Индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для учащихся 1-4 классов



страница1/9
Дата25.06.2015
Размер1,57 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад» г.Усинска

«Ичöт школа – челядьöс видзанiн» Усинск карса

муниципальнöй велöдан сьöмкуд учреждение





Принята

На педагогическом совете

протокол №1 от 31.08.2012г





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «НШДС» г Усинск

________________С.В.Позднякова

Пр № 274 от 31 августа 2012 года


Рабочая программа


индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

по русскому языку
для учащихся 1-4 классов
срок реализации программы: 4 учебных года

Составлена учителем начальных классов Виноградовой Любовью Станиславовной

г. Усинск

2012 год


Пояснительная записка
Одной из особенностей детей с задержкой психического развития (ЗПР) является недоразвитие речи, которое проявляется в нарушениях звукопроизношения, трудностях звукового анализа слов и усвоения логико–грамматических конструкций, особенно характеризующих пространственные и временные категории, скудности словарного запаса.
Общая характеристика учебного курса

Наибольший положительный эффект в учебном процессе оказывает применение индивидуальных и подгрупповых коррекционно–развивающих занятий, который даёт возможность учащимся с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, способствует активизации мыслительной деятельности, включения в творческую деятельность. На индивидуальных и подгрупповых коррекционно–развивающих занятиях систематически восполняются пробелы в элементарных знаниях и практическом опыте. При этом возникает положительная мотивация и положительная динамика «качества знаний» по русскому языку. По Базисному учебному плану для специальных (коррекционных) учреждений VII вида предусмотрено три часа обязательных индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий по основным предметам. Индивидуальные и подгрупповые коррекционно – развивающие занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся и проводятся в рамках продлённого дня. На обязательные индивидуальные и подгрупповые (2-3 ученика) коррекционные занятия на одного обучающегося или группу отводится 15 -20 минут учебного времени. Указанное количество часов, отводимых на эти занятия в каждом классе входит в нагрузку не на каждого отдельного обучающегося класса, а учителя. Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия рассчитаны на 4 года обучения для детей, испытывающих стойкие затруднения в обучении русскому языку.

Содержание индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий соответствует разделам учебной программы УМК «Школа России».

Цели и задачи учебного курса

Цель программы: оказание квалифицированной психолого – педагогической поддержки учащихся, испытывающих стойкие затруднения в овладении программой по русскому языку.

Эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-образовательных задач, коррекционно-развивающих и коррекционно-воспитательных.



Задачи:

1. Коррекционно–образовательные задачи:

  • обеспечить усвоение учениками знаний, умений и навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения (максимальное внимание к развитию фонематического восприятия формированию звукового анализа и синтеза);

  • расширять кругозор школьников: уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;

  • развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно);

  • заложить основы навыков учебной работы.

2. Коррекционно–воспитательные задачи:

  • привить интерес к родному языку, к чтению, книге;

  • сформировать нравственные и эстетические представления.

3. Коррекционно–развивающие задачи:

  • способствовать развитию наглядно–образного и логического мышления;

  • развитие приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать, обобщать языковые явления.

  • изучать наиболее трудные орфографические и грамматические темы предваряя накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями.

При обучении русскому языку детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

активное усиление практической направленности изучаемого материала;



  • опора на жизненный опыт ребёнка, сохранение и укрепление здоровья.

  • органичное включение в содержание программ коррекционно-развивающего блока, предусматривающего восполнение опыта познавательной деятельности;

  • планирование и построение учебной работы с учётом реального уровня развития, индивидуальных особенностей детей с задержкой психического развития (индивидуализация);

  • единство диагностики и коррекции (внедрение в учебный процесс педагогической диагностики школьной успешности и её основных содержательных характеристик: журнал школьной успешности, педагогическая и психологическая карта учащегося). Внедрение педагогической диагностики в учебный процесс позволяет строить индивидуальную и подгрупповую работу.

К проведению индивидуальных и подгрупповых коррекционно–развивающих занятий по русскому языку предъявляются следующие требования:



  • преподавать новый материал предельно развернуто (эффективно применение графических опор, схем, памяток – инструкций для лучшего запоминания алгоритма рассуждений);

  • отводить значительное место практической деятельности;

  • систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и полноценного усвоения нового;

  • предварять выполнение письменных заданий анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;

  • все задания должны развивать познавательную активность учеников. Для этого используются элементы развивающей технологии Л.В. Занкова: наблюдение, сравнение, сопоставление, классификация, группировка, выявление закономерностей. Предъявляются вопросы и задания типа: «Объясни», «Докажи», «Сравни», «Сделай вывод»;

  • находить любой повод для обоснованной похвалы ученика.

Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к детям: учитывается уровень их подготовленности, особенности личности учащегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий. Предусматриваются задания различной степени трудности. Одним детям требуется увеличение количества упражнений пропедевтического характера, более широкое применение наглядных средств, другим – дополнительные тренировочные задания, чтобы прийти к нужному обобщению.

Программа по индивидуальным и подгрупповым коррекционно–развивающим занятиям строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого–педагогическими особеннстями обучения младших школьников. Процесс обучения строится с учётом психологических возрастных новообразований.



Содержание: «Обучение грамоте», «Фонетика и графика», «Лексика», «Морфология и морфемика» (части речи, состав слова), «Синтаксис и пунктуация», «Орфография», «Речевое развитие», «Чистописание».

В содержании программы формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а лишь нуждаются в углублении и более широкой конкретизации. Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике (звуки речи, звуковой, звуко-буквенный, слоговой анализ слова), графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими), слову (морфемный состав слова, лексическое богатство языка, синонимы, антонимы, многозначные слова; части речи и их лексико-граматические признаки), предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; виды предложений по цели высказывания, предложения простые и сложные). Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.

Раздел «Фонетика и графика» представлен следующим содержанием:

Звуки речи. Гласные и согласные. Звонкие и глухие. Согласные звуки парные и непарные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости. Словесное ударение. Интонация. Алфавит. Соотношение звуков и букв.

Раздел «Лексика» включает следующее содержание:

Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слов. Использование словарей русского языка.

Раздел «Морфемика» включает следующее содержание:

Особенности морфемного строя языка. Корень, приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. Слова однокоренные. Смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок.

Раздел «Морфология» включает следующее содержание :

Слово, его номинативные и коммуникативные функции. Лексическое значение слова. Грамматические категории, характеризующие слово. Слово как часть речи. Классификация частей речи и их лексико-грамматические признаки. Существительное. Прилагательное. Глагол. Наречие. Местоимение. Предлог. Союз.

Раздел «Синтаксис и пунктуация» включает следующее содержание:

Предложение – как единица речи. Текст. Признаки текста. Порядок слов в предложении. Простое и сложное предложение. Главные члены предложения, грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Конструирование высказывания: речевой замысел, выбор соответствующих речевых средств, конструирование предложения и текста.

Раздел «Орфография» включает следующее содержание:

Знакомство учащихся с различными принципами русского правописания: традиционным, историческим, основанными на запоминании; морфологическим, фонетическим.

Раздел «Речевое развитие» включает следующее содержание:

Обогащение активного и пассивного словаря, развитие мотивов и средств речевой деятельности, ее содержательности, правильности, точности, выразительности, развитие логической стороны речи. Развитие двух планов речи - внутреннего и внешнего. Воспроизведение или самостоятельное создание небольших текстов. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, творческие, контрольные и т. п.), тесты, обучающие сочинения и изложения.

Раздел: «Чистописание» своей целью определяет:

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию письма и графических навыков проводится в индивидуальном порядке. На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера.

Программа предполагает взаимное и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма.

В 1 классе изучаются разделы: «Обучение грамоте», «Фонетика и графика», «Слово», «Синтаксис и пунктуация».

Во 2 классе изучается – «Фонетика и графика», «Лексика», «Морфология и морфемика» (части речи, состав слова), «Синтаксис и пунктуация», «Чистописание».

В 3 классе – «Лексика», «Морфология и морфемика», «Части речи», «Синтаксис и пунктуация».

В 4 классе- «Лексика», «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация».


Место учебного курса в учебном плане

В учебном плане предусмотрено 3 часа обязательных индивидуально–подгрупповых коррекционно–развивающих занятий по основным предметам.

Индивидуальные и подгрупповые коррекционно–развивающие занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся и проводятся в рамках продлённого дня. На обязательные индивидуальные и подгрупповые (2-3 ученика) коррекционные занятия на одного обучающегося или группу отводится 15-20 минут учебного времени. Указанное количество часов, отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не на каждого отдельного обучающегося класса, а учителя.
Результаты изучения учебного курса

1 класс

Учащиеся должны знать:



  • все буквы русского алфавита, соотносить звуки с буквами, которые их обозначают; основные отличия звуков от букв, использовать в активной речи термины звук, буква;

  • правила гигиены письма и чтения;

  • наизусть три – пять стихотворений

Учащиеся должны уметь:



  • последовательно выделять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;

  • различать гласные и согласные звуки, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие согласные звуки, правильно их называть4 использовать в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твёрдый согласный звук, мягкий согласный звук, глухой согласный звук, звонкий согласный звук.

  • Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь);

  • Правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения; различать сходные по начертанию буквы (о – а, и – у, л –м, и – ш, п –т, н – к, д – б, г – р, г – п, Р – П, Е – З);

  • Определять и обозначать в слове ударную гласную, использовать термин ударение; делить слова на слоги, выделять предложение (заглавной буквой и точкой); использовать термин предложение; вычленять слова из предложений, состоящих из двух – пяти слов; использовать термин слово;

  • писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;

  • списывать с печатного и рукописного текста слова и предложения, опираясь на орфографическое чтение и зрительное восприятие списываемого, проверять правильность выполненной работы;

  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и текст, состоящий из таких слов (15 – 20 слов).

  • читать сознательно, правильно небольшие тексты (15 – 20 слов в минуту);

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

  • воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение, рассказывать, о чём слушали, давать простейшую оценку прочитанного (по вопросам учителя или по иллюстрациям), соблюдая соответствующую грамотность и темп высказываний;

  • употреблять слова приветствия, прощания, благодарности, выражающие просьбу.


2 класс

Учащиеся должны уметь:



  • различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, ударные и безударные гласные, правильно произносить звуки и называть буквы, соотносить количество звуков и букв в словах; использовать в активной речи соответствующие термины;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь);

  • делить слова на слоги, переносить слова по слогам;

  • правильно писать слова с сочетаниями жи, ши, ча,ща, чу, щу, чк, чн;

  • писать часто употребляемые слова с удвоенными согласными и слова, не проверяемые написанием, предусмотренные программой;

  • раздельно писать предлоги со словами;

  • писать с заглавной буквы фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия населенных пунктов, улиц;

  • употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в его конце;

  • списывать слова и предложения с печатного и рукописного текста;

  • писать под диктовку текст в 35–40 слов; проверять правильность написанного;

  • составлять предложения из отдельных слов и 3-4 предложения на заданную учителем тему;

  • восстанавливать деформированный текст;

  • различать имена существительные, глаголы, имена прилагательные; преобразовывать словоформы имён существительных в начальную форму и ставить вопросы кто? что?; различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?; различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?; знать, что грамматический вопрос глагола состоит из двух слов; ставить вопросы какой? какая? какое? какие? к словам, обозначающим признаки предметов;

  • пользоваться словарём, данным в учебнике;

  • различать в учебнике задания, текст упражнения, образец, слова для справок;

  • употреблять слова приветствия, прощания, извинения, благодарности.


3 класса

Учащиеся должны уметь:



  • находить изученные орфограммы;

  • грамотно списывать и писать под диктовку текст (55 – 60 слов);

  • проводить морфологический разбор простых по структуре слов (корень, окончание, приставка, суффикс), используя памятки;

  • распознавать и называть изученные части речи;

  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;

  • склонять имена существительные единственного числа с ударным окончанием, преобразовывать в начальную форму;

  • определять число и род имён существительных и прилагательных, согласовывать имена прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; употреблять антонимы;

  • изменять глаголы по временам;

  • пользоваться школьным орфографическим словарём и толковыми словарями;

  • различать предложения по интонации;

  • проводить элементарный синтаксический разбор предложения: выделять главные и второстепенные члены предложения, употреблять термины подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения;

  • устанавливать связь между словами в словосочетании, распознавать главное и зависимое слово;

  • писать изложения простых по лексике и содержанию текстов (55–60 слов);

  • озаглавливать текст;

  • восстанавливать деформированный текст;

  • писать объявления, поздравление, приглашение.


4 класс

Учащиеся должны уметь:



  • писать под диктовку текст в 65 – 75 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;

  • писать изложение небольшого текста;

  • списывать с печатного текста 5 -6 предложений (55–60 слов), содержащих изученные орфограммы;

  • давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе;

  • писать поздравление, почтовый адрес, приглашение, выражать просьбу, извинение, благодарность;

  • восстанавливать деформированные предложения;

  • составлять предложения из данных слов;

  • различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;

  • соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;

  • находить в словах и называть изученные орфограммы, обосновывать их написание;

  • различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;

  • кратко характеризовать любую из изученных частей речи (используя памятки): начальная форма, род, склонение, число, падеж имени существительных; начальная форма, род, число падеж имён прилагательных; начальная форма, время, число, лицо (в настоящем и будущем времени), род в прошедшем времени, спряжение глаголов;

  • разбирать слова по составу, используя памятку;

  • различать предложение и слово, виды предложений по интонации;

  • выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения в простом двусоставном предложении;

  • устанавливать связь между словами в предложении по вопросам;;

  • находить в простом предложении однородные члены;

  • различать в учебнике правило, памятку, упражнение, текст упражнения, задание, образец, слова для справок;

  • пользоваться школьными словарями, памятками, образцами, таблицами.


Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся: курс не оценивается.
Содержание учебного предмета

1 класс



Темы, разделы программы.



Количество индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий

1

Подготовительный этап

4 часа

2

Букварный период (основной)

17 часов

3

Послебукварный период.Предложение.

3 часа




Слово

6 часов




Звуки и буквы

4 часа

Всего: 34 часа




2 класс


Темы, разделы программы



Количество индивидуальных и подгрупповых коррекционно–развивающих занятий

1

Повторение

1 час

2

Речь

2 часа

3

Звуки речи. Буквы. Слог.

10 часов

4

Слово

12 часов

5

Текст

9 часов

Всего: 34 часа




3 класс


Темы, разделы программы




Количество индивидуальных и подгрупповых коррекционно–развивающих занятий

1

Повторение

5 часов

2

Предложение. Словосочетание.

2 часа

3

Текст

1 час

4

Состав слова

14 часов

5

Части речи

12 часов

Всего: 34 часа




4 класс


Темы, разделы программы



Количество индивидуальных и подгрупповых коррекционно–развивающих занятий

1

Повторение

9 часов

2

Предложение

5 часов

3

Части речи. Имя существительное

4 часа

4

Имя прилагательное

6 часов

5

Местоимение

1 час

6

Глагол

9 часов

Всего: 34 часа




Материально-техническое обеспечение учебного курса


        1. Г.А. Бакулина Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка (1, 2, 3 часть) - Киров: ВГПУ, 1998г.

        2. И.В. Лалаева Логопедическая работа к коррекционных классах.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998г.

        3. Е.В. Менькова Обучение грамоте. 1 класс (1,2 часть). Программа 1-4. Волгоград 2002г.

        4. А.В.Полякова Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Москва 1998г.

        5. Поурочные планы по учебнику «Русский язык» под редакцией Т.Г.Рамзаевой. Программа 1-4. (2, 3, 4 классы) Волгоград 2002г.

        6. Программно–методические материалы. Русский язык. Начальная школа. М.: Дрофа, 2001г.

        7. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы I–IV. Подготовительный класс. С.Г. Шевченко М.: Школьная Пресса, 2004г.

        8. Т.Г. Рамзаева учебник «Русский язык» для 1 класса.

        9. Т.Г. Рамзаева учебник «Русский язык» для 2 класса.

        10. Т.Г. Рамзаева учебник «Русский язык» для 3 класса.

        11. Т.Г. Рамзаева учебник «Русский язык» для 4 класса.

        12. Русский язык. Тесты: Начальная школа. 1-3 класс М.: Дрофа, 1999г.

        13. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку для начальной школы: Пособие для учителя. М.: Дрофа,1999 г.

        14. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Практическое пособие по развитию речи». - К.: ГИППВ,1997г.

        15. С.Д. Шевченко Школьный урок: как научить каждого. Москва: Просвещение, 1991г.

        16. Л.В.Шибаева Программы реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. Российское педагогическое агентство. Москва , 1996г.

        17. И.Н.Щербо Школьная коррекционно–развивающая служба: Из опыта работы средней школы № 1071 г. Москвы. – М.: Новая школа, 1997г.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница