Урока С. П. Щипачев. «Читая Менделеева»



Скачать 148,86 Kb.
Дата26.06.2015
Размер148,86 Kb.
Ход урока
1. Вступление. Определение цели урока


С.П. Щипачев. «Читая Менделеева»
В природе ничего другого нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах,

Все6 от песчинок малых до планет-

Из элементов состоит единых.


Как формула, как график трудовой

Строй менделеевской системы строгий

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.


Ты знаешь газ легчайший- водород,

В соединенье с кислородом – это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.


Кипит железо, серебро, сурьма

И темно-бурые растворы брома,

И кажется Вселенная сама

Одной лабораторией огромной


Актуализация знаний:
Учитель химии: - Ребята, что изучает химия?
Учитель биологии: - А что изучает биология?

Учитель биологии: Правильно. Тема нашего урока: «Элементы жизни». Эта тема является объектом изучения и химии, и биологии. Поэтому этот урок необычный – он

интегрированный.


Учитель химии: Девизом урока будут слова Гёте: « Просто знать – ещё не все, знания нужно уметь использовать».

Учитель биологии: Все записи на уроке вы будете делать в отчетных листах, которые

лежат у вас на партах. А целью нашего урока будет


Учитель химии:

Точных сведений о происхождении слова «элемент» нет. Согласно одной из версий, оно образовалось при последовательном произношении букв латинского алфавита — l, m, п, t. Прочтя их, мы получим «эль», «эм», «эн», «те». Этим подчеркивается, что как все слова состоят из букв, так и все тела сложены из элементов. Мы с вами, всё, что нас окружает,— это комплексы различных химических элементов. О них-то и пойдёт речь на нашем уроке. А что скажете, друзья,

Если к ним отправлюсь я?

Думаю, что будет толк.

Здравствуйте, начнем урок

И докажем, что не зря

Тратим время с сентября.

Кто окажется быстрее

Да к тому же всех умнее,

Знак отличия получит,

Что не зря предмет мой учит.


Учитель биологии:. Надеемся, что услышанные сегодня сообщения дадут нам возможность ещё раз проследить связь живой и неживой природы, почерпнуть полезные сведения для каждого из нас. «Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю»— эти слова великого немецкого поэта и естествоиспытателя Гёте могут стать эпиграфом нашего урока. Вы пролистали много страниц учебников и дополнительной литературы, вы, как и мы, готовились к сегодняшнему уроку. И творить его мы будем вместе. Это — урок-сотрудничество.

          Учитель химии:



  • Сколько химических элементов в ПСХЭ ? (114)

  • На какие 2 группы делятся все химические элементы ? (Ме инеМе)

  • Каких элементов больше ? Ме или неМе ? ( Ме-87, неМе-22)

  • Как вы думаете какие из Ме имеют наибольшее значение?

  • Какие из неМе имеют наибольшее значение ?

В периодической системе Д. И. Менделеева насчитывается 114элементов, 87 из них обнаружены в организме человека. По количественному содержанию они делятся на макро-, микро- и ультрамикроэлементы. Макроэлементы — это углерод, кислород, водород и азот, а также Mg, К, Са, Fe, Na, Р, S, CI. Они составляют 99% массы клетки и являются главными компонентами всех органических соединений. Микроэлементы содержатся в клетках в очень малых количествах: от 0,001 до 0,000001%. К ним относятся Zn, Мп, Си, 1, F, AI. Но даже те элементы, которые содержатся в ничтожно малых количествах, необходимы для жизни и ничем не могут быть заменены


Содержание минеральных элементов в организме млекопитающих

 

Элементы

Концентрация в среднем, % от массы тела

Макроэлементы

Са
P, K, Na, S, Cl
Mg

1-9
0,1-0,9
0,01-0,09

Микроэлементы (МЭ)

Fe, Zn, F, Sr, Mo, Cu
Br, Si, Cs, I, Mn, Al, Pb
Cd, B, Rb

0,001-0,009
0,0001-0,0009
0,00001-0,00009

Ультрамикроэлементы

Se, Co, V, Cr, As, Ni, Li, Ba, Ti, Ag, Sn, Be, Ga, Ge, Hg, Sc, Zr, Bi, Sb, U, Th, Rh

0,000001-0,000009

Учитель биологии: Такая классификация — по количественному признаку — проста и удобна, но она не дает ответа на главный вопрос: какова биологическая роль того или иного элемента в организме? Даже самые незначительные количества элементов способны оказывать физиологическое воздействие на организм.

          Учитель химии Классификация химических элементов по их биологической роли в организме представляет наибольший интерес

Согласно этой классификации все минеральные элементы, обнаруженные в организме, делятся на три группы:

жизненно необходимые (эссенциальные);

вероятно (условно) необходимые;

элементы, роль которых мало изучена или неизвестна.



Минеральные элементы, присутствующие в организме человека

Жизненно необходимые

Условно необходимые

Малоизученного воздействия

Кальций
Фосфор
Калий
Хлор
Натрий
Цинк
Марганец
Молибден
Йод
Селен

Сера
Магний
Железо
Медь
Кобальт

Фтор
Кремний
Титан
Ванадий
Хром
Никель
Мышьяк
Бром
Стронций
Кадмий

Литий
Бериллий
Бор
Скандий
Алюминий
Галлий
Германий
Рубидий
Цирконий
Серебро

Олово
Сурьма
Цезий
Барий
Ртуть
Свинец
Висмут
Радий
Торий
Уран

Учитель биологии: Заслушивать информацию о 87 химических элементах мы не можем, так как находимся во временных рамках урока, поэтому обсудим лишь некоторые из них.

Элемент считается жизненно необходимым, если при его отсутствии или недостаточном поступлении организм перестает расти и развиваться, не может осуществлять свой биологический цикл.
Учитель химии Какие же элементы мы можем отнести к жизненно необходимым?

Элемент № 1 Из меня состоит все живое

Я графит, антрацит и алмаз

Я на улице , в школе и в поле

Я в деревьях и в каждом из вас.
Учитель биологии: Познакомит нас с углеродом
Ученик Углерод — один из самых распространённых элементов в атмосфере Земли и её недрах. Из её глубин мы добываем его в виде природного газа, нефти, угля (демонстрация коллекций). В простом виде углерод встречается в виде алмаза, графита, карбина. Древесный уголь, который получают при сухой перегонке древесины, благодаря своей пористой поверхности обладает способностью поглощать газы и растворённые вещества. Это свойство, называемое адсорбцией, было применено русским учёным Зелинским при создании первого противогаза в годы. Первой мировой войны.
Углеродный скелет — основа всех органических веществ: белков, жиров, углеводов, входящих в состав продуктов питания

Например, авитаминоз С становится причиной заболевания цингой, которое развивается при суточной дозе этого витамина менее 50 мг. Симптомы этой болезни: кровоточивость дёсен, выпадение зубов, хрупкость костей, малокровие и угнетение иммунитета. Авитаминоз А у детей проявляется в замедлении роста, нарушении формировании зубов, волос, поражении кишечника и лёгких; у взрослых в сумерках ослабевает зрение — куриная слепота. Авитаминоз D появляется у детей в результате нехватки ультрафиолета, что становится причиной развития рахита. При этом понижается содержание кальция в костях, замедляется рост, неправильно формируется скелет, повышается восприимчивость к инфекциям.           


Нет универсального продукта, способного полностью удовлетворить потребности человека и веществах, содержащих углерод. Взрослому человеку необходимо потреблять в сутки белков 100 г, из них 50г животного происхождения, жиров 10Ог,. С целью профилактики авитаминозов рекомендуются продукты с высоким содержанием витаминов. Витамин С присутствует во многих плодах и зелёных частях растений (цитрусовые, шиповник, черная смородина, квашеная капуста). Витамин А в виде каротина содержится в растительной пище, особенно в моркови и помидорах.

Витамин D сконцентрирован в рыбьем жире, печени, в яичном желтке.




Учитель химии Второй жизненно необходимый элемент носит название небесного металла Среди металлов самый славный

                                              Важнейший древний элемент.

                                               В тяжелой индустрии главный,

                                               Знаком с ним школьник и студент.

                                               Родится в огненной стихии,

                                               Расплав его течет рекой.

                                               Важнее нет в металлургии.

                                               Он нужен всей стране родной.



Учитель биологии: Познакомит нас с железом

Ученик Ещё в глубокой древности человеку было известно 7 металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть и железо. Их применяли ещё до изобретения письменности. Век каменный на часах истории сменился веком медным, а затем веком железным. Самые древние предметы из железа имеют возраст 3,5 тысяч лет. Железный век продолжается и сейчас, так как 9/10 всех используемых человеком металлов и сплавов — это сплавы на основе железа. В государстве хеттов в XIV в. до н.э. железо стоило в 5 раз дороже золота, в 20 раз дороже серебра и в 6400 раз дороже меди. Железо занимает второе место по распространённости среди металлов (после алюминия).

Миллионы тонн железа были затрачены на создание вооружения и служили разрушению и смерти. Однако железо -это не только средство ведения войн, это основа современной техники и сельскохозяйственного машиностроения, транспорта, средств связи, космических кораблей и вообще цивилизации.


Железо защищает человека снаружи, но также защищает и поддерживает его изнутри

. В организме человека содержится 4,2 г железа. Оно сосредоточено в эритроцитах, мышцах и костях. При его недостатке возникает железодефицитная анемия, сопровождающаяся усталостью и апатией.


Железом богаты продукты ярко пигментированные: свекла, хурма, гранаты, красная икра, яблоки, печень, мясо (говядина), зелёные листья овощей.
Учитель химии В таблице Менделеева, этот элемент числится под номером 20, и хотя, в природе его немного, но в организме человека его почти килограмм.


Учитель биологии: Познакомит нас с кальцием


Ученик Кальций в виде металла (в переводе с латинскою означает известь) — был выделен в 1808 г. Это один из самых распространённых химических элементов на Земле (почти 3,5% массы земной коры). В природе в свободном состоянии он не встречается, так как обладает большой химической активностью. Много кальция содержится в осадочных породах. Гидроксид кальция (известковая вода) используется в лабораториях для определения углекислого газа.

Учитель биологии: Фосфат кальции составляет основу скелета человека. Наглядный пример этого — декальцинированная кость, которую можно завязать в узел. (Демонстрация опыта с декальцинированной костью).
Ученик Кальций — основной компонент зубов, при ею дефиците возникают проблемы: кариес, пульпит, выпадение зубов. Ионы кальция — активаторы многих ферментов, поэтому его недостаток приводит к нарушению жизненно важных процессов в клетке. Без кальция невозможно сокращение мышечного волокна. Кальциевые соли серной кислоты служат важной составной частью минерального питания растений. Потребность взрослых людей в кальции составляет 0,8г в сутки, детей — 1,4г в сутки. Это количество кальция можно усвоить, введя в пищевой рацион I литр молока, или 150г творога, или I яйцо. Кальций содержится также в гречневой крупе, капусте, чёрной смородине, апельсинах.
Учитель химии Следущий элемент

Я светоносный элемент

Я спичку вам зажгу в момент

Сожгут меня- и под водой

Оксид мой станет кислотой
Учитель биологии: Познакомит нас с фосфором
Ученик

Фосфор открыл Хеининг Бранд в 1669г. В переводе с латинского фосфор означает светоносный. В земной коре на долю фосфора приходится 0,1% ,

Ничто живое не может обходиться без фосфора.
    В живых организмах фосфор присутствует в костях, мышцах, тканях мозга и нервах. В организме взрослого человека содержится примерно 4,5 г фосфора. Фосфор необходим детям для построения костной ткани.

Продукты, богатые фосфором — это рыба, сваренная с костями, рыбные консервы, морепродукты и яйца.




Учитель химии Следущий элемент

Он молчал и думал Эх!

Я приду окислю всех

Ну, не надо горячиться,

Самый сильный я в таблице.

Силу здесь со всеми мерил,

Где там наш силач Карелин?

Не боись, вылазь на свет,

Фтор всем шлет физкульт-привет.

Учитель биологии: Познакомит нас с фтором

Ученик Фтор в свободном виде получил в 1866г. французский химик Анри Муассан, за что была присуждена Нобелевская премия. Многие пытались получить фтор, по или погибали или получали тяжёлые увечья. В переводе с греческого, «фторос» — разрушающий, он очень активен, в нём горит даже вода.
Конечно же, из-за своей активности фтор в свободном виде не встречается, а существует главным образом в минералах, например, в флюорите (плавиковом шпате). Простое вещество фтор — очень ядовитый газ. Без этого элемента человеческий организм существовать не может.
Фтор участвует в построении зубной эмали и костей, и при его недостатке происходит их разрушение.
          Чтобы повысить количество фтора в организме, нужно употреблять морскую пищу, фторированную воду и чистить зубы зубной пастой, содержащей фтор

Учитель химии Следущий элемент
Он всем известен в обиходе.

                                            Возгонкой-свойством очень мил.

                                            Его названье в переводе

                                            Обозначает цвет чернил.

                                             В медицине применяем

                                             Его настой спиртовый век.

                                              При недостатке в пище, знаем,

                                             Болеет зобом человек.


Учитель биологии: Познакомит нас с йодом
Ученик Элемент йод мало распространён на Земле. Йод в виде простого вещества был получен в 1811 г. французом Куртуа, а название своё получил за цвет паров (греч. «иодэс» — «фиолетовый»).
Иод в твёрдом виде — это серое вещество с металлическим блеском. Йод применяется в медицине и для получения высокочистых металлов, например циркония. Элемент йод необходим организму человека.
Человек не может жить без йода. Его недостаток в воде и пище резко снижает выработку гормона щитовидной железы. Под регулирующим действием этого гормона находится мышечное возбуждение, биение сердца, аппетит, пищеварение, работа мозга и даже темперамент человека. Хронический недостаток йода вызывает серьёзные нарушения обмена веществ и такие болезни, как Базедова, или зобная,. В древности были зарегистрированы случаи, когда щитовидная железа разрасталась до таких размеров, что её нужно было везти на тележке перед собой.
В горных районах, где наблюдается особый дефицит йода, обязательное применение йодированной соли для приготовления пищи. Нам же с вами надо не забывать о морепродуктах, особенно о морской капусте. Суточная потребность в йоде для школьника и взрослого человека 130-200мкг. В 100 г рыбы пикши содержится 416 мкг йода, в 100 г лосося — 216 мкг. Йода много в фейхоа и хурме, он есть в хлебе (8,5 мкг йода в 100 г), рисе, овсе.

Учитель химии Следущий элемент
Металл в солях – опора многих, а нас без них, не носят ноги.?
Учитель биологии: Познакомит нас с калием и натрием
Ученик Элементы калий и натрий — представители семейства щелочных металлов, из-за своей активности они не могут находиться в природе в виде простых веществ. Самые распространённые минералы, содержащие эти элементы -галит, или каменная соль (NaCI), сильвин (КС1) Каменную соль добывают открытым способом на озёрах Эльтон и Баскунчак. Даже летом эти озёра покрыты соляной коркой «льда». Калий — составная часть макроудобрений. Человек тоже не может обходиться без этой «сладкой парочки».
         Калий обеспечивает водный баланс, сердечную деятельность, метаболизм углеводов и белков. Он концентрируется в мышечной и костной ткани, в крови. Недостаток калия (менее 100 г в организме взрослого человека) приводит к нарушению сократительных свойств сердечной мышцы и при увеличении нагрузки на организм может наступить внезапная смерть из-за аритмии сердечных сокращений. Натрий сосредоточен в крови, мышечной и костной тканях. Он отвечает за передачу нервных импульсов. При дефиците натрия (менее 140 г) появляются такие симптомы, как головная боль, слабость, ухудшение памяти, потеря аппетита.
Так как натрий участвует в минеральном обмене всех живых организмов и не содержится в достаточном количестве в пище, то человек вынужден употреблять с пищей поваренную соль (хлорид натрия). Однако и недостаточное, и избыточное потребление поваренной соли вредно для человека. Её суточная потребность для взрослых, живущих в умеренном климате, составляет 9 г, а для людей, живущих в жарком климате 15–29 г. Калий содержится в таких продуктах, как бананы, сухофрукты, апельсиновый сок, картофель.

Учитель биологии Мы считаем, что каждому человеку необходимо знать как устроен его организм и на чём основано функционирование органов. В нашем мире всё взаимосвязано на всех уровнях организации живой материи (от молекулярного до биосферного). Организм человека, как многоэтажный дом, строится из маленьких кирпичиков – клеток. В свою очередь клетки имеют сложное строение.

Учитель химии

Химический состав клетки также разнообразен. И, казалось бы, эти маленькие частички – атомы, ионы, которые можно разглядеть только в микроскоп с большим увеличением, не имеют особого значения, но на самом деле наоборот, именно с них начинается функционирование такой сложной системы под названием человеческий организм. Безусловно, изучение влияния химических элементов на деятельность различных органов определить очень сложно, поэтому эта область остаётся открытой для исследований.



Закрепление изученного материала.
1. Решение задач.
          На решение задач отводится 3 мин.
Задача № 1
          В куске белого пшеничного хлеба содержится 0,8 мг железа. Сколько кусков хлеба нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в этом элементе?
Ответ: так как суточная потребность подростка в железе составляет 18 мг., а в куске его содержится 0,8 мг., то для удовлетворения потребности а железе надо было бы бы есть 22,5 куска.хлеба. (\8 мг /0,8 мг = 22,5 куска).
Задача № 2
          Один стакан цельного молока содержит 288 мг кальция. Сколько нужно выпивать в день молока для снабжения вашего организма достаточным количеством этого элемента?
Ответ: Для удовлетворения суточной потребности в кальции подростку надо выпивать 4,17 стакана молока (1200 мг./288 мг. = 4,17 стакана).
          Задача №З
Рассчитайте, сколько вам необходимо потребить кальция и фосфора в год. Почему норма потребления этих элементов для подростков выше, чем для взрослых людей? (Подсказка: подумайте, на что они расходуются'?) Каковы могут быть последствия недостатка в пище этих элементов?
Ответ: Подростку в год необходимо потреблять 438 г кальция и фосфора (1200 мг./день * 365 дней =438000 мг.). Эти элементы используются для формирования скелета. В результате их недостатка замедляется рост и повышается хрупкость костей.

Учитель химии

Выявление биологической роли отдельных химических элементов в функционировании живых организмов (человека, животных, растений) — важная и увлекательная задача.



Учитель биологии

Можно еще долго говорить о элементах жизни, что мы и будем делать на последующих уроках биологии химии. А сейчас мы попросим вас, воспользоваться записями в тетрадях и определить недостаток каких элементов приведет к следующим заболеваниям?


1 Инсценированное задание.
Группы получают наборы для работы па магнитной доске, которые включают таблички с символами элементов: С, Fe, F, Са, I, Na: названиями болезней: куриная слепота, цинга, анемия, усталость, кариес, рахит, переломы, зобная болезнь, слабая память;
2Звучит тревожная музыка. В класс входит бледный анемичный человек со сломанной ногой, зобом, больным зубом, в синяках. У него плохая память, и он все время забывает, куда и зачем пришёл.
Вопросы классу.
1. Симптомы, каких болезней можно обнаружить у этого несчастного?
2. Нехватка, каких элементов стала их причиной?
3. Что вы порекомендуете включить в рацион питания, чтобы избежать этих заболеваний?

Подведение итогов урока.

          Учитель химии.    

      Дополнительные вопросы дли уточнения оценок.
1. У бедуинов женщины всегда полностью закрыты одеждой — лишь для глаз остаётся щель. При этом они часто страдают от размягчения костей. Почему?
Ответ: Авитаминоз D возникает в результате дефицита ультрафиолетовых лучей.
2. В большую часть продаваемой поваренной соли добавляют немного иодида калия. Для чего это делается? Если вы последуете совету многих врачей-кардиологов и не будете солить пищу, то какой продукт может служить хорошим источником йода?
Ответ: Это профилактика гипотериоза — пониженного содержания гормона тироксина. Другие источник йода — морепродукты и хурма. Выставление оценок за урок.
Заключение.
          Учитель химии: Сегодня мы рассмотрели несколько химических элементов. Как вы относитесь к утверждению, что химия только вокруг нас? В ходе работы мы узнали, что большинство элементов в таблице Д.И.Менделеева присутствуют в нашем организме. Роли, которые они выполняют, разнообразны. Но ясно одно, без некоторых соединений человек просто не может жить

Учитель биологии Пища, которую мы потребляем, должна быть здоровой и полезной, содержать витамины, минералы, макро- и микроэлементы, ультромикроэлементы. Пожалуй, одной из главных составляющих здорового образа жизни, является рациональное питание. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Учитель химии: Оценка за урок, несомненно, важна для каждого из вас, но главные оценки нам поставит жизнь — за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке.
          Учитель биологии: Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% — от образа жизни, который вы будете вести. И завершить урок хотелось бы словами немецкого поэта и естествоиспытателя И. Гёте: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать»

Человек – он ведь тоже природа.


Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года.
И особый в нем музыки ход.

И особое таинство цвета,


То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек – он зима. Или лето.
Или осень. С грозой и дождем.

Все вместил в себя – версты и время.


И от атомных бурь он ослеп.
Человек – он и почва, и семя.
И сорняк среди поля. И хлеб.

И какая в нем брезжит погода?


Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь!

(С. Островой)


 Перемена, перемена!
Заливается звонок.
Наконец-то он закончен,
Надоедливый урок!

Дернув серу за косичку,


Мимо магний пробежал.
Йод из класса испарился,
Будто вовсе не бывал.

Фтор поджег случайно воду,


Хлор чужую книжку съел.
Углерод вдруг с водородом
Невидимкой стать успел.

Калий, бром в углу дерутся:


Не поделят электрон.
Кислород – шалун на боре
Мимо проскакал верхом.

Что вы сегодня узнали нового?», «Что хотели бы еще узнать?» - чтобы наметить темы для следующего заседания. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему уроку:

Сегодня я узнал (а)______________________________________

Я удивился (лась)_______________________________________



Теперь я умею _________________________________________

Я хотел (а) бы __________________________________________


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница