В этом выпуске



страница1/13
Дата26.06.2015
Размер2,33 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Методическая панорама

№ 2013/2 (6)

Сентябрь
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
От издательства 2
Все для воспитателя

А.А. Щеглова

«Работа с календарем природы» 4



Экспертный совет

Петряева А.В.,

Козынцева С.Л.,

Каримова З.Ш.



Руководитель проекта

Светлана Козынцева



Редактор

Зульфия Каримова



Верстка, набор и техническое редактирование

Ольга Смородинова



Оформление обложки

Ольга Смородинова



Корректор

Зульфия Каримова




Техническое сопровождение

Ольга Смородинова

По всем вопросам обращайтесь по телефону:

4-11-91 (каб. директора),

4-00-72 (каб. зам.директора),

4-19-16 (методический каб.),

по эл. почте: mmc_kogalym@mail.ru или по адресу:

ул. Сибирская, 11

каб.320

Адрес редакции:

628481, г.Когалым,

ул. Сибирская, 11,

МАУ «ММЦ г. Когалыма»



Н.Н. Минкевич

Проект «Музыкальный калейдоскоп» 7



А.Н. Уфимцева, Ж.Ф. Стахнюк

Использование зрительной гимнастики для профилактики и коррекции нарушения

зрения у детей 10

Т.Г. Киселева

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительно к школе группе с учетом гендерных особенностей детей 14



О.В. Куринная

Пособие по «Родному краю» 18



Л.М. Оферкина

«В гостях у гномиков» 20



Л.В.Семенюк

Россия - Родина моя 22



С.Т. Биккузина

Быт народов Севера - ханты 25



Е.П. Браева

Использование арт-терапевтических методов в коррекции и профилактике страхов у

детей дошкольного возраста 29

Н.Б. Заець

Трудный звук - ты наш друг 31



Н.Б. Магарамова

Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой 34



Л.Ф. Ежова

Интеграция образовательных областей содержания дошкольного образования 38



Е.Н. Брянская

Статья 42



Д.С. Карпенко

Загадки матушки-природы 45



Р.Г. Илашко

У нас в гостях матрешки 49



Т.Н. Крушельницкая

Составление рассказа из личного опыта «Наш город» 51



О.Ф. Остапкевич

«Котенька - коток» 54



Г.И. Миллагалиева

Статья 56


Из опыта работы

О.Н. Дедович

Арт-гармония 58



М.В. Кардакова

Сохранение здоровья в спортивном классе 60



Р.Р. Мандеева

Нравственное воспитание подростков 62



Р.Р. Ризванова

Использование здоровьесберегающих технологий в адаптационный период

первоклассников 66

Л.М. Гибадуллина

«От замысла до воплощения» 69



В.В. Рафальская

Организация групповой работы в начальной школе как средство формирования УУД 73



Л.Х. Блонская

работа над выразительностью музыкального образа 76



В.В. Дербенева

Духовно - нравственное воспитание детей на основе русских народных традиций 80


Педагогическая шкатулка

Г.А. Стихина

Игра «Своя игра» 84


Р.В. Бирюк

Методика работы над задачей 86



Т.П. Фомина

Здоров будешь - все добудешь! 89



О.В. Руденко

«Занимательное путешествие по ХМАО» 91

Интегрированный урок 94

С.А. Турчанинова

Умножение и деление обыкновенных дробей 96

Проценты и пропорции 98

А.С. Полукарикова

Урок - игра «Творческая мастерская» 102


Здравствуйте, дорогие друзья!

dsc01482

Вот и наступила осень… Она уже не чувствуется в природе, хотя еще совсем не холодно и бело кругом, но ощущение перемен уже наполняет наши сердца.

Перемены произошли и у нас в Межшкольном методическом центре – у нас новоселье. Мы переехали в новое здание на улицу Сибирскую, 11. Но мы все так же рады видеть Вас на наших семинарах, мастер-классах, готовы оказать Вам помощь по многим вопросам.

К началу осени мы подготовили для Вас свежий номер журнала «Методическая панорама». В нем Вы найдете ставшие уже традиционными рубрики, отражающие интересы широкого круга педагогической общественности: «все для воспитателя», «педагогическая шкатулка», «из опыта работы».

Наш журнал становится популярным за пределами нашего округа, в связи с этим в нем появился раздел «Опыт регионов», в котором будут представляться материалы, присланные для публикации педагогами образовательных учреждений других городов.

Новым в нашем журнале стала публикация результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся школ города. Мы планируем данную рубрику сделать постоянной и знакомить Вас, уважаемые читатели, с творчеством наших учеников.

Мы рады, что наш журнал нужен Вам. Мы ждем ваших материалов и всегда готовы к диалогу и сотрудничеству.

С новым учебным годом Вас, коллеги!



Светлана Козынцева,

заместитель директора МАУ «ММЦ г. Когалыма»,

руководитель проекта «Методическая панорама»





ВСЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Алевтина Алексеевна Щеглова,

воспитатель МБДОУ ЦРР – д/с «Золушка»,getimage.jpg

первая квалификационная категория

«Работа с календарем природы»

(Консультация для воспитателей, молодых специалистов)

Ведение календаря природы является ценным средством для ознакомления детей с природой, приучает их быть внимательными, любознательными, заинтересованно наблюдать окружающий мир природы, подмечать изменения погоды, сезонные явления с целью последующей их фиксации в календаре. Наблюдая и фиксируя явления природы, дети прослеживают взаимосвязи и закономерности, особенности сезонных изменений растительного и животного мира. Эта работа помогает упорядочить знания детей в определенную систему.

С какого же возраста детям доступна такая форма работы?

Уже в младшей группе рекомендуется иметь настенный календарь природы, либо календарь-ширму. Конечно, он существенно отличается от календаря природы детей старшего возраста. Он может выглядеть яркой и выразительной картинкой природы, созданной совместно воспитателем и детьми, как результат наблюдений наиболее примечательных сезонных явлений, с которыми дети систематически встречаются на прогулках. Например, осень. Дети многократно отмечают хмурое, в тучах небо, частый дождь, солнце уже не жаркое, как летом.

Как итог наблюдений воспитатель с детьми закрашивает заготовленную картинку, либо подставляет заготовленные детали (более бледное солнце, тучки с ниточками дождя).

Картинка может включать изображения детей, которых нужно одеть по сезону (куртки, ботинки или сапоги, дать зонт или букет из листьев, совочек для игры с песком, обязательно включается изображение деревьев, земляного покрова. Дети убедились в яркой расцветке осенних платьев на деревьях и с желанием помогают воспитателю подбирать наряд березке, рябине, елочке. Такая работа помогает подвести итог серии наблюдений в природе, выявить наиболее существенные 3-4 признака времени года. Календарь природы украсят детские рисунки, осенние букеты, натюрморты фруктов и овощей, поделки, зимние букеты, выполненные воспитателем или родителями с участием детей.

В средней группе знания детей расширяются, наряду с сезонными особенностями мы учим детей отличать и сравнивать один день от другого, обращаем внимание на солнце, ветер, осадки. Календарь природы дополняется «окошком-карманчиком» либо диском со стрелкой (можно придумать и другие формы изображения), где дети подбирают сюжетную картинку со сходными погодными явлениями. На следующий день они проверяют, такая ли погода, как вчера, или нужно заменить карточку, или повернуть стрелку.

Календарь обязательно включает состояние растительного мира, можно предложить черно-белые изображения 2-3 знакомых деревьев, которые дети либо раскрашивают, либо оформляют аппликацией.

В средней группе дети уже знают о дарах природы: овощах, фруктах, лесных дарах (грибы, ягоды, орехи), цветах. Поэтому их изображения помогут закрепить и расширить представления о сезонных признаках мира растений.

Некоторые воспитатели помещают в календарь плоские картонные рисунки природы.

Дети среднего возраста с желанием наблюдают на прогулках птиц и животных, узнают их, проявляют заботу. Поэтому можно продумать, как фиксировать в календаре эти наблюдения. Можно сделать прорези на изображении ветки дерева или кормушки и приготовить силуэты знакомых детям птиц (синички, воробья, голубя, вороны и т.д.).

Очень важно беседовать с детьми, побуждая их объяснять куклам, сказочному гостю, вновь прибывшему ребенку, что означают рисунки, карточки, вставленные сменные изображения в календаре. Это учит детей называть 4-6 признаков сезонных явлений времени года, поощрять наблюдательность детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках, вызывает яркий эмоциональный отклик на созерцание природы через художественную литературу, учит образно воспринимать мир природы через познавательные сказки, любоваться ее красотой, беречь и заботиться о ней.

В старшей группе календарь природы несколько усложняется, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное или сделанное в простых схематических изображениях, рисунках. В этом возрасте у детей есть уже определенный запас количественных и временных представлений, они способны воспринимать представления о дне, неделе, месяце, времени года. Работа с календарем природы помогает лучше осознать эти единицы времени, активно переживать длительность всех представленных промежутков времени: дня, недели, месяца, времени года.

В старшей группе желательно иметь в уголке природы отрывной календарь. Он дает наглядное представление о том, что «дни уходят», месяц сменяется новым, дети «чувствуют течение времени».

Календарь природы в старшей группе включает цветовое обозначение дней недели. Дети одну-две недели заполняют клеточку – (день) условными обозначениями погодных явлений. Рассматривая потом свои обозначения, они фиксируют «настроение» прошедшего месяца, сравнивают с предыдущими, обсуждают приметы, поговорки, свойственные прошедшему месяцу.

Основываясь на систематических наблюдениях в середине месяца, дети могут увидеть изменчивость погоды, характерный «портрет» месяца, а также сезонную динамику времени года.

Оформление календаря природы в старшей группе. Он также включает картину природы с наиболее выраженными сезонными признаками месяца. Эта картинка может быть раскраской, фотографией определенного уголка природы во дворе детского сада или сквера, где ярко выражены представители растительного мира, вода, небо, земляной покров (клумба, грядка).

В нашем детском садике дети обозначают месяцы года гранью куба. Календарь включает активную работу по фиксации дней недели. В начале года можно предложить детям закрашивать по образцу разными фломастерами клеточку-день, запоминая цветовое обозначение дней недели на листе отрывного календаря. Спустя один-два месяца детям предлагается одну-две недели в середине месяца фиксировать состояние погоды в клеточке соответствующей каждому дню этих двух недель, чтобы увидеть «портрет» месяца, его «настроении». Дети вместе с воспитателем рассматривают карточки условных обозначений природных явлений, их должно быть 5-7, причем можно использовать различные условные обозначения в разное время года (убирая или дополняя их, например, гроза - в летнее время, иней - зимой), которые придумывают дети. Вначале им трудно уместить в маленькой клетке несколько значков, поэтому можно использовать трафареты или контуры значков, которые детям нужно закрасить. (Образцы карточек с условными знаками).

Со второй половины года можно предложить отмечать (карточками с условными обозначениями) в календаре виды труда в уголке природы по уходу за растениями, животными, рыбами или птицами (кормушка за окном).

Ведение календаря в старших группах сопровождается работой со схемами, различной символикой, обозначающей опыты с семенами по выявлению условий произрастания. (Предложить схему обозначения долготы дня, условий произрастания лука). Повторюсь, что календарь природы иллюстрируется детскими работами, поделками, которые помещены в коробочку или кармашек (приметы, поговорки, познавательные сказки, альбомы сезонных иллюстраций, серии карточек о природе, природных явлениях).

Обобщая и систематизируя работу с календарем природы, следует провести несколько занятий по обучению ведения календаря и итогам наблюдений. Следует не только побуждать детей к целенаправленным самостоятельным наблюдениям и их фиксацию, но и умению свободно «читать» календарь, делать выводы, рассуждать, сравнивать прошедший месяц с его «братцами», творчески изображать его образ в рисунках, поделках.

Важной частью календаря подготовительной к школе группы становится ежедневное отражение состояния погоды весь месяц. Погоду в выходные дни дети по поручению воспитателя выполняют в понедельник.

Дети седьмого года уже достигли уровня знаний, позволяющего фиксировать число и месяц, подставляя цифры и табличку месяца в кармашек, «окошко», либо выставляя на кубиках меньшего размера поверх куба-месяца.

Со второй половины года можно отмечать температуру воздуха цифрами, так как дети знакомы с принципом работы и умеют определять показание термометра. Можно поместить в календаре игровой термометр с подвижным шнуром-столбиком, окрашенным красным цветом, который поможет детям осознать принцип его работы в действии с ним.

Дети подготовительной группы уже способны воспринимать понятие о календарном годе. Знакомство с планетой, сменой дней, времен года, вращение Земли вокруг Солнца, схематичное изображение этих явлений, работа с отрывным календарем, ведение табличек-месяцев с обозначением состояния погоды и природных изменений, их накопление в папке или альбоме - все это помогает детям осознать прожитое время календарного года, запомнить название месяцев года и их последовательность.

В подготовительной группе проводится объемная работа по уходу за растениями и животными: наблюдаются, изучаются разные способы размножения растений (семенами, корнеплодами, луковицами, черенками) благоприятные условия произрастания, способы ухода за ними. Эта работа также фиксируется ежедневно в таблице-месяце «Работа в уголке природы». Рядом с календарем размещается познавательный наглядный материал: серии сюжетных картинок, схемы, системы символов, пищевые цепочки, познавательные дидактические игры, энциклопедии по природе и др. материал ( картинки сезонных работ людей в природе, логические цепочки «Как рубашка выросла», «Как хлеб на стол пришел»).

Таким образом, продуманная организация прогулок, специальные наблюдения, опыты и отражение их в календаре природы развивает детский ум, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природы, замечать изменения, удивляться и сопоставлять увиденное с уже знакомым. Наблюдая природу под руководством взрослого, дошкольник обогащает и систематизирует знания о природе ближайшего окружения, развивает эстетические вкусы и ощущения, формирует экологическую культуру, активную позицию в охране и созидании жизни.



Список используемой литературы:

  1. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой», Москва 2012г.

  2. Гаврилова О.Н. «Перспективное планирование наблюдений на прогулках в детском саду», Ханты-Мансийск 2005г.

  3. Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду», Москва 1989г.


Нана Николаевна Минкевич,c:\documents and settings\user\рабочий стол\фото нм метод.панораму\dsc09338.jpg

воспитатель МБДОУ д/с «Родничок»


Проект «Музейный калейдоскоп»

В 2012-2013 учебном году с детьми нашей группы и методистом Музейно-выставочного центра Шаповаловой Ириной Анатольевной работаем над проектом «Музейный калейдоскоп».



Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко


В «Конвенции о правах ребёнка» в ст.29 сказано, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной». Каждая страна уникальна. Задача каждого поколения - сохранить эту самобытность, а сохранить её можно, если приобщать ребёнка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания.

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения жизни становятся нормой: не уважение старшего поколения, уничтожение памятников истории, праздная жизнь, безразличие и многое другое. Как в наших детях сохранить духовность, разобраться во всем и выбрать необходимые ориентиры, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению народную культуру.

Наш родной край – Югра, на его территории проживают люди разных национальностей. Местный народ имеет свои традиции, свой уклад жизни. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Неоценимым богатством являются национальным народные игры. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни коренных жителей Югры, об их быте, труде, мировоззрении. Игры являются непременным элементом всех их обрядовых праздников. До наших дней дошло множество игр народов Севера, передаваемых из поколения в поколение, которые вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших у коренных жителей.

Предлагаемый проект создан на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с истоками культуры и традиций коренных народов Севера.

Цель проекта: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края; расширение знаний о природе родного края, о жизни, быте коренных жителей севера.

Задачи:


  1. Изучить древние традиции, обычаи и обряды ханты и манси.

  2. Изучить роль птиц и животных в жизни народов ханты и манси.

  3. Познакомиться с народными праздниками народов ханты и манси.

  4. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом, краем.

  5. Формировать стремление детей активно вступать в познавательное общение.

  6. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

  7. Формировать основы экологической культуры (осознанно- правильного отношения к природе родного края, отражение впечатлений о природе родного края, о коренных жителях Севера в разных формах игровой и художественной деятельности).

  8. Способствовать расширению и углублению представлений детей о родном крае, быте, жизни народов ханты.

  9. Расширить представление детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного города, края.

  10. Воспитать уважение к традиционным ценностям народов Севера.

Тип проекта: групповой, долгосрочный.

Форма организации: экскурсии, беседы, игры, проведение мастер – классов, художественно-творческая деятельность.

Состав проекта: методист музейно-выставочного комплекса, воспитатели, воспитанники подготовительной группы, родители.

Предполагаемый результат проекта:

  1. Расширение знаний у детей о промысле, быте, традициях, одежде коренных жителях севера.

  2. Формирование у детей интереса и уважения к национальной культуре.

  3. Оформление фотовыставки «Музейный калейдоскоп».

  4. Проведение системной работы по приобщению детей к музейной культуре.

  5. Формировать умение детей играть в подвижные игры народов ханты и манси.

  6. Формирование интереса к родному городу и краю, к народному творчеству.

  7. Расширение знаний о разнообразии животных и птиц нашего края.

  8. Расширение потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Перспектива проекта: продолжать знакомить с традициями, обычаями, культурой коренного населения; воспитывать у детей интерес к природе родного края.

Календарный план реализации

проекта

Сентябрь:

1-я встреча:

Краткая обзорная экскурсия-знакомство с музеем. С целью знакомства ребят с такими словами и их значением, как музей, экскурсовод, смотритель, экспозиция, этикетаж. Беседа ведётся с помощью перчаточной куклы «Музейчик».



Интерактивная игра «Создаём свой музей». Проводится в выставочной зоне. Группа делится на 2 команды. Игра проводится по типу эстафеты. Каждой команде перед стартом выдаются картинки с изображением как музейных предметов, так и не музейных. Чья команда быстрее создаст музей, расположив в нём верные картинки, та команда считается победившей.

2-я встреча:

На базе ДОУ продолжаем знакомить детей с такими словами, как экспонаты, вернисаж, коллекция, фонды, запасники и другие с помощью перчаточной куклы «Музейчик». Для наглядности используются фотоизображения вышеперечисленных слов, которые последовательно располагаются на изображении интерьера музея.



Мастер – класс «Волшебная ладошка». Каждый ребёнок обводит свою ладонь. Затем, используя цветные карандаши и фломастеры, добавляя детали, из контура дорисовывают изображение какого-либо предмета. По завершению мастер – класса проводится вернисаж детских работ в группе.

Октябрь

3-я встреча:

«Путешествие по волнам истории освоения Сибири с казацким стругом». Вся беседа и встреча происходит у струга. Ребята знакомятся с особенностями устройства струга, его возможностями, использования. Словарный запас пополняется такими словами, как струг, манера, камбуз, весло.

Мастер – класс «Струг нашей мечты». Выполняется коллективная работа в технике аппликации. Дети нариуют красочных рыбок и сделать амулет, прикрепив на ниточку.

4-я встреча:

На базе ДОУ знакомство с легендарной личностью «Ермак – покоритель Сибири». Ребята узнают о том, кто такие казаки, во что они одевались, чем они занимались. Используется слайд – программа «Ермак».



Ноябрь:

5-я встреча:

Приглашаем в гости на «Обдорскую ярмарку». Сотрудник в русском костюме встречает гостей и «предлагает товар», поясняя все особенности товарных отношений 16-18 века.



Мастер – класс – выполняем куклу «Домовёнок Кузя».

6-я встреча:

На базе ДОУ знакомство детей с русским бытом «Предметы старины глубокой». Сотрудник музея в образе бабушки Федоры из сказки «Федорино горе» сообщает о том, что от неё убежала вся посуда и найти её помогут только ребята, отгадав загадки о предметах.



Мастер – класс – создаём прихватку для горячего в подарок мамам в технике аппликации «Архангельский узор».

Декабрь:

7-я встреча:

Знакомство с «Чайным деревом». Ребята откроют для себя историю происхождения чая, познакомятся с традициями чаепития, пополнят словарный запас словами: сбитень, медовуха. Мастер – класс – вышивка лентами «Салфетка для чая».



8-я встреча:

На базе ДОУ знакомство с «Историей происхождения самовара». В беседе используется кукла – перчатка «Муха – цокотуха», которая расскажет о видах самоваров, связанных с ними традициями. Мастер – класс – в технике бумажная пластика. Создаём панно «Самовар».



Январь:

9-я встреча:

Знакомство с «хантыйским деревом» - «Шаман – горюй». Ребята откроют для себя мир духовной культуры народа ханты, познакомятся с предметами культа и музыкальными инструментами, услышат мелодии народной музыки ханты.



Мастер – класс – изготавливаем и декорируем «Бубен шамана».

10-я встреча:

На базе ДОУ знакомство с «Предметами быта народов ханты». В беседе используется слайд – программа и хантыйские предметы быта.



Мастер – класс – декорируем «Закладку для книги» хантыйским орнаментом.

Февраль:

11-я встреча:

Знакомство с «Птицами нашего края». Познакомить с наиболее интересными видами птиц, занесёнными в Красную книгу. В процессе беседы предлагается интерактивная подвижная игра «Дятел» Мастер – класс – в технике монотипия, создаём панно «Глухарь».



12-я встреча:

На базе ДОУ познакомить ребят с мифом о «Происхождении Югры», используя слайд – программу. Ребята узнают о том, кто такой Торум и священная гагара.



Мастер – класс – выполнение панно «Гагара – священная птица края».

Март:

13-я встреча:

Знакомство с «Богатым животным миром». Используется в работе перчаточная кукла «Лосёнок», который в ходе беседы загадывает детям загадки о животных. В процессе беседы предлагается интерактивная игра «Кочки».



Мастер – класс в технике имитации гобелена. Создаём панно «Олень».

14-я встреча:

На базе ДОУ идет знакомство с «Образом медведя – священным образом мифов и легенд», (используется слайд – программа «Медвежий праздник»). Ребята узнают, что медведь не только крупный хищник, но и значимая фигура мифов и легенд.



Мастер – класс – создаём панно «Мишка».

Апрель:

15-я встреча:

Знакомство «Чум, срубный дом – жилища народов ханты». Дети рассаживаются в доме на покрывале и знакомятся с устройством дома, традициями и с «Одеждой народа ханты».



Мастер – класс - декорируем заготовку хантыйской малицы, выполненную из бумаги, хантыйским орнаментом в технике гратаж.

16-я встреча:

На базе ДОУ, используя слайд – программу «Декоративно-прикладное творчество народов ханты», знакомим ребят с ремёслами и женским рукоделием. Знакомство с хантыйской сказкой «Женщина – кукушка» с использованием настольного театра.



Мастер – класс – выполняем хантыйскую куклу «Клюквинка».



А.Н.Уфимцева,

тифлопедагог МБДОУ д/с «Солнышко»,



Ж.Ф. Стахнюк,

воспитатель группы комбинированной направленности



Использование зрительной гимнастики

для профилактики и коррекции нарушений зрения у детей


Роль зрения в жизни человека неоспорима. Зрение - это самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течение всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием колоссальных нагрузок. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90% информации об окружающем мире. Хрупкость и ранимость зрения особенно заметны в детском возрасте: юный организм еще не достаточно укреплен, а значит, подвержен различным вредным влияниям.

В России, по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, амблиопией (слабовидением), косоглазием и др. С каждым годом число таких детей растет. Но каким бы низким не было зрение, сохранять его, а в некоторых случаях и улучшить его - важнейшая задача, в решении которой большая роль принадлежит родителям и педагогам учреждений, которые посещают дети с нарушением зрения.

Обучение и воспитание слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием осуществляется в специальных дошкольных учреждениях, где они получают необходимую коррекционную помощь.

Таким учреждением является и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида, где функционируют группы компенсирующей и комбинированной направленности для детей с нарушением зрения. В группах для детей с нарушением зрения реализуется Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И.Плаксиной. Специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке, развитию мелкой моторики проводятся тифлопедагогом. Одним из требований при организации коррекционно-развивающего процесса в специальном ДОУ является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений. Профилактика зрительных нарушений является неотъемлемой составляющей коррекционно-развивающей деятельности в образовательном процессе детей с нарушениями зрения.



К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относятся:

  • соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

  • использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее  качество  оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

  • чередование  занятий  детей с отдыхом;

  • проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;

  • контроль правильной позы детей во время занятий;

  • организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

  • активное гармоничное физическое развитие детей;k:\p1312495.jpg

  • организация рационального питания и витаминизации;

  • исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

По мнению известного врача-офтальмолога профессора Г.Г. Демирчогляна, «…педагоги могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского зрения. Простые, эффективные профилактические и оздоровительные рекомендации и методики, комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения, тренинг окологлазных мышц позволяют добиться хороших результатов».

В связи с этим педагогический коллектив МБДОУ д/с «Солнышко» большое внимание уделяет охране и гигиене зрения дошкольников, проведению различных занятий, игр и упражнений, способствующих качественному улучшению зрительных функций.

В Программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И. Плаксиной наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья предусмотрены упражнения для глаз, направленные на преодоление зрительных нарушений, развитие зрительной ориентации, снятия зрительного утомления, совершенствования центрального и периферического зрения.

Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога. Офтальмологами доказано положительное влияние зрительной гимнастики на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей, при котором улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Гимнастику для глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительного анализатора должна быть регламентирована:



  • гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях и связаны со зрительным напряжением на 10-11й минуте в течение 2-3 минут,

  • на 14-17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение трех минут,

  • в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях  по развития речи (чтение, рассказывание),  то на 11-13 мин. проводится физкультминутка  для мышечного расслабления, а на 17-18-й мин. занятия – упражнения для глаз.

Условия проведения зрительной гимнастики:

    1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони,  дети лежат на ковре руки за головой) - это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

    2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

    3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

  • сидеть (стоять) прямо, не напрягаться, расслабить плечи и опустить их;

  • следить за дыханием: оно должно быть глубоким  и равномерным;

  • сосредоточить все внимание на глазах;

  • после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Упражнения для глаз разнообразны, но мы приведем в пример лишь небольшую часть из них, которые рекомендуем применять на занятиях с детьми дошкольного возраста:

  1. упражнения для профилактики и снятия усталости глаз:

  • Сидя крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть. (Повторить 6-8 раз).

  • Сидя быстро моргать глазами в течение 1 мин., затем расслабить глаза. Это упражнение даёт хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение.

  • Стоя вытянуть руку вперёд, посмотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенный на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появления двоения. (Повторить 6-8 раз).

  • Стоя смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.

  • Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-35 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.

  • Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.k:\p1312498.jpg

  1. упражнения на укрепление глазных мышц, тренировку и массаж хрусталика, улучшение кровообращения, питание глаз:

1. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.

2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний.



Офтальмологические паузы

(с использованием стихотворений)

Дождик

Дождик, дождик, пуще лей,



(Дети глазами смотрят вверх)

Капель, капель не жалей.



(Глазами смотрят вниз)

Только нас не замочи,



(Круговые движения глазами)

Зря в окошко не стучи!



Необходимого эффекта можно достигнуть, только если выполнять эти упражнения часто. Для большей эффективности зрительную гимнастику нужно преподносить не только в виде упражнений, но и как игру. Тогда у ребенка появится собственная заинтересованность и желание «поиграть». Вот перечень таких игр для детей с нарушением зрения: «Что изменилось?», «Найди спрятанную игрушку», «Сравни два предмета», «Кто дальше бросил снежок?», «Что справа, что слева?», «Найди предметы, похожие на треугольник (круг, овал, квадрат)», «Лабиринты», «Набрось кольцо», «Попади в ворота», «Классификации по форме, цвету..(например: «найти все круги, или найти все красные маленькие круги)» и т.д. Данные игры просты и доступны для проведения их в домашних условиях.

Упражнения зрительной гимнастики занимают всего несколько минут, но польза, которую они приносят, неоценима. Глаза могут получить необходимый отдых, так как в наш век телевизоров и компьютеров каждый день глаза получают слишком много вредоносной нагрузки. Помимо всего прочего, гимнастика – это своеобразная релаксация для нервной системы ребенка: мозг легче справляется со зрительной информацией.

Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:



  • обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;

  • повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

  • укрепляет мышцы век;

  • снимает переутомление зрительного аппарата;

  • развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;

  • корректирует функциональные дефекты зрения.

Опыт работы педагогов ДОУ позволяет отметить, что профилактика глазных заболеваний, основанная на специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания, является эффективной и неотъемлемой частью коррекционно-образовательного процесса. Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.k:\p1312496.jpg

Уважаемые педагоги и родители, в ваших силах помочь ребенку адаптироваться к непростым условиям коррекции зрения, минимизировать стресс. Ведь все дети достойны не только любви и восхищения, но и уважения к их внутреннему «я», даже если на носу у них не только конопушки, но и очки!



Литература:

  1. Гусева М. Р. , Дмитриев В. Г., Плаксина Л. И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения.- М., 1987.

  2. Дружинина Л. А., Осипова Л. Б. В помощь тифлопедагогу ДОУ.- Челябинск.-2010.

  3. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ автор- составитель Е. А. Чевычелова.- Волгоград.- 2012.

  4. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие.- М., 1999.




Татьяна Геннадьевна Киселёва,e:\dcim\100msdcf\dsc01318.jpg

воспитатель по ознакомлению

дошкольников с природой,

МБДОУ ЦРР - детский сад «Маугли»

первая квалификационная категория

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с учётом гендерных особенностей детей

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница