Учебная программа дошкольного учреждения 2009



страница1/5
Дата26.06.2015
Размер0,98 Mb.
  1   2   3   4   5


NARVA LINNAVALITSUSE KULTUURIOSAKOND

KOOLIEELNE LASTEASUTUS SÄDEMEKE
Утверждена

приказом заведующей

1-3/3 02.03.2009.

Учебная программа дошкольного учреждения




2009
Оглавление

1. глава
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



§ 1. Областьуправления

§ 2. Вид и особенность дошкольного учреждения

2. глава
ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



§ 3. Цели учебно-воспитательной деятельности

§ 4. Основные принципы проведения учебно-воспитательной деятельности

§ 5. Принципы обучения

3. глава
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



§ 6. Учебный год

§ 7. Планирование учебно-воспитательной деятельности

§ 8. Ребенок с особыми нуждами

§ 9. Обучение эстонскому языку как второму языку

§ 10. Сотрудничество с родителями

4. глава
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОБЩИЕ УМЕНИЯ ДЕТЕЙ



§ 11. Общие умения

§ 12. Умения игры

§ 13. Умения чувствовать и учиться

§ 14. Социальные умения и умения руководить самим собой

5. глава
ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ



§ 15. Содержание учебно-воспитательной деятельности и интегрирующие действия

§ 16. Раздел Я и среда

§ 17. Раздел Язык и речь

§ 18. Раздел Эстонский язык как второй язык

§ 29. Раздел Mатематика

§ 20. Раздел Искусство

§ 21. Раздел Mузыка

§ 22. Раздел Движение

6. глава
ОЦЕНИВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА



§ 23. Lapse arengu hindamise eesmärgid

§ 24. Основные принципы оценивания ребенка

7. глава
ПОРЯДОК ОБНОВЛЕНИЯ И ПОПОЛНЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

1. глава
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

§ 1. Областьуправления

(1)Государственная учебная программа детского дошкольного учреждения устанавливает основы учебно- и воспитательной деятельности дошкольного учреждения.

(2) Учебная программа детского учереждения является основным документом учебно- воспитательной деятельности детского учреждения.
§ 2. Вид и особенность детского учреждения

Детское дошкольное учреждение является учреждением общеобразовательного типа.

Направление: Художественно-эстетическое развитие детей.

2. глава


ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 3. Цели учебно-воспитательной деятельности

(1)Общей целью учебно-воспитательной деятельности является многостороннее и последовательное развитие ребенка совместной деятельностью дома и детского учреждения.

(1)Исходя из общей цели, учебно-воспитательная деятельность поддерживает физическое, умственное, социальное и эмоциональное развитие ребенка, в результате которого у ребенка формируется целостная и позитивная картина о себе, понятие окружающей среды, этическое поведение и энтузиазм, первые навыки работы, физическая активность и понимание важности охраны здоровья и развиваются умения играть, учиться, социальные умения, гигиенические навыки.
Цели:

1) дети активно учатся и умеют делать выбор;

2) дети изобретательны и смелы при заявлении своих идей;

3) дети заботятся о своих близких, об Эстонии и окружающей среде;

4) развитие детей поддерживает сотрудничество персонала детского учреждения и родителей.
§ 4 Основные принципы проведения учебно-воспитательной деятельности


  1. Основными принципами проведения учебно-воспитательной деятельности в детском учреждении являются:

  1. учитывать индивидуальность ребенка и потенциал его развития;

  2. охрана и улучшение здоровья ребенка и удовлетворение потребности двигаться;

  3. поддержка творческого развития ребенка;

  4. обучение через игру;

  5. оценка гуманных и демократических отношений;

  6. создание среды, которая благоприятствует развитию ребенка и его социализации;

  7. обеспечение безопасности и жизнерадостности ребенка;

  8. внедрение общеобразовательной формы работы;

  9. сотрудничество дома и детского учреждения;

  10. ценить традиции эстонской культуры и учитывать особенности других культур.




  1. Поддержка развития ребенка в детском учреждении является командной работой, за действия которой отвечает заведующая детским учреждением.


§ 5 Принципы обучения

  1. Обучение – это пожизненный процесс, в результате которого происходят изменения в поведении, знаниях, навыках, умениях и т.п. и в связях между ними. Ребенок учится через подражание, наблюдения, иследования, опыты, общение, игру, привычки и т.п.

  2. При планировании и проведении учебно-воспитательной деятельности учитываются особенности детей: возможности, языковая и культурная среда, возраст, род, состояние здоровья и т.п. Педагоги являются направляющим звеном в развитии ребенка и создают для его развития поддерживающую среду.

  3. Ребенок является активным участником учебно-воспитательной деятельности и радуется достигнутому. Ребенка привлекают к планированию действий, направляют делать выборы и делать анализ своих действий.

  4. В учебно-воспитательной деятельности создаются условия, для развития в ребенке достижение цели:

  1. планировать свое действие, делать выборы;

  2. связывать новые знания с ранее полученным опытом;

  3. использовать приобретенные знания в разных ситуациях и действиях;

  4. обсуждать полученные знания и умения;

  5. оценить результативность своего действия;

  6. радоваться свим удачам и удачам сверстников и справляться с неудачами.

3. глава


ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 6 Учебный год

Детское учреждение организует учебно-воспитательную деятельность по учебным годам. Учебный год начинается первого сентября и длится до тридцать первого августа.


§ 7 Планирование учебно-воспитательной деятельности группы

    1. Учебно-воспитательная деятельность опирается на распорядок дня группы, который устанавливается в соответствии с дневным ритмом детей данного возраста, в котором чередуются каждодневные действия, игра детей, свободная деятельность и запланированная педагогом учебно-воспитательная деятельность.

    2. При планировании учебно-воспитательной деятельности учитывает педагог уровень развития, возраст и интересы ребенка. При росте и развитии ребенка выбирают учебное содержание из основного принципа - от близкого к дальнему, от конкретного к общему.

    3. При планировании учебно-воспитательной деятельности группы устанавливаются цели, тематика, содержание обучения и действия планируемого периода (неделя, месяц, иное). Планирование учебно-воспитательной деятельности группы гибкое и дает педагогу возможность по необходимости ввести изменения.

    4. Учебно-воспитательная деятельность группы проводится в эстетической и безопасной среде, а так же в среде, дающей возможность производить действия наедине с собой и в группе сверстников. Учебно-воспитательную деятельность в первую очередь связывают с родным краем, людьми, природой и учреждениями. Знакомят с обучаемым (объектом, явлением) в естественной среде.

    5. При выборе места действия учитываются как общие, так и цели разных разделов учебно-воспитательной деятельности интеграцию содержания и действий разных разделов, средства разных действий и привлекаются педагоги и персонал.


§ 8 Ребенок с особыми нуждами

(1)Ребенок с особыми нуждами по данному положению – это ребенок для развития и поддержки возможностей, состояния здоровья, языка и культурных основ и нужды развития исходящие из его личностных качеств нужно сделать изменения или приспособить среду ребенка (средства для игры и учебы, помещения, методы обучения и воспитания и т.п.) или в программу действия группы.

(2)Подержка развития ребенка с особыми нуждами, в том числе и одаренного ребенка – это командная работа, за действия которой отвечает заведующая детского учреждения.

(3)Если нужно, то педагоги группы составляют в начале учебного года индивидуальную программу развития данного ребенка совместно с логопедом/спецпедагогом и другими специалистами, а так же с родителем ребенка. Не менее одного раза в учебном году делается итог прохождения индивидуальной программы развития, о том подходит ли среда развития и о дальнейших потребностях ребенка.



(4)Детское учреждение поддерживает семьи детей с разными языковыми и культурными особенностями для ознакомления их языка и культуры и важность эстонского языка и культуры.
При планировании и осуществлении раннего вме­шательства необходимо учитывать следующие общие принципы:

  1. деятельность по развитию начинается сразу же, как только выявлена потребность в ней;

  2. индивидуальный подход в соответствии с особыми потребностями развития ребенка и возможностями среды;

  3. привлечение семьи и специалистов, командная и сетевая работа;

  4. консультирование семьи ребенка и руководство ее занятиями с ребенком;

  5. поддержка самостоятельности ребенка и семьи в той мере, в какой это возможно;

  6. поддержка перехода из одной воспитательной среды в другую.


§ 9 Обучение эстонскому языку как второму языку

  1. Ребенку, чей домашний язык не эстонский обеспечивают обучение эстонского языка.

  2. В детском учреждении или группе, где учебно-воспитательная деятельность не проводится на эстонском языке, начинают изучение эстонского языка с третьего года жизни:

  1. через отдельную языковую деятельность;

  2. интегрируя обучение языку с другими деятельностями;

  3. используя методику частичного языкового погружения.

  1. В детском учреждении или его группе, где учебно-воспитательная деятельность не происходит на эстонском языке можно с пятого года жизни при изучении эстонского языка перейти на внедрение методики полного языкового погружения.

  2. В детском учреждении или группе, где учебно-воспитательная деятельность происходит на эстонском языке, приобретают дети, чей домашний язык не эстонский, эстонский язык:

  1. через интегрированные действия, которые можно добавить дополнительно (поддерживающее) изучение эстонского языка;

  2. используя методику полного языкового погружения.

  1. При планировании предполагаемых результатов обучения эстонского языка учитывается уровень развития и возраст, но и объем изучения эстонского языка и методику.

  2. Ребенку с особыми нуждами составляется индивидуальная программа развития по изучению эстонского как второго языка, если на то есть потребность.


§ 10 Сотрудничество с родителями.

  1. Педагоги детского учреждения сотрудничают с родителем ребенка, чтобы поддержать его развитие на основе диалогов, взаимодоверия и уважения.

  2. Педагог оповещает регулярно родителя о развитии и обучении его ребенка и распоряжениях учебно- воспитательной деятельности. Педагог создает возможность получить родителю опору и совет в учебно-воспитательных вопросах.

  3. Родителю дают возможность участвовать в планировании и проведении учебно-воспитательного процесса и дать обратную связь на действия детского учреждения.

4. глава


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОБЩИЕ УМЕНИЯ ДЕТЕЙ

§ 11 Общие умения.

(1)В учебной программе разделяют 4 группы общих умений:




  1. умение игры;

  2. умение чувствовать и учиться;

  3. социальные умения;

  4. умение руководить самим собой;

(2)Формирование общих умений поддерживают всеми учебно-воспитательными действиями, интегрируя содержание разных разделов.



§ 12 Умение игры.

Игра является для ребенка дошкольного возраста основной деятельностью. В ходе игры приобретает и закрепляет ребенок новую информацию, новые умения, отражает свои чувства и желания, учится общаться, обретает опыт и правила поведения. Умение играть является основой всех общих умений и развития умений и знаний учебно-воспитательной деятельности по разным разделам.



Цели

1. В игре ребёнок комбинирует свои знания, мысли и впечатления и выражает своё отношение к ним

2.Играя, ребенок глубже постигает окружающий мир, учится решать различные проблемы и словами выражать свои мысли.

3.Играя, ребенок по собственной инициативе вступает в разнообразные отношения с то­варищами по игре, что превращает игру в важный фактор формирования социальной ком­петентности. Партнеры по игре должны понимать друг друга и координировать свои дей­ствия и поведение в соответствии с сюжетом игры. Играя, учится ребёнок следовать определённым моральным требованиям, приобретает и закрепляет знания о себе и об окружающем.

4.В ходе игры ребенок встает на позицию другого человека и, наблюдая мир сквозь призму своей новой роли, отождествляет себя с этим человеком, переживая искренние и глубокие чувства.

5.Настольные игры тесно связаны с обучением математики, поскольку в ходе игры ребенок учится считать предметы и узнает цифры. К тому же, у детей закрепляется умение различать и называть разные цвета и формируется навык наблюдения, сравнения и сче­та.

6.Настольные игры также способствуют формированию навыков языка и речи. Играя в настольные игры, ребенок учится понимать значения слов и описывать предметы и явле­ния, замечать детали и находить сходства и различия, узнавать животных, птиц, растения, орудия труда и т.д.
Содержание

Игра - основная деятельность ребенка дошкольного возраста, в ходе которой происходит личностное развитие ребенка в целом. Игра - основа развития ребенка. Ребенок играет по­тому, что игра ему интересна, она его забавляет и увлекает. Игра является фунда­ментом для пожизненного обучения, а каждый игровой опыт - одновременно и учебным опытом.



Детские игры подразделяют на творческие или свободные игры и игры организованные или с готовыми правилами.

В творческих играх ребенок сам может вы­брать тему игры, ее средства и содержание. Творческую игру ребенок инициирует сам. Творческие игры подразделяются на сюжетно-ролевые, игры-драматизации и строительные игры. Творческие игры, и прежде всего ролевые игры, выполняют осо­бую роль в процессе становления и развития ребенка.

Игры с правилами - это игры, которые проходят по определенным правилам и имеют некую структуру. Объединяя в себе эмоциональную и познавательную стороны, такие игры способствуют привлекательности учебы для ребенка. Различие между творческими играми и играми с правилами заключается в том, что во втором случае правила обычно существуют заранее и их выполнение обязательно для всех играющих. В творческих играх правила существуют в более скрытой форме и складываются в зависимости от игры и ролей. Творческая игра и игра с правилами различаются также тем, что в игре с правилами следует добиться определенного достижения или получить результат. Игры с правилами - это в основном дидактические, песенные, настольные, подвижные и состязательные игры. С точки зрения базового образования наиболее важными являются дидактические игры. Они представляют собой особую игровую форму обучения, в которой соединены как дидактическая, так и игровая составляющие. Играя в дидактические игры, ребенок постепенно осваивает необходимые для учебы базовые навыки, закрепляет и углубляет свои знания в наиболее привлекательной для него деятельности.

Предполагаемые результаты
Ролевая игра на втором и третьем году жизни (1-3).

В конце первого года жизни в связи с важными изменениями в развитии ребенка (развива­ется речь, ребенок начинает ходить, происходят изменения в общении) наступает время для подражательной игры. Содержанием подражательной игры является имитация действий и поведения окружающих людей, например, кормление куклы из тарелки. Игры характеризуют повторяемость и однообразие (куклу неоднократно кладут в ванночку, вынимают и снова кладут туда же). Вначале ребенок подражает тем действиям, которые он сам непосредственно видел или испытал.

На втором году жизни ребенок начинает постепенно привносить в игру новые действия. Например, он ставит на стол кукольную посуду и начинает кормить куклу, затем кормит мишку, причесывает себя и куклу. Позже ребенок начинает самостоятельно подражать увиденному-пережитому. Например, разыгрывает различные эпизоды из семейной жизни: чтение газеты, просмотр телевизора, подметание пола. Поначалу действия в игре направ­лены на самого играющего. Ребенок сам пьет из пустой чашки или ест ложкой. Главное в этом возрасте - совместная игра взрослого и ребенка. Взрослый поощряет игры ребенка и разнообразие игровых действий.

На третьем году жизни количество игровых действий ребенка увеличивается. Для ре­бенка становится важным подражать разнообразным повседневным ситуациям. У него возникает желание действовать самостоятельно, как взрослый. Ребенок начинает замечать и соотносить действия с определёнными лицами, которые их совершают. Например, мальчик подражает отцу девочка, в свою очередь, голосом и движениями подражает старшей сестре и т.д. Основой игры ребенка преимущест­венно является его личный опыт, увиденное в повседневной жизни, он начинает привно­сить в игру. Основой для игры становятся знания ребенка о людях, предметах, действиях с предметами и их значении. В конце третьего года жизни ребенок начинает сравнивать свои игровые действия с реальными действиями взрослых.
Ролевая игра на четвёртом и пятом году жизни (3-5)

Игры ребенка становятся все более содержательными, поскольку его знания об окружаю­щем мире и опыт расширяются. Ребенок комбинирует знания и впечатления, почерпнутые из различных источников - экскурсий, собственных наблюдений, литературы, телевизион­ных передач. На четвертом году жизни формируется ролевая игра, ребенок берет на себя определенную роль взрослого и начинает вести себя соответственно этой роли. Например, ребенок играет в маму, в водителя, продавца, проигрывая при этом типичные для этой роли действия. Вначале ребенок еще не называет себя ролевым именем, он только подражает дейст­виям определенного лица в действительности. Это скрытая роль или роль в действиях. Толь­ко неоднократно проиграв действия какого-то лица (роли), ребенок постепенно начинает и называть себя соответственно роли, например, «Я учитель, полицейский, моряк» и т.д. Если ребенок взял на себя определенную роль, то это уже придает игре соответствующее направление. Например, мама во время игры выбирает посуду для приготовления еды. Сначала ребенок предпочитает те роли, которые предполагают увле­кательные и захватывающие средства игры. Постепенно в ходе игры все большее значе­ние приобретает сюжет как отображаемая часть окружающего мира. У ребенка появляется интерес к темам игры, например, детский сад, школа, магазин и т.д. Ребенок все больше начинает понимать символическое значение игры, всё точнее осознаёт ролевое поведение и выполняет всё более сложные и разнообразные задания. Роль для играющего становится исходным моментом игры. Играющий проявляет боль­ше самостоятельности и в создании игрового сюжета, что выражается в придумывании и проигрывании различных событий, лиц и ситуаций. В режиссерской игре содержание игры определяют изображаемые лица (обычно два-три) и игрушки. Игра в одиночку и совмест­ная игра тесно связаны между собой. Выполняя разные роли, ребенок говорит разными голосами и с разной выразительностью.


Ролевая игра на шестом, седьмом году жизни (5-7лет)

Ребенок пяти-шести лет умеет объединять полученные из различных источников опыт, зна­ния и впечатления. Игры детей отличает большая самостоятельность, в ходе игры ребенок усваивает характерное для роли поведение (ролевые действия, речь, интонацию, эмоцио­нальность). Сюжеты детских игр усложняются и приобретают все более творческий харак­тер. Игровые роли определяют как действия, так и выбор игрового материала.

С возрастом возрастает требовательность к исполнению роли (к игре). Постепенно пе­ред тем, как начать игру, ребенок начинает обсуждать ее сюжет. Например: «Сначала по­кормим детей, потом пойдем с ними гулять». Перед игрой дети договариваются и отно­сительно ролей. Например: «Я строитель, а ты водитель». Они создают игровую команду, выбирают необходимые средства, при необходимости изготавливают недостающий игро­вой материал и сооружают нужные для игры строения. Подобное планирование позволяет предвидеть ход игры и то, какими будут соответствующие ролевые отношения.

В детских играх появляется межролевое общение. Например, врач не только слуша­ет больного и выписывает рецепты, но и утешает его, советует, как быстрей поправиться - таким образом, у детей развивается навык сов­местной игры, равно как и навык индивидуальной игры (режиссерские игры). В режиссерс­кой игре ребенок создает все более сложные и разнообразные игровые ситуации, роли в которых исполняют игрушки. В играх ребенок может вести себя как режиссер и как ис­полнитель, объединяя воображаемое и реальное. Ребенок исполня­ет все роли и оценивает происходящее посредством каждой сыгранной им роли, он сам находит тему для игры, придумывает сюжет, распределяет роли между партнерами. Для обозначения различных ролевых действий и отношений в играх все большее значение приобретает речь, используются различные словесные замены. У ребёнка формируется умение решать конфликты, он начинает играть вместе с другими, выбирая товарищей по играм как в соответствии со своими симпатиями, так и исходя из общего интереса к теме игры.


Игра-драмматизация на втором, третьем году жизни (1-3)

Предварительная подготовка к играм-драматизациям предполагается уже на первом году жизни. С ребенком нужно часто беседовать, петь ему песенки, читать короткие ритмичные стишки, подбрасывать на коленях, играть с пальчиками. Годовалый ребенок приобретет немало ценных знаний и навыков в происходящих в игровой форме действиях. Ребенок эмоционально восприимчив к музыке и художественному слову. Он живо реагирует на ме­лодичную музыку танцевального характера и начинает подпевать взрослому. Развивается способность соотносить различные движения с музыкой, выявляется элементарное чувство ритма, усваиваются стихотворная интонация и ритм. Слушая короткие стихотворения, шут­ки, скороговорки и считалки, малыши испытывают радость, у них возникает желание под­ражать взрослому. Через подражательные игры ребенок усваивает также различные моде­ли движения и речевые модели, которые позже пригодятся в играх-драматизациях.


Игра-драмматизация на четвёртом, пятом году жизни (3-5)

Трех-четырехлетний ребенок с удовольствием слушает эмоционально исполненные взрос­лым короткие рассказики. Интересные тексты, в которых немало повторов, хорошо запоми­наются детям. Ребенок охотно имитирует звуки, которые произносят герои прослушанного рассказа, и их поведение, повторяет отдельные, наиболее простые фразы. Роль ведущего игрока или руководителя игр-драматизаций в игре с ребенком такого возраста пока еще возлагается на взрослого.


Игра-драмматизация на шестом, седьмом году жизни (5-7)

Хотя детей пяти-шести лет с новым литературным произведением знакомит в основном учитель детского сада, среди детей этого возраста есть ужеите, кто умеет читать. Поэтому при чтении ли­тературного произведения педагог детского сада может прибегнуть и к помощи детей. Взрослому уже не обязательно самому изображать движе­ния и голоса всех действующих лиц, потому что дети подражают поведению героев произведе­ния уже самостоятельно. Ребёнок в этом возрасте уже сам хочет играть ведущую роль и такую возможность ему нужно предоставить. В роли ведущего в игре-драматизации можно активнее и смелее задействовать детей, которые хорошо запоминают прослушан­ные тексты и умеют говорить складно и ясно. Дети в состоянии играть в знакомые игры-драматизации и самостоятельно, причем тре­бовательность к исполнению роли возрастает. Ребенок все больше интересуется разными видами игр-драматизаций (театр на пальцах, настольный театр, театр теней и др.).


Строительные игры на втором, третьем году жизни (2-3)

В начале второго года жизни действия ребенка еще не обладают целенаправленностью, он просто поднимает, бросает, вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, вращает и стучит, т.е. знакомится со свойствами игрушек (большая - маленькая, твердая - мягкая, издающая звук - беззвучная и т.д.). Ребенок движется от одной вещи к другой и занимается тем, что попадает в поле его зрения (увидел мяч - играет с ним, увидел кошку - бросает мяч и бежит за кошкой). Вначале строителем в большинстве случаев является взрослый, и ребенок радуется уже просто оттого, что ломает построенное. Постепенно ребенок начинает упражняться в ручных умениях, строя простейшие башенки, нанизывая кольца на стержень и вкладывая предметы разной вели­чины друг в друга. На третьем году жизни ребенок способен уже построить из кубиков разные предметы и здания (кровать, стол, стул для куклы или мишки, гараж для машинки и пр.). Ребенок учится складывать разные по величине и форме кубики, строить простейшие домики в песочнице и пользоваться разными конструкторами.


Строительные игры на третьем, четвёртом, пятом году жизни (3-5)

В жизни трехлетнего ребенка игра занимает уже прочное место. Если дети помладше зани­маются преимущественно игровым материалом, то для трех- и четырехлетних детей важ­ной становится уже осмысленная сюжетная деятельность. Например, водитель загружает кирпичи и везет их на строительную площадку, там самосвал сваливает их на землю. Затем принимается за работу строитель, который строит для машины гараж и забор вокруг него. Все это представляет собой последовательные логические действия, которые предполага­ют наличие у ребенка знаний, умственную работу и фантазию. Под руководством педагога трех-четырехлетние дети могут отобразить в строительных играх свои впечатления от дей­ствительности. Они уже имеют определенный простейший опыт, умеют играть в небольших группах, распределять между собой строительный материал, согласовывать игровые действия и добиваться общего результата. Им дают разнообразный строительный материал, по­зволяющий строить относительно сложные объекты.

На четвертом-пятом году жизни ребенку по силам мастерить различные предметы (дом, самолет, машину, космическую ракету и пр.), при этом он использует металлические, деревянные и пластмассовые детали из наборов конструкторов. Работа с детским конструк­тором развивает руки ребенка (в особенности мелкую моторику), внимание, мышление, фантазию и волю. В неугомонном ребенке игра с конструктором воспитывает последова­тельность действий и усидчивость.
Строительные игры на шестом, седьмом году жизни (5-7)

Для детей пяти-шести лет большое значе­ние приобретает слово. Идея и содержа­ние строительной игры может опираться на рассказ взрослого, игру отличает много­образие идей. В игре дети начинают более точно воспроизводить строительную дея­тельность взрослых, причем они пытаются перенести в игру не ряд отдельных явле­ний, а отобразить явление комплексно. Детям поручают построить вспомогательные постройки, связанные с основным сооружением: спортивный зал, гараж, кафе и т.д. Характерной особенностью строительной игры пяти-шестилетних де­тей является то, что дети в точности претворяют в жизнь свои идеи, более точно распре­деляют задания, у них появляются взаимные обязательства. Если возникает потребность изготовить для игры какие-то игрушки, дети на время выбывают из игры, но игра не пре­рывается, потому что как только нужный предмет будет сделан, дети к игре возвращаются. Детям хочется, чтобы их постройка походила на настоящую.


Дидактические игры на втором, третьем году жизни (1-3)

Дидактические игры помогают годовалым и двухлетним детям лучше понимать окружаю­щий мир и его предметную среду. Играя, ребенок начинает точнее различать, называть и описывать предметы по разным признакам (по размеру, цвету, форме). Дидактические игры улучшают координацию и мелкую моторику, а также ориентацию ребенка в окружаю­щем мире. Играя с разными предметами, ребенок знакомится с их раз­мерами, формой и цветом, учится вкладывать их друг в друга, собирать мозаику, попарно расставлять картинки. Ребенок познает предметы при помощи ощущений, что важно для сенсорного развития (зрение, слух, осязание). Сначала ребенок учится различать рассма­триваемые и сравниваемые предметы (например, по размеру, цвету), позже знакомство с предметами можно усложнить, устанавливая у них общий признак. Например, дается зада­ние найти шарообразные предметы вокруг нас и назвать действия с ними. Можно также объяснить детям, что разные предметы могут быть одного и того же цвета, и дать задание найти в помещении группы предметы одного цвета.



Дидактические игры на четвёртом, пятом году жизни (3-5)

В дидактических играх у ребенка формируются познавательные процессы (мышление, речь), развиваются наблюдательность и умение точно выполнять правила игры. Внимание детей становится более устойчивым, а восприятие и внимание лучше распределяются меж­ду разными действиями. Накоплены конкретные знания об окружающем мире, обогатился и игровой опыт ребенка. Также сформировалось умение делать простейшие обобщения. Лучше развита речь ребенка, играя, он не только называет и коротко описывает предметы, но и обстоятельнее и продолжительнее говорит о них и об их свойствах. Ребёнок учится описывать и говорить не только о непосредственно воспринимаемых предметах, но и по памяти.


Дидактические игры на шестом, седьмом году жизни (5-7)

В этом возрасте ребенка интересует окружающая его природа и среда обитания. При зна­комстве с ними важно уточнять и закреплять полученные знания в практической деятельнос­ти - с помощью дидактических игр. Дети учатся организовывать игры сами и объединяются в игровые группы по два-четыре человека, все время играя вместе в этом составе. Играя в дидактические игры, дети могут самостоятельно ставить цели и доводить игру до конца, при этом на первое место выдвигается вопрос точности хода игры и честного исполнения ее правил. Ребенок замечает в предметах (деталях) уже более мелкие различия и начинает сравнивать предметы по памяти. Также ребенок начинает видеть взаимосвязи и позиции предметов, осознает многообразие предметов окружающего мира, умеет обобщать и нахо­дить в предметах общее. В словесных дидактических играх дети учатся составлять короткие рассказы об игрушках и придумывать игры-загадки.


В результате учебно-воспитательной деятельности 6-7 летний ребёнок:

1. радуется игре и в состоянии сосредоточиться на игре;

2. использует в играх творчески свои опыты, знания и впечатления об окружающем мире;

3. является инициатором разных игр и развивает содержание игры;

4. выполняет в играх разные роли;

5. придерживается правилам игры и умеет объяснять другим правила знакомых игр;

6. в состоянии решать проблемы, возникшие по ходу игры и достичь соглашений с другими участниками игры;

7. радуется победе и в состоянии перенести потерю в игре-соревновании;

8. использует творчески в игре разные средства.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница