Пути и эффективность реализации оздоровления детей и подростков в условиях городских образовательных учреждений 14. 00. 09 Педиатрия 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение



страница1/4
Дата26.06.2015
Размер0,92 Mb.
  1   2   3   4


На правах рукописи

Ширяева Галина Павловна
Пути и эффективность реализации оздоровления детей и

подростков в условиях городских образовательных учреждений

14.00.09 – Педиатрия

14.00.33 – Общественное здоровье и здравоохранение
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Уфа 2008


Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».
Научный консультант:

доктор медицинских наук, профессор Муталов Айрат Гайнетдинович



Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук, профессор Хайретдинова Татьяна Борисовна

доктор медицинских наук, профессор Кушнир Семен Михайлович

доктор медицинских наук, профессор Ахмадуллина Хамида Минвалиевна


Ведущее учреждение:

Российская государственная медицинская академия последипломного образования, г. Москва

Защита диссертации состоится 15 апреля 2009 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 208.006.03 при ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» по адресу: 450077, г. Уфа, ул. Ленина, 3.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Автореферат разослан « » 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

профессор Мирсаева Гульчагра Ханифовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Сохраняющееся прогрессирующее ухудшение состояния здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях, нарушение их нервно-психического развития, снижение показателей физических данных, росту распространенности вредных привычек и асоциальных форм поведения ведет к угрозе национальной безопасности России и имеет неблагоприятные последствия: рост ранней инвалидизации, трудности комплектования армейского резерва, снижение профессиональной пригодности и репродуктивных возможностей в молодом возрасте (Решение научной сессии академий, имеющих государственный статус «Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития российского общества и государства, 2006).

Большую часть дня (более 70% времени) дети и подростки с 3 до 17 лет проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды. Так, по данным Министерства здравоохранения Республики Башкортостан за последние 5 лет отмечается неблагоприятная динамика в состоянии здоровья детей и подростков (Мурзабаева С.Ш., Байтурина А.Т., Малиевский В.А. и др., 2007), и не последняя роль принадлежит образовательному процессу. Отмечается рост числа заболеваний крови (на 80%), эндокринной (на 50%), костно-мышечной (на 54%) и нервной систем (на 30,5%). У подростков наиболее существенно выросла заболеваемость костно-мышечной системы (на 51%), системы кровообращения (на 39%). Ухудшение здоровья детей и подростков начинается с минимальных внешних воздействий, превышающих адаптационные возможности организма. Реализация неблагоприятных факторов при формировании патологии в значительной степени зависит от срока их действия, возраста ребенка, соотношений негативных и позитивных влияний (Куинджи Н.Н., Степанова М.И., 2000). Известно, что факторы риска в школьный период непрерывны, систематичны и длительны. Даже самые минимальные воздействия их имеют способность накапливаться, действуя ежечасно и ежедневно на протяжении всего периода обучения (Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., 2004) и сопровождаются нарушениями соматического, психического, физического и репродуктивного здоровья (Кучма В.Р., 2001; Скрыпник О.Ю., 2005; Сысоенко Н.В., 2006).

Проблема здоровья стала наиболее актуальной в настоящее время, когда осуществляется переход от массового унифицированного образования к образованию дифференцированному, ориентированному на конкретного ребенка с его личностными особенностями и функциональными возможностями. Стали открываться множество школ нового типа: гимназии, лицеи и т.д. Практикуются авторские технологии обучения, вводятся альтернативные формы обучения, что обусловило разработку новых учебных программ, новых учебных курсов. В таких школах, наряду с общим образованием, уже на ранних стадиях обучения вводятся дополнительные предметы и занятия, нередко имеет место увеличение объема суммарной учебной нагрузки, интенсификация учебного процесса, в результате чего ухудшается здоровье учащихся уже в первом классе (Гринене Э.,1978; Степанова М.И., 2003; Сухарева Л.М., 2004). В работах Вирабовой А.Р., 2006, Вахитовой Г.А., 2007, показана возможность сохранения устойчивого уровня работоспособности и состояния здоровья подростков при использовании различных программ медико-психолого-педагогического сопровождения в условиях негосударственных образовательных учреждений. Наряду с всесторонним развитием и обучением детей, школы и дошкольные учреждения должны выполнять оздоровительную функцию. Этот принцип в настоящее время юридически закреплен в Законах «Об образовании» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Очевидна заинтересованность общества и государства в сохранении здоровья подрастающего поколения, определяющего в будущем трудовой, интеллектуальный, оборонный потенциал, воспроизводство и здоровье будущих поколений (Базарный В.Г., 1998; Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., 2003; Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Сухарева Л.М., 2000).

Несмотря на то, что имеющиеся научные данные о состоянии здоровья детей и подростков в современных городских образовательных учреждениях довольно многочисленны, тем не менее, они разрозненны и в них отсутствует системный подход к сохранению и укреплению здоровья детей и подростков на различных этапах воспитания и обучения. Сохранение здоровья детей и подростков в городских образовательных учреждениях возможно только с учетом анализа тенденций, сдвигов основных показателей здоровья при осуществлении мониторинга, что дает возможность создавать региональные и муниципальные программы сохранения и укрепления здоровья детей в городских образовательных учреждениях. Нами выдвигается концепция о возможности и необходимости организации обучения, опирающегося на научно-обоснованные принципы, обеспечивающие соответствие процесса обучения функциональным возможностям и состоянию здоровья современных детей и подростков в городских образовательных учреждениях.
Цель исследования: Разработать, апробировать и внедрить систему организационно-лечебно-профилактических мероприятий по совершенствова-нию охраны здоровья детей и подростков городских образовательных учреждений на основе использования здоровьесберегающих технологий.
Задачи исследования:

1. Провести сравнительный анализ состояния здоровья детей и подростков Республики Башкортостан на различных этапах воспитания и обучения за период 1996-2007 гг.

2. Изучить роль социально- гигиенических и медико- биологических факторов риска в нарушении состояния здоровья детей и подростков различных городских образовательных учреждений.

3. Установить медико-психологические факторы риска нарушения состояния здоровья, когнитивных расстройств и самосохранительного поведения у детей и подростков различных городских образовательных учреждений.

4. Проанализировать динамику физического и биологического развития детей и подростков различных городских образовательных учреждений Республики Башкортостан.

5. Изучить региональные особенности гормонального статуса детей и подростков и выявить их взаимосвязи с уровнем физического и нервно-психического развития.

6. Разработать и внедрить модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях комплексного (сад-школа) городского образовательного учреждения и оценить её эффективность.

7. На основании комплексной оценки регионарных факторов риска и их патогенетической роли в нарушении здоровья детей и подростков разработать, обосновать и внедрить методы оптимизации диагностики, профилактики нарушений в состоянии здоровья в рамках комплексной программы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков городских образовательных учреждений Республики Башкортостан.


Научная новизна:

В настоящем исследовании впервые дана комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков Республики Башкортостан, обучающихся в различных городских образовательных учреждениях (государственные образовательные учреждения - детские сады и школы, негосударственные образовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования и средние специальные учебные заведения).

Проведена оценка динамики параметров физического развития детей и подростков различных городских образовательных учреждений за десятилетний период, выявлены особенности гормонального статуса детей и подростков в возрасте 3-17 лет.

Ранжированы и классифицированы факторы, определяющие уровень здоровья детей и подростков по степени их информативности, характеру влияния на адаптацию к школе, особенностям накопления и чередования факторов риска; показана возможность их нивелирования профилактическими и коррекционными мероприятиями с учетом возраста и возможностей различных городских образовательных учреждений.

Дана комплексная оценка медико-психологическим, санитарно-гигиеническим, физиологическим компонентам структуры образовательного процесса в условиях негосударственного образовательного учреждения. Проанализирована динамика основных показателей здоровья детей различного возраста в зависимости от педагогических и валеологических принципов обучения.

Разработана и представлена модель последовательного формирования здоровья детей и подростков (детский сад – школа), что позволило обосновать здоровьесберегающую технологию на основе этапных индивидуализированных оздоровительных мероприятий.

Впервые на основе комплексного изучения функционального состояния, работоспособности, состояния здоровья учащихся получен здоровьесберегающий эффект организованного нами учебного процесса и медико-психолого-педагогического сопровождения в негосударственном образовательном учреждении.

Произведен сравнительный анализ психологических характеристик детей и подростков в зависимости от вида образовательного учреждения, что дает возможность создать профильные программы медико-психологического сопровождения.



Практическая значимость:

Предложенное нами методика психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях позволяет определить показания к психокоррекционной работе с детьми групп риска и доказывает, что комплексная профилактика способна положительно влиять на эмоционально-личностную сферу ребенка, моделируя его отношение к учебе, улучшая функциональные вегетативные показатели. Это позволяет использовать предложенные методы для реабилитации детей и подростков в условиях образовательных учреждений, медико-социальных отделениях детских поликлиник и в медико-психолого-социальных Центроах для детей и молодежи.

Результаты комплексного динамического исследования состояния здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях за последние десять лет доказывают необходимость создания целевых программ по сохранению и укреплению здоровья школьников и учащихся начального и среднего специального обучения.

Получены новые данные о принципах обучения в условиях негосударственного образовательного учреждения и оценена эффективность оздоровления детей различного возраста с применением современных технологий.

Доказано, что предложенная нами система медицинской помощи и реабилитации детей в условиях негосударственного образовательного учреждения способствуют сохранению устойчивого уровня работоспособности, функционального состояния организма, эмоционального статуса учащихся, приводят к снижению острой заболеваемости, т.е. имеют здоровьесберегающий эффект.

Полученные данные о целесообразности альтернативной структуры организации медико-психолого-педагогической помощи позволяют рекомендовать ее для оптимизации учебного процесса в городских образовательных учреждениях и профилактики нарушений адаптации к школе.



Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование здоровья детей и подростков Республики Башкортостан, обучающихся в различных городских образовательных учреждениях, обусловлено региональными особенностями социально-гигиенических и медико-биологических факторов, определяющих здоровье, состоянием индивидуального физического, биологического и нервно-психического развития.

2. Создание здоровьесберегающей среды образовательного процесса способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников и школьников, позволяет существенно улучшить эмоционально-личностные характеристики и повысить качество адаптации ребенка к школе и самосохранительного поведения современных подростков.

3.Особенности и сопряженность функциональных, нейропсихологических, эмоционально-личностных и вегетативных нарушений у детей и подростков городских образовательных учреждениий указывают на то, что определяющим в нарушении здоровья является дисфункция ЦНС.

4.Комплексная программа медико- психолого-педагогического сопровождения, включающая активные психокоррекционные и профилактические мероприятия, приводит к улучшению ряда вегетативных и психологических показателей, позволяет оптимизировать параметры самосохранительного поведения детей и подростков в различных городских образовательных учреждениях.
Внедрение результатов исследования в практику:

Результаты исследования используются в учебном процессе на практических занятиях и в лекционном курсе для врачей-педиатров на кафедрах педиатрии, организации здравоохранения и общественного здоровья Института последипломного образования (БГМУ). Материалы исследования вошли в методические пособия и рекомендации Министерства здравоохранения Республики Башкортостан для врачей-педиатров «К вопросу о состоянии здоровья школьников» (Уфа, 2000); «Вопросы рационального питания в организации здорового образа жизни подростков» (Уфа, 2005); «Психология здоровья в школе» (Уфа, 2005); «Оценка здоровья детей при профилактических осмотрах» (Уфа, 2007).


Публикации: По теме диссертации опубликованы 54 научные работы, из них 7 в изданиях, рекомендованных ВАК, одна монография «Физиология, патология и охрана здоровья детей подросткового возраста» (Уфа, 2005), материалы диссертации вошли в монографию «Практическая тиреоидология» (Уфа, 2008).

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации представлены на Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы детской кардиологии» (Москва,1998), V Конгрессе педиатров РФ (Москва,1999), Международной конференции, посвященной 55-летию института физиологии РАО (Москва, 2000), Всероссийской конференции с международным участием (Иваново, 2001), Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы амбулаторно-поликлинической помощи детям и подросткам» (Ижевск, 2003), Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в ХХI веке» (Москва, 2004), Всероссийской научной конференции «Здоровье молодежи и будущее России» (Тверь, 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Фармакотерапия в педиатрии» (Москва, 2007), Межрегиональной научно-практической конференции «Здоровье молодежи на рубеже ХХI века» (Уфа, 2000), Республиканских научно-практических конференциях «Экология и здоровье детей» (Уфа, 2002), «Роль стационарзамещающих технологий в охране здоровья детей и подростков» (Уфа, 2002), «Проблемы развития и охраны здоровья детей подросткового возраста» (Уфа, 2003), «Новые технологии в диагностике, лечении и профилактике заболеваний детей и подростков» (Уфа, 2004), «Региональные особенности развития и охраны здоровья детей и подростков» (Уфа, 2005), «Актуальные проблемы здоровья детей и подростков» (Уфа, 2006, 2007, 2008), конференциях Башкирского отделения Союза педиатров России, Башкирского отделения Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья (Уфа, 2006, 2007, 2008), апробированы на совместном заседании проблемной комиссии «Новые технологии в диагностике, лечении и профилактике заболеваний у детей и подростков» с сотрудниками кафедр педиатрического профиля Башкирского государственного медицинского университета (2007).



Структура диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, аналитического обзора литературы, описания методов и объема исследований, трех глав результатов собственных исследований и их обсуждения, заключения, выводов, списка использованной литературы, содержащего 280 отечественных и 80 зарубежных источников, двух приложений.

Диссертация изложена на 277 страницах, содержит 85 таблиц и 21 рисунок, две схемы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Материалы и методы исследования

Проведение научно-исследовательской работы основывалось на современных методологических взглядах на развитие и формирование здоровья детей в различные возрастные периоды, начиная с дошкольного и заканчивая подростковым периодом (Вельтищев Ю.Е., 2000; Виноградов А.Ф., 2006; Громбах С.М.. 1988; Кучма В.Р., 2001).

Объектами исследования были дети и подростки, обучающиеся в детских дошкольных учреждениях, школах, профессиональных (ПТУ) и средне-специальных (ССУЗ) учебных заведениях Республики Башкортостан. Исследования проводились на базе муниципальных детских поликлиник №1,2,4,8 г. Уфы (ДДУ и школы), в государственных образовательных учреждениях (ГОУ) городов Туймазы, Октябрьский, Межгорье и в негосударственном образовательном учреждении (НОУ) «Альфа». Подростки 15-17 лет наблюдались в ПТУ г. Туймазы и средних специальных учебных заведениях (ССУЗ) г. Уфы. Исследование проводилось в период с 1996 по 2007 гг.

Объект наблюдения представлен двумя независимыми выборками, каждая из которых в совокупности состояла из детей 3-17 лет обоих полов в г.Уфе. Под нашим наблюдением находился 3381 ребенок в возрасте от 3 до 17 лет с различным уровнем здоровья, отобранный методом комбинированной выборки (ДДУ и школы, ПТУ, ССУЗ) и 1325 детей в г. Межгорье, получивших реабилитацию с использованием технологий биологической обратной связи (БОС) в образовательных учреждениях и центре «Логос». Объем выборки рассчитан по общепринятой методике и свидетельствует о достаточности численной совокупности детей и подростков для получения статистически достоверных результатов (Гланц С., 1999) .

Основная группа состояла из 1508 детей и подростков государственных городских образовательных учреждений, в том числе ПТУ И ССУЗ. Группа сравнения включала 1873 ребенка и подростков 3-17 лет в негосударственном образовательном учреждении «Альфа». При выполнении отдельных фрагментов исследования (оценка заболеваемости при проведении диспансеризации с использованием автоматизированного комплекса диспансерных обследований АКДО, социальной адаптации и при проведении реабилитации методом БОС) в качестве исследовательского объекта выступили дети и подростки гг. Туймазы, Октябрьский, Межгорье.

Этапы исследования:

1) изучение состояния здоровья и заболеваемости детей и подростков 3-17 лет, обучающихся в городских образовательных учрежденииях Республики Башкортостан;

2)изучение особенностей физического развития, психоэмоционального и гормонального статуса, социально-гигиенических и медико-биологических факторов риска нарушений здоровья детей и подростков, обучающихся в различных городских образовательных учреждениях;

3) анализ эффективности влияния здоровьесберегающих технологий на состояние здоровья детей и подростков в динамике наблюдений;

4) разработка и внедрение модели Республиканской целевой программы

по сохранению и укреплению здоровья школьников и учащихся учреждений начального и среднего специального образования.

Обследование и динамическое наблюдение осуществлялось совместно с участковыми педиатрами, врачами и педагогами школ, психологами, врачами – специалистами детских поликлиник и Республиканской детской клинической больницы (детские хирурги, детские гинекологи, окулисты, невропатологи). Большой вклад в динамическое наблюдение и обследование подростков внесли врачи-педиатры Титова Т.А. (ССУЗы) и Вахитова Г.А. (НОУ «Альфа»).

Обследование подростков в г. Туймазы проводила бригада специалистов кафедры педиатрии Института последипломного образования Башкирского государственного медицинского университета с привлечением местных психологов, педагогов, сотрудников отделения медико-социальной помощи детям с использованием компьютерной программы АКДО Центральной районной больницы (главный врач, канд. мед. наук А.С. Аитов).

При увеличении числа школ, внедряющих оздоровительные программы, возникла необходимость изучения их деятельности для координации, углубления и активизации проводимой работы на более качественном уровне, обоснования наиболее эффективных управленческих решений в рамках комплексной целевой программы. В связи с этим проводился сравнительный анализ реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях Республики Башкортостан (НОУ «Альфа» и ГОУ гимназия №5, школа №129 г. Уфы, Центр «Логос» г. Межгорье). Состояние школьно-средовых факторов оценивалось с использованием модели мониторинга «Среда образовательного учреждения – школьные болезни» (Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., 2004).

В негосударственном образовательном учреждении «Альфа» с 1993 года использовалась комплексная система воздействия на учащихся совокупности ресурсов: образовательных, материальных, педагогических, психологических, здоровьесберегающих, социальных, управленческих и др. Здесь была создана система личностно-ориентированного обучения детей в условиях обеспечения полноценного формирования здоровьесберегающей среды, которая достигалась через решение следующих задач: создание эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самосознания и развития каждого учащегося; гуманизация школьных отношений, выстраивание гармоничных отношений между детьми, педагогами, родителями; стимулирование инновационной образовательной деятельности педагогов, связанной с использованием личностно-ориентированных технологий обучения; внедрение эффективных психологических технологий в практику образования.

Медико-психолого-педагогическое сопровождение носило комплексный характер и было направлено на всех участников образовательного процесса. Психологи совместно с педагогами и врачом (медико-психолого-педагогический консилиум) разрабатывали и реализовывали программу индивидуального развития каждого ребенка.

Формированию индивидуально ориентированной среды развития ребенка и применению здоровьесберегающих технологий в школе способствовало комплектование классов, которое осуществлялось с учетом психологических и интеллектуальных особенностей детей. В каждом классе обучалось от 5 до 14 человек, что давало возможность учитывать личностные особенности каждого и осуществлять индивидуальный подход.

Выбор школ сравнения был обусловлен тем, что в средней школе № 129 и лицее № 5 имелись дневные стационары и реализовывалась программа «CINDI» (Cindi children scrining examination horm - программа формирования здорового образа жизни, основанная на знании реального образа жизни детей определенного пола, возраста, коллектива с использованием специальной анкеты-опросника).

Клиническая оценка состояния здоровья проводилась методами, разработанными в НИИ гигиены детей и подростков, и включала в себя анализ физического, нервно – психического развития, заболеваемости по результатам комплексных и индивидуальных осмотров. Комплексная оценка состояния здоровья проводилась с выделением пяти групп здоровья по классификации С.М. Громбаха (1984). По показаниям проводился комплекс лабораторно - инструментальных исследований. С целью оценки эндокринного статуса был определен уровень концентрации гормонов в сыворотке крови – тиреотропина (ТТГ), тироксина (Т4), трийодтиронина (Т3), трийодтиронина свободного (FТ3), кортизола (К), тестостерона (ТС), лютенизирующего (ЛГ), фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), пролактина (ПЛ), адренокортикотропного гормона (АКТГ) методом радиоиммунологического анализа с использованием RIA – наборов фирмы CIS-BIO (Франция), «РИО-125 J-ТГ» (Беларусь) в условиях Центральной научно-исследовательской лаборатории БГМУ под руководством профессора В.В.Сперанского.

Исследование структуры личностных свойств подростков проводилось с использованием ряда психологических тестов: адаптированного модифицированного варианта личностного опросника, разработанного Кеттеллом Р.Б., психодиагностического теста Спилбергера Ч.Д. в модификации Ханина Ю.Л. Для оценки эмоционально – динамического портрета личности с использованием стандартизированных цветовых таблиц применялся восьмицветовой тест Люшера. Для определения личностных особенностей и частоты распространенности различных типов акцентуаций характера (являющихся крайними вариантами нормы) использовалась шкала объективной оценки патохарактерологического диагностического опросника, разработанного Личко А.Е. и соавт. в НИИ им. Бехтерева (1976).

Умственная работоспособность изучалась на основании проведения корректурной пробы по методике Громбаха С.М.(1984) в модификации Менделеевой О.И.(1987) по таблицам Анфимовой с оценкой коэффициента продуктивности корректурной пробы (ПКР). Кроме того, в процессе обследования применялись разработанные нами анкеты для оценки качества самосохранительного поведения подростков (Ширяева Г.П., Титова Т.А., Вахитова Г.А.), при помощи которых исследовалась способность использования подростками валеологических установок в повседневной жизни.

Уровень физического развития оценивался по данным антропометрических измерений, которые проводились по унифицированной методике путем распределения по центильным таблицам в соответствии с возрастом и полом. Гармоничность физического развития оценивали по общепринятым методикам Сердюковской Г.Н.(1979). Половое развитие оценивали по методикам Улановой Л.И.и Tanner J., (1969), Frasie S. (1980).

Определение функционального состояния вегетативной нервной системы ребенка проводилось по таблице оценки исходного вегетативного тонуса, клиноортостатической пробы (вегетативное обеспечение) на основании анализа изменений артериального давления и частоты сердечных сокращений (Белоконь Н.А, Кубергер М.Б., 1987, Вейн А.М., 2000).

Полученные данные обработаны на персональном компьютере. Вычисление достоверности между группами средних значений проводилось методом однофакторного дисперсного анализа с применением критерия Стьюдента, используя критерий Фишера и поправку Йейтса для расчета при малочисленных выборках. Достоверность различия (Р) сравниваемых величин при независимых друг от друга наблюдениях оценивалась с помощью таблиц Стьюдента. Влияние неблагоприятных факторов и их взаимосвязь определялись при помощи непараметрической ранговой корреляции Спирмана с определением коэффициента корреляции (R/КС) и коэффициента достоверности (Р). Математическая обработка полученных результатов производилась с помощью стандартных компьютерных программ в операционной среде Windows с использованием пакета Microsoft Office (Excel) и программы «STATISTICA 6.0». Математическое прогнозирование проводили с помощью статистических методов распознавания образов: теоремы Байеса, последовательной процедуры анализа Вальда.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница