Программа по профилактике жестокости и насилия над детьми



Скачать 399,79 Kb.
страница1/3
Дата26.06.2015
Размер399,79 Kb.
  1   2   3
УТВЕРЖДАЮ Пр №___________

«____» _________2013г.

Директор МКОУ НОШ с. Бабстово

_________________Г.В. Фирсова



Программа по профилактике

жестокости и насилия над детьми

« На защите детства http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=66416574-20-72&n=21от жестокости и насилия.

(на 2013-2014 г.)

МКОУ НОШ с. Бабстово

исполнитель соц.педагог: Селиверстова Т. В

« На защите детства от насилия».

Пояснительная записка. 

Родительский дом и семья являются для несовершеннолетних детей гарантами стабильности и надежности. Однако, в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться и сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминогенной ситуации, ухудшение здоровья детского населения, недостаточное - все это привело к снижению уровня защищённости детей и подростков. 


В первую очередь это связано с улучшением выявления «неблагополучных» семей, более активным взаимодействием учреждений системы профилактики. 
Для устранения причин, способствующих возникновению в семьях насилия, жестокого обращения с детьми, необходимо организовать планомерную, комплексную профилактическую работу с неблагополучными семьями, направленную на восстановление семьи, обеспечение в ней условий для соблюдения прав ребенка. Необходимо направить усилия всех субъектов профилактики на организацию индивидуальной профилактической работы, реабилитацию семей и детей, находящихся в социально опасном положении, для того, чтобы своевременно выявлять неблагополучные семьи, корректировать их проблемы как можно на более ранней стадии, помочь семье противостоять трудностям, содействовать в разрешении кризисных ситуаций, чтобы сохранить безопасность ребенка, его связь с кровной семьей, везде, где это возможно стремиться сохранить ребенку его биологическую семью. 
Основная задача данной программы аккумулировать все возможности Центра для своевременной, комплексной, профессиональной деятельности по профилактике жестокого обращения с детьми.

Цели: предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье, постреабилитация семьи. 
Задачи: 
1. Способствовать формированию позитивных межличностных отношений в семье, повышению педагогической грамотности родителей. 
2. Способствовать повышению правовой грамотности несовершеннолетних, их родителей и родственников через формирование навыков ответственного поведения, в том числе в семьях
3. Повышать уровень психологической компетентности несовершеннолетних и их родителей. 
4. Оказание комплексной помощи семьям, в которых установлены факты жестокого обращения с детьми. 
5. Повышение профессионализма специалистов, работающих с семьями, имеющими детей. 

Целевые группы: программа рассчитана на семьи, имеющие несовершеннолетних детей. 

Сроки реализации: 1 год 

Межведомственное взаимодействие: мероприятия программы проводятся в тесном взаимодействии с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественностью, учреждениями, организациями, заинтересованными в данном вопросе. При необходимости ведется обмен информацией, заключаются соглашения о взаимодействии. 


Ожидаемый результат: 
1. Снижение количества семей, в которых имеются факты жестокого обращения с детьми; 
2. Урегулирование внутрисемейных отношений с целью предотвращения повторных случаев жестокого обращения с детьми, вывод семьи из кризисной ситуации 
3. В случаях невозможности изменения ситуации в семье, в которых имеются факты жестокого обращения с детьми, с целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, изъятие детей и решение вопроса о лишении родителей родительских прав. 

I этап – подготовительный 


1. Подготовка методических материалов и проведение обучающих занятий для специалистов Центра. 
2. Анализ Банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении с целью определения целевой группы. 

II этап – практический 


Реализация программы согласно плану. 

III этап – аналитический 


Анализ эффективности реализации программы проводится ежеквартально, заслушивается на заседаниях Совета профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. 

Психологическое сопровождение программы:
• обучающие семинары для специалистов Центра; 
• предоставление специалистам Центра методического материала
• диагностика семей с целью выявления, как факта насилия, так и причин его повлекших; 
• консультация подростков и/или родителей по вопросу насилия в семье; 
• коррекционные занятия, направленные на урегулирование внутрисемейных взаимоотношений. 

Формы и методы реализации программы: 

с семьями: групповые и индивидуальные беседы, лекции, консультации, тренинговых занятия, тестирование, наблюдение, психологические диагностика, коррекция; 


со специалистами: лекции, консультации по проблематике сопровождения семей (индивидуальные, групповые). 

Структура программы: 

Программа состоит из трех разделов, каждый из которых является самостоятельной частью программы и реализуется согласно плану мероприятий: 



План мероприятий:



Мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

1. Профилактика жестокого обращения с детьми в семье










1

Выявление семей, в которых родители, склонны к насилию в отношении детей; анализ имеющихся сведений в Банке данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении




Соц. Педагог

Классный руководитель



2

Разработка планов индивидуально-профилакти-ческой работы с семьями с учетом результатов психологической диагностики членов семьи.




Соц. Педагог


3

Распространение информационно-методических материалов среди родителей, специалистов, работающих с семьями (брошюры, буклеты, памятки т.д.)




Соц. Педагог


4

Проведение обучающих семинаров для учреждений системы профилактики по профилактике жестокого обращения с детьми.




Соц. Педагог


2. Постреабилитационные мероприятия с ребенком и членами семьи










1

Выявление семей, в которых родители совершили насильственные действия в отношении детей; анализ имеющихся сведений в Банке данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении




Соц. Педагог


2

Разработка планов индивидуально - профилакти-ческой работы с семьями с учетом результатов психологической диагностики членов семьи.




Соц. Педагог


3

Изъятие детей из семей в случае наличия угрозы их жизни и здоровью




Соц. Педагог


3. Методическое сопровождение программы










1

Разработка информационно-методических материалов среди родителей, специалистов, работающих с семьями (брошюры, буклеты, памятки т.д.)




Соц. Педагог


2

Анализ эффективности реализации программы




Соц. Педагог


3

Изучение и внедрение инновационных методик по профилактике жестокого обращения с детьми




Соц. Педагог


Беседы мероприятия, проведённые с родителями



Мероприятия

сроки

ответственный

примечание

1

Я и мои родители.

Беседа с применением презентации



Раз в четверть

Соц. педагог




2

Мой ребёнок и его воспитание.

Беседа с применением презентации. Тестирование.



Раз в четверть

Соц. педагог




3

Физическое насилие. Беседа с применением презентации.

Раз в четверть

Соц. педагог




4

Права и обязанности родителей

в воспитании ребенка.



Раз в четверть

Соц. педагог




Беседы мероприятия, проведённые с детьми



Мероприятия

сроки

ответственный

примечание

1

«Добро и зло» их понятия

презентация



сентябрь

Соц.педагог




2

Беседа с применением презентации «Мои права»

сентябрь

Соц.педагог




3

Беседа с применением презентация и школа»

октябрь

Соц.педагог




4

Беседа с применением презентации «Жестокость! Что это?»

октябрь

Соц.педагог




5

Беседа с применением презентации «Быть плохим или хорошим»

октябрь

Соц.педагог




6

Беседа с применением презентации «Игра тест по пожарной безопасности»

ноябрь

Соц.педагог




7

Беседа встреча с инспектором ПДН с применением презентации «Уголовный кодекс для детей»

ноябрь

Соц.педагог




8

Беседа с применением презентации «Правила поведения в школе»

ноябрь

Соц.педагог




9

Беседа встреча с инспектором ГИБДД с применением презентации «По дороге в школу ПДД»

декабрь

Соц.педагог




10

Беседа с применением призинтации«Как не стать жертвой преступления»

декабрь

Соц.педагог




11

Беседа с применением презентации «Как приручить своих драконов»

январь

Соц.педагог




12

Беседа с применением презентации «Доброта! Сила слова»

Февраль

Соц.педагог




13

Беседа с применением презентации «Значении драк»

Февраль

Соц.педагог




14

Беседа встреча с инспектором ПДН с применением призинтации«Что такое хорошо, что такое плохо»

Март

Соц.педагог




15

Беседа с применением презентации «Весна! Осторожно тонкий лед»

март

Соц.педагог




16

Беседа с применением презентации «Здоровый образ жизни»

Апрель

Соц.педагог




17

Беседа с применением презентации «Мое поведение»

апрель

Соц.педагог




18

Беседа с применением презентации «Спички не игрушка»

апрель

Соц.педагог




19

Беседа с применением презентации «Школа моя семья»

май

Соц.педагог




20

Беседа с применением презентации «Внимание! лето»

май

Соц.педагог




Положение «О межведомственном взаимодействии в работе с социально неблагополучными семьями и несовершеннолетними группы риска», которое определяет полномочия и принципы взаимодействия федеральных органов, органов местного самоуправления и муниципальных подведомственных учреждений в работе с социально неблагополучной семьёй. Работы органов местного самоуправления и муниципальных учреждений с социально неблагополучной семьёй является реализация государственной семейной политики, направленной и предназначенной для комплексного обслуживания семей, нуждающихся в социальной поддержке, путём оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов: 
социально – экономической; 
психолога – педагогической; 
медико – социальной; 
реабилитационной; 
- правовой

 Раннее выявление семейного неблагополучия, оценка образа жизни семьи, изучение особенностей окружения и своевременное предупреждение возможных отклонений в данных семьях
Ценность профилактики раннего неблагополучия семей, эффективность реализации программ их индивидуальной реабилитации и способов вмешательства сопряжены с повышением качества этой работы, способствующей укреплению жизненных сил и личностного потенциала семьи.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ"

В условиях экономических, политических и социальных изменений в стране, обусловивших ухудшение качества жизни, снижение жизненного уровня населения, социальную напряженность, дети и подростки становятся одной из наиболее социально уязвимых групп. 
Неблагоприятные демографические процессы в обществе сопровождаются ухудшением состояния здоровья детей и подростков, что находит отражение в ежегодных государственных докладах "О состоянии здоровья населения в Российской Федерации", "О положении детей в Российской Федерации" и др. Особую тревогу вызывает снижение рождаемости, высокие показатели младенческой и детской смертности. Так, если травмы и отравления среди причин общей заболеваемости детей и подростков занимают 4-5-е место, то в структуре причин смертности детей в возрасте 0-4 года они выходят на второе, а в возрастных группах 5-9, 10-14 и 15-19 лет на твердое первое место. 
Согласно материалам Детского фонда ООН/ЮНИСЕФ ("Дети риска в Центральной и Восточной Европе: угрозы и надежды". Отрицательно сказывается на здоровье детей и подростков воздействие личностных факторов риска, которые, ослабляя организм, значительно усиливая вероятность возникновения патологии и переход ее в хроническую стадию, в то же время предъявляют в последние годы повышенные требования к учреждениям первичной медико-санитарной помощи и, в первую очередь, детским поликлиникам. Речь идет о "рисковых" или, как их все чаще называют в литературе, "саморазрушающих" формах поведения современных молодых людей, один только перечень которых весьма внушителен: 
- смена идеалов, падение нравственности, морали; 
- ориентация, начиная с детского возраста, на иждивенчество, потребительство, корысть, наживу, паразитизм; 
- употребление алкоголя; 
- табакокурение; 
- наркомания; 
- токсикомания; 
- ранняя сексуальная активность (и ее последствия); 
- жестокое обращение с детьми, жестокость детей; 
- синдром одиночества, ощущение ненужности, суициды; 
- безнадзорность, бродяжничество, жизнь в притонах ("дети улиц"); 
- правонарушения несовершеннолетних и другие. 
Естественно, что все они взаимосвязаны, не говоря уже о таком пока малоизученном явлении, как их имеющая место сочетанность у одного и того же индивида. 
Вопросы жестокого обращения с детьми в настоящее время становятся глобальной проблемой, что было подчеркнуто и участниками специально организованного международного форума с участием представителя от России (проф. Т.Я. Сафоновой) - первого совещания ВОЗ по стратегиям в области защиты ребенка (Италия, октябрь 1998 г.). Отмечено, в частности, что сегодня в Европе дети все меньше ценятся как работники, опора для родителей в старости или как будущие защитники, в то время как возрастает их роль в удовлетворении эмоциональных потребностей родителей в любви и в осознании последними своей силы. Общество же расценивает подрастающее поколение лишь в качестве потребителей. 
Можно с достаточной степенью уверенности предположить, что ухудшение психического здоровья под воздействием переживаемых трудностей - социальной нестабильности общества, неуверенности в завтрашнем дне, влиянием стрессогенных ситуаций в условиях кризисных явлений в государстве, ослаблением института семьи и других факторов не может не отразиться на прежде всего психическом здоровье подрастающего поколения, зачастую оказывающегося один на один с фактами жестокости и насилия над ним со стороны взрослых. 
Научными исследованиями, практикой показано, что любая форма насилия, как правило, наносит ощутимый вред здоровью ребенка, нередко являясь причиной смерти детей, провоцируя их на самоубийство или попытку суицида. 
Представляемые материалы подготовлены на основании практического опыта, накопленного Психолого-медико-социальным центром "ОЗОН", и по результатам исследований в области организационных и медико-социальных аспектов охраны детства, выполняемых НИИ им. Н.А. Семашко РАМН. 

Правовая база проблемы жестокого обращения с ребенком 

Государственная политика в интересах детей всегда являлась приоритетной областью деятельности органов государственной власти в стране, будучи основанной на таких ведущих принципах, как законодательное обеспечение прав ребенка; государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда и т.п. 
В 90-е годы в Российской Федерации стала формироваться государственная социальная политика в отношении детей. Мощным толчком интенсификации этого процесса стала ратификация в 1990 году Конвенции ООН о правах ребенка как главного международного документа по защите интересов детства. 
В нашей стране основные положения Конвенции получили подтверждение в Национальном плане действий в интересах детей, утвержденном в 1995 г. 
Меры по защите прав ребенка значительно расширились в связи с принятием новых документов - Гражданского кодекса (1994), Семейного кодекса Российской Федерации (1995), Уголовного кодекса Российской Федерации (1996). Действует президентская программа "Дети России" на 1998-2000 гг., реализуется включенная в нее федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие документы. 
Главным актом признания государством своих обязательств перед детьми стало принятие Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998), устанавливающего основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Документом ребенок определен как лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия). 
Законом впервые введено понятие "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации". К ним отнесены и такие дети, как жертвы насилия; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. 
Всемирной Медицинской Ассамблеей в 1984 г. принято и дополнено в 1992 г. Заявление о пренебрежении родительским долгом и о жестоком обращении с детьми. Если понятие жестокого обращения с детьми подразумевает физическую, сексуальную или эмоциональную жестокость, то пренебрежение родительским долгом - неспособность родителей или других людей, несущих по закону ответственность за ребенка, обеспечить удовлетворение его нужд и адекватный уход за ним. 
Государственная и ведомственная статистика, материалы специальных исследований, анализ обращаемости детей, подростков, родственников в службу экстренной психологической помощи (на "телефон доверия") и другие данные свидетельствуют о высокой, особенно в последние годы, потребности подрастающего поколения в защите их законных прав и интересов, оказании медико-социальной, психологической, правовой, педагогической и иных видов помощи и поддержки. В этом плане не может не вызывать беспокойства государственных институтов, соответствующих ведомств социальной сферы, общественности и прогноз специалистов: уже в ближайшие годы продолжится интенсивный рост числа больных с психосоматическими и реактивными расстройствами, алкоголизмом и наркоманиями (Государственный доклад о состоянии здоровья населения в Российской Федерации в 1997 году). 
В условиях социально-экономического кризиса, роста социальной напряженности в обществе, усугубления стрессовых и иных ситуаций проблема профилактики и борьбы с жестоким обращением с ребенком выходит на первый план в качестве одного из приоритетных направлений деятельности учреждений первичной медико-санитарной помощи, межведомственных профилактических программ для детско-подросткового контингента. 
По данным проведенного НИИ им. Н.А. Семашко РАМН социологического опроса, около 63%, или 2/3 опрошенных, считают необходимым принятие специального закона об ответственности родителей за здоровье и жизнь своих детей. Предлагается также законодательно закрепить ответственность родителей за распространение инфекций по причине несоблюдения наложенного медицинскими работниками карантина и др. Однако подобные высказывания руководителей педиатрических учреждений свидетельствуют об их недостаточном знакомстве с действующим законодательством. Так, согласно статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации "родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей". 
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница