«Пищеварение в ротовой полости»



Скачать 100,51 Kb.
Дата26.06.2015
Размер100,51 Kb.
Конспект урока в 8 классе по теме «Пищеварение в ротовой полости»

Автор: Учитель биологии Кожевникова М.М., МКОУ ХМР «СОШ д.Согом»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало)

- Сегодня наш урок пройдет не совсем обычно, в форме медицинского съезда, а вы будете выступать в роли врачей – стоматологов.

- Медицинский съезд (конгресс) – это одна из форм коллективного общения представителей медицинской науки и практики, используемая для обмена опытом и научной информацией.



Садятся за парты


2. Сообщение темы и цели урока

- Представьте, что в нашем организме есть фабрика, которая осуществляет переработку пищи, всасывание питательных веществ, и удаление ненужных, не переработанных веществ.

- Какая система органов является этой «фабрикой»? (Пищеварительная).

- Какие органы выполняют роль оборудования на этой «фабрике»? (Органы пищеварения).

- Что такое пищеварение? (Процесс переработки пищи, превращения питательных веществ в доступные для организма).

- Как называются вещества, которые осуществляют процесс пищеварения? (Ферменты).

- В какой орган пищеварительной системы в первую очередь поступает пища? (В ротовую полость).

- Верно. Значит, пищеварение начинается уже в ротовой полости. Это и есть тема нашего конгресса.

- Запишите число и тему в тетрадь. Тема: «Пищеварение в ротовой полости».

- Как вы думаете, что мы должны узнать к концу урока?

Знать, как происходят процессы пищеварения в ротовой полости.

- Чему вы должны научиться к концу урока?

Уметь применять полученные знания для сохранения своего здоровья.

- За каждый быстрый правильный ответ на уроке ставьте на полях тетради один балл.



Отвечают на вопросы

Записывают число и тему в тетрадь

Отвечают на вопрос


3. Работа над новой темой

- Итак, пищеварительная система начинается ротовой полостью. Что происходит с пищей в ротовой полости?

Измельчается зубами и смачивается слюной.

- Вход в ротовую полость ограничивают губы. Они покрыты тонкой кожей, богаты кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Губы участвуют в захвате пищи (с вилки, ложки) и определяют её качество (теплое - холодное).

- Представьте, что вам предлагают проглотить сухой кусочек хлеба. Как вы считаете, это у вас получится?

- Конечно же, нет. Кусочек хлеба обязательно должен быть измельчен, эту функцию выполняют зубы, и увлажнен слюной.

Демонстрация скелета головы.

- Зубы располагаются на верхнечелюстной и нижнечелюстной костях. Как вы видите, нижняя челюсть может двигаться, и двигается она за счет сокращений жевательных мышц.

- Сколько же зубов у человека? Какие типы зубов у человека? Какое строение имеют зубы? Попробуйте самостоятельно найти ответы на эти вопросы, и рассказать об этом своим коллегам.

Работа по карточкам.

Первая пара расскажет нам о смене зубов у человека. Вы работаете с первым абзацем на стр. 175, а вторая пара расскажет нам о количестве и типах зубов. Вы работаете со 2-м абзацем на стр. 175. Третья пара расскажет нам о строении зуба. Вы работаете с 3-м и 4-м абзацем на стр. 175 – 176. Время для подготовки – 5 минут.

Расскажите, как происходит смена зубов у человека?


- Какие типы зубов выделяют у человека?

Всего у человека 32 зуба: на каждой челюсти по 4 резца, 2 клыка, 4 малых и 6 больших коренных зубов.

- Ребята, посмотрите в зеркало, найдите у себя зубы разных типов.


- Какую функцию выполняют резцы и клыки?

(С их помощью мы откусываем пищу).

- Какую функцию выполняют коренные зубы?



(Они помогают нам измельчать пищу).

- Начертите в тетради таблицу и запишите в нее полученную информацию (фронтально)

Типы зубов и их функции:


Типы зубов

Количество на каждой челюсти

Функции

Резцы

4

Откусывание пищи

Клыки

2

Малые коренные

4

Измельчение пищи

Большие коренные

6

- А теперь расскажите нам о строении зуба (с использованием плаката).



Зуб – сложный орган, в нем различают корень, скрытый в костной ячейке челюсти, шейку и коронку. Коронка – это видимая часть зуба.

- Давайте запишем названия частей зуба в тетрадь.

Зуб = коронка + шейка + корень.

- Из каких веществ построен зуб?



Зуб построен из плотного вещества, похожего на кость, - дентина, в области корня покрытого цементом, а в области коронки – плотной эмалью. Она защищает зуб от стирания и проникновения бактерий.

- Внутри зуба находится полость, пульпа, пронизанной кровеносными сосудами и нервными окончаниями.

- Для чего нужны кровеносные сосуды зубу?

- Для чего нужны нервные окончания? (они воспринимают давление на зуб).

- Для того, чтобы пища хорошо усваивалась нашим организмом, она должна быть хорошо пережевана. Хорошо пережевывать пищу мы можем, только если у нас здоровые зубы.

- Как же сохранить здоровье зубов? Свой доклад на эту тему представит нам Горбунова Маргарита.

- Заболевание зубов всем нам знакомо. Как оно называется? (Кариес).

О заболевании зубов нам расскажет Камаева Света.


- Спасибо! Прислушайтесь к советам, и результатом будет – здоровые зубы.

  1. Физкультминутка

Учитель:

А сейчас минутка отдыха, прошу вас посмотреть на фигуры над доской , обведите глазками каждую фигурку , а теперь закройте глаза и осторожно надавите на веки, тем самым мы улучшим кровоснабжение глаз и снимем усталость.


- Как мы сказали в начале урока, в ротовой полости пища измельчается с помощью зубов, перемешивается и смачивается… Чем? (слюной)

- Верно. В слизистой оболочке полости рта располагаются мелкие слюнные железы. Сюда же открываются протоки трех пар больших слюнных желез: околоушной, подъязычной, подчелюстной (демонстрация таблицы).

Запишем в тетради схему «Виды слюнных желез»

Виды слюнных желез

А) околоушные

Б) подъязычные

В) Подчелюстные

- Все эти железы выделяют слюну – более 1 л в сутки. Слюна смачивает пищу, смывает со слизистой оболочки вредные или посторонние вещества.

- Посмотрите на схему «Состав слюны»

А) Вода (99,4 %)

Б) Ферменты

- Что входит в состав слюны?

- А какую роль выполняют ферменты слюны?

- Прочитайте первый абзац учебника и ответьте на вопрос.



Ферменты слюны придают ей клейкость и убивают бактерии. В ротовой полости под действием ферментов, начинается процесс пищеварения, т.е. расщепления пищи. Под действием ферментов в ротовой полости начинает расщепляться содержащийся в пище крахмал на более простые молекулы - до глюкозы.

- Докажем, что ферменты слюны действуют на крахмал, расщепляя его. Для этого мы проведем лабораторноеисследование.



Выполнение лабораторной работы «Действие слюны на крахмал».

- Прочитайте инструктивную карту к лабораторному исследованию.


- Опишите, что наблюдали, сделайте вывод. (Фронтально)

- Попав в рот, пища начинает раздражать многочисленные рецепторы, и мы ощущаем ее вкус, температуру, перемещение. Как только пища попадает в рот, начинается рефлекс выделения слюны и рефлекс жевания. Эти рефлексы безусловные. Но в течение жизни у человека вырабатываются и условные рефлексы. Например, вы видите лимон. Что вы ощущаете?

Что вы ощущаете, когда я показываю вам картинку с вкусной едой?

- Это условные слюноотделительные рефлексы.В этом случае слюна начинает вырабатываться в ответ на запах пищи, ее вид или другие раздражители.

- Важную роль в ротовой полости играет язык. Как он помогает осуществлять процесс пищеварения? Самостоятельно изучите четвертый абзац на стр. 177 и ответьте на вопрос.

Язык определяет качество пищи, ее вкус, направляет пищу к зубам, перемешивает ее, передвигает в глотку.

- Посмотрите, как осуществляется процесс глотания. В глотке перекрещиваются дыхательные и пищеварительные пути.

Как видите, во время глотания вход в гортань закрывается надгортанником, и пища не проникает в дыхательные пути, а язычок мягкого неба поднимается и отделяет носоглотку от ротоглотки. Эти процессы происходят рефлекторно. Однако если во время еды разговаривать или смеяться, надгортанник не успеет закрыть вход в гортань, это может привести к тому, что пища попадет в дыхательные пути. Поэтому нельзя разговаривать и смеяться во время приема пищи.

- Из глотки пища попадает в пищевод.

- Исходя из названия органа – пищевод – расскажите о его функциях.

- Пищевод проводит пищу в желудок.

- Посмотрите, как пища передвигается по пищеводу.

- Пища по пищеводу передвигается благодаря перистальтике. Перистальтика – волнообразные сокращения стенок внутреннего органа.

- Запишем определение «Перистальтика» в словарь


Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

Работают с учебником в парах

Слушают ответы учеников первой пары

Слушают ответы учеников второй пары
Смотрят в зеркало, определяют у себя типы зубов

Отвечают на вопросы


Чертят в тетради таблицу, заполняют ее


Слушают ответы учеников третьей пары

Делают записи в тетради

Отвечает на вопрос ученик третьей пары

Отвечают на вопросы

Слушают сообщение ученика

Слушают сообщение ученика

Отвечают на вопрос

Делают записи в тетради

Отвечают на вопрос


Читают текст учебника, отвечают на вопрос

Изучают инструктивную карту. Выполняют лабораторную работу.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы.


Самостоятельно работают с учебником, отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Записывают определение в терминологический словарь.


4. Закрепление

1. По материалу, изученному сегодня на уроке, заполните таблицу.

Фронтальное заполнение таблицы

2. Рассмотрите рисунок зуба. Как называются структуры, обозначенные цифрами (фронтально).

3. Выполните тест (Самостоятельно).



Заполняют таблицу

5. Постановка домашнего задания







6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Что на уроке вам понравилось больше всего?

- Что запомнилось больше всего?

- В чем были трудности?

- Оцените свою работу на уроке.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Молодцы, вы все сегодня хорошо работали на уроке, скажем друг другу «Спасибо»



Дают оценку своей деятельности на уроке


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница