Рецензия на монографию А. Н. Децина «Теория мягких косметологических воздействий. Современная косметология»



страница1/9
Дата22.06.2015
Размер1,55 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Рецензия на монографию

А.Н.Децина «Теория мягких косметологических воздействий. Современная косметология»
До недавнего времени в косметологии доминировали эмпирические и интуитивные подходы. Значительная часть косметических средств пришла к нам из древности: много веков люди использовали различные вещества с целью украшения лица и с целью ухода за кожей. По мере появления лекарственных препаратов и биологически активных веществ их стали вводить в косметические смеси с целью оказания благоприятного действия на кожу и для лечения кожных заболеваний. Однако случилось так, что косметология долгое время оставалась в стороне от прогресса, ее подходы оставались на уровне алхимических. В результате некоторые из производимых в настоящее время косметических средств в лучшем случае являются безвредными, а реклама обещает то, что в принципе недостижимо.

Современные биохимические и цитологические исследования привели к выяснению особенностей функционирования клеток кожи в разном возрасте и при различных заболеваниях и природы процессов, протекающих при взаимодействии различных веществ с клетками кожи. Полученные знания создали возможность рационального конструирования средств для поддержания кожи в здоровом состоянии и предотвращения ее преждевременного старения. Этим вопросам посвящена книга А. Н. Децины. Книга является уникальным изданием, в котором специалист в области химии и клеточной биотехнологии использует современные знания о клетках для объяснения механизмов действия различных препаратов, использующихся в косметологии и для разработки композиций, позволяющих направленно воздействовать на процессы, протекающие в кожном покрове человека. Автор книги долгое время работал в Новосибирском институте органической химии под руководством академика В. А. Коптюга, а затем занимался разработкой питательных сред для целей клеточной биологии. Приобретенные в ходе этих исследований знания позволили А. Н. Децине использовать подходы современной науки в своих экспериментах, данные которых приводятся в книге, и на самом современном уровне рассмотреть проблемы косметологии.

В книге рассмотрены современные данные о строении кожи и механизмы ее старения. Описаны механизмы проникновения через кожу низкомолекулярных соединений и полимеров.

А. Н. Децина впервые предпринял попытку привлечения знаний из области клеточной биологии для создания алгоритмов расчета питательной ценности косметических композиций.

Значительная часть книги посвящена анализу литературных данных о действии наиболее эффективных составов и косметических кремов, производящихся в настоящее время различными фирмами. Эти данные представляют большой интерес для специалистов, занимающихся разработкой косметических средств.

Рассмотрены практически используемые подходы к созданию кремов, масок, витаминизирующих и питательных композиций и разработка средств, увеличивающих эффективность проникновения препаратов в кожу.

Сформулированы принципы витаминизации кожи с учетом ее возрастных изменений. Особое внимание уделено гормонам, как потенциальным ценным компонентам косметических препаратов, изучением которых А. Н. Децина занимался многие годы. Приведены практически важные сведения о содержании важных для косметических целей гормонов в различных природных источниках.

Рассмотрены микробиологические аспекты производства косметических препаратов: вопросы консервирования кремовых композиций и асептическое производство препаратов.

Благодаря живой манере изложения материала автором, книга легко читается, несмотря на привлечение количественных подходов, значительное количество фактического материала и описания экспериментов.

Книга представляет интерес для косметологов, врачей-косметологов и разработчиков косметических препаратов.

Директор института биоорганической химии СО РАН

Академик РАН

В.В. Власов

От автора
В течение нескольких лет (начиная с 1992 г.) происходило мое "внедрение" в косметологию. До этого на протяжении предыдущих 17 лет я занимался фундаментальными исследованиями в области физической органической химии под руководством В.А.Коптюга. Это были прекрасные годы - мы постигали методологические подходы к формулированию научных задач и проводили эксперименты, результаты которых приоткрывали строение заряженных частиц, участвующих в реакциях электрофильного замещения ароматических соединений.

Полученная методологическая подготовка оказалась чрезвычайно полезной в последующий период, когда волею судьбы (а, может быть, из-за моей непоседливости) мне пришлось заниматься клеточной биотехнологией. Мы оптимизировали составы питательных сред для культивирования клеток животных (в том числе и человека) вне организма и изучали влияние различных веществ на клеточные системы, искали критерии, позволяющие оценивать интенсивность разнообразных неблагоприятных воздействий на клетки, рассматривали механизм реакции неферментативного покоричневения белков (реакция Майяра) и влияние воздействия температуры и солнечного света на качество питательных сред, изучали влияние антиоксидантов на функционирование клеточных систем, оценивали склонность липидов к перекисному окислению и т.д.

Накопленный в течение 10 лет опыт работы с клеточными культурами лег в основу многих разработок в области косметологии. Я абсолютно убежден, что эта область человеческих знаний является последней и, может быть, самой значимой ступенькой моего жизненного пути. И это связано не столько с моим возрастом, сколько с тем, что предшествующие накопленные нами знания могут быть эффективно использованы для решения проблем, стоящих перед косметологией. А проблем этих очень много!

Работа приносит ощутимое удовлетворение. Если бы потребовалось сформулировать кратко суть данного труда, то можно было бы написать: "Косметология глазами клеточного биотехнолога (или цитолога)".

Книга является первой попыткой такого рода. Она, вероятно, не лишена ошибок и упущений, поэтому я буду благодарен читателям за все предложения, которые улучшат эту работу. При наличии доброй воли и заинтересованных читателей этот труд может совершенствоваться, и его не следует рассматривать в качестве завершенного. Планируется последующая переработка книги, во-первых, для того, чтобы отразить в ней все новые и новые экспериментальные данные, во-вторых, для того, чтобы отбросить в сторону некоторые предположения, которые были сформулированы из-за отсутствия необходимой информации, или, наоборот, превратить подтвердившиеся предположения в аксиомы. Кажется, именно в этом заключается развитие любой научной дисциплины.

Есть еще один недостаток, присущий любой книге, написанной одним автором. Он заключается в том, что не все вопросы получают в ней должное освещение, так как особое внимание уделяется лишь некоторым из них.

В соответствии с футурологическими прогнозами в 2030 году (осталось всего ничего!) "шестидесятилетняя женщина будет выглядеть как современная тридцатилетняя. Появятся вещества, способствующие выработке нового коллагена и эластичных тканей, помогающих сохранить упругость молодой кожи" ("Аргументы и факты" №25 (922), июнь 1998). Очень хочется поучаствовать в этом революционном процессе!

Для кого написана предлагаемая вашему вниманию книга?

Понятно, что автор стремился в первую очередь к тому, чтобы заинтересовать разработчиков и производителей косметических средств. Он также надеялся на определенный интерес практикующих косметологов и некоторых представителей торговли, так как казалось разумным строить свой бизнес на детальном знании предмета продаж, и, конечно, в значительно меньшей степени рассчитывал на интерес рядовых потребителей косметических средств. Но действительность опрокинула эти прогнозы. Конечно, монографию приобрели некоторые производители и разработчики косметических препаратов, а также некоторые косметологи (и тех и других единицы).

Среди покупателей книги не оказалось ни одного представителя торговли, и это очень грустно и симптоматично. Мы постоянно сталкиваемся с продавцами, которые не имеют никакого понятия о реализуемых товарах. Есть и еще более неприятное отношение продавцов к своей работе – они могут знать или догадываться о плохом качестве товара, но сообщать эту информацию нам с вами не собираются. Зачем разрушать «бизнес»! Высшим пилотажем в этом смысле является случай, о котором сообщил один из наших почитателей из Прибалтики. Он получил от нас оригинал-макет сборника «Путеводитель по косметике» и поспешил сообщить эту информацию своей подруге, которая участвует в сетевой реализации косметических средств одной известной фирмы. Когда подруга увидела, что продукция ее фирмы находится на одном из последних мест в рейтинге натуральности, она, не задумываясь, произнесла: «Даже, если бы это оказался цианистый калий, и мне платили бы за него деньги, я бы все равно продолжала продавать». Конечно, продавцы не все придерживаются такой точки зрения. В России начинает постепенно подниматься «зеленая волна», и торговля начинает улавливать эту тенденцию. Появляются «Лавки жизни», магазины «Все для здоровья» и т.д. Жалко, что их сотрудники и руководители не ощущают необходимости в пополнении своих знаний, хотя бы при выборе товара. Возможно, когда-нибудь появятся торговые точки с рекламными надписями – «Здесь можно приобрести товары, занимающие первые места в рейтинге натуральности (или в рейтинге питательной ценности) продукции мировых производителей косметических средств». Можно полагать, что их бизнес сложился бы иначе, по сравнению с точками, торгующими, чем придется.

Значительно большее число экземпляров монографии приобретено рядовыми покупателями косметических средств, которых можно назвать «продвинутыми покупателями». Правда, вполне очевидно, что их продвинутость в большинстве своем является вынужденной. Это, в основном, люди, имеющие проблемы с состоянием кожи или предчувствующие приближение проблем. Все остальные покупатели могут быть отнесены к «покупателям - путешественникам», которые не обладают необходимыми знаниями, и в силу разных причин предпочитают осуществлять выбор косметических средств методом «перебора». Они меняют препараты, перебирая их один за другим, десятым, сотым (благо выбор огромный). При этом, в основном, при выборе используется внешняя атрибутика - красота упаковки, запах, кто-то из подруг или знакомых посоветовал, встретилась с велеречивым продавцом - сетевиком и конечно, с учетом действующих на подкорку рекламных изысков СМИ. С прискорбием следует заметить, что «путешественников» в нашем обществе значительно больше (около 90%), чем «продвинутых» покупателей. Следует, однако, заметить, что «путешественники» постепенно пополняют ряды «продвинутых» покупателей. Этому способствует много факторов – в их числе, неблагоприятная загрязненная окружающая среда, пища, напитки, а также использование опасных и несбалансированных по содержанию ингредиентов косметических средств и т. д.

После первого издания книги (2001 г.) автор на ее основе провел несколько циклов Заочной школы научной косметологии с участием, как рядовых потребителей косметических средств, так и профессиональных косметологов. В ходе развернутого научного и «околонаучного» обсуждения теории мягких косметологических воздействий (при сохранении ее основных положений и доводов) проявилась необходимость дополнительных пояснений, подчеркивающих особенности данной теории. Кроме этого, в продолжение развития отдельных положений изданной ранее монографии, были найдены более простые (и, возможно, более наглядные) подходы для изложения некоторых разделов первого издания. В новое издание будут включены также результаты наших недавних исследований.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница