Центр Информирования и Документирования по Правам Ребенка в Молдове Теоретико-практический материал, предоставленный в рамках долгосрочной подготовки местных тренеров в области работы с родителями учащихся



страница1/3
Дата26.06.2015
Размер0,77 Mb.
  1   2   3
Центр Информирования и Документирования по Правам Ребенка в Молдове
Теоретико-практический материал, предоставленный в рамках долгосрочной подготовки местных тренеров в области работы с родителями учащихся,
осуществляемой в соответствии с приказом № 77 от 22.03.2013 Министерства Просвещения РМ
1 этап
Содержание:



Психологические особенности развития ребенка на различных возрастных этапах

2




Развитие ребенка в возрасте от 6 до 12 лет

2




Подростковый и юношеский возраст – переход от детства к взрослости

3



Роль и ответственность родителей в развитии и росте ребенка

7




Обязанности родителей/ законных представителей, предусмотренные законом

7




Роль и ответственность родителей

7




Основные потребности детей и действия родителей

11




Что я, родитель, могу сделать для себя

14

3.

Техники личностного развития, применяемые для эффективного общения с детьми

16




Уменьшение дистанции между нами и нашими эмоциями

16




Формулирование ассертивного сообщения

19




Ассертивность и решение конфликтов

22




Требование и обратная связь

24




Слушание в общении

28




«Окно Джохари»

30

4.

Организация работы классного руководителя/ школы с родителями и опекунами детей

33




Почему родители не приходят в школу?

33




Как замотивировать родителей, чтобы они приходили на занятия?

34




Как организовать занятие с родителями?

34




Партнерство школы и других общественных служб/ организаций

38

5.

Использованная литература

4

0


1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
1. Развитие ребенка в возрасте от 6 до 12 лет

Физическое развитие и его влияние на психическое развитие

Увеличение веса ребенка происходит медленно в начале этапа и усиливается в период пубертата, когда происходит скачок роста. В среднем в течение года вес увеличивается на 3,5 кг, а рост на 6 см. Возникают некоторые различия между увеличением веса и роста у девочек и мальчиков, например, рост мальчиков 115-130 см, а девочек 110-130 см. К завершению этого этапа размеры мозга ребенка достигают размеров мозга взрослого.

Продолжается процесс окостенения, коренные зубы заменяют молочные, увеличивается объем мышечной массы, увеличивается мышечная сила, развивается мелкая моторика пальцев рук. Позвоночник становится сильнее, но в то же время он подвержен деформациям, возникающим вследствие неправильного положения тела при сидении или стоянии.

Это переходный период в развитии ребенка, поэтому на этом этапе могут возникнуть кризисы и дисфункции в развитии и росте. Несмотря на существующие физические изменения, младший школьник быстро устает, часто неуклюже выполняет школьные задания, но впоследствии устойчивость и умелость детей явно возрастают.

Вместе с началом школьной жизни возрастает физическое и интеллектуальное усилие ребенка, что приводит к установлению состояния большей или меньшей усталости, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Развитие познавательных процессов в возрасте от 6/7 до 10/12 лет

На основе развития нервной системы продолжается развитие и созревание ощущения и восприятия. В 6-7 лет происходит расширение зрительного центрального и периферического поля, а также и повышение навыков различения хроматических нюансов.

Увеличивается способность восприятия высоких звуков, самоконтроля вербальных выражений, улучшается и обогащается интонация. Ребенок может на основе звукового восприятия оценить расстояние между предметами по звукам, которые они издают.

Появляются новые характеристики восприятия. Уменьшается нерасчлененное восприятие предметов и явлений окружающего мира благодаря росту способности выделять отдельные признаки пространства и времени, которые подвергаются анализу с помощью логических схем. Постепенно приобретаемый опыт способствует росту чистоты восприятия пространства. Также генерализуется восприятие направлений пространства (право, лево, вперед, назад) и формируется пространственная ориентация. Развивается и восприятие времени. Благодаря структурированию во времени школьной деятельности ребенка (часы, минуты, дни недели), само время становится стимулом, который все больше обязывает ребенка точнее ориентироваться во времени.

Младший школьник обладает большим количеством представлений, в то же время они слабо систематизированы и смешаны. Данный возрастной этап – самое успешное, сенситивное время для развития логических операций мышления, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование. В дальнейшем эти операции становятся основой успешного учения.

Развитие речи, чтения и письма

Логические конструкции позволяют ребенку отмечать не только непосредственно воспринимаемые аспекты, но и некоторые качественные характеристики предметов и явлений, например, вес, объем, время, скорость, пространство. Мысли становятся все более абстрактными, гибкими и подвижными.

Словарный запас ребенка при поступлении в школу примерно 2500 слов, и в основном ребенок придерживается правил верного применения слов в речи. В это же время формируется способность к чтению и письму, что стимулирует развитие речи. К концу периода ребенок усваивает основу родного языка, примерно 5000 слов, которые все в большей степени переходят в активный словарный запас ребенка.

Речевая активность ребенка включает в себя и когнитивный, аффективный и моторный компоненты. Изучение языка зависит от генетических факторов, физиологического состояния и накопленного ребенком опыта, а также от типа социальной среды, в которой он находится.


2. Подростковый и юношеский возраст – переход от детства к взрослости
Физическое развитие в подростковом и юношеском возрасте и его влияние на психическое развитие

Подростковый и юношеский возраст объединяют иногда одним названием – период полового созревания. Он заканчивается у юношей к 18 – 19, у девушек – к16 – 17 годам. К этому времени полностью формируются пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета.

Пубертатный "скачок роста" предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов. Половое созревание наступает у девочек в 12,5 – 13 лет, у мальчиков – в 14 – 15 лет. В этом возрасте у девочек начинаются менструации, у мальчиков появляются поллюции.

За период полового созревания у юношей вес тела увеличивается в среднем на34 кг, рост – на 35 см, окружность груди на 25 см; у девушек соответственно на 25 кг, на 28 см и на 18 см. Эти изменения связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В тоже время сами регулирующие системы (прежде всего нервная и эндокринная) продолжают собственное развитие и формирование.

Все процессы созревания в период взросления протекают крайне неравномерно и неодновременно, причем это проявляется как на межиндивидуальном уровне (один мальчик может быть послепубертатным, другой — пубертатным, третий — допубертатным), так и на уровне внутрииндивидуальном (разные биологические системы того же человека созревают не одновременно).

Важно знать, что особенностью работы сердечнососудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции. Это связано с перестройкой деятельности эндокринной и нервной систем и выражается расстройством ритма сердца, повышением или снижением частоты сердцебиений. У юношей и девушек, развивающихся гармонично, такие расстройства недлительны и быстро проходят без всякого лечения. Но, несмотря на это, любое отклонение в деятельности сердца, особенно изменения величин кровяного давления, недолжны ускользать от внимания родителей. Ведь чаще всего они возникают у ослабленных детей, страдающих хроническими заболеваниями носоглотки (тонзиллитом, гайморитом, фарингитом) и полости рта (особенно кариесом зубов). А эти болезни совсем не безобидны и в дальнейшем оказывают воздействие в первую очередь на сердечно-сосудистую систему.

Родители должны также знать, что большая умственная нагрузка в сочетании с малоподвижным образом жизни ведет к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию. Предупредить столь неблагоприятный исход можно разумным распорядком дня, четким режимом труда и отдыха, а главное – систематическими занятиями физической культурой и спортом.

Половое созревание как главный биологический фактор в этом возрасте влияет на поведение подростка не прямо, а опосредованно. Агрессивность по отношению к старшим, негативизм, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость и т.д. появляются не из-за самого полового созревания, а через посредство социальных условий существования подростка – его статуса в коллективе сверстников, взаимоотношений со взрослыми.


Основные характеристики психического развития личности подростка и юноши

За каждой внешней реакцией подростка стоит своя психологическая причина. Действия подростков, которые внешне выглядят как непослушание или оцениваются как "глупые", "необъяснимые" ("эффект неадекватности") часто вытекают из особенностей данного этапа взросления – этапа становления личности.



Общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Именно неумение, невозможность добиваться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков (фрустрация потребности "быть значимым в глазах сверстников"). Это сопровождается и повышенной конформностью подростков по отношению к подростковым компаниям. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа.

Родители часто все трудности проблем общения своего ребенка списывают за счет недостатков тех детей, с которыми общается их сын или дочь. Однако исследования показывают, что начиная с 6-го класса у подростков интенсивно развивается личностная и межличностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины конфликтов, затруднений или, напротив, успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности. Родителям и учителям следует учитывать это стремление подростка быть лично ответственным за успешность своего общения с окружающими.



Общение со взрослыми. Важность для подростка его общения со сверстниками не должна скрывать от воспитателей важность для него проблем взаимоотношений со взрослыми. Главный источник трудностей общения подростков с взрослыми – непонимание взрослыми внутреннего мира подростка. Чем старше становится подросток (с 5-го по 9-й классы), тем меньшее понимание он находит у взрослых. Взрослые неосознанно стремятся сохранять "детские" формы контроля и общения с детьми, фрустрируя тем самым потребности подростка в признании его равноправным партнером в общении с взрослыми. Результатом этой фрустрации становится противопоставление подростком себя, своего "Я" взрослым, выраженная потребность в автономии.

Психологи отмечают также, что у подростков резко возрастает способность к эмпатии по отношению к взрослым, стремление им помочь, поддержать, разделить их горе или радость. Взрослые чаще в подростке замечают не это, а только негативные стороны его поведения. Кроме того взрослые в лучшем случае сами готовы проявить сочувствие и сопереживание к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны к себе.



Общение со сверстниками противоположного пола. Появляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка и к освоению "взрослых" типов поведения и во взаимоотношениях со сверстниками противоположного пола. Интерес к взаимоотношениям полов существенно меняет отношение к самому себе, своей половой идентификации: "Я как мужчина" и "Я как женщина". Особое значение здесь придается личной привлекательности.

У младших подростков интерес к противоположному полу часто вначале проявляется в неадекватных формах (у мальчиков — "задиристость", а у девочек демонстрация игнорирования). Позднее отношения усложняются: исчезает непосредственность в общении, появляются смутные чувства влюбленности со страхом насмешек и поддразниваний со стороны сверстников. У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым, а привязанности к сверстнику противоположного пола становятся интенсивнее и могут быть причиной сильных негативных эмоций при отсутствии взаимности.



Подростковый кризис. Традиционно главные трудности подросткового возраста принято было связывать с "кризисом 13 лет", когда ломка старых психологических структур приводит к взрыву непослушания и трудновоспитуемости подростка. Большинство психологов основную причину столь бурных поведенческих проявлений усматривают в особенностях социально-психологической ситуации развития подростка: взрослые не перестраивают своего поведения, сохраняя "детские" формы взаимоотношений с подростком в ответ на формирующееся "чувство взрослости" подростка. Подросток стремится быть взрослым и совершать "взрослые поступки", хотя в социально-психологическом плане он к этому еще не готов.

Центральное новообразование ранней юности – самоопределение старших школьников. Психологами подчеркивается многоаспектность этого новообразования, включающего потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, понять свое назначение.

В ряд наиболее объективно и субъективно важных для юношей проблем может быть поставлена проблема смысла жизни. Размышления о себе и своем жизненном предназначении у юношей в явной форме встречаются довольно редко. Однако потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения, и в процессе взросления она образует именно тот "узел", который позволяет человеку строить свою жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преемственность. Кроме того, она помогает человеку интегрировать все свои способности, максимально их использовать, следуя выработанной концепции жизни.

В юности совершается открытие своего внутреннего мира, которое сопровождается переживанием его исключительной ценности. С одной стороны, это создает условия для того, чтобы задуматься о смысле своего существования, но, с другой стороны, проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится не во внутреннем мире, а вне его — в мире реальном, в мире, где будут раскрываться способности молодого человека, в его деятельности и чувстве социальной ответственности. Именно этого еще не имеется у юноши в начале жизненного пути. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы оставаться лишь упражнением юношеского мышления. Юноше важно знать, что смысл жизни надо искать в окружающем его мире, а не только внутри себя.
Интеллектуальное развитие и взросление

Главным психическим новообразованием в интеллектуальной сфере подростков является переход к абстрактному мышлению, т.е. мышлению в понятиях. Развитие теоретического мышления обуславливается переходом от усвоения сравнительно конкретных научных знаний к изучению все более общих закономерностей. Личностный характер мышления проявляется у подростка в стремлении иметь во всем собственную точку зрения.

Важно отметить, что свои новые умственные качества подростки и юноши часто еще применяют выборочно, т.е. к тем сферам деятельности, которые для них значимы и интересны. Поэтому, чтобы выявить реальный умственный потенциал личности, надо сначала выделить сферу ее преимущественных интересов.

Переходный возраст стимулирует творческие способности личности, важнейшим интеллектуальным компонентом которых является дивергентное мышление. Последнее предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество равноправильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на однозначное решение и снимающего проблему как таковую).


Социальное развитие и взросление

Быстрые социальные изменения приводят к расхождениям между системами ценностей родителей и детей ("конфликт поколений"), а многообразие и размытость общественных представлений и норм создают у молодых людей неуверенность в выборе объектов идентификации.

В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста: реакция отказа, оппозиции и протеста, имитации, компенсации и гиперкомпенсации. Однако именно для подросткового возраста более типичными являются следующие психологические реакции:

1. Реакция эмансипации — отражает стремление подростка к самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях она может лежать в основе побегов из дома и уходов из школы, аффективных вспышек, направленных на родителей и учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков. При различных асинхрониях созревания, в основном на почве церебральной недостаточности, такие проявления могут быть либо чрезмерными, либо, наоборот, отсутствовать.

2. Реакция группирования — объясняется стремлением к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой внутригрупповых взаимоотношений и своим лидером. В неблагоприятных средовых условиях и при различных неполноценностях нервной системы склонность к этой реакции может в значительной мере определять поведение и быть причиной асоциальных поступков.

3. Реакция увлечения (хобби-реакция) — отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для мальчиков. Занятия, мотивом которых является привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек. Интеллектуально-эстетические увлечения могут наблюдаться у подростков обоих полов.

4. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, многообразны в своих проявлениях. Половое влечение вначале отличается малой дифференцированностью и развивается с нарастающей силой, что в старшем подростковом возрасте обуславливает "юношескую гиперсексуальность". В силу этого у под ростков легко возникают различные преходящие отклонения: онанизм, ранняя половая жизнь, петтинг, транзиторный подростковый гомосексуализм и другие.

Все указанные выше детско-подростковые реакции могут быть представлены как в вариантах, нормальных для данного возрастного периода, так и в вариантах патологических, т.е. отклоняющихся от нормальных для этого возраста (девиантное поведение).



2. РОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ И РОСТЕ РЕБЕНКА
1. Обязанности родителей/ законных представителей, предусмотренные законом

Родители должны обеспечить создание условий и дать детям свою любовь для обеспечения их здорового роста и развития. Законы нашей страны говорят о том, что родители являются законными представителями своего ребенка, и действуют от его имени во отношениях с другими людьми и организациями, чтобы убедиться, что законные права и интересы ребенка обеспечены (статья 61 Семейного Кодекса).

Когда по различным мотивам родители не могут выполнять свои обязанности, они должны обеспечить ребенка законным представителем, который в дальнейшем позаботится о соблюдении законных прав и интересов ребенка.

Государство, представленное всеми организациями, подчиняющимися центральной, районной, местной власти, обязано поддерживать родителей во всех ситуациях, когда они нуждаются в помощи для обеспечения роста и развития детей. В случае отъезда родителей на работу за границу, государство должно установить опекуна для ребенка, оставшегося одного дома, и предоставить услуги, которые помогут ребенку вырасти здоровым.

Статья 5 Конвенции Организации Объединенных Наций по Правам Ребенка, которая начала действовать в Республике Молдова в 1993 году, говорит о том, что оба родителя в равной степени ответственны за рост и развитие ребенка.

Статья 51 Семейного Кодекса Республики Молдова предусматривает, что в случае если ребенок лишен заботы со стороны родителей (по разным причинам, включая и случаи, когда родители отсутствуют дома длительное время), законные права и интересы ребенка обеспечиваются органами опеки, то есть примэрией. В этих случаях, над детьми, оставшимися без попечения родителей, устанавливается опека (для детей до 14 лет) и попечительство (для детей в возрасте от 14 до 18 лет).

Установление опеки не означает лишение родителей родительских прав. Статьи 142-147 Семейного Кодекса Республики Молдова ясно описывают, каковы требования, которым должен соответствовать человек, чтобы стать опекуном, каковы права и обязанности опекуна, и какими правами обладает ребенок, в отношении которого установлена опека.

2. Роль и ответственность родителей

Чтобы чувствовать себя хорошо в качестве родителя, необходимо осознавать, что главнейшая роль родителя заключается в удовлетворении базовых потребностей ребенка, поскольку потребность представляет собой жизненную необходимость для ребенка. Только таким образом ребенок сможет развить свой потенциал и сконцентрировать энергию для его реализации. Тогда он будет чувствовать себя счастливым и самодостаточным, что хорошо, как для ребенка, так и для родителя. В случае же если родитель не выполняет эту роль, ребенок вырастает с эмоциональными трудностями, неадекватными отношениями и поведением, что мешает как ему, так и родителю.

Две стороны родительской роли:

1) мама или папа – соучастник, единомышленник:



  • строит настоящие отношения соучастия, сотрудничества, со-мышления;

  • удовлетворяет базовые потребности ребенка.

2) мама или папа – руководитель:

  • направляет и формирует с твердостью;

  • устанавливает дисциплину для развития у ребенка ответственности.

Также существует две возможности, обе одинаково важные, для удовлетворения потребности ребенка. Он нуждается в применении к нему конкретных физических действий (так называемая психологическая пища, получаемая извне), и эмоциональных через вербализацию эмоций и чувств родителя («внутренняя пища»).

Родитель подпитывает ребенка извне, когда:



  • дает ему яблоко, в случае, если он голоден;

  • поддерживает, если он нуждается в помощи;

  • уделяет ему свое время;

  • дает ему свое внимание, слушает его и пр.

Ребенок видит, что родитель предпринимает конкретные действия, однако этого недостаточно. Он не чувствует любовь, которая его мотивирует. Тогда он подпитывает ребенка изнутри, говоря ему:

  • что именно для него делает;

  • что ему нравится заниматься ребенком;

  • что он приносит радость;

  • что родитель восхищается ребенком, и пр.

В этом случае ребенок чувствует, что его любят. Эта подпитка стимулирует внутренние силы ребенка. Слова, адресованные ребенку, обладают магической силой. Например, если родитель говорит: «Ты важен для меня», ребенок чувствует: «Я ценен для моей мамы (для папы), важен для нее (или для него)». Другие примеры конструктивных выражений, адресованных ребенку: «Когда увидела эти яблоки, купила, потому что знаю, как ты их любишь», «Купила тебе книжку, потому что знаю, как это важно для твоего развития», «Мне нравится, что у тебя есть все, что тебе надо для хорошего развития».

Запомните: без вербального подтверждения ребенку трудно осознать все, что родитель для него делает, что родитель находится рядом, чтобы заботиться о нем.

Таким образом, физическая подпитка – внешняя и конкретная: яблоко, приветливая улыбка, поддерживающий взгляд, предоставленное время и т.п.; эмоциональная подпитка – внутренняя и абстрактная в виде доброжелательных слов.

Желания и потребности детей

Учитывая, что потребности жизненно необходимы, невозможно разбаловать ребенка, когда удовлетворяешь его потребности. Однако нельзя путать потребности и желания.

Родители должны помнить, что должны удовлетворять потребности ребенка, по мере своих возможностей. Но не отвечают за их желания. Более того, родитель должен научить ребенка реализовывать свои желания, оказывая ему в этом помощь.

Потребность исходит из внутреннего состояния и ориентирована на сохранение жизнедеятельности и развитие:


  • потребность в еде;

  • потребность в отдыхе;

  • потребность в одежде, соответствующей возрасту, размеру и сезону;

  • потребность в движении;

  • потребность в поддержке и др.

Желание исходит извне и не является жизненно важным:

  • хочу поехать на Гавайи;

  • хочу пиццу;

  • хочу на море;

  • хочу одежду именно этой марки;

  • хочу машину;

  • хочу, чтобы за меня сделали и пр.

То, что желания не являются жизненно важными, не означает, что родитель не должен уделять внимания желаниям ребенка. Желания занимают важное место в жизни человека, они придают вкус жизни, помогают ребенку жить с удовольствием. Поэтому каждое желание, прихоть ребенка, даже если не предназначены для удовлетворения, нуждаются в том, чтобы быть услышанными и признанными родителями:

  • «Тебе бы очень хотелось получить эту игру»

  • «Тебе бы хотелось, чтобы мама не уходила»

  • «Тебе трудно делиться со своей сестрой»

  • «Тебе бы хотелось иметь свою комнату»

  • «Тебе бы хотелось компьютер, как у Александра» и т.п.

Необходимо показать ребенку, что представляют собой его желания, но не обязательно их выполнять. Важно показать, что вы понимаете, что чувствует ребенок, признаете, что ребенок имеет право на желания, и важно стимулировать ребенка на деятельность по реализации своих желаний. При этом нельзя отвергать его желания или указывать на их абсурдность.

Нужно помочь ребенку найти и реализовать способы самостоятельного удовлетворения своих желаний, в соответствии с его возрастом и возможностями.



Что надо помнить в связи с потребностями ребенка:

  • Давать ребенку внешнюю подпитку: отвечать его потребностям, удовлетворять их.

  • Давать ребенку внутреннюю подпитку: говорить, что именно делаете для ребенка, и что это для вас значит.

  • Потребность жизненно важна: поэтому невозможно разбаловать ребенка, удовлетворяя потребности. Важно различать потребности и желания. Если человек голоден (потребность), он должен поесть. При этом он может съесть слишком много. Это уже жадность (желание) и не имеет ничего общего с потребностью, которая представлена чувством голода.

  • Чтобы удовлетворить потребность ребенка, надо ориентироваться на возрастные особенности, зрелость ребенка. Важно относиться и обращаться с ребенком в соответствии с его возрастом.

Что следует помнить в связи с возмещением неудовлетворенных потребностей ребенка

Когда одна из потребностей ребенка не удовлетворена, у него нарушается психоэмоциональное и поведенческое равновесие. Если родитель осознает, что в силу недостаточности знаний или поневоле он не удовлетворил потребность ребенка, есть возможность это компенсировать. Сделать это можно при следующих условиях:



  • Ориентироваться не на реальный возраст ребенка, а на возраст, которому соответствует его поведение, и целенаправленно удовлетворить конкретную нереализованную потребность, характерную для этого возраста.

  • Стать для ребенка примером того, как хотел бы, чтобы развивался ребенок. Так он быстрее усвоит желаемое поведение.

  • Возможно, что в начале процесса компенсации неудовлетворенных потребностей ребенок начнет проявлять всю накопленную до этого фрустрацию, станет сложным в общении. Не отказывайтесь от своих планов.

Потребности и переживания

Помните:

  • Мы не рождаемся плохими; становимся такими, поскольку не удовлетворена та или иная потребность.

  • Мы не рождаемся завистливыми; становимся такими, потому что страдаем из-за неприятия близких, а потом из-за неприятия самого себя.

Переживание

Потребность

Переживаем / страдаем…

Не хватает…

От страха, озабоченности, стресса, замешательства, напряжения

Чувства защищенности

Доброжелательная забота, поддержка, эмоциональная привязанность и руководство



От вспыльчивости, фрустрации, отсутствия стойкости

Чувства значимости

Положительные проявления, признание ценности



От грусти, от восприятия всего в темных тонах, негативно, от разочарования, неудовлетворенности, от стремления все критиковать, от пессимизма и сарказма

Чувства удовлетворения

Оптимизм, радость



От собственной пассивности, отсутствия смелости, воли, чувства неполноценности, или, напротив, от высокомерия

Восхищения

Поощрение, мотивация



От собственного эгоизма, равнодушия или высокой чувствительности, от того, что тяжело делиться с другими, от зависти

Сочувствия

Понимание, чувство того, что мое мнение значимо



Не выражаем себя вовне, интровертированы, чувство незначительности, низкой ценности, неуважения

Признания важности

Внимание, время, посвященное мне, слушание



3. Основные потребности детей и действия родителей

1. Потребность в безопасности

Если потребность ребенка в безопасности удовлетворена, он чувствует себя хорошо, уверен в себе, чувствует себя защищенным, радость и расслабленность.

Если эта потребность не удовлетворена, ребенок страдает. Он не уверен в себе, напряжен, обеспокоен, боязлив, в состоянии стресса. У него могут появиться тики, кошмары, непроизвольное мочеиспускание, нарушения концентрации, нарушенный ритм жизни, слишком замедленный или суетливый.

Внешняя подпитка:

1. Предоставить ребенку еду, тепло, эмоциональную привязанность, поддержку и защищу всякий раз, когда он в этом нуждается.

2. Удовлетворять его базовые потребности как можно быстрее.

3. Показать ребенку, что нравится им заниматься.

4. Общаться с ребенком посредством прикосновений, приветливого взгляда, одобряющей улыбки.

5. Внушить ему чувство принадлежности, доказывая, что есть «его место», что родитель рядом «для него», и что ответственно будет им заниматься.

6. Быть последовательным в своих действиях.

7. Направлять его, устанавливая границы, будучи твердым, каждый раз, когда есть опасность или неблагоприятное обстоятельство.



Внутренняя подпитка:

8. Говорить ребенку, что именно родитель делает для него, что ему нравится этим заниматься.



2. Потребность в признании значимости со стороны родителей

Если эта потребность удовлетворена, ребенок демонстрирует определенность в осуществлении деятельности.

Если эта потребность не удовлетворена, ребенок страдает. Он часто чувствует себя фрустрированным, легко раздражается и злится, пассивен в деятельности или хочет все авторитарно контролировать, чувствует себя обделенным в своих правах.

Внешняя подпитка:

1. Выявить и как можно чаще показывать ребенку его качества, способности и сильные стороны.

2. Признавать его инициативу, придавать значение позитивным сторонам этой инициативы в большей степени, чем результату деятельности.

3. Подчеркивать позитивную сторону его действий, показывать аспекты, которые в случае необходимости могут быть улучшены. Но в большей степени следует подчеркнуть реализованную сторону деятельности, чем ту, что требует улучшения.

4. Показать ребенку положительное влияние, которое оказало на родителя его действие.

Внутренняя подпитка:

5. С энтузиазмом говорить ребенку о его значимости для родителя.



3. Потребность в том, чтобы чувствовать благодарность родителей

Когда потребность ребенка удовлетворена, он весел и оптимистичен. Хорошо размышляет, у него развито воображение и подлинное творчество.

Если эта потребность не удовлетворена, ребенок страдает. Он часто грустит, разочарован, не удовлетворен, пессимистичен, саркастичен. Легко критикует себя, поступая также и в отношении окружающих.

Внешняя подпитка:

1. Показать ребенку свою удовлетворенность тем, что он – его ребенок.

2. Показать ему радость от только его присутствия, а не от того, что он соответствует моим ожиданиям.

3. Передать ему собственную благодарность за его развитие, как можно чаще, на всех этапах его формирования.



Внутренняя подпитка:

4. Вербально выразить ему благодарность за то, что он представляет для родителя и за его достижения.



4. Потребность в восхищении со стороны родителя

Когда у ребенка удовлетворена данная потребность, он становится смелым, замотивированым, организованным, и чувствует себя компетентным.

Если данная потребность не удовлетворена, ребенок страдает: становится ленивым, страдает от комплекса неполноценности или от завышенной самооценки, чувствует себя униженным.

Внешняя подпитка:

1. Родитель позволяет ребенку экспериментировать.

2. Родитель соучастник и единомышленник экспериментов ребенка. Оказывает ему помощь.

3. Руководит ребенком в открытии им собственных навыков и умений.



Внутренняя подпитка:

4. Родитель выражает восхищение умениями ребенка.



5. Потребность в совместной деятельности с родителями

При удовлетворении этой потребности ребенок открыт для жизнедеятельности, хорошо общается с окружающими, умеет сотрудничать, демонстрирует ответственность, воодушевленно делится своими умениями и достижениями.

Если эта потребность не удовлетворена, ребенок страдает. Он становится безразличным, в том числе и к последствиям собственных действий, не проявляет интереса к переживаниям окружающих, к тому, что с ними происходит, эгоцентричен, обладает завистью к тем, кто обладает умениями, которые ему хотелось бы иметь, жаден и не хочет делиться с другими своими предметами и знаниями.

Внешняя подпитка:

1. Родитель доказывает, что ребенок может рассчитывать на присутствие родителя: сначала присутствие физическое, затем на то внимание, которое родитель уделяет переживаниям ребенка, а также на действенное присутствие родителя, когда ребенок сталкивается с трудностью или негативным опытом.

2. Своими реакциями на сообщения ребенка родитель дает ему понять, что тот может рассчитывать на безусловную восприимчивость родителя, что может рассказать ему все, без страха получить осуждение.

3. Родитель конкретными действиями демонстрирует ребенку, что прислушивается к нему.

4. Родитель осознает, что его единственная ответственность заключается в том, чтобы дать ребенку его собственную ответственность, и это все, что он ждет от родителя.

Внутренняя подпитка:

5. Родитель демонстрирует восприимчивость, чтобы доказать сочувствие ребенку. А также вербально подтверждает, что принимает во внимание мнение ребенка.



6. Потребность быть важным для родителей

Когда данная потребность удовлетворена, у ребенка развиваются самоуважение, умение самовыражаться, он эмоционален и хорошо понимает себя и окружающих.

Если потребность не удовлетворена, ребенок страдает. Он недостаточно выражает свое мнение, уходит в себя, использует негативные формулировки в речи, стремится к соперничеству, не уважает себя и окружающих, считает себя неважным, обесцененным.

Внешняя подпитка:

1. Родитель уделяет ребенку специальное внимание и время для бесед с ним. Планирует свой день так, чтобы в нем было необходимое для ребенка время, уделяемое родителем.

2. Родитель замечает положительное поведение ребенка и уделяет этому внимание, особенно если ребенок поступает так, как того хочет родитель.

3. Каждый раз, когда ребенок хочет что-то рассказать, родитель выслушивает его.



Внутренняя подпитка:

4. Всякий раз, как получается, родитель говорит ребенку: «Ты важен для меня».

5. Родитель подтверждает, что заранее планирует время для ребенка, говоря, что они будут заниматься деятельностью вместе.

7. Потребность быть принятым родителями

Когда эта потребность удовлетворена, ребенок принимает себя. Он чувствует и развивает в себе любовь, терпение, уверенность в себе и окружающих, толерантность и принятие других, жертвенность, сопереживание.

Если эта потребность не удовлетворена, ребенок страдает. Проявляет отвержение собственной личности и других, тревожность, цинизм, ревность, зависть.

Внешняя подпитка:

1. Родитель признает ребенка уникальным, обладающего всеми правами, несравнимого, заслуживающего любовь.

2. Родитель дистанцируется в соответствии с ожиданиями к ребенку. Способен любить его, даже если ребенок не соответствует идеалам родителя, поскольку ребенок нуждается в том, чтобы его принимали таким, какой он есть, без стремления соответствовать идеалам родителя или тем качествам, которые родители хотят видеть в ребенке.

3. Родитель любит ребенка безусловно, это помогает ему принимать себя таким, какой он есть.

4. Родитель доказывает ребенку свое терпение и толерантность в том, что касается учебы, его развития, того, что представляет собой ребенок.

Внутренняя подпитка:

5. Родитель говорит ребенку, что любит и принимает его безусловно, независимо от его трудностей. Ребенок нуждается в том, чтобы услышать: «Люблю тебя таким, какой ты есть», «Просто люблю тебя».



8. Потребность в скромности родителей

Если данная потребность удовлетворена, ребенок тоже становится скромным, принимает и признает ее, склонен к духовности и адаптирован к условиям социальной среды.

Если же данная потребность не удовлетворена, ребенок страдает. Становится гордым, тщеславным, высокомерным, жестким, напряженным, раздражительным и жестоким.

Внешняя подпитка:

1. Родитель развеивает представление о себе, как о боге, который все знает и никогда не ошибается, и признает свои слабости перед ребенком.

2. Родитель признает свои ошибки и просит прощения за них, с уважением к ребенку, таким образом, демонстрируя пример скромности.

3. Родитель дает пример скромности как личность подлинная и простая. В том числе этот пример предоставляется и в решении конфликтов родителя.

4. Родитель гибок в принятии решений, в зависимости от ситуации.

Внутренняя подпитка:

5. Родитель говорит ребенку, что он должен оставаться самим собой.



4. Что я, родитель, могу сделать для себя

Если какие потребности родителя не будут удовлетворены, ему будет тяжело удовлетворить потребности ребенка. Поскольку родитель – человек взрослый и его потребности не могут быть удовлетворены его родителями, он сам должен заниматься этим вопросом. И в этом случае родитель ответственен за то, чтобы применить в отношении себя все те же рекомендации.



Внешняя подпитка, осуществляемая родителем в отношении себя:

  • Покупает здоровую еду, необходимую, чтобы чувствовать себя хорошо.

  • Заботится о себе, ориентируясь на свои потребности.

  • Не боится обратиться с просьбой.

  • Уделяет себе время.

  • Учитывает, что ему нравится, а что нет.

  • Учится принимать.

Внутренняя подпитка, осуществляемая родителем в отношении себя:

  • Называю то, что делаю для себя.

  • Успокаиваю себя, когда сталкиваюсь с трудностью.

  • Оцениваю себя.

  • Адресую себе доброжелательные слова.

  • Отмечаю в себе сильные стороны.

  • Поздравляю себя с каждым новым достижением.

3. ТЕХНИКИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
1. Уменьшение дистанции между нами и нашими эмоциями
Часто у человека нет слов, чтобы выразить свое одиночество, грусть или гнев. Нет слов, чтобы сказать о потребности в изменении, понимании, признании. И тогда человек критикует, обвиняет, ударяет. И тогда он дуется, прибегает к алкоголю или грустит. Внутренняя или внешняя агрессия является результатом недостаточного словарного запаса: она выражает фрустрацию, которая не нашла своего выхода в словах.

С детства каждый взрослый выучил много слов и может говорить об истории, математике, литературе. Может обсуждать проблемы экономики, спорта, технического прогресса. А когда он учит слова своей внутренней жизни? Мозг человека, его разум получил большую часть воспитания и развития. Его готовят, дисциплинируют, тренируют. В то же время человеческое сердце, его внутренняя жизнь, его эмоции не получили такого же внимания. Человека учат быть разумным, принимать правильные решения после тщательного обдумывания, анализировать, классифицировать, обозначать в понятиях. Взрослые становятся мастерами логики. Однако эмоциональное понимание очень мало или совсем не стимулировалось в своем развитии!

По мере взросления человек отказывается от своих чувств и потребностей, и прислушивается к тому, что касается других людей. Человек всю свою жизнь слышит о потребностях и чувствах окружающих – родителей, учителей, коллег по работе, начальства, соседей, и меньше – о своих. И теперь, когда человеку страшно, он в депрессии, в сомнениях, с трудностями принятия решений, неспособностью выбрать, трудностями устройства на работу… ждем, что нас кто-то спасет, даст необходимые инструкции, и в то же время, не терпим, когда кто-то дает ему советы! Он сыт по горло от «Ты должен…», «Самое время, чтобы ты…».

Быть взрослым стало равнозначным понятию «оторваться от своих эмоций и заниматься только проявлением доброжелательности в своих выражениях, чтобы никого не обидеть». Часто человек живет с ощущением, что для того, чтобы занимать место в этой жизни, не следует делать то, что чувствуем или хотим, а только то, чего хотят другие. И быть собой это риск потери любви и уважения других.


полотно 31

  • Интеллект, разум, ум




  • Чувства, эмоции



  • Потребности, мотивы



  • Конкретные действия, обсуждаемые требования

Человек нуждается в том, чтобы не было расхождения между головой и сердцем. Нуждается в том, чтобы чувствовать, что он есть тот, кто говорит, решает, а не его привычки, условия или страхи со стороны других. Для этого нужно убрать барьеры между мышлением и чувствами, между реальными эмоциями, потребностями и тем, что человек выражает.

Вербализация эмоций

Во-первых, важно полностью прожить собственные эмоции, чтобы прожить здоровую жизнь, и полностью самореализоваться.

Эмоции занимают большую часть того, чем мы хотим поделиться со сверстниками. Представьте на минутку, на сколько скучна были бы ваши межличностные отношения без эмоций… Наши отношения подпитываются эмоциями. Мы подпитываем и других людей, выражая им свои эмоции словами или действиями. Таким образом, эмоции сообщаются другим людям. В этот момент общение обретает полный смысл.

Человек обладает репертуаром различных эмоций. И чтобы их ясно выразить, создал различные слова и выражения. Важно сообщать другим, что думаем и чувствуем. Если человек умеет ясно выражать свои эмоции, ему легко вступать в отношения с другими людьми. В выражении своих эмоций человеку помогает использование слов, обозначающих специфические эмоции, а не общие слова. Например, если говорим: «У меня положительные чувства в связи с этим», выражение «положительные чувства» может означать «благодарен», «вдохновлен», «облегчение» или другие эмоции. Слова «хорошо» и «плохо» мешает собеседнику войти в контакт с тем, что мы чувствуем.



Как предположительно мы чувствуем себя, когда наши потребности удовлетворены:

довольный

свежий

заинтересован-ный

смелый

оптимистич-ный

ясный

поглощающий

динамичный

вдохновленный

горящий

страстный

чувствительный

достигший

желающий

заинтригован-ный

возрожден-ный

полон надежд

завороженный

привлеченный

любящий

мирный

игривый

шаловливый

нежный

предприимчивый

возбужденный

наполненный

свободный

дружелюбный

тихий

веселый

энергичный

превосходящий себя

живой

шутливый

торжествующий

радостный

восторженный

в безопасности

беспечный

сильный

изумленный

спокойный

обаятельный

в хорошем настроении

гордый

сияющий

пораженный

занятой

счастливый

восхищенный

удивленный

восприим-чивый

с облегчением

комфортно

очаровательный

уверенный

благодарный

благодарный

полезный

сердечный

вовлеченный

смелый

нетерпеливый

расслабленный

значительный

любознательный

впечатленный

признательный

отдохнувший

очарованный

победителем

Как предположительно мы чувствуем себя, когда наши потребности не удовлетворены:

удрученный

потрясенный

неохотный

печальный

тревожный

раздраженный

озабоченный

обессиленный

испуганный

виноватый

беспокойный

пострадавший

судорожный

покорный

небрежный

встревоженный

уязвимый

фрустрированный

побежденный

боязливый

озлобленный

обескураженный

яростный

жалкий

потрясенный

онемелый

отдаленный

ревнивый

смущенный

нервный

апатичный

разочарованный

неудобный

пострадавший

ностальгирующий

уставший

чувствующий отвращение

безразличный

сердитый

усталый

смущенный

отчаянный

угрюмый

беспомощный

ужасный

мрачный

хулиганистый

разгневанный

подавленный

враждебный

перегруженный

разрушенный

расстроенный

ошеломленный

паникующий

с разбитым сердцем

возбужденный

напряженный

несчастный

стеснительный

одинокий

истощенный

огорченный

недовольный

пессимистичный

полон сожаления / раскаяния

измученный

мстительный

недоверчивый

скучающий

Контроль собственных эмоций

Первым шагом в обретении контроля над собственными эмоциями является их принятие. Обретение контроля не означает подавление, а решение. Важно принять, что есть такое чувство, даже если стыдно за собственное эмоциональное состояние, или не хочется так себя чувствовать. Отрицание полезно только как временная блокировка эмоций, когда надо решить много практических вопросов и не можем немедленно заняться собственными эмоциями. Скажите себе: «Принимаю в себе чувство…».

Затем необходимо принять собственную ответственность за переживание собственных эмоций. Даже если нравится обвинять кого-то или что-то за свои эмоциональные состояния. Это средство защиты легко распознать в том, как человек выражается. Например, часто говорим: «Ты заставляешь меня злиться», «Ты заставляешь меня чувствовать себя виноватой, когда…». Так что принятие на себя ответственности за чувства будет звучать: «Я разозлился…», «Чувствую себя виноватым, когда…».

В-третьих, следует принять ответственность за контроль над собственными реакциями. Даже если обычно думаем, что они не могут нами быть проконтролированы. Часто мы себя оправдываем, говоря, что у нас не было выбора в том, как вести себя в ответ на появившуюся эмоцию. Подобные выражения: «Не мог остановиться, был очень обижен», «Так уж случилось», «Погода влияет на меня, не могу ничего делать», «Так сильно испугался, что не мог вымолвить ни слова». Лучше сказать себе: «Принимаю свое право на выбор того, как реагировать на чувство…».

Следующий шаг – обретение контроля над физиологическими реакциями. Для многих чувств и эмоций это означает использование техник обретения внутреннего спокойствия (например, глубокое дыхание, медитация, упражнения). При таких эмоциональных состояниях как апатия эти техники предусматривают обретение энергии.

Все что осталось сделать – успокоиться – шаг, который включает в себя упражнения и привычку контролировать эмоции. Приступайте к конкретным действиям! Управление эмоциями относится к нашей способности выбирать способ выражения себя в конкретной ситуации. При этом важно учитывать: что выражаем, как выражаем, когда выражаем, где выражаем, кому выражаем.


2. Формулирование ассертивного сообщения

Ассертивное общение требует развития определенных навыков и специфичного поведения:



  1. Сообщение о своих чувствах посредством высказываний от первого лица, то есть Я-высказывания (что чувствую, что думаю о создавшейся ситуации и какие решения предлагаю).

  2. Вербализация, выражение словами собственных позитивных и негативных эмоциональных состояний в различных ситуациях и контекстах.

  3. Ясное и специфическое выражение, без неопределенности, колебаний и сокрытия реального сообщения.

  4. Предоставление конкретной обратной связи, положительной и негативной.

  5. Сотрудничество, открытость и отзывчивость к другим (возможно, они знают что-то, что мы не знаем)

  6. Немедленное или как можно скорейшее противостояние неприятным ситуациям.

  7. Проверка совпадения невербального и вербального сообщения.

Большинство людей стремится говорить о своих чувствах в такой форме, что делает других ответственными за эти переживания. Например: «Нервируешь меня, когда опаздываешь в школу». При этом собеседник слышит следующее: «Так как ты нервничаешь, когда я поздно прихожу в школу, считаешь меня человеком неценным, и поэтому я тебе не нравлюсь».

Человек, получивший сообщение, в котором его обвиняют, почувствуют потребность защититься от сказанного, не захочет сотрудничать для разрешения проблемы, поскольку считает, что должен доказать свою невиновность. И все-таки можно высказать свое недовольство ясно и прямо, сообщая о своих чувствах. Вот что происходит, когда недовольный человек берет ответственность за собственные чувства: «Я нервничаю, когда ты приходишь поздно в школу». Отметьте различия между этими двумя высказываниями.

Когда собеседник слышит о ваших чувствах, его реакция будет отличаться от реакции в ситуации, когда его обвиняют. Когда вы используете Я-высказывание, собеседник думает: «Когда я прихожу поздно, ты нервничаешь». Человек не чувствует, что его оценивают, как хорошего или плохого человека, только в результате случайного нежелательного поведения.

Целью Я-высказываний является принятие на себя ответственности за высказывания и собственные чувства. В результате человек ближе общается с другими и информирует о своей позиции. Высказывание начинается с «Я» («хотел бы», «беспокоюсь о…»).
Самые эффективные Я-высказывания представляют собой:


  • чувства говорящего;

  • смущающее/ беспокоящее поведение и последствия беспокоящего поведения говорящего;

  • предложение / обсуждение решения или альтернативного варианта поведения.

Например: «Меня раздражает то, что я должен тебя ждать, это нарушает все мои планы на день».

Неэффективные стратегии:

  • использование неопределенных слов типа «мы» или «некоторые», неперсонифицированные слова («Ты можешь получить замечания из-за этой идеи»);

  • формулирование вопроса, когда на самом деле хочешь высказаться («Ты действительно считаешь эту идею хорошей?»);

  • снижение значимости высказывания типа: «Думаю, что…»;

  • использование слов, которые обвиняют («Ты должен был сдать отчет вчера».)

Ассертивные сообщения, в которых говорящий принимает на себя ответственность за собственные эмоции и мысли без обвинения других, используются не только когда нас не устраивает чье-то поведение или ситуация, но и когда хотим продемонстрировать благодарность за что-то.
Примеры ассертивных высказываний

Я очень обрадовался, когда получил твое поздравление, потому что считаю тебя близким другом. Хочу, чтобы мы сохранили эти отношения надолго.

Я нервничаю, когда ты громко слушаешь музыку, потому что не могу сосредоточиться и подготовиться к экзамену. Пожалуйста, сделай потише или слушай музыку в наушниках.

Чувствую себя униженным, когда мне публично делают замечания. Хотела бы не быть больше в такой ситуации.

Я путаюсь, когда ты меня перебиваешь, потому что теряю мысль. Хотела бы, чтобы мне позволили высказаться до конца.
Шаги ассертивного общения


ШАГИ

ОПИСАНИЕ

ПОЛЕЗНЫЕ СЛОВА

ВЫРАЖЕНИЕ



  1. Выразите свои чувства и обозначьте проблему

Скажите, что чувствуете с связи с определенным поведением/ проблемой. Опишите поведение/ проблему, которая нарушает ваши права или беспокоит вас.

  • Я почувствовал себя…

  • Расстраиваюсь, когда...

  • Чувствую..., когда....

  • Мне не нравится, когда...

  • Я обескуражен, когда...

Когда даю в долг деньги и не получаю их назад во время, чувствую себя использованным. Я обижен…


  1. Объясните, что за интересы, потребности, ценности привели к этим чувствам и идеям.

Скажите ясно и открыто, что лежит в основе переживаемых вами эмоций – какие ваши потребности и интересы не были реализованы.

  • Потому что мне нужно знать, что…

  • Потому что ценю, когда…

  • Потому что мы договорились о...

Хочу доверять людям и нуждаюсь в том, чтобы распоряжаться своими деньгами, как решаю сам.

… потому что думала, что ты забыл о нашей встрече.



  1. Скажите, о чем вы просите, что предлагаете.

Ясно выразите, что вы хотите.

  • Я хотел бы...

  • Хотел бы, чтобы ты...

  • Ты не мог бы...

  • Прошу тебя, в следующий раз...

  • Я была бы тебе признательна, если…

  • Я чувствовала бы себя лучше, если бы…

Я бы хотел, что бы ты вернул мои деньги в срок, о котором мы договаривались.

Пожалуйста, в следующий раз сообщи мне, если будешь опаздывать.



  1. Спросите собеседника, что он думает о вашей просьбе.

Предложите собеседнику выразить свое мнение о том, о чем вы его просите.

  • Что ты думаешь об этом?

  • Ты согласен?

  • Как ты на это смотришь?

  • Что думаешь?

Ты согласен?

Ответ

Собеседник высказывает свое мнение по поводу адресованной к нему просьбе.

Собеседник отвечает.

Да, думаю, ты прав. Я не всегда вовремя возвращаю тебе деньги. В следующий раз верну тебе раньше.

Я не думал, что это так важно для тебя. В следующий раз буду внимательнее.





  1. Примите ответ с признатель-ностью.

Если собеседник принимает ваше предложение / просьбу, закончите разговор, поблагодарив его.

  • Спасибо.

  • Я рада, что ты согласен.

  • Отлично!

  • Очень хорошо, спасибо.

Спасибо тебе за понимание.

Я рад, что мы договорились.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница