Изложение материала начинается с главы «Введение в предмет»



страница1/8
Дата26.06.2015
Размер2,07 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


ВВЕДЕНИЕ
Общая нозология является одним из основных разделов патофизиологии. К сожалению, в последних изданиях учебников по нашей дисциплине этот раздел раскрывается неполно, иногда тезисно. Это затрудняет усвоение студентами ряда основополагающих категорий общей патологии и медицины.

Целью настоящего пособия послужило более широкое, основанное на современном материале, обсуждение положений нозологии и их значение для клинической медицины.

Изложение материала начинается с главы «Введение в предмет», в которой показаны цели и задачи патофизиологии, ее разделы, методы исследования. Дано подробное описание этапов патофизиологического эксперимента. Последующие разделы пособия (5 глав) посвящены непосредственно общей нозологии.

В главе «Общее учение о болезни» рассматривается характеристика основных категорий медицины - «болезнь», «здоровье» и основные критерии их оценки. Обращено внимание на понятия «норма», «предболезнь», отмечено их значение для деятельности врача. Представлены также и такие понятия нозологии, как «патологический процесс», «типовой патологический процесс», «патологическое состояние» и др., отмечены их свойства и роль в патологии.

Глава «Общая этиология» знакомит с теориями причинности в патологии (предшествующими и современными), основными группами причин и условий возникновения болезней и характером их взаимодействия с организмом. Рассмотрены принципы этиотропной профилактики и терапии.

Вопросы общего патогенеза разбираются в четвертой главе, где приведены характеристики как собственно патологических изменений («полома») в механизмах развития заболеваний, так и защитно-приспособительные реакции организма, направленные на выздоровление (механизмы саногенеза). Представлены принципы патогенетической профилактики и терапии.

Содержание пятой главы «Роль реактивности и резистентности организма в патологии» включает в себя характеристику понятий «реактивность» и «резистентность» организма, их виды и формы. Акцентировано внимание на сходстве и различии между ними. Подчеркнута относительная па-тогенность механизмов реактивности (защитно-приспособительных реакций).

Значение конституции организма в патологии изложено в последней главе, в которой приведены различные классификации конституциональных типов с подробным их описанием. Выделено, что взаимосвязь между конституциональными типами прослеживается не только с определенными заболеваниями, но и профессиональными наклонностями.

Каждая глава имеет задания для самоконтроля, пояснения к которым расположены в конце пособия. В списке литературы содержатся в основном лишь доступные студентам литературные источники, опубликованные в последние годы на русском языке, и основополагающие труды, определяющие трактовки фундаментальных положений.

Патофизиология возникла как экспериментальная наука в связи с необходимостью точного, естественнонаучного изучения механизмов возникновения, развития и ликвидации патологических процессов.

Крыжановский Г.Н.




Глава 1

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
1.1. Определение понятия «патофизиология»

Термин «патологическая физиология» впервые употребил в XVII веке Й. Варандес, по другим источникам - Галиот, который в 1819 году опубликовал учебник под названием «Общая патология и патологическая физиология».

Основоположником российской патологической физиологии как науки и учебной дисциплины 'является Виктор Васильевич Пашутин. Он создал при Казанском университете первую в России кафедру патологической физиологии в 1874 году.

В современной литературе, как в научной, так и в учебной, вместо словосочетания «патологическая физиология» принято применять термин «патофизиология» (от греч. pathos - страдание; physis - природа, сущность; logos -учение, наука). Названный термин считается приоритетным в России и в странах Восточной Европы. На Западе, в частности во франкоязычных странах, чаще используется «физиопатология», а в англоязычных - «общая патология».

Что же такое патофизиология и что она изучает? Несмотря на некоторое расхождение в терминологии, вопросы, которые рассматриваются данной наукой вне зависимости от национальности ученых, едины. Патофизиология -это наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и исходов патологических процессов, типических патологических процессов и болезней. Если дословно перевести - это наука о жизнедеятельности больного организма. Но из этого отнюдь не следует, что здоровый организм находится вне поля зрения патофизиологов.

Такие важные патофизиологические понятия, как резистентность, конституция, стресс, диатез и ряд других, относятся к здоровому организму. Н.Н. Аничков в свое время говорил, что «.нормальные механизмы могут быть познаны только тогда, когда ставятся в зависимость от ненормальных реакций». Под влиянием различных патогенных факторов, максимально используя свои приспособительные механизмы, здоровый организм выявляет собственные, генетически детерминированные возможности более полно, функционирует за пределами относительно узких диапазонов, присущих спокойному существованию.

К определению понятия «патофизиология» можно подойти и с другой стороны. В каждом организме есть своеобразная программа жизни, которая сложилась в процессе эволюции и закодирована в генетическом аппарате. Согласно этой программе происходит зарождение, развитие и проявление различных форм деятельности организма. Следовательно, вся деятельность организма, оптимальные характеристики его функционирования генетически детерминированы.

A.M. Уголев определил физиологию как науку о технологиях живых систем, подразумевая под этим способ решения той или иной задачи различными системами организма. Так, технологической задачей системы внешнего дыхания является оптимальное насыщение кислородом эритроцитов при минимальной затрате энергоресурсов, мочевыделительной -удаление различных продуктов метаболизма и сохранение полезных-для организма веществ и т.д.

Исходя из этого, можно определить патофизиологию как науку о технологических ошибках и технологических дефектах в функционировании живых систем, своего рода биологическую дефектологию.
1.2. Предмет, цель и задачи патофизиологии

Наука в отличие от «не науки», согласно Дж. Дж. Том-сону, должна иметь предмет и метод исследования. Предметом (объектом) изучения патофизиологии является болезнь человека. Отсюда основная цель патофизиологии - установление наиболее общих закономерностей, законов, по которым развивается патологический процесс, болезнь.

В соответствии с целью, задачами нашей науки являются:


  • изучение общих закономерностей конкретных механизмов (лежащих в основе резистентности организма) возникновения, развития и завершения патологических процессов и болезней;

  • изучение типовых патологических процессов (стереотипных сочетаний явлений), различная комбинация которых определяет клиническую картину заболеваний человека;

  • изучение типовых форм нарушения и восстановления функций отдельных органов и систем организма;

  • изучение переходных состояний между здоровьем и болезнью (предболезнь);

  • систематизация и аналитико-синтетическая обработка фактического материала;

  • создание новых методов моделирования патологических процессов и болезней;

  • на базе теоретических и прикладных знаний способствовать формированию мышления врача, т.е. не только передать студенту современные знания, но и научить его пользоваться этими знаниями, чтобы уметь выстроить в логическую систему цепь исследуемых явлений.

1.3. Структура (содержание) патофизиологии

Патофизиология как наука и учебная дисциплина состоит из трех основных разделов с несколькими подразделами:



I. Общая нозология (nosos - болезнь + logos - учение)

/. Общее учение о болезни:

а) основные понятия и категории патологии;

б) классификация и номенклатура болезней;

в) социальные аспекты патологии.



2. Общая этиология (aithia - причина):

а) общие свойства болезнетворных факторов;

б) основные категории болезнетворных факторов;

в) значение условий в возникновении болезней;

г) принципы этиотропной профилактики и терапии.

3. Общий патогенез (pathos - болезнь + genesis - про-
исхождение) :

а) механизмы устойчивости организма к действию


патогенных факторов;

б) общие механизмы развития болезней;

в) механизмы выздоровления;

г) механизмы умирания;

д) принципы патогенетической профилактики и те-
рапии.

4. Учение о реактивности, резистентности и кон-
ституции организма


II. Учение о типовых патологических процессах: пато-
логии клетки, периферического кровообращения и микроцир-
куляции, гипоксии, воспалении, опухолевом росте, аллергии,
нарушении обмена веществ и др., т.е. о тех процессах, кото-
рые часто встречаются в различных комбинациях при многих
заболеваниях.

III. Учение о типовых формах патологии органов и
систем организма:
крови, кровообращения, дыхания, пище-
варения, выделительной, эндокринной и нервной системы, а
также печени. 1 и II разделы объединяют под названием «об-
щая патофизиология», раздел III обозначается как «частная
патофизиология».

Частная патофизиология из всех разделов патофизиологии наиболее сближена с клиническими дисциплинами, но:



  • врач-клиницист изучает болезнь у конкретного больного, со всеми особенностями ее возникновения, развития и исхода;

  • патофизиолог изучает те общие закономерности развития патологических процессов и болезней, которые возникают в различных органах и системах организма - сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др.

В последнее время благодаря усовершенствованию неин-вазивных методов исследования больных людей (биофизических, биохимических, электрофизиологических и др.) патофизиологи получили возможность наблюдать патологический процесс в динамике in vivo, и это сделало возможным развитие клинической патофизиологии.

Задачи клинической патофизиологии:

  • изучение и анализ характера и тяжести нарушений функций организма на каждом этапе заболевания;

  • выявление взаимосвязи патогенеза и его клинических проявлений (симптомов);

  • выявление степени влияния патологического процесса на пораженный орган или ткань, а также на другие органы и системы организма больного;

  • умение использовать методы функционально-лабораторной диагностики для оценки степени нарушения функций органов и систем и выбора патогенетически обоснованного лечения;

  • оценка специфической и неспецифической реактивности больного, с учетом ее особенностей при выборе оптимальных методов лечения конкретного пациента;

  • разработка новых рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению болезней.

Клиническую патофизиологию можно по праву считать одним из основных разделов патофизиологии.

1.4. Связь патофизиологии с другими медицинскими дисциплинами

Патофизиология, находясь на стыке теоретических и клинических дисциплин, является интегративной медико-биологической наукой. Прежде всего, она опирается на те науки, которые ей предшествуют: анатомию, биологию, химию, физику, гистологию, биохимию, физиологию и др.

Очень много общего у патофизиологии с физиологией. Обе дисциплины стремятся открыть законы, по которым живет и функционирует организм, что имеет большое значение в понимании сущности болезни. Иногда нашу науку даже называют клинической физиологией. Однако бг>шо бы ошибочно считать, что болезнь есть лишь иная комбинация нормальных физиологических процессов. Патологический процесс ведет к качественно новому состоянию организма. Отсюда и отличие патофизиологии от физиологии - изучение всех многообразных форм болезни с целью раскрытия законов, по которым она развивается.

Необходимо особо остановиться на взаимосвязи патофизиологии с патологической анатомией. Эти две дисциплины теснейшим образом связаны между собой, более того, до 1874 года это была одна наука. Разделение обусловлено тем, что на основании только морфологического анализа невозможно понять динамику патологического процесса, динамику функциональных нарушений.

Да, функциональные изменения взаимосвязаны со структурными нарушениями, но между ними далеко не всегда наблюдается строгое соответствие. Почему это происходит? Дело в том, что каждый орган, система, да и организм в целом, обладают компенсаторно-приспособительными механизмами. В связи с этим при изменении структуры не всегда отмечается изменение функции. Вот почему ряд вопросов клиники не мог быть разрешен при вскрытии трупа с последующим микроскопическим изучением секционного материала.

Чтобы это преодолеть, А.И. Полуниным в 1869 году из курса патологической анатомии был выделен общий экспериментальный раздел, который начал существовать самостоятельно в виде кафедры общей патологии Московского университета. Одновременно такие кафедры появились в Киеве, Харькове, Казани. Но особая заслуга в становлении патофизиологии как науки принадлежит В.В. Пашутину, он, как уже отмечалось, в 1874 году в Казанском университете возглавил первую в России кафедру патофизиологии и сформулировал задачи новой науки.

Эти реорганизационные мероприятия и предоставили возможность изучать различные патологические процессы в динамике, что возможно только при наблюдении за развитием их в живом организме, т.е. в эксперименте. Так вот, патофизиология и подразумевает широкое использование эксперимента, что и отличает нашу дисциплину от патологической анатомии.

Патофизиология тесно связана и с клиническими дисциплинами хотя бы потому, что предметом изучения в обоих случаях является болезнь, больной человек. Но методы исследования различны.

В клинике наблюдается отдельный больной человек с конкретным проявлением той или иной патологии. Клиника внутренних болезней изучает причины возникновения, симптомы, особенности течения, методы лечения и прогноз таких заболеваний, как, например, хрронический гломеруло-нефрит, острый гепатит, пневмония и т.д. Неврологическая клиника - энцефаломиелит, инсульт, менингит и др. Все это разные заболевания, разной локализации, симптоматики и прогноза. И в тоже время между ними есть нечто общее: в основе каждого заболевания лежит типический патологический процесс - воспаление, в разработке вопросов причин и механизмов развития которого значительная роль принадлежит патофизиологии.

Другой пример: практически каждая клиническая дисциплина имеет дело со злокачественными новообразованиями.

Для постановки диагноза рака желудка, кожи, опухоли головного мозга надо знать, чем они отличаются друг от друга. Течение и прогноз их различны. Но для успешного лечения этой патологии, ее профилактики необходимо детальное изучение причин и механизмов превращения нормальной клетки в злокачественную, а они едины для всех онкологических заболеваний. Изучением этих общих закономерностей и занимается патофизиология.

Таким образом, патофизиология по отношению к специальным клиническим дисциплинам выглядит как наука, изучающая вопросы, общие для всех болезней или большой группы болезней. Без знаний общих закономерностей возникновения и развития того или иного патологического процесса, болезни практически невозможно разобраться во всем многообразии клинических проявлений отдельных заболеваний. Частное познается через общее^ Возможность исследовать фундаментальные вопросы патологии в таком аспекте патофизиологии позволяет ее основной метод исследования - метод моделирования патологических процессов и болезней.


1.5. Метод исследования патофизиологии

Метод моделирования патологических процессов и болезней патофизиологи используют в нескольких его разновидностях.

Метод эксперимента на живых объектах

Смысл эксперимента заключается в том, чтобы воспроизвести патологический процесс, болезнь на различных животных (отдельных органах, тканях, клетках, субклеточных структурах), изучить закономерности его (ее) развития и провести экспериментальную терапию. Данный метод позволяет наблюдать за развитием патологического процесса от момента его возникновения до завершения.

Экспериментальная модель болезни всегда проще, чем болезнь человека. Это дает возможность расчленить болезнь на ряд элементов с тем, чтобы в дальнейшем реконструировать ее применительно к человеку. При этом следует иметь в виду, что ни одна модель болезни на животных, ни ее отдельные элементы не могут быть равнозначны болезни человека. Интерпретировать данные эксперимента на человеческий организм необходимо с определенной долей достоверности.

Иногда можно услышать в адрес патофизиологии высказывание, что эта наука построена на опытах над животными и она не имеет никакого отношения к человеческой патологии. Но ни один патофизиолог не проводит эксперимент ради эксперимента и механически не переносит его результаты на человека. Всегда нужно помнить об ограничениях, обусловленных анюоморфизмом (видовыми различиями строения и свойств организмов животных и человека, отдельных органов и тканей).

Анизоморфизм, ограничения, связанные с деонтологи-ческими аспектами опытов на животных (причинение им физических страданий), и значительные трудности в воспроизведении на животных социальных факторов болезней — все это ограничивает использование данного метода. Тем не менее более значимые открытия в медицине получены в эксперименте на живых объектах, и данный метод для патофизиологии является ведущим.

Все эксперименты подразделяют на острые и хронические, применение каждого из них определяется целью опыта. Например, при исследования механизмов травматического шока нужен острый опыт, а патогенеза атеросклероза - хронический.

Для изучения патологических процессов используют следующие основные методики:

метод выключения'- удаление или повреждение того или иного органа (хирургическое, фармакологическое, физическое, механическое). Данная методика применяется давно. С помощью ее, например, удалось установить, что сахарный диабет, его развитие, связано с нарушением функции остров-кового аппарата поджелудочной железы. Удаление одного из парных органов (почка) позволило изучить компенсаторные и пластические возможности оставшегося органа;



Ч ч

  • метод раздражения - путем всевозможных воздействий изменяют функции различных органов. Раздражение блуждающего нерва вызывает бради-кардию. Раздражение симпатических нервов выявило сужение артерий, что послужило основанием для включения этого звена в патогенез спонтанной гангрены у человека;

  • метод «включения» - введение различных веществ в организм (гормонов, ферментов, экстрактов из тканей, биологически активных веществ и др.). Затем полученные результаты сравнивают с результатами аналогичных воздействий при тех или иных заболеваниях человека. Например, при введении медиаторов аллергии наблюдают симптомы развития анафилактического шока;

  • метод сравнительной патологии - изучение в сравнительном «эволюционном» аспекте различных патологических процессов (лихорадки, воспаления, гипоксии). Правильный научный анализ реакций человека на патогенное воздействие требует более полного знания путей и форм их становления в эволюции животного мира. Блестяще раскрыл значение этого метода И.И. Мечников при изучении воспаления и невосприимчивости к инфекционным процессам.

Существуют и другие методы эксперимента: метод изолированных, или «переживающих»^органов, метод тканевых культур и др. Каждый эксперимент состоит из нескольких этапов:

1. Формирование рабочей гипотезы. Любому опыту должна предшествовать гипотеза, идея, проверив которую исследователь должен получить ответ на тот или иной вопрос. Нельзя проводить эксперимент в надежде на то, что вдруг получится что-нибудь интересное. И.П. Павлов говорил: «Если нет в голове идей, то не увидишь и фактов»,

  1. Определение цели и постановка задач эксперимента. Определившись с рабочей гипотезой, необходимо сформулировать цель и задачи, с помощью которых ее можно либо доказать, либо отвергнуть.

  2. Выбор частных методик, адекватных поставленным задачам. При выполнении эксперимента важное значение имеет правильный выбор частной методики - адекватный подбор животных, форма осуществления (острый или хронический опыт), применение соответствующих приборов, инструментария и т.д. Необходимым условием является также обеспечение соответствующего контроля. Им может быть «пустой» опыт, когда подопытному животному вводят, к примеру, гистамин, а контрольному - физиологический раствор NaCl, или у одного животного удаляется щитовидная железа, контрольному же животному производится «ложная» операция и т.н.

Что касается непосредственно самих частных методик исследования, то здесь нужно отметить следующее. В названии нашей дисциплины присутствует слово «физиология», но это не означает, что патофизиологов не интересуют биохимические, иммунологические, биофизические и др. механизмы развития болезней, что им не позволено использовать морфологические методы. Патофизиология, как мы уже установили, наука, изучающая причины, механизмы развития и исходов болезни, и любая методика, позволяющая в той или иной мере ответить на данные вопросы, может применяться. Все это и определяет «всеядность» патофизиологии в методическом отношении - она использует физиологические, биохимические, генетические, морфологические, иммунологические и другие методы исследования.

4. Проведение эксперимента (серии опытов с контролем). Живой объект - это сложная открытая биологическая система. Она никак не может быть ограждена от случайных воздействий среды (температура, влажность, электромагнитные излучения и др.), что может исказить результаты эксперимента. Необходимо также помнить, что одинаковые на первый взгляд животные отличаются наследственными признаками и индивидуальной реактивностью. Поэтому исследователь не застрахован от ответа, искаженного значительным количеством дополнительных случайных влияний. Все это нужно учитывать и по возможности устранять. Проведение эксперимента подразумевает фазность действий:

  • физиологическая фаза - любой опыт начинается с определения нормальных показателей функционирования той или иной системы, органа, на которых предполагается моделирование патологического процесса. Это касается и контроля. Например, при изучении влияния адреналина на деятельность сердца первоначально под-считывается число сердечных сокращений не только у подопытного, но и у контрольного животного;

  • патофизиологическая фаза - после определения нормальных показателей жизнедеятельности интактного животного на нем воспроизводится патологический процесс согласно целям и задачам эксперимента;

  • фаза экспериментальной терапии - нередко после второй фазы исследователь с помощью различных методов лечения стремится вернуть подопытное животное к исходному состоянию. Положительный результат подтверждает рабочую гипотезу и является основой для разработки патогенетической терапии.

5. Фиксация и анализ данных эксперимента. По окончании эксперимента исследования продолжаются: оцениваются результаты изменений жизненных функций подопытного и контрольного животных. Они группируются в таблицы, графики, диаграммы и др. Проводятся морфологические, биохимические, иммунологические и др. исследования взятые при жизни и (или) после смерти животных. Цифровой материал подвергается статистической обработке, чтобы установить средние величины, отклонения от них, различия между средними величинам и их достоверность.
6. Обсуждение и выводы. Это один из самых ответственных и сложных этапов эксперимента. Экспериментатор должен объяснить механизм изменения тех или иных функций организма согласно полученным данным опыта и сделать определенные выводы. Например, почему при моделировании воспаления изменяется количество простагландинов, каков механизм их увеличения, почему эта группа биологически активных веществ оказывает как провоспалительный, так и противовоспалительный эффект, что является определяющим в становлении этих диаметрально противоположных по эффекту действия механизмов? Имеет ли это только патологическое значение или здесь есть и элементы защитной реакции? Если да, то нужно объяснить почему. Как видите, идут сплошные вопросы, на которые должен ответить патофизиолог. И это только по одной из многочисленных групп биологически активных веществ, играющих немаловажную роль в развитии воспалительного процесса. Более того, отмечаются и другие нарушения - изменяется проницаемость микрососудов, их проходимость, формируется отек в очаге воспаления и др. И это надо объяснить!

Можно в виде абстракции представить даже такое уравнение (тождество): патофизиология = ???, т. е. наука, постоянно отвечающая на те или иные вопросы патологии человека.


Метод клинического исследования

Мы уже говорили о клинической патофизиологии, ее значении и задачах. Дальнейшее развитие этого раздела нашей науки позволит в значительной мере ослабить те ограничения, которые испытывают исследователи при проведении опытов на животных.


Методы физического и математического моделирования с использованием современной вычислительной техники

Построение математических моделей болезней осуществляется тогда, когда имеется возможность связать математическими соотношениями основные параметры изучаемого объекта и условия, определяющие возможность его функционирования - модель работы сердечно-сосудистой системы, непосредственно сердца, дыхательной системы и др.

Современная компьютерная техника позволяет моделировать различные патологические процессы, изучать механизм их развития, прогнозировать течение и исход. Следует, однако, заметить, что данный метод не может в полной мере заменить моделирование на животных (невозможно представить сложный биологический объект в виде математических символов в полном объеме). Поэтому нередко требуется их подтверждение на животных.
Метод теоретического анализа результатов исследования, формулирование научных положений и концепций

В настоящее время накопилось большое количество фактического материала в различных разделах медицины, что и определяет первостепенное значение теоретических разработок методических аспектов патологии. Сюда входят вопросы фундаментальных понятий и категорий, системного принципа в патологии и др., связанных с созданием положений общей теории медицины, имеющих не только теоретическое, но и практическое значение.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Дайте наиболее полное определение понятию «патофи-
зиология»:


  1. наука о жизнедеятельности больного организма;

  2. наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и исходов патологических процессов, типовых патологических процессов и болезней;

  3. наука, изучающая причины и механизм развития патологических процессов, типовых патологических процессов и болезней.

2. Предметом (объектом) изучения патофизиологии явля-
ется:


  1. болезни животных;

  2. болезни человека;

  3. причинный фактор;

  4. взаимосвязь причин и условий возникновения болезней.

3. К задачам патофизиологии относят:

  1. изучение типовых форм нарушения и восстановления функций отдельных органов и систем организма;

  2. формирование врачебного мышления;

  3. изучение типовых патологических процессов;

  4. изучение этиологии и патогенеза болезни у конкретного больного.

4. Патофизиология состоит из следующих основных
разделов:


  1. общая нозология;

  2. учение об этиологии;

  3. учение о типовых патологических процессах;

  4. учение об общих механизмах выздоровления.

5. Общая нозология включает в себя следующие под-
разделы:


  1. общее учение о болезни;

  2. учение о типовых патологических процессах;

  3. учение о патогенезе;

  4. учение об этиологии;

  5. учение о социальных аспектах болезни.

6. Общий патогенез рассматривает:

  1. общие механизмы развития болезней;

  2. механизмы устойчивости организма к действию патогенных факторов;

  3. основы патогенетической профилактики и терапии;

  4. основные категории повреждающих агентов.

7. Основным методом исследования патофизиологии
является:


  1. метод статистической обработки клинических данных;

  2. метод моделирования патологических процессов и болезней;

3) метод математического моделирования; 4)Л метод статистической обработки экспериментальных данных.

8. К основным методикам эксперимента на живых объ-
ектах относятся:


  1. методика выключения;

  2. методика раздражения;

  3. метод биохимических исследований;

  4. метод исследования функциональных показателей.

9. Основными ограничениями метода эксперимента на
живых объектах служат:


  1. анизоморфизм;

  2. деонтологические аспекты;

  3. трудности в воспроизведении инфекционных заболеваний;

4)- трудности в моделировании социальной патологии.

10. Перечислите этапы эксперимента в строгой после-
довательности:


  1. определение цели и задач эксперимента;

  2. выбор частной методики;

  3. формирование рабочей гипотезы;

  4. фиксация и анализ данных эксперимента;

  5. проведение эксперимента;

  6. обсуждение и выводы.



  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница