Программа по формированию здорового образа жизни и профилактике различных видов поведения группы



страница1/3
Дата26.06.2015
Размер0,59 Mb.
  1   2   3
Приложение 2.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 105



ПРОГРАММА

по формированию здорового образа жизни и

профилактике различных видов поведения группы «риска»

среди учащихся гимназии №105

Выборгского района Санкт – Петербурга.

Автор – составитель:

заместитель директора по воспитательной работе гимназии № 105

Лукша Светлана Витальевна

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ

2011 г.
Обоснование программы.


Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков является одной из приоритетных задач современного российского общества.

Санкт – Петербург является одним из передовых субъектов Российской Федерации в сфере формирования здорового образа жизни и профилактики различных видов поведения «риска» у подростков и молодежи. В городе реализуются целевые программы, в которых большое внимание уделяется исследованию состояния здоровья подростков и молодежи, повышению квалификации специалистов, методическому обеспечению профилактической работы.

Работа по формированию здорового образа жизни среди учащихся в гимназии № 105 проводится комплексно и системно. Такой подход сформировался исходя из опыта применения различных форм работы с учащимися и их родителями, а также совместно с представителями местных органов самоуправления и Администрации Выборгского района и города.
Цель программы:

- формирование здорового образа жизни среди учащихся путем включения их в активную и пропагандистскую работу в данном направлении.


Задачи:

- добиваться понимания учащимися важности бережного отношения к своему здоровью:

- формировать положительную мотивацию по развитию физических, психологических, социальных составляющих здоровья:

- закрепить практические умения учащихся по развитию и укреплению здоровья:

- формировать активную позицию противостояния по отношению к пагубным привычкам по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.
Составляющие направления программы.
Данная программа включает в себя следующие компоненты:


  1. Развитие здоровой окружающей среды образовательного учреждения.

  2. Работа с родителями учащихся.

  3. Включение учащихся в спортивные мероприятия образовательного учреждения, района и города – по плану спортивно-оздоровительной работы.

  4. Работа детских спортивных объединений на базе гимназии № 105.

  5. Пропагандистская работа по принципу «Ровесник – ровеснику».


Методы реализации программы.
По каждому из направлений работы используются различные методы:
1. Окружающая среда для учащихся формируется на основе требований медико-санитарных и гигиенических норм по питанию, подбору школьной мебели, использованию различных строительных материалов, питьевого режима, норм чередования труда и отдыха, режима дня учащихся и т. д.

2. Работа с родителями проводится методами бесед, опросов, консультаций, лекций, диспутов, а также совместно с детьми – спортивных праздников и соревнований. Так же информация передается родителями на родительских собраниях, конференциях.

3. Для учащихся на базе гимназии и других образовательных учреждений района и города проводятся соревнования, спортивные праздники, сборы, походы, прогулки, диспуты, игры, викторины по тематике программы.

4. На базе гимназии № 105 для формирования спортивных секций и объединений для учащихся проводятся отборочные соревнования, опросы, спортивное тестирование и обследования, агитационная работа.

5. Пропагандистская работа по принципу «Ровесник – ровеснику» включает в себя передачу знаний, умений старший учащихся младшим непосредственно в классных коллективах – фронтально - на спортивных соревнованиях, викторинах, мини-лекциях с демонстрациями, играх, постановках, агитвыступлениях и пр.

Сроки реализации программы.
Данная программа построена по циклическому принципу, то есть основные мероприятия, события ежегодно находят своё отражение в жизни образовательного учреждения. Информационный компонент (знания по сохранению и развития здоровья) предлагается учащимся в учетом их возраста и не повторяется, таким образом, учащиеся накапливают определенные знания и умения, демонстрируют их на практике и в жизни.

По необходимости (в связи с накоплением нового опыта или явными изменениями в формах и методах работы, появлением новых направлений работы) данная программа потребует дополнений и изменений.



Планирование работы.
1. Развитие здоровой окружающей среды образовательного учреждения.
Данное направление подчинено особым нормам и стандартам, включает в себя следующую деятельность, реализуемую в течение всего учебного года:

- соблюдение температурного режима в помещениях;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований в местах общего пользования;

- введение обязательного ношения сменной обуви и спортивной обуви и спортивной одежды на уроках физической культуры;

- соблюдение режима уборки всех помещений:

- организация питания;

- соблюдение питьевого режима;

- своевременный ремонт и замена школьной мебели;

- своевременный ремонт и замена освещения;

- соблюдение режима проветривания;

- чередование нагрузок на организм (смена деятельности на уроках, чередование уроков и перемен)

- своевременный ремонт помещений.



2. Работа с родителями учащихся.


Сроки

Мероприятия

Август

  1. Изучение здоровья школьников – по результатам медицинского осмотра.

  2. Контроль за вакцинацией и соблюдением графика прививок.

Сентябрь

  1. Родительское собрание для родителей 1 кл. «Воспитываем детей здоровыми».

  2. Индивидуальные беседы с родителями по соблюдению режима труда и отдыха детей.

  3. Участие родителей и детей в ежегодном легкоатлетическом пробеге «Испытай себя»

Октябрь

1. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» - для учащихся и родителей начальной школы.


Ноябрь

1. Участие семейных команд в районной спортивной игре «Мама, папа, я – спортивная семья»

Декабрь

  1. Родительское собрание для родителей 9 кл. «Профилактика подростковой наркомании» (с использованием демонстрационного материала).

2. Мониторинг родительского мнения.

Январь

1. Участие семейных команд в лыжных соревнованиях, посвященных Дню освобождения Ленинграда от блокады.

Февраль

1. Участие семейных команд в лыжных соревнованиях «Лыжня России» и «Парголовская лыжня».

Март

1. Участие семей в районном празднике «Встреча Масленицы». Подвижные игры на свежем воздухе.

Апрель

1. Родительское собрание (общешкольное): «Профилактика детских болезней. Прививки и вакцинирование.» (с приглашением представителей мед. учреждений)

Май

  1. Участие родителей в спортивном празднике, посвященном Дню защиты детей

  2. Встреча с родительской общественностью в рамках антинаркотического месячника.

  3. Участие родителей в загородных выездах учащихся по окончанию учебного года (1-10 классы).



3. Включение учащихся в спортивные мероприятия образовательного учреждения, района и города – по плану спортивно-оздоровительной работы.
Традиционно учащиеся гимназии № 105 участвуют в соревнованиях по футболу, волейболу, баскетболу, легкой атлетике, плаванию, «Зарница» в рамках районной Спартакиады школьников. Также учащиеся гимназии принимают участие в «Президентском многоборье».

На базе гимназии № 105 ежегодно организуются следующие спортивные и оздоровительные мероприятия:




Сроки

Соревнования

Сентябрь

  1. Ежегодный легкоатлетический пробег «Испытай себя»

  2. Соревнования между классами: Веселые старты (3-4 классы), футбол, волейбол, баскетбол (8-11 кл.), легкая атлетика – личное первенство.

  3. Товарищеские футбольные матчи команд школ микрорайона.

Октябрь

  1. Мама, папа, я – спортивная семья.

  2. Участие в соревнованиях районной Спартакиады.

Ноябрь

  1. Фестиваль «Мои спортивные достижения»

  2. Встреча – диспут учащихся 10 классов с педагогами-психологами МО Светлановское по теме «Осторожно, наркотики».

Декабрь

  1. Участие в соревнованиях районной Спартакиады.

Январь

  1. Участие в городских лыжных соревнованиях (к Дню освобождения Ленинграда от блокады).

  2. Участие в соревнованиях районной Спартакиады.

  3. Школьный тур смотра- конкурса «Мой мир»

Февраль

  1. Военно-спортивные соревнования «А, ну-ка, парни!»

  2. Участие в городских лыжных соревнованиях «Лыжня России», «Парголовская лыжня»

Март

  1. Игра по станциям для учащихся 5-11 классов «Путешествие по стране знаний» (станция спортивная)

  2. Участие в соревнованиях районной Спартакиады.

  3. Районный тур смотра – конкурса «Мой мир» (ДДТ «Олимп»)

Апрель

  1. Участие в районной игре по станциям «Здоровый стиль жизни» (специалисты районного Центра ПМСС)

  2. Встреча учащихся 8 классов с работниками мед. учреждений по темам «Здоровье юноши», «Здоровье девушки».

Май

  1. Спортивный праздник ко Дню защиты детей.

  2. Участие в районных мероприятиях ко Дню защиты детей.

  3. Школьные соревнования по футболу, волейболу, баскетболу, легкой атлетике


4. Работа детских спортивных объединений на базе гимназии № 105.
Детские спортивные объединения, работающие на базе гимназии №105:


Спортивное объединение, секция

Возраст/классы

Численность

Студия спортивных танцев «ТВИСТ»

7 – 13 лет

25 чел.

Объединение единоборств «Школа Дракона»

7 – 12 лет

25 чел.

Объединение «Футбол»

7 – 15 лет

43 чел.

Объединение «Баскетбол»

13 – 17 лет

20 чел.

Объединение аэробики Пилатес

7 – 17 лет

25 чел.

Объединение Шашки

7 – 12 лет

36 чел.

Объединение Шахматы

7-10 лет

18 чел.

Объединение Фризби

14-17 лет

21 чел.

Секция по занятию на тренажерах

14 – 17 лет

28 чел.

Направления работы детских объединений, возрастные границы, а также численность учащихся в них могут меняться ежегодно. Данные объединения работают на базе гимназии № 105 в 2010-2011 учебном году.


5. Пропагандистская работа по принципу «Ровесник – ровеснику».
Данное направление работы подготавливается, в основном, учащимися старших классов для учащихся средней и младшей школы. Таким образом, учащиеся старших классов передают свои знания и умения в различных формах, реализуя принцип «Ровесник – ровеснику», который успешно зарекомендовал себя в работе МППС Центра Выборгского района Санкт- Петербурга. В течение 3-х лет команды волонтеров – учащихся гимназии № 105 были активно включены в программу Центра «За здоровый стиль жизни». Данное направление работы реализуется в следующих мероприятиях:


Сроки

Мероприятие

Готовят и проводят

Участники

Сентябрь

- В рамках недели экологии:

Выступление агитбригад:

«Путешествие по организму»

«Азбука АЛЬТЕРНАТИВА»

«Семь причин быть вместе»

- Театрализованная игра «Полезная еда»



11 класс


10 класс

9 класс


9 класс

6 класс


7 класс

5 класс


1 класс

Октябрь

Диспуты «Здоровое питание и диеты», «Нравственное здоровье, его влияние на организм.

Учитель ОБЖ

11 классы

Ноябрь

Представление презентаций «Химические реакции в нашем организме».

10 класс

7 класс

Декабрь

Практическое занятие «Твой режим дня»

8 класс

2 класс

Январь

Игра – практикум «Умей сказать нет» (подготовительное занятие к участию в игре по станциям «За здоровый стиль жизни»)

Мини-лекция «Из чего состоит здоровье»



11 класс

10 класс


8 класс

6 класс


Февраль

Практическое занятие «На зарядку становись!»

9 класс

3 класс

Март

Игра по станциям «Путешествие по стране знаний»

11 класс

5-10 классы

Апрель

Мини-лекция «Вредные привычки»

Практическое занятие «Кислород и организм».



10 класс

9 класс


5 класс

4 класс


Май

Практическое занятие «Гигиенические привычки»

Спортивные праздник ко Дню защиты детей



8 класс

10 класс


6 класс

1 – 8 классы



Методический материал по содержанию некоторых направлений работы.
Материалы к проведению родительских собраний.
Родительское собрание для родителей 1 кл. «Воспитываем детей здоровыми».

Очень часто можно услышать фразу: «То, что дети часто болеют - это нормально». Соглашаясь с этим утверждение, Вы соглашаетесь на то, чтобы Ваш ребенок «часто» болел. Если Вы хотите чтобы малыш был здоров, учитесь видеть его здоровым. Физическое здоровье ребенка, эмоциональное здоровье ребенка всегда в руках родителей.

    Иногда необходимо видеть больше и дальше, чтобы не провоцировать ребенка на внутреннее согласие быть больным. Общаясь и работая с родителями, я увидела, насколько они способствуют тому, чтобы их ребенок оставался больным, хотя сами думают, что делают все, для того чтобы он выздоровел. Ваше правильное отношение к вопросу здоровья ребенка научит его быть здоровым.

    С.В. Петрушин отмечает: «Мы думаем, представляя не слова, а картины, описываемые этими словами. Слыша пожелание «не болей», сознание вынуждено сначала нарисовать картину болезни, а потом неудобно переделать ее под «не болезнь». Первая реакция идет на первую же картину, которая всегда получается ярче, чем ее отрицание. Пожелание «будь здоров» в данном случае более грамотно».

    Очень часто родители хотят, чтобы их ребенок не болел, а нужно желать, чтобы он был здоров. Казалось бы, какая разница? Разница в том, что желая чего-то, даже с негативным оттенком Ваше подсознание видит это как желание. Подсознанию не важно, боитесь Вы своих мыслей или ожидаете чего-то плохого, не хотите этого, или стыдитесь каких-то мыслей, подсознание это видит как мысль, которая для Вас значима, следовательно, все значимое необходимо воплотить в жизнь, чтобы перестать об этом беспокоиться или много думать. То есть Вы получаете все, что хотите. Чтобы малыш «не болел», ему необходимо выздороветь, то есть сначала заболеть, а потом не болеть. Говоря так в отношении своего или чужого ребенка, Вы запускаете цепочку, где начало заключается в болезни, а конец в выздоровлении. Поэтому говорите только о здоровье ребенка. Если ребенок часто болеет, то ему как раз необходимо слышать от родителей и близких такие слова: «Я вижу тебя здоровым», «Быть здоровым выгодно», «Здоровые дети получают больше», «Здоровье ребенка радость для родителей», «Ты здоровый ребенок»… Важно воспринимать здоровье ребенка как норму.

    Некоторые родители относятся к заболевшему ребенку по особенному: дают ему внимание, покупают разные игрушки, стараются провести с ним больше времени, чем когда он здоров. Тем самым учат ребенка тому, что болеть выгодно. У ребенка формируется позитивное отношение к болезни, она как манипулятор, используя который можно быть обласканным, капризным, требовательным. Задача родителей не менять своего отношения к ребенку, когда он болеет. Даже наоборот, когда он болеет необходимо мотивировать его здоровье: «Будешь здоров, купим тебе игрушку», «Детки которые часто болеют, поступают невыгодно, так как они не ходят гулять, не ходят в садик, не получают новые игрушки, и так далее». Через такое отношение Вы учите ребенок делать правильный выбор – быть здоровым. Конечно, во всем нужна мера, нельзя же к болезни добавлять еще и негативные эмоции. Также важно в этот период позаботиться о позитивной семейной атмосфере.



    Общеизвестно, что в период болезни ребенка может страдать фон семьи, отношения между родителей. Например, когда мама жертвует своим вниманием, своими желаниями в угоду болезни ребенка. Существует такая тенденция, когда ребенок заболел, мама отказывает папе в интимных отношениях: «Как ты можешь? У Маши температура, а ты!!!». Мама раздражается на папу, так как он не понимает всего ужаса «Ребенок заболел!!!». Отношения натянуты, папа чувствует себя «предателем», он предал своего ребенка – исходя из слов мамы. Чтобы немного притупить чувство вины он идет на пиво, а когда приходит домой мама в шоке и претензии: «Тебе на нас наплевать! Маша заболела, а ты на пиво». Такое поведение мамы приглашает папу стать такой же жертвой, как и она сама, жертвой не Маши, а ее состояния – культивируем болезнь и начинаем ей поклоняться. На мой взгляд, это также способствует тому, что иммунная система ребенка не будет достаточно крепкой, так как его подсознание фиксирует то, что два родителя у ног малыша, следовательно, можно дольше поболеть, чтобы дольше получать жертвы от родителей. Кто-то скажет, что ребенок от рождения и до 5 лет этого не понимает. Сознательно да, он не осознает того факта, что родители себя ущемляют. Ребенок видит нервозность, возможно, слышит упреки родителей в отношении к друг другу, но сознательно «не понимает», что он тому причина. А подсознание ребенка фиксирует особенное отношение родителей к малышу: что мама отвергает папу, сердится на него, суетится вокруг ребенка, ночами сидит рядом, недоедает, недосыпает, покупают ему вкусности больше чем всегда, папа обычно строгий, а в этой ситуации мягкий, бабушка пришла, принесла подарок... Для детского подсознания наступает полный «кайф», я управляю взрослыми, они мне подчиняются, а средство манипуляции – болезнь. Подумайте, будет легче Маше, если мама и папа лишили себя удовольствия быть вместе, если оба дуются и страдают? Думаю, такая жертва со стороны родителей не будет укреплять здоровье ребенка.

Мама девочки (5 лет) общаясь с дочерью, в период восстановления здоровья, использует следующие фразы:

  • «Давай померяем температурку, вдруг она высокая»;

  • «Кушай творожок, не то зубки будут плохие»;

  • «Маме Дашу жалко, заболела моя девочка»;

  • «Мама пойдет в аптеку и купит Даше лекарства, а еще конфетки, чтобы Даша выздоравливала».

Перевод данных фраз звучит так:

  • «Я жду, что у тебя будет высокая температура, это надо зафиксировать»;

  • «Зубки должны быть плохими»;

  • «Когда Даша болеет, мама Дашу любит больше»;

  • «Покупка лекарств это все равно, что покупка конфет» - некоторые дети обожают таблетки и даже требуют их: «Мама дай мне таблетку, а то животик болит», «Хочу сладенький сироп!»

Каким образом можно изменить смысл данных фраз:

  • «Давай померяем температуру и убедимся в том, что ты здорова»;

  • «Кушай творожок, у тебя будут крепкие белые зубки»;

  • «Мама любит, когда Даша здоровая девочка»;

  • «Мама идет в аптеку» Даша просит конфетки «Конфетки получают здоровые детки, поэтому приложи усилия, будь здорова и я куплю тебе конфеты».

    Вся информация достается ребенку в основном через общение, через словесное выражение, поэтому Ваши слова должны быть наполнены здоровьем, любовью, уверенностью.

    Хочу также обратить внимание родителей на тех людей, которые общаются с Вами, если они любят поговорить про болезни и рассказывать страшные истории, избегайте этого общения или корректно предложите обсудить что-то позитивное, уведя разговор в другую сторону. Нередко мамы на улице обсуждают какие-то симптомы «страшной» болезни, потом приходят домой и ловят себя на мысли о том, что ожидают проявление данных симптомов у своего ребенка. Что делать? Чампион Курт Тойч часто говорил о том, что необходимо быть на диете хороших новостей. И это во власти каждого из нас. Если стоите и слушаете вышеописанные истории, то подвергаете себя риску пережить нечто подобное в собственной жизни. Поэтому Вы несете ответственность за себя и за своего ребенка, то, что Вы слушаете, в обсуждении чего участвуете, это все решаете Вы. Нельзя никому ничего навязать, сам человек может приобщиться к невыгодному общению, контролируйте те новости, что попадают в ваши уши и оседают в подсознании.

    Важно с детских лет дать ребенку правильное понятие жизни, это так же является профилактикой суицидальных мыслей у подростков. От родителей дети узнают о том, что жизнь это вечная ценность, что здоровье неотъемлемая часть нашей жизни, поэтому необходимо любить и ценить тех, кто дал нам жизнь: родителей, бабушек, дедушек… Важно воспитать здоровое отношение к своему Я, привить такие понятия как любовь, здоровье, послушание, ответственность, уверенность, честность и так далее. Человек, у которого здоровый дух будет иметь и здоровое тело. А такие характеристики как стыдливость, нерешительность, молчаливость, подавленность, депрессия, чувство неполноценности, вины, агрессия, нечестность и другое будут провоцировать болезнь в теле. Задача научить себя и ребенка быть здоровым, благодаря диаметрально противоположным качествам. Воспитывая ребенка как здоровую личность, через отношение к нему, показывая, что он есть важный и ценный член семьи Вы наилучшим способом защитите его от болезни. Фундамент высокой самооценки ребенка будет для него как щит от болезней, но естественно с правильным и позитивным отношением к жизни и близким.

    Один случай заставил меня обратить внимание на то, что говорят в отношении Вашего ребенка другие люди, даже не знакомые Вам, так сказать случайные прохожие. И именно наша реакция играет в этом роль защиты ребенка.

    Пример: Две мамы пошли зимой гулять с детьми на улицу. Дети их очень активно вели себя на улице и в итоге вспотели. Поэтому мамы решили пойти в магазин, чтобы раздеть детей и чтобы они остыли. В магазине дети вели себя несколько шумно, поэтому одна из продавцов, женщина пожилого возраста, подошла к шумной компании и сделала следующее замечание: «Я понимаю, что Вы не ведете своих детей в садик, потому что там дети часто болеют, но Ваши дети заболеют и без садика, везде можно заболеть. Вы пришли сюда и мешаете нам работать, уведите, пожалуйста, своих детей и оформляйте их в садик…». Мамы детей не стали спорить с женщиной, извинились перед ней и ушли с детьми домой. На следующий день оба ребенка заболели. Пожелание женщины, разозлившейся на мам, которые не водят детей в садик, и пришли в магазин с детьми, сбылось. Это называется внушение, когда посторонний человек (в состоянии переживания сильной негативной эмоции – а женщина-продавец очень разозлилась) передала негативную информацию в форме пожелания и тот, кто ее воспринял, не защищался на вербальном уровне, поэтому данная информация реализовалась как программа. Задача родителей в таких ситуациях всегда вслух говорить опровержение, желательно без негативного пожелания в обратную сторону, чтобы не провоцировать другого человека на еще большее негативное пожелание. В истории с мамами была допущена одна ошибка, они молча ушли, то есть согласились с женщиной сами того не осознавая. Необходимо было вслух сказать этой женщине примерно следующее: «Наши дети имеют очень крепкое здоровье, поэтому все, что Вы сейчас сказали, к ним не относится. Мы уйдем, конечно, но Вы запомните все что Вы сказали нас не касается». Возможно, женщина что-то сказала бы еще, но ее сознание получило информацию о том, что то, что она говорит не имеет силу, что эти дети от нее защищены. Никогда не соглашайтесь молчаливо на негативную информацию, особенно если это касается Ваших детей.

    Здоровье ребенка всегда зависит в большей степени от родителей: их слов, мыслей, пожеланий, ожиданий, переживаний, страхов… По возможности контролируйте то, что Вы говорите своему ребенку и он будет знать, что быть здоровым это нормально, что это выгодно лично для него.



Родительское собрание для родителей 9 кл. «Профилактика подростковой наркомании»

(с использованием демонстрационного материала).
Семья, как институт социализации, призвана обеспечить адаптацию подростка к жизни в сложных внешних условиях и защитить от деструктивных стимулов развития. В сфере профилактики подростковой наркомании роль семьи в настоящее время особенно возрастает в связи с очевидной неспособностью государственных структур добиться здесь сколько-нибудь заметных успехов.

С целью изучения потенциала семьи в антинаркотической профилактике в 2002-2003 гг. в одном из городов России анкетированию были подвергнуты старшеклассники средних школ и матери учащихся 9-11 классов (200 и 300 человек соответственно).

Приступая к исследованию, было сделано ряд предположений:

1) родители готовы принять участие в антинаркотической профилактике, но не владеют методами такой работы;

2) родители не склонны участвовать в антинаркотической профилактике и охотно делегируют эти обязанности специалистам и государственным учреждениям, в первую очередь школе;

3) родители по мере сил занимаются антинаркотической пропагандой на основании доступных им сведений и надеются, что этого достаточно.

Оказалось, что каждая из этих гипотез не выдерживают критики, и корректировка необходима уже в самом начале – с вопроса о том, как родители понимают антинаркотическую профилактику. Большинство из них этим термином обозначают просветительские беседы на тему «Что такое наркотики, и почему их нельзя употреблять». При этом сами родители мало знакомы с наркоманией как клинико-социальным явлением и предпочитают рассуждать о последствиях злоупотребления психоактивными веществами весьма абстрактно. В то же время подростки-старшеклассники, в целом, значительно более компетентны родителей в вопросах, связанных с наркотиками; даже не имея собственного опыта употребления наркотиков они по крайней мере знают сверстников, имеющих такой опыт, и могли с ними общаться.

Исследованием, тем не менее, было установлено, что большинство семей весьма успешно фильтрует внешние наркогенные угрозы (доступность наркотиков, активность наркодельцов, угрожающие действия правоохранительных органов, неадекватная антинаркотическая или даже пронаркотическая пропаганда, зараженность ближайшего окружения наркотиками) и более-менее благополучно амортизирует все внутренние - генетические, характерологические, возрастные и социальные, обусловленный жизненным опытом, риски, перманентно присущие подростку и делающие его особенно уязвимым.

Вместе с тем, исследование показало, что обычные, не девиантные и внешне даже вполне благополучные семьи по-разному справляются со своими протекторными функциями, обладают, можно сказать, разным профилактическим потенциалом. Более того, среди них существует значительное число таких семей, которые не только не защищают подростка от внешней наркогенной угрозы, но функционируя в режиме ложных (ошибочных) или даже патогенных родительских стратегий, сами формируют пронаркотическую семейную ситуацию.

По степени участия в защите подростка от наркотизации или, иными словами, по степени выраженности профилактического потенциала можно условно разделить все семьи, если отбросить крайние варианты («успешные» семьи и «неблагополучные»), на пять следующих типов:

1) семья протекторная (защищающая), активный участник профилактики;

2) семья иммунизирующая, укрепляющая;

3) семья нейтральная, делегирующая свои обязанности по защите подростка от наркотиков;

4) семья гипопротекторная, гиперопекающая;

5) семья, не способная выполнять защитную функцию.

Соответственно каждая из этих типов семья по-разному проявляет себя по отношению к подростку и к наркотическим средствам, применяют различные стратегии противодействия наркотикам и нуждаются в различных формах участия, поддержки или вмешательства. Так, семья первого типа ориентирована на активную систематическую профилактическую работу. В этих семьях родители умеют сотрудничать с детьми. Речь идет о расширении тематики для диалога, включении наркомании наряду с пьянством, половой распущенностью, леностью и т.п. в категорию информированного и осознанного отвержения. Именно этим семьям адресовано большинство печатных изданий и публикаций в рубрике «Как уберечь наших детей от наркотиков». Следует, однако, заметить, что детям из этих семей наркотизация как раз угрожает меньше всего. Семья второго типа, как правило, недооценивает риск наркотизации для своего ребенка и переоценивает его устойчивость соблазнам, давлению, наркотическому «заражению». Родители в таких семьях не придают особого значения упреждающему просвещению подростков, зато они ориентированы на поддержание гармоничных отношений в семье, тесные эмоциональные связи, взаимовыручку. Родители как бы сознательно снижают свой авторитет, отступают в тень, уверенные в том, что в подростковом возрасте на первом месте обязательно должна быть компания ровесников. Они снисходительно относятся к эпизодам употребления ПАВ, мирятся с экспериментами социального риска (прогулы в школе, отсутствие дома, опасные связи, дерзкое поведение и т.п.), считая, что подросток «перебесится».

Опасность наркотизации для подростков из этих семей обусловлена тем, что подростки балансируют между семьей и компанией ровесников. Внешне эти семьи выглядят как недостаточно защищающие подростка. Однако в занимаемой ими позиции можно усмотреть явно положительные моменты, так как подростки получают прививки малыми дозами в тех зонах свободы, которые они себе завоевывают. Такая рискованная стратегия семьи оправдывает себя, если родители не упускают бразды правления, не отказываются от участия в жизни ребенка и сохраняют к нему живое участие.

Семья третьего типа эмоционально разобщенная, с формальными связями. Родители практически закрывает глаза на проблему, пренебрегают теми рисками, которым подвергается ребенок, не имеющий надежной опоры в семье. Родители доверяют антинаркотическим интервенциям школы и полагают, что сумеют вмешаться «в случае чего», что не опоздают, что их вмешательство даст нужный результат. Они верят в позитивное общественное влияние и собственные силы. Вытесняя проблему наркотизации как невозможный вариант развития событий в своей семье, они отказываются от активной профилактики, заменяя ее ошибочной стратегией контроля занятости и окружения подростка.

Семья четвертого типа практикует тотальный контроль за жизнедеятельностью ребенка, нарушая его права на развитие и самоопределение. Родители в семьях этого типа пытаются воспроизвести стиль и отношения в семье, где они выросли, без учета индивидуальности ребенка, изменившихся обстоятельств и условий его развития. При этом родители стремятся лично контролировать детей, а, по сути, манипулировать ими, навязывая им «во имя их же блага» определенные вкусы, стереотипы поведения, приоритеты, ревниво оберегая детей от постороннего влияния, замыкая их интересы на себя и семью. Тем самым нередко создается своеобразная искусственная среда обитания ребенка. Именно для таких семей характерна ошибочная родительская стратегия опеки и диктата, приводящая подростка к протестному поведению, к гипертрофии ценностей дворовой компании, к демонстративной эмансипации.

Семья пятого типа представляет собой пример характерного «неполного родительского соответствия». В такой семье родители необоснованно расширяют границы свободы ребенка (иногда из эгоистических соображений: «пусть растет самостоятельным», «нечего с ними нянчиться») и пренебрегают многими своими обязанностями по уходу за детьми и обеспечению им надлежащих условий для воспитания и развития. В вопросах антинаркотической профилактики для этого типа семей характерна ошибочная родительская стратегия невмешательства или провокации. Здесь, как правило, не говорят о вредных последствиях злоупотребления алкоголем и наркотиками. Опасность алкоголизации в раннем возрасте недооценивается. Родители считают неизбежным потребление несовершеннолетним спиртных напитков, подчас сами приобщают детей к алкоголю во время семейных застолий, считая это знаком доверия к детям и атрибутом их взросления. Такая семья не защищает ребенка от опасностей наркотизации, не укрепляет его иммунитет. Злокачественность развития подростка в такой семье заключена в том, что он встречает алкоголь в ближайшем окружении, постоянно наблюдает и перенимает негативные образцы обращения с психоактивными веществами и воспринимает злоупотребление ими как норму жизнедеятельности.

Результаты исследования показывают, что профилактический потенциал семьи в противодействии распространяющейся наркотизации вовсе не является таким гомогенным, как это представлено во многих публикациях по наркополитике и наркопрофилактике. Полученные данные свидетельствуют о необходимости в вопросах семейной антинаркотической профилактики придерживаться дифференцированной тактики, учитывающей типовые особенности семьи и уровень ее профилактического потенциала. Особенно это важно для повышенно уязвимых семей (третий, четвертый и пятый типы).

В соответствии с выделенными типами семей следует рекомендовать различные дифференцированные варианты антинаркотической семейной профилактики. Семьи первого и второго типов нуждаются, в основном, в консультировании и информационной поддержке. Им можно доверить профилактическую работу; нужно лишь укрепить веру в свои силы, а также расширить представления о возможных методах влияния на подростка и его окружение. Родителям следует заботиться не только об общем уровне развития детей, но и о формировании у них навыков противодействия давлению микросреды, умения критически оценивать ситуацию и интересы окружающих.

Семьи третьего и четвертого типов нуждаются в профессиональной коррекции ошибочных родительских стратегий как в ходе индивидуальных консультаций, так и групповых сессий.

Наконец, семьи пятого типа нуждаются в более активных формах воздействия - контроле, обучении эффективному «семейному менеджменту», стимулировании антинаркотической мотивации. Дальнейшее изучение вопросов тестирования и диагностики семьи, разработка критериев оценки ее профилактического антинаркотического потенциала может помочь в определении выраженности консолидированного риска наркомании для потомства.




Родительское собрание «Профилактика детских болезней. Прививки и вакцинирование».
Очень часто родители спрашивают: стоит ли делать детям профилактические прививки? Не лучше ли предоставить малышу переболеть детскими инфекционными болезнями, такими, как корь, коклюш и другие, пока он еще мал? Ведь многие знают, что у взрослых эти болезни протекают гораздо тяжелее. Не окажет ли прививка отрицательного воздействия на организм ребенка? Ведь и сроки иммунитета, т.е. невосприимчивости к болезни после различных прививок не так уж и длительны (в среднем 2-5 лет).

Положительная роль прививок в прошлом.

Итак, нужны ли профилактические прививки? Мы знаем, какие страшные смертельные болезни существовали раньше. Эпидемии чумы, черной оспы охватывали города, страны, целые континенты. Население зачастую вымирало полностью, выздоравливали единицы... Однако сейчас эти заболевания почти не встречаются. Так, последние случаи заболевания черной оспой были зарегистрированы в 70-х годах, в связи с чем и были отменены обязательные прививки против оспы у нас и за рубежом. Именно профилактические прививки во всех странах избавили человечество от этих страшных инфекций. Впервые профилактические прививки были сделаны английским врачом Э.Дженнером в конце XVIII века. В это время еще не было ничего известно ни об иммунитете, т. е. о защитных силах организма против инфекций, ни о том, как можно уменьшить восприимчивость человека к болезни.

Не знали ничего и о возбудителях инфекционных болезней – вирусах, микробах. Следовательно, в то время не могли знать и о том, что введение в организм ослабленных или убитых возбудителей инфекционных болезней приводит к интенсивной выработке специфических защитных антител, что и предохраняет человека от заболевания. Не было теоретических знаний основ иммунитета, но была наблюдательность и интуиция замечательного доктора. Дженнер заметил, что женщины-коровницы никогда не болеют черной оспой. А ведь они, ухаживая за коровами ежедневно, встречаются со скотиной, болеющей «коровьей» оспой. Тогда доктор привил людям содержимое пузырьков «коровьей» оспы и доказал, что у привитых вырабатывается невосприимчивость к натуральной оспе. Материал, взятый из пузырьков «коровьей» оспы, назвали вакциной от латинского слова «vaccina» – в переводе: «коровья».

Много лет спустя, по предложению Лун Пастера, все препараты, предупреждающие заболевания, стали называть вакцинами. Так впервые 200 лет тому назад была найдена защита от эпидемий черной оспы.


Успехи прежних вакцинаций

Уже в наше время с успехом были ликвидированы такие страшные инфекционные болезни, как дифтерия и полиомиелит. После начала вакцинации детей против полиомиелита совершенно исчезли самые страшные – паралитические формы заболевания. Дифтерия почти полностью исчезла в Москве в начале 60-х годов. Единичные случаи встречались и впоследствии, но они были привозными – «вокзальная» дифтерия. Однако в настоящее время дифтерия появилась вновь. Основная причина появления этого заболевания в Москве и других городах – это миграции больших групп населения в результате тех катаклизмов, которые сейчас имеют место в нашей стране. Есть и другие причины: многие московские дети не получают прививок из-за различных заболеваний. У большинства взрослых людей также исчез иммунитет к этому заболеванию. Все эти причины создали почву для новой вспышки дифтерии в наше время вначале среди взрослых, а затем и среди детей.



Прививки небезопасны, но все же нужны

Итак, нужно ли делать детям прививки? Да, нужно. Особенно против дифтерии и полиомиелита. Оказывают ли прививки отрицательное влияние на организм ребенка? Безусловно, они не безопасны. Работая большую часть своей врачебной жизни в стационарах, я не раз встречалась с прививочными осложнениями. Именно врачи стационаров чаще всего наблюдают реакции или заболевания, возникающие после введения вакцин. Участковые педиатры, как правило, отсылают таких детей в больницу для постановки диагноза и лечения. Во всех случаях послепрививочных осложнений, которые я видела, нарушались те или иные правила – инструкции по прививочному делу, имеющиеся под рукой каждого врача.



Нужно ли «смелее» делать прививки?

Сейчас многие врачи считают, что надо «смелее» делать прививки против дифтерии в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой по этой инфекции. Но тогда почему же так строго нужно соблюдать сегодня прививочный график? С этим вопросом я сейчас сталкиваюсь очень часто. Мама хочет сделать малышу прививку против дифтерии, а ей говорят, что вначале полагается сделать против туберкулеза. Известно, что интервал между этими вакцинациями должен быть не меньше двух месяцев. Известно также, что противодифтерийный иммунитет возникает чаще после второй вакцинации (должна проводиться через 45 дней после первой). Следовательно, во время эпидемии дифтерии прививка против нее откладывается в среднем на 2-3 месяца. А если учесть тот факт, что непривитые дети – это дети, прививки которым не делались, как правило, из-за частых болезней, и они могут в этот срок снова заболеть, то прививка откладывается еще на долгое время. Правильно ли это? Не нужно ли сейчас нарушить обычный график с тем, чтобы большее число детей защитить от дифтерии? К тому же многие врачи считают, что прививка против туберкулеза – не основная, а только вспомогательная мера борьбы с этим заболеванием. В то же время все мы знаем, что вакцинация против дифтерии эффективна. У нас уже был опыт полного исчезновения этой страшной инфекционной болезни у детей в течение почти 30 лет.



Опасен компонент АДСМ!

Ослабленным детям лучше делать прививку вакциной, в которой не содержится противококлюшный компонент (АДСМ), так как большинство врачей считает, что именно с этим компонентом чаще всего связаны неблагоприятные реакции на прививку.



После прививки

После любой прививки у ребенка в течение 2-3 суток может быть небольшое повышение температуры, вялость, раздражительность. Ребенок как бы в легкой форме переносит инфекцию. В течение этих дней стоит оставить его дома, дать возможность побольше полежать в постели, не перекармливать, много поить. Любые процедуры, а также походы в баню, физкультурные занятия, экскурсии лучше отложить в среднем на 6-7 дней.



Выводы

1) в сегодняшней ситуации, сложившейся в нашей стране, делать прививки детям необходимо (особенно против дифтерии и полиомиелита);

2) только соблюдение всех правил прививочного дела гарантирует развитие иммунитета у ребенка и позволяет избежать прививочных реакций и прививочных осложнений.

Материалы к проведению диспутов с учащимися старших классов.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница