Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию



Скачать 183,02 Kb.
Дата25.06.2015
Размер183,02 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ВИННИЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М. И.Пироговая
"Утверждено"

на методическом совещании

кафедры стоматологии детского возраста

Заведующий кафедры

доц. Філімонов Ю.В.


" " 20 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ



ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ


Учебная дисциплина

Хирургическая стоматология детского возраста

Модуль №

1

Содержательный модуль №

2

Тема занятия

8 Острые воспалительни заболевания височно – нижнечелюстного сустава (ВНЧС)

у детей - артриты.




Курс

4

Факультет

Стоматологический

Подготовил

Єрошенко Олег Анатолиевич

Винница 2012



1. Актуальность темы.

Особенностью острых артритов, которые могут возникать у детей после родильной травмы, сложна, их диагностика. Это заболевание у младенцев практически не диагностируется, потому не лечится. В дальнейшем оно заканчивается развитием анкилоза, которое проявляется у ребенка постепенным возведением челюстей и затруднением в дальнейшем их кормлении. Не своевременное и не верное назначенное лечение приводит к вторичным деформациям лица.



2. Учебные целые занятия.

  1. Уметь диагностировать острый артрит СНЩС у детей.

  2. Уметь проводить дифференциальную диагностику артритов СНЩС у детей.

  3. Уметь определять лечебную тактику артритов СНЩС в зависимости от_ход/воспалительного процесса.

  4. Уметь назначить дополнительные методы исследования.

  5. Уметь обследовать ребенка с острым артритом СНЩС.


3. Воспитательные целые занятия.

Развить чувство профессиональной ответственности за своевременность диагностики артритов СНЩС в детей и правильность определения лечебной тактики врача-стоматолога.


4.Междисциплинарная интеграция.


Дисциплины

Знать

Уметь




1. Анатомия

1. Особенности строения

СНЩС у детей в

зависимости от возраста

ребенка.


2. Особенности

кровоснабжение СНЩС

у детей.

3. Особенности інервації

СНЩС у детей.





2. Фармакология

Группы лекарственных средств

какие применяются при

лечении артритов СНЩС

механизм их действия, показания

дозы приложения.


Назначить врачебные

средства, которые применяются

при лечении артритов

СНЩС.


3. Патофизиология

Механизм и особенности

ходу зажигательных

заболеваний СНЩС у детей





4. Рентгенология

1. Знание методов

рентгенологического

исследование СНЩС.

2. Рентгенологическую картину строения СНЩС в норме и ее

изменения при артритах СНЩС.


Описать рентгенологическую

картину при остром и

хроническому артритах

СНЩС.


5. Физиотерапия

Знание физиотерапевтических методов, механизм их действия и назначения в зависимости от хода процесса.


Назначить необходимые физиотерапевтические методы лечения в зависимости от хода процеса (УФО, УВЧ, электрофорез с раствором KJ, фонофорез с раствором гидрокортизона).

Внутрипредметная интеграция.

1. Детская

терапевтическая

стоматология.


1. Особенности строения зубов

сроки прорізування

временных и постоянных

зубов.


2. Этиология, патогенез

профилактика кариеса и

его осложнений. Влияние

преждевременной потери зубов

на СНЩС.


1. Назначить лечение

кариесу и его

осложнений.

2. Проводить

диагностику и

дифференциальную

диагностику

периодонтитов у детей.



2. Профилактика

стоматологических

заболеваний


Экзогенная и эндогенная

профилактика кариеса



Проводить правильную

чистку зубов, назначить

средства эндогенной и

экзогенной профилактики

кариесу.


3. Ортодонтия

Своевременное предупреждение и

устранение зубо-щелепної

деформации. Взаимозависимость и влияние разных видов прикуса на строение и изменения в СНЩС.


1. Проводить своевременное

предупреждение зубо-

челюстной деформации.

2. Проводить лечение



зубо-щелепної деформации.

3. Проводить обследование

ортодонтичного

больного.



4. Ортопедическая

стоматология



Своевременное предоставление

квалифицированного лечения

для предотвращения заболеваний

СНЩС.


Назначать

квалифицированное лечение

зубо-щелепних

деформаций

(изготовление съемных и

несъемных конструкций).




6. План и организационная структура занятия


Основные этапы занятия, их функции

Целые в уровнях задания

Методы учебы и контроля

Материалы методического обеспечения

Распределение времени

І. Подготовительный этап 50хв.

1. Организация занятия







Академический журнал

2 мин.

2. Определения учебных целей и их мотивация










3 мин.

3. Контроль исходного уровня знаний, навыков

и умений












30 мин.

15мин.


Содержание темы, которая вынесена на контроль



1. Этиология и классификация заболеваний СНЩС у детей

а=2

1 . Индивидуальный устный опрос. 2.Тестовый контроль 2 уровня

1. Вопрос. 2.Тесты 2 уровня

15 мин.


2. Клинические проявления

артритов и артрозів

СНЩС в

детей





1.Индивидуальное устное

опрос.


2.Тестовый контроль

2 уровня


1 .Вопрос.

2.Тесты 2 уровня

3. Рентгенограммы.

4. Фото больных из

заболеваниями

СНЩС





3. Диагностика

артритов и артрозів

СНЩС у детей





1.Индивидуальное устное

опрос.


2.Тестовый контроль

2 уровня


1 .Вопрос.

2.Тесты 2 уровня

3 .Рентгенограммы.

4.Фото больных из

заболеваниями

СНЩС





4. Дифференциальная

диагностика

артритов и артрозів

СНЩС у детей






1 .Индивидуальное устное

опрос.


2.Тестовый контроль

2 уровня


1 .Вопрос.

2.Тесты 2 уровня

3 .Рентгенограммы.

4.Фото больных из

заболеваниями СНЩС


5. Лечебная

тактика при

артритах и артрозах

СНЩС у детей






1 .Индивидуальное устное

опрос.


2.Тестовый контроль

2 уровня


1 .Вопрос.

2.Тесты 2 уровня

3 .Рентгенограммы.

4.Фото больных из

заболеваниями СНЩС








1.Индивидуальное устное

1 .Вопрос.




6. Профилактика

осложнений.






опрос.

2.Тестовый контроль

2 уровня


2.Тесты 2 уровня

3 .Рентгенограммы.

4.Фото больных из

осложнениями

после заболеваний СНЩС





II. Основной этап 60хв.

Формирование

профессиональных навыков

и умений

Практические задания



а=3

Методы формирования

навыков:


1) практический

тренинг


Ребенок с артритом

артрозом ли

СНЩС

История болезни.



Алгоритм для

отработка

профессиональных

навыков.





1 .Провести курацію

ребенка с артритом

артрозом ли СНЩС :

1) проведение

обследование

заполнение истории

болезни;

2) проведение

диагностики и

дифференциальной

диагностики;

3) назначение и

проведение

дополнительного

обследование;

4) провести анализ

данных дополнительных

методов


обследование;

5) определение метода

обезболивание и

лечебной


тактики;

6) назначение и

проведение

общего и


местного лечения

ребенка с хроническим

одонтогенным

остеомиелитом

челюстей.


III. Итоговый этап: 25 хв

1 . Контроль и коррекция уровня профессиональных навыков и умений.

а=3

Метод контроля навыков

Тесту ситуационные задачи 3-го уровня

20 мин.

Индивидуальный контроль выполнения практических навыков или их результатов.

Метод контроля умений Решения нетипичных ситуационных задач



2. Подведение итогов занятия : - теоретического - практического - организационного







3 мин.

3. Домашнее задание: учебная литература за темой, основная и дополнительная, индивидуальное задание.




Ориентировочная карта самостоятельной работы с литературой

2 мин.

3.2.Содержание темы занятия

Особенности строения скронево-нижньощелепного сустава

Скронево-нижньощелепний сустав (СНЩС) - это парное сочленение, которое образовано нижньощелепною и височной костями. Правое и левое сочленения физиологически образуют единую систему, движения у них происходят одновременно. СНЩС состоит из таких элементов:



  • Суставная головка - костное образование на конце выростков нижней_челюсти; имеет тонкий слой компактной кости, прикрытый сбоку волокнистым_хрящом;

  • Суставная ямка височной кости; размеры ее больше от размеров суставнойголовки, которая относит СНЩС к инконгруэнтным суставам;

  • Суставной бугорок - костное утолщение заднего отдела виличного_отростка височной кости; в новорожденных он отсутствует, полностью_оформляется до 6-7 лет;

  • Суставной диск - двояковогнутая пластинка, которая состоит из_грубоволокнистой соединительной ткани; расположен между суставными_поверхностями, изолирует суставную головку от суставной ямки;

  • Суставная капсула - эластичная сполучнотканинна оболочка, состоит_из внешнего, фиброзного, и внутреннего, эндотелиального, рдел;

  • Связочный аппарат представлен інтра- но экстракапсулярными связками,_которые регулируют движения челюсти.

У младенцев отсутствуют суставной росток, суставная головка и западина, они появляются лишь около 7-8Г0 месяцев жизни. Суставные поверхности у детей младшего возраста покрыты нежным сполучнотканинним хрящом. Элементы суставу окончательно оформляются с началом прорізування постоянных зубов (около 7 лет). Выросток является зоной продольного роста нижней челюсти, регулирует сочетание механизмов роста кости. Задний свод суставной ямки граничит с барабанной полостью, которая может вести к переходу воспалительных процессов из тканей суставу на ухо и наоборот.

Инконгруэнтность суставных поверхностей создает непостоянство внутрисуставных взаимоотношений и полную зависимость последних от смыкания зубных рядов и состояния жевательных мышц. Это состояние частично нивелируется благодаря капсуле и двояковогнутому диску.

В СНЩС возможная комбинация разных видов движений - вертикального, сагитального (вперед и назад) и трансверзальних (боковые). В норме при максимальном открывании рта расстояние между режущими краями верхних и нижних резцов приблизительно равняется 40-50 мм

Причинами заболеваний СНЩС у детей могут быть окклюзионные нарушения, воспалительные процессы в зубо-щелепній системе и жвачных мышцах, забивки и ранение суставу (у 3-9ТЬ лет шейка выростка является самым слабым местом челюсти), в том числе и травмирование суставу при тяжелых родах, одноразовая и кратковременная перегрузка его, инфекционные заболевания, нарушения обмена веществ, эндокринные заболевания и др.



Классификация заболеваний СНЩС у детей и подростков

1. За этиологическим фактором - Фиброзные;

A. Врожденные пороки развития; - Костные;

B. Приобретены 3. За ходом



  • Зажигательные (артриты, вторичные Острые;_деформирующие артриты); Хронические;

  • Дистрофичные (артрози); Обострены хронические.

2. Анкилоз

• Эти формы могут быть урожденными и приобретенными, один и двусторонними,_зажигательными и травматическими.



Артрит скронево-нижньощелепного суставу

Артрит - воспалительный процесс в СНЩС. Часто встречается у детей и подростков. Может иметь острое начало или начинаться без выраженных клинических симптомов воспаления и протекать хронически.

Чаще развивается при одноразовой кратковременной перегрузке суставу. Но причиной развития заболевания могут быть и любые инфекционные заболевания (детские инфекции, грипп), гнойные отиты, остеомиелит мыщелкового отростка нижней челюсти или височной кости, и тому подобное. Возникновению воспалительных процессов в СНЩС способствуют параалергічні факторы (переохлаждение, перегревание и др.), изменения в эндокринной и нервной системах, наличие очагов хронической инфекции.

Клиника острого артрита.

Больные жалуются на острую боль в участке СНЩС, ограничение подвижной нижней челюсти. Объективно определяется отек мягких тканей, гиперемия кожи в участке суставной головки. Наблюдается девиация челюсти в сторону пораженного суставу. Пальпация участка суставу болезненная, при нажиме на подбородок боль в больном суставе резко усиливается. Выраженность симптомов интоксикации зависит от активности процесса и характера экссудата.



Рентгенологически при остром артрите оказывается расширение суставной щели, остеопороз суставной головки.

Патологоанатомические изменения в суставе проявляются отеком, гиперемией синовіальної оболочки, капсулы и периартикулярних тканей, появлением мутной -рідини - экссудату, кровоизлияниями в суставную полость, флебитами и артериитами; через сжимание нервных окончаний возникает симптом боли.

Дифференцировать острый артрит СНЩС необходимо из:

  • Артрозом;

  • Болевой дисфункцией СНЩС;

  • Острым отитом;

  • Острым паротитом;

  • Острым лимфаденитом_околоушного участка;

  • Переломом мыщелкового_отростка нижней челюсти;

  • Миозитом;

  • Зажигательной контрактурой_жевательных мышц;

  • Невралгией тройчатого нерва;

  • Ганглионитом ушного узла.

Вторичные артриты СНЩС, которые возникают у детей после отитов, остеомієлітів и высоких переломов мыщелкового отростка почти всегда приводят к быстро прогрессирующей деструкции суставной головки и шейки нижней челюсти. Хрящевые элементы суставу погибают, а обнаженная кость суставных поверхностей срастается, что вызывает недвижимость в суставе.

Лечение. артриту зависит от формы его клинического хода и этиологического фактора. При лечении артритов любой этиологии назначается щадяща диета и ограничение движений челюсти (пращоподібна повязка, разные виды ортодонтичних аппаратов).

  1. В случае необходимости - противовоспалительная и антибактериальная терапия_(бутадіон, реопірин, салицилаты; при незначительном эффекте - бруфен,_волтарен, ізобруфен 100 мг, по 1-2 т. * 3 раза на день - курс_лечения 2 недели), антибиотики и сульфаниламидные препараты.

  2. Гіпосенсибілізуюча терапия в вековых дозах.

  3. Компрессы с 10% раствором ДМСО.

  4. Физиотерапевтические процедуры. В острую стадию назначают УФО_№ 3-4, которое имеет противовоспалительное и обезболивающее действие, стимулирует_процессы регенерации; УВЧ № 5-6, активирует фагоцитарную тканевую_реакцию, повышает проницательность сосудистой стенки, которая ведет к_уменьшению зажигательного отека.


Внутрисуставные инъекции лекарственных препаратов у детей не выполняют через частые осложнения и возможность образования микрорубцов капсулы в местах ее проколов інє'кційною иглой.

Хирургическое вмешательство (артротомия) показано при наличии гнойного экссудата в полости суставу. Выполняют внешний разрез по нижнему краю виличної дуги с дальнейшим дренированием гнойной ячейки. После снятия острых зажигательных явлений, за показаниями, проводят ортодонтичне лечение.


3.3.Список рекомендованной литературы

Основная:

  1. Бернадский Ю.И. Основы челюстно-лицевой хирургии и хирургической_стоматологии. - Зеизд. - Витебск, 1998, 421.

  2. Бургонская В.И. Воспалителньїе и дистрофические заболевания височно-_нижнечелюстного сустава. Автореф. дисс. ... к.м.н. -Киев, 1968. - 16 с.

  3. Быков В.Л. Гистология и змбриология органов полости рта человека. -_С.-Пт, 1999. - 245 с.

  4. Иванов А.С. Артриты и артрозы височно-нижнечелюстного сустава:_Лекции по стоматологии. - Л.: Медицина, 1984. - 32 с.

  5. Иванов А.С. Методьі лечения воспалительньїх и дегенеративно-_дистрофических процессов височно-нижнечелюстньїх суставов / Тр._Ленинградского сан.-гиг. мед.ин-та. - Л., 1982. - Т. 143. - С. 119 - 123.

  6. Каспарова Н.Л., Колесов А.А., Воробьев Ю.М. Заболевания височно-_нижнечелюстного сустава в детей и подростков. — М.: Медицина, 1981. -_168 с.

  7. Рентгендиагностика заболеваний челюстно-лицевой области / под редакторши_Н.А.Рабухиной, Н.М.Чупрьшиной: - М.: Медицина, 1991. - 368 с.

  1. Руководство по стоматологии детского возраста / Под редакторши_А.Е.Евдокимова и Т.Ф.Виноградовой. - М., 1976. - 400 с.

  2. Стоматология детского возраста: Учебник / Под редакторша А.А.Колесова. - М.:_Медицина, 1991.

10. Хирургическая стоматология.: Учебник / Под редакторша Т.Г.Робустовой. - М.: Медицина, 1990, 327.

Вспомогательная:

  1. Быков В.Л. Гистология и змбриология органов полости рта человека._С-Петербург, 1999, 245 с

  2. Иорданишвили А.К. Хирургическое лечение периодонтитов и кистчелюстей. Санкт-Петербург, 2000, 155 с.

  3. Коминек Я., Томан Я., Розковцева Е. Детская стоматология. Прага,_1968,209с.

  4. Кульгавов В.Г. Обезболивание в хирургической стоматологии._Иркутск, 1989, 149с.

  5. Макаренко П. В., Смирнова Г.Г. Диагностика и лечение_воспалительньїх и дистрофических заболеваний челюстно-лицевой_области. Сб. научн. трудов, 56-60с.

  6. Сторновка Г.Ф., Соколиная С.И. Профилактика, диагностика и лечениестоматологических болезней. Минск, Беларусь, 1987, 220с.

7. Рузин Г.П., Бурых М. М. Основы технологии операции в хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Харьков, 2000, 291 с.




База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница