Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности детей воспитывающихся в образовательном учреждении



страница1/11
Дата26.06.2015
Размер2,01 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Содержание:



1. Первая часть (обязательная)

1.1. Пояснительная записка

      1. Возрастные и индивидуальные особенности детей воспитывающихся в образовательном учреждении

      1. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения

1.2.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

1.2.1. Модель образовательного процесса

12.2. План непосредственно-образовательной деятельности

1.3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей:

1.3.1. "Физическая культура"

1.3.2. "Здоровье"

1.3.3. "Безопасность"

1.3.4. "Социализация".

1.3.5. "Труд"

1.3.6. "Познание"

1.3.7. "Коммуникация"

1.3.8. "Чтение художественной литературы"

1.3.9"Художественное творчество"

1.3.10"Музыка"

1.4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

1.5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

2. Вторая часть, формируемая участниками образовательного процесса

3. Приложения


1. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ (ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ)

1.1.Пояснительная записка

Образовательная программа МБДОУ № 102 (далее Программа) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Содержание Программы структурировано, программа предполагает реализацию концептуальных положений посредством полноценного использования в образовательном процессе арсенала всех средств и возможностей, которым располагает дошкольное образовательное учреждение.

Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 102 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей» разработана во исполнение и в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТОП).

Основными документами, регламентирующими ценностноцелевые и методологические основы данной общеобразовательной Программы, являются:


  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666.

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена 21.01.2010);

  • СанПиН 2.4.1. 2660-10 с изменениями и дополнениями;

  • Лицензия на ведение образовательной деятельности.

Программа ориентирована на:

  • требования ФГТ;

  • интересы и потребности детей и родителей воспитанников;

  • сложившееся в практике детского сада физкультурно-оздоровительные и культурно-образовательные традиции.

Программа разработана с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Основные положения, отраженные в Программе:



  • отказ от жестких норм развития, связанных с биологическим возрастом; отказ от построения жестких образовательных программ и организации условий по принципу возрастных нормативов. Основание – исследования развития детей дошкольного возраста, которые показали более высокую вариативность по скорости и профилю развития, чем это считалось раньше: то, что еще недавно рассматривалось, как задержка развития, признается как более медленный темп нормального, здорового развития (индивидуальная траектория).

  • признание того, что дети развиваются не по заранее извне заданным программам (Л.С.Выготский);

  • учет социального контекста развития, особенно семейного воспитания, которое является более сильным и по большей части позитивным.

  • убежденность в том, что наилучшие результаты в развитии детей достигаются в том случае, когда инициатива в образовательной деятельности равномерно распределяется между взрослыми и детьми;

  • необходимость уделять внимание развитию устойчивости в постоянно меняющемся условиям внешней среды – тому, как человек справляется с переходами в своей жизни в ситуациях – «семья – детский сад», «детский сад – школа»;

  • необходимость подготовки детей к последующему обучению в школе.

Программа реализуется в период непосредственного пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Период определяется сроком поступления и завершения ребенком дошкольного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 102 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей».


      1. Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Дошкольный период (3-7 лет) Развитие ребенка претерпевает не только количественные, но и значительные качественные изменения. «В системе психических функций и дошкольном возрасте центральная роль принадлежит памяти – функции, связанной с накоплением и переработкой непосредственного опыта. У ребенка появляется способность «вырвать» предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и установить между общими представлениями связь такого порядка, которая в опыте ребенка еще не была. Здесь закладывается то, что можно назвать первым опытом детского мировоззрения, формируется единство и тождество «Я» - обобщенное представление о природе, об обществе, о самом себе».

К 3-4 годам, вследствие качественных изменений в восприятии: от восприятия отдельных конкретных действий и ситуаций ребенок переходит к «обобщенному восприятию», становится способным к управлению восприятием. Это обеспечивает расширение рамок воспринимаемой и осознаваемой действительности, прежде всего через активное использование собственного прошлого опыта для решения возникающих задач и ситуаций; ведет к дальнейшему освоению, например, комплекса исследовательских действий, обеспечивающих деятельность ребенка в новых сложных многофакторных динамических средах (физических, социальных).

Общение ребенка становится внеситуативным, ведущим видом деятельности становится игра. Основное содержание игры – действия с игрушками и предметами-заместителями. Начинают формироваться представления о предмете, при рисовании дети могут использовать цвет. Развитие мелкой моторики осуществляется через лепку, доступны простейшие виды аппликации. Развивается перцептивность. К концу четвертого года дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы. Развивается память и внимание, продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Сознательное управление поведением только начинает складываться, на начальной стадии развития находится самооценка. Продолжает развиваться половая идентификация.

4-5 летние дети способны к построению комплексных, комбинированных воздействий на объект с целью выявления его системообразующих связей и внутренних взаимодействий.

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Значительное

развитие получает изобразительная деятельность, совершенствуется ее техническая сторона. Усложняется конструирование, постройки включают 5-6 деталей. Развивается ловкость, координация движений, усложняются игры с мячом. Восприятие становится более развитым. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку, выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает развиваться образное мышление, предвосхищение. Продолжает развиваться воображение, увеличивается устойчивость внимания. Улучшается произношение звуков и дикция, речь становится предметом активности детей. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого, взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Начинают выделяться лидеры. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией

Дети 5-7 лет проявляют большой интерес и способны к самостоятельному познавательно деятельности успешному исследованию сложных, многосвязных физических и социальных объектов и ситуаций. Основной характеристикой исследовательской инициативности детей является мощная творческая направленность на разнообразие всех компонентов познавательной деятельности – целей, способов действий, исследовательских орудий, получаемых результатов, выдвигаемых гипотез и объяснений.

В возрасте 4-5 лет начинает проявляться и складываться первые устойчивые интересы ребенка. Возникает первое аффективное обобщение, возникает замещение и переключение интересов, и на этой основе формируется избирательность (по отношению к содержанию, к действию, к способу).

Речь как форма существования мышления и сознания в целом играет значительную роль в развитии сознания ребенка и вместе с тем увеличивает его возможности, изменяя взаимоотношения с окружающими. В возрасте 3-4 года возникает «деловое» общение с взрослыми, отношения становятся партнерскими, что означает, что ребенок не только осознает себя как личность, но и действует во всех смыслах как осознанная личность. Отношения, возникающие ходе и вследствие взаимодействия, фиксируются в виде определенных позиций, рангов популярности, репутации, престижа, авторитета, самоощущения и т.д. Закрепляясь в практике взаимодействия с другими, они превращаются в наиболее общие черты характера. Те, в свою очередь, становятся внутренним основанием для образования других характерологических свойств (интеллектуальных, волевых, эмоционально-мотивационных). Осознание своего социального «Я» возникновение на этой основе внутренней позиции, то есть некоторого целостного отношения к окружающему и к себе самому, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают новые потребности. В процессе и в результате осознания себя как личности возникает относительно устойчивое внеситуативное соподчинение мотивов, во главе иерархии мотивов становятся специфически человеческие, то есть опосредованные по своей структуре (прежде всего образцами поведения взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами). Это превращает ребенка в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами. В самом широком смысле это можно понимать как психологическую готовность ребенка замысливанию, простраиванию и осуществлению замысла, то есть целенаправленному осуществлению собственной деятельности.

В дошкольном возрасте впервые складываются внутренние этические инстанции ребенка, этические правила. Дети могут преодолевать свои желания и действовать по нравственному мотиву «надо». Это возможно не потому, что они способны полностью управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Иначе говоря, детей старшего дошкольного возраста характеризует своеобразная «непроизвольная произвольность», которая обеспечивает устойчивость их поведения и создает единство их личности.

Игровые действия становятся более сложными, отражая взаимодействия людей, жизненные ситуации, усложняется и игровое пространство. Рисунки детей приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более яркими становятся различия между рисунками девочек и мальчиков. В конструировании дети свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Ребенок седьмого года жизни осваивает сложные формы сложения из листа бумаги и придумывает собственные. Усложняется конструирование из природного материала. У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление; навыки обобщения и рассуждения; внимание. Развивается и речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Основные достижения этого возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок приобретает интегративные качества, позволяющие ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

В настоящее время у дошкольников комплексное развитие мыслительных операций (дети мыслят блоками, модулями); выше уровень интеллекта: дети отличаются повышенной потребностью к восприятию информации, постоянно ищут возможности ее удовлетворения, если не получают необходимой «порции» информационной энергии, начинают проявлять недовольство или агрессию; информационный перегруз многих из них явно не беспокоит; объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Не испытывают стресса при контакте с техникой, компьютером, мобильным телефоном.

Рефлекс свободы: у современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопроса «почему?» пришел вопрос «зачем?». Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс, и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Дети настойчивы и требовательны, имеют повышенную самооценку, не терпят насилия. Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры

Для обеспечение равных стартовых возможностей для обучения воспитанников в ДОУ большое значение имеет правильное понимание и профессионально грамотное применение принципа, утверждающего ведущую роль обучения в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Д.Б. Эльконин и др.).



Психологическая готовность к школе понимается как определенный уровень зрелости следующих сфер развития (Н.И. Гуткина):

Интеллектуальная зрелость, отражающая функциональное созревание структур головного мозга, обеспечивающих перцептивную зрелость, дифференцированное восприятие обусловливающих переработку и сохранение разнообразной информации (Г. Герцер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йиерасик).

Эмоциональная готовность как уменьшение импульсивных реакций, произвольность и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное дело, умение строить свое поведение в соответствии с системой правил и инструкций (Г. Герцер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йиерасик, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина).

Социальная зрелость как потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика (Г. Герцер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йиерасик), как сформированность у ребенка отношения к учителю как ко взрослому и умения устанавливать равноправные отношения со сверстниками (И.В. Дубровина), отношение ко взрослому, к сверстнику и себе (Е.Е. Кравцова); социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости необходимости учения (Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков).

Мотивационная готовность как желание ходить в школу, приобретать новые знания и занимать новую социальную позицию (И.В. Дубровина), как новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со сверстниками и со взрослым на новом уровне (Л.И. Божович).

Определяющую роль имеет мотивационная составляющая, так как произвольность, обеспечивающая успешность ребенка в процессе обучения, является функцией именно мотивации (Н.И. Гуткина).



Психофизиологическая готовность к обучению - это физическое созревание ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечение соответствующий возрастной норме уровень развития психических процессов.

При разработке образовательной Программы детского сада учитываются (с поправкой на индивидуальные особенности, уникальность, личного социального опыта и индивидуальную траекторию развития), что ребенок-дошкольник обладает:



  • достаточно развитым восприятием многофакторных качеств и отношений объектов, явлений и ситуаций;

  • памятью достаточно развитой для удержания, сопоставления вновь воспринятого с уже бывшими в более раннем опыте;

  • мышлением, достаточно для осознания, установления связей между сложными многоуровневыми, многофакторными явлениями и событиями;

  • речью, позволяющей объяснять свои представления и состояния, как ситуативные, так и перспективные, что позволяет ребенку вступать в отношения разного уровня и направленности;

  • исследовательской инициативой, побуждающей ребенка к поиску новых впечатлений и позволяющей успешно исследовать сложные, многосвязные, физические и социальные объекты, выявляя их скрытые сущностные характеристики и сети внутренних причинных взаимодействий;

  • сложившейся «субъектностью», позволяющей ему действовать самостоятельно и автономно не только как субъекту деятельности, но и как субъекту социальных отношений;

  • внутренней позицией, которая, в основном, будет сформирована как новообразование к семи годам, но уже сейчас позволяет ребенку индивидуально (на основе собственных мировоззренческих представлений) относиться к событиям и явлениям.

Это соответствует тем потенциальным способностям, которыми должен обладать человек для развития и саморазвития, для реализации в сотрудничестве и самореализации в самостоятельно выбранных видах деятельности. Эти потенциальные способности составляют основу (базу) для реализации ребенком своих компетенций (прав), приобретения и проявления основ ключевых компетентностей: коммуникативной, социальной, деятельностной, здоровьесберегающей и информационной.


      1. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации образовательной программы.

Приоритетным направлением в деятельности детского сада является содействие становлению и развитию социально-личностной сферы ребенка.

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В развитии социально-личностной сферы выделяют направления:

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Центральной стратегической целью Программы дошкольного учреждения, определяющей выбор содержания и основных форм работы с детьми - является становление и развитие:



  • социальной компетентности (осознавать самоценность собственной личности и других людей),

  • коммуникативной компетентности (понимания ребенком речи, стремления сделать свою речь понимаемой другими):

  • здоровьесберегающей компетентности (умения самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья) у воспитанников и активной здоровьесберегающей позиции у взрослых участников образовательного процесса;

  • информационной компетентности (умения использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного сообщения).

Выбор этих компетентностей в качестве ведущих определяется спецификой условий жизни детей в краевом центре, в спальном районе – дети получают информацию из разнообразных источников, большинство которых естественным образом интегрировано в бытовую жизнь (общение с членами семьи, родственниками, соседями, сверстниками и старшими по возрасту детьми в уличных сообществах; неограниченный просмотр телевизионных программ и видеофильмов прямой или косвенный (при посредничестве старших членов семьи) доступ части детей к информационным ресурсам сети Интернет). Значительный поток информации дети получают через разноплановую бытовую деятельность и непосредственное взаимодействие с объектами живой и неживой природы. Вместе с тем для многих детей речевое общение с родителями ограничено как по времени (длительности), что связано с занятостью родителей на производстве и в домашнем хозяйстве, так и по содержанию, что связано с непониманием родителями значимости познавательно-содержательного общения.

Образовательная Программа призвана обеспечить психолого-педагогические условия:



  • для целенаправленного развития возрастных (потенциальных) и индивидуальных (реальных) возможностей детей, имеющих разное состояние здоровья и разный стартовый уровень развития;

  • для поддержания удовлетворительного состояния здоровья, не ухудшающего качества жизни образовательных возможностей детей;

  • для воспитания у дошкольников навыков элементарной саморегуляции и привычки к здоровому активному образу;

  • для формирования готовности самостоятельно учиться в течение всей жизни (навыков непрерывного образования) через предоставление им возможности влиять на содержание, технологии и отдельные элементы образовательного процесса.

Развивающей целью Программы является содействие становлению и проявлению детьми основ ключевых компетентностей – социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей.

Задачи:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

  • воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье;

  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Главным признаком наличия у ребенка основ ключевых компетентностей признается проявление им инициативности, активности, самостоятельности в решении бытовых, образовательных, игровых и иных сообразных дошкольному детству и культурно-образовательным традициям детского сада видах деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница