Методические указания к практическим занятиям по цитологии, эмбриологии, общей и специальной гистологии для студентов стоматологического факультета



страница1/12
Дата26.06.2015
Размер1,94 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ГВУЗ “ИВАНО-ФРАНКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”


КАФЕДРА ГИСТОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ

Методические указания к практическим занятиям по цитологии, эмбриологии, общей и специальной гистологии для студентов стоматологического факультета
Специальность “Стоматология”

Ивано-Франковск



2011


ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов стоматологического факультета и факультета подготовки иностранных граждан (специальность 7.11.106 "Стоматология", направления подготовки 1101 "Медицина") ГВУЗ "Ивано-Франковский национальный университет" составлена ​​на основе учебной программы по дисциплине "Гистология, цитология и эмбриология" для студентов стоматологических факультетов высших медицинских учебных заведений III-IV уровней аккредитации, специальность 7.110106 "Стоматология" (Киев: Центральный методический кабинет по высшему медицинскому образованию МОЗ Украины, 2010) в соответствии с образовательно-квалификационными характеристиками (ОКХ ) и образовательно-профессиональными программами (ОПП) подготовки специалистов, утвержденными приказом МОН Украины 16.04.03 № 239, учебным планом, утвержденным приказом МЗ Украины от 08.07.2010 г. за № 541, новой редакции Временного положения о кредитно-модульной системе организации учебного процесса (КМСОНП) в Ивано-Франковском национальном медицинском университете, утвержденной Ученым советом университета 24 мая 2011 (протокол № 6). Срок обучения по этим специальностям осуществляется в течение 5 лет, а базовая медицинская подготовка - в течение 4 лет.

Согласно учебному плану изучение гистологии осуществляется в I-II семестрах.
Гистология как учебная дисциплина:

А) базируется на изучении студентами медицинской биологии, анатомии и интегрируется с этими дисциплинами;

Б) закладывает основы изучения студентами патологической анатомии и пропедевтики клинических дисциплин, предусматривает интеграцию преподавания с этими дисциплинами и формирование умений применять знания по гистологии в процессе дальнейшего обучения и в профессиональной деятельности;

В) закладывает основы здорового образа жизни и профилактики нарушения функций в процессе жизнедеятельности.

Организация учебного процесса осуществляется по кредитно-модульной системе в соответствии с требованиями Болонского процесса.
Программа дисциплины структурирована на модули, в состав которых входят блоки содержательных модулей. Объем учебной нагрузки студентов описан в кредитах ECTS - зачетных кредитах, которые засчитываются студентам при успешном усвоении ими соответствующего модуля (зачетного кредита).

Курс гистологии, цитологии и эмбриологии разделен на 2 модуля:

Модуль1. Основы цитологии и общей эмбриологии. Общая гистология.

Смысловой модуль1. Основы цитологии. Общая и сравнительная эмбриология.

Смысловой модуль2. Гистология общих и специальных тканей.

Модуль 2. Специальная гистология и эмбриология.

Смысловой модуль3. Специальная гистология и эмбриология регуляторных и сенсорных систем.

Смысловой модуль 4. Специальная гистология и эмбриология внутренних органов.
Кредитно-модульная система организации учебного процесса побуждает студентов систематически обучаться в течении учебного года.

Видам учебных занятий согласно учебному плану являются:

А) лекции;

Б) практические занятия;

В) самостоятельная работа студентов.

Темы лекционного курса раскрывают проблемные вопросы соответствующих разделов гистологии, цитологии и эмбриологии.

Практические занятия предусматривают:

1.Исследование студентами гистологического строения тканей и органов в процессе изучения гистологических препаратов.

2. Решение ситуационных задач, имеющих клинико-гистологическое направление.

На практических занятиях студенты зарисовывают и описывают структуру гистологических препаратов в альбомах, оформляя это как протокол практического занятия.

Усвоения темы контролируется на практических занятиях в соответствии с конкретными целями, усвоение смысловых модулей - на практических итоговых занятиях. Применяются такие средства диагностики уровня подготовки студентов: устный опрос, бланковые тесты, решение ситуационных задач для определения уровня усвоения теоретических знаний, анализ и оценка результатов исследований гистологических препаратов и электронных микрофотографий для контроля практических навыков.

Итоговый контроль усвоения модулей или их блоков осуществляется по их завершению. Оценка успеваемости студента по дисциплине является рейтинговой и выставляется по многобальной шкале как средняя арифметическая оценка усвоения соответствующих модулей и имеет определение по системе ECTS и шкалой, принятой в Украине.
МОДУЛЬ 1

"Основы цитологии и общей эмбриологии. Общая гистология".
Критерии оценки знаний и умений студентов


Модуль1 «Основы цитологии и общей эмбриологии. Общая гистология»

1

2

3

Практические занятия

(№№ 1-13, 15-35)

Количество баллов

Критерии

5

Теоретическое содержание темы занятия усвоено безупречно, все необходимые практические навыки работы с усвоенным материалом освоены, все предусмотренные программой задачи в альбоме выполнены отлично, качество их выполнения оценено максимально возможным баллом.

4

Теоретическое содержание темы занятия усвоено полностью,без пробелов, все необходимые практические навыки работы с усвоенным материалом освоены, все предусмотренные программой задачи в альбоме выполнены, качество их выполнения оценено баллом близким к максимальному.

3

Теоретическое содержание темы занятия в основном усвоено, без существенных пробелов, отдельные практические навыки работы с усвоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой задачи в альбоме выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено максимальным баллом, некоторые задания выполнены с ошибками.

2

Теоретическое содержание темы занятия усвоено частично, пробелы не имеют существенного характера, необходимые практические навыки работы с усвоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой задач в альбоме выполнены, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.

1

Теоретическое содержание темы занятия усвоено частично, пробелы имеют существенный характер, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие из предусмотренных программой задач в альбоме не выполнены, либо качество их выполнения оценена баллом близким к минимальному.

0

Теоретическое содержание темы занятия не усвоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство из предусмотренных программой задач в альбоме не выполнены или качество их выполнения оценено баллом близким к минимальному, все выполнены в альбоме задания содержат грубые ошибки, или же вообще не выполнялись (отсутствует альбом ).

Итоговые занятия по смысловых модулях 1 і 2

(№№ 8, 20)


10

Ответы на теоретические вопросы безупречные (2 балла), тестовые задания выполнены на 100% (20 тестов по 0.3 балла = 6 баллов), диагностика гистологического препарата и электронной микрофотографии проведена безошибочно, качество протоколов и их описания оценено максимальным баллом (по 1 баллу).

8, 9

Ответы на теоретические вопросы очень точные (1.6 балла), тестовые задания выполнены на 80-90% (16-19 тестов по 0.3 балла = 4.8-5.7 балла), диагностика гистологических препаратов и электронных микрофотографий проведена верно, качество протоколов и их описания оценена баллом, близким к максимальному (по 0.8 балла).

6, 7

Ответы на теоретические вопросы в основном точные (1.2 балла), тестовые задания выполнены на 70-80% (14-16 тестов по 0.3 балла = 4.2-4.8 балла), диагностика гистологических препаратов и электронных микрофотографий проведена с некоторыми ошибками (по 0.6 балла) , качество описания ни одного из протоколов не оценено на очень хорошо и выше.

4, 5

Ответы на теоретические вопросы не точные (0.8 балла), тестовые задания выполнены на 60-70% (12-14 тестов по 0.3 балла = 3.6-4.2 балла), диагностика гистологических препаратов и электронных микрофотографий проведена с ошибками (по 0.4), качество ни одного из протоколов описания не оценено на хорошо и выше.

3

Ответы на теоретические вопросы с ошибками (0.2 балла), тестовые задания выполнены на 50% (10 тестов по 0.3 балла = 3.0 балла), диагностика гистологических препаратов и электронных микрофотографий проведена со значительными ошибками (по 0.2 балла) или неточно, качество ни одного из протоколов описания не оценено на удовлетворительно и выше.

2

Ответы на теоретические вопросы отсутствуют, тестовые задания выполнены на менее чем 50% (8 и меньше тестов, до 2 баллов), диагностика гистологических препаратов и электронных микрофотографий проведена неточно, с грубыми ошибками, качество ни одного из протоколов описания не оценено на достаточно и выше.

0, 1

Теоретические знания отсутствуют, тестовые задания выполнены на менее чем 40% (6 и меньше тестов), диагностика гистологических препаратов и электронных микрофотографий не проведена, протоколы их описания отсутствуют.

Итоговый модульный контроль (практическая часть)

40

Ответы на тестовые задания безошибочные и оценены максимально возможным баллом (40 х 0.5 балла = 20 баллов), протоколы описания 2 гистологических препаратов и 2 электронных микрофотографий соответствуют эталону и оценены максимально возможным баллом (4 х 5 баллов = 20 баллов).

37-39

Ответы на контрольные вопросы большинства тестов точны и оценены близким к максимальному баллу (18-19,5 баллов), протоколы описания 2 гистологических препаратов и 2 электронных микрофотографий близки к эталону и суммарно оценены близким к максимальному баллу (4) или / и выше (5 баллов).

33-36

Ответы на большинство тестов точны и оценены высоким баллом (16-18 баллов), протоколы описания 2 гистологических препаратов и 2 электронных микрофотографий с несущественными замечаниями и оценены посредственным баллом (3) или / и выше (4,5).

29-32

Ответы на тестовые задания не всегда точны и оценены посредственным баллом (14-16 баллов), протоколы описания 2 гистологических препаратов и 2 электронных микрофотографий с существенными неточностями и оценены низким баллом (2) или / и выше (3,4,5).

25-28

Ответы на тестовые задания неточные и оценены низким баллом (12-14 баллов), протоколы описания 2 гистологических препаратов и 2 электронных микрофотографий с существенными неточностями и оценены низким баллом (1) или / и выше (2,3,4,5).

11-24

Ответы на тестовые задания в большинстве ложные и оценены ниже проходного балла (6-12 баллов), протоколы описания 2 гистологических препаратов и 2 электронных микрофотографий с существенными неточностями (или ошибочные) и оценены баллами от 0 до 2.

0-10

Ответы на тестовые задания в большинстве ложные, оценены самым низким баллом (меньше 6) или отсутствуют, протоколы описания 2 гистологических препаратов и 2 электронных микрофотографий ложные, оценены низкими баллами (0-1) или отсутствуют, или же студент отказался выполнять задание.

Итоговый модульный контроль (теоретическая часть)

40

Теоретические ответы (4) на контрольные вопросы безупречны, оценены максимально возможным баллом (4 х 10 баллов = 40 баллов), все предусмотренные программой разделы освоены отлично, при ответе широко применяет тезисы лекций и дополнительный материал.

37-39

Теоретические ответы на контрольные вопросы оптимальные, содержат мелкие неточности, оценены близкими к максимальным баллам (8 и выше), все предусмотренные программой разделы дисциплины освоены очень хорошо, при ответе применяет тезисы лекций и дополнительный материал.

33-36

Теоретические ответы на контрольные вопросы хорошие, с отдельными неточностями, оценены преимущественно высокими баллами (7 и выше), все предусмотренные программой разделы дисциплины освоены равномерно хорошо, при ответе применяет тезисы лекций.

29-32

Теоретические ответы на контрольные вопросы с ошибками, оценены преимущественно посредственными баллами (6 и выше), отдельные предусмотренные программой разделы дисциплины освоены неравномерно, при ответе пытается применять тезисы лекций.

25-28

Теоретические ответы на контрольные вопросы с существенными ошибками, оценены преимущественно низкими баллами (5 и выше), все предусмотренные программой разделы дисциплины освоены неравномерно, при ответе не применяет дополнительный материал.

16-24

Теоретические ответы на контрольные вопросы с грубыми ошибками, оценены преимущественно низкими баллами (4 и выше), отдельные предусмотренные программой разделы дисциплины не освоены, студент не ориентируется в основных понятиях или отказывается отвечать.

0-15

Теоретические ответы на контрольные вопросы ошибочные, отсутствуют или студент отказывается отвечать, оценены низкими баллами (0-4), предусмотренные программой разделы дисциплины не освоены, студент не владеет тезисами лекций.


К сдаче итогового модуля 1 допускаются студенты, которые отработали все пропущенные лекции, практические занятия, оформили протоколы самостоятельной работы и набрали не менее 57 баллов по результатам оценки текущей успеваемости, из них не меньше, чем по 6 баллов по результатам итогового контроля по смысловых модулях 1 и 2. К сдаче итогового модуля 2 допускаются студенты, которые отработали все пропущенные лекции, практические занятия, оформили протоколы самостоятельной работы и набрали не менее 59 баллов по результатам оценки текущей успеваемости, из них не меньше, чем по 4 балла по результатам итогового контроля по смысловых модулях 3 и 4.

Шкала оценок для студентов

Оценка ЕCTS

Статистический показатель

А

B

C



D

E


Лучшие 10% студентів

Следующие 25 % студентів

Следующие 30 % студентів

Следующие 25 % студентів

Последние 25 % студентів


FX

F


Повторная пересдача

Обязательный повторный курс обучения



Шкала оценивания в Украине и её состветствие ECTS:
5 (отлично) - А

4 (хорошо) - В,С

3 (удовлетворительно) -D,E

2 (неудовлетворительно) - FX, F


Тематический план лекций.

№ п\п

ТЕМА

Количество часов

1.

Введение в курс гистологии. Цитология.

2

2

Основы сравнительной эмбриологии. Эмбриология человека.

2

3.

Учение о тканях. Эпителиальные ткани.

2

4.

Кровь и лимфа. Соединительные ткани.

2

5.

Мышечные ткани. Нервная ткань.

2




Итого

10


Тематический план практических занятий.

№ п\п

Тема

Количество часов

1

2

3

Смысловой модуль 1 “Основы цитологии. Общая и сравнительная эмбриология ”

1.

Микроскоп. Микроскопические приборы. Гистологическая техника.

2

2.

Цитология. Общая организация клетки. Поверхностный комплекс. Строение цитоплазмы. Мембранные органеллы клетки. Немембранные органеллы клетки. Цитоскелет. Включения.

2

3.

Цитология. Ядерный аппарат клетки. Розмножение клеток. Старение и смерть клеток.

2

4.

Сравнительная эмбриология. Половые клетки. Оплодотворение. Дробление. Бластула.

2

5

Сравнительная эмбриология. Гаструляция. Дифференциация мезодерми. Образование осевых и провизорных органов. Зародышевые листки и их производные.

2

6.

Эмбриология человека. Прогенез. Половые клетки. Оплодотворение. Дробление. Бластоциста.

2

7

Эмбриология человека. Имплантация и плацентация. Гаструляция. Осевые и провизорные органы.

2

8.

Контроль усвоения смислового модуля 1.

2

Смысловой модуль 2 “Гистология общих и специальных тканей”

9.

Учение о тканях. Эпителиальные ткани.

2

10.

Железистый эпителий. Железы.

2

11.

Кровь человека и животных. Эритроциты, тромбоциты.

2

1

2

3

12.

Лейкоциты. Гемограмма. Лейкоцитарная формула. Возрастные особенности крови. Лимфа.

2

13.

Мезенхима. Рыхлая и плотная волокнистая неоформленная соединительная ткань.

2

14.

Плотная волокнистая оформленная соединительная ткань.

2

15.

Хрящевые ткани.

2

16.

Костные ткани.

2

17.

Мышечные ткани.

2

18.

Нервные ткани. Нейроциты. Нейроглия.

2

19.

Нервная ткань. Нервные волокна. Нервные окончания. Синапсы.

2

20.

Контроль усвоения смыслового модуля 2.

2

21.

Итоговый контроль усвоения Модуля 1. Теоретическая часть.

2

22.

Итоговый контроль усвоения Модуля 1. Практическая часть.

2




Итого

44



Задания для самостоятельной работы студентов.

№ п\п

Тема

Количество часов

1

Микроскоп. Микроскопические приборы. Гистологическая техника.

2

2

Цитология. Общая организация клеток. Поверхностный комплекс.

2

3

Цитология. Строение цитоплазмы.

4

4

Цитология. Ядерный аппарат клетки. Розмножение клеток. Старение и смерть клеток.

2

5

Эмбриогенез ланцетника та низших позвоночных.

2

6

Общая эмбриология. Эмбриональное развитие позвоночных, низших и высших позвоночных.

2

7

Эмбриональное развитие человека. Структура та функции амниона, хориона, плаценты и пуп очного канатика.

2

8.

Эпителиальные ткани.

2

9.

Кровь и лимфа.

4

10.

Соединительные ткани.

2

11

Хрящевые и костные ткани.

4

12

Мышечные ткани.

2

13

Нервные ткани.

4

14.

Подготовка к итоговому контролю усвоения модуля 1.

6




Итого

40



Распределение баллов по темам и видам контроля.




Количество баллов (макс)

одно занятие

итого

1

2

3

Модуль 1.







Смысловой модуль 1.







Практические занятия №№ 1-7

5

35

Итоговые занятия № 8

10

10

Смысловой модуль 2.







Практические занятия №№ 9-19

5

55

Итоговые занятия № 20

10

10

Индивидуальная работа




10

Итоговый контроль усвоения модуля 1.

80

80

Итого




200



Занятие 1

МИКРОСКОП. МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ГИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА.



Актуальность темы: Основными методами изучения биологических микрообъектов являются световая и электронная микроскопия, которые широко используются в экспериментальной и клинической практике. В практической деятельности врача микроскоп необходим для более правильной диагностики заболеваний, последующего их лечения и профилактики.

Цель занятия:

ЗНАТЬ: Предмет, методы, задания гистологии, методы изучения живых объектов, гистохимические и другие методы исследований. Принципы строения и работы светового и электронного микроскопов.

УМЕТЬ: Приготовить фиксированные гистологические микропрепараты. Определять на электронных микрофотографиях клетки разной формы, неклеточные структуры.

Задания для самостоятельной внеаудиторной подготовки к занятию

Для реализации цели обучения необходимы базисные знания-умения.

1. Определять основные части микроскопа. 2. Определять оптическую силу линз. 3. Правила работы с микроскопом. 4. Принцип работы электронного микроскопа.



Выучите тему по конспекту лекции и учебнику. Проконтролируйте свои знания по таким вопросам: 1. Определение гистологии. 2. Предмет исследований цитологии и гистологии. 3. Основные методы изучения гистологических объектов. 4. Методы исследования фиксированных клеток и тканей. 5. Основные этапы изготовления гистологического препарата для световой и электронной микроскопии. 6. Принципы строения и работы электронного микроскопа. 7. Типы электронных микроскопов. 8. Методы исследования химического состава и метаболизма клеток и тканей.

ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ

Гистологическими препаратами (микропрепаратами) называются изготовленные из тканей (органов) окрашенные срезы, пленки, мазки, отпечатки, отдельные клетки, которые поместили на предметное стекло, залили тонким слоем прозрачного вещества и покрыли покрывным стеклом. Основными этапами изготовления гистологического препарата является: получение материала, его фиксация, промывание, обезвоживание, уплотнение, заливка, изготовление и расцветка срезов.

Получение материала. Материал - кусочки ткани или органа - острыми ножницами или лезвием вырезается так, чтобы избежать лишнего травмирования. Объем кусочков - приблизительно 0.5 - 2.0 см3. Материал должен быть свежим, то есть брать его нужно как можно быстрее после смерти человека или экспериментального животного.

Фиксация материала. Забранный кусочек погружается в фиксирующую жидкость - фиксатор. Объем фиксатора должен превышать в 50 - 100 раз объем кусочка. Фиксаторы бывают простыми и сложными. Наиболее распространенным является простой фиксатор - 10% раствор формалина. Используется также этиловый и метиловый спирты, растворы солей тяжелых металлов, уксусная, пикриновая, осмиевая кислоты и другие. Сложные фиксаторы - это смеси, которые состоят из отдельных компонентов в определенных соотношениях. Например, жидкость Лилли (96о спирт, формалин, ледяная уксусная кислота), жидкость Карнуа (абсолютный спирт, хлороформ, ледяная уксусная кислота) и тому подобное. Фиксацию можно проводить при комнатной температуре, а в случае использования гистохимических методов исследования - при сниженной температуре. Срок фиксации зависит от свойств фиксатора, размеров объекта - от нескольких минут до нескольких суток. Применение разных фиксаторов обусловлено целью фиксации, то есть сохранение прижизненного состояния морфологических структур ткани или органа на момент смерти организма с наименьшими изменениями в результате фиксации. Фиксация материала облегчает в дальнейшем восприятие объектами красителей и предотвращает процессы гниения.

Промывание материала. После фиксации материал обычно промывается проточной водой в течение 24 - 48 часов для удаления фиксатора.

Обезвоживание и уплотнение материала. Цель этих этапов - удаление воды из кусочков и подготовка их к изготовлению тонких срезов.

Обезвоживание кусочков, которые фиксировались в водных растворах, проводится постепенно в спиртах нарастающей концентрации: 50о, 60о, 70о, 80о, 100о (абсолютный спирт). Последний получают из 96о спирта путем его обезвоживания медным купоросом или перегонкой через мраморную крошку. Срок пребывания кусочков в спиртах разной концентрации зависит от объекта и его размеров (от нескольких часов до нескольких суток).

Уплотнение материала достигается пропиткой кусочков жидкими средами, которые могут становиться твердыми (парафин, целлоидин). Поскольку указанные вещества растворяются в ксилоле, бензоле или толуоле, то кусочки сначала окунают в смесь спирта с ксилолом (1:1), потом в две - три порции чистого ксилола, дальше - в смесь ксилола с парафином при 55оС - 56оС. Для заливки материала и изготовления блоков используют металлические, бумажные или керамические формочки.

Изготовление срезов. Из парафиновых или других блоков на специальном приборе - микротоме, можно сделать тонкие (толщиной 5 - 7 мкм) срезы. Для этого пользуются микротомними ножами. Потом срезы собирают и прикрепляют к предметному стеклу, предварительно смазанному смесью белка куриного яйца и глицерина (1:1).

Срезы для гистохимического исследования можно сделать на замораживающем микротоме или на микротоме-криостате. Микротом-криостат - это фреоновая холодильная установка, в камеру которой вмонтирован микротом. Рабочая температура в камере (от 0оС до 20оС) поддерживается автоматически. В криостате есть возможность получить тонкие срезы из нефиксированной ткани.

Тонкие срезы являются прозрачными и для того, чтобы различить детали строения ткани или органа, их нужно окрасить.

Окраска срезов. Есть много методов расцветки срезов, для чего применяется больше трех тысяч красителей. Гистологические красители условно можно разделить на общие и специальные; по происхождению - на растительные, животные и синтетические; за химическими свойствами - на основные, кислые и нейтральные.

Общие красители используются для изучения общей морфологии клеток, тканей и органов. К ядерным красителям принадлежат гематоксилин, кармин, азур II, сафранин. Гематоксилин изготовляют из коры кампешевого дерева, которое растет в Южной Америке. Он окрашивает ядра в сине-фиолетовый цвет. Кармин - это экстракт яйценосных насекомых кошенили, окрашивает ядра в светло-красный цвет. Сафранин - в темно-красный, азур II - в фиолетовый цвет. Это основные катионные красители, которые содержат положительно заряженные атомы азота. Гистологические структуры, которые окрашиваются основными красителями, называются базофильными.

Цитоплазматические красители - эозин, эритрозин, кислый фуксин - окрашивают цитоплазму в разные цвета, наиболее часто в разные тона красного цвета. За химическими свойствами они являются кислыми или анионными, по происхождению - синтетическими. Структуры, которые способны окраситься кислыми красителями, называются оксифильными (ацидофильными, эозинофильными).

Нейтральные красители - это смеси красителей, которые содержат кислые и основные компоненты.

Специальные красители избирательно окрашивают определенные вещества или структуры. Например: судан III окрашивает липиды в оранжевый цвет, орсеин - эластические волокна в бурый цвет и тому подобное.

Обнаружить гистологические структуры можно также методом импрегнации. Это метод обработки кусочков или срезов растворами солей тяжелых металлов со следующим их возобновлением.

Процедура расцветки срезов начинается с их депарафинизации, то есть обработки ксилолом или толуолом, с последующим проведением через спирты все меньшей концентрации. Дальше, согласно прописей для каждого метода, срезы обрабатывают в определенной последовательности растворами красителей. После окраски срезы обезвоживают в спиртах нарастающей концентрации и помещают в прозрачную среду - канадский бальзам или полистирол, которые имеют показатели преломления, подобные стеклу.

Гистологические препараты, изготовленные с соблюдением вышеупомянутых требований, могут сохраняться очень долго.


Правила пользования микроскопом.

1. Микроскоп переносят, держа одной рукой за колонку, а второй - поддерживая основу.

2. Микроскоп размещают на рабочем месте так, чтобы колонка была около наблюдателя, а зеркало было направлено к источнику света. Тетрадь для зарисовки следует положить с правой стороны.

3. Проверить револьвер микроскопа, поставить объектив малого увеличения (8х) и с помощью макровинта приблизить его нижний край на расстояние 1 см от предметного столика.

4. Установить освещение, вращая зеркало к такому положению, когда все поле микроскопа будет освещено равномерно и достаточно интенсивно. Установление освещения контролировать, глядя в окуляр левым глазом.

5. На предметный столик поместить микропрепарат покрывным стеклом кверху. Срез должен находиться над отверстием столика.

6. Вращая макровинт, найти четкое изображение структур органа или ткани на срезе, подобрать участок для изучения, поставить ее в центр поля зрения микроскопа. После этого микропрепарат можно закрепить клеммами.

7. При необходимости перехода на большое увеличение нужно: поднять тубус микроскопа вращением макровинта на себя, плавным движением повернуть револьвер и установить объектив большого увеличения (40х), услышав при этом щелчёк. Дальше, глядя сбоку на микроскоп, вращать макровинт от себя, пока фронтальная линза объектива максимально приблизится к покрывному стеклу микропрепарата. После этого, глядя в окуляр, очень медленно вращать макровинт на себя, пока не появится более-менее четкое изображение. Следует за этим перейти к медленному вращению микровинта к появлению четкого изображения. Необходимо помнить, что неосторожным движением можно раздавить микропрепарат.

8. В случае перехода к изучению другого участка микропрепарата, следует вернуться к малому увеличению и повторить пп. 6 и 7.

9. Рассмотреть и выучить препарат при большом увеличении и приступить к его зарисовке.

10. По окончании работы с микроскопом устанавливают объектив малого увеличения.

Выучите электронные микрофотографии:

Эукариотическая клетка (плазмоцит) (ув.14000) (рис. 1)

1-клеточная оболочка-плазмолемма, 2-цитоплазма, 3-ядро, 4-междуклеточное вещество.



Плотно расположенные клетки печени (гепатоциты) (ув.10000) (рис. 2)

1-ядро, 2-цитоплазма, 3-цитолемма соседних клеток и узкое междуклеточное пространство.



Клетка круглой формы (лимфоцит) (ув.10000) (рис. 3)

1-ядро, 2-цитоплазма, 3-цитолемма.



Бокаловидная клетка (экзокриноцит) (ув.8000) (рис. 4)

1-ядро, 2-цитоплазма с секреторными гранулами, 3-цитолемма, 4-базальный полюс,5-апикальный полюс.



Клетка с отростками (нейроцит) (ув.8000) (рис. 5)

1-ядро, 2-цитоплазма, 3-цитолемма, 4-отросток.



Цилиндрические клетки (столбчатые эпителиоциты) (ув.4000) (рис. 6)

1-ядро, 2-цитоплазма, 3-цитолемма, 4-микроворсинки на апикальном полюсе



Безъядерные клетки (эритроциты) (ув.5000) (рис. 7)

1-плазмолемма, 2-гемоглобин.



Безядерные структуры (тромбоциты) (ув.5000) (рис. 8)

1-плазмолемма, 2-цитоплазма.



Междуклеточное вещество (рыхлая соединительная ткань) (ув.9000) (рис. 10)

1-клетка (фибробласт), 2-междуклеточное вещество: а) волокнистые структуры, б) аморфный компонент.

ЛИТЕРАТУРА.

Гистология. Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, М.1989.

Конспект лекций по гистологии и эмбриологии.

Ультраструктура клеток и тканей (пособие-атлас) Волков К.С., Пасечко Н.В., 2004


Занятие 2

ЦИТОЛОГИЯ. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ. ПОВЕРХНОСТНЫЙ КОМПЛЕКС КЛЕТКИ. СТРОЕНИЕ ЦИТОПЛАЗМЫ. МЕМБРАННЫЕ ОРГАНЕЛЛЫ КЛЕТКИ. НЕМЕМБРАННЫЕ ОРГАНЕЛЛЫ КЛЕТКИ. ЦИТОСКЕЛЕТ. ВКЛЮЧЕНИЯ.



Актуальность темы: Основой строения эукариотических организмов является наименьшая единица живого – клетка (cellula). Клетка – это живая система, которая состоит из цитоплазмы и ядра, является основой развития, строения, функций растительных и животных организмов. Знание общих принципов строения клетки дает возможность врачу правильно поставить клинический диагноз.

Цель занятия:

ЗНАТЬ: Понятие о клетке и неклеточных структурах. Общий план строения клетки, симпласты, синцитии. Мембранные органеллы клетки. Немембранные органеллы, включения.

УМЕТЬ: Определять в микропрепаратах митохондрии, эндоплазматическую сеть, комплекс Гольджи, лизосомы. Идентифицировать электронные микрофотографии. Идентифицировать в микропрепаратах клеточный центр, включения гликогена, пигментные и жировые включения. Идентифицировать электронные микрофотографии.

Задания для самостоятельной внеаудиторной подготовки к занятию

Для реализации цели обучения необходимы базисные знания-умения.

1. Интерпретируйте понятия “живой организм, клетка”. 2. Интерпретируйте физико-химический состав и свойства цитолеммы и цитоплазмы.



Выучите тему по конспекту лекции и учебнику. Проконтролируйте свои знания по таким вопросам:

1. Цитология. Определение. 2. Уровни организации живого. 3. Определение клетки. 4. Цитоплазма и ее состав. 5. Цитолемма, современные сведения о её строении. 6. Симпласт, синцитий. 7. Органеллы. Определение, классификация, строение, функции. 8. Строение и функции органелл мембранного типа: митохондрии, аппарат Гольджи, эндоплазматическая сеть, лизосомы, пероксисомы. 9. Органеллы немембранного типа: рибосомы, полисомы, клеточный центр, микротрубочки, микрофиламенты, реснички, жгутики. 10. Классификация включений. Виды и строение.

Заполните дома таблицу по образцу:

Органеллы

Включения

Виды

Функции

Виды

Функции

1.




1.




2.




2.




Объем самостоятельной работы на занятии:

Рис.1. Растительные клетки кожицы лука.

Окраска: гематоксилин-эозин.

Увеличение 40х10.

Обозначения: 1-ядро, 2-цитоплазма, 3-вторичная оболочка, 4-хроматин, 5-ядрышко.



Рис.2. Пластинчастый комплекс в нервных клетках.

Окраска: осмиевая кислота.

Увеличение 40х10.

Обозначения: 1-нити пластинчатого комплекса, 2-ядро.



Рис.3. Включения пигмента меланина в пигментоцитах.

Окраска: препарат не окрашен.

Увеличение 40х10.

Обозначения: 1-зерна меланина, 2-ядро пигментной клетки.



Рис.4. Жировые включения в клетках печени.

Окраска: осмиевая кислота и сафранин.

Увеличение 40х10.

Обозначения: 1-границы клетки, 2-ядро, 3-капли жировых включений.



Выучите электронные микрофотографии:

Схема молекулярного строения клеточной оболочки - плазмолеммы (рис. 11)

1-билипидный слой: а) гидрофобные концы, б) гидрофильные головки фосфолипидов, 2-гликокаликс, подмембранный слой, 4-интегральные белки, 5-периферические белки, 6-холестерин, 7-гликопротеин, 8-гликолипид.



Электронномикроскопическое изображение плазмолеммы (трехслойное строение) (рис. 12)

А - свободная поверхность клетки: 1-плотный внутренний слой, 2-светлый средний слой, 3-плотный внешний слой, 4-гликокаликс, 5-цитоплазма (ув. 210000)

Б – плазмолемма двух контактирующих клеток: 1-клеточная оболочка, 2-тонкое междуклеточное пространство, 3-цитоплазма (ув. 400000)

Фагоцитоз (ув.41000) (рис. 13)

1-цитоплазма клетки, 2-цитоплазматический вырост, 3-инвагинация клеточной оболочки, 4-фагоцитированный материал.



Макропиноцитоз микроворсинками эндотелиоцитов кровеносных капилляров (ув.12000) (рис. 14)

1-цитоплазма эндотелиоцита, 2-просвет капилляра, 3-микроворсинка, 4-образовавшаяся вакуоль.



Микропиноцитоз в эндотелиоцитах кровеносного капилляра (ув.27 000) (рис. 15)

1-цитолемма эндотелиоцита, 2-кавеола, 3-пиноциотозные пузырьки, 4-цитоплазма эндотелиоцита, 5-просвет капилляра.



Выделение секрета с бокаловидной клетки (гландулоцита) (ув.14000) (рис. 16)

1-секреторные гранулы, 2-апикальная часть клетки, 3-выход секрета наружу.



Простой контакт между двумя эпителиальными клетками (ув.15000) (рис. 17)

1-плазмолемма, 2-междуклеточное пространство.



Система междуклеточных контактов (ув.15000) (рис. 18)

1-пальцевидный, 2-по типу замка, 3-плотный замыкающий, 4-десмосомальный (десмосома)



Вставочный диск. Соединение кардиомиоцитов (ув.18000) (рис. 19)

1-плазмолемма, 2-система десмосом и нексусов (щелевых контактов), 3-миофибрилла, 4-митохондрия.



Специализированный контакт между нервными клетками – синапс (47000) (рис. 20)

1-пресинаптический полюс, 2-постсинаптический полюс, 3-синаптическая щель, 4-синаптические пузырьки.



Гранулярная эндоплазматическая сеть (ув.71000) (рис. 21)

1-канальцы, 2-рибосомы, 3-фрагмент ядра.



Агранулярная эндоплазматическая сеть (ув.47000) (рис. 22)

1-фрагмент ядра, 2-канальцы эндоплазматической сети, 3-митохондрия, 4-липосома.



Комплекс Гольджи (ув.24000) (рис. 23)

1-цистерны, 2-пузырьки, 3-вакуоли, 4-фрагмент ядра.



Митохондрия (ув.27000 и 120000) (рис. 24)

1-наружная мембрана, 2-внутренняя мембрана, 3-кристы, 4-митохондриальный матрикс, 5-гиалоплазма.



Лизосомы (ув.27000) (рис. 25)

1-первичная лизосома, 2-вторичная лизосома (аутофагосома), 3-остаточное тельце.



Пероксисома (ув.47000) (рис. 26)

1-окружающая мембрана, 2-матрикс, 3-плотная сердцевина.



Рибосомы (ув.74000) (рис. 27)

1-рибосомы на поверхности мембраны гранулярной эндоплазматической сети, 2-свободные рибосомы, 3-комплекс рибосом - полисома.



Клеточный центр – центросома (ув.180000) (рис. 28)

1-диплосома, 2-центриоля, 3-центросфера.



Микрофиламенты в цитоплазме эпителиальной клетки (ув.34000) (рис. 29)

1-ядро, 2-цитоплазма, 3-микрофиламенты.



Микротрубочки в цитоплазме эпителиальной клетки (ув. А-180000, Б-110000) (рис. 30)

А-продольный разрез, 1-микротрубочки. Б-поперечный разрез, 1-микротрубочки.



Миофибриллы в цитоплазме мышечной клетки (кардиомиоцит) (ув.24000) (рис. 31)

1-миофиламенты в составе миофибрилл, 2-митохондрии.



Нейротрубочки в цитоплазме нервной клетки (отросток нейроцита) (ув.29000) (рис. 32)

1-нейротрубочки.



Реснички (апикальная поверхность реснитчатых клеток эпителиальной пластинки слизистой оболочки носовой полости) (ув.23000) (рис. 33)

1-апикальный полюс клетки, 2-реснички, 3-базальное тельце.



Включения гликогена в гепатоцитах (печень) (ув.35000) (рис. 35)

1-гранулы гликогена, 2-фрагмент ядра, 3-митохондрия, 4-гранулярная эндоплазматическая сеть.



Жировые включения в цитоплазме гепатоцитов (ув.27000) (рис. 36)

1-капли жира, 2-фрагмент ядра, 3-митохондрии.



Секреторные включения в панкреатоцитах (поджелудочная железа) (ув.25000) (рис. 37)

1-ядро, 2-цитоплазма, 3-секреторные включения в апикальном полюсе клетки.



Пигментные включения в меланоците (ув.14000) (рис. 38)

1-ядро, 2-цитоплазма, 3-конгломераты пигмента.

ЛИТЕРАТУРА.

Гистология. Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, М., 1989.

Конспект лекций по гистологии и эмбриологии.4

Ультраструктура клеток и тканей (пособие-атлас) Волков К.С., Пасечко Н.В., 2004



Занятие 3

ЦИТОЛОГИЯ. ЯДЕРНЫЙ АППАРАТ КЛЕТКИ. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ КЛЕТОК. СТАРЕНИЕ И ГИБЕЛЬ КЛЕТОК.



Актуальность темы: Изучение структуры и функций ядра, разных видов деления клетки, структуры хромосом и путей передачи генетической информации в нескольких поколениях имеет большое значение для понимания причин наследственных болезней, которые возникают в результате изменений в структуре ДНК (гемофилия ) и изменения в качественном наборе хромосом (болезнь Дауна).

Цель занятия:

ЗНАТЬ: Строение и функции ядра, разные виды деления клетки. Биологическое значение видов деления клеток.

УМЕТЬ: Определять в микропрепаратах интерфазное ядро, амитоз и фазы митоза, хромосомы.

Задания для самостоятельной внеаудиторной подготовки к занятию

Для реализации цели обучения необходимы следующие базисные знания-умения: 1. Интерпретировать химический состав ДНК и РНК, белков, углеводов, липидов. 2. Интерпретировать структуру биологической мембраны и её отношение к строению ядра. 3. Интерпретировать процесс передачи генетической информации в клетке и от клетки к клетке.

Выучите лекцию по конспекту лекции и учебнику. Проконтролируйте свои знания по таким вопросам:

1. Ядро. Общий план строения в светооптическом и электронном микроскопе. 2. Строение ядерной оболочки. 3. Хроматин. Ядрышко. 4. Кариоплазма. 5. Функции ядра. 6. Репродукция клетки. Клеточный цикл. 7. Митоз, эндомитоз, мейоз.



Объем самостоятельной работы на занятии:

На занятии студенты разбирают домашнее задание, изучают и зарисовывают гистологические микропрепараты. Подписи к рисункам делают дома.



Рис.1. Митоз растительных клеток корешка лука.

Окраска: железный гематоксилин за Гейденгайном.

Увеличение 40х10.

Обозначения: 1-клетка в интерфазе, 2-клетка в профазе (рыхлый или плотный клубочек), 3-метафаза, 4-анафаза, 5-телофаза.



Рис.2. Амитоз в эпителиальных клетках мочевого пузыря (мазок).

Окраска: гематоксилин-эозин.

Увеличение: 40х10.

Обозначения: 1-одноядерная клетка, 2-клетка с кариотомией, 3-клетка с двумя ядрами.



Выучите электронные микрофотографии:

Ядро круглой формы (ув.17000) (рис. 39)

1-кариоплазма, 2-цитоплазма, 3-ядерная оболочка, 4-ядрышко.



Фрагмент ядра (ув.91000) (рис. 40)

1-кариолемма, 2-цитоплазма, 3-наружная мембрана кариолеммы, 4-внутренняя мембрана кариолеммы, 5-ядерная пора.



Ядра эллипсовидной и продольной формы (ув.11000) (рис. 41)

1-кариолемма, 2-гетерохроматин, 3-эухроматин, 4-околомембранный гетерохроматин.



Структура ядрышка (ув.71000) (рис. 42)

1-фибриллярный компонент, 2-гранулярный компонент, 3-околоядрышковый гетерохроматин, 4-кариоплазма, 5-кариолемма.

ЛИТЕРАТУРА.

Гистология. Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, М.1989.

Конспект лекции по гистологии и эмбриологии.4

Ультраструктура клеток и тканей (пособие-атлас) Волков К.С., Пасечко Н.В., 2004



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница