1. государственные стандарты высшего медицинского образования



страница1/10
Дата25.06.2015
Размер1,71 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ПРЕДИСЛОВИЕ
Важнейшим условием ускорения научно-технического прогресса является высокий уровень подготовки специалистов, их профессиональной компетенции, образования. Это обеспечивается адекватно организованной системой образования.

В последней четверти ХХ века многие вузы стран СНГ разрабатывали и внедряли различные перспективные модели управления процессом обучения. В Донецком государственном медицинском университете была разработана система программно-целевого управления качеством подготовки специалистов (СПЦ УКПС), в основу которой был положен профессионально-деятельностный принцип организации обучения. Отличительной особенностью такого методологического подхода является ориентация обучения на всех его уровнях на конечные цели – профессиональную деятельность (6, 7, 10, 11). В связи с этим большое значение придается определению конечных целей, которые должны быть едиными для всех вузов страны и представлены в государственных стандартах образования. Однако наличие таких стандартов еще не обеспечивает качества подготовки специалистов. Для того, чтобы убедиться, что выпускниками достигнут требуемый уровень профессиональной деятельности, должна быть разработана и внедрена система объективной аттестации качества их подготовки.

В данной монографии излагается опыт Украины, в частности Донецкого государственного медицинского университета, по созданию государственных стандартов медицинского образования и системы аттестации качества подготовки выпускников.

Нам представляется, этот опыт будет полезен для преподавателей вузов, независимо от их профиля подготовки.



1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ

ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В последние годы в Европе значительно активизировались процессы реформирования высшего образования, направленные, прежде всего, на повышение его качества (5, 14, 15, 16, 17, 18). Это касается не только стран, подписавших Болонскую декларацию и вступивших в так называемый Болонский процесс (2, 3), но и их соседей (в том числе, государств – участников СНГ), которые в силу многих политических, экономических и социальных причин не могут остаться в стороне от этих изменений.

Как отмечено в Послании съезда высших учебных заведений в Саламанке (2), «основополагающим условием доверия, релевантности, мобильности, совместимости и привлекательности европейского образовательного пространства является качество». Обеспечение его на высоком уровне – одна из основных задач происходящих реформ, один из краеугольных камней этого процесса.

Необходимым (но не достаточным) условием решения этой задачи является создание и введение в действие стандартов качества высшего образования. При этом последние должны быть ориентированы не на сам учебный процесс, его содержательные, временные и организационные параметры, а на компетенции, т.е. готовность и способность выпускника после получения образования выполнять определенную профессиональную деятельность.

Каждый этап (вузовский и послевузовский), каждый уровень (бакалавр, специалист, магистр) и каждая отрасль образования должны иметь свои стандарты, но разработанные по единым принципам – с ориентацией на компетенции, необходимые на данном этапе, уровне и в данной сфере.

В Донецком государственном медицинском университете в 80-е годы XX века была создана и затем реализована уникальная система управления качеством подготовки специалистов, базирующаяся на профессионально-деятельностном подходе и ориентирующая весь процесс обучения на конечные цели – освоение врачебной деятельности (6, 7, 10, 11).

Исходя из этой системы, во второй половине 90-х годов была разработана образовательно-профессиональная программа (ОПП), которая была временным стандартом медицинского образования в Украине.

В период 1999-2002 гг. на базе отраслевой научно-методической лаборатории по вопросам додипломной подготовки врачей Донецкого государственного медицинского университета рабочей группой Министерства здравоохранения Украины были созданы проекты стандартов нового поколения для всех медицинских специальностей на уровне «Специалист» («Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология»). В 2002-2003 гг. эти проекты были утверждены соответствующими министерствами и вступили в силу.

Стандарты образования нового поколения состоят из трех документов: образовательно-квалификационной характеристики (ОКХ), образовательно-профессиональной программы (ОПП) и средств диагностики качества высшего образования.

Основополагающая составная стандартов – образовательно-квалификационная характеристика (ОКХ). Она является государственным нормативным документом, в котором отражаются цели образовательной и профессиональной подготовки, определяется место специалиста в структуре хозяйства государства и требования к его компетентности, другим социально важным свойствам и качествам.

ОКХ специалиста имеет следующие разделы: вступление; область использования; нормативные ссылки; обозначения и сокращения; производственные функции, типовые задачи деятельности и умения; способности решать проблемы и задачи социальной деятельности и умения, отображающие наличие этих способностей; требования к профессиональному отбору; требования к государственной аттестации выпускников высших учебных заведений; ответственность за качество образования и профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений.

Этот документ, прежде всего, предназначен для органов управления высшей школой и для самих высших учебных заведений.

На основе сформулированных в государственном стандарте профессионально-образовательных требований в вузах определяются цели и содержание подготовки специалистов, разрабатываются учебные планы и программы, устанавливаются критерии качества подготовки студентов на различных этапах обучения, организовываются профессиональная ориентация поступающих в вузы и учебно-воспитательный процесс, проводится аттестация выпускников.

Основными разделами ОКХ являются: производственные функции, типовые задачи деятельности и умения, реализующие решение этих задач. Профессиональные требования к специалисту предусматривают выделение основных видов его деятельности, усвоение которых достигается путем реализации конкретных задач, перечисленных в этом разделе.

При формировании данного раздела для выпускника медицинских высших учебных заведений главным является определение основных видов деятельности врача и на этом основании выделение совокупности задач, реализующих тот или иной вид врачебной деятельности.

Для этих целей применяется метод экспертных оценок, а в качестве экспертов привлекаются наиболее опытные преподаватели и специалисты соответствующей области практического здравоохранения (заведующие отделениями, областные и городские специалисты и т.д.).

Технология этой работы может быть представлена на примере создания ОКХ по специальности «Лечебное дело» (см. Приложение).

В результате проведенных экспертных оценок были определены основные виды профессиональной деятельности врачей различных клинических специальностей (терапевта, хирурга, акушера-гинеколога, кардиолога и т.д.). Их можно сформулировать так:



  • сбор информации о пациенте (больном и здоровом);

  • постановка диагноза;

  • назначение лечебных, профилактических и оздоровительных мероприятий;

  • решение аналитических и организационных вопросов.

Освоение этих видов деятельности и есть конечными целями обучения в медицинских вузах.

Установив основные виды профессиональной деятельности врача, необходимо было экспертным путем выделить комплекс задач, способных реализовать тот или иной вид деятельности (в нашем случае – врачебной) и которые должен уметь решать выпускник медицинского вуза.

Внутри первого вида деятельности можно выделить две принципиальные задачи:


  • непосредственно сбор информации о пациенте;

  • оценка результатов лабораторных и инструментальных методов исследования.

Таким образом, некоторые виды необходимой ему информации будущий врач должен уметь собрать и оценить, другие - только оценить.

Первая из обозначенных задач реализуется с помощью умений:



  • собрать жалобы, анамнез заболевания и анамнез жизни (в том числе, и профессиональный);

  • оценить общее состояние (конституция, упитанность, сознание) пациента и его внешний вид (цвет кожи и слизистых оболочек, толщина подкожного жирового слоя и т.д.);

  • оценить психомоторное, физическое и половое развитие ребенка;

  • обследовать состояние различных органов и систем организма пациента, используя опрос, пальпацию, аускультацию и перкуссию.

В соответствии с этим врач-выпускник должен уметь самостоятельно проводить опрос, осмотр, физикальное обследование пациента (перкуссию, аускультацию, пальпацию) и уметь оценивать полученные данные.

Между тем, есть такие виды информации, которые требуют от будущего врача лишь умения оценивать результаты исследований, полученные разными диагностическими службами. Так, выпускник должен уметь интерпретировать результаты проведенных врачом-радиологом рентгенологических, ультразвуковых, радиоизотопных исследований, проведенной врачом-эндоскопистом эндоскопии бронхов, желудочно-кишечного тракта, результаты выполненных в лаборатории общеклинических и специальных анализов крови, мочи, кала, результаты зондирования желудка и двенадцатиперстной кишки и т.д.

Поэтому в рамках второй задачи этого вида деятельности будущий врач должен, прежде всего, уметь с учетом возможностей разных методов назначить пациенту лабораторное и (или) инструментальное обследование, а затем на основании полученных результатов уметь оценить информацию относительно диагноза.

Второй вид деятельности – постановка диагноза - является основополагающим для формирования врача любой специальности. Без овладения диагностикой невозможна и немыслима сама профессия врача.

Так как выпускники медицинских вузов не имеют права самостоятельно заниматься врачебной деятельностью без прохождения интернатуры (резидентуры) по конкретной специальности, на додипломном этапе медицинского образования (уровень «Специалист») второй вид деятельности для всех заболеваний, за исключением неотложных состояний, реализуется умением поставить предварительный клинический диагноз заболеваний.

На этом уровне обучения будущий врач должен освоить принципы и современные методы построения диагноза. В соответствии с этим он должен уметь решать такие задачи, как:



  • выделить ведущий клинический симптом или синдром;

  • провести внутрисиндромную дифференциальную диагностику, построив диагностический алгоритм к определенному синдрому.

Естественно, умение диагностировать болезни не является самоцелью врачебной деятельности. Правильный диагноз - это гарантия принятия правильного решения относительно ведения пациента. Заподозрив заболевание, выпускник медицинского вуза должен уметь не только верно ориентировать больного на соответствующего врача-специалиста, но и в зависимости от показаний в каждом конкретном случае уметь определить мероприятия профилактики и лечения.

В связи с этим третий вид врачебной деятельности – тактика ведения пациента – в ОКХ раскрывается через следующие типовые задачи:



  • определение характера лечения заболевания (консервативное, оперативное);

  • определение принципов лечения заболеваний (медикаментозного, физиотерапевтического и бальнеологического, хирургического, психотерапевтического и т.д.);

  • определение необходимого режима труда и отдыха при лечении заболевания;

  • определение необходимой диеты при лечении заболевания.

Кроме того, будущий врач должен освоить принципы и методы первичной и вторичной профилактики.

Хотя диагностика и лечение заболеваний в полной мере являются функциями врача по специальности, врач-выпускник, который получил диплом после шестилетнего обучения, должен уметь распознать неотложные состояния и уметь оказать экстренную медицинскую помощь роженице, травмированному или больному. В такую экстремальную ситуацию он может попасть на улице, в транспорте, на отдыхе и т. п. Поэтому в ОКХ всех медицинских специальностей уровня «Специалист» отдельно сформулированы следующие типовые задачи:



  • диагностика неотложных состояний;

  • определение тактики оказания экстренной медицинской помощи;

  • оказание экстренной медицинской помощи.

Кроме того, ввиду важности и очевидных особенностей выделена задача уметь определять тактику ведения физиологических (нормальных) родов и послеродового периода.

Для того, чтобы выпускник сумел обследовать больного и оказать ему необходимую при неотложном состоянии помощь, он должен обладать техникой выполнения медицинских манипуляций – диагностических и лечебных.

В рамках четвертого вида профессиональной деятельности в государственном стандарте сформулированы задачи, касающиеся аналитической и организационной работы врача. В соответствии с ОКХ будущий врач должен уметь:


  • анализировать состояние здоровья населения (индивидуальное, семейное, популяционное);

  • определять негативные факторы окружающей среды;

  • определять связь между негативными факторами окружающей среды и состоянием здоровья населения и разрабатывать соответствующие профилактические мероприятия;

  • проводить анализ заболеваемости населения, выявляя группы, факторы, время и территории риска;

  • формировать диспансерные группы больных и здоровых людей, подлежащих диспансерному наблюдению (новорожденные, подростки, беременные, представители определенных профессий и т.д.);

  • разрабатывать систему санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий по организации рационального питания и водоснабжения, режима деятельности и отдыха, формированию благоприятной производственной среды, первичной профилактике заболеваний и травм, пропаганде здорового способа жизни;

  • планировать и проводить первичные профилактические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний;

  • в условиях чрезвычайной ситуации, в том числе военного времени, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия среди населения и военнослужащих;

Кроме вышеперечисленных, к четвертому виду деятельности относятся такие умения, как ведение медицинской документации относительно пациента и населения (истории болезни, карты амбулаторного больного, санаторно-курортной карты, листка нетрудоспособности, документации для МСЭК и т.д.), а также получение, обработка и анализ государственной, социальной и медицинской информации. Эти задачи лишь на первый взгляд кажутся второстепенными. На самом деле, без умения их решать невозможно выполнение всех видов профессиональной деятельности, так как успех работы врача во многом зависит от его желания и способности постоянно пополнять имеющуюся у него информацию новыми, современными данными, а также от его умения точно и объективно отображать в соответствующих медицинских документах всю информацию о наблюдаемых им пациентах и контингентах населения.

Для решения аналитических и организационных задач врачами всех специальностей большое значение имеет овладение алгоритмом и конкретными методиками анализа различных социально-медицинских и медицинских категорий. Такие умения приобретаются поэтапно – от формирования аналитического мышления в этом направлении до всесторонней оценки тех или иных ситуаций.

В ОКХ по специальности «Медико-профилактическое дело» требования к выполнению четвертого вида врачебной деятельности расширены по сравнению с ОКХ по трем другим медицинским специальностям, т.к. для значительной части выпускников этого факультета организационно-аналитическая работа будет основной (например, для врачей санстанций, врачей – организаторов здравоохранения и т.д.)

Таким образом, в ОКХ были определены все типовые задачи и умения, отображающие четыре основные вида профессиональной врачебной деятельности и необходимые для освоения будущим врачом на додипломном уровне.

Однако при такой формулировке конечных целей невозможно проверить степень их достижения. В связи с этим, цели следовало сделать диагностичными, т.е. настолько конкретизировать типовые задачи и умения, чтобы стало возможным убедиться, насколько будущий специалист ими овладел.

Для конкретизации задач в рамках первого вида врачебной деятельности (сбор информации о больном) необходимо было определить методы исследования, которые врач, завершивший медицинский вуз по специальности «Лечебное дело», должен уметь сам проводить и оценивать их результаты, а также те методы исследования, по результатам которых он должен только уметь оценить информацию относительно диагноза заболевания.

Анализ материалов экспертизы мнений преподавателей выпускающих кафедр (внутренних болезней, хирургических болезней, акушерства и гинекологии, детских болезней) и представителей специалистов диагностических служб лег в основу группирования методов исследования по указанному принципу.

В соответствии с изложенным выпускник должен уметь:



  • провести и оценить данные осмотра, перкуссии, пальпации, аускультации, измерения артериального давления, определения пульса, регистрации ЭКГ и т.п.;

  • интерпретировать результаты общеклинических и специальных лабораторных исследований, гистоморфологических, цитологических и иммунологических исследований, лучевых методов исследования (рентгенологических, ультразвуковых, радиоизотопных, магнитно-резонансной томографии), эндоскопии и т. п.

Соответствующие списки, приведенные в приложении А ОКХ, регламентируют содержание умений по реализации этих двух задач (названия конкретных методов лабораторного и инструментального исследования).

В основу задач, входящих во второй вид врачебной деятельности – постановку диагноза, положен существующий в медицине нозологический принцип, поскольку каждое заболевание имеет свои специфические критерии и это дает возможность контролировать качество врачебной диагностики. Невозможно проверить умение врача диагностировать вообще заболевания сердечно-сосудистой системы, но можно проверить его умение диагностировать гипертоническую болезнь, инфаркт миокарда и пр. А значит, конечные цели должны быть конкретизированы до уровня диагностики нозологических форм (отдельных заболеваний).

Однако в медицине существует свыше 20000 наименований заболеваний. В своей практической деятельности врач общего профиля должен уметь диагностировать патологию, относящуюся к компетенции терапевта (врача практики), и заподозрить заболевание, по поводу которого больного следует направить к тому или иному специалисту (хирургу, дерматологу, гинекологу, оториноларингологу и др.)

Таким образом, важной задачей является определение круга таких заболеваний. Экспертная оценка мнений преподавателей выпускающих кафедр о формировании такого перечня заболеваний должна проводиться с учетом частоты выявления их среди населения и значимости для здоровья и жизни (частоты развития осложнений, инвалидизации, летального исхода и т.д.).

В результате такой экспертизы был сформирован список, приведенный в приложении к ОКХ, содержащий для специальности «Лечебное дело» 280 заболеваний различных органов и систем по терапевтическому, хирургическому, педиатрическому и акушерско-гинекологическому профилю.

Вследствие этого первая задача внутри второго вида профессиональной деятельности – постановка предварительного клинического диагноза заболевания – разворачивается на множество диагностичных умений:



  • уметь поставить предварительный клинический диагноз ишемической болезни сердца;

  • уметь поставить предварительный клинический диагноз бронхиальной астмы;

  • уметь поставить предварительный клинический диагноз язвенной болезни желудка;

  • уметь поставить предварительный клинический диагноз мочекаменной болезни;

  • уметь поставить предварительный клинический диагноз вирусного гепатита;

  • уметь поставить предварительный клинический диагноз дифтерии;

  • уметь поставить предварительный клинический диагноз ларингита и т.п.

Вторая задача – диагностика неотложных состояний – также была конкретизирована путем определения круга неотложных состояний, которые обязательно должен уметь выявить любой выпускник медицинского вуза по специальности «Лечебное дело» (соответствующий список также приведен в приложении к ОКХ). К неотложным состояниям отнесены: шок, обморок, коллапс, комы, острая сердечная, дыхательная, почечная, печеночная недостаточности, гипертонический криз, эпилептический статус, отек гортани, острое отравление, судороги, аллергические состояния, внешние кровотечения, острая задержка мочи, электротравма, физиологические роды и т.п.

В результате получили перечень профессиональных умений, через которые реализуется эта типовая задача врачебной деятельности:



  • уметь диагностировать острую сердечную недостаточность;

  • уметь диагностировать острую дыхательную недостаточность;

  • уметь диагностировать эпилептический статус;

  • уметь диагностировать острое отравление;

  • уметь диагностировать гипертонический криз;

  • уметь диагностировать отек гортани;

  • уметь диагностировать электротравму и т.п.

Задачами третьего вида врачебной деятельности является умение определять тактику лечения и оказывать экстренную медицинскую помощь при указанных в задачах второго раздела заболеваниях и неотложных состояниях.

Например:



  • уметь определить тактику лечения больного ишемической болезнью сердца;

  • уметь определить тактику лечения больного бронхиальной астмой;

  • уметь определить тактику лечения больного язвенной болезнью желудка;

  • уметь определить тактику лечения больного мочекаменной болезнью;

  • уметь определить тактику лечения больного вирусным гепатитом;

  • уметь определить тактику лечения больного дифтерией;

  • уметь определить тактику лечения больного ларингитом и т.п.

а также:

  • уметь оказать экстренную медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности;

  • уметь оказать экстренную медицинскую помощь при острой дыхательной недостаточности;

  • уметь оказать экстренную медицинскую помощь при эпилептическом статусе;

  • уметь оказать экстренную медицинскую помощь при остром отравлении;

  • уметь оказать экстренную медицинскую помощь при гипертоническом кризе;

  • уметь оказать экстренную медицинскую помощь при отеке гортани;

  • уметь оказать экстренную медицинскую помощь при электротравме и т.п.

Отдельным списком в приложении к ОКХ регламентирован и перечень врачебных манипуляций, которые обязательно должен уметь выполнить выпускник медицинского вуза для обследования пациента и оказания неотложной помощи: искусственное дыхание, закрытый массаж сердца, фиксация языка; остановка внешнего кровотечения; обработка, перевязка, тампонирование ран; промывание желудка, кишечника; транспортная иммобилизация; инъекции (внутримышечные, подкожные, внутривенные, инфузионное введение); определение группы крови, резус-фактора; измерение артериального давления; катетеризация мочевого пузыря мягким зондом, переливание крови и кровезаменителей; первичный туалет новорожденного; оказание помощи по защите промежности при физиологических родах.

В соответствии с этим типовая задача уметь выполнить медицинские манипуляции была развернута в следующие диагностичные профессиональные умения:



  • уметь проводить искусственное дыхание;

  • уметь определять группы крови и резус-фактор;

  • уметь проводить переливание крови и кровезаменителей;

  • уметь выполнять внутримышечные инъекции и т.д.

Конкретизация задач, составляющих четвертый вид деятельности врача, также осуществляется на основании приведенных в приложении к ОКХ спискам. Например:

  • формировать диспансерные группы больных в соответствии с теми заболеваниями, для которых выпускник должен уметь поставить предварительный клинический диагноз и определить тактику лечения (например, больных ишемической болезнью сердца; язвенной болезнью желудка, мочекаменной болезнью и т.п.);

  • планировать и проводить первичные профилактические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний, указанных в соответствующем списке (например, туберкулеза, гриппа и других острых респираторных вирусных заболеваний, холеры, тифов, вирусного гепатита и т.п.).

Определенные таким образом типовые задачи и профессиональные умения, реализующие все виды деятельности врача, и составляют основу его квалификационных требований и являются конечными целями обучения на додипломном этапе по специальности «Лечебное дело».

Аналогично проводилась разработка ОКХ для других медицинских специальностей уровня «Специалист» - естественно, с учетом особенностей специальности. Так, в ОКХ по специальности «Педиатрия» был расширен перечень заболеваний педиатрического профиля, для которых выпускник должен уметь поставить предварительный клинический диагноз. В ОКХ по специальности «Стоматология» основное внимание уделено диагностике стоматологической патологии и проведению стоматологических диагностических и лечебных процедур, однако выявление неотложных состояний, оказание при них экстренной медицинской помощи и выполнение медицинских манипуляций и в этом документе сформулированы как обязательные типовые задачи. В ОКХ по специальности «Медико-профилактическое дело» выделена типовая задача анализировать информацию о состоянии окружающей среды, добавлены умения давать оценку и прогнозировать состояние здоровья населения – уровень общей, инфекционной, профессиональной, алиментарной заболеваемости, состояние физического развития отдельных групп населения и т.п.

Отдельно во всех ОКХ были сформулированы способности выпускника медицинского вуза и отображающие их умения, необходимые для его профессиональной деятельности.

Второй основной после ОКХ компонентой государственных стандартов образования является образовательно-профессио­нальная программа (ОПП). В ОПП должны быть даны обобщенные требования к содержанию обучения. Она разрабатывается для всех специальностей на этапе додипломной подготовки (для врача это – "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Стоматология") и последипломной подготовки (в медицине – для всех врачебных специальностей: "Терапия", "Хирургия", "Акушерство и гинекология", "Педиатрия" и т.д.).

ОПП для уровня «Специалист» имеет следующие разделы: вступление; область использования; нормативные ссылки; обозначения и сокращения; распределение содержания образовательно-профессиональной программы и учебного времени по циклам подготовки, нормативную часть содержания образовательно-профессиональной программы, рекомендованный перечень учебных дисциплин, требования к государственной аттестации выпускников высших учебных заведений; ответственность за качество образования и профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений, а также ряд приложений.

ОПП должна базироваться на ОКХ по соответствующим специальностям – на определенных в них типовых задачах деятельности и умениях, перечнях симптомов и синдромов, нозологических единиц (заболеваний), неотложных состояний, лабораторных и инструментальных методов исследования, медицинских манипуляций, т.е. на сформулированных в ОКХ конечных целях образования по данной специальности на данном образовательно-квалификационном уровне.

Для каждого из указанных в ОКХ умений в ОПП должны быть приведены учебные модули, которые в совокупности должны обеспечить освоение данного умения. При формировании названия отдельных учебных модулей целесообразно сочетать цели (конечные) предметов, которые должны изучаться на этом уровне образования, с элементами содержания соответствующей ОКХ. Все сформулированные таким образом конечные цели изучения конкретных предметов являются обобщенными требованиями к содержанию обучения. Они должны быть распределены по соответствующим циклам подготовки. В медицинских вузах это: гуманитарная и социально-экономическая подготовка (образовательная ориентация), гуманитарная и социально-экономическая подготовка (профессиональная ориентация), естественнонаучная подготовка (медико-биологические дисциплины), профессиональная и практическая подготовка (клинические дисциплины).

Кроме того, в ОПП все учебные модули должны быть „привязаны” к типовым задачам деятельности и профессиональным умениям, сформулированным в ОКХ. Все это позволит разработать типовые программы по конкретным предметам в полном соответствии с государственными стандартами. Например, обучение студентов медицинского вуза госпитальной терапии должно включать модули "проведение дифференциальной диагностики и предварительный диагноз хронической сердечной недостаточности", "тактика ведения больного с хронической сердечной недостаточностью", "назначение дифференцированного обследования больного с хронической сердечной недостаточностью", "применение основных принципов профилактики хронической сердечной недостаточности".

Аналогично формулируются модули для всех других терапевтических заболеваний, которые должен знать выпускник медицинского университета или академии. В разделе неотложных состояний в клинике внутренних болезней учебные модули (в соответствии с целями ОКХ) определяются как "диагностика и оказание экстренной врачебной помощи при кардиогенном шоке", "диагностика и оказание экстренной врачебной помощи при отеке гортани", "диагностика и оказание экстренной врачебной помощи при пароксизмальных нарушениях ритма сердца" и т.д.

Формирование учебных модулей для медико-биологических дисциплин (биология, биохимия, анатомия и др.) требует предварительного определения экспертным путем целей (конечных) этих дисциплин и содержания обучения, которые бы обеспечили специалисту через дальнейшее освоение клинических дисциплин возможность решения типовых задач и умений, указанных в ОКХ.

В ОПП должно быть также дано распределение содержательных учебных модулей между формами государственной аттестации, т.е. должно быть указано, что выносится для проверки на лицензионный тестовый экзамен и что – на практически-ориентированный выпускной экзамен. Подробно это будет освещено в следующей главе.

Как уже было указано в начале этой главы, третья составная отраслевых государственных стандартов образования – это средства диагностики качества высшего образования. Она неразрывно связана с первыми двумя и логически из них вытекает. Если в ОКХ и ОПП сформулированы конечные цели и обобщенные требования к содержанию обучения, то этот документ определяет методику и технологию процедуры оценки качества образования и профессиональной подготовки по данной специальности на данном уровне (например, по специальности «Стоматология» на уровне «Специалист»). Кроме таких разделов как вступление, область использования, нормативные ссылки, обозначения и сокращения, требования к государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, ответственность за качество образования и профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений, средства диагностики качества высшего образования содержат такой важный раздел как основные этапы разработки стандартизованных тестов, включающий различные аспекты подготовки тестов, как инструмента измерения и самой процедуры тестирования.

Таким образом, государственные стандарты медицинского образования нового поколения, разработанные для додипломного этапа, определяют конечные цели обучения для данного уровня и конкретной специальности, сформулированные в виде компетенций – типовых задач деятельности и профессиональных умений, обобщенные требования к содержанию обучения, методику и технологию проверки достижения выпускниками конечных целей. Тем самым они создают необходимые (но не достаточные – без соответствующей системы управления обучением) условия для обеспечения качества образования.

Такие же методологические подходы должны быть положены в основу разработки государственных стандартов послевузовского образования. Известно, что к нему специалисты различных профилей приступают с различным уровнем подготовки, поэтому учить их, в том числе и врачей, всех одинаково невозможно. Должны быть созданы квалификационные характеристики для каждого уровня по всем специальностям.

В настоящее время в системе здравоохранения Украины существуют такие квалификационные уровни: окончившие интернатуру, врачи второй, первой, высшей квалификационных категорий. Эти же уровни должны стать образовательно-квалификационными уровнями в системе последипломной подготовки врачей. Для этого следует определить объемы профессиональной деятельности, т. е. цели обучения для каждого уровня. Поэтому первоочередной задачей последипломного образования является определение объема профессиональной деятельности для каждого квалификационного уровня врачей различных специальностей.

Нами предложен принцип решения этой проблемы (9, 10, 11, 13). Методология реализации его следующая. Вначале определяется максимальный объем профессиональных умений врачей конкретных специальностей. Вполне понятно, им должен владеть врач высшей категории и выполнять все самостоятельно. Устанавливая объем деятельности врачей более низких категорий, мы исходим из того, что они должны иметь тот же объем умений, но разную степень владения ими. Так, часть умений они выполняют самостоятельно, а другую часть – с помощью врача-консультанта более высокой категории. Понятно, что врачи второй категории, тем более окончившие интернатуру, имеют большую необходимость решать вопросы с помощью консультантов, чем врач первой категории.

Это демонстрируют данные, приведенные в таблице 1.1.

Наиболее сложным является определение соотношений между степенью владения умениями для врачей каждого уровня. С целью решения этого вопроса необходимо выявить объективные критерии, которые бы позволили очертить объем деятельности для каждого квалификационного уровня.



Таблица 1.1

Квалификационные требования к врачам-дерматовенерологам

разных квалификационных уровней по сифилидологии


Профессиональные умения

Степень владения профессиональными

умениями для врачей:



уметь диагностировать

и лечить:



высшей

категории



первой

категории



второй

категории



окончивших

интернатуру



Первичный сифилис

+

+

+

+

Вторичный свежий сифилис

+

+

+

+

Первичный рецидивирующий сифилис

+

+

+



Сифилис скрытый ранний

+

+

+




Сифилис скрытый поздний

+

+

+




Врожденный сифилис, в т.ч. скрытый

+

+







Скрытый серорезистентный сифилис

+

+







Серорецидивный сифилис

+

+







Скрытый серорецидивный сифилис

+










Третичный сифилис

+










Сифилис нервной системы

+










Висцеральный сифилис

+










Примечание: “+” означает, что специалист должен самостоятельно диагностировать и лечить; отсутствие такого знака означает, что данное умение выполняется с помощью консультанта более высокой категории.
С нашей точки зрения, в основу такой дифференциации должны быть положены интегрированные критерии социально-медицинской значимости групп болезней и отдельных заболеваний, которые являются объектом медицинской деятельности в рамках различных специальностей.

Так, например, в терапии в качестве таких критериев могут выступать распространенность болезней, степень утраты трудоспособности, инвалидизация, смертность и т.д.

Понятно, что чем чаще встречается данная болезнь, чем тяжелее ее осложнения и исход, тем большее количество специалистов должно привлекаться к решению таких проблем. И, наоборот, болезни, которые редко встречаются, должны быть предметом деятельности врачей более высоких категорий.

Используя эти и ряд специальных критериев, с помощью кластерного анализа или методом экспертных оценок можно определить объем деятельности врача конкретного квалификационного уровня. Это по сути и есть конечные цели обучения врачей данной специальности на данном уровне. В основу определения объема деятельности врача был положен нозологический принцип. При этом максимальный объем ее формируется в соответствии с данными международной классификации болезней и причин смерти (МКБ-10).

Для экспертной оценки определения объема профессиональной деятельности предлагается таблица, форма которой приводится ниже (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Форма таблицы для экспертного определения объема профессиональной деятельности врачей-терапевтов

различных квалификационных уровней по пульмонологии


Профессиональные умения

Степень владения профессиональными умениями

для врачей:



Уметь диагностировать и лечить

высшей

категории



первой

категории



второй

категории



окончивших

интернатуру



1.Бронхит













1.1.Простой













1.2.Гнойный













1.3. С преобладанием обструктивного синдрома













1.4.С развитием вторичной легочной гипертензии













2.Пневмонии













2.1.Острые бактериальные без осложнений













2.2 Осложненные













2.3.Легионеров













3.Болезни плевры













3.1.Плевриты неспецифические (сухой и экссудативный)













3.2.Невоспалительные формы накопления жидкости в плевральной полости













3.3.Пневмоторакс













3.4.Паразитарные поражения плевры












  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница