Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс



страница1/23
Дата26.06.2015
Размер4,52 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Беляева О. В., Даценко О. А. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. — М.: ВАКО, 2009. — 288 с. — (В помощь школьному учителю).

От авторов………………………………………………………………………………………………8


Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Тематическое планирование учебного материала………………………………………………… ..9



Урок 1. Русский язык - один из развитых языков мира…………………………………………… 10
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В ПЯТОМ КЛАССЕ

Урок 2. Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография……………. 11

Урок 3. Морфемы в слове. Морфемный разбор слова…………………………………………….. 12

Урок 4. Орфограммы в приставках и в корнях слов……………………………………………… 14

Урок 5. Части речи. Морфологический разбор слова………………………………………………15

Урок 6. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания

в конце и внутри простого предложения………………………………………………… 17



Урок 7. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений……………………………… 18



Урок 8. Контрольный диктант……………………………………………………………………… 19

Урок 9. Индивидуальная работа по карточкам…………………………………………………… 20

Урок 10. Развитие речи. Текст……………………………………………………………………… 21

Урок 11. Развитие речи. Официально-деловой стиль речи……………………………………… 21
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 12. Лексика. Повторение изученного в пятом классе……………………………………… 22

Урок 13. Развитие речи. Собирание материалов к сочинению…………………………………… 24

Уроки 14—15. Развитие речи. Сочинение по картине

А. М. Герасимова «После дождя» (Мокрая терраса)…………………………………… ..24



Урок 16. Общеупотребительные слова. Профессионализмы………………………………………24

Урок 17. Диалектизмы……………………………………………………………………………… 25

Урок 18. Жаргонизмы……………………………………………………………………………… 26

Урок 19. Эмоционально окрашенные слова……………………………………………………… 26

Урок 20. Устаревшие слова………………………………………………………………………… 29

Урок 21. Новые слова (Неологизмы)……………………………………………………………… 30

Урок 22. Исконно русские и заимствованные слова……………………………………………… 31

Урок 23. Фразеология. Фразеологизмы…………………………………………………………… 32

Урок 24. Повторение изученного в разделах «Лексика» и «Фразеология»……………………… 33
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Уроки 25—26. Повторение изученного в пятом классе…………………………………………… 33

Урок 27. Развитие речи. Описание помещения…………………………………………………… 35

Уроки 28—29. Основные способы образования слов в русском языке………………………… . 35

Урок 30. Этимология слова………………………………………………………………………… 37

Уроки 31—32. Развитие речи. Сложный план. Сочинение……………………………………… 39

Урок 33. Буквы О и А в корнях -кос- — -кас-…………………………………………………………… 39

Урок 34. Буквы О и А в корне -гор- — -гар-………………………………………………………...40

Уроки 35—36. Контрольная работа по теме «Правописание корней»…………………………… 41

Урок 37. Контрольный диктант…………………………………………………………………… 42

Урок 38. Буквы И и Ы после приставок…………………………………………………………… 42

Уроки 39—42. Гласные в приставках пре- и при-………………………………………………… 43

Уроки 43—44 (резервные)…………………………………………………………………………. 46

Урок 45. Соединительные О и Е в сложных словах……………………………………………… 47

Урок 46. Сложносокращенные слова……………………………………………………………… 48

Уроки 47—48. Развитие речи. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»…………………49

Урок 49. Морфемный и словообразовательный разбор слова…………………………………… 49

Урок 50. Повторение раздела «Словообразование и орфография»……………………………… 50

Урок 51. Контрольный диктант…………………………………………………………………….. 51

Урок 52 (резервный)………………………………………………………………………………… 52
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное

Уроки 53—54. Повторение изученного об имени существительном в пятом классе…………… 52

Урок 55. Развитие речи. Письмо…………………………………………………………………… 54

Урок 56. Разносклоняемые имена существительные……………………………………………… 54

Урок 57. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на –мя……………………………………… 55

Урок 58. Развитие речи. Публичное выступление на тему «Происхождение имен»…………… 56

Урок 59. Несклоняемые имена существительные………………………………………………… 56

Урок 60. Род несклоняемых имен существительных………………………………………………57

Урок 61. Имена существительных общего рода……………………………………………………58

Урок 62. Морфологический разбор имени существительного…………………………………… 59

Урок 63. Развитие речи. «Мое первое знакомство с…»……………………………………………60

Урок 64. Контрольный диктант…………………………………………………………………… 60

Уроки 65—66. Не с существительными…………………………………………………………… 61

Урок 67. Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик (-щик)…………………………………………………… 62

Урок 68. Гласные в суффиксах существительных -ек- и –ик………………………………………63

Урок 69. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных……………………… 64

Уроки 70—71. Повторение изученного об имени существительном…………………………… 65

Уроки 72—73. Контрольный диктант. Работа над ошибками…………………………………… 66
Имя прилагательное

Уроки 74—75. Повторение изученного об имени прилагательном в пятом классе………………66

Урок 76. Развитие речи. Описание природы……………………………………………………… 68

Уроки 77—78. Степени сравнения прилагательных……………………………………………… 68

Урок 79. Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные…………70

Урок 80. Относительные прилагательные………………………………………………………… 70

Урок 81. Притяжательные прилагательные…………………………………………………………71

Урок 82. Контрольный диктант…………………………………………………………………… ..73

Урок 83. Морфологический разбор имен прилагательных……………………………………… 74

Уроки 84—85. Правописание не с именами прилагательными……………………………………75

Урок 86. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных……………………… 77

Урок 87. Развитие речи. Сочинение по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер»……………… 78

Уроки 88—89. Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных………………………… 78

Урок 90. Развитие речи. Описание предмета……………………………………………………… 79

Урок 91. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-………………………… 79

Урок 92. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных…………………………… 81

Урок 93. Повторение по теме «Имя прилагательное».

Контрольный словарный диктант………………………………………………………… 82



Урок 94. Контрольный диктант…………………………………………………………………… 83
Имя числительное

Урок 95. Имя числительное как часть речи…………………………………………………………83

Урок 96. Простые и составные числительные………………………………………………………85

Урок 97. Мягкий знак на конце и в середине числительных………………………………………86

Урок 98. Разряды количественных числительных………………………………………………… 87

Уроки 99—100. Числительные, обозначающие целые числа………………………………………88

Урок 101. Развитие речи. Выборочное изложение…………………………………………………89

Урок 102. Дробные числительные………………………………………………………………… 89

Урок 103. Собирательные числительные……………………………………………………………90

Урок 104. Порядковые числительные……………………………………………………………… 91

Урок 105. Морфологический разбор имени числительного……………………………………… 92

Урок 106. Развитие речи. Выступление перед классом ……………………………………………93

Урок 107. Повторение изученного материала об имени числительном………………………… 93

Урок 108. Контрольный диктант…………………………………………………………………… 93
Местоимение

Урок 109. Местоимение как часть речи…………………………………………………………… 94

Уроки 110—111. Разряды местоимений. Личные местоимения………………………………… 95

Урок 112. Возвратное местоимение себя……………………………………………………………97

Урок 113. Развитие речи. Сочинение по картинкам……………………………………………… 98

Урок 114. Вопросительные местоимения………………………………………………………… 98

Урок 115. Относительные местоимения…………………………………………………………… 99

Урок 116. Неопределенные местоимения………………………………………………………… 100

Урок 117 (резервный)……………………………………………………………………………… 101

Уроки 118—119. Отрицательные местоимения……………………………………………………101

Урок 120. Контрольный диктант…………………………………………………………………. 102

Уроки 121—122. Притяжательные местоимения………………………………………………… 103

Урок 123. Развитие речи. Сочинение-рассуждение……………………………………………… 104

Уроки 124—125. Указательные местоимения…………………………………………………… 104

Урок 126. Определительные местоимения……………………………………………………… 106

Урок 127. Морфологический разбор местоимения……………………………………………… 107

Урок 128. Развитие речи. Сочинение по картине………………………………………………… 108

Урок 129. Повторение изученного материала о местоимении………………………………… 108

Урок 130. Контрольный диктант………………………………………………………………… 109
Глагол

Уроки 131—132. Повторение изученного о глаголе в пятом классе…………………………… 110

Урок 133 (резервный)……………………………………………………………………………… 112

Урок 134. Развитие речи. Сочинение-рассказ…………………………………………………… 112

Урок 135. Разноспрягаемые глаголы……………………………………………………………… 112

Уроки 136—137. Глаголы переходные и непереходные………………………………………… 113

Урок 138. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение…………………………………… 114

Урок 139. Развитие речи. Изложение………………………………………………………………116

Урок 140. Условное наклонение……………………………………………………………………116

Уроки 141—142. Повелительное наклонение…………………………………………………… 117

Урок 143. Развитие речи. «Если бы я был учителем»…………………………………………… 119

Урок 144. Контрольный диктант………………………………………………………………… 119

Урок 145. Употребление наклонений………………………………………………………………120

Урок 146. Практическое занятие. Наклонения глагола…………………………………………...121

Урок 147. Безличные глаголы………………………………………………………………………122

Урок 148. Морфологический разбор глагола…………………………………………………… 123

Урок 149 (резервный)………………………………………………………………………………..124

Урок 150. Контрольный диктант………………………………………………………………… 124

Урок 151. Развитие речи. Рассказ на основе услышанного……………………………………… 125

Урок 152. Правописание гласных в суффиксах глаголов……………………………………… 125

Урок 153. Повторение и обобщение знаний о глаголе……………………………………………126

Урок 154. Итоговый контрольный диктант……………………………………………………… 128

Уроки 155—160 (резервные)……………………………………………………………………… 129
Повторение изученного в шестом классе………………………………………………………… 129
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ М. М. РАЗУМОВСКОЙ

Тематическое планирование учебного материала……………………………………………… 130



Урок 1. Слово — основная единица языка……………………………………………………… 131
МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС

Урок 2. Морфология и синтаксис как разделы грамматики…………………………………… 132

Урок 3. Части речи и члены предложения…………………………………………………………133

Урок 4. Развитие речи. Стили речи. Повторение………………………………………………… 135

Урок 5. Глагол. Его роль в предложении………………………………………………………… 136

Урок 6. Имя существительное. Его роль в предложении…………………………………………138

Урок 7. Имя прилагательное. Его роль в предложении………………………………………… 139

Урок 8. Контрольная работа по грамматике……………………………………………………… 140
ПРАВОПИСАНИЕ

Урок 9. Типы речи. Текст. Повторение…………………………………………………………….141

Урок 10. Орфография и пунктуация……………………………………………………………… 142

Урок 11. Употребление прописных букв………………………………………………………… 144

Урок 12. Буквы Ь и Ъ ……………………………………………………………………………… 145

Уроки 13—14. Развитие речи. Сочинение по летним впечатлениям…………………………… 146

Уроки 15—16. Орфограммы корня…………………………………………………………………146

Урок 17. Правописание окончаний слов………………………………………………………… 148

Урок 18. Контрольный диктант…………………………………………………………………… 149

Урок 19. Анализ диктанта. Работа над ошибками……………………………………………… 150

Урок 20. Развитие речи. Стили речи. Научный стиль речи………………………………………151

Уроки 21—22. Написание не с разными частями речи……………………………………………152

Урок 23. Развитие речи. Научное рассуждение……………………………………………………153
ПРОИЗНОШЕНИЕ

Урок 24. Орфоэпия………………………………………………………………………………… 154
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ

ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ

Урок 25. Способы словообразования слов в русском языке…………………………………… 155

Урок 26. Словообразование имен существительных…………………………………………… 156

Урок 27. Развитие речи. Изложение с творческим заданием…………………………………… 157

Урок 28. Образование сложносокращенных слов…………………………………………………158

Урок 29. Правописание сложных существительных…………………………………………… 158

Уроки 30—31. Словообразование имен прилагательных…………………………………………160

Урок 32. Правописание сложных имен прилагательных…………………………………………161

Урок 33. Развитие речи. Официально-деловой стиль речи……………………………………… 162

Урок 34. Одна и две буквы Н в именах прилагательных,

образованных от имен существительных……………………………………………… 163



Урок 35. Одна и две буквы Н в именах прилагательных…………………………………………164

Урок 36. Развитие речи. Текст. Способы и средства связи предложений……………………… 165

Урок 37. Контрольный диктант…………………………………………………………………… 166

Урок 38. Развитие речи. Употребление параллельной связи предложений в тексте………… 166

Уроки 39—40. Словообразование глаголов……………………………………………………… 167

Уроки 41—43. Правописание приставок пре- и при-…………………………………………… 167

Урок 44. Буквы Ы - И в корне после приставок………………………………………………… 172

Уроки 45—46. Развитие речи. Редактирование текста с неудачным повтором…………………173

Уроки 47—49. Употребление имен существительных в речи…………………………………… 173

Урок 50. Произношение имен существительных………………………………………………… 176

Урок 51. Развитие речи. Повествование………………………………………………………… 177

Урок 52. Контрольный диктант…………………………………………………………………… 178

Уроки 53—55. Употребление имен прилагательных в речи…………………………………… 179

Урок 56. Произношение имен прилагательных………………………………………………… 181

Уроки 57—58. Развитие речи. Повествование

художественного и разговорного стилей…………………………………………………182



Уроки 59—61. Употребление глаголов в речи…………………………………………………… 183

Уроки 62—63. Развитие речи. Рассказ как один

из жанров художественного повествования…………………………………………… 186


Причастие и деепричастие

Урок 64. Что такое причастие?........................................................................................................187

Уроки 65—66. Развитие речи. Изложение…………………………………………………………188

Уроки 67—69. Причастие………………………………………………………………………… 188

Уроки 70—71. Причастный оборот…………………………………………………………………191

Урок 72. Образования причастий. Действительные и страдательные причастия………………193

Урок 73. Развитие речи. Повествование делового и научного стилей………………………… 194

Уроки 74—75. Образования причастий. Действительные и страдательные причастия……… 195

Урок 76. Полные и краткие причастия…………………………………………………………… 197

Урок 77. Синтаксическая роль полных и кратких причастий…………………………………… 198

Урок 78. Развитие речи. Сочинение-рассказ………………………………………………………199

Урок 79. Синтаксическая роль полных и кратких причастий…………………………………… 200

Урок 80. Морфологический разбор причастия…………………………………………………… 200

Урок 81. Проверочная работа……………………………………………………………………… 201

Уроки 82—84. Одна и две буквы Н в причастиях…………………………………………………201

Урок 85. Слитное и раздельное написание не с причастиями……………………………………204

Урок 86. Развитие речи. Описание места………………………………………………………… 205

Урок 87. Деепричастие………………………………………………………………………………205

Урок 88. Деепричастие и деепричастный оборот…………………………………………………206

Урок 89. Написание не с деепричастиями…………………………………………………………207

Уроки 90—91. Образование деепричастий……………………………………………………… 208

Урок 92. Развитие речи. Описание места………………………………………………………… 210

Урок 93. Контрольный диктант…………………………………………………………………… 211

Уроки 94—95. Употребление причастий и деепричастий в речи……………………………… 212

Уроки 96—97. Произношение глаголов, причастий, деепричастий в речи…………………… 214

Уроки 98—99 (резервные)………………………………………………………………………… 215

Уроки 100—101. Обобщающие уроки по теме «Причастие. Деепричастие»……………………215

Уроки 102—103. Развитие речи. Описание состояния окружающей среды…………………… 216
Имя числительное

Урок 104. Имя числительное……………………………………………………………………… 216

Уроки 105—106. Простые, сложные и составные числительные. Их правописание………… 217

Уроки 107—108. Склонение количественных числительных…………………………………… 219

Урок 109. Развитие речи. Описание состояния окружающей среды…………………………… 220

Урок 110. Изменение порядковых числительных…………………………………………………221

Урок 111. Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных………… 222
Местоимение

Урок 112. Местоимения…………………………………………………………………………… 223

Урок 113. Развитие речи. Соединение в тексте разных типовых фрагментов………………… 224

Урок 114. Разряды местоимений по значению…………………………………………………… 224

Урок 115. Личные местоимения……………………………………………………………………225

Урок 116. Возвратное местоимение себя………………………………………………………… 226

Урок 117. Притяжательные местоимения………………………………………………………… 227

Урок 118. Указательные местоимения…………………………………………………………… 228

Урок 119. Развитие речи. Сочинение………………………………………………………………229

Урок 120. Определительные местоимения……………………………………………………… 229

Урок 121. Вопросительно-относительные местоимения………………………………………… 230

Урок 122. Отрицательные местоимения………………………………………………………… 231

Урок 123. Неопределенные местоимения………………………………………………………… 232

Уроки 124—125. Развитие речи. Соединение в тексте

разных типовых фрагментов. Изложение……………………………………………… 233



Урок 126. Неопределенные местоимения………………………………………………………… 234

Урок 127. Употребление местоимений в речи…………………………………………………… 234

Урок 128. Проверочная работа по теме «Местоимение»…………………………………………235

Урок 129. Итоговый контрольный диктант……………………………………………………… 235
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.1

Карточки, контрольные и самостоятельные работы

Урок 9……………………………………………………………………………………………… 236

Урок 22……………………………………………………………………………………………… 237

Урок 35……………………………………………………………………………………………… 237

Урок 50……………………………………………………………………………………………… 238

Урок 57……………………………………………………………………………………………… 238

Урок 61……………………………………………………………………………………………… 238

Урок 66……………………………………………………………………………………………… 239

Урок 70……………………………………………………………………………………………… 240

Урок 75……………………………………………………………………………………………… 240

Урок 78……………………………………………………………………………………………… 241

Урок 79……………………………………………………………………………………………… 241

Урок 85……………………………………………………………………………………………… 242

Урок 89……………………………………………………………………………………………… 242

Урок 103…………………………………………………………………………………………… 243

Урок 107…………………………………………………………………………………………… 243

Урок 111…………………………………………………………………………………………… 243

Урок 137…………………………………………………………………………………………… 244

Урок 141…………………………………………………………………………………………… 245

Урок 142…………………………………………………………………………………………… 245

Урок 147…………………………………………………………………………………………… 246
Приложение 1.2

Кроссворды

Урок 10……………………………………………………………………………………………… 247

Урок 17……………………………………………………………………………………………… 247

Урок 83……………………………………………………………………………………………… 247

Урок 96……………………………………………………………………………………………… 248

Приложение 1.3

Интеллектуальная викторина (по всему учебному курсу за 6 класс)……………………………249


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Приложение 2.1

Самостоятельные работы

Урок 17……………………………………………………………………………………………… 253

Урок 111…………………………………………………………………………………………… 253
Приложение 2.2

Кроссворды

Урок 2……………………………………………………………………………………………… 254

Урок 9……………………………………………………………………………………………… 254

.
ОТ АВТОРОВ

Данное пособие содержит поурочные разработки по русскому языку для 6 класса и рассчитано прежде всего на учителей, рабо тающих по учебникам:

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс / Под ред. Н. М. Шанского. — М.: Просвещение;

Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. Я. и др. Русский язык. 6 класс / Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М.: Дрофа.

В качестве дополнительного методического пособия книга может быть использована также учителями, работающими по другим учебникам.

Пособие представляется собой полноценные сценарии уроков по русскому языку с указанием целей и методических приемов, различные задания, направленные на усвоение учащимися лексико-грамматического и синтаксического строя русского языка, лингвистические игры, тексты объяснительных, словарных, проверочных и контрольных диктантов. В данном издании учитель найдет комментарии к выполнению упражнений из учебника, образцы различных видов лингвистических разборов, дополнительный дидактический материал, советы по организации работы на уроках развития связной речи, сочинения, изложения, задания по работе с лингвистическим текстом и словарями.

В приложении приведен обширный материал для закрепления и контроля знаний учащихся: варианты индивидуальных заданий по карточкам, самостоятельные и контрольные работы, учитывающие разную степень подготовки учащихся. Приводятся также кроссворды с занимательными вопросами по теории языка.

Кроме того, в конце учебного года учителю предлагается провести с учащимися интеллектуальную викторину по всему изученному материалу. Проведение подобной викторины поможет систематизировать и проконтролировать знания, полученные учащимися в шестом классе.

Каждый урок строится по традиционной схеме, то есть включает в себя проверку домашнего задания, работу по теме урока: изучение нового материала, закрепление изученного, подведение итогов. Практические задания данного пособия могут быть использованы учителем, работающим по другому учебнику, в качестве дополнительных заданий. При этом учитель может заимствовать как полноценные сценарии, таки отдельные материалы и задания, встраивая их в собственный урок.

Авторы надеется, что пособие поможет организовать интересные, эффективные и плодотворные уроки русского языка, и желают педагогам успешной работы.

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

К УЧЕБНИКУ М. Т. БАРАНОВА

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница