Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе



страница1/5
Дата25.06.2015
Размер0,68 Mb.
  1   2   3   4   5



  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);

  • Авторской программы «Окружающий мир» Виноградова Н.Ф. (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой).

В авторскую программу изменения не внесены.

Объём программы.

Программа рассчитана на 68 часов: (34 учебные недели, по 2 часа в неделю).



Основная цель обучения– представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

К общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:



  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;

  • осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

  • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического иличностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, художественный, исторический музеи и т. п. 1

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.

  • Человек как биологическое существо; чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации. Это содержание представлено темой: «Человек – биологическое существо (организм)».

  • Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять. Это содержание представлено темой: «Человек и общество».

  • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Это содержание представлено темой: «Человек – живое существо (организм)»

  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Человек среди людей».

  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Человек – творец культурных ценностей».

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства. Эти уроки систематизируют знания, полученные за все четыре года обучения, создаётся возможность чётко представить обобщённое видение исторических эпох: Древняя Русь, Московское государство, Россия, Советская Россия, современная Россия.

II. Содержание курса 4 класса (68 ч)

Человек — живое существо (организм) (16 ч)

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце — главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Твоё здоровье(12 ч)

Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.



Человек часть природы (2ч)

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.



Человек среди людей (5 ч)

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного человека.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Родная страна от края до края (10 ч)

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия, и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Человек – творец культурных ценностей (12ч)

Что такое культура? Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А.Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой и др.).

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).



Человек — защитник своего Отечества (5 ч)

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.



Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха». Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музей, музей художника, писателя, композитора.

Практические работы. Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Гражданин и государство (3 ч)

Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.



  1. Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.

  1. Предметные результаты обучения:

Называть (приводить примеры):

  • признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);

  • основные органы и системы органов человека и их функции;

  • правила здорового образа жизни;

  • права гражданина и ребёнка в России;

  • основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);

  • народы, населяющие Россию.

Различать (соотносить):

  • год и век, арабские и римские цифры;

  • полезные и вредные привычки;

  • эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);

  • события, деятели и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия).

Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

  • применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);

  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;

  • узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);

  • составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда», «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;

  • объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права и обязанности ребёнка»;

  • в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым и незнакомым);

  • работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

  1. Метапредметные результаты обучения:

формирование УУД к концу 4 года обучения:

Название раздела

УУД

Человек – живое существо (организм)


характеризовать человека как живое существо, организм;

раскрывать особенности деятельности различных органов;

объяснять особую роль нервной системы в организме;

Твоё здоровье


раскрывать принципы здорового образа жизни, объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя;

различать ядовитые грибы и растения;

конструировать в учебных и игровых ситуациях правилабезопасного поведения в среде обитания;

Человек – часть природы

характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного;

устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;

характеризовать условия роста и развития ребенка;

Человек среди людей

различать положительные и отрицательные качества человека;

приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты,справедливости и др.

характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.

Человек и общество, в котором он живёт. Родная страна от края до края.

описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото,схемах) особенности разных природных зон;

моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;

находить на картеравнины и горы России (своего края);

выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам(достопримечательностям);

обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников;

описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.

Человек – творец культурных ценностей.

ориентироваться в понятии «культура», «наполнять»егохарактеристикуконкретными примерами;

составлять рассказы-повествования об исторических событиях,связанных с развитием культуры Российского государства;

называть основные события в культурной жизни России и их даты (вразные исторические времена);

называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторовразных исторических эпох;

обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.



Человек – защитник своего Отечества.

называть имена наиболее известных правителей Древней Руси и России разных исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитиеобщества и его культуры;

составлять рассказ-повествование об основных событиях,связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты ихпротекания.

Гражданин и государство.

характеризовать права и обязанности граждан России;

обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница