Отдел образования Молодечненского райисполкома



страница1/13
Дата26.06.2015
Размер3,2 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Отдел образования Молодечненского райисполкома

ГУО "Лебедевская средняя школа Молодечненского района"



Промежуточный отчёт

об итогах реализации педагогического проекта

за 2011/2012 учебный год
Учреждение образования: ГУО «Лебедевская средняя школа Молодечненского района»
Адрес : д.Лебедево, ул.Советская , 37
Директор школы : Горбачёва Елена Анатольевна
Название проекта: «Внедрение модели формирования основ валеологической культуры у школьников 1 ступени обучения»
Методист-координатор : Перхорович Клавдия Ивановна
Отчёт обсуждён на педагогическом совете

мая 2012 года

Протокол №

ОГЛАВЛЕНИЕ





  1. Итоги реализации педагогического проекта. Ст.2 – 32




  1. Выводы и предложения. Ст. 32-33

3. Приложение 1 – 31. Ст. 33 - 199

Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время — важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.

Изучение состояния здоровья различных контингентов детей не выявило положительной динамики за последние пять лет. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной, нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения.

Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей, на гармонизацию каждого ребёнка с самим собой и окружающим миром. Целостная оценка здоровья подразумевает единство организма и личности, с выделением взаимосвязи следующих определяющих компонентов: духовного, физического, психического и социального.

Проблема здоровья у всех на слуху.

Изменения в содержании школьного образования, интенсификация труда учащихся и учителей предъявляют высокие требования к системе образования в целом, к нервной системе школьника и учителя, в частности. Всё это требует особенно бережного отношения к здоровью всех участников образовательного процесса, внося коррективы в организацию процесса обучения и воспитания. Второй год работы в рамках реализации педагогического проекта «Внедрение модели формирования основ валеологической культуры у школьников 1 ступени обучения» (с первого сентября 2010 года) показал, что педагогическим коллективом правильно выбрана тема проекта, потому что, несмотря на значимость этой проблемы, на практике этому вопросу уделяется недостаточно внимания. В то же время коллектив понимает, что реализация проекта позволит создать адаптивную образовательную среду, направленную на охрану и укрепление здоровья ребёнка, формирующую позицию созидателя в отношении здоровья своего и окружающих.

Вся работа в течение года по внедрению проекта осуществлялась в соответствии с «Программой реализации ... проекта ».

Объектом внедрения проекта был 1 и 2 классы. Участниками проекта стали педагоги:Спода Елена Петровна и Цыбульская Татьяна Ивановна , учителя 1 классов, Сакович Тамара Александровна, воспитатель группы продлённого дня, Алешко Ирина Михайловна, учитель 2 класса, Аникеева Тамара Владимировна, педагог социальный, Ильич Алла Михайловна, воспитатель группы продлённого дня, Журавлёва Надежда Николаевна, педагог-организатор, Кузина Ольга Валерьевна, педагог-психолог. В целом за реализацию проекта отвечает директор школы Горбачёва Елена Анатольевна, руководителем является Скоринко Ирина Иосифовна, заместитель директора по учебно- методической работе.

На сегодня можно сказать, что сложился коллектив единомышленников, так как педагоги прекрасно понимают, что, наряду с учебным процессом, необходимо вести работу по формированию у учащихся понятия, что самое драгоценное, что есть у человека, – это здоровье. На это и направлена цель проекта: создание адаптивной образовательной среды, направленной на охрану и укрепление здоровья ребёнка, формирование позиции созидателя в отношении здоровья своего и окружающих.

Согласно календарному плану, проводились все необходимые мероприятия, направленные на качество реализации проекта.

Руководитель проекта Скоринко И.И. ежемесячно оказывала помощь участникам проекта.

В рамках темы проекта были определены темы исследовательской деятельности педагогов . Проводились консультации, семинары-практикумы по разработке приёмов формирования навыков валлеологической культуры у учащихся, учёба педагогов по умению вести со школьниками беседы, тренинги, а их родителей убеждать в необходимости здорового образа жизни, потому что быть здоро­вым — естественное стремление человека. Здо­ровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворе­ние от своей работы, стремится к самосовер­шенствованию.

В нашей школе от детей ожидают не столько каких-либо специальных знаний и умений, сколько более слож­ных форм умственной аналитико-синтетической деятельнос­ти, большей работоспособности, чем прежде. Поэтому участники проекта проводя ряд мероприятий, учитывали , что огромное влияние на развитие умственной работоспособности младших школьников оказывает уровень физического развития и состояние здоровья.

Успешную учебную деятельность и состояние здоровья детей мы не рассматриваем изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания учителей и родителей. Так, наши педагоги стремятся научить ребенка беречь здоровье. Увлечь спортом, играми, знаниями о своем поведении, о своем теле, об отношениях между друзьями, взрослыми, научить жить в ла­ду с природой.

Процесс приобщения к здоровому образу жизни необходимо начинать с раннего детства, чтобы у каждого ученика появилась потребность поддерживать приобретенные навыки на протя­жении всей жизни.

Важнейшей задачей в настоящее время является здоровье подра­стающего поколения республики, а также разработка эффективных мер, направленных на его укрепление.

Недостаток витаминов, неправильный режим дня, пьющие родители, — все это негативным образом сказывается на состоянии здоровья де­тей. Кроме того, в современных демократических условиях прежний стиль преподавания оказался еще более дезадаптирующим. Продол­жают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная актив­ность детей, что приводит к гиподинамии и нарушениям осанки; сво­бодное время все чаще отдается просмотру видеофильмов и компью­терным играм. О росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится — все это также имеет широкое распространение сре­ди молодежи, особенно среди детей из неблагополучных семей.

Таким образом, перед педагогами нашей школы встала задача не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить его к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль.

Реализуя проект «Внедрение модели формирования основ валеологической культуры у школьников І ступени обучения», учитель 1 класса Спода Е.П.проводила исследование по теме «Использование активных форм и методов работы в обучении учащихся здоровому образу жизни». Работа в 2011/2012 учебном году строилась по следующим направлениям:

1. Изучение литературы по данной проблеме

2. Неразрывная связь здоровья и всестороннего развития учащихся с богатством и разнообразием природы.

3. Питание и здоровье.

4. Сущность здоровья. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье.

5. Забота о своём здоровье.

6. Работа с родителями по привитию ЗОЖ в семье.

7. Спорт и здоровье.

Как же «здравствовать», то есть быть здоровым? Что может сде­лать каждый человек для решения данной задачи? Именно на эти вопросы педагог вместе с ребятами ищет ответы. Главная цель — формирование ответ­ственного отношения к собственному здоровью со стороны самого ребенка, оценка своих возможностей, развитие произвольных и не­произвольных привычек здорового образа жизни.

Навыки здорового образа жизни формируются в основном в прак­тической деятельности, в повседневной жизни, на экскурсиях, прогул­ках, уроках, в семье. Поэтому работа велась по системе, которая включает все учебные предметы, факультативные занятия «Здоровый образ жизни», а также внеклассную работу.

Пример взрослых, с которыми ребенок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях, — один из решающих фак­торов, способствующих становлению у него здорового образа жизни. Поэтому вся работа строится в тесном контакте с родителями.

Таким образом, здоровый образ жизни — понятие, имеющее как индивидуальное, так и общественное значение, отражающее поведе­ние каждого человека и общества в целом

Так, в первом классе изучалась литература по данному направлению, был оформлен уголок «Береги своё здоровье». Кроме того, были использованы следующие формы работы:

1. Сезонные экскурсии. Место для наблюдений выбрали постоян­ное —парк, местная речушка Невежа. Во время экскурсий внимание детей обраща­лось на то, как они одеты, соответствует ли одежда погоде. В конце экскурсии дети оценивали себя сами: правильно ли оделись, было ли удобно, тепло, комфортно или, наоборот, холодно, жарко, неудобно.

В ходе каждой экскурсии велась работа по предупреждению не­счастных случаев (умение вести себя вне школы, помнить о прави­лах дорожного движения).

Нашей целью было также «включить» в работу как можно боль­ше органов чувств. Так, например, при помощи зрения люди могут оценить красоту окружающего мира, слух дает возможность наслаж­даться звуками природы, обоняние — ощущать запахи, осязание — прикоснуться к тому или иному предмету. Вместе с детьми выявляли, как благотворна для зрения зелень и другие природные краски, как по-разному могут восприни­маться звуки природы: одни из них усыпляют человека (шум дождя), другие — успокаивают (шелест листьев), третьи — радуют (пение птиц), насколько целительно общее воздействие природы на человека.


    1. Целевые прогулки «Где зелень, там и здоровье».

    2. Уроки здоровья «Ягодная копилка здоровья» (Приложение 1)

    3. Занятия-путешествия: «Путешествие по музеям напитков» (Приложение 2)

    4. Занятия в форме интервью

    5. Анкетирование, тестирование.

В работе наиболее часто использовались такие методы, как на­блюдение, практическая деятельность, парная и групповая работа, сюжетно-ролевые и дидактические игры, дискуссии, решение ситуа­тивных задач. Кроме того, была использована деятельность, развива­ющая мелкую моторику пальцев, моторику рук:

      1. работа в тетради (рисование, наклеивание, работа с раздаточ­ным материалом);

      2. работа с природным материалом;

      3. практические занятия (правила поведения пешеходов на дороге).

При работе в группах, в парах дети рассуждали, объясняли.

Для работ в парах использовались следующие задания:



  • расскажи товарищу, как ты: выполняешь советы Доктора Тайса;

  • придумай загадку о цветке, ягоде и т. д.;

  • игры в парах (один читает вопросы, другой отвечает).

Ученикам также интересны коллективные игры «Да-нет», «Можно- нельзя».

Читая литературу, знакомились с раз­личным поведением сказочных персонажей, разбирали и анализиро­вали жизненные ситуации, на примере которых учились выбирать правильный способ поведения, способствующий укреплению и сохра­нению здоровья.

В результате у детей воспитывалась ответственность за свои мысли, чувства, поступки, вырабатывались поведенческие навыки здорового образа жизни, т. е. не только накапливалась информация, но форми­ровались и практические знания, воплощаемые в жизнь как предупреждать простудные заболевания;


  • как правильно вести себя в природе;

  • как отличать лекарственные и ядовитые растения;

  • как правильно организовывать свой распорядок дня;

  • как одеваться в соответствии с погодой.

Дети приходили к выводу, что самое важное в жизни — здоровье, что именно они ответственны за состояние своего организма и ни­кто другой не позаботится о них лучше, чем они сами. Поэтому и девизом выбрали слова: «Никто не позаботится о твоем здоровье лучше, чем ты сам»

Современные исследования показали, что потребление пищи, бо­гатой жирами и рафинированным сахаром, значительно увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, кариеса, ожирения. Крайне обременительны для органов пи­щеварения чрезмерное употребление пищи или, наоборот, редкое пита­ние (например, совмещение обеда и ужина). Частота приема пищи — немаловажный фактор профилактики болезней желудка.

Поэтому одним из важных компонентов в системе физического раз­вития школьников является организация правильного, научно обоснованного и рационального питания.

Основная цель в работе по направлению «Питание и здоровье» — уточнить и расширить знания и представления учащихся о питании человека; сформировать пред­ставления об основах рационального питания, обеспечивающего со­хранность здоровья; оказать детям помощь в правильном выборе здо­ровой пищи; предупреждать пищевые отравления и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Занятия проходили в различных формах. Наиболее результатив­ными были тематические занятия «В овощах наша сила», «Молоко – волшебный дар» (Приложение 3)

Кроме того был проведён спортивный праздник «Я умею делать всё»

Для того чтобы занятия были интересными и запоминающимися, в них принимали участие разные персонажи (Зелибоба, доктор Тайс, доктор Природа, доктор Воздух и др.). Благодаря им, велась актив­ная беседа с детьми, они задавали вопросы, давали советы, задания, присылали письма, оценивали знания детей.

В данной работе предпочтение отдавалось активным методам обу­чения: практической деятельности, дидактическим и сюжетно-ролевым играм.

На практических занятиях ученики обучались правилам этикета, простейшим приемам приготовления пищи, украшению блюд, учились сервировать стол, оказывать первую помощь при отравлениях и т. д.

При организации занятий работа планировалась так, чтобы деятель­ность детей способствовала их всестороннему развитию. Все задания и вопросы были направлены на развитие мышления (сравнение, исследо­вание, наблюдение, анализ, обобщение), речи (ответы на вопросы, рассказ, сочинение сказок, загадок), воображения, фантазии, внимания и памяти.

В организации работы по теме «Питание и здоровье» активное участие принимали родители. Именно они оказывали помощь в про­ведении занятий по кулинарии (обеспечение необходимыми продук­тами), организации экскурсий.

Таким образом, ученики получили знания о многих вещах. Например:



  • о значении питания для роста и развития организма;

  • о влиянии качества продуктов на здоровье;

  • о составных элементах пищи: белках, жирах, углеводах;

  • о том, что пища должна быть разнообразной;

  • о питательных и целебных свойствах наиболее распространен­ных продуктов;

  • о пользе свежих овощей и фруктов как источников витаминов и минеральных веществ;

  • о последствиях приема загрязненных нитратами и радионук­лидами продуктов;

  • о правильном распределении рациона между приемами пищи;

  • о вреде переедания и недоедания;

  • некоторые исторические сведения о питании в древние време­на; происхождении отдельных видов пищи;

  • о традициях белорусской кухни и особенностях других нацио­нальных кухонь;

  • некоторые сведения о питании животных.

Ребята приобрели навыки о том, как:

  • различать полезную и не очень полезную пищу (выбирать для питания полезную пищу);

  • ограничивать себя в употреблении вредных для здоровья продук­тов, жирной пищи, сладостей, солений, пиищ, богатой холестерином, и т. д.;

  • разнообразить свой рацион;

  • предотвращать отравления некачественной пищей и оказы­вать первую помощь, если отравление все-таки произошло;

  • проводить профилактику желудочно-кишечных заболеваний, оказывать первую помощь при расстройствах желудка, при болях в животе выполнять гигиенические правила приема пищи;

  • поддерживать режим питания;

  • выполнять правила культурного и безопасного поведения за столом;

  • безопасно обращаться со столовыми приборами при приготов­лении и употреблении пищи.

Эффективность процесса обучения во многом зависит от использо­вания методов, развивающих познавательную активность. Один из слож­ных и в то же время важных методов, активизирующих практическую и познавательную деятельность, — метод эксперимента.

Так, на занятии по теме «Здоровые зубы — здоровью любы», про­водя опыт с удаленным зубом, ребята сами становились исследовате­лями, они вовлекались в поиск ответов на вопрос: «Что произойдет с зубом, помещенным в сосуд с газированным напитком?».

С основными правилами укрепления здоровья ребята знакомы. Но уточнить и глубже осознать изученное ранее помогает возвращение к этому вопросу на занятиях «Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим», «Безопасность при любой погоде».

Неоднократно в течение года на занятиях возвращались к вопро­су о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья. Так как вследствие неравномерности детского развития раз­ным ученикам требуется разное время для осознания любого из про­граммных вопросов, то возможность возвращения к пройденному мате­риалу позволяет слабоуспевающим детям не формально заучить учеб­ный материал, а досконально разобраться в нем.

Уточнить и расширить знания и представления о факторах, ук­репляющих и ослабляющих здоровье, о полезных и вредных привыч­ках человека, воспитать разумный взгляд на состояние своего орга­низма, привить навыки систематического самоконтроля, показать кра­соту физического, психического, нравственного совершенства, развивать осознанное стремление к его достижению — таковы были цели внеклассных занятий на тему: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Умей сказать «нет».

Организация практической работы предполагает активное фор­мирование навыков безопасного поведения. Так, например, при про­ведении занятия «Не шути с огнем» дети сначала обучались ока­занию первой помощи при нетяжелых ожогах, а затем закрепляли навык в игровой ситуации.

Проконтролировать степень усвоения тех или иных знаний, умений и навыков помогало анкетирование и тестирование, которое проводилось среди учащихся и их родителей. Проведены родительские собрания «Умственное утомление» (Приложение 4), «Питание и здоровье ребёнка».

При изучении динамики выбора основных компонентов здорового образа жизни было выявлено, что понимают ученики под здоровым образом жизни. Участвовали в анкетировании 11 учеников 1 «А» класса.

Все ученики отметили вред курения для здоровья, 90,9 % — вред алкоголя, 81,8 % — необходимость занятий спортом для укрепления здоровья, 72,7% — важность правильного питания, 63,6 % — соблюде­ние режима дня, 45,5 % —вред наркотиков.

Данные показатели указывают на то, что ученики в понятие здорового образа жизни вкладывают нечто большее, чем просто отсутствие недомогания или каких-либо жалоб на здоровье Основными компонентами здорового образа жизни дети данного воз­раста выбирают отказ от курения, алкоголя, занятия спортом, пра­вильную организацию питания.

При анализе анкет (Приложение 5) по теме «Человек и его здоровье» были получены следующие результаты (участвовало 11 учеников)


  1. На вопрос «Кто должен заботиться о твоем здоровье?» ребята ответили так: 72,7 % — сам, 27,3% — родители.

  2. Где вы учитесь быть здоровыми? 63,6 % ответили, что в школе, 36,4 % — дома.

  3. Умеешь ли ты заботиться о своем здоровье? 90,9 % — да, 8,1 % — частично.

  4. Выполняешь ли ты режим дня? 54,5 % — да, 45,5 % — не всегда.

  5. «Курить — здоровью вредить». 100 % — не надо начинать курить, 100 % — курение особенно вредно для детей.

Такое анкетирование помогает определить, в каком направлении необходимо вести работу, чему следует уделять больше внимания.

Здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Такое понимание сущности здоровья основано на противопоставлении понятий «болезнь + вероятность болезни»» с одной стороны и «духовное, телесное, социальное здоровье + гармоничность развития организма и психики человека» - с другой. Поэтому учитель 1 класса Цыбульская Т.И. стремилась перестроить свою работу с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Главная тема исследовательской работы, по которой она работала, — формирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни. Навыки здорового образа жизни формируются в основном в практической деятельности, в повседневной жизни, в поведении на экскурсиях, прогулках, уроках, в семье.

В первом полугодии учитель работал над блоком «Личная гигиена». За время работы над этим блоком она провела ряд интересных и полезных мероприятий (Приложение 6), среди которых беседы:

- «Правила гигиены»

- Советы Айболита»

- Забота о твоём здоровье».

Детям очень понравился и просмотр мультфильмов «Мойдодыр», «Федорино горе».В рамках этого блока была проведена и экскурсия в Лебедевскую врачебную амбулаторию. Была проведена беседа со стоматологом и практическое занятие «Здоровые зубы - здоровью любы», неделя Чистюли, в ходе которой дети старались уделить больше внимания своему внешнему виду и опрятности. Во втором полугодии работа проводилась над блоком « Физическая культура и спорт – главные помощники здоровья».

Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура — просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным. Что же происходит, если человек мало двигается?

При дефиците движений здоровье человека ухудшается во всех его проявлениях. Так, малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на деятельности многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной, дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, замедляется мышление. Снижается сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.Поэтому, педагог старался привить детям — потребность в движении, т.е. то, что в нас заложено самой природой.

Какие же виды физкультурных занятий присутствуют в режиме дня моих учеников?

Утренняя гигиеническая гимнастика дома, в школе — перед началом уроков.

Гимнастика при систематическом проведении имеет гигиеническое и воспитательное значение. Она способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает жизненный тонус, усиливает дыхание и кровообращение, повышает работоспособность, имеет большое воспитательное значение, способствуя выработке воли и настойчивости.

При составлении комплексов упражнений утренней гимнастики, я старалась учитывать определенные требования к их содержанию и характеру. Упражнения подбирала так, чтобы в них принимали участие основные группы мышц. Их трудность нарастала в середине зарядки, а к концу постепенно снижалась.

Например:

потягивание;

ходьба (на месте или в движении);

упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;

упражнения для мышц туловища, живота;

упражнения для мышц ног (приседания, прыжки);

упражнения общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады вперёд, в сторону);

упражнения силового характера;

двигательные упражнения.

Во время выполнения упражнений следит за дыханием, так как правильное дыхание: глубокий вдох и выдох через нос повышает работоспособность организма. Вдох делаем в момент расслабления мышц при разгибании туловища, поднимании рук вверх, в стороны, расширении грудной клетки. Выдох должен совпадать с моментом максимального напряжения мышц.

Проводя утреннюю гимнастику, Цыбульская Т.И. пришла к выводу, что необходимо максимально использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы организации гимнастики и её проведения. Заметив, что детям больше нравится выполнять гимнастику игрового характера, пересмотрела вопросы подбора и планирования комплексов.

Именно в игровой форме можно добиться от детей проявления инициативы, творчества, воображения. Поэтому более результативны комплексы гимнастики, составленные с учётом интересов: ритмическая гимнастика, дыхательная, игры-соревнования, игры-хороводы. Из опыта работы заметила, что проведение гимнастики в нетрадиционной форме приносит свои результаты. Гимнастика до занятий компенсирует 10% суточного объема двигательной активности детей, способствует хорошей организации начала учебного дня, и в этом заключается её большое организующее значение. Какой другой урок приносит детям столько радости, как физкультура?! На каком ещё уроке так бурно и естественно проявляется скрытая в каждом ребенке энергия? Какой учебный предмет разовьет заложенные в нас природой гибкость, ловкость, силу, чувство ритма и другие физические способности, необходимые не только для двигательной деятельности, но и для разностороннего развития!

Физкульт—УРА! — школа здоровья. Нет, как известно, ничего дороже здоровья! Именно поэтому передо мной встал вопрос: « Что делать, чтобы работа по физическому воспитанию не только приобщала детей к здоровому образу жизни, но и обеспечивала высокую работоспособность каждого ребёнка на всех школьных уроках?»

Первое, что она дала детям, — это информацию о значении физических упражнений для их организма, о значении движения. С этой целью были проведены занятия на тему «Движение—это жизнь», «Двигайся больше — проживёшь дольше»(Приложение 7).

Следующий шаг — создание на каждом уроке эмоционально-насыщенной атмосферы и применение нетрадиционных способов подачи программного материала.

Старается на уроках давать место заданиям, которые можно выполнять по-разному: скакать со скакалкой, кто как умеет, передвигаться кто как умеет, стараясь не повторять движение, которое делали другие дети; загадывать и отгадывать двигательные загадки, придумывать новые варианты знакомых игр. Такие задания стимулируют творческое преобразование, обучение движениям приобретает специфическую направленность: не подражать, а сотворить. Полюбились ученикам игровые и сюжетные уроки физкультуры, уроки-импровизации, внеклассные мероприятия по физкультуре: дни здоровья, праздники. Иногда на уроках использую физкультминутки, связанные с материалом урока. Например, после прочтения рассказа Б. Бианки «Хвосты» предлагалось детям проиллюстрировать движения разных зверей. Хороши экспромты, их разновидности многочисленны и разнообразны. Например, «Оркестр»: дети имитируют игру каждый на своём «музыкальном инструменте».

Перед проведением физкультурной паузы старается всегда проветрить класс. В целях профилактики улучшения зрения использую упражнения для глаз.

Для развития мелкой моторики использует гимнастику для рук, коррекционные минутки с мелкими предметами (горох, фасоль, орехи).

Материал для физкультминуток постоянно пополняет, обновляет, варьирует и по содержанию, и по способу подачи.

Алешко И.М.,учитель 2 класса , в 2011-2012 учебном году продолжила работу по реализации проекта «Внедрение модели формирования основ валеологической культуры у школьников 1 ступени обучения». За основу работы было выбрано направление «Здоровье и питание».

Все ученики 2 класса изъявили желание посещать факультативное занятие «Здоровый образ жизни. Питание и здоровье»

Основная цель исследовательской работы по проекту в этом направлении :



  • Уточнить и расширить знания и представления учащихся о питании человека;

  • Сформировать представления об основах рационального питания, обеспечивающегося сохранность здоровья;

  • Оказать детям помощь в правильном выборе здоровой пищи;

  • Предупреждать пищевые отравления и заболевания желудочно – кишечного тракта.

В последние годы , по данным медицинских исследований , состояние здоровья школьников заметно ухудшилось. Большое отрицательное воздействие на здоровье учащихся оказывает нерациональное питание. Дети могут и обязаны повседневно влиять положительно на своё здоровье.

Наука о правильном (разумном) питании доказала, что здо­ровому человеку лучше всего употреблять разнообразную пи­щу, состоящую из различных продуктов животного и расти­тельного происхождения. Чем разнообразнее продукты, тем пища полезнее, тем лучше обеспечивает она жизнедеятель­ность организма, высокую трудоспособность и долголетие, до­ставляет людям удовольствие. Однообразная, хотя и любимая пища, быстро надоедает. И, наоборот, от одного только вида нового блюда или упоминания о нем появляется аппетит.

От того, как и чем питается человек с первых дней своей жизни, зависит его здоровье. Но как бы хороша ни была пища, если не соблюдается режим питания, то организм использует ее не полностью. Ака­демик И. П. Павлов убедительно доказал на опытах, что ре­жим питания очень важен для усвояемости пищи, а следова­тельно, и для здоровья людей. Если нет порядка в приеме пищи, то нарушается работа нервной системы (ухудшается аппетит), пищеварительной системы (запоры, поносы) и других систем организма.

Были проведены мероприятия, которые формируют представления об основах рационального питания, воспитывают здоровые привычки питания, оказывают детям помощь в правильном выборе здоровой пищи : устный журнал «Секреты молока», «Да здравствует рыба!», «Овощи – кладовая здоровья», «Лекарства на тарелке» и др.

Чтобы привлечь внимание родителей к процессу воспитания здоровых привычек питания у детей, с ними проводилась определённая работа: на родительских собраниях знакомила с целями и задачами курса «Питание и здоровье», приглашала родителей посетить уроки, где раскрываются темы здорового питания, рассылала через детей письма-рекомендации для родителей (Приложение 8, 9 ). При активном участии родителей в классе проведены : «Фестиваль здоровой пищи», «Переменка закусок». Дети пробовали различные продукты, полезные для здоровья, приготовленные родителями. Для питья мамы приготовили фруктовые соки.

Семья закрепляет тре­бования учителя, дополняет школьное воспита­ние, расширяет его, так как касается таких сто­рон, которые невозможно затронуть в школе, в частности, сформировать навыки ЗОЖ у де­тей.

Чтобы изучить, как питаются дети в семье, какое у них представление о полезной пище, с учащимися проводилось анкетирование (Приложение 10,11)

Де­ти полнее и глубже анализируют информацию, если рассматриваемая тема эмоционально при­влекательна, а следовательно, любой образова­тельной цели легче достичь, если рассматрива­емая тема будет эмоционально значима для де­тей и сможет их увлечь. Использование худо­жественных текстов (или отрывков), содержа­щих описание ситуаций и особенностей дейс­твий в них главных героев с выводами о ЗОЖ, создает определенный психологический настрой, активизирует мышление.

Все эти мероприятия помогают расширить знания и представления учащихся о питании, оказать детям помощь в правильном выборе «здоровой» пищи. Дети и родители в совместной работе смогли сформулировать Принципы здорового питания (Приложение12) .

Но, не смотря на проделанную работу, анализ тестов показал, что в семье не придерживаются рекомендаций, не закрепляется то, чему дети учились на занятиях ЗОЖ. В повседневной жизни приходится наблюдать, что родители не хотят преодолевать привычки неправильного питания. Вся проделанная работа сводится к нулю.

На протяжении всего учебного года проводится анализ количества пропусков занятий учащихся по состоянию здоровья . В этом учебном году пик заболеваемости учащихся пришёлся на ноябрь, февраль, март. (Приложение 13)

Регулярно проводится физкультурно-оздоровительная работа.

Проводя консультации, беседы, стараюсь убедить родителей в том, что развитие ребёнка неповторимо и зависит от трёх ключевых элементов: здоровья, хорошего питания и ухода ( последнее включает создание обстановки любви, чуткости и поощрения), что на познание мира ребёнком влияет его окружение, в том числе социальный статус родителей, их культурные нормы, семейные традиции и представления о здоровом образе жизни, а также образ их жизни.

Если мы хотим быть здоровыми, а это значит непрестанно, каждую минуту наслаждаться радостью человеческого существования, с нетерпением ждать утра следующего дня и с улыбкой засыпать вечером, то прежде всего мы должны со всей силой страсти полюбить самого себя как самую драгоценную для нас личность на земле — этому учу ребят на занятиях курса «Здоровый образ жизни». Каждый человек должен заботиться о своем здоровье, а это зависит от желания и умения выработать разумное поведение в соответствии с условиями существования. Чтобы стать властелином своего здоровья, следует учиться этому искусству с раннего возраста.

Все эти мероприятия разработаны участниками проекта и могут быть использованы в работе другими педагогами. Следует отметить, что мероприятия, направленные на формирование и повышение уровня культуры здорового образа жизни, оказались полезными для учащихся 1 и 2 классов , поскольку положительно скажутся на здоровье школьников и в дальнейшем сформируют у них мотивацию на ведение здорового образа жизни.

«Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы »- писал В.А.Сухомлинский.

Здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Здоровый образ жизни предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в которой можно выделить следующие компоненты:

- осознанное целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;

- целенаправленное освоение физических навыков и навыков сохранения здоровья;

- использование естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;

- активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;

Физическая активность – главный решающий фактор сохранения здоровья, ничем не заменимое универсальное средство профилактики недугов. Это и физкультурно-оздоровительные занятия, систематические закаливающие процедуры, соблюдение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек, профилактические мероприятия и просветительская работа как с учащимися , так и с родителями.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения.

Решение современных проблем в области сохранения здоровья школьников требует качественно новых подходов. В рамках проекта «Внедрение модели формирования основ валеологической культуры у школьников первой ступени обучения» педагогом социальным ГУО « Лебедевская средняя школа Молодечненского района» , в период с сентября 2011 по май 2012 года проведена определённая работа. Содержание работы было направлено на усвоение учащимися, родителями, педагогами многогранности понятия «здоровье», восприятие его как общечеловеческой и личностной ценности; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; приобщение к занятиям в спортивных кружках и секциях; формирование культуры питания, труда и отдыха; предупреждение вредных зависимостей.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница