Методические указания для студентов Иркутск игму 2013 (075. 8) Ббк 53. 431я73 п 18



страница1/6
Дата26.06.2015
Размер0,55 Mb.
  1   2   3   4   5   6


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Е. О. Парфенова




Общий осмотр ребенка

Методические указания для студентов

Иркутск

ИГМУ


2013
УДК 616-053.2-071.2(075.8)

ББК 53.431я73

П 18
Рекомендовао центральным координационным методическим советом

Иркутского государственного медицинского университета

№ 3 от 01.04.13
Автор:

Е. О. Парфенова – канд. мед. наук, доцент кафедры детских болезней ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России

Рецензенты:

Е. С. Филиппов – д-р мед. наук, зав. каф. педиатрии ФПК и ППС ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России

Е. И. Васильева – канд. мед. наук, зав. каф. педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Парфенова Е. О.

П18 Общий осмотр ребенка : методические

указания для студентов / Е. О. Парфенова ;

Иркутск : ИГМУ , 2013. – 45 с.
В учебном пособии представлены схемы, таблицы, ориентировочные основы действия, алгоритмы диагностики, позволяющие студенту самостоятельно провести общий осмотр ребенка, выявить имеющиеся нарушения.

Пособие предназначено для студентов специальности «060101 – лечебное дело» при изучении ими дисциплины «Педиатрия»

УДК 616-053.2-071.2(075.8)

ББК 53.431я73


© Парфенова Е. О., 2013



© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие

4

Введение

5

1. План общего осмотра ребенка

6

2. Диагностический поиск

8

2.1. Диагностический поиск при обнаружении у ребенка гипертермии

8

2.2. Диагностический поиск при обнаружении бледности кожи ребенка

9

2.3. Диагностический поиск при обнаружении у ребенка тотального цианоза

10

2.4. Диагностический поиск при обнаружении у ребенка периорбитального, периорального цианоза, акроцианоза

11

2.5. Диагностический поиск при обнаружении у ребенка сухости кожи

12

2.6. Алгоритм диагностики патологии волос, ногтей

13

2.7. Диагностический поиск при обнаружении у ребенка увеличения толщины подкожно-жировой складки

14

2.8. Диагностический поиск при обнаружении у ребенка увеличения лимфатических узлов

15

2.9. Диагностический поиск при обнаружении у ребенка снижения мышечного тонуса

16

3. Учебные ситуационные задачи

17

4. Ответы к учебным ситуационным задачам

27

Приложение

38

Рекомендуемая литература

47


ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие предназначено студентам лечебного факультета с целью формирования общепрофессиональной компетенции 3 (способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности) и общепрофессиональной компетенции 5 (способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного) при изучении темы «Общий осмотр ребенка».

Цель занятия: обучить студента методике обследования кожи, подкожной клетчатки, костной и мышечной системы здорового и больного ребенка.

Студент должен знать:

  1. Особенности кожи и подкожно-жировой клетчатки, лимфоидного аппарата, костной и мышечной систем у детей.

  2. Методику общего осмотра ребенка.

  3. Семиотику основных поражений кожи, подкожно-жировой клетчатки, костно-мышечной системы.

Студент должен уметь:

  1. Провести общий осмотр ребенка с выявлением основных патологических симптомов.

  2. Выявлять основные стигмы дисэмбриогенеза.

  3. Провести диагностический поиск при обнаружении у ребенка патологии кожи, подкожной клетчатки, костно-мышечной системы.


ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемые методические указания предназначены для самостоятельной работы студента у постели больного.

Для правильного оформления результатов курации приводится последовательность описания общего осмотра ребенка с возможными вариантами показателей.

Входящие в общий осмотр оценка физического и нервно-психического развития освещены в методических указаниях «Физическое развитие».

Приводятся алгоритмы диагностического поиска при выявлении у ребенка патологии кожи, придатков кожи, подкожной клетчатки, Алгоритмы диагностического поиска при обнаружении у ребенка отдельных симптомов не только тренируют клиническое мышление, но и расширяют кругозор так как алгоритм содержит не только нозологические формы, изучаемые студентами в рамках рабочей программы, но и заболевания, не вошедшие в программу лечебного факультета.

Кроме вышеперечисленного в пособие включен материал (в виде схем и таблиц), не требующий заучивания студентами лечебного факультета, но необходимый при работе по данной теме.

Учебные ситуационные задачи максимально приближены к практике. Студентам предлагается из большого объема информации выделить причинно-значимые факторы риска развития заболевания, определить принадлежность признака к патологическому или физиологическому в зависимости от возраста ребенка, выделить ведущие клинические симптомы и синдромы. Задача содержит один вопрос по теме предыдущих занятий, что позволяет контролировать степень выживаемости знаний, проводить повторение ранее пройденных тем.

Приложение содержит таблицы и схемы, в том числе и из тибетской медицины.

        1. ПЛАН ОБЩЕГО ОСМОТРА РЕБЕНКА





  1. Общее состояние (удовлетворительное/ средней тяжести/ тяжелое)

  2. Температура тела

  3. Положение тела (активное/ пассивное/ вынужденное)

  4. Сознание (ясное, спутанное, ступор, сопор и кома)

  5. Выражение лица (спокойное/ возбужденное страдальческое/ безразличное и др.)

  6. Поведение больного (общителен/ безразличен/ раздражителен/ негативен и др.)

  7. Физическое развитие

  8. Нервно-психическое развитие

  9. Кожный покров

1) цвет кожи

2) наличие элементов сыпи, мацераций, ссадин, рубцов, стрий и др.

3) состояние волос (ломкость, сухость, тусклость, выпадение волос и др.)

4) состояние ногтей (ломкость, продольная или поперечная исчерченность и др.)

5) признаки парциальной пищевой недостаточности

6) стигмы дисэмбриогенеза

7) вторичные половые признаки (у детей старше 11 лет)

8) влажность кожи (нормальная/ повышенная (гипергидроз)/ сухость)

9) эластичность кожи (нормальная, сниженная)

10) тургор кожи (сохранен, снижен)

11) дермографизм (цвет, продолжительность скрытой и явной фазы)

10. Подкожная клетчатка (умеренная/ повышенная/ пониженная, равномерная/ неравномерная)



  1. толщина подкожно-жирового слоя

  2. лимфатические узлы (в каких группах; единичные/множественные; размер; эластичность; болезненность; подвижность; отношение к подлежащим и покровным тканям - не спаянны/ спаянны)

  3. отеки (отсутствуют/ имеются с указанием мест)

11. Мышечная система

  1. степень развития мускулатуры (нормальная/ слабая/ атрофия/ гипертрофия)

  2. тонус мышц (нормальный/ повышенный/ пониженный)

12. Костно-суставная система

  1. форма головы

  2. форма грудной клетки

  3. осмотр позвоночника (искривления, подвижность, наличие нестабильности или смещений позвонков)

  4. осмотр конечностей, стоп (Х- / О-образное искривление ног и др., плоскостопие)

  5. пропорциональность костей скелета, симметричность

  6. зубная формула, правильность прорезывания зубов

  7. наличие припухлости, деформации, дефигурации суставов

  8. болезненность в суставах при движении

  9. кожная температура над суставом

  10. объем движений активных, пассивных (полный/неполный)



        1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОИСК

2.1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОИСК ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ У РЕБЕНКА ГИПЕРТЕРМИИ




Сочетание с другими симптомами

Вероятная причина


Ангины

Дифтерия



Изменения на миндалинах


  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница