60

Мигранты – сельскохозяйственные работники, как легальные, так и не имеющие документов, вносят существенный вклад в экономику и налоговую базу США, уплачивая налоги на заработную плату, с продаж, а также налоги штатов и местные налоги по месту своего проживания. Даже иммигранты без документов могут выплачивать налоги на доходы, на основе индивидуальных идентификационных номеров налогоплательщиков (ITIN), или фальшивых номеров социального обеспечения (SSN).61 Однако, мигранты, не имеющие документов, не имеют и права на участие в большинстве социальных программ США. Охват частным страхованием среди мигрантов распространен мало, только от 5% до 11% мигрантов, по оценкам, имеют частное страхование, в то время как от 7% до 11% имеют доступ к программе Медикейд (Medicaid), направленной на помощь малоимущим.62 Показатели использования услуг здравоохранения среди сезонных сельскохозяйственных работников ниже, чем среди других выходцев из Латинской Америки, и при этом значительно ниже, чем среди населения США в целом.63 В связи с такими низкими показателями использования медицинских услуг, уязвимостью, и под влиянием других факторов, состояние здоровья сезонных сельскохозяйственных работников оценивается как чрезвычайно плохое. В частности, средняя продолжительность предстоящей жизни (СППЖ) среди них, по данным одного исследования, составляет всего 49 лет.64 Работа в сельском хозяйстве является наиболее опасной профессией в США, после работы в строительном секторе. Проблема профессиональных факторов риска в сельском хозяйстве усугубляется в связи с низким уровнем соблюдения работодателями в этой сфере трудовых стандартов, предложенных Ассоциацией по трудовой безопасности и здоровью (OSHA).65 66 67 Инструктажи по технике безопасности на рабочем месте проводятся редко, вообще не проводятся, или предоставляются на языке, незнакомом сельскохозяйственным работникам.68 По данным опросов, сезонные работники, занятые вне сельского хозяйства (поденщики), также отмечают наличие существенных рисков на рабочем месте, и, как правило, реже обращаются за помощью, несмотря на повышенный уровень риска производственного травматизма.69

Реализация Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), вступившего в силу в 1994 году, оказала глубокое воздействие на характер сезонной миграции между США и Мексикой. Соглашение НАФТА, будучи частью более широких изменений в направлении экономической либерализации, включающей устранение импортных тарифов между США и Мексикой. Соглашение НАФТА способствовало приватизации общинных землевладений в Мексике, которые ранее были традиционными для многих мексиканских и местных общин, занятых в сельском хозяйстве. Эта приватизация привела к выселению и вынужденной миграции миллионов бедных фермеров («эффект перемещения») в более крупные города Мексики, а также в США. В США эти мигранты занялись низкооплачиваемыми работами в сельском хозяйстве. Таким изменениям способствовала и либерализация иммиграционной политики США, состоявшаяся десятью годами ранее, в 1986 году.70 Воздействие соглашения НАФТА на перемещения людей усугубилось в связи с произошедшим в данный период времени падением цен на кофе, который был традиционной «товарной культурой» для мексиканцев и коренных фермеров Мексики. В 1980-х годах, за десять лет до принятия соглашения НАФТА, правительство Мексики ликвидировало сельскохозяйственные предприятия, находившиеся в собственности государства, и отменило поддержку и субсидии в отношении товаров первой необходимости. На смену этим мерам пришло соглашение НАФТА. Это привело к почти полному переходу Мексики от субсидируемых небольших ферм к частному, крупномасштабному агробизнесу. Исследовательская служба Конгресса США связывает массовую миграцию сезонных сельскохозяйственных работников с реализацией соглашения НАФТА.71 Как указывает один из источников: «Нет никакой работы [в Мексике] и НАФТА опустило цену зерна настолько, что вырастить урожай стало экономически невозможно. Мы приехали в США, чтобы работать, потому что нет других вариантов».72

Несмотря на вклад мигрантов, не имеющих документов, в экономику и налоговую базу США, при низком уровне использования ими социальных услуг, эта группа населения обычно рассматривается в стране в качестве «козла отпущения», как якобы ответственная за высокий уровень безработицы и преступности, или за изъятие рабочих мест у граждан США. Такая дискриминация данной группы мигрантов иногда заменяется эвфемизмом «озабоченность национальной безопасностью, кризисом нравственной распущенности и преступности, а также угрозами национальной культурной сплоченности».73 В действительности, иммигранты, не имеющие документов, не оказывают негативного влияния на общую занятость. Они также характеризуются низкой частотой преступлений, по сравнению с населением США в целом, хотя и являются конкурентами на рынке труда для группы мужчин белой расы, не имеющих образования уровня колледжа, выходцев из регионов вне Латинской Америки.74 Трудовые мигранты и иммигранты, не имеющие документов, являются в более широком плане жертвами дискриминации, которая усугубляет их уязвимость и способствует их плохому состоянию здоровья.75 76 77 Дискриминация принимает форму кражи заработной платы в связи с фактором языкового барьера, или форму предоставления низкокачественного жилья, когда качество жилья различается в зависимости от правового статуса, страны происхождения и наличия статуса коренного жителя.78 79

Мигранты, не имеющие документов, часто указывают, что их беспокоит страх перед потерей работы и депортацией. При этом дискриминация не ограничивается мигрантами, имеющими недокументированный правовой статус.80 Некоторые лица, формирующие политику в США, рассматривают сезонную миграцию лиц с низкой квалификацией как нежелательную, по сравнению с легальной миграцией лиц с высокой квалификацией, однако, работодатели в сельскохозяйственном секторе используют эту недорогую рабочую силу, чтобы снизить стоимость продукции в США. Сезонные сельскохозяйственные работники стали необходимыми на фермах в США, так как традиционный семейный неоплачиваемый труд уже не удовлетворяет потребности населения страны.81 Кроме того, средний возраст мигрантов, как правило, ниже, чем средний возраст населения США, так что мигранты обеспечивают трудовую и налоговую базу, имеющую важное значение в условиях увеличения доли стареющего населения страны, выбывающего с рынка труда. Данное положение справедливо и по отношению к иммигрантам в более общем аспекте.82

На сельскохозяйственных работников не распространяется Федеральное законодательство США о минимальном размере оплаты труда. При низком уровне соблюдения работодателями мигрантов стандартов по охраны труда и безопасности на рабочем месте, в условиях предоставления мигрантам неадекватного жилья, и дискриминации мигрантов, в целом в стране закрепляется феномен «сельскохозяйственной рабочей силы, имеющей низкие доходы и находящейся в неблагоприятном положении». При этом, однако, обеспечивается дешевизна продуктов питания в США. Есть мнение, что названные выше меры были разработаны отчасти для того, чтобы «помочь работодателям на фермах, защищая их от предусмотренных законом затрат в сфере регулирования трудовых ресурсов».83 В США миграция является «продуктом» решений, которые были поддержаны и усилены реализацией соглашения НАФТА. Экологические угрозы, равно как и риски для здоровья, связанные со спецификой трудовой деятельности мигрантов, обусловленные их низкооплачиваемым трудом, будут сохраняться вплоть до пересмотра этих решений, или до внедрения новых законов по охране труда.84 85


Методы

Методы поиска данных
Для оценки соответствующих публикаций выполнен поиск статей на английском и русском языках в базах PubMed, eLibrary, EBSCO, JSTOR и Google Scholar. При этом использованы следующие ключевые слова в различных комбинациях: мигрант, мигранты, экономические мигранты, трудовые мигранты, сезонный сельскохозяйственный работник, мобильность и миграция, здоровье, общественное здоровье, психическое здоровье, социальные детерминанты здоровья. Чтобы выявить дополнительные источники, изучались библиографические разделы рассмотренных статей. Также произведен поиск публикаций в библиотеке Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова с включением соответствующих статей. В отношении проблем мигрантов в России, было решено включить сообщения из средств массовой информации, с учетом небольшого числа выявленных научно — исследовательских источников. В отношении мигрантов в США, число статей выходит за рамки данного анализа и имеет пре — систематический характер.

Учитывая ранее выполненную обширную работу доктора Cтевана M. Вейна (Dr. Stevan M. Weine) по данной теме, рассмотрены имеющиеся поисковые файлы, с включением соответствующих статей.

Авторы Доклада признают, что, несмотря на активные поиски публикаций, некоторые статьи по рассматриваемой теме, возможно, не были включены в анализ, в особенности, в отношении мигрантов в США. В целом, анализ, выполненный в настоящем Докладе, следует рассматривать как обзорный. В целом, на предмет возможного включения в Доклад, были изучены 148 статей или разделов публикаций.


Критерии включения / исключения
В анализ включены статьи, в которых рассматривались экономические или трудовые мигранты, определяемые как лица, которые оставляют место своего обычного проживания и временно перемещаются в другую местность, как внутри страны, так и за рубежом, чтобы заниматься оплачиваемой деятельностью, с намерением возвратиться на прежнее место своего проживания.

Некоторые мобильные группы населения исключены из настоящего обзорного анализа по ряду следующих причин. Во-первых, исключены постоянные иммигранты, поскольку они не имеют намерения вернуться в свои родные места и, следовательно, не могут служить в качестве группы – мостика для передачи заболеваний. Во-вторых, были исключены приграничные работники, которые определяются как лица, перемещающиеся от места своего постоянного жительства до места работы за границей. Даже если эти лица трудятся за пределами границ своих государств, у них есть возможность возвратиться домой в течение дня и, таким образом, эти лица не имеют многих характеристик, присущих другим трудовым мигрантам. Также из анализа исключены беженцы и лица, ищущие убежища, поскольку вынужденная миграция может быть связана со специфическими рисками, а также потому, что эти люди вряд ли возвратятся в страну своего происхождения. Статьи, в которых рассмотрены вопросы детей мигрантов, также не учитывались в настоящем Докладе.

В анализ включены только публикации, в которых непосредственно рассматривается проблема здоровья и миграции. В числе таких публикаций — статьи, касающиеся:

1) социальных детерминант здоровья;  

2) проблем здоровья мигрантов;  

3) систем здравоохранения для мигрантов, а также

4) стратегий, направленных на социальные детерминанты здоровья среди мигрантов.

Включенные в Доклад статьи опубликованы в рецензируемых журналах или монографиях в период с 1989 по 2014 годы. Эти публикации базируются на результатах оригинальных эмпирических исследований, включают обзоры литературы, редакционные статьи, печатные издания, предложения, тезисы докладов на конференциях и другие виды «серой» литературы, подготовленной практикующими специалистами и лицами, формирующими политику в России и в США, соответственно. В анализ включены публикации только на русском и английском языках. Два независимых обозревателя валидизировали отбор статей на основе названных выше критериев. Разногласия разрешались посредством консенсуса.



Результаты

Дизайн исследований
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница