Рабочая программа по Детским болезням (наименование дисциплины) Для специальности



страница1/29
Дата26.06.2015
Размер5.44 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Южно-Казахстанская Государственная фармацевтическая академия

Отдел интернатуры и трудоустройства выпускников
Кафедра детских болезней


«Утверждаю»

Проректор по УМиВР, д.м.н., доцент

_______________М.У. Анартаева

«____»_________________2009 год



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Детским болезням _

(наименование дисциплины)


Для специальности 051102- Педиатрия _

(наименование специальности)

Курс 7
Семестр ХШ-XIV
Практические (семинарские) занятия 792 часов
Самостоятельная работа 396 часов
Всего часов 1188 часов
Экзамен Полугодовая аттестация - XIII cеместр,

Итоговая годовая аттестация - XIV семестр

\

2009 г.


Рабочая программа составлена на основании Типовой учебной программы интернатуры по подготовке врача-педиатра по специальности «Педиатрия», Астана, 2007г.

Рабочая программа обсуждена цикловой методической комиссией клинических дисциплин.


«___»______________2009г.

Председатель: ___________ д.м.н., доцент Саркулова С.М.


Одобрено Методическим Советом ЮКГФА

«___»________________2009 г.

Председатель ______________ д.м.н., доцент Анартаева М.У.




  1. Содержание рабочей программы.

  1. Цель и задачи дисциплины.

1.1. Цель преподавания дисциплины.

Целью преподавания дисциплины является подготовка специалиста-педиатра, освоившего полную программу по специальности и готового к самостоятельной работе по своей профессии врача-педиатра, отвечающего требованиям профессионального образовательного стандарта, владеющего требуемым объемом знаний, умений и практических навыков для самостоятельного проведения диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий в области педиатрии.


1.2. Задачи изучения дисциплины:

  • Усовершенствовать практические навыки по обследованию больных
    детей с патологией внутренних органов;

  • Углубить знания интернов в интерпретации современных
    лабораторных и инструментальных методов обследования и
    диагностики больных детей с различными заболеваниями;

  • Усовершенствовать умения в дифференциальной диагностике
    заболеваний детей;

  • Повысить профессиональный уровень подготовки и степень
    готовности к самостоятельной практической деятельности;

  • Обучить интернов ведению текущей врачебной медицинской и
    учетно-отчетной документации;

- Врач интерн должен знать:



  • Анатомо-физиологические особенности новорожденных детей;

  • Причины и эпидемиологию распространенных заболеваний
    новорожденных: асфиксия, низкий вес при рождении, родовые
    травмы, родовые пороки, инфекции, желтуха и т.д.;

  • Тенденцию и статистику, связанные с перинатальной и неонатальной
    заболеваемостью и смертностью;

  • Стратегии улучшения перинатального и неонатального здоровья;

  • Преимущества грудного вскармливания;

  • Особенности фармакокинетики и фармакотерапии доношенных и
    недоношенных новорожденных детей;

  • Протоколы и стандарты диагностики и лечения заболеваний у
    новорожденных детей;

  • Предполагать такие заболевания, как диабетическая фетопатия, врожденный гипотиреоз, гемолитическая болезнь новорожденных, атрезия, стеноз, халазия пищевода, высокая и низкая кишечная непроходимость, пилороспазм, пилоростеноз;

  • Анатомо-физиологические особенности органов и систем у детей раннего возраста;

  • Этиологию, патогенез, основные симптомы и синдромы, осложнения
    часто встречающихся заболеваний у детей раннего возраста;

  • Механизм и физиологию лактации;

  • Состав грудного молока, свойства компонентов грудного молока;

  • Особенности физического и психосоциального развития детей,
    вскармливаемых грудью;

  • Десять принципов грудного вскармливания;

  • Показания, противопоказания и побочные эффекты основных
    лекарственных препаратов, применяемых у детей раннего возраста;

  • Протоколы и стандарты диагностики и лечения заболеваний у детей раннего возраста;

  • Предполагать такие заболевания, как первичные иммунодефицитные состоянии, муковисцидоз, болезнь Гоше, болезнь Нимана – Пика, экссудативную энтеропатию, фенилкетонурию;

  • Анатомию и физиологию системы дыхания у детей в норме и патологии;

  • Этиологию, патогенез заболеваний органов дыхания;

  • Показания, противопоказания к проведению бронхоскопического, рентгенологического исследования, компьютерной томографии, торакоскопии, плевральной пункции, иммуноферментному анализу;

  • Показания, противопоказания и побочные эффекты лекарственных препаратов, наиболее часто применяемых в пульмонологии;

  • Протоколы диагностики и лечения больных с патологией органов
    дыхания;

  • Предполагать такие диагнозы, как туберкулез органов дыхания, абсцесс легких, бронхоэктатическую болезнь, кистозную гипоплазию легких, альвеолиты;

  • Анатомию и физиологию органов системы кровообращения у детей в норме и патологии;

  • Анатомию и физиологию соединительной ткани у детей в норме и патологии;

  • Этиологию, патогенез, основные симптомы и синдромы, осложнения часто встречающихся болезней системы кровообращения;

  • Этиологию, патогенез, основные симптомы и синдромы, осложнения часто встречающихся болезней соединительной ткани;

  • Показания к проведению ЭКГ, ФКГ, ЭхоКГ, рентгенологическому исследованию сердца, ангиографии, суточному мониторированию АД;

  • Показания к проведению рентгенографии, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии суставов;

  • Показания и противопоказания и побочные эффекты основных лекарственных препаратов, употребляемых в кардиологии;

  • Показания и противопоказания и побочные эффекты противовоспалительных препаратов, применяемых в ревматологии;

  • Протоколы диагностики и лечения больных с патологией органов кровообращения;

  • Протоколы диагностики и лечения больных с заболеваниями суставов и соединительной ткани;

  • Предполагать такие заболевания, как тампонаду перикарда, слабость синусового узла, синдром WPW, антриовентрикулярные блокады и блокады ножек пучка Гиса, облитерирующий эндоартериит, синдром Такаясу, артрит, как проявление системных ревматических заболеваний, внесуставные проявления заболеваний соединительной ткани, висцеральные поражения заболеваний соединительной ткани;

  • Анатомию и физиологию органов системы кроветворения у детей в норме и патологии;

  • Этиологию, патогенез, основные симптомы и синдромы, осложнения часто встречающихся болезней системы кроветворения;

  • Показания к проведению стернальной пункции, трепанобиопсии;

  • Показания, противопоказания и побочные эффекты лекарственных препаратов, употребляемых в гематологии;

  • Протоколы и стандарты диагностики и лечения больных с заболеваниями крови и органов кроветворения;

  • Технику проведения стернальной пункции;

  • Предполагать такие заболевания, как апластические анемии, врожденные и приобретенные гемолитические анемии, геморрагический васкулит, тромбоцитопеническую пурпуру, острый лейко, хронический лейкоз, гемофилию, гистиоцитоз Лангерганса;

  • Анатомию и физиологию почек в норме и патологии;

  • Этиологию, патогенез, основные симптомы и синдромы, осложнения часто встречающихся болезней почек у детей;

  • Показания и противопоказания к проведению экскреторной урографии, компьютерной томографии, пункционной биопсии почек;

  • Показания, противопоказания и побочные эффекты антибактериальных препаратов, применяемых в нефрологии;

  • Протоколы и стандарты диагностики и лечения детей с заболеваниями почек;

  • Предполагать такие заболевания, как острый пиелонефрит, острый гломерулонефрит, хронический гломерулонефрит, острая почечая недостаточность, хроническая почечная недостаточность;

  • Анатомию и физиологию органов пищеварительной системы у детей в норме и патологии;

  • Этиологию, патогенез, основные симптомы и синдромы, осложнения часто встречающихся болезней пищеварительной системы у детей;

  • Показания к проведению эндоскопического, рентгенологического исследований и компьютерной томографии, иммуноферментному анализу, полимеразно-цепной реакции, биопсии печени и слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта;

  • Показания, противопоказания и побочные эффекты лекарственных препаратов, употребляемых в гастроэнтерологии;

  • Протоколы диагностики и лечения больных детей с заболеваниями пищеварительной системы;

  • Предполагать гастрит и гастродуоденит, язвенную болезнь желудка и 12-перстной кишки, дисфункцию желчного пузыря и сфинктера Одди, синдром раздраженной кишки, холецистит, панкреатит, новообразования органов системы пищеварения (пищевода, желудка, кишечника, поджелудочной железы, печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей);

  • Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей в норме и патологии;

  • Этиологию, патогенез основных болезней эндокринной системы;

  • Показания и противопоказания к ультразвуковому, рентгенологическим исследованиям, компьютерной томографии и ядерно-магнитнорезонансной терапии органов эндокринной системы, иммуноферментному анализу, тонкоигольной пункционной биопсии щитовидной железы;

  • Показания и противопоказания и побочные эффекты npотивовоспалительныx препаратов, применяемых в эндокринологии;

  • Протоколы и стандарты диагностики и лечения больных с заболеваниями эндокринной системы;

  • Предполагать такие заболевания, как сахарный диабет, тиреоидиты, несахарный диабет, феохромоцитому, гипопаратиреоз, гиперпаратиреоз, новообразования эндокринной системы.

- Врач интерн должен уметь:



  • Проводить национальную стратегию по улучшению перинатального и неонатального здоровья;

  • Проводить оценку физического развития новорожденного, зондовое кормление новорожденных, операцию заменного переливания крови, пробу Апта, расчет питания доношенному и недоношенному новорожденному, фототерапию новорожденному;

  • Оценивать состояние новорожденного ребенка, т.е. проверка спонтанного дыхания и частоты сердцебиения, оценка веса при родах, гестационного возраста, проверка наличия родовой травмы, родовых дефектов; качество грудного вскармливания, рентгеновские снимки легких у новорожденных детей, результаты общего анализа крови, результаты коагулограммы, результаты биохимического анализа крови (билирубин, АЛТ, ACT), результаты анализов ликвора;

  • Диагностировать и лечить асфиксию, родовую травм, синдром дыхательных расстройств, задержку внутриутробного развития, пневмонию, сепсис, внутриутробную инфекцию, энтероколит, пограничные состояния новорожденных, желтухи, врожденные пороки развития, геморрагическая болезнь новорожденных, железодефицитная анемия у детей раннего возраста, наследственные и врожденные нефропатии, синдром мальабсорбции;

  • Проводить политику оптимальной практики кормления детей раннего возраста;

  • Проводить расчет питания ребенка грудного возраста, поэтапного лечение гипотрофии, пробу Сулковича и потовую пробу;

  • Оценивать соответствие кормления детей рекомендациям: грудное вскармливание и прикорм, психосоциальное развитие детей раннего возраста, физическое развитие детей грудного возраста, дефицит массы тела детей грудного возраста, показатели кальция, фосфора в сыворотке крови, показатели натрия и хлора в поте, биохимические данные (аминокислоты, липиды, углеводы в крови);

  • Диагностировать и лечить атопический дерматит, нервно-артритический диатез, лимфатико-гипопластический диатез, рахит, гипотрофию, паратрофию, гипертермический синдром, судорожный синдром;

  • Проводить плевральную пункцию, бронходилятационную пробу, ингаляцию дозированных аэрозольных препаратов, через спейсер,
    небулайзер, пикфлоуметрию;

  • Оценивать результаты рентгенографии и компьютерной томографии органов грудной клетки, результаты спирографии и пикфлоуметрии, показатели анализа плеврального выпота, промывных вод бронхов;

  • Оценивать результаты микроскопии, бактериологического исследования мокроты;

  • Диагностировать и лечить острый бронхит, острый бронхиолит, обструктивный бронхит, пневмонию, бронхиальную астму, плеврит, альвеолиты, дыхательную недостаточность;

  • Проводить электрокардиографическое исследование, функциональные нагрузочные пробы, ортостатическую пробу, исследование опорно-двигательного аппарата, определение нарушение функции суставов;

  • Владеть методикой измерения артериального давления детям различного возраста;

  • Оценивать показатели биохимического анализа крови (СРБ, белковые фракции, КФК, ЛДГ, АСЛ-О, ревмофактор, LE-клетки, АНФ, ФНО-альфа);

  • Оценивать ЭКГ, ФКГ, ЭхоКГ, УЗДГ сосудов, рентгенографии грудной клетки, ангиографии, рентгенологическое, магниторезонансное и компьютерное томографическое исследование суставов, ультразвуковое исследование суставов;

  • Диагностировать и лечить острую ревматическую лихорадку, врожденные кардиты, врожденные, пароксизмальные нарушения ритма, экстрасистолию, желудочковую тахикардию, эндокардии, перикардит, острую и хроническую сердечную недостаточность, системную красную волчанку, дерматополимиозит, узелковый полиартериит, системную склеродермию (системный склероз), ревматоидный артрит, реактивный артрит, неспецифический аортоартериит, вегето-сосудистую дистонию, пролапс митрального клапан, недифференцированные дисплазии соединительной ткани;

  • Определять морфологические изменения эритроцитов по мазку периферической крови (анизоцитоз, пойкилоцитоз, гипо-и гиперхромию, макро и микроцитоз, микросфероцитоз и другие изменения формы эритроцитов), степень сегментации нейтрофилов по мазку периферической крови;

  • Оценивать показатели гемоглобина, уровня форменных элементов крови, лейкограммы, СОЭ по мазку периферической крови, сывороточного железа, уровня ферритина, общей, железосвязывающей способности сыворотки крови, основные показатели свертывающей и противосвертывающей систем, крови (сосудисто-тромбоцитарного и коагуляционного гемостаза, продуктов паракоагуляции, системы фибринолиза), показатели миелограммы, результаты трепанобиопсии;

  • Диагностировать анемический синдром, сидеропенический синдром, цитопенический синдром, гиперпластический синдром, геморрагический синдром с определением типа кровоточивости, ДВС-синдром с определением стадии процесса;

  • Лечить железодефицитную анемию, апластические анемии, геморрагический васкулит, тромбоцитопеническую пурпуру, острый лейкоз, ДВС-синдром в зависимости от стадии процесса, геморрагический синдром при различных типах кровоточивости.

  • Владеть методикой пальпации почек;

  • Определять нарушение функции почек;

  • Оценивать показатели общего анализа мочи, биохимических анализов крови (креатинин, мочевина, мочевая кислота, Na, C1, кальций, фосфор и др.), концентрационной функции почек, клубочковой фильтрации;

  • Оценивать результаты гистологического анализа биоптата, рентгенологического, компьютерного томографического и ультразвукового исследования почек;

  • Диагностировать мочевой синдром, инфекцию мочевыводящих путей, острый пиелонефрит, хронический пиелонефрит, нефротический синдром, нефритический синдром, гематурический синдром, острую почечную недостаточность, хроническую почечную недостаточность;

  • Лечить инфекцию мочевыводящих путей, острый пиелонефрит, хронический пиелонефрит, нефротический синдром, нефритический синдром, гематурический синдром, острую почечную недостаточность, хроническую почечную недостаточность;

  • Проводить промывание желудка, дуоденальное зондирование, желудочное зондирование, слепое зондирование (тюбажи);

  • Оценивать показатели ФГДС и пищеводно-желудочковой рН-метрии, биохимические показатели (печеночные пробы, холестерин, диастазу) анализ кала на дисбактериоз, показатели копрограммы, результаты колоноскопии, ирригоскопии, результаты УЗИ органов брюшной полости, результаты ИФА, ПЦР, биопсии печени и слизистой оболочки ЖКТ;

  • Диагностировать и лечить гастроэзофагально-рефлюксную болезнь, хронический гастродуоденит, дисфункцию желчного пузыря и сфинктера Одди, язвенную болезнь желудка и 12-перстной кишки, холецистит, панкреатит, синдром раздраженной кишки, неспецифический язвенный колит, дисбактериоз;

  • Проводить определение гликемии с использованием глюкометров, определение ацетонурии;

  • Владеть методикой пальпации щитовидной железы;

  • Оценивать показатели УЗИ, рентгенографии, компьютерной томографии, ЯМРТ органов эндокринной системы, показатели гормонального спектра, результаты определения гликемии, результаты определения ацетонурии, результаты тонкоигольной пункционной аспирационной биопсии щитовидной железы;

  • Диагностировать и лечить сахарный диабет 1 и 2 типа, осложнения сахарного диабета, эндемический зоб, диффузно токсический зоб, гипотиреоз, синдром Иценко-Кушинга.


1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых врачами-интернами необходимо для изучения данной дисциплины.

  1. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия - «Организация работы детской поликлиники в новых условиях, об утверждении Правил оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи», «Государственная и национальная программы охраны здоровья матери и ребенка».

  2. Детские инфекционные болезни - «Корь», «Краснуха», «Ветреная оспа», «Коклюш», «Вирусные гепатиты», «Вич-инфекция у детей», «Интегрированное ведение болезней детского возраста».

  3. Клиническая фармакология - разделы по фармакотерапии детей различных возрастов.

  4. Лучевая диагностика и лучевая терапия – «Организация работы отделений лучевой диагностики и лучевой терапии в педиатрических стационарах», «Лучевая диагностика всех органов и систем, физические основы лучевой диагностики».

  5. Фтизиатрия - «Диагностика туберкулеза и дифференциально – диагностические критерии туберкулеза», «Методы профилактики туберкулеза».


1.4.Тематический план практических занятий и тем для самостоятельного изучения по всей дисциплине и их объем в часах (форма №3).

Распределение часов дисциплины


Всего часов

Лек-ции

Практические занятия

Самостоя+тельная работа

Семестр

Форма контроля, семестр

1188

-

792

396

XIII-XIV

Зачет после каждого раздела,

полугодовая (XIII семестр) и Итоговая годовая (XIV семестр) аттестации


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница