Учебное пособие по курсу «общая хирургия» для студентов



страница1/33
Дата26.06.2015
Размер5,16 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Курский государственный медицинский университет
Федерального агентства по здравоохранению
и социальному развитию»

Кафедра общей хирургии



УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ лечебного факультета



Курск – 2014



УДК 617-089

Печатается по решению


ББК 54.5

редакционно-издательского

У-91

совета ГБОУ ВПО КГМУ




минздрава РФ

Учебное пособие по курсу «Общая хирургия» для студентов лечебного факультета / Под редакцией профессора Б.С. Суковатых. - Курск: ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава РФ, 2014. – 393 с.



Авторы:

профессор, д.м.н. Б.С. Суковатых

д.м.н. Л.Н. Беликов

доцент, к.м.н. Ю.П. Новомлинец

доцент, к.м.н. М.Б. Суковатых

доцент, к.м.н. Ю.Ю. Блинков

ассистент, к.м.н. В.М. Пашков

ассистент, к.м.н. Н.В. Валуйская

ассистент, к.м.н. О.В. Алименко

ассистент, к.м.н. Е.Г. Андрюхина

ассистент, к.м.н. И.И. Гуреев

ассистент, к.м.н. В.В. Князев



ассистент, к.м.н. А.Ю. Орлова
В предлагаемом учебно-методическом пособии в соответствии с Государственным Федеральным образовательным стандартом III поколения освещены вопросы подготовки к занятиям по общей хирургии по семи основным разделам: общие вопросы хирургии (введение в хирургию, десмургия, асептика, антисептика, кровотечение и гемостаз, принципы переливания крови и кровезаменителей); неотложные состояния в хирургии (критические, шоковые и терминальные состояния, боль и обезболивание, эндотоксикоз); основы гнойной хирургии (гнойные заболевания кожи, подкожной клетчатки, серозных полостей, костей и суставов, кисти и стопы) основы хирургии повреждений( раны и раневой процесс, механические и термические повреждения, закрытая травма головы, груди и живота); основы хирургических заболеваний ( сосудистых, онкологических, паразитарных и пороков развития,) этапы лечения хирургического больного (первая медицинская помощь, амбулаторная и стационарная хирургия).


ISBN

ББК 54.5













  • Коллектив авторов, 2014

  • ГБОУ ВПО КГМУ минздрава РФ







оглавление

ТЕМА 3. транспортная иммобилизация 23

тема 4 Неоперативная хирургическая техника 31

тема 7. Кровотечение. Гемостаз 59

тема 8. Нарушения свертывания крови у хирургических больных и методы их коррекции 69

тема 9. Эндогенная интоксикация в хирургии
и принципы ее коррекции 77


тема 11. Водно–электролитные нарушения
у хирургических больных и принципы
инфузионной терапии 94


тема 12. КРИТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ 104

тема 13 ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ШОКОВЫЕ СОСТОЯНИЯ В ХИРУРГИИ» 114

тема 14 Боль и обезболивание 123

тема 15. Раны и раневой процесс 130

тема 17. Гнойные заболевания кисти и стопы 147

тема 19. ГнойНые заболевания серозных полостей, плевриты, перикардиты, перитониты 165

тема 21. АНАЭРОБНАЯ хирургическая ИНФЕКЦИЯ 182

тема 22. Специфическая хирургическая инфекция. Туберкулез костей и суставов. Актиномикоз. Сибирская язва. столбняк. дифтерия ран 190

тема 23. общая ГНОЙНАЯ ИНФЕКЦИЯ (СЕПСИС) 198

тема 25 Механическая травма. Вывихи, переломы. Первая помощь, лечение 215

тема 26 Термические повреждения 223

тема 27 Основные формы повреждений головы, груди и живота 233

тема 28. Основы хирургии нарушений
артериального кровотока 242


тема 29. основы хирургии нарушений венозного
и лимфатического кровотока 252


тема 30. Основы хирургической онкологии 261

тема 31. Основы пластической хирургии
и трансплантологии 271


тема 32. Основы хирургии паразитарных заболеваний 279

тема 33. основы хирургии Пороков развития 288

тема 34. Амбулаторная хирургия 296


Тема 1. Введение в хирургию

В ходе изучения темы студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- способность к научному анализу социально значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса

- способностью и готовностью реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями родственниками.


  1. Мотивация цели занятия

Прежде чем приступить к изучению хирургических заболеваний, надо понять исторический путь развития хирургии, организацию обучения хирургии в медицинском университете и оказания хирургической помощи населению, усвоить основные принципы хирургической деонтологии. Изучение этих вопросов позволит избежать ошибок при лечении хирургических больных, не допустить причинения вреда их здоровью и создать нормальный рабочий климат в лечебном учреждении.
II. Цель самоподготовки

Изучить основные периоды развития хирургии, организацию обучения хирургии и оказания хирургической помощи населению, принципы хирургической деонтологии.


III. Учебно-целевые задачи

После самостоятельного изучения данной темы студент должен



знать:

  • основные периоды развития хирургии;

  • систему обучения хирургии в медицинском университете;

  • принципы хирургической деонтологии;

  • основные виды ошибок при лечении хирургических больных;

  • основные степени ятрогении в хирургии;

  • принципы организации хирургической помощи населению;

  • функциональные обязанности среднего и младшего медицинского персонала хирургического отделения.

Уметь:

  • общаться с больными, руководствуясь принципами религиозной морали;

  • общаться с родственниками и знакомыми больных, соблюдая врачебную тайну;

  • исполнять основные положения должностных инструкций для младшего и среднего медицинского персонала.

Владеть:

  • навыками общения с больными взрослыми и подростками хирургического профиля, родственниками, медицинским персоналом хирургических отделений.


IV. Исходный уровень знаний

Для успешного изучения материала данной темы необходимо повторить из курса истории медицины труды и достижения отечественных и зарубежных ученых, оказавших выдающееся значение для развития хирургии.


V. План изучения темы

  1. Характеристика основных периодов развития хирургии.

  2. Система обучения хирургии в медицинском университете.

  3. Современные научные хирургические школы.

  4. Основные деонтологические принципы работы хирургической службы.

  5. Виды ошибок при лечении хирургических больных.

  6. Характеристика различных степеней ятрогении.

  7. Организация хирургической помощи населению.

  8. Функциональные обязанности старшей медицинской сестры.

  9. Функциональные обязанности палатной медицинской сестры.

  10. Функциональные обязанности перевязочной медицинской сестры.

  11. Функциональные обязанности процедурной медицинской сестры.

  12. Функциональные обязанности сестры-хозяйки.

  13. Функциональные обязанности палатной санитарки.

  14. Функциональные обязанности санитарки-уборщицы.


VI. Рекомендуемая литература

  1. Гостищев, В.К. Общая хирургия: учеб. для студентов мед. вузов /
    В.К. Гостищев. 4-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 822 с.: ил.

  2. Петров, С.В. Общая хирургия: учеб. пособие для мед. вузов /
    С.В. Петров. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 767 с.: ил.

  3. Общая хирургия: Лекции для студентов леч. фак. / С. - Петербург. гос. педиатр. мед. акад. - М. Ч. 1. - 2000. - 68 с.

  4. Ковалев, А.И. Общая хирургия: Учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.И. Ковалев. – М.: МИА, 2009. – 648 с. Гриф УМО

Электронная библиотека медицинского ВУЗа «Консультант студента» www/studmedib.ru


  1. Общая хирургия: учебник / Петров С.В. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 768 с. : ил.

  2. Общая хирургия: учебник / Гостищев В.К. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 848 с.


Вопросы для самоконтроля

  1. Каких наиболее выдающихся хирургов раннего периода развития хирургии Вы знаете?

  2. Когда и где была организована первая хирургическая академия?

  3. Труды каких ученых сыграли основную роль в развитии второго периода хирургии?

  4. Труды каких ученых сыграли основную роль в развитии третьего периода хирургии?

  5. Какие кафедры хирургического профиля имеются в медицинском университете?

  6. Какие виды хирургической помощи по срокам оказания Вы знаете?

  7. Какие виды хирургической помощи по объему ее выполнения Вы знаете?

  8. Какие хирургические стационары имеются в многопрофильном госпитале?

  9. Какие вопросы изучает хирургическая деонтология?

  10. Какими моральными принципами должен руководствоваться хирург в своей работе?

  11. Что обозначает термин ятрогения?

  12. Почему возникают ошибки при лечении хирургических больных?


VII. Задания для выполнения в процессе самоподготовки:

  1. Представьте характеристику первого периода развития хирургии.

  2. Представьте характеристику второго периода развития хирургии.

  3. Представьте характеристику третьего периода развития хирургии.

  4. Представьте характеристику четвертого периода развития хирургии.

  5. Опишите виды хирургической помощи по срокам оказания больным.

  6. Опишите виды хирургической помощи по объему выполнения.

  7. Напишите основные моральные принципы в работе хирурга.

  8. Опишите деотологические принципы работы сотрудников хирургического отделения.

  9. Напишите классификацию врачебных ошибок в хирургии.

  10. Представьте характеристику различных степеней ятрогении.



Тестовые задания

  1. Становление хирургии как медицинской специальности произошло:

а) в 1560 – 1640 гг. в Италии;

б) в 1720 – 1730 гг. во Франции;

в) в 1810 – 1820 гг. в Германии;

г) в 1830 – 1840 гг. в России;

д) в 1670 – 1680 гг. в Англии.


  1. Основное значение для внедрения в практическую медицину антисептики имели работы:

а) Бергмана;

б) Кларка;

в) Мортана;

г) Пирогова;

д) Листера.


  1. Основное значение для внедрения в практическую медицину асептики имели работы:

а) Бергмана;

б) Кларка;

в) Мортана;

г) Пирогова;

д) Листера.


  1. Существуют следующие виды медицинской помощи хирургическим больным:

а) первая медицинская;

б) первая врачебная;

в) квалифицированная;

г) специализированная;

д) общая.


  1. По времени оказания хирургической помощи различают следующие виды:

а) молниеносная;

б) экстренная;

в) срочная;

г) плановая;

д) быстрая.


  1. Хирургическая деонтология изучает взаимоотношения между:

а) хирургом и больным;

б) хирургом и родственниками больного;

в) работниками хирургических отделений;

г) больными;

д) медицинскими работниками и обществом.


  1. В обязанности старшей медсестры хирургического отделения входит:

а) организация труда среднего и младшего персонала;

б) контроль выполнения ими своих обязанностей;

в) обеспечение правильности хранения и учета сильнодействующих медикаментов;

г) контроль за работой хирургов отделения;

д) контроль выполнения принципов лечебно-хранительного режима.


  1. В обязанности палатной медсестры хирургического отделения входит:

а) проведение операций у пациентов;

б) уход и наблюдение за больными;

в) выполнение назначений лечащего врача;

г) кормление тяжело больных;

д) руководство работой младшего мед. персонала.


  1. В обязанности процедурной медсестры хирургического отделения входит:

а) выполнять внутривенное введение лекарств;

б) производить забор крови из вены для биохимических исследований;

в) производить переливание крови с выполнением соответствующих проб;

г) обеспечивать соблюдение правил асептики и антисептики в процедурном кабинете;

д) стерилизовать инструментарий и материал в соответствии с действующими инструкциями.


  1. В обязанности перевязочной медсестры хирургического отделения входит:

а) выполнять назначенные врачом туалет и обработку ран;

б) помогать хирургу в выполнении плевральной пункции;

в) проводить лапороцентез;

г) выполнять торокоцентез;

д) организовать транспортировку больных в перевязочную.


  1. В обязанности сестры-хозяйки хирургического отделения входит:

а) руководить работой палатных санитарок и уборщиц;

б) обеспечивать отделение спец. одеждой, предметами гигиены и канцелярскими принадлежностями;

в) сдавать грязное белье в прачечную и получать чистое;

г) осуществлять кормление тяжело больных;

д) контролировать правильность использования белья.


  1. В обязанности палатной санитарки хирургического отделения входит:

а) систематически производить влажную уборку помещений;

б) убирать прикроватные тумбочки у тяжело больных;

в) помогать больным соблюдать правила личной гигиены;

г) производить перевязки хирургическим больным;



д) выполнять функции курьера.

Ситуационные задачи

Задача 1

Ситуация. При переходе улицы был сбит проезжавшим легковым автомобилем мужчина 34 лет. Врач скорой помощи при осмотре больного обнаружил открытый перелом левой голени.

Вопросы:

  1. Какой вид медицинской помощи должен оказать врач пострадавшему?

  2. В чем заключается эта медицинская помощь?

  3. В какое лечебное учреждение необходимо транспортировать больного?

  4. Какую хирургическую помощь по срочности выполнения следует оказать больному в медицинском учреждении?


Задача 2

Ситуация. Больной 45 лет поступил в приемное отделение БСМП с жалобами на боли в правой подвздошной области, однократную рвоту. Осмотрен врачом-хирургом. Состояние удовлетворительное. Предположительный диагноз: острый аппендицит.

Вопросы:

  1. Какая медицинская документация должна быть заполнена на больного в приемном отделении?

  2. Какой вид санитарной обработки показан больному и в чем он заключается?

  3. В какое отделение должен быть госпитализирован больной?

  4. Каким образом должна осуществляться транспортировка больного?


Задача 3

Ситуация. В приемное отделение БСМП доставлен мужчина 32 лет с жалобами на многократную рвоту кровью, черный стул. Страдает язвенной болезнью желудка 3 года. Заболевание началось внезапно, неоднократно терял сознание. При поступлении состояние очень тяжелое, пульс на периферических артериях не определяется. АД: 60 / 0 мм рт. ст.

Вопросы:

  1. Какое осложнение язвенной болезни привело больного к шоковому состоянию?

  2. Показана ли больному санитарная обработка в приемном отделении?

  3. Куда необходимо транспортировать больного и каким образом?

  4. Какую хирургическую помощь по срочности выполнения необходимо оказать?


Задача 4

Ситуация. В приемное отделение больницы был доставлен больной 32 лет, который получил удар кулаком в область нижней челюсти. После этого начал отмечать резкие боли в подбородочной области, невозможность открыть рот, слюнотечение с примесью крови.

Вопросы:

  1. Какой специалист должен оказывать помощь данному больному?

  2. Какой основной метод диагностики следует применить для постановки диагноза?

  3. В какое отделение должен быть госпитализирован данный больной?

  4. Какой вид помощи по срочности выполнения необходимо оказать больному?


Задача 5

Ситуация. В приемное отделение БСМП доставлен неизвестный пациент, находящийся без сознания. Был подобран на улице прохожими и доставлен в больницу. При поступлении состояние тяжелое, сознание отсутствует. В области затылка рваная рана 5х4 см с запекшейся кровью. Артериальной давление 100 / 60 мм рт. ст., пульс 100 уд. в минуту.

Вопросы:

  1. Какой специалист должен оказать помощь больному?

  2. Какой основной вид инструментальной диагностики следует применить для постановки диагноза?

  3. В чем заключается санитарная обработка данного больного?

  4. Куда следует транспортировать больного и каким образом?

  5. В каком отделении должен лечиться данный больной?



Задача 6

Ситуация. В хирургическое отделение БСМП поступила молодая женщина 27 лет с жалобами на боли в правом подреберье. При обследовании у больной была диагностирована желчнокаменная болезнь, острый холецистит. Назначенное консервативное лечение в течение суток положительного эффекта не принесло, и лечащий врач предложил больной оперативное лечение.

Вопросы:

  1. Можно ли делать операцию больной без ее согласия?

  2. Может ли больная сама решить, какой хирург ее будет оперировать?

  3. Необходима ли роспись больной в истории болезни о согласии на операцию?

  4. Следует ли информировать больную, в чем будет заключаться операция?

  5. Следует ли подробно изложить возможные операционные и послеоперационные осложнения?


Задача 7

Ситуация. Больной М. 43 лет получил удар тупым предметом от неизвестного по голове, после чего начал отмечать резкую головную боль, а через 24 часа потерял сознание. Больной доставлен в нейрохирургическое отделение областной больницы, где после проведенного обследования установлен диагноз: субдуральная гематома со сдавлением головного мозга. Больному показано экстренное оперативное лечение. Рядом с больным находятся жена, 20-летний сын и двое друзей больного.

Вопросы:

  1. Могут ли давать согласие на операцию больному его жена и сын?

  2. Следует ли предупредить родственников о возможных осложнениях и летальном исходе?

  3. Необходима ли роспись родственников в истории болезни о согласии на операцию?

  4. Следует ли информировать друзей больного о тяжести заболевания?


Задача 8

Ситуация. В хирургическое отделение БСМП принят на работу в качестве врача-интерна молодой мужчина 24 лет после окончания медицинского университета. Врач-интерн прикреплен в качестве помощника к хирургу с 20-летним стажем, имеющего высшую квалификационную категорию.

Вопросы:

  1. Какими общечеловеческими принципами должны руководствоваться в своей работе хирург и его помощник?

  2. Следует ли опытному хирургу информировать пациентов о том, что молодой коллега не заслуживает их доверия как лечащий врач?

  3. Следует ли врачу-интерну говорить о допущенных врачебных ошибках в присутствии родственников больного?

  4. Может ли врач-интерн самостоятельно оперировать больного?


Задача 9

Ситуация. В неврологическом отделении городской больницы умерла женщина 80 лет. Последняя страдала дисциркуляторной энцефалопатией, остаточными явлениями ишемического инсульта, ИБС. На вопросы отвечала спутано, не ориентировалась во времени и окружающем пространстве. Во время паталогоанатомического вскрытия установлено, что причиной смерти был гангренозный аппендицит с забрюшинным расположением отростка.

Вопросы:

  1. Виноваты ли сотрудники отделения в том, что не был поставлен правильный диагноз?

  2. В чем причина неправильной постановки диагноза?

  3. Была ли допущена врачебная ошибка или это халатность медицинских работников?

  4. Подлежит ли этот случай юридическому или административному расследованию?



Задача 10

Ситуация. На летние каникулы в один из районов Курской области приехал мальчик 14 лет к своей бабушке с территории крайнего севера. В 2 часа ночи у мальчика заболел живот, была рвота, и больной был доставлен в хирургическое отделение участковой больницы. Осмотрен врачом-хирургом, который поставил диагноз «острый аппендицит» и принял решение оперировать больного. Во время операции возникло профузное кровотечение из правой подвздошной артерии. Врач остановил кровотечение путем тугой тампонады раны и снял больного со стола. В известность о случившемся не была поставлена администрация участковой больницы, и больной был случайно обнаружен на вечернем обходе главным врачом больницы. Последний принял решение отправить пациента в областную детскую больницу, где была произведена повторная операция: сшивание разорванной подвздошной артерии, аппендэктомия. К сожалению, у больного развилась тяжелая почечная недостаточность, и пациент умер.

Вопросы:

  1. Как квалифицировать действия врача-хирурга, проводившего операцию?

  2. Какие организационные мероприятия необходимо было произвести при возникновении профузного кровотечения после его остановки тампонированием?

  3. Может ли хирург, выполнявший операцию, быть привлечен к уголовной ответственности?


ТЕМА 2. ДЕСМУРГИЯ

В ходе изучения темы студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- способен и готов выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы травматических повреждений, оказывать первую медицинскую помощь путем наложения повязок на различные части тела.



I. Мотивация цели занятия

Умение накладывать повязки является одним из общемедицинских практических навыков, имеет широкое применение в хирургии, травматологии и ортопедии. Десмургия (греч. desmos – связь, повязка и ergon – дело) – руководство к наложению повязок.

Искусство фиксации перевязочного материала относится к наиболее древним навыкам в становлении медицины. Имеются многочисленные сведения по использованию в качестве фиксирующих материалов липкого пластыря, смолы, холста (Гиппократ, Корнелий, Цельс, Гален). В дальнейшем техника наложения повязок постепенно развивалась, предлагались и предлагаются новые виды и типы повязок, новые виды перевязочных средств, расширяются показания для их применения. Все это диктует необходимость глубокого изучения десмургии, включающей классификацию перевязочных средств, повязок, показаний к их применению и технику выполнения.
II. Цель самоподготовки

Изучить классификацию повязок, виды перевязочного материала, усвоить технику наложения мягких бинтовых повязок на голову, шею, туловище.



III. Учебно-целевые задачи

После самостоятельного изучения материала данной темы студент должен



Знать:

  • определение понятия «десмургия»;

  • определение понятий «повязка» и «перевязка»;

  • основные современные перевязочные материалы;

  • классификацию повязок по их характеру и назначению;

  • виды фиксирующих материалов для наложения повязок;

  • общие правила наложения повязок;

  • основные виды мягких повязок;

  • правила пользования индивидуальным перевязочным пакетом (ИПП);

  • правила наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки на грудную клетку;

  • порядок наложения косыночных и контурных повязок.

Уметь:

  • накладывать типичные мягкие повязки на голову («Чепец», «Уздечка», «Неаполитанская» шапочка, «шапочка Гиппократа»);

  • накладывать типичные мягкие повязки на глаз, оба глаза, пращевидные повязки на нос и подбородок;

  • накладывать мягкие повязки на молочную железу, обе молочные железы, грудную клетку;

  • пользоваться индивидуальным перевязочным пакетом (ИПП);

  • накладывать окклюзионную повязку на грудную клетку;

  • накладывать косыночные и контурные повязки;

  • правильно фиксировать повязки фиксирующим материалом.

Владеть:

  • навыками наложения различных видов повязок на больных взрослых и подростков хирургического профиля.


IV. Исходный уровень знаний

Для успешного усвоения материала данной темы необходимо повторить из курса нормальной анатомии строение суставов верхних и нижних конечностей, места поверхностного расположения магистральных сосудов (артерий, вен) и нервных стволов.


V. План изучения темы

  1. Определение понятия «десмургия».

  2. Принципиальные отличия понятий «повязка» и «перевязка».

  3. Краткие исторические сведения о повязках.

  4. Лечебное значение повязок.

  5. Характеристика основных современных перевязочных материалов.

  6. Типы повязок в зависимости от вида материала и способа наложения.

  7. Мягкие повязки, общие правила наложения мягких повязок.

  8. Типы бинтования.

  9. Специальные перевязочные средства, применяемые в современной медицине.

  10. Техника наложения типовых повязок на голову, шею, грудную клетку.


VI. Рекомендуемая литература:

  1. Гостищев, В.К. Общая хирургия: учеб. для студентов мед. вузов / В.К. Гостищев. 4-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 822 с.: ил.

  2. Петров, С.В. Общая хирургия: учеб. пособие для мед. вузов / С.В.Петров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 767 с.: ил.

  3. Земан, М. Техника наложения повязок / М.Земан. - СПб:ПИТЕР, 1994. – 202 с.: ил. - (Практ. медицина).

  4. Суковатых Б.С. Неоперативная хирургическая техника: учебное пособие. – Курск: Изд-во КГМУ, 2007. – 140 с.

  5. Гостищев, В.К. Руководство к практическим занятиям по общей хирургии: Учеб. пособие для студ. мед. ин-тов. - М.: Медицина, 1987. - 320 с.

  6. Лапкин, К.В. Основы общей хирургии: Рук. к практ. занятиям /
    К.В. Лапкин, Ю.Ф. Пауткин. - М.: Изд-во РУДН, 1992. – 248 с.

  7. Практические навыки и умения по курсу "Общая хирургия": учеб. пособие для студентов всех факультетов/под ред. Б.С.Суковатых; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. общей хирургии.-Курск:Изд-во КГМУ,2009.-175 с.:ил

Электронная библиотека медицинского ВУЗа «Консультант студента» www/studmedib.ru


  1. Общая хирургия: учебник / Петров С.В. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 768 с. : ил.

  2. Общая хирургия: учебник / Гостищев В.К. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 848 с.


VII. Вопросы для самоконтроля

1. Определение понятия «десмургия».

2. Принципиальное отличие понятий «повязка» и «перевязка».

3. Классификация повязок по виду материала, применяемого для их наложения.

4. Классификация повязок в зависимости от цели их применения.

5. Типы повязок в зависимости от способа наложения.

6. Виды иммобилизирующих повязок.

7. Основные виды гипсовых повязок.

8. Основные требования, предъявляемые к перевязочному материалу.

9. Типы бинтовых повязок.

10. Вид типовых бинтовых повязок, накладываемых на голову, шею и грудную клетку.
VIII. Задания для выполнения в процессе самоподготовки

1. Напишите классификацию основных видов бинтовых повязок.

2. Нарисуйте схему наложения повязки «шапка Гиппократа».

3. Нарисуйте схему наложения повязки «чепец».

4. Нарисуйте схему наложения повязки на правый глаз.

5. Нарисуйте схему наложения повязки на левый глаз.

6. Нарисуйте схему наложения повязки на оба глаза.

7. Нарисуйте схему наложения пращевидной повязки на подбородочную область.

8. Нарисуйте схему наложения повязки на правую молочную железу

9. Нарисуйте схему наложения повязки на левую молочную железу.

10. Нарисуйте схему наложения повязки на обе молочные железы.

Тестовые задания


  1. К неподвижным повязкам относят:

а) гипсовые повязки;

б) шины;


в) бинтовые повязки;

г) клеевые повязки;

д) косыночные повязки.


  1. Неподвижные повязки бывают:

а) давящие;

б) лекарственные;

в) иммобилизирующие;

г) корригирующие;

д) окклюзионные.


  1. К мягким повязкам относят:

а) простые;

б) давящие;

в) гипсовые;

г) окклюзионные;

д) пневматические шины.


  1. Назовите повязки – исключения, когда направление туров идет справа налево по отношению к бинтующему:

а) повязка на правый глаз;

б) повязка на левый глаз;

в) повязка на левую молочную железу;

г) повязка на правую молочную железу;

д) повязка на оба глаза.


  1. К основным вариантам бинтовых повязок относят:

а) циркулярную;

б) спиральную;

в) крестообразную;

г) зигзагообразную;

д) колосовидную.


  1. Крестообразная повязка накладывается на:

а) затылочную область и заднюю поверхность шеи;

б) кисть;

в) стопу;

г) верхние отделы грудной клетки;

д) все ответы правильны.


  1. «Черепашьи» сходящиеся и расходящиеся повязки накладываются на:

а) плечевой сустав;

б) тазобедренный сустав;

в) локтевой сустав;

г) лучезапястный сустав;

д) коленный сустав.


  1. К безбинтовым повязкам относят:

а) крестообразные;

б) Т-образные;

в) пращевидные;

г) косыночные;

д) гипсовые.


  1. Назовите варианты фиксации бинтовой повязки:

а) лейкопластырь;

б) жгут;


в) клеол или клей БФ;

г) сетчатый бинт;

д) гипс.


  1. Вид повязки, которая накладывается при проникающих ранениях груди:

а) гемостатическая;

б) иммобилизирующая;

в) давящая;

г) защитная;

д) окклюзионная.


  1. Части, из которых состоит бинт:

а) свободная часть;

б) верно всё;

в) хвост;

г) тело;


д) головка.


  1. Правила наложения бинтовой повязки:

а) повязку накладывают от периферии конечности к туловищу;

б) повязку накладывают от туловища к периферии конечности;

в) направление туров слева направо по отношению к бинтующему (кроме повязок - исключений);

г) направление туров справа налево по отношению к бинтующему (кроме повязок - исключений);



д) повязку накладывают, становясь позади больного.

Ситуационные задачи

Задача 1

Ситуация. В составе бригады скорой помощи Вы прибыли на место дорожно-транспортного происшествия. Больной К. при столкновении с автомобилем ударился головой. При обследовании выявлено, что в правой теменной области имеется рана 10 на 6 см с выраженной болезненностью, отёчностью и незначительным кровотечением. Признаков деформации и патологической подвижности в области черепа не выявлено. Показатели артериального давления и пульса в пределах нормы.

Вопросы:

  1. Чем обусловлено состояние больного?

  2. Нуждается ли пострадавший в перевязке?

  3. Если нуждается, какие типы повязок можно применить?

  4. Нуждается ли больной в квалифицированной врачебной помощи?

  5. Если нуждается, в какое лечебное учреждение Вы доставите пострадавшего?

Задача 2

Ситуация. Вы прибыли на машине скорой помощи на место происшествия. Больной Д. получил сильный удар ногой в левую челюсть. При обследовании у пострадавшего выявлено, что имеется сдвиг подбородка в правую сторону, рот немного приоткрыт. Отмечается отёчность, гиперемия, резкая болезненность при пальпации в области левой нижней челюсти. Попытка открытия и закрытия рта резко болезненна. В области левой нижней челюсти у больного определяется деформация и патологическая подвижность.

Вопросы:

  1. Какое состояние развилось у больного?

  2. Нуждается ли пострадавший в транспортной иммобилизации?

  3. Если нуждается, какую транспортную иммобилизацию необходимо проводить?

  4. Нуждается ли больной в стационарном лечении?

  5. Если нуждается, в какое лечебное учреждение Вы доставите пострадавшего?


Задача 3

Ситуация. Больной В., носящий очки, получил удар тупым предметом в область лица. При осмотре выявлено, что область правого глаза имеет множественные ссадины, отёчна, гиперемирована, резко болезненна при пальпации. Веко правого глаза закрыто. Попытка его открывания вызывает выраженную болезненность у пострадавшего. Склера правого глаза гиперемирована с участками кровоизлияний.

Вопросы:

  1. Чем обусловлено состояние больного?

  2. Нуждается ли пострадавший в перевязке?

  3. Если нуждается, какие типы повязок можно использовать?

  4. Нуждается ли больной в стационарном лечении?

  5. Если нуждается, в какое лечебное учреждение Вы направите больного?


Задача 4

Ситуация. Больной Д. нырнул с высоты 2 метра в воду и ударился головой о дно водоёма. При опросе пострадавший жалуется на умеренно выраженную боль в области задней поверхности шеи, которая усиливается при повороте головы и изменении положения тела. Боль иррадиирует в спину. Объективно отмечается напряжение длинных мышц спины, незначительная деформация шейного отдела позвоночника с выраженной болезненностью при пальпации. Определяется патологическая подвижность в этой зоне.

Вопросы:

  1. Какое состояние развилось у больного?

  2. Нуждается ли пострадавший в транспортной иммобилизации?

  3. Если нуждается, какую транспортную иммобилизацию необходимо проводить?

  4. Нуждается ли больной в стационарном лечении?

  5. Если нуждается, в какое лечебное учреждение Вы направите пострадавшего?


Задача 5

Ситуация. Приехав на вызов с машиной скорой помощи, Вы обнаружили больного с ножевым ранением правой половины грудной клетки. При осмотре: ножевое ранение правой половины грудной клетки по средне-ключичной линии в 5 межреберье. Размер раны 1х3 см. Из раны необильное венозное кровотечение. На каждом вдохе воздух со свистом подсасывается в рану, на выдохе воздух выходит обратно с незначительным количеством пузырящейся крови.

Вопросы:

  1. Какое состояние развилось у больного?

  2. Какой вид повязки необходимо применить при данном виде патологии?

  3. С помощью каких средств, имеющихся в арсенале «скорой помощи», можно наложить данную повязку?

  4. Из каких частей состоит ИПП (индивидуальный перевязочный пакет)?

  5. Какую часть ИПП необходимо использовать для устранения пневмоторакса?


Задача 6

Ситуация. Вы в составе бригады скорой помощи прибыли на строительную площадку. Больной С. Упал с высоты 3 метра на приведённую к туловищу левую руку. При осмотре у пострадавшего отмечается выраженная болезненность, отёчность и деформация в области верхней трети левой плечевой кости. Активные и пассивные движения левой верхней конечностью невозможны из-за резких болей. У больного в области верхней трети левой плечевой кости определяется крепитация.

Вопросы:

1. Чем обусловлено состояние больного?

2. Нуждается ли пострадавший в транспортной иммобилизации?

3. Если нуждается, какую транспортную иммобилизацию необходимо использовать?

4. Нуждается ли больной в стационарном лечении?

5. Если нуждается, в какое лечебное учреждение Вы доставите пострадавшего?


Задача 7

Ситуация. Вратарь футбольной команды, отбивая мяч, почувствовал резкую боль в области 1 пальца левой кисти. При осмотре в области основания 1 пальца левой кисти определяется умеренный отек, гематома и кровоизлияния. Пальпаторно – резкая болезненность, активные движения 1 пальцем ограничены из-за боли.

Вопросы:

  1. Какое состояние развилось у больного?

  2. Нуждается ли больной в иммобилизации и каким способом?

  3. Какую повязку необходимо наложить больному?

  4. Нуждается ли больной в оказании квалифицированной врачебной помощи?

  5. В какое лечебное учреждение необходимо доставить больного?

  6. С каким патологическим состоянием необходимо дифференцировать поставленный диагноз? Какое исследование для этого необходимо выполнить?


Задача 8

Ситуация. Катаясь на коньках, девушка 25 лет при падении подвернула правую стопу вовнутрь. После падения почувствовала резкую боль в области правого голеностопного сустава. При осмотре сустав отечен, по латеральной поверхности сустава пальпация болезненна, здесь же определяется гематома и кровоизлияние. Активные движения в суставе ограничены из-за болей. Поколачивание по пяточной кости безболезненно.

Вопросы:

  1. Какое состояние развилось у больной?

  2. Предложите вид иммобилизации.

  3. Какую повязку необходимо наложить?

  4. В каком положении должна находиться стопа при наложении данной повязки?

  5. Нуждается ли больная в квалифицированной врачебной помощи? Где?

  6. О каком возможном осложнении необходимо помнить в данном случае, и что необходимо сделать для уточнения диагноза?


Задача 9

Ситуация. У больного 45 лет мокнущая микробная экзема тыла правой кисти и пальцев. Больному назначено лечение мазевыми аппликациями на мокнущую эрозивную поверхность с интервалом смены их через 3 дня.

Вопросы:

  1. какой вид повязки необходимо применить в данном случае для фиксации салфеток с мазью на кисти?

  2. Каковы особенности наложения данной повязки на правую и левую кисть?

  3. Какую повязку можно применить еще?

  4. Какую функцию кисти можно частично сохранить при наложении данной повязки?

  5. Какую разновидность повязки необходимо для этого применить?


Задача 10

Ситуация. Приехав на вызов с машиной «скорой помощи», Вы обнаружили больного с ножевым ранением передней поверхности живота. При осмотре: ножевое ранение в правой подвздошной области по средне-ключичной линии. Размер раны 1х3 см. Из раны вытекает кишечное содержимое. Больной просит пить.

Вопросы:

    1. Какое ранение живота развилось у больного?

2.О чем свидетельствует выделение из раны кишечного содержимого?

  1. Какой вид повязки необходимо применить при данном виде ранения?

  2. Куда необходимо транспортировать больного?

  3. Можно ли разрешать больному пить?


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница