Урок 1 организм человека. Нервная система



страница1/8
Дата26.06.2015
Размер1,53 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Урок 1
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. НЕРВНАЯ СИСТЕМА


Цели: расширять знания учащихся об организме человека, функциях различных органов; познакомить со строением и значением нервной системы, формировать представления учащихся о головном и спинном мозге, развивать навыки активной мыслительной деятельности.

Оборудование: плакат-схема «Строение нервной системы»; рисунки с изображением систем органов человека, плакаты-схемы строения головного мозга.



Ход урока

I. Организационный момент.

Звенит звонок веселый,

Торопит всех нас в школу.

Мы все хотим о мире знать,

Природы тайны открывать.

Что значит общество?

И что в нем значим мы?

Нам многие ответы

В учебнике даны.

Продолжим же учиться,

Мир наш познавать,

Историей родной будем гордиться,

Хотим достойной сменой предков стать.

II. Знакомство с учебником. Актуализация знаний.

1. Чтение вступительной статьи «Как работать с учебником» на с. 3 учащимися самостоятельно.

2. Обсуждение прочитанной статьи по вопросам:

– Вы перелистали свой новый предметный учебник «Окружающий мир». Кто его авторы? Чем интересен учебник, на ваш взгляд?

– Какие основные темы предстоит вам изучать на уроках окружающего мира в четвертом классе?

– Какими сообщениями начинается каждый новый раздел в учебнике? Что это дает?

– Что предлагают вам авторы учебника для запоминания содержания текстов?

– Вспомните материал, изученный в третьем классе: какими цифрами обозначаются века?

– Каким шрифтом выделены в учебнике незнакомые слова? Как будете определять их значение?

– Нравится ли вам работать с контурными картами?

– Как советуют путешествовать по картам авторы учебника?

– Что бы вы хотели узнать об окружающем мире в этом учебном году?

3. Выполнение практических заданий.

1) Сделайте табличку из двух колонок: в одной колонке запишите арабские цифры, а в другой – соответствующие им римские цифры.

2) Вспомните и назовите правила чтения карты. Попробуйте совершить путешествие по физической карте России из столицы нашей Родины в то место, где вы находитесь. Расскажите, какой путь вы преодолеваете.

III. Формирование новых знаний.

1. Введение в тему урока.

Учитель. Откройте учебник на с. 5 и прочитайте название раздела, с которого мы начнем знакомиться с учебным материалом по окружающему миру в этом учебном году.

– Как вы думаете, о чем вы узнаете в этом разделе? Подтвердите свои догадки прочтением ответов, данных в учебнике.



Учащиеся читают.

– Прочитайте, на какие вопросы вы сможете ответить, изучив этот раздел.

– Какой из них вас более всего интересует?

2. Объяснение по теме урока.

Учитель. Внешне люди сильно отличаются друг от друга: большие и маленькие, высокие и низкие, светлокожие и темнокожие. Присмотритесь к себе и своим друзьям, и вы убедитесь, что каждый человек индивидуален. И все же в главном мы похожи: наши тела построены и функционируют по общим законам. Человек – это сложный живой организм. Он состоит из отдельных органов: сердца, лёгких, желудка, глаз, ушей и т. д. Каждый орган имеет определённое строение и выполняет определённую работу. Когда вы читаете книгу, то ваши глаза видят буквы. Когда мама зовёт вас обедать, вы слышите её голос и понимаете, что она говорит, идёте обедать. Заманчивый запах из кухни подсказывает вам, что обед сегодня особенно вкусный. Вы можете ходить, бегать, прыгать. Вы всё время вдыхаете и выдыхаете воздух. Как видите, у каждого органа своя работа. Но все органы зависят друг от друга. Вместе они составляют сложный и слаженный в работе механизм человека, который называется организмом.

Чтобы быть здоровым и никогда не болеть, надо знать работу человеческого организма.



На доске прикреплены плакаты с изображением систем органов. Учитель показывает каждую систему и рассказывает о ее деятельности.

Учитель. Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, то есть все органы объединены в системы органов.

3. Терминологическая работа.

Системой органов называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.

В организме выделяют несколько систем органов:



Скелетная система состоит из костей, которые поддерживают тело, служат местом крепления мышц.

Мышечная система представляет собой основную ткань скелетных мышц и многих внутренних органов. С мышечной системой связана функция движения человека; сокращаясь, она приводит в движение мышцы скелета.

Кровеносная система состоит из сердца и сосудов, по которым течет кровь, доставляющая питательные вещества всем органам нашего тела.

Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды.

В пищеварительной системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества.



Нервная система координирует работу всех органов нашего тела. Она состоит из головного и спинного мозга, а нервные волокна, отходящие от нервных клеток, тянутся от головного и спинного мозга ко всем органам и тканям, обеспечивая быструю связь между разными частями организма.

Живой организм состоит из множества органов. Он существует и функционирует как единое целое.

Вопросы для обсуждения:

– Что называют телом природы?

– Чем отличаются тела живой природы от тел неживой природы?

– Можно ли назвать человека телом живой природы? Почему?

– Какие признаки, присущие растению и животному, есть у человека?

– Рассмотрите рисунок на с. 7 учебника.

– Назовите органы человека, которые изображены на схеме.

– Где они находятся?

– Какую работу они выполняют?

– Какие свойственные им функции выполняют сердце, легкие человека? А животного?

– Как вы думаете, есть ли органы, отличающие человека от животного? Объясните свое мнение.

– Какие системы органов вам известны?

– Каково их значение в организме?

Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо (поворот вправо),

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже (поворот налево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще (поворот вправо)

Через левое плечо. (Поворот влево.)

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу! (Сели на свои места.)

4. Беседа о нервной системе человека.

Учитель. В организме человека постоянно происходят разнообразные процессы жизнеобеспечения. Так, в период бодрствования одновременно функционируют все системы органов: человек двигается, дышит, по его сосудам течёт кровь, в желудке и кишечнике идут процессы пищеварения и др. Человек воспринимает все изменения, происходящие в окружающей среде, реагирует на них. Все эти процессы регулируются и контролируются нервной системой.

Вы уже знаете, что существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит нервной системе. Кроме того, у человека нервная система составляет основу его психической деятельности (мышления, речи, поведения).

– Что вы делаете, когда вдруг случайно рукой касаетесь горячего утюга или уколете палец иголкой? Вы мгновенно отдёрнете её.

– Вы идёте по дороге, сзади вас раздаётся гудок машины. Что вы делаете? Немедленно отходите в сторону.

– Кто же заставил вас отдёрнуть руку от горячего утюга, убежать в сторону от опасности?

Вывод. Управляет работой всех наших органов нервная система.

Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Нервная система», закрепленную на демонстрационном стенде, и на плакат «Общий план строения нервной системы».

Задание. Прочитайте на плакате и назовите, что входит в нервную систему.



Общий план строения нервной системы

Учитель. Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. Нервы похожи на тонкие белые нити. Они сильно разветвляются и доходят во все части тела, во все внутренние органы. Нервная система руководит работой органов. Как же это происходит?

Например, звенит школьный звонок, извещая о конце перемены. С помощью чего мы услышали звонок? (С помощью ушей.) Этот сигнал по нервам в доли секунды передаётся в спинной мозг. Спинной мозг также быстро этот сигнал передаёт в головной мозг. Головной мозг моментально даёт ответный сигнал, который также быстро передаётся по спинному мозгу, затем по нервам к нашим мышцам ног, и мы спешим в класс.

Если заболел какой-то внутренний орган, нервная система сразу «сообщает» нам о неблагополучии в организме.

Задание. Приведите свои примеры быстрого реагирования нервной системы на какие-либо факторы, воздействующие на наш организм.

– Объясните, какие органы участвовали в системе передачи нужного сигнала конкретному органу для принятия соответствующего решения в приведенных вами примерах.

– Что бы могло произойти, не будь нервной системы с ее возможностью сообщать необходимым органам важную информацию?

Мы видим, что головной и спинной мозг связан нервами со всеми органами. Мозг регулирует работу органов с помощью электрических сигналов – нервных импульсов, передающихся по нервным клеткам. Нервная система оказывает на организм такое же воздействие, как и биологически активные вещества, то есть возбуждает или тормозит функции организма. Мозг постоянно получает информацию об изменении условий внешней и внутренней среды. Между мозгом и всеми органами существуют двусторонние связи: от органов к мозгу и от мозга к органам. Благодаря этим связям мозг обеспечивает соответствие работы органов потребностям организма.

– Сделайте вывод о том, каково значение нервной системы.



Ответы учащихся.

Вывод. Нервная система играет важнейшую роль в регуляции функций организма. Она обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем. При этом организм функционирует как единое целое. Благодаря нервной системе осуществляется связь организма с внешней средой.

Деятельность нервной системы лежит в основе чувств, обучения, памяти, речи и мышления – таких психических процессов, с помощью которых человек не только познает окружающий мир, но и может активно его изменять.

Человек издавна стремился проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение в жизни человека. Человеческий мозг – это сложнейший орган, способный воспринимать и обрабатывать огромный объём информации.

Как мы уже установили, в строение нервной системы включены нервы, головной и спинной мозг.

Нервыскопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой. Есть нервы двигательные и чувствительные. По ним импульсы идут к центральной нервной системе и от нее к органам.

Головной мозг располагается в полости черепа и имеет сложную форму.

Рассмотрим строение головного мозга по рисунку.



Строение головного мозга



Строение головного мозга

Он включает отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг и большие полушария. В головном мозге имеется белое и серое вещество. Белое вещество образует проводящие пути, которые связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой. Благодаря проводящим путям вся нервная система функционирует как единое целое.

Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300–1400 г. Головным мозгом мы мыслим, запоминаем различные сведения. Благодаря этой способности головного мозга человек овладевает определёнными знаниями. С его деятельностью связаны мысли, чувства, поступки человека, а также правильная работа всех внутренних органов – сердца, лёгких, органов пищеварения. Отделы головного мозга регулируют пищеварение, дыхание, сердечную деятельность, двигательные акты и другие процессы, поэтому их повреждение опасно для жизни или может привести к нарушениям точности и согласованности движений, сохранения равновесия тела, неустойчивости походки, движения рук. С отделами мозга связана регуляция жевания, глотания, сосания, защитные рефлексы (чихание, кашель, рвота). Но мозг ещё и нежный орган, поэтому защищён костями черепа. Головной мозг оказывает большое влияние на деятельность спинного мозга.

Под контролем головного мозга находятся сложные движения: ходьба, бег, трудовая деятельность. Мозг всё время нуждается в пище. Его пронизывает множество кровеносных сосудов, по которым кровь доставляет мозгу питание и воздух. При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадают сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.

Как избежать всего этого? Нужно давать мозгу и нервам отдых. Прежде всего, вам нужно спать не менее 10 часов в сутки. Очень важно делать небольшой перерыв (10–15 минут) при подготовке домашнего задания. В свободное от занятий время надо бывать на свежем воздухе, проводить подвижные игры, заниматься спортом.

Головной мозг полностью не отдыхает, если человек спит при шуме и свете. Поэтому перед сном нужно обязательно выключать свет, радио, телевизор, проветривать комнату и т. д.

Рассмотрим по рисунку строение спинного мозга.





Рис. Спинной мозг:
слева – общий план строения; справа – поперечные разрезы разных отделов

Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале. Он имеет вид длинного белого шнура диаметром около 1 см. В центре спинного мозга проходит узкий спинномозговой канал, заполненный спинномозговой жидкостью. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.

Спинной мозг обеспечивает движение, сокращение скелетных мышц тела (кроме мышц головы). Спинной мозг вместе с головным мозгом регулирует работу внутренних органов: сердца, желудка, мочевого пузыря, половых органов. Белое вещество спинного мозга обеспечивает связь и согласованную работу всех отделов нервной системы, осуществляя проводниковую функцию. Головной мозг регулирует работу спинного мозга. Известны случаи, когда в результате ранения или перелома позвоночника у человека прерывается связь между спинным и головным мозгом. Головной мозг у таких людей функционирует нормально. Но большинство спинномозговых рефлекторов, центры которых расположены ниже места повреждения, исчезают. Такие люди могут поворачивать голову, совершать жевательные движения, изменять положение взгляда, иногда у них действуют руки. В то же время нижняя часть их тела лишена чувствительности и неподвижна.

5. Работа в рубрике «Выскажем предположения» на с. 8 учебника.

– Рассмотрите рисунок на странице 8 учебника.

– Сравните разные рисунки с изображением головного мозга. Какой из них самый маленький? Какой большой? Почему?

– Сформулируйте свой ответ на вопрос учебника.

– Почему у человека в сравнении с любыми животными самый большой и сложный мозг?

– Совпали ли ваши выводы?

– Для подтверждения своего вывода рассмотрите еще раз строение мозга человека. Он состоит из ствола, мозжечка и полушарий большого мозга. У человека полушария большого мозга развиты очень хорошо. С деятельностью головного мозга связаны сознание человека, мышление, память, трудовая деятельность. все это отличает человека от животных.

6. Продолжение объяснения материала по теме учителем.

– Рассмотрите по рисунку строение полушарий головного мозга.

ДОЛИ ПОЛУШАРИЙ БОЛЬШОГО МОЗГА



– Прочитайте, на какие доли делится полушарие большого мозга.

– Покажите названные части на рисунке.

Учитель. Полушарие делится на четыре части: лобная, теменная, затылочная и височная.

– Почему они так называются?

– Покажите эти части на своей голове.

Свое название они получили по месту расположения в полости черепа. Участки коры полушарий большого мозга выполняют различные функции.

– Рассмотрите по рисунку, какие функции отвечают за работу тех или иных зон полушарий.

ФУНКЦИИ ОСНОВНЫХ ЗОН ПОЛУШАРИЙ БОЛЬШОГО МОЗГА

В затылочной части находится зрительная зона, в височной – слуховая и обонятельная. Их повреждение приводит к тому, что человек может потерять зрение, перестать различать звуки или запахи. Эти зоны позволяют человеку познавать окружающий мир во всей его полноте.

– Найдите на таблице мозжечок.

– Покажите, где у вас расположен мозжечок. Он принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие.

В первой половине XIX века были проведены опыты на голубях. У них удаляли разные участки мозжечка. Движения птиц нарушались по-разному. Они то кувыркались через голову вперед или назад, то вращались вправо или влево. Подобные движения наблюдались после операций на кроликах, собаках. После полного удаления мозжечка животные спотыкаются, высоко поднимают лапы (петушиный шаг), валятся, передвигаются скачками, не могут остановиться, при стоянии качаются, широко расставив ноги, не могут сразу взять пищу, быстро устают.

Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале. Он имеет вид длинного белого шнура диаметром около 1 см. В центре спинного мозга проходит узкий спинномозговой канал, заполненный спинномозговой жидкостью. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.

Спинной мозг по внешнему виду представляет собой длинный, почти цилиндрической формы шнур длиной до 45 см и массой 34–38 г. Располагается он в позвоночном канале. Какое значение для спинного мозга имеет позвоночник? Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него к органам. Он регулирует работу внутренних органов: сердца, почек, органов пищеварения.

– Что же составляет нервную систему?

IV. Закрепление изученного.

1. Выполнение заданий и ответы на вопросы:

– Рассмотрите строение нервной системы по рисунку на с. 7 учебника.

– Назовите основные органы человека.

– Покажите их в таблице. Какую работу они выполняют?

– Что входит в нервную систему человека?

– Какую роль нервная система играет в организме?

2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1.

– Самостоятельно выполните задания 2 и 3 на с. 3.

V. Итог урока.

1. Обобщение по вопросам:

– Что составляют органы, совместно выполняющие общие функции?

– Что такое орган?

– Какие органы вы знаете?

– Какие системы органов вам известны?

2. Заключительное слово учителя.

– Мы выяснили, что системы органов работают не изолированно, а объединяются для достижения полезного организму результата. Например, быстрый бег может быть обеспечен работой ряда органов и систем. Кто догадался и может ответить, каких именно? (Нервной системой, органов движения, дыхания, кровообращения, потоотделения и др.)

Итак, организм человека имеет сложное строение: он состоит из систем органов, каждая система органов – из различных органов, но обеспечить благоприятное развитие всего организма они все способны только сообща. Выведение какого-либо органа или системы органов из строя (сбой в работе, болезнь, потеря, перестает функционировать) непременно повлечет за собой нарушение жизнеобеспечивающей деятельности организма и может повлиять не ухудшение состояния здоровья человека. Поэтому очень важно беречь все органы, заботиться о своем здоровье каждому человеку.

Домашнее задание: выполнить задания 1 и 6 в рабочей тетради, читать с. 6–9 учебника.

Урок 2
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗМА


Цель: расширять представления учащихся о скелете, мышцах, их значении и связи друг с другом.

Оборудование: портрет И. М. Сеченова; выставка научно-популярной литературы о научных открытиях ХХ века.



Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. О здоровье и нездоровье сложено много пословиц.

Некоторые из них записаны на доске. Прочитайте эти пословицы и подумайте, какую народную мудрость они содержат.

Учащиеся читают по цепочке.

џ Дал бог здоровья, а счастье найдем.

џ Здоров будешь – все добудешь.

џ Здоровье не купишь – его разум дарит.

џ Здоровьем слаб, так и духом не герой.

џ Не рад больной и золотой кровати.

џ У кого болят кости, тот не думает идти в гости.

џ У кого что болит, тот о том и говорит.

џ Ребенком хил, так и взрослым гнил.

џ Быстрого и ловкого болезнь не догонит.



II. Проверка домашнего задания.

1. Опрос по индивидуальным карточкам.



Учащимся раздаются карточки с представленными вопросами.

Карточка № 1.

Задание. Напишите основные органы человека.

Карточка № 2.

Задание. Напишите, что входит в нервную систему человека.

2. Фронтальный опрос.

– Что защищает головной и спинной мозг от повреждений?

– Что вы знаете о головном мозге?

– Какая ему нужна профилактика?

– Что вы знаете о спинном мозге?

3. Рассказы учащихся о научных открытиях ХХ века.

– Ученые постоянно изучают окружающий нас мир. Они пытаются объяснить самые обыкновенные вещи – например, как возникает молния, почему текут реки. Они делают открытия и изобретения – электрические приборы, автомобили и компьютеры, – которые изменяют образ жизни человека.

Ученики, подготовившие свои сообщения, познакомят нас с некоторыми интересными открытиями ХХ столетия.

ЛАЗЕРЫ


Лазеры создают особый тонкий луч света, который не рассеивается, как обычный свет. Этот луч является самым ярким видом света, даже более ярким, чем солнечный свет. Лазерный луч обладает столь мощной яркой энергией, что может даже резать металл.

Лазеры находят самые разнообразные применения. Они используются для передачи компьютерных данных и телефонных звонков по волоконно-оптическим линиям. Лазеры применяются для проверки остроты зрения у людей, для печатания газет, для точного измерения расстояний, а также хирургических операций.

На компакт-диске звук записывается путем преобразования его в числовую информацию аналогично компьютерным данным. Плеер для компактдисков содержит лазер. Лазерный луч считывает числовую информацию с диска, благодаря чему она может быть вновь преобразована в звуковые волны.

Голограммы – особые трехмерные фотографии, сделанные с помощью лазерного луча. Изображения на голограммах выглядят как реальные предметы, так как, двигаясь вокруг голограмм, вы можете видеть изображенный на них предмет под разными углами зрения.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Для работы многих вещей необходимо электричество. Некоторые устройства, например фонарики, используют электроэнергию, хранящуюся в батарейках. Другие, например лампы и телевизоры, работают от сети. Они получают электроэнергию по проводам, идущим от электростанции.

Нервы в нашем теле также проводят электричество. Электросигналы из мозга заставляют сокращаться мышцы вашего тела. Эти сигналы несут информацию, воспринятую вашими глазами, ушами, носом, языком и кожей, и направляют ее в мозг.

СПОСОБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА

В наших глазах имеются особые нервные клетки, позволяющие нам различать цвета. Они могут выполнять свою роль только при ярком свете. Поэтому в сумерках все предметы кажутся блеклыми. Цвета сообщают нам немало полезной информации. Однако некоторые люди не могут различать цвета. Они не замечают разницы между цветами.

Не все животные могут, подобно людям, различать цвета. Так, пустынный муравей видит некоторые цвета даже лучше, чем человек. А вот кальмар вообще лишен способности различать цвета.

Гремучие змеи способны «видеть» тепло. Они могут находить и ловить свои жертвы даже в полной темноте. Возле глаз у них имеются впадины, где находятся особые нервные клетки, способные воспринимать инфракрасное излучение.

КАК РАБОТАЮТ ВАШИ ГЛАЗА

Предметы вокруг вас излучают свет сами либо отражают свет других тел. Вы видите их, когда свет попадает в ваши глаза.

Изображение, возникающее на сетчатке, перевернуто. Ваш мозг возвращает его в нормальное положение, и вы можете воспринимать все в привычном виде.

Ваш мозг превращает сигналы от сетчатки в готовое изображение.

Когда свет раздражает нервные клетки сетчатки, они посылают сигналы в мозг через зрительный нерв.

4. Доклад о жизни и творчестве И. М. Сеченова.

Русский естествоиспытатель, мыслитель-материалист, основоположник русской физиологической школы, создатель естественно-научного направления в психологии. С 1869 года – член-корреспондент Петербургской академии наук, а с 1904 года – ее почетный член.

В 1863 году была впервые напечатана работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга».

В 1869 году опубликована работа И. М. Сеченова «Физиология нервной системы».




В 1901 году выходит в свет работа «Очерки рабочих движений человека», которая положила начало изучению гигиены труда.

И. П. Павлов назвал И. М. Сеченова отцом русской физиологии.

В течение многих веков люди задумывались над удивительной приспособленностью поведения животных к условиям обитания. Еще более загадочным казалось целесообразное, разумное поведение человека. Невозможность объяснить эти явления с научных позиций способствовала распространению религиозных представлений о том, что все живое создано богом. Утверждалось, что высокоразвитое сознание и мышление человека зависят от бессмертной души, вложенной в него богом.

Полная несостоятельность этих учений о душе была доказана трудами великих русских ученых Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова.

В 1863 году вышла книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». В этой работе впервые в истории естествознания поведение и «душевная» – психическая деятельность человека были объяснены рефлекторным принципом работы нервной системы. И. М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена.

Первое, начальное звено – это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.

Второе, центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.).

Третье, конечное звено – движения и действия человека, то есть его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.



Физкультминутка

Раз – правую ногу вперед, назад и в сторону.

Два – вправо, не торопясь, повернули голову.

Три – попрыгать три раза на левой ноге.

Четыре – туловищем потянуться к правой руке.

Пять – вдох глубокий, закончили отдыхать,

Сесть, продолжим урок изучать.

  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница