Межведомственная система реабилитации детей и подростков, пострадавших от преступных посягательств



Скачать 472,1 Kb.
страница1/2
Дата26.06.2015
Размер472,1 Kb.
  1   2
Межведомственная система реабилитации детей и подростков, пострадавших от преступных посягательств

Раздел 1

Жесткое обращение с детьми: что это такое?
Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие спо­собы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это уни­жение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пи­щи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родите­лей уважения, внимания, ласки, тепла.

Причины жестокого обращения:

  • традиции патриар­хального воспитания. Долгие годы способ физического наказания счита­лся лучшим воспитательным средством не только в се­мье, но даже и в школе. Подтверждение тому – народные поговорки: «Больше тумаков - меньше дураков», «Розги - путь к успеху»;

  • «разрядка от стрессов». В стрессовой ситуации родители оказываются из-за социально-экономических изменений, происходящих в обществе. Быстрая переоценка ценностей часто приводит к тому, что они «срываются» на более слабых и беззащитных - своих детях. Особенно часто «достаётся» дошко­льникам и младшим школьникам, которые не понимают, почему родители на них сердятся;

  • низкий уровень общественной и право­вой культуры нашего общества. Ребёнок вы­ступает не субъектом взаимодействия, а объектом воздей­ствия. Именно поэтому некоторые родители добиваются своих воспитательных целей именно жестокостью, а не другими средствами.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми

1. Физическое насилие - это преднамеренное нанесе­ние травм или повреждений ребенку, которые вызывают у него серьезные нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. Физическая жестокость - одно из самых распространенных видов насилия над деть­ми. Телесные наказания, шлепки, пинки, царапины, ожоги, удушения, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, и т.д. - всё это становится возможным из-за беспомощности ребенка, его неспособности защитить себя и дать сдачи взрослому.

Чаще всего физическое насилие происходит в семьях, где родители:



  • убеждены, что физическое наказание является методом воспитания детей;

  • оба (или один из них) являются алкоголиками, нарко­манами;

  • оба (или один из них) имеют психические заболевания;

  • часто ссорятся, скандалят, где отсутствует уважение друг к другу;

  • находятся в стрессовом состоянии в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

  • предъявляют чрезмерные требования к детям, не соот­ветствующие их возрасту и уровню развития;

  • дети имеют соматические или психические заболева­ния; они гиперактивны, неусидчивы.

Медицинские индикаторы физического насилия над ребёнком:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, уку­сов, ожоги на лице, теле, руках, но­гах;

  • повреждения и переломы костей, припухлость и бо­лезненность суставов;

  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

  • участки облысения, кровоподтеки на голове;

  • повреждения внутренних органов;

  • «синдром сотрясения» у грудных детей.


Особенности поведения детей, подвергшихся физиче­скому насилию со стороны взрослых:

Возраст до 3 лет. Дети боятся родителей или взрослых: они редко_радуются, плаксивы; пугаются, когда рядом пла­чут другие дети; у таких детей плохо развиты навыки об­щения, заметны крайности в поведении - от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет. Для детей характерны: заиски­вающее поведение, чрезмерная уступчивость, пассивная реакция на боль, малоподвижность, агрессивность, жесто­кость по отношению к животным, лживость, трусость, во­ровство; отставание речевого развития.

Младший школьный возраст. Детям присуще стремле­ние скрыть причину повреждений и травм; они боятся ид­ти домой после школы, одиноки, у них нет друзей, предпо­читают играть только с маленькими детьми, а не с ровес­никами; они плохо успевают в школе, неспособны сосре­доточиться, стеснительны, нелюбопытны, агрессивны.

Подростковый возраст: побеги из дома, употребление алкоголя, наркотиков, попытки самоубийства, криминаль­ное или антиобщественное поведение.
Особенности поведения родителей или опекунов, при­меняющих физическое насилие над ребёнком:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

  • обвинение в травмах самого ребенка;

  • позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

  • отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обра­щении с ребенком;

  • неспровоцированная агрессия по отношению к персо­налу;

  • большее внимание собственным проблемам, чем имею­щимся у ребенка повреждениям.


Характерные черты взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в детстве:

  • жестокость, насилие, отсутствие заботы о членах семьи;

  • низкое качество общения членов семьи между собой;

  • саморазрушающее поведение.


2. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о нём, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспита­нию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие на­рушаются. Неудовлетворение основных потребностей ребенка - это:

  • отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, меди­цинской помощи;

  • отсутствие заботы и присмотра за ребенком;

  • отсутствие внимания и любви к ребенку.

Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей в семьях, где родители:

  • алкоголики и наркоманы;

  • имеют психические расстройства, хронические заболе­вания, инвалидность, умственную отсталость;

  • с низким социально-экономическим уровнем жизни;

  • юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

  • перенесли жестокое обращение в детстве.

Признаки возможного пренебрежения нуждами ребёнка у родителей:

  • проявляет равнодушие и безразличие по отношению к ребёнку;

  • выглядит апатичным и депрессивным;

  • проявляет странности в поведении или ведёт себя ир­рациональным образом;

  • злоупотребляет алкоголем или наркотиками;

  • отрицает наличие проблем или обвиняет ребёнка;

  • считает ребёнка испорченным, рассматривает его как обузу для себя;

  • видит в ребёнке, прежде всего, средство удовлетворе­ния своих собственных интересов.

Последствия пренебрежения не всегда заметны на началь­ном этапе, однако становятся очевидными, когда ребенок взрослеет: они сказываются на его здоровье, интеллектуаль­ном развитии, самооценке, способности общаться и стро­ить взаимоотношения.

Внешние проявления моральной жестокости к ребёнку:

  • утомленный, сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

  • у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпь;

  • одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

  • нечистоплотность, несвежий запах.

  • отсутствие вещей, необходимых для осуществления учебной деятельность (учебников, тетрадей, ручек и т.д.).



Медицинские индикаторы моральной жестокости к ре­бёнку:

  • отставание от сверстников в весе и росте;

  • педикулез, чесотка;

  • частые «несчастные случаи», гнойные, хронические инфекционные заболевания;

  • запущенный кариес;

  • отсутствие необходимых прививок;

  • задержка речевого и психического развития,

  • неправильное питание (дефицит и нерегулярность еды, ограниченный рацион, состоящий в основном из вред­ных продуктов).


Особенности поведения детей, испытывающих мораль­ную жестокость:

  • постоянный голод и жажда: ребёнок может красть пи­щу, рыться в отбросах и др.;

  • неумение играть;

  • постоянный поиск внимания, участия;

  • частые пропуски школьных занятий;

  • крайности поведения: ребёнок инфантилен или играет роль взрослого и ведет себя в «псевдовзрослой» мане­ре; ребёнок агрессивен или замкнут; апатичен, гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не хочет и не умеет общаться;

  • склонность к поджогам, вандализм, жестокость к жи­вотным;

  • мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.


3. Психическое (эмоциональное) насилие - однократ­ное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение родителями и другими взрослыми, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. Этот вид насилия настолько распространен, что можно с уверенностью сказать, что практически каждый человек, в том числе и ребенок, испытывал на себе его проявления. Однако в практике именно к этому виду насилия не отно­сятся как к жестокому обращению, его влияние на жизнь ребенка часто недооценивается; эмоциональное насилие редко рассматривается как повод для вмешательства в сложившуюся ситуацию.

К психическому (эмоциональному) насилию относятся:



  • угрозы, обвинения в адрес ребенка без применения фи­зической силы; оскорбление и унижение его достоинства, открытое неприятие и постоянная критика в ос­корбительной форме;

  • предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

  • длительное лишение ребёнка любви, заботы и безопас­ности со стороны родителей;

  • однократное грубое психическое воздействие, вызвав­шее у ребенка психическую травму;

  • преднамеренная физическая изоляция ребёнка, лише­ние его социальных контактов;

  • совершение в присутствии ребенка насилия по отноше­нию к супругу или другим детям;

  • похищение ребёнка;

  • вовлечение ребенка или его поощрение к асоциальному поведению (алкоголизм, наркомания);

  • причинение боли домашним животным с целью запу­гать ребенка.


Особенности детей,

подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

  • задержка психического развития;

  • невозможность сконцентрироваться, плохая успевае­мость;

  • низкая самооценка;

  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (час­то обращенных против самого себя), подавленное со­стояние;

  • избыточная потребность во внимании;

  • депрессия, попытки суицида;

  • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессив­ность);

  • ложь, воровство, девиантное (или «отклоняющееся», асоциальное) поведение;

  • - медицинские индикаторы эмоционального (психоло­гического) насилия над ребенком:

  • нервно-психические и психосоматические заболевания (неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита и, как следствие - потеря веса или, наоборот, ожирение; кожные заболевания, астма).


Особенности поведения ребёнка,

подвергающегося эмоциональному (психологическому) насилию:

Дети раннего возраста: расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

Младшие школьники: проблемы с обучением, отвер­жение со стороны сверстников, плохие социальные навы­ки; импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (со­сание пальцев, вырывание волос), злость; ночные кошма­ры, страхи темноты, боязнь людей, их гнева.

Дети 11-13 лет: могут наблюдаться уходы из дома, девиантное /или криминальное поведение, хроническая не­успеваемость в школе.

Подростковый возраст - депрессия, растет агрессив­ность; саморазрушающее поведение, низкая самооценка; может быть попытка совершения самоубийства; психосо­матические заболевания.
Группы риска детей по эмоциональному насилию:

  • дети от нежеланной беременности, похожие на нелю­бимых родственников жены или мужа;

  • дети раннего возраста;

  • дети-инвалиды, дети с наследственными заболевания­ми или другими особенностями;

  • дети из семей, где царит деспотичный, авторитарный, контролирующий стиль воспитания и взаимоотноше­ний;

  • дети из семей, где внутрисемейное насилие - стиль жизни;

  • дети, чьи родители (или один из родителей) употреб­ляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

  • дети, в чьей семье много социально-экономических и психологических проблем.


Особенности поведения взрослых,

совершающих пси­хологическое (эмоциональное) насилие над ребёнком:

  • не утешают ребенка, когда он в этом нуждается;

  • публично оскорбляют, ругают, унижают, осмеивают ребенка;

  • сравнивают его с другими детьми не в его пользу, по­стоянно сверхкритично относятся к ребёнку;

  • обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребен­ка «козла отпущения».


3. Сексуальное насилие над детьми - вовлечение ре­бенка с его согласия или без такового в сексуальные дей­ствия со взрослыми для получения последними сексуаль­ного удовлетворения или выгоды. К сексуальному наси­лию относятся:

  • демонстрация половых органов ребенку (эксгибицио­низм), использование ребенка для сексуальной стиму­ляции взрослого;

  • изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;

  • сексуальная эксплуатация ребенка для порнографиче­ских целей или вовлечение в проституцию;

  • мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрос­лого;

  • демонстрация эротических или порнографических ма­териалов с целью сексуальной стимуляции ребенка;

  • совершение полового акта в присутствии ребенка;

  • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает ос­нований считать его ненасильственным, поскольку ребе­нок:



  • не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;

  • может не осознавать значение сексуальных действий в силу незрелости;

  • не в состоянии в полной мере предвидеть все негатив­ные для него последствия этих действий.

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:



  • патриархально-авторитарный уклад;

  • плохие взаимоотношения ребенка с родителями, осо­бенно с матерью;

  • конфликтные отношения между родителями;

  • мать ребенка чрезмерно занята на работе;

  • ребенок долгое время жил без родного отца;

  • вместо родного отца - отчим или сожитель матери;

  • мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

  • родители (или один из них) имеют психические заболе­вания;

  • мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

Медицинские индикаторы сексуального насилия над ребенком:

  • повреждения генитальной, анальной областей, в том числе, нарушение целостности девственной плевы;

  • «зияние» ануса;

  • следы спермы на одежде, коже, в области половых ор­ганов, бедер;

  • наличие заболевания, передающегося половым путем;

  • беременность;

  • недержание кала («пачкание одежды»), энурез;

  • нервно-психические расстройства;

  • психосоматические расстройства.


Особенности поведения ребенка, подвергшиеся сексу­альному насилию:

Дети дошкольного возраста: ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста); знания о сексуальном поведении, не­свойственные возрасту, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурба­ция.

Дети младшего возраста: резкое ухудшение успеваемо­сти, невозможность сосредоточиться, несвойственные воз­расту знания о половых вопросах, сексуально окрашенное поведение, гнев, агрессивное поведение; ухудшение взаи­моотношений со сверстниками и родителями, не являю­щимися насильниками; саморазрушающее поведение, мас­турбация.

Подростковый возраст: депрессия, низкая самооценка, агрессивное, асоциальное поведение, затруднения с поло­вой идентификацией; сексуализированное поведение; уг­розы или попытки самоубийства; употребление алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по от­ношению к более слабым.

Как показывает практика, в 80% случаев сексуальное наси­лие над ребенком совершается его родственником или знако­мым, которому он доверяет. Анонимные опросы показывают, что каждая четвертая девочка и каждый шестой мальчик подвергаются сексуальному насилию до достижения 18 лет (средний возраст детей, подвергшихся сексуальным посяга­тельствам,- 11 лет).

Реакция ребёнка на сексуальные посягательства сложна и непредсказуема: она зависит от возраста ребенка, от си­туации насилия, от того, получает ли ребенок или подрос­ток поддержку со стороны близких людей, а также от того, вовремя ли была оказана медицинская и психологическая помощь.

На переживания последствий сексуального насилия и степень травматизации ребёнка большое влияние оказыва­ет реакция окружающих: родителей, врачей, сотрудников правоохранительных органов. Драматизм переживаний усиливается, если ребенка обвиняют в случившемся, не оказывают ему достаточной поддержки или родители сами относятся к случившемуся как к катастрофе.

Рассказать кому-либо о сексуальном насилии для жерт­вы трудно по следующим причинам:



  • угрозы со стороны насильника;

  • насильник хорошо знаком ребенку или его родственни­кам, и ребенок может жалеть его;

  • жертва может считать себя виновным в насилии; ребенок любит насильника или нуждается в нем;

  • пострадавший может быть заинтересован в особом внимании, которое ему уделяет насильник;

  • ребенок не понимает, что ТО, что с ним делают, - плохо; несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.

Ребенок может избежать беды, если будет знать, ЧТО именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации: во-первых, твердо сказать «нет» и, во-вторых, рассказать обо всём тому, кто может ему реально помочь.
Раздел 2

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах
1. Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здоро­вого развития личности (ст.6)

  • защиту от произвольного или незаконного вмешатель­ства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16)

  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

  • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовно­го, нравственного и социального развития (ст.27)

  • защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

  • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

  • меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).

2.Уголовный кодекс РФ предусматривает ответствен­ность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе, в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136)

  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157)

3.Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 2 января 2000 года) гарантирует:

  • право ребёнка на уважение его человеческого достоин­ства (ст.54)

  • право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

  • лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения в семье (ст.69)

  • немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

4.Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и преду­сматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56).



5.Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№120 –ФЗ от 24.06.1999г.).

6. Декларация ООН «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» ст.4.

7. Конвенция МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (подписана Россией в январе 2003 г.) стр.3.

8. Конституция Российской Федерации, 1993 г. (с изменениями на 9 июня 2001 года) ст. 17 (ч.3),ст.21 (ч.2), стр.38 (ч.2).

9.Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 20 июля 2000 года). стр.14.

9.Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 27 декабря 2000 года) стр. 36.

10.Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (№2202-1 от 17.01. 1992г.)

Административная ответственность распространяется на лиц, допустивших пренебрежение основными потреб­ностями ребенка, не исполняющих обязанностей по его содержанию и воспитанию (в соответствии со ст. 5.35 Ко­декса Российской Федерации об административных право­нарушениях). Рассмотрение дел по указанной статье отно­сится к компетенции комиссий по делам несовершенно­летних и защите их прав.

К дисциплинарной ответственности могут быть при­влечены должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, до­пустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
Раздел 3

Межведомственное взаимодействие при реабилитации детей и подростков, пострадавших от преступных посягательств
Решение проблем жестокого обращения с детьми не­возможно без взаимодействия медицинского персонала, юристов, педагогов, психологов, работников органов опеки и попечительства и социальной сферы.

Задачи, которые стоят перед руководителями и специа­листами органов и учреждений системы профилактики при обнаружении фактов жестокого обращения с детьми:



  1. Проводить профилактические мероприятия по пре­дупреждению жестокого обращения с детьми.

  2. Внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми.

  3. Оперативно информировать правоохранительные ор­ганы о выявленных случаях жестокого обращения с деть­ми.

  4. Проводить работу по реабилитации жертв насилия.

Не всегда признаки жестокого обращения с ребёнком видны с первого взгляда. Однако существуют явные при­знаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:



  • следы побоев, истязаний, другого физического воздей­ствия;

  • следы сексуального насилия;

  • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

  • отсутствие нормальных условий существования ребенка:

  • антисанитарное состояние жилья,

  • несоблюдение элементарных правил гигиены;

  • отсутствие в доме спальных мест, постельного белья, одежды, пищи и
    других предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними

  • систематическое пьянство родителей, драки в присут­ствии ребенка, лишение его сна.

Во всех случаях, когда есть показания к тому, что к ре­бенку применялось физическое насилие, он должен быть осмотрен врачом, и вид травм запротоколирован в соответ­ствующих документах; когда врач отсутствует, а состоя­ние ребенка не требует немедленного медицинского вме­шательства, такой осмотр и описание должны быть сдела­ны специалистом, работающим с ребенком. Такое описа­ние может потребоваться в дальнейшем при обосновании вмешательства и выбранной тактики работы.

Если сотрудники органов и учреждений системы про­филактики безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних, выявляют у детей перечисленные выше яв­ные признаки жестокого обращения, то они обязаны:



  • направить информацию в правоохранительные органы - для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;

  • направить информацию в органы опеки и попечитель­ства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

  • принять меры по оказанию помощи ребенку.

При столкновении с физическим насилием (или веро­ятностью его применения) по отношению к ребенку, необ­ходимо решить следующие задачи:

  • как обеспечить безопасность ребенку и нужно ли его забирать из семьи;

  • как вмешаться, не ухудшив положение ребенка;

  • как привлечь родителей к сотрудничеству;

  • как отследить безопасность ситуации для ребенка.

При решении вопроса о том, как обеспечить ребенку безопасность, прежде всего, нужно учитывать возраст ребенка и наличие лиц, реально способных защитить его. Чем ребенок младше, тем большей опасности он подверга­ется, если оставить его в обстановке потенциального наси­лия. Кроме того, маленький ребенок не может противосто­ять насилию взрослых и обратиться за помощью. У подро­стков в этом отношении больше возможностей, просто нужно их обеспечить информацией: куда конкретно он может обратиться за помощью. Присутствие человека в окружении ребенка, который может реально оказать ему помощь, снижает риск повторения физического давления.

Порядок

межведомственного взаимодействия по выявлению и профессиональному вмешательству в ситуацию насилия и жестокого обращения в семье с несовершеннолетними

В ходе реализации межведомственного взаимодействия по выявлению и профессиональному вмешательству в ситуацию насилия и жестокого обращения в семье с несовершеннолетними согласно предлагаемому порядку будут решаться следующие задачи:



  1. Повышение оперативности в получении информации о фактах насилия и жесткого обращения с детьми с целью своевременного принятия соответствующих мер.

  2. Создание объективной системы учета детей, ставших жертвами насилия и жестокого обращения в семье с целью восстановления их нарушенных прав и дальнейшей реабилитационной работы с семьей и ребенком.

  3. Появление доступной информации для ребенка, подвергшегося насилию, о местах, куда можно обратиться за помощью (возможно действие на правах социальной рекламы – телефоны, адреса).

  4. Появление доступной информации о местах временного проживания (социальные приюты, социальные гостиницы и т.д.) для лиц, ставших жертвами насилия.

  5. Разработка общего алгоритма действий специалистов, выявивших факты насилия над детьми и жестокого обращения с ними. Разработка нормативных ведомственных актов, закрепляющих действия специалистов в случаях выявления фактов насилия над детьми и жестокого обращения с ними, и их персональную ответственность за эти действия или бездействия (Устав учреждения, приказ, постановление, должностная инструкция специалиста и т.д.).

  6. Формирование через СМИ общественного мнения о роли и месте семьи в обществе, о формировании здорового образа жизни, о негативном отношении к насилию и жестокости в семье. Привлечение общественного мнения к решению этих проблем и их профилактике.

  7. Формирование через СМИ общественного мнения о роли и месте семьи в обществе, о формировании здорового образа жизни, о негативном отношении к насилию и жестокости в семье. Привлечение общественного мнения к решению этих проблем и их профилактике.


Действия сотрудников органов и учреждений системы профилактики

при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком

К работе с неблагополучными семьями нельзя относиться формально. Эти проблемы требуют внимательного отношения со стороны всех служб, которые ими занимаются. Работа должна основываться на отлаженном межведомственном взаимодействии. Когда речь идёт о случаях жестокого обращения, эф­фективное межведомственное взаимодействие включает в себя:



  1. Понимание каждой структурой своих задач:

Органы опеки - контроль положения ребёнка и обеспечение его безопасности;

Социальная служба — помощь в разрешении проблем, которые мешают родителям заботиться о детях;

Учреждения здравоохранения и образования - выявле­ние жестокого обращения и отслеживание состояния ре­бёнка, помощь в обучении и поддержании здоровья;

КДН и ЗП - координация деятельности структур.



2.Разделение функций и избегание дублирования. Например, редко оказывается продуктивным, когда специалисты органов опеки или КДН одновременно пыта­ются делать внушение матери ребёнка и в то же время помогать ей.

3. Согласование общей цели работы с семьёй и следование ей при решении своих задач:

При соблюдении этого правила невозможны ситуации, когда органы опеки изымают ребёнка, игнорируя проде­ланную социальной службой работу по изменению ситуации. Другой часто встречающийся пример рассогласова­ния - случаи, когда социальная служба работает с мате­рью, помогая ей лучше заботиться о ребёнке и создавать условия для его обучения, а педагоги ругают ребёнка за не­успешность и неухоженность, фактически выталкивая его из школы.



4. Общую терминологию (что такое жестокое обра­щение, как оценивается положение ребёнка

и риск повто­рения жестокого обращения и т.д.)



5. Регламентацию взаимодействия между структурами (кто, что именно, кому, как, в каких случаях, в какие сроки сообщает - в соответствии с Положением о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Шарыпово Красноярского края в организации индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении




Учреждения системы профилактики

Действия специалистов системы профилактики

1

Все органы и учреждения

  • Незамедлительно направляют сообщение (информацию) о выявленном факте насилия по отношению к несовершеннолетнему в ОВД и прокуратуру для дальнейшего разбирательства по существу и принятия мер.

  • В течение суток направляют информацию в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для осуществления контроля за обеспечением прав ребенка.

  • Обеспечивают доступность информации о местах, куда можно обратиться за помощью в случае подтверждения насилию.

  • Формируют через СМИ общественное мнение о роли и месте семьи в обществе, о здоровом образе жизни, о негативном отношении к насилию и жестокости в семье. Привлекают общественное мнение к решению этих проблем и их профилактике.

2

Действия сотрудников медицинских учреждений города


  • провести медицинскую оценку состояния ребенка-жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте;

  • при необходимости госпитализировать ребенка, подвергшегося жестокости;

  • направить служебную записку руководителю лечебного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

  • руководитель лечебного учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы, оставив копии сообщений в документах по делопроизводству;

  • руководитель учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства и комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения .

  • организуют оказание медицинской помощи ребенку по фактам жесткого обращения в семье.

  • проводят профилактику жестокого обращения с детьми при патронажах в семьях, находящихся в социально-опасном положении.

3

Действия сотрудников образовательных учреждений



  • В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

  • немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

  • руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

  • специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;

  • по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком.

  • руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних.

  • предоставляют информацию по запросам об учащемся, подвергшемуся насилию, и его семье.

  • проводят правовой всеобуч для детей и родителей.

  • организуют психологическую и педагогическую помощь детям, подвергшимся насилию.

  • организуют мероприятия общей профилактики насилия в семье с учащимися и родителями.

4.

Действия сотрудников органа опеки и попечительства

(предусмотренные статьей 77 Семейного кодекса РФ)


При получении информации о непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью:

  • выйти на место для обследования условий жизни и воспитания ребенка (при необходимости – с участием сотрудников правоохранительных органов), составить соответствующий акт;

  • вынести по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение главы муниципального образования);

  • исполнить данный акт немедленно (при необходимости – с участием сотрудников правоохранительных органов);

  • незамедлительно уведомить об отобрании ребенка у родителей прокурора, который при наличии соответствующих оснований принимает меры, предусмотренные законом;

  • обеспечить временное устройство ребенка (поместить в приют, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, дом ребенка;

  • в течение семи дней после издания акта об отобрании ребенка обратиться с иском в суд о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав

При поступлении информации о жестоком обращении родителей с ребенком действия сотрудников, предусмотренные статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации:



  • направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности

  • Направить сообщение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходящего сообщения;

  • готовить материалы в суд для возбуждения дела о лишении родительских прав.

5

Действия сотрудников МБУ «КЦСОН»

В случае выявления явных признаков жестокого обращения:

  • провести совместно со специалистами органов опеки и попечительства и при необходимости – сотрудниками органов внутренних дел обследование условий жизни и воспитания ребенка, составить акт обследования;

  • направить служебную записку руководителю учреждения о выявленных признаках жестокого обращения с ребенком, приложив акт обследования;

  • руководитель учреждения направляет информацию о выявленных признаках жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение № 1), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;

  • руководитель учреждения направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения (форма – приложение №2), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

  • организуют социальную реабилитацию несовершеннолетнего по факту насилия в семье.

  • организуют работу с семьей, как находящейся в социально опасном положении.

  • организуют мероприятия общей профилактики насилия в семье с детьми и родителями, находящимися на обслуживании учреждения или микрорайона.

6

Действия сотрудников СРЦН «Шарыповский»

  • организуют социальную реабилитацию несовершеннолетнего, поступившего в учреждение по факту насилия в семье.

  • организуют работу с семьей, как находящейся в социально опасном положении.

  • организуют мероприятия общей профилактики насилия в семье с детьми и родителями, находящимися на обслуживании.

7

Действия сотрудников

КДН и ЗП




Поступающую информацию от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

1. Зафиксировать в документах по делопроизводству:

- отразить в соответствующей графе ежемесячного отчета о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, направляемого в областную комиссию;

- проанализировать и выявить причины и условия, способствовавшие жесткому обращению с ребенком;

- организовать профилактическую работу по предупреждению данных явлений;

- организовать индивидуально-профилактическую работу по реабилитации несовершеннолетних жертв насилия;

2. При поступлении информации о жестоком обращении с ребенком от граждан:

- дать поручение социальным педагогам или сотрудникам социозащитных учреждений провести обследование условий жизни и воспитания ребенка;

- по результатам акта обследования направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности.

3. При получении административного протокола, составленного на родителей по статье 5.35 КоАП РФ (неисполнение родительских обязанностей), в материалах к которому содержится информация об антисанитарном состоянии жилья, несоблюдении элементарных правил гигиены, отсутствии в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, необходимых для обеспечения должного ухода за детьми, о систематическом пьянстве родителей, даже если ранее родители не привлекались к административной ответственности по указанной статье, необходимо направить сообщение в правоохранительные органы для проведения соответствующей проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении родителей, жестоко обращающихся с детьми.



7

Действия сотрудников ОУУП ДН межмуниципального отделения МВД России «Шарыповский»



  • Незамедлительно принимают меры по защите ребенка, если его жизни и здоровью угрожает опасность – изъятие из семьи и помещение в детское учреждение.

  • При необходимости в течение суток назначают судебно-медицинскую экспертизу.

  • В течение суток устанавливают в действиях родителей состав административного правонарушения, составляют протокол и направляют на рассмотрение в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

  • Незамедлительно информируют органы опеки и попечительства о необходимости сбора материалов на лишение родительских прав в отношении родителей, допускающих насилие или жестокое обращение с детьми и направлении дела в суд.

  • В течение 3-х суток устанавливают в действиях родителей состав преступления, возбуждают уголовное дело.

  • Проводят следственные действия по уголовному делу (до 30 суток)

  • В течение 3-х суток ставят на учет в ПДН ОВД неблагополучных родителей (иных законных представителей), систематически проводят с ними профилактическую работу.



  1   2


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница